В России началась разработка ядерной энергодвигательной установки 1МВт

broroman

В России началась разработка ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для космической техники нового поколения. Задача поручена Исследовательскому центру имени Келдыша. О важности этого проекта для российской космонавтики и его значении "Интерфаксу-АВН" рассказывает директор Центра, президент Российской академии космонавтики имени Циолковского Анатолий КОРОТЕЕВ.
- Анатолий Сазонович, разработка ядерной энергоустановки стала приоритетной целью, для достижения которой будут сконцентрированы немалые ресурсы. Это действительно проект, от которого зависит будущее космонавтики?
- Именно так. Давайте посмотрим, чем сегодня занимается космонавтика. Мы увидим такие направления, как спутниковая связь, высокоточная космическая навигация, дистанционное зондирование Земли - то есть все, что относится к информационному обеспечению. Второе направление - решение вопросов, связанных с расширением наших познаний о космосе за пределами околоземного пространства. Наконец, космонавтика и у нас, и в других странах работает на решение определенного круга оборонных задач. Вот условно три комплекса задач космической деятельности сегодня. Для их решения используются проверенные временем, отработанные транспортные системы.
Если же посмотреть, чего мы ожидаем от космонавтики завтра, то здесь наряду с совершенствованием круга уже решаемых задач ставятся вопросы развития производственных технологий в космосе. Речь также идет об экспедициях к Луне и Марсу. Причем не об экспедициях посещения, какой была американская экспедиция на Луну, а о длительном пребывании на других планетах, чтобы можно было достаточное время посвятить их изучению.
Кроме того, ставятся вопросы о возможном электроснабжении Земли из космоса, о борьбе с астероидно-кометной опасностью. Все это задачи уже совершенно иного порядка, чем сегодняшние. Так вот, если мы задумаемся, насколько этот комплекс задач обеспечен траспортно-энергетической структурой, то увидим, что есть серьезная необходимость повысить энергообеспечение наших космических аппаратов и экономичность двигателей.
Мы имеем сегодня неэкономичные транспортные средства. Представьте, из каждых 100 тонн, улетающих с Земли, в полезную нагрузку, в лучшем случае, превращается 3%. Это для всех современных ракет. Все остальное выбрасывается в виде сгоревшего топлива.
Что касается перспективных задач, то крайне важно, чтобы мы достаточно экономично передвигались в космосе. Здесь существует понятие удельной тяги, которая характеризует экономичность двигателя. Это отношение создаваемой им тяги к массовому расходу топлива. Если взять первую немецкую ракету ФАУ-2, то ее удельная тяга в старых единицах измерения была равна 220 секундам. Сегодня же самая лучшая двигательно-энергетическая система, использующая водород с кислородом, дает удельную тягу до 450 секунд. То есть 60-70 лет работы лучших умов мира подняли величину удельной тяги традиционных ракетных двигателей всего в два раза.
Есть возможность увеличить этот показатель в разы или на порядки? Оказывается, есть. Например, используя ядерные двигатели, мы могли бы увеличить удельную тягу примерно до 900 секунд, то есть еще в два раза. А используя для разгона ионизованное рабочее тело, могли бы выйти на величины 9000-10000 секунд, то есть подняли бы удельную тягу в 20 раз. И это частично достигнуто уже сегодня: на спутниках при небольших тягах используются плазменные двигатели, которые дают удельную тягу порядка 1600 секунд. Однако таким аппаратам нужно еще достаточная электрическая мощность. Если не брать во внимание совершенно уникальное сооружение - Международную космическую станцию, где уровень электричества около 100 кВт, то сегодня наиболее мощные спутники имеют уровень электрического обеспечения всего 20-30 кВт. Очень трудно решать ряд задач, если мы останемся на таком уровне.
- То есть, нужен качественный скачок?
- Да. Космонавтика, сегодня испытывает состояние, близкое к тому, в котором авиация оказалась после Второй Мировой войны, когда стало ясно, что с поршневыми двигателями уже невозможно поднять скорость, невозможно серьезно увеличить дальность, и вообще иметь экономически выгодную авиацию. Тогда, как помните, в авиации произошел скачок, и от поршневых двигателей перешли к реактивным. Примерно та же ситуация сейчас в космической технике. Нам не хватает энергетического совершенства для решения серьезных задач.
Кстати, это стало понятно не сегодня. Уже в 60-70-е годы и у нас, и в США были начаты работы по использованию ядерной энергии в космосе. Первоначально была поставлена задача создать ракетные двигатели, которые вместо химической энергии сгорания горючего и окислителя использовали бы нагрев водорода до температуры около 3000 градусов. Но оказалось что такой прямой путь все-таки неэффективен. Мы на короткое время получаем большие тяги, но при этом выбрасываем струю, которая в случае нештатной работы реактора, может оказаться радиоактивно зараженной.
Несмотря на огромный объем работ, который был выполнен в 60-70-е годы в СССР и США, ни нам, ни американцам не удалось тогда создать надежных работающих двигателей. Они работали, но мало, потому что нагреть водород до 3000 тысяч градусов в ядерном реакторе - серьезная задача.
Были проблемы и с экологией во время наземных испытаний двигателей, поскольку радиоактивные струи выбрасывались в атмосферу. В СССР эти работы шли на специально подготовленном для ядерных испытаний семипалатинском полигоне, который остался в Казахстане.
И все же в части использования ядерной энергии для электроснабжения космических аппаратов СССР в те годы сделал очень серьезный шаг. Было изготовлено 32 спутника. С использованием ядерной энергии на аппаратах удавалось получить электрические мощности на порядок выше, чем от солнечной энергии.
Впоследствии СССР и США в силу различных причин на какое-то время прекратили эти работы. Сегодня ясно, что их надо возобновлять. Но возобновить таким лобовым образом, чтобы сделать ядерный двигатель, имеющий вышеназванные недостатки, нам показалось неразумным, и мы предложили совершенно иной подход.
- И в чем принципиальное отличие нового подхода?
- Этот подход отличался от старого тем же, чем отличается гибридный автомобиль от обычного автомобиля. В обычном автомобиле двигатель крутит колеса, а в гибридных автомобилях от двигателя вырабатывается электроэнергия, и уже это электричество крутит колеса. То есть создается некая промежуточная электростанция.
Точно так же мы предложили схему, в которой космический реактор не нагревает струю, выбрасываемую из него, а вырабатывает электричество. Горячий газ от реактора крутит турбину, турбина крутит электрогенератор и компрессор, который обеспечивает циркуляцию рабочего тела по замкнутому контуру. Генератор же вырабатывает электричество для плазменного двигателя с удельной тягой в 20 раз выше, чем у химических двигателей.
Каковы основные преимущества такого подхода. Во-первых, отпадает необходимость в семипалатинском полигоне.. Мы можем провести все испытания на территории России, не втягиваясь в какие либо длинные тяжелые международные переговоры по поводу использования ядерной энергии за пределами государства. Во-вторых, выходящая из двигателя струя не будет радиоактивной, поскольку через реактор проходит совершенно другое рабочее тело, которое находится в замкнутом контуре. Кроме того, нам не надо при этой схеме нагревать водород, здесь в реакторе циркулирует инертное рабочее тело, которое нагревается до 1500 градусов. Мы серьезно упрощаем себе задачу. Наконец, в итоге мы поднимем удельную тягу не в два раза, а в 20 раз по сравнению с химическими двигателями.
- Можно ли назвать сроки реализации проекта?
- Проект предполагает следующие этапы: в 2010 году - начало работ; в 2012-м - завершение эскизного проекта и проведение обстоятельного компьютерного моделирования рабочего процесса; в 2015 году - создание ядерной энергодвигательной установки; в 2018-м - создание транспортного модуля, использующего эту двигательную установку, чтобы в том же году подготовить систему к полету.
Кстати, фаза компьютерного моделирования раньше не была характерна для создававшихся изделий космической техники, но сегодня она совершенно необходима. На примере последних двигателей, которые разрабатывались в России, Франции и США, стало ясно, что классический старый метод, когда делалось большое количество опытных экземпляров для испытаний, является отжившим.
Сегодня, когда возможности вычислительной техники очень высокие, особенно с появлением суперкомпьютеров, мы можем обеспечить физико-математическое моделирование процессов, создать виртуальный двигатель, проиграть возможные ситуации, просмотреть, где подводные камни, и только после этого идти на создание двигателя как говорится "в железе".
Вот показательный пример. Вы наверняка слышали о созданном для американцев в КБ "Энергомаш" двигателе РД - 180 для ракеты "Атлас". Вместо 25-30 экземпляров, которые обычно уходили на отработку двигателя, понадобилось всего 8, и РД-180 сразу пошел в жизнь. Потому что разработчики дали себе труд все это "проиграть" на компьютерах.
- Какова цена вопроса?
- Сегодня на весь проект продекларировано 17 млрд рублей по 2018 год включительно. Непосредственно на 2010 год выделено 500 млн рублей, в том числе 430 млн рублей - для Росатома и 70 млн рублей - для Роскосмоса.
Естественно нам хотелось бы верить, что если руководство страны говорит, что это приоритетное направление, и деньги выделены, то их дадут.
Декларированная сумма меньше чем хотелось бы, но, думаю, на ближайшие годы этого достаточно и с этими деньгами можно выполнять большой комплекс работ.
Наш институт назначен головным по ядерной энергодвигательной установке, транспортный модуль, скорее всего, будет делать Ракетно-космическая корпорация "Энергия".
В целом в основу проекта заложена кооперация, состоящая в основном из предприятий Росатома, которые должны делать реактор, и Роскосмоса, которые изготовят турбокомпрессоры, генераторы и сами двигатели.
Конечно, в работе будет использован научный задел, созданный в предыдущие годы. Например, в основу разработки реактора закладывается большое количество решений, которые ранее принимались по ядерному двигателю. Кооперация та же. Это Подольский научно-исследовательский технологический институт, Курчатовский центр, это Обнинский физико-энергетический институт. По замкнутому контуру многое сделали Центр имени Келдыша, КБ химического машиностроения и воронежское КБ химической автоматики. Мы в полной мере будем использовать этот опыт при создании турбокомпрессора. По генератору мы подключаем Институт электромеханики, который имеет опыт создания летных экземпляров генераторов.
Словом, задел есть немалый, работа начинается не с нуля.
- Могут ли Россию в этой работе опередить другие страны?
- Я этого не исключаю. У меня была встреча с заместителем руководителя НАСА, мы обсуждали вопросы, связанные с возвращением к работам по ядерной энергии в космосе, и он заявил, что американцы проявляют большой интерес к этому вопросу. По его мнению, нельзя исключать возможность форсирования работ в этом направлении на Западе.
Не исключаю, что и Китай может ответить активными действиями со своей стороны, поэтому работать надо быстро. И не только ради того, чтобы опередить кого-то на полшага. Работать надо быстро в первую очередь для того, чтобы в формирующейся международной кооперации, а де факто она формируется уже сегодня, мы выглядели достойно. Чтобы нас туда взяли, и взяли не на роль людей, которые должны делать металлические фермы, а чтобы отношение к нам было такое, каким оно было, например, в 90-е годы. Тогда был рассекречен большой комплекс работ по ядерным источникам в космосе. Когда эти работы стали известны американцам, они дали им очень высокую оценку. Вплоть до того, что с нами были составлены совместные программы.
В принципе, не исключено, что будет международная программа по ядерной энергоустановке, наподобие реализуемой программы сотрудничества по управляемому термоядерному синтезу.
- Анатолий Сазонович, в 2011 году мир отметит юбилей первого полета человека в космос. Хороший повод напомнить о достижениях нашей страны в космосе.
- Думаю, да. Ведь это был не просто первый полет человека в космос. Полет стал возможен благодаря решению очень широкого круга, научных, технических и медицинских вопросов. Впервые человек полетел в космос и вернулся на Землю, впервые было доказано, что система теплозащиты работает нормально. Полет имел огромное международное влияние. Не будем забывать, что прошло всего 16 лет со дня окончания тяжелейшей для страны войны. И вот оказалось, что страна, которая потеряла более 20 миллионов человек и перенесла колоссальные разрушения, способна не просто сделать что-то на самом высоком мировом уровне, а даже на какой-то период опередить весь мир. Это была чрезвычайно важная демонстрация, которая поднимала авторитет страны и гордость людей.
В моей жизни было два подобных по значимости события. Это День Победы и встреча Юрия Гагарина, которые я видел лично. 9 мая 1945 года вся Москва, начиная от Красной площади и кончая окраинами, вышла праздновать на улицы. Это был действительно стихийный порыв, и такой же впечатляющий порыв был в апреле 1961 года, когда полетел Гагарин.
Международное значение полувекового юбилея первого полета надо усиливать. Надо подчеркнуть и напомнить обществу о роли нашей страны в освоении космоса. К сожалению, в последние 20 лет мы не слишком часто это делаем. Если вы откроете Интернет, увидите огромное количество материалов, связанных, например, с американской экспедицией на Луну, но там не слишком много материалов относящихся к полету Гагарина. Если вы поговорите с нынешними школьниками, я не знаю, чье имя им больше известно, Армстронга или Гагарина. Поэтому я считаю абсолютно правильным решение отмечать 50-летие первого полета человека в космос на государственном уровне и придать ему международное звучание.
Российская академия космонавтики имени Циолковского выпустит к этому событию медаль, которой будут награждены люди, имевшие отношение к первому полету или внесшие достаточный вклад в развитие космонавтики. Кроме того, мы готовимся провести большую международную конференцию, на которую предполагается вынести обсуждение с зарубежными и российским партнерами тех особенностей пилотируемой космонавтики, которые характерны для современного этапа. Здесь очень много непростых вопросов.
Если мы сегодня остановим сто человек на улице и спросим, кто из космонавтов летает сейчас в космосе, дай Бог, если три-четыре человека нам на него ответят, и то я в этом не убежден. А если мы зададим вопрос, что космонавты делают на станции, то и того меньше. Я думаю, что пропаганда настоящей космической жизни, пилотируемых полетов чрезвычайно важна, и она ведется недостаточно . Очень много глупых материалов по телевизору, когда кто-то встретился с инопланетянами, или как инопланетяне кого-то забрали.
Повторюсь, пятидесятилетие первого полета человека в космос - это действительно эпохальное событие, его необходимо отметить самым достойным образом, и внутри нашей страны и на международном уровне. И конечно наш институт примет в этом непосредственное участие, он который имел отношение к этому полету и принимал в нем участие. Ряд наших сотрудников того периода получили государственные награды за решение задач по полету в частности. Например, заместитель директора тогдашнего института академик Георгий Петров получил звание Героя Социалистического Труда за разработку методов тепловой защиты корабля при спуске с орбиты. Конечно, мы постараемся достойно отметить это событие.

avg1035210

началась разработка бюджетных средств

broroman

там ещё комментарии, довольно занятные:
12-02-2010 22:00:25 Mars-500
Что тут можно сказать? Вот просто интересно узнать у Анатолия Сазоновича - почему именно ИЦК поручено вести разработку ЯЭДУ? Насколько ИЦК в состоянии в настоящее время обеспечить кооперацию всех НИИ, КБ, заводов и пр., которые ещё в советское время (в кол-ве более 50-ти) сделали нечто подобное? А, известно, всё новое - это хорошо забытое старое Понятно, что из всех организаций отрасли ИЦК, пожалуй, чуть ли не единственное, где можно встретить формулу E=m*c*c на доске. Но хватит ли сил молодых на такой проект? Сколько в процентном отношении в ИЦК тех, кому за 70 лет в руководстве? Сколько молодых спецов в отношении к общему количеству работников ИЦК (уборщиц не считать!)? В общем:
молодым - вперёд к Марсу!
А старшим коллегам (их помощь нужна и неоценима, они и так уже "звёзды")-
Ad Astra!
13-02-2010 15:44:42 Павел73
Но ведь, наверное, нет смысла создавать принципиально новую тяговую систему просто для того, чтобы она была? В каких космических проектах предполагается использовать её в первую очередь, и есть ли шансы на их осуществление?
15-02-2010 08:46:58 Кузьма75
С уважением отношусь к Анатолию Сазоновичу и его мнению на тему.
Однако, должен отметить, что создание предлагаемой им ядерной энергетической установки для запитки плазменных электрических двигателей космического аппарата никак не повлияет на улучшение ситуации с выведением космических аппаратов и всё также придётся доставлять на орбиту в лучшем случае 3% полезной нагрузки «из каждых 100 тонн, улетающих с Земли».
Дело в том, что высокоэкономичные электрические двигатели работают только в вакууме, а в атмосфере они работать, увы, не могут.
18-02-2010 06:56:20 Сергей
Вообще-то максимально достижимые цифры это порядка 5-7%.
Но для этого, действительно, нужны совсем не ЯЭРДУ, а водородные ракеты. ЯЭДУ нужны для уменьшения сроков полёта АМС.
Кузьма75, проблема не столько в вакууме, сколько в тяговооружённости данного типа двигательной установки. Иначе можно было бы использовать их как вторую-третью ступень.
22-02-2010 14:30:51 Кузьма75
А что случится, если ЯЭРДУ или ЯЭДУ упадут с орбиты на землю, будет большой Чернобыль или маленький?
23-02-2010 16:10:49 Сергей
Кузьма75, будет кусок радиоактивного металла(скорее всего с небольшим по площади загрязнением вокруг) или небольшое повышение радиационного фона на большой территории(зависит от конструкции) при падении на землю, целый реактор на дне озера/моря/океана при падении в соответствующий водоём.
Хотя они не должны падать, они должны улетать на орбиты захоронения при аварии в космосе или приземляться на парашютах при аварии на этапе выведения.
Кстати, ЯЭРДУ и ЯЭДУ это, в общем-то, одно и то же. Вроде бы это значит "Ядерная ЭлектроРакетная Двигательная Установка".
24-02-2010 03:19:15 Виктор
15-02-2010 08:46:58 Кузьма75
эти затраты только до низкой орбиты дальше уде паром.
23-02-2010 16:10:49 Сергей
а если перед этим прямое попадание метеорита или обломка КА и взрыв на самом аппарате, а потом падение?
24-02-2010 10:23:10 Кузьма75
Сергей, спасибо за толковые разъяснения. В общем идея мне понятна: реактор греет рабочую жидкость, которая вращает турбину, которая вырабатывает электроэнергию, которая может использоваться для различных целей. Хорошо придумано. (Наверное весить эта штука будет немало...) Вещь для полётов к другим планетам нужная. Но вот вероятность даже мини-Чернобыля не радует. Свалится такая ЯЭДУ на голову, и мало не покажется.
И вот ещё здесь: «они должны улетать на орбиты захоронения при аварии в космосе или приземляться на парашютах при аварии на этапе выведения.»
1. Если случится авария, т.е. ЯЭДУ сломается, то как же она сломанная улетит на орбиты захоронения, на чём?
2. Понятие аварии подразумевает внештатную ситуацию (например, как на СШ ГЭС). Как можно быть уверенным, что парашюты сработают?
Чем плохи солнечные батареи? К.п.д. у них уже 24%, даже уже про 40% говорят.
25-02-2010 15:41:16 Сергей
Виктор, мелкие метеороиды реактор не повредят, а крупные обломки КА и метеороиды отслеживаются. Вот если не уследят, то будет плохо...
Взрыв реактора из-за перегрева можно считать невозможным.
Кузьма75:
1. Для полёта на орбиту захоронения опасная часть реактора имеет отдельную двигательную установку, так делается и будет делаться(никто не хочет чтобы ему на голову свалился ядерный реактор).
2. На этапе выведения реактор ещё не включали и он не содержит высокоопасных изотопов. Парашюты надёжны и отказывают очень редко. РКН тоже падают далеко не через раз.
3. Солнечные батареи хороши тогда, когда КА всегда освещён, нуждается в мощности менее 10-20 кВт и летает неподалёку от Солнца.
Проблема в том, что реакторы, особенно при некоторых авариях, надо как-то спускать с орбиты. Все остальные проблемы безопасности решены.
25-02-2010 17:07:33 Сергей
Цитата:
Сегодня на весь проект продекларировано 17 млрд рублей по 2018 год включительно.
---------
Зачем такие гигантские сроки - 9 лет?
26-02-2010 09:16:41 Дмитрий
25-02-2010 15:41:16 Сергей «Все остальные проблемы безопасности решены.»
На Чернобыльской АЭС так и полагали….
Сценарий предложенный Сергеем /23-02-2010 16:10:49/ оптимистичен, т.к. не учитывает конвекцию в атмосфере и водной среде.
Вода хороший замедлитель нейтронов, поэтому при заливе водой ядерного реактора происходит «всплеск» критичности, т.е. реактор включается, вода мгновенно испаряется, переходя в радиоактивный пар. Поэтому ядерные реакторы нельзя тушить водой – это их только «возбуждает»
Теперь представим себе, что при аварии разгерметизировавшаяся КЯЭУ попадает в водоём, реку. /Воды на Земле больше, чем суши./ Вполне вероятно, что получится радиоактивный гейзер. Или, например, в месте падения разгерметизировавшейся КЯЭУ начинает идти дождь… И вот уже существенное радиоактивное заражение местности.
Или, при сходе с орбиты КЯЭУ сгорает в плотных слоях атмосферы. «Сгорает» значит образуется радиоактивная пыль, которая оседает на Землю. Эта пыль попадает в облако, и нам на голову начинает капать радиоактивный дождь или падать радиоактивный снег
25-02-2010 15:41:16 Сергей «мелкие метеороиды реактор не повредят, а крупные обломки КА и метеороиды отслеживаются. Вот если не уследят, то будет плохо...».
Во-первых, у России, к сожалению, нет системы глобального мониторинга ближнего космоса. Это легко понять по сообщениям СМИ о потерянных российских КА, которые находились «вне пределов зоны видимости наземных средств наблюдения». МКС не в счёт – проект международный, поэтому за ней наблюдают и наши, и американцы и остальные.
Во-вторых, существующая система глобального мониторинга ближнего космоса надёжно отслеживает только предметы размером 10 см и более /зависит от орбиты/.
В-третьих, отследить – не значит избежать столкновения. Например, Китай осуществляет новое испытание противоспутникового оружия /это они уже сделали ранее и без предупреждения/, и вот на пути КЯЭУ образуется туча из осколков сбитого спутника. В зависимости от ситуации столкновение может оказаться неизбежным.
25-02-2010 15:41:16 Сергей «Парашюты надёжны и отказывают очень редко.»
В прошлом октябре один из трех парашютов стартового двигателя новой ракеты NASA "Арес-I-X", тестовый запуск которой состоялся накануне, не сработал. http://nauka21vek.ru/archives/5092
20.08.2008 Фото и видео аварии при испытании парашютной системы КК Orion
http://astro.websib.ru/novos/kosmonavtika/2008/now8_2008/now...
Почему не раскрылся парашют "Генезиса": http://www.pereplet.ru/cgi/space.cgi?id=6476
25-02-2010 15:41:16 Сергей «РКН тоже падают далеко не через раз.»
Спасибо. Утешил. И одного раза может оказаться вполне достаточно.
Я не против технического прогресса, но к вопросам ядерной безопасности надо подходить самым серьёзнейшим образом.
26-02-2010 15:52:03 Fess
Да деньжат срубить хотят
Эх...дожить бы до того времени когда на марс как к себе на дачу летать будем
27-02-2010 17:11:05 Mars-500
Доживём, доживём...
Да и тут интересного много. Вот деньжат "срубить" - это только полдела. Не зря же появились все эти статьи недавние - все "старички" стараются "тряхнуть молодостью": http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=9475
Это и понятно - мало кто любит, когда ему на возраст указывают, поэтому стараются остаться на высоких должностях, показать свою значимость и современность, засвидетельствовать, что, мол, всё "по плану", в рамках Высоких ЦУ. Но весь этот пиар и показуха (мол, мы тоже и нано-, и гено-, и ещё вон как можем!) только отодвигают полёты на Марс и пр. А летать-то уже скоро некому будет. Старички весь кислород-то молодым перекрыли. Те и летят. Только в зарубежье. Ибо здесь никто особенно и не обучает их, и перспектив не видно...
Эх, Astra!
27-02-2010 19:10:33 Сергей
Дмитрий, решены - значит что решение придумано, оно может и не применяться пока нигде.
> у России, к сожалению, нет системы глобального мониторинга ближнего космоса
Глобальный мониторинг должен быть международным. Не в рамках чего-то там, а вообще. В крайнем случае, можно напускать кучу спутников с радарами, ЯЭУ же :))
> отследить – не значит избежать столкновения
Но если думать не о сохранении спутника в целом, а об избежании радиоактивного загрязнения - задача сильно упрощается.
> Арес-I-X
1. Зачем 3 парашюта одновременно? Один надёжней, как видно из этого примера.
2. Резервный парашют.
> испытании парашютной системы
Данная фраза говорит сама за себя. Совсем некорректный пример.
> http://www.pereplet.ru/cgi/space.cgi?id=6476
http://ru.wikipedia.org/wiki/Genesis_%28%CA%C0%29
Акселерометры надо ровно ставить.
> к вопросам ядерной безопасности надо подходить самым серьёзнейшим образом
Я исхожу из того, что это аксиома :) Поэтому мои рассуждения именно такие, а не какие-нибудь другие.
Вообще, можно сделать чтобы вероятность загрязнения в течение спутнико-года была 80-90%, а можно чтобы 0,0001% или меньше. К сожалению, я КЯЭУ в настоящее время не разрабатываю.
01-03-2010 00:05:03 Mars-500
Был такой движок - РД-410. Вот: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%94-0410
Так что тема "бородатая". И разработка не ИЦКовская
Только лишь "научное руководство"...
Конечно, скажете, старьё... Будем делать новьё. Только где делать-то. И кому? Всё новьё уже давно за рубежами.
Ad Russia...
01-04-2010 13:42:48 LionAH
И все таки - не очень понятен так сказать, профит от такого двигателя. В любом случае движитель у нас реактивный, то есть мы выбрасываем рабочее тело, оно толкает нас вперед. Другого способа пока не придумано.
Однако в "традиционном" РД мы тащим с собою только запас этого самого тела, пусть состоящего из двух компонентов, которые вступают в экзотермическую реакцию. Больше ничего тащить не надо, только рабочее вещество.
А в ядерном двигателе мы должны тащить с собой _тот_ же_самый запас рабочего тела, который, однако, нагревается внешним образом с помощью целой атомной электростанции (!). Само собой, с несколькими дополнительными ступенями преобразования энергии - первичный контур, турбины, генератор и т.п.
И всю эту машинерию, причем весьма и весьма тяжелую, мы так и должны все время таскать с собой - отстрелить ее на манер выгоревших ступеней уже не получится.
В чем же тогда выигрыш?
13-04-2010 10:02:33 Автор технологий и концепции "Индустриальная космонавтика"
Это все хорошо, воплотить утопичные идеи Циолковского мечта всех современных ракетчиков. Осуществить межпланетные перелеты на ракетах, создать космический буксир, ....
Очень жаль что преследуя какие то интересы сформированная программа не согласовывалась с реальными авторами космонавтики нового поколения, по этой причине и получается отмеченная выше несуразность и без перспективность описанных товарищем КОРОТЕЕВЫМ. проектов. а размазывание периодов разработки на сомнительные проекты и результативность и экономическая отдача с которых не требуется, кому то выгодно и удобно (кто будет вспоминать через 10 лет что и с чего началось но это тема отдельного разговора и должны заниматься другие органы.
Какой должна быть новая космонавтика известно правительству с 2000 года. И потерпела изменения с течением времени по причине развития мировых технологий и появление у авторов новых технологических наработок...
По этой причине в ближайшем будущем планируется создание частного Европейского-Российского (без участия РФ) предприятия по реализации технологий позволяющих воплотить весь комплекс мер по созданию новой энергетики, двигателей ПЭМРД и разработке прототипа принципиально нового КЛА.
28-04-2010 15:10:27 Александр Воробьев
Анатолий Сазонович! Сегодня (28 апреля) Вы, находясь в больничной палате, выслушали меня и подтвердили готовность вести блог на сайте Роскосмоса на обозначенную выше тему: "Ядерная энергетика способна обеспечить качественный скачок в развитии космонавтики", сообщили, что не будете замыкаться только на этом, постараетесь шире смотреть на вещи и высказываться, в том числе по научным и другим событиям. 17 комментариев появилось на эту тему. Чем не начало блога! Если это получится, то будет здорово! Желаю Вам прежде всего здоровья! И, конечно же, творческих успехов!
Александр Воробьев, пресс-секретарь Роскосмоса
04-05-2010 16:50:48 Mars-500
Провокация? :)
В некоторых случаях и в определённых дозах, конечно, полезно… Но из больницы «вести» блог иногда ещё сложнее, чем из космоса. В определённом возрасте и интереса особенного нет. А против объективных причин – какие могут быть возражения?! Повторить успех блога М. Сураева здесь всё равно не удастся. Не тот формат, не те кадры… Можно лишь пожелать А. С. наикрепчайшего здоровья! А. С., бросайте Вы это дело – ставьте вместо себя кого-то другого – и на дачу! Там сейчас замечательно! Бросайте болеть!
Ad astra!
А всё же блоги – хорошая штука! Такие подчас глубинные проблемы помогают выявлять! :) Не зря мы тут это затеяли :)
До встречи!
04-05-2010 17:14:40 Mars-500
Не уверен, что предыдущий комментарий опубликуют, но этот-то уж точно надо - он юбилейный. Двадцатый Будет больше похоже на блог... который хоть и выявляет проблемы, но не фиксирует их. Всё ж познаётся в сравнении: кому и родной дом напоминает больничную палату, а другому - наоборот. Только от этого самолёты не перестают падать. А уж что говорить про ЯЭДУ и подобные вещи...
Per aspera...
06-05-2010 03:44:09 Valerij
Одна тема и двадцать коментариев в блоге с середины февраля - результат, мне кажется, не плохой. Для начала. Для самого начала. Потому, как на сайте NASA, даже не смотря на то, что Обама вроде как отказался от "Созвездия", "Ориона", и "Ареса", есть и фото с процесса подготовки Ориона к испытаниям, и регулярные еженедельные отчеиы о ходе работы.
Кстати, фото стоит посмотреть:
http://www.nasa.gov/images/content/445186main_jsc-pa1-533t.j...
http://www.nasa.gov/images/content/448987main_jsc2010e051368...
Вот бы видеть такие материалы о нашей программе и технике!
Анатолию Сазоновичу я желаю крепкого здоровья и долгих лет жизни, всех и всяческих успехов. Но, тожет быть, есть в Вашей команде какой то относительно молодой человек, который занялся бы тем, что коротко, скажем, раз в неделю-две рассказывал бы нам, как идут дела над проектом? Поверьте, это никак лишним не будет!
Ну, а если будут фото и ссылки - то это совсем хорошо.
06-05-2010 20:58:20 Valerij
Двадцать комментариев и всего одна запись с середины февраля...
На самом деле это ну очень мало. Очень интересно посмотреть как идет работа в этом чрезвычайно интересном направлении, и очень не хочется, что бы сроки создания ЯЭУ уползали "в право"...
Хочу пожелать Анатолию Сазоновичу крепкого здоровья и хочу надеяться, что он не забудет рассказывать нам, как идет работа.
14-05-2010 19:05:15 Fed
LionAH, выигрыш образуется за счет значительно более высокого удельного импульса (в 20 раз). Т.е. одним килограммом рабочего тела можно создать в 20 раз большую тягу чем при нынешнем рабочем цикле. Наверное вы спутали предлагаемую систему с непосредственным нагревом рабочего тела в реакторе. Такой реактор был действительно испытан в 60-е годы. Насчет тяжелой машинерии вы канеш правы, только учитывая сокращение массы топлива и конструкции баков все равно дает существенный выигрыш. Опять же существуют достаточно легкие испытаннае образцы ядерных авиационных двигателей (Ан22 ПЛО).
14-05-2010 19:14:29 Fed
Автор ..., плазменные электрические магнитодинамические реактивные двигатели тоже требуют источник энергии. Они ведь только преобразуют электрическую энергию в тягу. Мегаваттный реактор как раз для них, если удастся создать достаточно высокую плотность тяги.
14-05-2010 19:27:09 Fed
Единственно что меня несколько смущает, так это смешная цена вопроса. Причем размазанная на 8 лет. Особенно 70 миллионов рублей для роскосмоса на этот год. Даже учитывая, что разработка должна вестись с широчайшим применением САПР, этих денег хватит для обеспечения работы максимум 30 человек. И это без учета опытных образцов и ипытаний. В шарашку ведь уже не загонишь. Или опять получится - вы делаете вид, что финансируете, а мы делаем вид что работаем и даже добиваемся каких-то там результатов. Все разумеется ИМХО.
17-05-2010 01:44:26 Stranger
@Fed
Не соглашусь. 70 млн. рублей для одного НИИ - сумма для проведения теоретических работ приемлимая. 70/12= около 5 млн. рублей в месяц. В зависимости от зарплаты можно обеспечить 100-150 человек. Вполне достаточно для создания эскизного проекта. Конечно хотелось бы больше, но тут надо сказать спасибо, что вообще что-то дали.
17-05-2010 09:31:56 Автор И.К.
Коментарий [к 14-05-2010 19:14:29 Fed]
Генераторы у нас есть, и мощность достаточна.
А Мегаваттный реактор требовалля нам в 2000-2003 годах.
Теперь, данный генератор (Плазменный) достиг своего максимума, и технологически двигатель не нуждается в ядерном ракторе.
У нас описана и идеология КЛА и его силовой схемы.
Но нашему руководству никогда неинтересана была космонавтика, а новая космонавтика это головная боль, интересна только тем, кто "живет и дышит" космонавтикой.
Индустриальная космонавтика это комерциализируемый проект (окупаемая космонавтика) с новыми технологиями в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций...
Но, получить поддержку со сороны правительства безуспешны... Но есть надежды ....
21-05-2010 08:56:27 Александр
Угу, в рамках совместного проекта иностранцы получат необходимую им информацию, на этом проект и завершится. Со времен КПСС возражать у нас никто не будет? Кто будет - для того сфабрикуют компромат.
21-05-2010 09:04:24 Александр
После совместной работы с американцами не удивляйтесь потом увидев эти разработки на орбитальных бомберах США.
23-05-2010 05:20:46 Valerij
Коментарий к 17-05-2010 09:31:56 Автор И.К.
>> Генераторы у нас есть, и мощность достаточна.
>> Теперь, данный генератор (Плазменный) достиг своего максимума, и технологически двигатель не нуждается в ядерном ракторе.
>> У нас описана и идеология КЛА и его силовой схемы.
Простите, И.К, вы не дадите ссылочку на такой генератор? И на КЛА? Действительно интересно.
>> А Мегаваттный реактор требовался нам в 2000-2003 годах.
С этим соглашусь. Но на самом деле он нужен постоянно - если собираемся "вернуться в космос". Если по прежнему собираемся подрабатывать извозом - то обойдемся.
>> Индустриальная космонавтика это комерциализируемый проект (окупаемая космонавтика) с новыми технологиями в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций...
>> Но, получить поддержку со сороны правительства безуспешны... Но есть надежды ....
Надежды, конечно есть. Было бы встречное движение.
З.Ы.
А силами комментаторов блог оживает!
Народ, давайте поактивней!
З.З.Ы.
То Александр Воробьев, а можно узнать, как идут дела сейчас? Все же прошло три месяца, может быть, Вы расскажете, если автор очень занят? Ну, пожалуйста....
23-05-2010 16:30:32 Valerij
На форуме журнала "Новости Космонавтики" Дмитрий Инфан (Волгин) выложил свой сценарий своего рода продолжения фильма "Укрощение огня". Сценарий интересный, написан не графоманом. Во всяком случае прочитать советую. Заранее предупреждаю, что сценарий не без чертовщинки.
Живет сценарий и его обсуждение здесь: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=10...
Ну, а это пара отрывков из сценария:
"Башкирцев и Огнев глядят друг на друга. Меж ними, словно разделяя (или объединяя?) возвышается незавершённая модель ракеты Н-1. Камера вновь берёт крупный план, и стены кабинета, где она стоит, растворяется как в тумане. Звучит мелодия из к/ф «Молчание доктора Ивенса». Звучит негромко. Потом звук резко усиливается, и фоном для ракеты становится серое, покрытое тучами небо. Камера медленно отъезжает (ракета показывается сверху вниз и видно, что это уже не модель, а настоящая Н-1 в полную величину. Вся белоснежная – от головного обтекателя до хвостовой «юбки». На «юбке» выведено (красным): «НЕ ДЕМОНТИРОВАТЬ»! Каждая буква – в человеческий рост.
… Оглушительно грохочет музыка (из к/ф «Молчание доктора Ивенса»). Ракета-носитель стоит на стартовой площадке космодрома. Невысоко над горизонтом сквозь свинцовые тучи пробивается утреннее солнце. Старая башня обслуживания высится в стороне, отбрасывая длинную тень. Из-под облупившейся краски решётчатых ферм осыпается ржавчина, висят, раскачиваясь на ветру, обрывки каких-то проводов. По бетонной поверхности стартового стола ветер несёт снежную позёмку, пыль, мусор. Распахнутый люк (наподобие канализационного). У подножия ракеты суетятся люди: техники, солдаты. Окружённый свитой стоит нахмурившийся генерал в папахе. Перед ним – рядовой-контрактник (в помятом неопрятном полушубке, небритый).
- Товарищ генерал! Так я уже два раза доложил обо всём, что знаю. Вон (он, совсем не по уставу кивает в сторону офицеров, стоящих чуть поодаль) сперва товарищу капитану, а потом товарищу подполковнику.
- А теперь доложите мне, и по уставу!
- Есть! (Солдат машинально отдаёт честь). В 1-45 ночи заступил в караул на площадку № 110! На посту я находился один, всё было спокойно, во время моего дежурства посторонние лица возле поста не появлялись. Было темно, но горели два прожектора – вон там, и ещё вон там! Примерно… м-мм… через некоторое время… я…
- Докладывайте как есть.
- Слушаюсь! Через некоторое время я был вынужден отлучиться с поста, э… по малой нужде!
- Так… Куда именно вы отлучались?
- Вон туда, к мачте! Я отсутствовал ровно одну минуту, товарищ генерал! Потом… потом… извините, я не помню точно как было… Я помню, что поднял голову, и – она…
Солдат машинально поворачивает голову в сторону ракеты, и генерал, как и свита, также машинально смотрят туда же. Немая сцена. Все молчат.
- Дальше что было? – тихо спрашивает генерал.
- Дальше… Дальше, согласно устава, поскольку на посту не работает телефон, я сделал предупредительный выстрел в воздух! Примерно через двадцать минут приехал товарищ капитан с дежурной группой, и я доложил ему о том, что здесь случилось. Он некоторое время осматривал ракету, а затем по рации вызвал товарища подполковника…
- Достаточно, - генерал вопросительно глядит на капитана. Тот вытягивается по стойке смирно.
- Всё было именно так, как докладывает рядовой Нефёдкин, товарищ генерал! За тем лишь исключением, что я приехал не через двадцать, а через восемь минут, после того как услышал выстрелы – одну длинную очередь. Нефёдкин, будучи на посту, расстрелял почти весь рожок: им израсходовано двадцать восемь патронов!
Генерал морщится и неопределённо хмыкает.
- Скажите, рядовой, сколько было на ваших часах, когда вы первый раз заметили ракету?
- Была ровно половина третьего ночи!
Капитан деликатно кашляет в кулак.
- Возможно, часы у рядового Нефёдкина несколько отстают!
Генерал с подозрительным прищуром сверлит капитана взглядом, но тот нагло глядит глаза в глаза.
- Скажите, рядовой, перед тем как ракета появилась… вы не почувствовали ничего необычного: ну, там, посторонние звуки какие, или, может быть, сотрясение грунта?
- Никак нет, не чувствовал!
- Так, ладно… Сейчас вас всех троих проводят на КП, где вы порознь напишите рапорты о ночном происшествии. Вы свободны!
- Есть!
Рядовой, капитан и подполковник отдают честь и, в сопровождении штатских уходят.
Камера выхватывает из толпы космонавта Сергеева. Он в шинели, на плечах – погоны майора. Сергеев заворожённо глядит на ракету, обходит её кругом.
Из распахнутого люка показалась чья-то голова в оранжевой каске. Генерал и свита подходят к люку.
- Ну что, Виталий Константинович?
Вместо ответа тот протягивает фонарик и инструменты:
- Помогите!
Генерал кивает и из свиты тут же бросаются несколько человек, помогающих Виталию Константиновичу выбраться на поверхность. Он долго отряхивается.
- До чего же грязно там… Всё в паутине, мхом заросло, будто по канализации лазил! Ни одной лампы не осталось, даже кабели спёрли…
- Кабели спёрли в первую очередь, - мрачно произносит генерал.
- Не понимаю… Объект вроде как охраняется…
- Короче, что ты видел?
- Если короче, то ракета стоит на опорной плите необычной формы. Низ – точный аналог плиты ракеты-носителя «Энергия», а верх – ракеты Н-1. Что-то вроде переходника… Первый раз такое вижу! Судя по тому, что амортизаторы гидромеханических опор находятся в крайнем нижнем положении, баки ракеты полностью заправлены. Опоры, кстати, исправны, как это ни удивительно… Пока это всё!..
- Значит, по-твоему, она стоит устойчиво?
- Вполне. Угрозы падения нет.
- Хорошо. Сейчас это самое главное… Как ты думаешь, её вес можно сколько-нибудь точно измерить? Раз через дренажные клапаны испаряется кислород, за несколько часов ракета должна полегчать тонны на две-три…
- Ну… Такую потерю, Василий Андреевич, амортизаторы не почувствуют … Вот через сутки, думаю, я смогу уже что-нибудь более определённое сказать…
- Боюсь, столько времени у нас не будет. Москва извещена … Чертовщина какая-то!..
- Тут всё, Василий Андреевич, - одна сплошная чертовщина. Проклятое, видно, место…
- Проклятое? Это ты верно заметил… Такое впечатление, словно кто-то над нами решил зло подшутить. Не иначе, как барабашка на космодроме завелся - для полного счастья… Только привидений нам на Байконуре и не хватало…
- Лучше думай о том, Василий Андреевич, как выбираться из дерьма, в которое мы вляпались. Москва наверняка потребует убрать это… художество, и как можно скорее… А эту дуру разве уберёшь? Старт-то: сам видишь… Не старт, а декорация к фильму ужасов…
Сергеев слышит разговор. Он нерешительно подходит к ракете вплотную, карабкается на невысокое ограждение, встаёт на край перил. Из-под подошв сыплется облупившаяся краска пополам со ржавчиной. Сергеев снимает фуражку и, прислоняется к необъятному корпусу ракеты ухом, вслушиваясь в звуки, доносящиеся из стального чрева. Слышны приглушённый свист, шипение, какие-то низкие ритмичные рокочущие звуки, точно где-то там внутри бьётся исполинское могучее сердце."
"Бортинженер поворачивает тумблер, командир вызывает в микрофон:
- Я – «Лебедь-1», ответьте мне, «Земля»! «Земля», ответьте: «Лебедь-1» на связи!
Громко шумят помехи, потом сквозь них прорывается голос:
- «Земля» на связи! «Лебеди», отвечайте! «Лебеди», отвечайте! Какая обстановка на борту?
- Обстановка?.. – Сергеев внимательно вслушивается, стараясь распознать по голосу собеседника. – Обстановка нормальная, успешно стартовали с орбиты. Все системы работают в штатном режиме… Максимыч, это ты, что ли?
- Я-то, всегда я, - отвечает командир отряда, - а вот кто теперь ты? Заварил кашу, сукин сын… Сказал бы тебе пару ласковых, да в эфире полно ушей чужих… Ты что творишь?
- Пока ничего особенного, к Луне летим …
- А потом?
- Потом? В Аркалыке сядем.
- В Аркалыке… Ну хоть тут слава богу, а то у нас уже кое-кто решил, будто ты за бугор намылился…
- Где главком?
- Главком… – командир отряда горько усмехается. – Принял валерьянки и отправился баиньки… Плохо ты знаешь его, Сергеев: наш главком мужик злопамятный и жутко мстительный… Отныне ты нажил смертельного врага, боюсь, что и Медведев с Путиным тебя не спасут!
- Ну и плевать! Луна того стоит… Максимыч, это правда, что нас с Олегом в полковники произвели?
- Что, новый дружок из-за океана порадовать успел? Правда!.. Только что прошло сообщение ТАСС пошло по всем каналам: запущен пилотируемый корабль и всё такое…
- Максимыч, ты настоящий мужик, спасибо тебе! Мне и самому не по себе, что так всё обернулось, но, поверь, у меня другого выхода не было…
- Да что теперь говорить попусту, Алексей? Ты мосты сжёг, отныне у тебя только одна дорога – вперёд. Как говорится, пан – или пропал! Ну вот, ВЧ на связи… С тобой кто-то очень важный говорить хочет…
Недолгий шум помех, снова голос:
- Алексей Юрьевич, как ваше самочувствие? – это представитель Президента. – На борту всё в порядке?
- Самочувствие и обстановка на борту в полном порядке, товарищ председатель Государственной комиссии!
- Превосходно. Я нахожусь на борту самолёта, только что разговаривал с Президентом и Премьером. Они в курсе происходящего. Мы очень внимательно наблюдаем за вашим полётом. Не скроем, мы были очень удивлены и обеспокоены тем, что он получил столь, э… неожиданное продолжение… Но, тем не менее, мы рады, что все возникающие проблемы до сих пор находят благополучное решение. Надеемся, что так останется и впредь. И, само собой, мы с нетерпением ждём вашего возвращения.
- Я тоже жду этого момента и заверяю вас, товарищ Председатель, что сделаю всё от меня зависящее, чтобы наш экипаж смог благополучно возвратиться на Родную землю!
- Что ж, весьма приятно сознавать, что наши намеренья совпадают Алексей Юрьевич! Надеемся скоро увидеть вас в Москве!
Представитель Президента отключился, командир отряда остался:
- Да… дела! Чудные дела на свете творятся…
- Не дрейфь, Максимыч, прорвёмся!"
=== ====
To Александр Воробьев - посмотрите эту тему на форуме журнала, может быть реально надо снять подобный фильм?

Enery


В России началась разработка ядерной энергодвигательной установки
Вообще-то их разрабатывают очень и очень давно.
В Бауманке даже была спецгруппа студентов, которых готовили исключительно как специалистов по космической-ядерной энергетике. Один из них потом ФФ заканчивал.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: