Как Православные пишут о Мормонах.

dmsmplus1968

"Церковь Иисуса Христа святых последних дней" (мормоны)
Мормоны не протестанты,а языческая секта, и принимать их в Православие нужно через Крещение, как язычников
1
В этой главе речь пойдет о
мормонах — самой «старой» из
новых сект. Генерал Лебедь,
став секретарем Совета безопасности, решил выступить
против сект и обозвал мормонов «плесенью», не обладая ни¬какой информацией о них. В результате на него было тут же оказано сильнейшее давление со стороны Америки, где мор¬моны представлены во всех органах власти и властных струк¬турах и являются мощным лобби. Вскоре Лебедю пришлось униженно извиняться. Извиняется он до сих пор. Все это очень грустно, потому что создает лишнюю рекламу для мор¬монов. Думаю, генералу полагалось бы знать, что, не владея информацией, не стоило делать публичных политических за¬явлений. Такой информацией я и попытаюсь с вами поде¬литься.
Мормонские миссионеры выглядят всегда одинаково: чер¬ные брюки, белые рубашки, скромный галстук, на груди чер¬ная табличка, на которой написано, к примеру: «старейшина Джо» (или «старейшина Джим»). Ходят они всегда парами, часто с темными рюкзаками за спиной. Обычно это очень мо¬лодые ребята, коротко постриженные, со спортивно-военной выправкой, лет 19-20. Я видел даже как-то «старейшину Ва¬сю» и «старейшину Петю». Они тоже были иностранцами — один из Белоруссии, а другой со Львовщины.
В России мормонов, как правило, принимают за одну из протестантских деноминации. Сами они очень этому рады и всегда подчеркивают, что являются христианами, а если и от¬личаются от других, то только подчеркнутым консерватизмом, прекрасными семейными устоями, строгой нравствен¬ностью и вообще образцовой показательностью во всех отно¬шениях. Всегда гладко выбритые, аккуратно постриженные, в строгих галстуках — просто образец консервативного доб¬ропорядочного человека и гражданина.
Известный московский священник, занимающийся реаби¬литацией членов сект, как-то однажды принимал в Правосла¬вие людей, бывших мормонами, но захотевших вернуться в Православную Церковь. Он принимал их без Крещения, лишь Миропомазанием, как «реформатов». Это было ошиб¬кой, потому что мормоны — не реформаты и не протестанты, а языческая секта, и принимать их нужно только через Кре¬щение, по образцу того, как принимают язычников.
С ранних лет Джозеф Смит занимался оккультизмом, за что и был в зрелом возрасте изгнан из методистской церкви
Официальное название этой секты — «Церковь Иисуса Христа святых последних дней». Основателя ее зовут Джозеф Смит. Он родился в 1805 г. в
штате Нью-Йорк в США. Семья его была настолько бедна, что соседи не очень общались с ними, хотя и сами были небо¬гатыми фермерами. Если вспомнить, что в Америке, особен¬но в северных штатах, царило мнение, что подлинное благо¬честие вознаграждается Богом и бедные люди — это неудач¬ники, которые наказаны за свои грехи, то становится понят¬ным такое отношение соседей к семье Смитов. Может быть, в данном конкретном случае так и было, потому что, хотя фор¬мально Смиты были протестантами, в церковь они не ходи¬ли, считая, что ни одна из церквей не содержит истины: ее можно найти лишь в личных отношениях с потусторонним миром. По-своему они были людьми религиозными; все се¬мейство было склонно к экзальтации и различным «видени¬ям». Были такие «видения» у отца — то ли во сне, то ли наяву, об этом рассказывала мать Джозефа Смита. У Смитов было семь детей. Так как семья была очень бед¬на, в ней часто шли разговоры об индейских сокровищах, ко¬торые где-то закопаны и которые надо только найти и раско¬пать, и тогда они, наконец, разбогатеют. В первой половине XIX века в Америке был бум кладоискательства: все искали индейские сокровища (вспомним хотя бы историю Тома Сойера, в конце концов нашедшего клад индейца Джо и Джозеф с детства ходил и искал всюду клады. У него даже был «магический камень», который должен был показать ему, где зарыт клад. Не получив никакого образования и всю жизнь оставаясь полуграмотным, юный Смит обладал неза¬урядной силой убеждения, и ему удалось убедить окружаю¬щих, что этот магический камень может отыскивать клады. Даже какой-то фермер приехал издалека, чтобы попросить Джозефа найти минеральные ископаемые на принадлежащей ему земле.
Согласно недавно найденным документам (мормоны, ес¬тественно, отрицают их подлинность можно утверждать, что Джозеф с ранних лет занимался оккультизмом, то есть вызывал духов в надежде, что они помогут ему найти клад. Правда, у него это не очень получалось, потому что в 1826 г. он был привлечен к суду за шарлатанство, при помощи кото¬рого «зарабатывал» деньги. Если знать эти факты из биогра¬фии Джозефа Смита, станут понятны те «видения», о кото¬рых он стал говорить в дальнейшем.
«Видения», по его словам, появились у него в самом ран¬нем возрасте. Тут имеется определенное несоответствие, по¬тому что впервые Джозеф рассказал о них в 1832 году, буду¬чи 27-летним зрелым мужчиной, а первое «откровение», по его словам, было у него в 1820 году, то есть в 15-летнем воз¬расте. Все эти годы он почему-то молчал.
Вот что он рассказал. Когда ему было 15 лет, он ушел од¬нажды в лес для молитвы. Во время молитвы в лесу его по¬крыло страшное темное облако, в середине которого появи¬лась колонна света, в которой он увидел двух «личностей» в сверкающих белых одеждах. Один из них вообще был обле¬чен в великолепие, представить которое было выше челове¬ческого воображения; он указал на второго и сказал: «Это сын мой возлюбленный, его слушайся», из чего Джозеф за¬ключил, что ему явились Бог Отец и Иисус Христос.
Из православной аскетики, из Нового Завета нам извест¬но, что при подлинной встрече с Богом у человека прежде всего является желание упасть на лицо свое, закрыть голову руками и сказать: «Изыди от меня, Господи, потому что я че¬ловек грешный!» — страшно увидеть Бога Живого. Но не та¬ков был Джозеф: он нисколько не смутился и запросто всту¬пил с «божеством» в разговор. Первый вопрос, который он задал: какую из существующих церквей можно считать ис¬тинной? Удивительно, но полученный им ответ был как раз тот ответ, который он с детства слышал от своих родителей:
ни одна из существующих христианских церквей не является истинной. Более того, явившаяся «личность» сказала: «Все христианские церкви — мерзость в моих глазах». В этом и за¬ключалось основное содержание видения. Никаких поруче¬ний Джозефу дано не было и последствий в его жизни это грандиозное видение не оставило.
Лишь через несколько лет после этого, в 1826 году, когда Джозефу был 21 год, случилось второе видение — в спальне, где он перед сном молился Богу, прося избавить его от «не¬больших» грехов: от похотливости и проведения времени в веселых компаниях. Интересно, что от этих «мелких» грехов он до конца жизни так и не избавился. Скончался он в 1844 году (был убит в перестрелке).
В ответ на его молитву опять явилось что-то вроде облака света, в середине которого зависала в воздухе, не касаясь зем¬ли, какая-то «личность», назвавшая Джозефа по имени, а се¬бя — «Ангелом Моронием». Этот «ангел» рассказал Джозефу много интересного. Вот это откровение и можно считать на¬стоящим рождением мормонизма, ибо первое видение, собст¬венно, еще никуда не вело.
«Ангел Мороний», который в течение ночи то пропадал, то появлялся вновь, рассказал лежавшему в постели Джозе¬фу о существовании некой книги, написанной на золотых таблицах, но погребенной в тайном месте (заметим: опять те¬ма клада). Эту книгу ему следует раскопать и перевести, но ему будет позволено сделать это лишь тогда, когда он найдет нужную особу, на которой ему необходимо будет жениться. По странному совпадению, этим нужным человеком оказа¬лась барышня Эмма Смит, к которой Джозеф уже раз сватал¬ся, но ее отец, считавший Джозефа ненадежным парнем и да¬же авантюристом, дал ему от ворот поворот. Но «ангел» стро¬го сказал Джозефу, что ему нужна именно Эмма Смит, после чего Джозеф забрал барышню против воли отца. В январе 1827 г. они поженились и вернулись в Пенсильванию, где Джозеф тогда обретался.
После этого ему вскоре опять явился Мороний и расска¬зал про место, в котором закопаны золотые таблицы: на горе Коморра в штате Нью-Йорк. Джозеф раскопал золотые таб¬лицы, принес их домой. И следующие два года он переводил то, что на них было написано. Впоследствии это получило из¬вестность как «Книга Мормона» (отсюда и название секты). Книга эта довольно толстая, в ней 700 с лишним страниц тек¬ста, написанного в псевдобиблейском стиле. Если предста¬вить себе, что это были золотые таблицы, то возникает во¬прос: возможно ли было одному человеку физически поднять столько золота? Здесь явная неувязка.
Как мы уже говорили, Джозеф был из бедной семьи и об¬разования не получил. Он читал с большим трудом, а писал только самые примитивные фразы, да и то с большими ошиб¬ками. Переводить же ему, как он сам объявил, нужно было с «реформированного» древнеегипетского языка, на котором были написаны таблицы. Конечно, языка этого он не знал, но ему было дано откровение о том, как нужно переводить. Ну¬жен был писарь, и вначале им была Эмма Смит. Таблиц ни¬кто не видел, было объявлено, что они лежат в сундуке под кроватью. В шляпе у Джозефа лежали два магических камня, «Урим» и «Туммим», которые Джозеф якобы раскопал вмес¬те с таблицами. Джозеф смотрел в шляпу и диктовал, а Эмма все это записывала.
Интересно, что относился Джозеф ко всему этому доста¬точно небрежно: надиктовав уже довольно много, он дал по¬читать рукопись своему приятелю, но тот ее потерял. Копии не было, и весь перевод пропал, поэтому Джозефу пришлось начать все сначала. Однако перед этим к нему предусмотри¬тельно явился Мороний и сказал, что переведенные места пе¬реводить заново не нужно, а нужно переводить новые места. Это было весьма кстати, потому что, если бы нашлась поте¬рянная рукопись, могло бы выясниться, что переводы не сов¬падают, и опять получилась бы неувязка.
Джозеф, глядя в шляпу, где теперь лежал один небольшой магический камень, принялся за дело. В это время он позна¬комился с по-настоящему грамотным человеком — Оливе¬ром Каудери, которого можно считать вторым основателем мормонской церкви.
Итак, Оливер Каудери стал секретарем и писцом Джозефа Смита, и язык «Книги Мормона» сделался куда более эле¬гантным. Потом Смиту было откровение, что и Оливер мо¬жет получить «Урим» и «Туммим» и тоже может смотреть в шляпу и переводить. Но Оливер напрочь отказался, после че¬го пришло второе откровение, что, действительно, только Джозеф Смит может этим заниматься. Вся последующая ис¬тория Смита характерна тем, что его очень часто и очень во¬время посещали различные «божественные» откровения.
Интересна еще одна деталь из жизни Смита того времени:
между 1826 и 1828 годами, когда он делал новый перевод (многим позже великого откровения о том, что все христиан¬ские церкви — это мерзость пред очами Господа Смит всту¬пил в методистскую церковь и несколько месяцев был ее чле¬ном, покуда не был изгнан оттуда за занятия оккультизмом. Факт формального отчисления Джозефа Смита и его Эммы запечатлен в архивах этой церкви в виде документа об их изгнании. Почему же Джозеф ослушался столь ясных и недвусмысленных слов «Бога-Отца»? Естественно, возника¬ет вопрос: а было ли вообще такое откровение?
В 1829 г. Смит и Каудери отправились в лес. Интересно, что большинство ранних мормонских откровений происхо¬дило в лесу, и на этот раз им явилось новое видение — «Кре¬ститель Иоанн» в виде Ангела, который рукоположил их во священство Аароново и велел им крестить, а затем повторно рукоположить друг друга.
Вскоре после этого произошло второе рукоположение Смита и Каудери в высшую степень священства — священст¬во Мелхиседеково. На этот раз им явились «апостолы Петр, Иаков и Иоанн». Таким образом было «восстановлено» свя¬щенство, утраченное в ранней Церкви. Его не было восемнад¬цать веков, но теперь, как было сказано, оно уже не прервет¬ся до конца времен.
Впоследствии между Каудери и Смитом начались трения:
Каудери говорил, что должен увидеть таблицы и удостове¬риться в их истинности. Если Джозеф ему доверяет, то поче¬му не показывает таблицы? И тогда Джозеф привел Каудери в лес вместе с несколькими другими своими ранними сотруд¬никами, где произошло новое видение, в котором им были показаны таблицы. Свидетельство о том, что присутствую¬щие в тот момент в лесу видели эти таблицы, содержится в начале «Книги Мормона». Но интересно отметить, что сам Джозеф Смит никому своих таблиц так и не показывал, а яв¬лены они были только в лесном видении, то есть достовер¬ность того факта, что сами таблицы были у Джозефа, этим свидетельством не подтверждается. Более того, все люди, подписавшиеся под заявлением об истинности видения таб¬лиц, впоследствии покинули мормонскую церковь и высту¬пали против Смита.
Такова история ранних откровений Смита. Можно сде¬лать разные предположения относительно этих откровений.
Сам Джозеф рассказывал о них много позже, и детали этих рассказов сильно рознились друг от друга. Можно предполо¬жить, что вначале он просто решил сыграть со своей семьей в своего рода игру, но неожиданно для него самого ему повери¬ли. Делать нечего — пришлось ему продолжать игру, и он во¬шел во вкус.
С другой стороны, сами описания этих откровений доста¬точно характерны. То, что мы знаем из аскетики о явлениях темных сил, вполне походит на эти откровения. Так что, воз¬можно, что-то у него и было. Во всяком случае наличие неких бесовских откровений не исключает шарлатанства во всей этой темной истории. Однако каково было процентное соот¬ношение бесовщины и шарлатанства, мы так никогда и не уз¬наем. Мормоны расскажут вам именно о таком начале их «церкви».
В 1830 г. «перевод» «Книги Мормона» был закончен. Она была опубликована последователями Смита и стала продаваться по цене 1 доллар 20 центов, что по тем време¬нам было очень внушительной суммой. «Книга Мормона» внешне похожа на Библию — толстая книга, обычно в тем¬но-синей обложке, с золотыми буквами. Напечатана она в два столбца, чтобы было больше похоже на Библию. Читать ее очень скучно: Марк Твен назвал ее «хлороформом на бу¬маге». В этом псевдобиблейском повествовании говорится о судьбе десяти потерянных колен Израилевых, которые, ока¬зывается, не потерялись до конца, а в лице лучших своих представителей отправились на корабле в Америку. У мор¬монов есть виртуозная библейская ссылка (мне ее привел давным-давно один мормонский миссионер): когда Иаков, отец Иосифа, умирал в Египте (конец Книги Бытия он склонился на посох (Быт. 47, 31). Так вот, посох надо пони¬мать якобы как океан, а то, что Иаков склонился на посох, означает, что таким образом потомки его пересекут океан и достигнут Америки.
Новые переселенцы поселились в необитаемой тогда Аме¬рике и стали там жить. Они заново построили храм Соломо¬на в Америке, расплодились и населили всю землю. Согласно «Книге Мормона», в США прибыли 600 человек, которые очень быстро стали размножаться и каким-то образом через несколько лет начали строить точную копию храма Соломо¬нова, который и воздвигли за девятнадцать лет. Факт инте¬ресный, если вспомнить, что, как говорится в Библии, храм строили 150 тысяч человек в течение восьми лет. Каким об¬разом это удалось кучке переселенцев, в которой большинст¬во к тому же составляли, вероятно, женщины и дети, остает¬ся загадкой. Как и то, где им удалось в незнакомой стране найти необходимые строительные материалы — мрамор, зо¬лото, кедр ливанский и т. д., которые были необходимы для «точной копии» храма царя Соломона.
В конце концов между десятью коленами произошло раз¬деление: одни из них были за свои грехи наказаны Богом и потемнели, а другие остались белыми. Далее в «Книге Мор¬мона», опять же в псевдобиблейском духе, повествуется о дальнейшей жизни мормонов в Америке. Там есть свой Ио¬анн Креститель, есть свой Давид и свой Голиаф, свой пророк Даниил и апостол Павел, хотя и под другими именами. Со¬гласно «Книге Мормона», Спаситель после Воскресения был также в Америке, где явился белым израильтянам, на¬значил среди них 12 апостолов, повторил Нагорную пропо¬ведь и сказал, что явится во второй раз. Кончилось все пе¬чально: индейцы («проклятое племя») расплодились и уничтожили белых.
Согласно Смиту, «Книга Мормона» была написана чело¬веком по имени Мормон — последним из белых израильтян, живших в Америке. Произошло это якобы в VI веке по Р. X. Мормон написал свою книгу на золотых таблицах, которые закопал; они-то и были в нужное время явлены Джозефу Смиту.
Во время одного из скандалов Каково реальное происхожде-
толпа вымазала Смита смолой, ние «Книги Мормона»? На
обваляла в перьях и протащила этот счет есть несколько тео-
по всему городу рий. Одна из них говорит о
малоизвестном американском писателе Соломоне Споулдинге — авторе фантастических романов. Он написал эту книгу и скончался, не успев ее опубликовать, а Джозеф Смит нашел его рукопись и издал от своего имени. Если сказать об этом нынешним мормо¬нам, они, скорее всего, ответят, что рукопись не сохрани¬лась, а потому и доказать ничего нельзя и остаются только предположения.
Жизнь и деятельность потерянных племен Израиля — это была тема, которая в Америке тогда широко обсуждалась. Смит слышал об этом, и даже если потерянного романа не су¬ществовало, то из литературы, которая по этому поводу пуб¬ликовалась, он мог очень многое позаимствовать, тем более что есть большое количество параллелей между «Книгой Мормона» и книгами нескольких авторов, которые были тог¬да опубликованы. Но главное, если судить по воспоминани¬ям матери Джозефа, мальчик с детства обладал очень бойким воображением и часто рассказывал домашним истории о бывших обитателях этой земли, поэтому вполне возможно, что какую-то часть книги он и сам мог сочинить.
С опубликования «Книги Мормона» и начинается собст¬венно история мормонской церкви. Через несколько дней по¬сле того, как книга увидела свет, состоялось учредительное собрание мормонской церкви, которое и основало «Церковь Иисуса Христа», как она называлась вначале. В уставе ее го¬ворилось, что ее лидер должен быть провидцем, переводчи¬ком, пророком, апостолом Иисуса Христа и старейшиной церкви через волю Божию. Это были обязательные качества лидера церкви. Естественно, было установлено, что единст¬венным из всех собравшихся, кто обладает всеми этими качествами, является Джозеф Смит. Тогда же началась активная миссионерская деятельность секты.
Одной из характерных черт новой церкви была вера в то, что откровение не закончилось в библейские времена, что оно продолжается все время и, исходя из характеристики ли¬дера церкви, он должен все время его получать. Если же он не получает откровений, то с»н не подлинный лидер. Новый За¬вет не завершен: следуют рее новые и новые обновляющиеся «Новые Заветы» - естественное, с их точки зрения, продол¬жение Нового Завета.
Интересно, что из откровений, которые получал Дж. Смит, многие оказывались ошибочными - в частности то, по которому соавтором перевода «Книги Мормона» должен был стать Оливер Каудери, или ряд других, когда Джозеф посы¬лал разных людей в конкретное место с конкретным задани¬ем. Они шли, но ничего обещанного не находили. Надо было как-то решать эту проблему, и решилась она достаточно про¬сто: Джозеф объяснил, чт0 есть откровения от Бога, от людей и от диавола. Пророк открыт всем этим откровениям; задача в том, что нужно отобрать из них только те, которые идут от
Бога.
Как известно, у мормонов существует запрет на горячи¬тельные напитки, табак, чай и кофе. Ничего этого они не упо¬требляют, не пьют даже кока-колу, потому что в ней содер¬жится кофеин. Примечательна история о том, как пришло это откровение. Джозеф и его последователи с самого начала занимались активной миссионерской деятельностью и про¬поведовали, поэтому дом их всегда был полон местными фер¬мерами, которым было интересно: о чем это толкует сосед¬ский паренек? Фермеры были народ грубый, неотесанный, они жевали табак и сплевывали на пол, курили, пили пиво, и жены первых мормонов были всем этим очень недовольны. Эмма Смит как-то сказала Джозефу: почему тебе не прихо¬дит откровение о том, что все это надо запретить? Кто-то из присутствующих мужчин сказал: тогда по справедливости должно быть откровение, что и вам нельзя пить ни кофе, ни чая. И вскоре пришло откровение, запрещающее и то, и дру¬гое, и третье...
Новая община росла и вступала в некоторые противоре¬чия с окружающими из-за своего нестандартного образа жизни и из-за странной веры. Эти трения приводили к тому, что мормоны вынуждены были постоянно мигрировать. Ал¬горитм был один: Джозеф объявлял, что обнаружилась Зем¬ля обетованная, где и надо построить поселение, откуда мы и начнем распространять наше царство по всей земле — так сказал Сам Господь. Мормоны снимались с места, переез¬жали, но вскоре у них начинались трения с местными жите¬лями. Приходило новое «откровение», мормоны ехали на новое место, но и там начиналось все сначала... Во время од¬ного из очередных скандалов толпа вымазала Джозефа смо¬лой, обваляла в перьях и в таком виде протащила по всему городу. Скорее всего, это было вызвано «мелким грехом» распутства, которому до конца своей жизни был подвержен основатель новой церкви. Как раз в эти годы среди мормо¬нов начиналось многоженство, и линчевание Смита, по всей видимости, было вызвано именно этим. Приблизительно тогда же Смит создал боевые отряды под названием «даниты». Их задачей было «уничтожать язычников, грабить их и отбирать у них собственность; таким образом мы построим Царство Божие». Это были слова откровения, полученного Смитом. Можно догадаться, что деятельность данитов не способствовала улучшению отношений между мормонами и окружающим миром.
Нельзя не обратить внимания и на историю, которая про¬изошла около 1833 г. В то время мормоны жили в г. Киркланд (штат Огайо). Там появился торговец древностями, у которого был какой-то древнеегипетский папирус. По¬скольку Джозеф слыл после своего перевода «Книги Мор¬мона» знатоком древнеегипетского языка, торговец принес ему папирус для перевода. Джозеф ужасно обрадовался, что есть возможность доказать свои способности, и приобрел папирус за две тысячи долларов — астрономическая по тем временам сумма. Он разработал древнеегипетский алфавит и издал этот папирус как «Книгу Авраама», которая сразу же вошла в число мормонских святых книг. Считалось, что этот папирус погиб в огне, поэтому сравнить «Книгу Авраа¬ма» с оригиналом невозможно. Но вот в 1967 г. именно этот папирус обнаружили в музее Метрополитен в Нью-Йорке, и оказалось, что это самое обычное погребальное распоря¬жение, не имеющее ничего общего с «Книгой Авраама». Для мормонов было большой сложностью замять всю эту исто¬рию. Совсем недавно у меня был разговор с мормонами на московской улице. Когда я спросил про «Книгу Авраама», они заявили, что музей Метрополитен совершил акцию подлога и что это совершенно другой папирус, а подлинный свиток, дескать, погиб. Но чувствовали они себя при этом очень неуютно.
Именно в тот год, когда Смита обваляли в перьях, он пове¬дал своему окружению о своих ранних откровениях. Возмож¬но, таким образом он захотел несколько повысить свой по¬шатнувшийся авторитет. Трения мормонов с теми, кто не был членом их церкви, продолжались, и в конце концов не¬скольких мормонов посадили в тюрьму. Тогда, по новому от¬кровению, из Киркланда они перебрались в г. Наву (штат Иллинойс). Это было в 1838 г. А в 1844 г. Джозеф был убит. Именно в Наву он развил свое учение и написал две основ¬ные вероучительные книги мормонов (в «Книге Мормона» вероучения мормонов не содержится) — «Учение и заветы» и «Драгоценная жемчужина».
В тюрьму ворвалась толпа, Прежде чем перейти к веро-
и Смит вместе с братом были учению мормонов, необходимо
застрелены, причем в перест- сказать несколько слов о мно-
релке Смит ранил трех человек гоженстве.
Начало многоженства обычно относят к 1831 году, когда Джозеф обратился к одной 12-летней барышне, сказав, что ему было откровение от Бога, что она должна стать его второй женой (первой полигамной женой). На самом деле это откровение было не совсем вер¬ным, потому что первая полигамная жена у него уже была и брак с ней был заключен, по словам самого Джозефа, в сто¬ге сена. После этого одна за другой стали появляться все но¬вые и новые жены. Известно, что Эмма Смит была этим чрезвычайно недовольна и с многоженством боролась. Во¬обще у нее было сложное положение: с одной стороны, она должна была поддерживать пророчества своего мужа, а с другой — многоженство тоже ведь было откровением и со¬мневаться в нем означало сомневаться и в других пророче¬ствах. Можно было только посочувствовать бедной женщи¬не. Для ее вразумления Джозеф объявлял о таких открове¬ниях: «И пусть моя раба Эмма Смит примет всех тех, кото¬рые были даны моему рабу Джозефу, которые чисты и пра¬ведны передо мной; а тех, кто нечисты, но сказали, что они чисты, тех я истреблю, говорит Господь... И я приказываю моей рабе Эмме Смит слушаться и повиноваться моему ра¬бу Джозефу и никому другому. Но если она не послушается этого повеления, она будет уничтожена, — говорит Господь;
ибо я Господь Бог твой и я уничтожу ее, если она не пребу¬дет в законе моем».
В конце концов именно многоженство и свело Смита в мо¬гилу: ему приходили откровения о том, что многоженство очень полезная вещь (надо же было укрепить свое положе¬ние причем не только для него, но и для других мормонов. Поэтому они тоже брали себе множество жен, отчего их отношения с придерживавшимися христианских взглядов на брак соседями отнюдь не улучшались...
Сколько же было жен у самого Смита? По разным подсче¬там — 27,48 и 84. Поскольку он объявлял браками самые раз¬личные связи, то вряд ли когда-нибудь можно будет назвать их точное число. Известно, что дети у него были по крайней мере от семи женщин, не считая первой жены (значит, всего от восьми). О других детях ничего не известно, но это не зна¬чит, что их не было.
Несмотря на трения и скандалы с окружающим миром, Джозеф был опьянен той властью и авторитетом, которыми он обладал в своей общине. В 1844 г. он даже объявил себя кандидатом в президенты США. Он открыто говорил о ми¬ровом господстве мормонов и о том, что его нужно провоз¬гласить королем и короновать. Кончилось все это плачевно:
часть мормонов, скандализированная таким поведением своего пророка, отделилась от него и создала свое издатель¬ство и типографию, где они начали печатать антисмитов-ские материалы. Смит приказал отрядам данитов разгро¬мить эту типографию, что и было ими с удовольствием про¬делано.
В дело вмешались официальные власти Наву и посадили Смита вместе с его братом в тюрьму как зачинщиков беспо¬рядков. Но народ был уже разъярен всеми предшествующи¬ми скандалами с мормонами. На следующий день в тюрьму ворвалась толпа, и Джозеф Смит вместе с братом были заст¬релены, причем у них тоже оказалось почему-то оружие, из которого они отстреливались. В перестрелке Джозеф Смит ранил трех человек. Поэтому на мученика, каковым объяви¬ли его мормоны, Джозеф Смит явно не тянет...
Хотя у каждого мормона только Мертвый пророк оказался гопо одной официальной жене, раздо более полезным, чем но фактически они остаются пророк живой. Смит был про-многоженцами возглашен мучеником, а движение мормонов стало расти.
Новым главой мормонов стал человек по имени Бригхам (Брайам) Янг. Он возглавил великое мормонское переселе¬ние к Соленому озеру, где сейчас располагается американ¬ский штат Юта. Прежде чем Янг утвердился у власти, ему пришлось выдержать жестокую борьбу, в процессе которой вдова Смита со сторонниками отделилась и основала свою церковь, отрицавшую многоженство; она существует до сих пор («Реорганизованная Церковь Иисуса Христа святых по¬следних дней» хотя и не так мощна и богата, как основная церковь мормонов.
Мормоны шли на Запад без какой-то определенной цели. Это было сложное и мучительное путешествие, закончи¬вшееся на берегу Соленого озера, где был основан город, ко¬торый сейчас называется Солт-Лейк-Сити. Этот эпизод мор¬монской истории описан у Конан Дойля в рассказе «Этюд в багровых тонах». Там описывается переселение и та атмосфера тирании, всеобщего доносительства и террора, ко¬торая царила в ранних мормонских поселениях.
Брайам Янг оказался талантливым организатором и руко¬водителем, и своим существованием мормонская церковь обязана именно ему. Ранняя мормонская история сопровож¬далась серией скандалов, одним из которых была война про¬тив мормонов, объявленная правительством США. Обычно мормоны уходили от столкновений с войсками, не сопротив¬ляясь или изредка отстреливаясь, и переселялись на новые места, а затем возвращались на старые. В 1857 г. произошло одно из главных мормонских преступлений, потрясшее Аме¬рику: около 100 поселенцев, основавших свой небольшой по¬селок, были вырезаны мормонами от мала до велика. Мормоны пытались свалить это на индейцев, но было доказано, что это дело их рук. Брайаму Янгу удалось уйти от ответственно¬сти, но его ближайший помощник был осужден и повешен за это преступление. Существуют прямые доказательства того, что Янг заведомо знал об этом преступлении и одобрял его. Брайам Янг жил до 1877 г. У него было 70 жен и 56 детей;
обладая весьма импозантной внешностью (высокий, с длин¬ной бородой он любил представлять из себя этакого ветхо¬заветного патриарха. Многие известные американцы, такие, как Ральф Уольдо Эмерсон и Марк Твен, ездили поглазеть на него, познакомиться с ним.
Следующее значительное событие в жизни мормонской общины — отмена многоженства. Это была сложная история:
Янгу неоднократно были откровения о том, что тот, кто будет выступать против многоженства (которое, как говорилось ему, «Я, Господь, устанавливаю навеки» тот будет истреб¬лен от лица живых и никогда не увидит спасения. Это было явное и недвусмысленное откровение: многоженство — ос¬новной догмат нашей веры, а любой, выступающий против него, недостоин жизни.
Однако это вызывало серьезные проблемы с американ¬ским правительством: Юта должна была получить статус штата, а вместе с ним и возможность для мормонов избирать и быть избранными, но по закону США многоженство было запрещено. Мормонам нужно было делать выбор между от¬кровением и нелегальным положением, в котором они могли оказаться. И вот, в 1890 году тогдашнему главе мормонов, как всегда, вовремя явилось откровение, что многоженство отме¬няется. Мормонам пришлось принять новое откровение, но несколько групп отделились от основной церкви. До сих пор существуют мормоны, которые признают многоженство и ко¬торые его практикуют. Я видел телепередачу о таких отде¬лившихся мормонах: у достаточно молодого мормона было четыре жены; одна из них была мать, две другие — ее дочери, а четвертая — их двоюродная сестра. Одна из них с гордостью сказала, что лучше иметь 25 процентов от 100-процентного мужчины, чем все 100 процентов — от 25-процентного муж¬чины. Они называли себя жены-сестры.
Основная же часть мормонов приняла откровение, и офи¬циально многоженство было отменено. Первая жена призна¬валась единственной, а все остальные оказывались без средств к существованию. Можно себе представить, что было с этими многочисленными женами, которые оказались про¬сто-напросто на улице.
Однако, хотя многоженство официально было отменено, оно по-прежнему остается краеугольным камнем мормон¬ской веры. Хотя у каждого мормона только по одной офици¬альной жене, но фактически они остаются многоженцами. Каким образом — об этом чуть позже.
6
Церковью мормонов руководят Рассмотрим организацию мор-пророк, президент, апостолы монской церкви. Это жесткая и и «кворум Семидесяти» очень эффективная структура.
Низшей ступенью является от¬деление; численность его составляет от 250 до 500 человек. Как только отделение разрастается и достигает верхней гра¬ницы, оно автоматически разделяется пополам — на два отде¬ления, каждое из которых начинает расти заново. Отделения, собранные в одной географической местности, называются «кол». Это название происходит из тех времен, когда посе¬ленцы приходили на новые земли и втыкали кол, с тем чтобы застолбить за собой место.
Глава отделения — епископ, глава кола — президент. Да¬лее церковью управляет «кворум Семидесяти» — руководя¬щая структура церкви, где есть свой президент. Эти 70 счита¬ются современными двойниками тех 70, которых послал слу¬жить Христос. Над «советом Семидесяти» стоит «совет 12 апостолов» со своим президентом. Самым высокопоставлен¬ным лицом в церкви является пророк, имеющий двух помощников (первого и второго советников). Втроем они составля¬ют первое (высшее) президентство церкви мормонов. Новым пророком после смерти предыдущего избирается президент «кворума 12 апостолов». После смерти первого пророка Джо-зефа Смита было еще 12 пророков. Сейчас пророком являет¬ся Эзра Тафт Бенсон — следующим будет Ховард Хантер.
Президент, апостолы и «кворум Семидесяти» руководят церковью мормонов.
Дважды в год у мормонов бывают общие собрания, на ко¬торых избираются новые должностные лица. Эти выборы очень похожи на памятные многим из нас советские выборы, когда выбирать предлагается из одного кандидата, за которо¬го все дружно голосуют. Понятно, что все назначения при та¬кой системе идут сверху.
Каждый из мужчин-мормонов считает, что он имеет свя¬щенство Аароново, но избранные имеют священство Мелхи-седеково. Они-то и являются профессиональными мормон-. скими священниками. Женского свящгнства у мормонов нет. Интересно, что раньше чернокожим было запрещено иметь мормонское священство (любое но в 60-е годы началось движение за гражданские права, и под очень сильным давле¬нием уже в 70-е годы к мормонам пришло новое откровение, в результате которого было объявлено, что Бог простил чер¬нокожих и разрешил им принимать священство.
По учению мормонов, у Элогима есть гарем, от которого он рождает духовные сущности. Первых двух звали Люцифер и Иисус
Вероучение мормонов изложе¬но в двух книгах, о которых я уже говорил: «Учение и заветы» и «Драгоценная жемчужина». Мормоны верят в то, что есть бесчисленное множество бо¬гов. Боги, как и мы, обладают физическими телами, хотя и с «разными энергиями». У каждого бога есть своя индивиду¬альная планета или галактика (в зависимости от значимости бога которою он правит. Каждый бог, поскольку он имеет физическое тело, был от кого-то рожден. У каждого из богов есть гарем, и от физического союза со многими женами рож¬даются духовные сущности.
Когда-то очень давно в виде духовной сущности родился бог под именем Элогим, который при неизвестных обстоя¬тельствах получил физическое тело и поселился на планете Колоб. Отсюда он и правит нашей галактикой, то есть явля¬ется нашим богом. Мормоны уверяют, что они — монотеис¬ты, так как люди имеют дело только с Элогимом. Знание об остальных богах на уровне земного существования для мор¬монов остается чисто теоретическим. У Элогима есть свой га¬рем, от которого он рождает духовные сущности. Первых двух из них звали Люцифер и Иисус, потом было множество других духов. Но духам нужно воплотиться в физические те¬ла, чтобы стать богами и иметь свои планеты. Когда духов на¬плодилось великое множество, собрался совет духов, чтобы решить, что делать с планетой по имени Земля. Когда был со¬бран кворум, мнения разделились: Люцифер хотел править Землей по каким-то своим планам, но того же хотел и Иисус. Во время голосования две трети голосов были отданы за Ии¬суса, а остальные — за Люцифера. Таким образом, было ре¬шено большинством голосов, что править Землей будет Ии¬сус, но треть духов вместе с Люцифером восстала и начала воевать против других духов, которых возглавил Иисус. Сто¬ронники Люцифера были побеждены и наказаны тем, что ни¬когда не смогут воплотиться в тела и вечно останутся духами. Но даже среди тех духов, которые воевали на стороне Иису¬са, были разные. Одни храбро воевали на передовой линии, не щадя своей жизни, а другие держались сзади и если не де¬зертировали, то и не рисковали. Эти-то трусливые духи и бы¬ли наказаны при воплощении черной кожей, плоским носом и толстыми губами, а также лишением возможности стать священниками. Храбрые же духи были награждены белой ко¬жей и «нормальными» носами и обладали всеми правами.
Мормоны отрицают непорочное рождение Христа от Де¬вы Марии. Они считают, что бог Элогим в физическом теле спустился на Землю и самым обычным способом зачал там физическое т

urchin

А что пишут православные о боянах?

ESCALADE

Прочитал, но так и не осознал, почему мормонов назвали сектой?
Их же, исходя из статьи, чуть не 10 млн. Тогда и православие тоже надо сектой называть.
Их вряд ли существенно больше.

ProXeed

дело не в количестве, а в качестве. у православныех убидительнее получается врать чем у мормонов

svetik70

В одном из эпизодов Сауспарка по сути то же самое, но гораздо покороче будет

MammonoK

про сайентологов там покруче эпизод всё же )

kasimusya

+1.
но кстати из этой серии я лично для себя вынес, что мормоны - не такие уж плохие ребята

78685

но кстати из этой серии я лично для себя вынес, что мормоны - не такие уж плохие ребята
Ясный пень. Не новость, что только они попадают в рай

svetik70

Ага, только йопнутые шопесдец.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: