кто такой Джон Уэйн?

porlog

субж

Kashtanova

героический ковбой?

porlog

исторический или кинематографический?

bassy

УЭЙН (Wayne) Джон (наст. имя и фам. Мэрион Майкл Моррисон, Morrison) (26 мая 1907, Уинтерсет, штат Айова — 11 июня 1979, Лос-Анджелес американский киноактер, режиссер, продюсер.
Дебютировал в кино в конце 1920-х гг. На высокого светловолосого парня с открытым лицом и добродушной улыбкой обратил внимание гений вестерна Дж. Форд и рекомендовал его коллегам, но настоящая звездная карьера началась только в 1939, когда Уэйн снялся в роли ковбоя в фордовском «Дилижансе» — самом знаменитом вестерне в истории кино. Тогда же начал твориться миф о нем. Освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, актер на экране стал образцом твердого и неустрашимого воина с горячим и отзывчивым сердцем. Следя за Уэйном, зрители с замиранием сердца ждали «коронный номер» — пальбу из пистолетов с двух рук от бедра. Следующей вершиной творчества актера оказалась «Красная река» (1948) Хауарда Хоукса, в которой он сыграл переселенца, несгибаемого традиционалиста, сурового, но человечного в душе.
1940-е гг. были золотой эпохой карьеры Уэйна — в это время вышли на экран классические вестерны «Форт Апач» (1948) и «Она носила желтую ленту» (1949) Форда. Затем последовал спад — вестерн вышел из моды, а перестраиваться на новый лад в силу присущего ему консерватизма актер не хотел. Его редкие выходы из образа солдата и ковбоя не приносили успеха (например, Чингисхан в «Завоевателе», 1956). И все же Уэйн вернулся на завоеванную высоту — в фильмах «Отправившиеся на поиски» (1956 «Рио Браво» (1959 «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (1962). В 1969 Уэйн получил единственный в своей жизни «Оскар» за роль Рустера Когбурна, одноглазого помощника шерифа в «Настоящей выдержке» Генри Хатауэя. В картине «Стрелок» (The Shootist, 1976) Дона Сигела, ставшей для Уэйна последней, он сыграл по сути дела самого себя: умирающего солдата, накануне смерти начинающего осмысливать свою жизнь. Уэйн исполнил эту роль с тем достоинством и простотой, которые всегда были его отличительными свойствами.
Воплотив в своих экранных работах (около ста пятидесяти) «дух фронтира», Уэйн создал канонический образ первопроходца Дикого Запада, в котором слились черты экранного героя и легенды об актере.
Н. Цыркун

bassy

УЭЙН (Wain) Джон (Баррингтон) (14 марта 1925, Сток-он-Трент, графство Стаффордшир – 24 мая 1994, Оксфорд, Англия английский писатель; поэт, критик.
Один из «рассерженных»
Относил себя к поколению, для духовного формирования которого решающим событием была Вторая мировая война (сам писатель из-за слабого зрения не был призван в армию). Окончил колледж Сент-Джон в Оксфорде. По окончании университета преподавал английскую литературу (1949–1955 был профессором поэзии (1973–1978). Свои лекции опубликовал под названием «Преподавание поэзии» («Proffessing Poetry», 1978). Дебютировал сборником стихов «Смешанные чувства» («Mixed Feelings», 1951 участвовал в подготовленной Р. Конквестом* антологии «Новые строки» (1956 противопоставившей объективизм предельной субъективности в духе Д. Томаса. Как романист, Уэйн добился громкой известности уже первой своей книгой «Спеши вниз» («Harry On Down», 1953; русский перевод — 1959 в дальнейшем воспринимавшейся как один из манифестов «Сердитых молодых людей».
Поэт
Уэйн считал себя прежде всего поэтом, хотя его проза пользовалась несравненно более широким читательским откликом. «Как прозаик, — свидетельствует Уэйн, — я вижу себя продолжателем реалистического романа: забочусь о жизненной убедительности персонажей, о правдивом изображении повседневности и вообще больше думаю о яркости внешнего фона, чем об интроспекции. Но в поэзии мне важна как раз возможность преодоления этих сковывающих границ, и я либо ухожу в далекую историю, либо черпаю свой материал из глубоко личных переживаний, впрямую воссоздавая испытанное мною самим».
Стихотворения и поэмы Уэйна, составившие около полутора десятков сборников (среди них: «Слово, начертанное на подоконнике» – «A Word Carved on a Sill», 1956; «Дикая тропа» — «Wildtrack», 1965 и другие) отмечены последовательным неприятием неоромантических веяний, преобладавших в годы его первых литературных выступлений. Отказываясь от условных поэтических формул и стилистической многокрасочности, провозгласив намерение «раз и навсегда покончить с шелухой затасканных слов», Уэйн предпочитает осознанную скупость метафор, интеллектуальную изощренность, которая теснит живое чувство. Нередко он откровенно пародирует романтическую лирику, травестирует непосредственное лирическое переживание («Читая любовные стихи в приемной дантиста», «Стихи, которые мог бы сочинить электронный мозг») или противопоставляет изысканные сюжеты и формы неоромантической установке на общедоступность. Примером полемической усложненности может служить «Фенг» («Feng», 1975 цикл из 17 драматических монологов с фрагментами, написанными ритмической прозой, — версия истории Гамлета, восходящая к раннесредневековым источникам.
Уэйн иногда затрагивает и злободневные темы, прежде всего связанные с угрозой ядерного апокалипсиса («Песнь о майоре Изерли»). В поэзии позднего периода лирическое начало выражено более явственно и, как в книге «Открытая местность» («Open Country», 1987 придает особую напряженность постоянным размышлениям Уэйна о сложности взаимоотношений между «глядящим в себя ночным «я» и глядящим вовне дневным «я» человека».
Прозаик
В романах Уэйна философская проблематика практически отсутствует; писатель ограничивается изображением будничной реальности и социальных коллизий в традициях нравоописательной прозы. Книги Уэйна воспринимаются как достоверное свидетельство о времени и вместе с тем художественное исследование меняющейся общественной психологии. При этом позиция автора относительно преобладающих общественных ценностей и ориентиров остается скептической. Скептическое настроение окрашивает жизнеописания многих персонажей Уэйна – например, героя его романа «Спеши вниз», выпускника университета, добровольно разделившего судьбу тех, кто принадлежит к низшим слоям общества, — мойщиков окон, санитаров, шоферов. Однако когда, по капризу фортуны, фантазия и остроумие этого персонажа оказались востребованными «индустрией досуга», он охотно продал ей свои маленький талант, позабыв о собственном недавнем раздражении против лицемерного английского общества. Первый роман Уэйна считался образцом обличительной литературы, в нем видели проявление протеста против коренных установлений британского общества. Однако он скорее представляет собой язвительную зарисовку нравов и привычек определенной среды; так, герой романа, бравировавший своей иллюзорной независимостью и неприятием стандартов среднего класса, в итоге должен подчиниться воспитанному в нем этой средой инстинкту конформизма.
В поисках нового
Такого рода персонажи преобладают и в последующих его романах – «Живя в настоящем» («Living in the Present», 1955) «Убей отца» («Strike the Father Dead»,1962 «Меньшее небо» («The Smaller Sky», 1968 «Юные плечи» («Young Shoulders», 1982); здесь вновь в центре – проблема эфемерного бунтарства; как и в «Спеши вниз», герои этих романов при первой же возможности почетного и прибыльного компромисса с обществом легко становятся или консерваторами, или циниками. Повторяемость конфликтов, проблематики и стилистики быстро привела к исчерпанности темы; и тогда Уэйн стал искать новые художественные решения и ходы. Удачным результатом таких исканий явился роман «Зима в горах» («A Winter in the Hills», 1971; русский перевод — 1972 действие которого происходит в уэльсском поселке; герой романа, приехавший с целью изучить местный диалект, оказывается втянут в острый социальный конфликт, в результате чего начинает по-новому осознавать себя.
В последние годы в творчестве Уэйна наметилась тенденция к созданию масштабных полотен, дистанцированных от современности. Романы «Где встречаются реки» («Where the Rivers Meet», 1988 «Комедии» («Comedies», 1990) и «Голодные поколения» («Hungry Generations», 1994) составили трилогию, действие которой происходит в Оксфорде между двумя мировыми войнами.
Писателю принадлежат также несколько сборников рассказов, радиопьесы, многочисленные критические работы и биография Сэмюэла Джонсона (« Samuel Johnson»,1974; премия Джеймса Тейта Блэка). Глубокая симпатия Уэйна к этому знаменитому английскому писателю проявилась в пьесе «Джонсон уходит» («Johnson Is Leaving», 1994) о последних годах его жизни.
А. М. Зверев

nazare

Может, это Бэтмен?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: