насколько адекватны вопросы в ЕГЭ

akkira

Как ученые не смогли ответить на вопросы ЕГЭ
Взяв примеры тестов ЕГЭ по обществознанию из открытого сегмента «Федерального банка заданий», издание обратилось к специалистам из соответствующих областей общественных наук.
Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как:

индивида
индивидуальность
организм
личность.
Выберите один ответ.
«На эту тему доктора наук дискутируют десятилетиями, а от десятиклассников требуется точное знание. Ответом на этот вопрос может стать только рассуждение. Создается впечатление, что составители этих тестов не видят разницы между фактом, гипотезой, данными опыта; не отличают установленные факты от терминов, создаваемых для удобства объяснения. Существование таких вопросов говорит о полном отсутствии философской культуры их составителей», — говорит Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ, автор более 350 публикаций по вопросам психологии личности.
Какая из перечисленных наук изучает межнациональные конфликты и пути их разрешения?
Антропология
Культурология
Социология
Философия
Выберите один ответ.
«Все названные науки в той или иной степени затрагивают эту тему, но непосредственно ни одна из них ее не изучает. Межнациональные конфликты — это вопрос междисциплинарной экспертизы, в которую могут и должны входить культурологи, философы, религиоведы, экономисты, антропологи, социологи и многие другие», — комментирует Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.
И человек, и животное способны:
использовать природные предметы
изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
передавать трудовые навыки последующим поколениям
осознавать собственные потребности.
Выберите один ответ.
«Тут, конечно, все странно… Три ответа правильных, а один надо выкинуть. Орудия труда, изготовленные с помощью других орудий труда, — это только про человека. А вот остальные варианты могут относиться и к людям, и к животным. Последние могут „использовать природные предметы“. Например, обезьяны во время засухи разжевывают листочки до состояния мягкой губки, опускают их в маленькие лужицы и таким образом пьют. Это умение по наследству не передается — старшие обучают детей, а значит, животные способны „передавать трудовые навыки последующим поколениям“.
„Осознавать собственные потребности“… не знаю даже, как комментировать. Это свойственно и тем и другим. В самом деле, раньше считалось, что животные действуют инстинктивно, не думая. Но эта гипотеза давно признана устаревшей. Может быть, авторы учебников имеют в виду именно ее? Непонятно», — рассуждает Ольга Григорьева, научный сотрудник лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН.
Конкуренция производителей в рыночной экономике:
приводит к снижению производительности труда
уравновешивает спрос и предложение
усиливает вмешательство государства в экономику
стимулирует увеличение затрат на производство.
Выберите один ответ.
Для того, чтобы выбрать правильный ответ, нужно сначала понять, что имеют в виду авторы теста. Но вопросы порой не понимают даже специалисты.
«Предполагается, конечно, что школьник выберет ответ про „уравновешивание спроса и предложения“. Он вытекает из принципов неоклассической западной экономической теории. Но я бы не сказал, что это безусловный тезис. Если честно, в результате конкуренции спрос не всегда уравновешивает предложение», — говорит Борис Бродский, профессор Высшей школы экономики, заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН.
Какой признак характеризует человека как личность?
Особенности внешности
Общественная активность
Свойства темперамента
Физическое развитие
Выберите один ответ.
«Я занимаюсь психологией личности 25 лет и могу сказать, что в современной науке нет четких представлений о том, какие признаки характеризуют личность. На сей счет существует несколько теорий, и каждая из них предполагает свой ответ. Подобные вопросы задавать нельзя.
Не знаю, какой вариант должен считаться правильным для школьника, но каким бы он ни был, мне не нравится категоричность выбора. Ответ на этот вопрос характеризует не знание учащегося, а субъективное мнение автора учебника. Я, например, не задам этот вопрос в расчете на получение четкого ответа. Экзамен проходит в стиле ответ — аргументация. В отличие от законов Ньютона здесь мы имеем дело не с достоверным знанием. Поэтому форма тестов к таким вопросам вообще не применима. И крайне вредна», — уверен Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ.
Какую функцию науки иллюстрирует создание искусственных заменителей сахара для людей, страдающих различными заболеваниями?
Объяснительную
Прогностическую
Социальную
Производственную
Выберите один ответ.
«Ни один из приведенных вариантов ответа не подходит. Социальная функция науки формулируется не в терминах создания препаратов, а в терминах изменений общественной жизни. Но здесь об этом ни слова не сказано. Все остальные перечисленные функции и вовсе не при чем. Возможный ответ — медико-технологическая функция. Но мне в принципе не понятен этот подход. Что может иллюстрировать изготовление нового препарата? Функции науки — это совсем другое. Так вопросы ставить нельзя», —считает Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.
Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?
О сохранении самобытности
О возрождении традиций
О национальной изоляции
О взаимном обогащении
Выберите один ответ.
«Если я правильно понимаю, речь идет о заимствовании бытовых культурных норм. Вообще это называется рецепцией культурных форм. Формально говоря, корректного ответа в списке нет. Если „взаимное обогащение“ понимать как рецепцию, то, может быть, 4-й вариант и правильный. Но „взаимное обогащение“ — это странная формулировка. Слово „взаимное“ здесь совершенно неуместно. В чем проявляется взаимность в данном конкретном случае?» — спрашивает Наталья Крюкова, заместитель директора Российского института культурологии.
Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства?
Философия
Социология
Политология
Экономика
Выберите один ответ.
«Правильный ответ — и социология, и экономика. Но вообще речь здесь идет о междисциплинарном исследовании, а значит, вопрос некорректен. Я не думаю, что подобные вопросы можно использовать на экзамене», — говорит Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.
К какой сфере общественной жизни относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?
Экономической
Социальной
Политической
Духовной
Выберите один ответ.
«Вопрос плох уже тем, что может быть истолкован двояко: то ли сословие „взаимосоотносится“ с этнической группой (что звучит довольно странно то ли речь идет об отношениях между разными сословиями или разными этническими группами. В последнем случае правильным можно считать любой из четырех ответа. Сословие с сословием вступают во взаимоотношения в основном в политической и экономической сферах.
Восставшие посадские люди, как правило, требовали улучшения жизненных условий и смещения зарвавшейся администрации. Конфликты между этническими группами чаще всего носили религиозный характер, но при этом были тесно связаны как с экономикой, так и с политикой.
Самый простой пример — восстание украинцев против поляков в середине XVII века. Причин было три: притеснение православных (духовная сфера желание украинской „старшины“ получить те же привилегии, которыми пользовалась польская шляхта (политика бедственное положение украинских крестьян (экономика).
По-моему, подобный вопрос мог составить только человек абсолютно невежественный, у которого за голой схемой нет конкретных исторических знаний», — подчеркивает Галина Иванова, научный сотрудник Российского государственного архива древних актов.
Производителю в условиях рынка выгодно:
постоянное повышение цен на продукцию
производство товаров для собственного потребления
снижение затрат на единицу производимой продукции
государственное распределение основных производственных ресурсов.
Выберите один ответ.
«Наверное, авторы имели в виду „снижение затрат“. Но этот вопрос — чистая профанация темы. Снижение затрат, безусловно, выгодно, но и повышение цен тоже. Если рассматривать проблему только через призму выгодности, то производителю может быть выгодно буквально все, в том числе благоприятное участие государства в распределении ресурсов», — комментирует Олег Бронашко, заведующий учебной частью кафедры экономической теории и предпринимательства Института экономики РАН.

raushan27

Гуманитарии - побочный продукт развития науки, их число напрямую зависит от числа ученых. Гуманитарии уничтожают матан и смехуечки, поэтому их над убивать. Также они поедают говно, поэтому в некоторых ситуациях гуманитарии могут быть использованы для предотвращения клерикальной революции.

kasimusya

+1)

reberton44

Составители подобных тестов обычно выдирают конкретные фразы из учебников и на их основе сотавляют эти тесты. Так что для успешного прохождения тестирования надо читать "правильные" учебники:)
На самом деле, я считаю это большой недостаток школьного образования в частности в области гуманитарных наук. Школьников обучают только зубрежке.

strelok69

самой большой недостаток школьного образования в наличии гуманитарных предметов
а вообще +1 конечно

akkira

согласен
учат фактологически
а не методологически
мыслить

geva

Шестиклассникам год склоняют про древних греков и египтян, всех богов перечисляют, а потом в десятом классе нет времени рассказать о причинах Первой Мировой Войны.

geva

В точных науках тоже готовят исполнителей, максимум - инженеров.
"Возьмите типический метод и решите им типическую задачу".
Только математичка наша говорила, как можно тригонометрические задаче несколькими способами решать, собственно, благодаря ей я в МГУ и попал.
В универе хоть какая-то свобода мысли есть, по сравнению со школьной программой, которая рассчитана на то, чтобы средний выпускник школы знал, что Евгений Онегин, тангенс, дрозофила и Карл Маркс - это четыре разных человека.

smack

Шестиклассникам год склоняют про древних греков и египтян, всех богов перечисляют, а потом в десятом классе нет времени рассказать о причинах Первой Мировой Войны.
Вы уверены, что причины Первой мировой войны доступны пониманию школьников? Не кажется ли Вам, что для понимания этого нужно обладать серьезными знаниями в экономике и политологии, а еще, желательно, этнопсихологии и военном деле?
Большинству школяров достаточно фразы "неразрешимые противоречия между империалистическими государствами". Тем, кому этого недостаточно, в общем-то, уже наплевать на школьную программу, они выше ее, и получают знания не из весьма примитивных школьных учебников и уроков.

akkira

ну скажем что не все в универ поступают
кто же должен учиться в кулинарном техникуме....

sunlya

А почему поступающий в университет должен сдавать выпускными те же экзамены, что и тот, кто в кулинарный пойдёт? Просто в школе замечала, что думающие дети далеко не всегда хорошо пишут дебильные тесты, так как не могут выбрать из 4-х неправильных менее неправильный вариант ответа

sidorskys

+1
Нелюди и ГИ рулят.

akkira

в универ по тестам не берут-это общемировая практика(-надо досдавать профилирующие предметы)
ЭГЭ нужен как раз для кулинарного техникума
ибо он показывает - что ты хоть писать читать умееш- а остальному тебя научат как правильно делать( и без вариантов)

sunlya

Т.е. принцип - сначала зазубри чушь и будь добр сдай по дебильным правилам, а потом уже - по нормальным в универ? Тебе ничего не кажется ущербным? ЕГЭ - это если что единый выпускной, не только для будущих кулинарщиков, но и студентов ВУЗа тоже.

Nefertyty

> сначала зазубри чушь и будь добр сдай по дебильным правилам, а потом уже - по нормальным в универ?
а это чтобы не слишком много разных нон-конформистов оказалось в универе, а то потом никакие нины петровны не справятся

geva

Большинству школяров достаточно фразы "неразрешимые противоречия между империалистическими государствами".
Ты знаешь, у нас даже этого не было. В стандартных школьных учебниках о Первой Мировой вообще ни слова не было, когда я учился. Как-то не коррелировала она с Революцией. Сейчас, может, и добавили.

sunlya

Стабилизирующий отбор в действии. Среднестатистическое общество как самоподдерживающаяся система.

akkira

ЕГЭ
это дебилизэ
как 12-летняя школа
перенятый у америкосов

Nefertyty

> Среднестатистическое общество как самоподдерживающаяся система.
Не обязательно среднестатистическое. В МГУ стабилизация ничуть не хуже.

smack

Ты знаешь, у нас даже этого не было. В стандартных школьных учебниках о Первой Мировой вообще ни слова не было, когда я учился. Как-то не коррелировала она с Революцией. Сейчас, может, и добавили.
При всем моем уважении к СССР, советская система гуманитарного образования - это страх и ужас. Сейчас раздел о Первой мировой войне вполне внушителен.

nozanin

ЕГЭ
это дебилизэ
как бы это БОЯН

lilith000007

+1
Смешно когда 18ти летние парни за партами сидят

sunlya

Согласна. Обидно только, что в МГУ так же выбраковка идёт не только по нижней границе, но и по верхней то же. Вернее, некоторые за верхней границей сами выбраковываются в процессе обучения. Из-за органической несовместимости с системой.

sidorskys

Смешно когда 18ти летние парни за партами сидят
Эх, им бы на плац...

sunlya

Это не просто смешно, а глупо и вредно на мой взгляд как учителя. Школу потихоньку превращают из учебного заведения в надзорный приют.

lilith000007

вот вот
только вышел из школы и в армию.
Раньше можно было один год пролитеть с экзаменами и не призвали бы - а тут хрен вам

lilith000007

А ещё в школе катострофически мало учителей и непонятно откуда они возьмутся на дополнительные 2 года
Будут учеников обучать вчерашние двоичники педвузов, которых всего на несколько лет их старше

Nefertyty

> Школу потихоньку превращают из учебного заведения в надзорный приют.
Это как минимум уже век идёт

SerV

Смешно когда 18ти летние парни за партами сидят

действительно
я в 16 лет уже в мгу учился
и от родителей был финансово независим

sunlya

Количество необходимых школе учителей нелинейно связано с продолжительностью обучения, если что. В этом вопросе больше рулит комплектность школы и программы.

kondreu

Такие как вы - исключение, подтверждающее правила.

lilith000007

не линейно, но все таки связано
Вообще пора бы переделать школьную программу и повыкидывать оттуда лишнего

lilith000007

Какие правила, что до 18ти лет учится надо?
Да большинство старшекласников уже ненавидят школу, а теперь это на 2 года увиличивается

sunlya

Угу. Просто интересно, почему в Минобразе даже не задумываются над этим. У нас школьники как дважды два просекали эту взаимную зависимость учителей и учеников. И помочь сладить с таким школьником могла только изначально близкая к идеальной обстановка в школе. Но в таких школах и никаких доп. регулирующих указов и не нужно - туда стоит очередь из учеников. Из-за этого противоречия школы недопустимо дифференцируются, когда в одних собирается цвет, а в других - противоположное. Убрать обязательное 11-классное образование и не вводить доп. 12 класс - ситуация бы здорово разрядилась, на мой взгляд.

Nefertyty

> Просто интересно, почему в Минобразе даже не задумываются над этим.
Почему считаешь, что не задумываются?

sunlya

Наверное потому, что на мой взгляд, цели образования, декларируемые им, не могут быть решены методами, которыми оно же предлагает их решать. Они противоречат друг другу. Если же они задумываются, то остаётся предполагать специальный саботаж. Или есть ещё варианты?

Nefertyty

> что на мой взгляд, цели образования, декларируемые им,
> не могут быть решены методами, которыми оно же предлагает их решать
в рекламе вообще обычно всё не так, как на деле

sunlya

Поясни

Lenn

согласен
учат фактологически
а не методологически
мыслить

ещё это называется прививание клипового сознания..

sunlya

Хм. Не уловила связи между этой статьёй и обсуждаемой темой.

Nefertyty

Декларируемые цели и принципы - это относится к созданию имиджа.
Реальные задачи и средства их решения - внутреннее дело корпорации (или министерства). Довольно естественно, что они далеко отстоят от желаемого имиджа.

sunlya

Декларируемые цели и принципы - это относится к созданию имиджа.
В том-то и дело, что не совсем. Бывает такое - заявляется одно, но предлагается решать так, что получается другое. И это другое потом проверяется. В образовании же на всех промежуточных этапах проверяется именно одновременное исполнение обоих противоречивых (если не сказать, взаимоисключающих) требований. И только на ЕГЭ ясно и открыто требуется исключительно второе.

Nefertyty

Проверки тоже нужны для имиджа.
А потом, в больших корпорациях как правило правая рука не знает, что делает левая, не надо думать, что там монолитный отряд заговорщиков составляет хитроумный план обмана народа - так не бывает. Отсюда и противоречивые цели.

sunlya

Вот с внутренней несогласованностью внутри министерства, пожалуй, соглашусь. Однако это свидетельствует, мягко говоря, о неважном руководстве.

demetrius86

Составители ЕГЭ по определению недоумки. Тесты составляет ведь частные компании, по заказу государства. Откаты это ещё полдела. То что тесты составляют люди малограмотные за оЧень малелькие деньги тоже пустяк. Главное полное отсутсвие методологической базы. Причём это касается и ВУЗовских тестов тоже. Редко встречаются тесты при ответе на которые не приходится задумываться о маразме составителей. Давали бы эти тесты, что ли перед внедрением специалистам порешать, а лучше отличникам из школ за деньги. Они бы разобрались лучше.

demetrius86



Гуманитарии - побочный продукт развития науки,
Ага, только тут совсем недавно постили дебильнейший задачник по математике. Хотя может ты и прав математика ведь не наука о природе, а наука о человеском сознании и моделях которыми оно оперирует. Т.е. чисто гуманитарная наука - прикладная психология.

akkira

я и не спорю
просто за державу обидно
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: