Православие - стратегия русского глобализма

RamilyaG

07.2005, Кирилл Фролов
Стратегия православного глобализма
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
пусть лучше он прогнется под нас
А. Макаревич
В девяностые годы двадцатого века энергия православного сообщества была направлена на преодоление "великой разрухи Русской Православной Церкви"
Патриарх Алексий II получил в наследство напрочь разрушенное хозяйство. Большевиками была практически разрушена система богословского образования и под корень изведена система миссионерского и социального служения.
Пленение Русской Церкви безбожниками породило "новый тип священника", деятельность которого сводится к требоисполнительству. Некоторые вместо того, чтобы употребить свою энергию на миссионерство, создают "богословие дезертирства". Специально подбираются аргументы, с помощью которых объясняется, почему священник не должен идти с проповедью в студенческую аудиторию, на рок-концерт, в элитный поселок или рабочую общагу. Профанации вроде "крещения конвейером" или "общей формальной исповеди", через которые проходят миллионы, калечат души.
Кроме того, все активные молодые священники до сих пор остаются прорабами, их время и энергия уходит на строительство и реставрацию. Церковь получала и получает руины.
Если говорить о Москве, то большинство храмов сосредоточено в центре столицы, а по многомиллионным жилым окраинам — духовная пустыня. Жители окраин просто не охвачены церковной проповедью.
Увы, тяжелое наследие оказалось усилено еще и разгромом богословского образования в СССР. Это привело к расцвету парацерковных групп, которые интерпретируют церковное учение так, что у здравомыслящего человека волосы дыбом встают.
Актуальная для современного человека проблематика личности и свободы логично вытекала из текстов великих православных мыслителей. Она преобразовывалась в призыв к активному православному действию, к пророческому обличению "богословия дезертирства". Как писал выдающийся богослов и полемист современности, архиепископ Иларион (Троицкий "нам не отсидеться за стенами наших школ и Духовных Академий".
Поэтому пусть постыдятся те, кто критикует о. Андрея Кураева за безобидные с богословской точки зрения, но крайне необходимые с миссионерской, выступления на рок-концертах, ведь св. Иларион шел и проповедовал большевикам в Политехническом музее, и делал это, пока ему не заткнули рот. Перед нынешним православным сообществом лежит огромная ответственность — как оно распорядится свободой проповеди — пойдет ли она по стопам св. Иллариона или будет придумывать неубедительные отговорки, оправдывая собственную лень и превозносясь "над падшим миром".
"Богословие дезертирства" и "ересь аполитичности" стали бичом современной церковной жизни. Пока благопристойные прихожане морщатся от "грязной политики", нишу политического православия занимают люди, к церкви и к ее заботам отношения не имеющие. Уклоняясь от политики, православный народ сам лишает себя будущего.
Православным надо четко осознать, правозащитники — это мы! Нельзя отдавать эту нишу необольшевикам — пораженцам.
Современный православный богослов и миссионер должен стать своеобразным "полиглотом", обладать апостольским "даром языков", не меняя своей веры и принципов, в зависимости от места, времени и аудитории уметь говорить на разных "языках" — когда нарушаются права единоверцев- на "правозащитном", когда угрожают Церкви и Родине — на языке жесткого отпора и пророческой ревности, когда тебя слушают люди, искренне желающие знать о Церкви — на языке "апостола любви" Иоанна.
Пару слов о тех демагогах от богословия, которые действительно создают "богословие дезертирства". Классика жанра — это не только рассуждения о том, что политика мешает спасению души, это не только нападки на о. А.Кураева и о. С.Рыбко за выступления на рок-концертах, это и высокоумные заявления о том, "все ли можно воцерковить" и многое другое. Сторонники такой позиции, если они честные люди, если они считают, что "все кончено, война проиграна" — пусть уйдут в затвор и не мешают работать. Ибо воцерковить можно все, кроме греха! Из этого постулата вытекает и "богословие социального действия", "богословие политики".
"Богословие политики" следует рассматривать в русле концепции "Неоккападокийского синтеза" о. Георгия Флоровского, воцерковления всех культурных богатств (в том числе и социально-политического наследия что создало человечество. Такое богословие предполагает и действия общественных сил мирян, и восстановление нормы церковной жизни — прихода как церковной единицы, отвечающей за всю паству, весь народ на конкретной очерченной территории — от "улицы Ленина до улицы Ильина". А приходу должно быть дело до всего — до местного самоуправления, здравоохранения, архитектуры, общественной морали, молодежи и т. д.
Когда мы говорим о строительстве храмов в новых районах, мы защищаем не только церковное дело. Мы объявляем войну серости, ибо атмосфера "хрущоб" калечит человека. Преображение среды обитания в эпоху урбанизации предполагает синтез русской шатровой архитектуры и современной градостроительной мысли, появление шатровых храмов-небоскребов в московском Сити и в создающемся "кольце высоток". А строительство в "спальных" районах многотысячных соборов в синтезированном с новейшей архитектурой русско-византийском стиле — это реальная альтернатива "диктатуре Рамсторов", тоталитаризму общества потребления.
Церковь реально способна заложить фундамент национальной модернизации, которая может быть эффективной только на основе традиции. И опыт православной модернизации непременно должен быть востребован. И, в самом деле, русские монастыри были именно центрами технологической революции. На Соловках были построены уникальные ирригационные системы, на Валааме — первые в России кузницы. Как известно, задачей монашества является "умное делание", труд и молитва. "Умная молитва" и создание компьютеров нового поколения — вот идеал современного монастыря.
Воплощение идеи христианской экономики возможно. Мало того — необходимо. Это единственный путь, который примирит отношения труда и капитала, работодателя и рабочего. Это — единственная альтернатива "дикому капитализму", той отвратительной ситуации, когда, например, беременных женщин просто увольняют из частных предприятий.
Речь идет не о какой-то особенной "православной экономике" — экономические законы объективны, и альтернативы рыночной экономике нет. Весь вопрос, какая модель рыночной экономики, промышленно-технологическая или компрадорски-сырьевая, будет реализована в России. Но Православие может и должно принести свою этику в рыночную экономику. Именно религиозная мотивация будет стимулом к социальной справедливости (например, во многих православных катехизисах прямо написано, что удержание законной платы наемному работнику есть грех, вопиющий об отмщении к Небу к бережному отношению к природным ресурсам, да и друг к другу и к стране (не убий, не укради).
XX век дал нам поразительные примеры такой экономики. Например, архиепископ Антоний (Храповицкий) — великий русский богослов, будучи волынским архиепископом, учредил при Почаевской Лавре банк, который выдавал малороссийским крестьянам подъемные кредиты и вывел миллионы таких крестьян из-под экономической зависимости от финансово сильных диаспор, сделал Волынь зоной процветания и политической стабильности. Без благословения почаевских духовников ни один кандидат в крае не мог попасть в Государственную Думу России. Потому никаких правых и левых экстремистов в области не было. Просветительская работа была огромной — тираж "Почаевских листков" превышал 2 миллиона!
Другой пример — наш великий православный святой Серафим (Муравьев) Вырицкий до пострижения был крупнейшим меховым торговцем России. Он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг, он достойнейшим образом оплачивал и заботился о своих работниках, кормил тысячи нищих Петербурга.
Национальная православная экономическая мысль нашла свое отражение и в интеллектуальной жизни русской эмиграции. В 1922 г. под руководством того же Митрополита Антония (Храповицкого) в немецком городе Баден-Рейхенгалль состоялся "Съезд хозяйственного возрождения России", затем, в программах эмигрантских организаций — НТС, Русского Общевоинского Союза появляется термин "народный капитализм", "национальный капитализм". В этих документах нашли свое воплощение идеи митр. Антония о православной этике рыночной экономики, о религиозной ответственности предпринимателя, о примирении между трудом и капиталом. Очевидно, что все это должно быть востребовано в настоящее время. Востребовано той частью экономической и политической элиты, которая понимает, что отсутствие православной этики в экономике, "волчьи законы" уничтожат и эту ее саму.
В международной политике только Церковь может дать верный ориентир. Россию разрывают любители присоединить ее к кому-либо. Между тем, в крупнейших цивилизационно-культурных системах — протестантской, секулярно-глобалистской, исламской — Россия не более чем провинция. И только в системе координат восточно-христианской цивилизации Россия способна стать субъектом, а не объектом мировой политики, ибо без сильной России, страны православной традиции останутся маргиналами в современном мире, а Православие будет отброшено на обочину борьбы идей и смыслов. Создание международной "Организации православная конференция" со своими политическими и экономическими структурами — вот каким должен быть ответ России на геополитические катастрофы последнего времени!
Пока же и элита, и экспертное сообщество России недооценивают Православие как важнейший геополитический фактор,
Насколько же этот потенциал востребован российской элитой? Да, по сути, совсем не востребован. Вместо консолидации православной элиты Россия вступает в качестве "наблюдателя" в "Организацию исламская конференция", реальным лидером которой является ваххабитская Саудовская Аравия. В МИД РФ существует специальная должность посла по связям с исламским миром и ОИК, но нет аналогичной должности для координации с православным миром.
Особо следует сказать о католичестве: консерватизм нынешнего Папы является одним из последних препятствий на пути к глобальному кризису, который, несомненно, ожидает церковь римского исповедания в исторически обозримое время. Противоречия между остатками традиции и прогрессирующим ревизионизмом, затрагивающим уже самые основы католической церкви, в ближайшие годы не могут не привести к расколу между консерваторами и "обновленцами", сторонниками торжества идей Второго Ватиканского собора, тотальной либерализации церковной жизни — легализации абортов, однополых браков и т. п. Достаточно вспомнить о состоявшемся (против воли Папы!) общегерманском католическом референдуме по вопросу женского священства, давшем положительный результат.
Жесткая структура католической церкви, до сих пор успешно, в течении тысячелетий, противостоявшая попыткам расколов (последнее слово всегда оставалось за римским первосвященником теперь произведет противоположный эффект: как только очередной Папа уступит основным требованиям либералов, традиционалистам придется пересмотреть основополагающий для католицизма принцип папской непогрешимости.
Православная Церковь лишена подобных проблем: здесь решающим является мнение церковного собора, который стоит выше патриарха. Важнейшим, необходимейшим делом для России является создание благоприятных условий для привлечения католиков-традиционалистов в православие: именно православное вероучение позволит им наиболее приемлемым для их веры образом решить свои религиозные проблемы. При грамотной пропаганде преимуществ Православия вполне возможно не только обращение многих католиков на индивидуальном уровне, но и приход в лоно нашей церкви значительного числа католических общин.
Если этот процесс будет проходить в рамках "русской идеи", пропаганды целостного православного мировоззрения, то для России это станет колоссальным прорывом, дающим качественно новые возможности в проведении европейской политики — "русская Мекка" для Запада! Когда в англиканской Церкви было введено женское священство, к митрополиту Сурожскому Антонию (Блюму представляющему в Англии Московскую Патриархию, обратилось более восьмидесяти только англиканских священников. При этом, насколько нам известно, никакой подготовительной работы не велось.
Православие востребовано в первую очередь в странах, консервативных в религиозном отношении: например, в Португалии уже сейчас существует автономная Португальская православная церковь, состоящая из четырех епархий. Ее прихожане — не выходцы из традиционно православных стран, а местные жители.
Все это происходит при том, что в целом Православие для жителей Запада практически неизвестно: большая группа американских приходов Антиохийского патриархата, например, ведет происхождение от группы энтузиастов, пришедших к Православию самостоятельно и в течение нескольких лет существовавших в виде самоорганизованной "Американской евангелической православной Церкви" до тех пор, пока им случайно не удалось установить контакт с православными, о существовании которых они и не подозревали. А что будет, когда о Православии на Западе узнают? А если это к тому же будет ассоциироваться с Россией?
Глобальная культура православия — это культура именно русская: при всем уважении к грекам, болгарам, румынам, сербам — у них нет своего Достоевского, вообще нет религиозно ориентированных деятелей политики и культуры мирового масштаба.
Лидером православного мира может и должна быть только Россия, и это, собственно говоря, и будет оправданием ее существования, ее историческим предназначением и смыслом. Более того, Россия может быть лидером только православного мира. Глядя правде в глаза, скажем, что, вряд ли мы когда-нибудь будем первенствовать в мировой экономике. Но мы не марксисты, мы знаем — экономика решает далеко не все. Православие — последний шанс, последняя возможность для России.
www.apn.ru

wwaawwaa

Лидером православного мира может и должна быть только Россия, и это, собственно говоря, и будет оправданием ее существования, ее историческим предназначением и смыслом. Более того, Россия может быть лидером только православного мира. Глядя правде в глаза, скажем, что, вряд ли мы когда-нибудь будем первенствовать в мировой экономике. Но мы не марксисты, мы знаем — экономика решает далеко не все. Православие — последний шанс, последняя возможность для России.
зачем России оправдвние ее существования?
ославие может и должно принести свою этику в рыночную экономику. Именно религиозная мотивация будет стимулом к социальной справедливости (например, во многих православных катехизисах прямо написано, что удержание законной платы наемному работнику есть грех, вопиющий об отмщении к Небу к бережному отношению к природным ресурсам, да и друг к другу и к стране (не убий, не укради).
этого можно достичь принятием знормальных законов и их соблюдением
XX век дал нам поразительные примеры такой экономики. Например, архиепископ Антоний (Храповицкий) — великий русский богослов, будучи волынским архиепископом, учредил при Почаевской Лавре банк, который выдавал малороссийским крестьянам подъемные кредиты и вывел миллионы таких крестьян из-под экономической зависимости от финансово сильных диаспор, сделал Волынь зоной процветания и политической стабильности. Без благословения почаевских духовников ни один кандидат в крае не мог попасть в Государственную Думу России. Потому никаких правых и левых экстремистов в области не было. Просветительская работа была огромной — тираж "Почаевских листков" превышал 2 миллиона!
-это правда но и правые (украинские националисты) и левые (эсеры)экстремисты на волыни были
в значительном количестве (потом местные кадры прявили себя в гражданскую войну и никто из них старый режим не защищал)
Православие востребовано в первую очередь в странах, консервативных в религиозном отношении: например, в Португалии уже сейчас существует автономная Португальская православная церковь, состоящая из четырех епархий. Ее прихожане — не выходцы из традиционно православных стран, а местные жители.
а что подумают про Россию неконсервативные европейцы которых больше и больше?
имхо пусть православные действуют в соответствии с этими тезисами(многие из них полезны)
но на вооружение страны эту стратегию брать не стоит-появится вторая Саудовская Аравия,
да и попы уже проявляют свою сущность и т стремяться к ограничению свобод граждан(запрет корриды и т.д.)+исламское и буддистское население будет против

vodes5311

Православным надо четко осознать, правозащитники — это мы!
В смысле, подставления щек, кротости и смирения или как?
Где были священники Благовещенска и.т.п?
Почему нет протестов против преступлений в армии?
Нет ни одной проповеди против отмены льгот у пенсионеров.

urchin

В смысле, подставления щек, кротости и смирения или как?
Где были священники Благовещенска и.т.п?
Почему нет протестов против преступлений в армии?
Нет ни одной проповеди против отмены льгот у пенсионеров.
-----
Ратмир - вы меня улыбаете.
Особенно эта "Нет ни одной проповеди против отмены льгот у пенсионеров. " фраза.

mars

Какая интересная тема...
Ну так вот, у людей должна быть общая идеология, дабы объединять. Общей идеей может выступить религия, но тут имеется опасность, что политиканы возьмут ее к себе в служанки.
Что касается центра... Знаете, религия никогда не ограничивалась границами государства, потому... я склонна к мысли, что Москва должна оставаться третьим Римом.

basildol

Хочу проповедь за cнижение НДС до 10%!

natunchik

Дадад!
Я уже в соседней теме написал!
"На самом деле нужно срочно в России скрестить светскую власть с духовной, принудительно покрестить всех мусульман, атеистов и католиков, иноверцев выслать, а за "богохульство" расстреливать. Дофига проблем сразу решится. А то эти полумеры, типа закрытия выставки "Осторожно, Религия!", как-то не катят."
Потому что пока это делают неявно, у разумных людей определённые проблемы: совершенно непонятно, это на самом деле политика такая, или отдельные долб?оёбы проявляются. И очень нервно как-то, потому что если отдельные долбо?бы, то нужно их не замечать или даже бороться, а если Воля Народа, то нужно уезжать срочно.

vodes5311

Извини, я не понял, это ты так считаешь:
"На самом деле нужно срочно в России скрестить светскую власть с духовной, принудительно покрестить всех мусульман, атеистов и католиков, иноверцев выслать, а за "богохульство" расстреливать. Дофига проблем сразу решится. А то эти полумеры, типа закрытия выставки "Осторожно, Религия!", как-то не катят.

natunchik

Да, иногда на меня нападает мизантропия, и я полагаю, что подобные сценарии будут к лучшему. Потому что все вменяемые люди отсюда уедут, а потом смогут занять освободившиеся территории.

rada3

О скрещении светской власти с духовной, да ещё с таким результатом как у тебя в посте - в Арабские Эмираты.

MammonoK

статейку ниасилил, но название статьи в тему.
я против любого глобализма, будь он русским/западным или еще каким.

sz157

В смысле, подставления щек, кротости и смирения или как?
Где были священники Благовещенска и.т.п?
Почему нет протестов против преступлений в армии?
Нет ни одной проповеди против отмены льгот у пенсионеров.
как сказал АлИксий 2ой у православных нет причин пинять на власть, во всём виноваты сами люди
видимо потому что мало бабок отстёгивают церкви, не хватает на модернизацию автопарка, как недавно наблюдали в Загорске мои друзья бедным попам приходится на ездить на Джипах аш прошлогоднего выпуска

sever576

а я вообще против распространения церкви
у нас светское государство и здесь надо брать пример с Франции: там девочкам-мусульманкам запретили ходить в школу в платках.

gorjelin

В отношении демократии во Франции, предлагаю ознакомиться с этой репликой:
В ответ на:


- Французский парламент принял закон, запретивший ношение в школе демонстративных знаков религиозной принадлежности, в том числе платка. Что вы об этом думаете?
- Я полностью поддерживаю этот закон. Это мера защиты светскости, которая является характерной чертой французского общества, защите девушек, которые отказываются носить платок. Не будем забывать, что в глазах интегристов женщины, не носящие платок, – это женщины "одето-раздетые", как говорит исламист Юсеф Карадави, автор трактата о "разрешенном и запретном в исламе", продающегося во Франции. "Одето-раздетые" – значит голые. Интегристы смотрят на таких женщин как на шлюх. Вот почему, когда девушка говорит, что "платок – это ее выбор", это значит, что она подверглась "промыванию мозгов". Нужно сказать, что во Франции религиозный интегризм стал очень заметен. Но опросы показывают, что большинство женщин-мусульманок поддерживают новый закон.
Патрисия Бриель
Т.е. это сделано для их же блага.

А в православии и так ни женщинам ни обществу ничего не навязывается.

rada3

Кроме того, РПЦ не только не была отделена от государства, но во многом была ему подченена, как впрочем и сейчас. Поэтому говорить, что Православня Церковь в нашей стране угрожает демократии или там свободе выбора неправильно. Если в Татарии или Башкирии, допустим, открываются и распространяются мусульманские школы, выступать против открытия, скажем, воскресных или богословских школ институтов в Москве и в других городах является, очень мягко говоря - недальновидным шагом

sever576

против открытия никто не выступает
только вот в школах не должно быть обязательных предметов вроде "Закона Божьего", иногда стыдливо называемых История религии и т.д.

rada3

Да, согласен, равно, как и истории Ислама и прочих религиозных течений

MammonoK

нас светское государство и здесь надо брать пример с Франции: там девочкам-мусульманкам запретили ходить в школу в платках
Вот уж с кого, а с Франции брать пример не стоит. Сперва напустили туеву хучу муслимов в самое сердце европы, а теперь им запрещают платки носить. Бред.

gorjelin

В ответ на:


против открытия никто не выступает
только вот в школах не должно быть обязательных предметов вроде "Закона Божьего", иногда стыдливо называемых История религии и т.д.
1.Твоя реплика (уже вторая) это подтасовка фактов. Я изучал учебную нагрузку ряда школ пару лет назад. Закон божий ни в одной общеобразовательной школе обязательным предметом не является. Его могут ПО ЖЕЛАНИЮ включить в программу, но только в разрезе регионального компанента.
2.История религии - это настолько далёкая от "закона Божьего вещь", что даже говорить смешно. Начать с того, что ведут его РЕЛИГОВЕДЫ, а не священнослужители.
3. Даже допуская преподавание в школах закона божьего - ответь: НУ ЧТО ТЫ УВИДЕЛ здесь страшного?! Это что - насилие над свободой личости или принудительное обращение в религию?
НЕ серьёзно.

Katty-e

Много раз говорилось, что вести некому.
Я пока не могу понять, как это совместить с желанием преподавать.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: