"Чечня глазами очевидца" В. Хангельдиев

MAKAR-61

В последнее время, часто возникают треды про Чечню и разные моменты ее истории. Тому кто интересуется, книга написанная русским грозненцем, в отличии чувака собравшего недавно кучу плюсов, автор не аноним:
Об Авторе.
Хангельдиев Владимир Георгиевич, русский, коренной житель г.Грозный в третьем поколении, родился в 1927 году.
Полковник Советской армии в отставке с 1975 года. После увольнения, до 1978 года работал главным инженером Грозненского цирка, с 1978 по декабрь 1995 года конструктором, а затем начальником Проектно-конструкторского бюро Производственно-Товарной конторы (ГЗТНП) и одновременно с 1984 по 1995 годы Председателем Совета трудового коллектива.
В начале 1996 года переехал в г.Одинцово.
http://grozny-vh.moy.su/

Logon

В последнее время, часто возникают треды про Чечню и разные моменты ее истории.
Может стоит создать Чечено-тред?
По теме - глянул ссылку, вроде как инфомативно, но неудобно сделан "правый край" текста, очень неудобно читать....

algurov

  
Тому кто интересуется, книга написанная русским грозненцем,

Попытаюсь доказать, что такое право я имею. Для этого придётся немного окунуться в историю нашего рода. Из предисловия понятно, что родился я в 1927 году в семье Хангельдиева Георгия Богдановича, армянина

web-страница

marinap69

последнее время, часто возникают треды про Чечню
это ты как упоротый плодишь их
и разные моменты ее истории
вот оно теперь как называется :D

seregen-ka

 
А как было до выселения? Вспоминается 1937 год. 1 Мая. Все соседи нашего барака, собрались на квартире одного из рабочих, чтобы отметить этот праздник. По какой-то случайности среди гостей оказался пожилой чеченец. Для рабочей компании стол был накрыт прилично по тем временам, наряду с водкой, вином, обязательно подали жареную и варёную картошку, а к этим блюдам - селёдку, солёные огурцы и помидоры из бочек, мясо (тогда все держали различную живность ну и, конечно: лук, чеснок, петрушку, укроп и другую зелень. Хлеб в те времена был, как правило, чёрный, на белый денег не хватало. Ели, пили, песни пели. В общем, праздновали День международной солидарности трудящихся. Увидел бы тот современный чеченец, воспитанный в изгнании и отчитавший женщину с «рязанской мордой», как гость рабочей компании в процессе трапезы, начал потихоньку рукой таскать со стола квашеную капусту и укладывать её в карман. Вероятно, она ему очень понравилась, и он решил порадовать своих родственников дома, а может, хотел показать им, что едят русские, или, может быть, по привычке решил что-нибудь карабчить (украсть, значит). Соседи по столу заметили его действия, но делали вид, что ничего не происходит. Когда же хозяин квартиры, заметил, что гость положил в карман вилку, его нервы не выдержали, и он завопил: «Э...! Э...! Когда ты таскал капусту, я терпел, но вилку! У меня их у самого мало». Пришлось незадачливому воришке расстаться с добычей. Капусту ему разрешили унести, чтобы он показал, чего «жрут» русские. До приведённого выше примера из прошлого мы вели речь о том, что вынесли из жизни вне Родины чеченцы.
Продолжим. Однажды, примерно в семидесятые годы, я совершенно случайно разговорился на автомобильной стоянке у Грозненского универмага со стоявшим рядом чеченцем. В процессе нашей беседы он неожиданно заявил: «Спасибо Сталину. Он нас там, в Казахстане, хоть жить научил». Дальше он мысль свою развивать не стал, но я его понял. Вероятно, он хотел сказать именно то, о чём я написал несколько выше.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что чеченцы и ингуши из ссылки вернулись более приспособленными для жизни в обществе с другими народами

seregen-ka


На Грозненском заводе товарных нефтепродуктов (ГЗТНП) у начальника цеха, женщины, два раза выкрадывали дочь, тем самым вынудили её покинуть город и она, прекрасный специалист уехала в Волгоград и устроилась на местный НПЗ. Начальника цеха по производству кислорода и ацетилена выкрали, и он просто пропал без вести. Опасаясь за жизнь нашего директора ГЗТНП, Совет трудового коллектива (СТК) предложил эту должность НАШЕМУ чеченцу, заместителю начальника цеха, объяснив ему то, что нам нужен свой чеченец, которого мы знаем и доверяем, а главным инженером поставили бывшего директора-русского, тем самым сохранили ему жизнь. Раньше я упоминал о своей квартире в трёхэтажном доме №103 по улице им. Сайханова.

algurov

интересные моменты.

От эпохи Бронзы (2-е тысячелетие до н.э.) на территории Чечни сохранились в основном погребальные памятники, руины башенных посёлков, боевые башни и склепы. Это говорит о том, что вайнахи («вайнах» – наш народ) ещё много столетий назад далеко в горах воздвигали шедевры архитектуры.

Здесь хочется отвлечься от повествования и вступить в полемику с некоторыми историками. Однажды, в период попытки создания государства Ичкерия, в 1992 году, один из чеченских историков в газете «Голос Чеченской республики» опубликовал статью, в которой доказывал сходство чеченского и английского
языков. А 11 декабря 2004 года, на НТВ, в передаче «Школа злословия», авторы передачи, в беседе с учёным Старостиным, услышали от него, что обнаружено сходство между чеченским и китайским языками.
Напрашивается вопрос, в каком из аулов авторы этих заявлений обнаружили такие сходства? Ведь в Чечне, что ни аул, то свой диалект. Интересно было бы узнать, какой из аулов говорит на языке схожем с английским, а какой – с китайским языками. Известно, что до создания СССР, Чечня не имела своей письменности. В ней было несколько знатоков арабского языка и арабской письменности. При советской власти в словарь чеченского языка вошло до пяти тысяч слов, причем абсолютное их большинство имели бытовое значение.

Была ли Чечня государством?
По Сергею Ивановичу Ожегову: «Государство, политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которой господствующий класс осуществляет свою власть, обеспечивает охрану существующего порядка и подавление классовых противников».
Из Большой Советской Энциклопедии: «Государство, основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под государством понимается политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в силу необходимости на силу принуждения».
Исходя из трактовки БСЭ и С.И.Ожегова, Чечня государством, до появления Советской власти на Кавказе, никогда не была. Были родоплеменные объединения, проживающие на определённой территории Кавказа, где решения принимались старшими по возрасту или советом старейшин рода (тукхама). О господствующих племенах среди чеченцев и ингушей известно мало, но можно предположить, что на жизнь этих народов значительное влияние оказывали наиболее многочисленные роды.

algurov

Из примеров, приведенных Юнусом Осмаевым и Али Эгиевым, можно сделать вывод, что Дуба-Юрт и Шали были освоены чеченцами через двести лет после появления русских в районах рек Терек и Сунжа

Живя высоко в горах, в труднодоступной местности, в условиях почти первобытнообщинного строя, они умели строить сложные жилые, оборонные, дозорные, охранные сооружения; на клочках доступной земли выращивать сельскохозяйственные продукты; вести здоровый образ жизни; сохранять здоровье, знать большое количество методов лечения; оставаясь хлебосольными хозяевами, умели хорошо защищаться. Примеров очень много.

Снова хочется отметить, что основной массой тружеников были люди русской и украинской национальности и маленькими вкраплениями кавказцев.

algurov

Царское правительство, завоевав Чечню (но, не покорив чеченцев в области улучшения условий жизни практически ничего не сделало. Как были они необразованными, ведущими полупервобытный образ жизни и свое натуральное хозяйство, так и оставались в таком состоянии до революции 1917 года. При образовании Советской власти, созданные Районные, Сельские советы не смогли преодолеть принципы родоплеменных отношений между людьми. Так параллельно и существовали рядом Советы и Тейпы. Выборы в руководящие органы республики, районов, аулов осуществлялись не без опоры на тейповые отношения. Под призраком Советской государственности постоянно теплились родоплеменные связи.

Официально в Чечне существовала советская власть, соблюдалась государственная законность, но внутри республика жила по своим правилам и традициям. Так же почитали стариков и слушали их мнение, воровали невест, платили калым, вопросы кровной мести решались советом старейшин, процветало воровство, в горах содержали рабов, во многих дворах на всякий случай имелись зинданы (ямы для содержания пленников). При разрешении ссор между соседями, органы прокуратуры и суды старались не вмешивать.
На фоне жизни русских, которые по своему образу жизни в культурном и бытовом отношении недалеко ушли вперёд от чеченцев в послереволюционный период, последние выглядели ещё хуже. Однажды, ещё будучи мальчишкой, я увидел картину, которая меня шокировала: на окраину города Грозного, со стороны станицы Ермоловской, въезжает арба, запряженная одной лошадью, на облучке сидит чеченец. На голове папаха, одет во френч военного покроя, армейские бриджи, сапоги-ичиги. В предвоенное время чеченцы среднего и пожилого возраста любили носить такую одежду при поездках в город. Сидит важно, едет неспешно. Арба пустая. Но вот что меня поразило: позади арбы, держась за её борт, идёт согбенная под тяжестью большого мешка с кукурузой, или с мукой, женщина.
Я тогда не знал, что по чеченским обычаям женщина не может находиться рядом с мужчиной. Её место позади. Так было. На чеченке было одето простое, типа русского сарафана, платье, шаровары, какие носили восточные женщины, на голове платок, а на ногах шерстяные носки и чувяки (типа тапочек). Какими были чеченцы после возвращения из ссылки я буду писать позже, но один пример, показывающий, какими они стали, приведу. Было это в семидесятых годах прошлого 20-го века.
Однажды, выйдя на балкон своей квартиры, расположенной на третьем этаже дома по улице им. Сайханова, я услышал перепалку в очереди у овощного ларька между русской женщиной и чеченцем среднего возраста. Особенно меня поразил монолог чеченца, привожу его почти дословно: «Ты, рязанская морда, понаехали сюда в лаптях. Мы вас тут хоть жить научили. В тебе НЕТ НИКАКОЙ ДИАЛЕКТИКИ, Ё…..ТВОЮ МАТЬ». Это один из отрицательных примеров того, чему научились многие чеченцы, находясь за Уралом. О хорошем – позже.
Выше я писал о том, что в тридцатые годы в ЧИАССР было создано большое количество колхозов и совхозов. А теперь, об эффективности их работы. Дело в том, что подготовка почвы, посадка сельскохозяйственной продукции производились колхозниками. А вот уборка готовой продукции осуществлялась странным образом: днём – на колхозные тока, а ночью – на свои подворья. Доказательство я приведу в разделе о Великой Отечественной войне.

algurov

Вернувшись, домой, отец вскоре, вместе с несколькими коммунистами Сталинского района, был направлен в аулы для приглашения чеченцев на работу на заводы, взамен ушедших на фронт русских рабочих. Но такие поездки положительных результатов не давали. В то время чеченцы ещё не знали, какие выгоды в будущем будет сулить работа на предприятиях в нефтедобыче и нефтепереработке. Бывая в городе, они видели в рабочих только грязных, замазученных людей. Такая работа – не для джигитов. Поэтому в числе добровольцев, оказывались считанные единицы, Об этом уже значительно позже в начале девяностых годов мне пришлось напомнить своему директору завода - чеченцу, который упрекнул русских в том, что «Вы, русские в свое время позанимали все руководящие посты на производстве и нам не давали хода в продвижении по службе». Кстати, директором он стал после длительных уговоров на заседании Совета трудового коллектива и руководил нами очень даже здорово в период разброда и шатания с 1991 по 1994 год. Ушёл с должности он только под напором дудаевского руководства, но завод мы сохранили (думаю, что данное отступление от темы о Великой Отечественной войне было уместным.)

после четырёхмесячного обучения молодые младшие лейтенанты пехотного училища проходили войсковую стажировку в горах, выезжая на две недели для получения боевой практики в борьбе с бандитами, нападавшими на советских и государственных руководителей районов и аулов.
Это я знаю со слов моего старшего друга Александра Большухина, о котором я упоминал, перечисляя соседей по своему 12-му бараку. Вот там он мне и рассказал об этой стажировке, перед отправкой на фронт.
Сразу же после объявления войны в Грозном начала формироваться Чеченская часть, по образцу «Дикой дивизии» Первой Мировой войны. Джигиты были экипированы прекрасно – что головные уборы, что одежда, что кони, что шашки! Только мы, жители города, почему-то не видели у них карабинов и это нас удивляло. А пулемётные роты, состоящие из русских красноармейцев, были полностью укомплектованы пулемётами, карабинами, тачанками, лошадьми. Видно военкомат не очень доверял чеченцам- красноармейцам. Правда, о боевых действиях этой дивизии на фронтах Великой Отечественной войны я ни в одном справочнике сведений не нашёл. Ходил по городу слух, что при отправке на фронт, часть дивизии разбежалась. Но справедливости ради, надо отметить, что в войне участвовало много чеченцев и ингушей.
Известны факты, что в период вторжения немецких войск на территорию СССР Брестскую крепость обороняли красноармейцы призыва 1938 года, и среди них было много чеченцев, которые храбро сражались. Многие погибли, но некоторые остались живы и здравствуют сегодня, и некоторых из них недавно нашли награды. В воспоминаниях белорусских партизан упоминается то, что в личной охране знаменитого разведчика Николая Кузнецова был наш земляк – чеченец. Его я видел однажды по телевизору и слышал его рассказ о деятельности в партизанском отряде.
К моему сожалению, не предполагая того, что мне когда-либо придётся писать о Чечне, его фамилию я запамятовал. Имя Героя Советского союза Ханпаши Нурадилова, пулемётчика, уничтожившего в боях 920 немцев, известно всему советскому народу. Убит он был под Сталинградом и похоронен на Мамаевом кургане, о чём свидетельствует надмогильная плита на мемориальном кладбище у памятника Матери Родине. Заслуживает внимания судьба лётчика-истребителя майора Ахмеда Имадаева, моего хорошего знакомого. В Великую Отечественную войну он хорошо воевал, имел много орденов. Но случилась беда, чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года выслали с Родины за Урал в Сибирь и Казахстан. Он рассказал мне свою историю, связанную с этим событием. Однажды, после выселения родных, его вызвали в штаб полка и предложили уволиться из армии и убыть к ним. Имадаев был боевым лётчиком, хорошо показавшим себя в боях. Такое отношение к нему в период, когда дело уже шло к победе, было недопустимым для его сослуживцев. Лётный состав полка, узнав, что их товарища увольняют из армии по национальной принадлежности, возмутился. Лётчики потребовали от командования позволить Имадаеву довоевать до Победы, а уж потом увольнять, или… увольняйте всех! После такого напора сослуживцев, Ахмеду позволили закончить войну, и после этого он был уволен из армии и присоединился к своей семье. Такую обиду забыть и простить руководству страны нельзя, а благодарность сослуживцам он пронёс через всю свою жизнь. Считаю, что я привёл достаточное количество примеров достойного служения Родине со стороны чеченцев.

algurov

устал копипастить, но почитать действительно занятно

philnau

устал копипастить
Устал читать. Ты не мог бы тезисами изложить суть?

marina355

ну дед судя по всему дает субъективный взгляд на чеченцев. и с плохой и хорошей стороны. попытки привлекать научный исторический материал у него слабые, в виду их отсутствия, но он пытался. зато многие выводы делает из личного опыта.

MAKAR-61

Я думаю, исторические построения автора как раз не очень ценны, все таки он не специалист. Интересны его личные впечатления и опыт.

marina355

Резюме такое.
Историческая часть - слабая, приписывает раскопки 2 го тысячелетия чеченцам. Нормальных исследований там не проводилось же. Переселение чеченцев на равнину инициировал Ермолов, т.к. там легче их контролировать.
Предвоенный период. Была налажена нефтяная промышленность, но местные в ней старались не работать - западло.
Ссылка пошла на пользу, дав опыт взаимодействия с другими народами. Уважает Берию за то, что тот по уму провел ее, так что никто почти рыпнуться не сумел. Занимаясь сбором оставшегося от высланных, наблюдал огромное количество тайников со жрачкой.
Послевоенный период. Пока чечены сидели в ссылке, опять восстановили нефтяную промышленность, но оставшиеся местные опять же не желали в ней работать. Вернувшись из ссылки, чеченцы стали потихоньку врастать в экономическую деятельность, не изменяя себе. Многие работали, пытались учиться, появились прослойки нефтяников, шабашников и других профессий. Однако все так же любили кич, громкие знаки отличия, халяву, руководящие должности, кумовство, силовые решения вопросов. Упоминается вроде полуофициальное стрельбище, сепаратизм. Но в целом все было неплохо
Новейшее время. Жесткий сепаратизм, выдавливание чеченцами всех остальных. Полное уебанство Москвы. Наблюдал расхищение военных складов. В 92м Грачев передал кучу оружия и техники Дудаеву.
94й год, любопытный момент
 
Ещё одна попытка сформировать правительство, альтернативное дудаевскому, была предпринята в апреле 1994 года. По инициативе Москвы на территории Наурского, Шелковского и Надтеречного районов, не подконтрольных Дудаеву, было принято решение создать Временное правительство Чеченской республики. Генерал Савостьянов сделал ставку на Умара Автурханова, а генерал Степашин – на Руслана Хасбулатова. Победили сторонники Автурханова. 15 октября 1994 года генерал Котенков и Евгений Савостьянов подобрали группу офицеров, заключили с ними контракт, выделили им и танки и вертолёты не первой свежести и предложили воевать на стороне Автурханова. Эта группа «КАМИКАДЗЕ», по-другому назвать не могу, добралась до Грозного, где и была разгромлена. Создалось впечатление, что в город они вошли, а зачем – сами не поняли. Было это 26 ноября 1994 года. Один танк, уже без экипажа, я увидел на перекрёстке между улицами им. Сайханова и Батумской, когда утром в этот день шёл на работу. Было такое впечатление, будто он брошен. Вокруг него копошились несколько чеченцев. Двое вытащили из танка четыре аккумуляторные батареи и собирались транспортировать их куда-то, а один начал извлекать из него 100-миллиметровые снаряды. Я полюбопытствовал у него, для чего он берет снаряды? Он мне ответил: «Пригодятся».
...
Провал этой авантюры тогда с издёвкой оценил министр обороны Грачев, отнеся её на неумелое руководство генералов из внутренних войск. Вот тогда и прозвучали его роковые для него, им же сказанные слова: "Да я Грозный одним десантным полком возьму за два часа»

В связи с тем что чеченцы из Грозного к декабрю попрятались в аулах у родни, федералы утюжили город, в котором в основном были русские, которым было некуда бежать

sag2105

Про историческую часть, немного не так. На всем Восточном и Центральном Кавказе, включая Ставрополье находят памятники кобанской культуры бронзового века(1-2 тыс. до н.э.). Эта культура всеми специалистами идентифицируются с пранахско-дагестанской общностью, т.е. предками современных чеченцев, ингушей, народов Дагестана и осетин. Понятное дело, что чеченцев в нынешнем виде тогда еще не было. На протяжении всей истории, местные народы жили и в горах и на равнине. В случае массовых иноземных вторжений люди бежали в горы, когда обстановка стабилизировалась спускались на равнину. На равнине условия жизни намного более благоприятные. И так в ходе истории неоднократно. К моменту Кавказской войны чеченцы жили на равнине, это совершенно однозначно, об этом свидетельствуют записки царских генералов. Более того, после Кавказской войны равнинные земли были розданы терским казакам, а чеченцы выдавлены либо в горы, либо в Османскую империю. Итого с середины 19 века по начало 20 века, чеченцы на равнине практически не жили. Массовое возвращение началось после Гражданской войны, когда терское казачество поддержавшее Деникина было разбито большевиками и горцами.

Koldunel


:smirk:

algurov

автор претендует на объективный рассказ событий в чечне.
делает экскурс в историю (чуть ли не первобытных времен и до современности).
интересно.
перемеэжает собственными впечатлениями и рассказами.

algurov

человек пытался - искал, изучал материалы.
источники называет.
чем не исследовательская работа?

stm7543347

Хангельдиев, русский
/me выпал в осадок, растворите /me.

MammonoK

фамилия вроде бы татарская или башкирская

MAKAR-61

Попытаюсь доказать, что такое право я имею. Для этого придётся немного окунуться в историю нашего рода. Из предисловия понятно, что родился я в 1927 году в семье Хангельдиева Георгия Богдановича, армянина. Моя мать, в девичестве Устиновская Александра Романовна, русская, родом из Саратовской губернии. О семье мамы мне мало что известно. Знаю только то, что их многодетная семья приехала в Грозный в начале 20 века, и их приезд никаких исторических перемен в жизнь города не привнёс. О Хангельдиевых напишу более подробно, так как с их появлением в городе и округе жизнь значительно изменилась к лучшему.
И вот почему. Родители моего отца, во главе с его папой Богдасаром Матвеевичем, приехали в Грозный из Нахичевани вместе со старшим братом Степаном Матвеевичем в конце 19 века. Двоюродный дед оказался очень предприимчивым человеком. Уже в 1900 году он построил первый в городе кирпичный завод, который до сих пор существует и расположен на Петропавловском шоссе по дороге в станицу Червлёную. Уже в 1902 году дед выстроил себе один из первых кирпичных домов в городе, который, по крайней мере, до моего отъезда в 1995 году, так и стоял на улице Первомайской (в царское время она была центральной и называлась Александровская). Дата постройки «1902» была указана на фронтоне его фасадной части. С этого периода и началось в городе кирпичное строительство. Подтверждением моих слов является выдержка из книги «Город Грозный», написанной в 1972 году к столетию города его главным архитектором Н.Ш.Шабаньянцем. На 11 странице этой книги автор пишет: «Вот данные, характеризующие жилищный фонд города: по грозненскому округу в 1871 году числилось деревянных домов – 54 %, саманных – 42,2 %, турлучных (плетневых мазанок) – 3,3 %, а каменных (не кирпичных) – 0,5 %».
С приездом в город Хангельдиевых, уже к 1911 году, появилось несколько двух- трёхэтажных кирпичных зданий. Ясно, из чьего кирпича они были построены.
Здесь уместно вспомнить об одной моей очень интересной встрече. Произошла она в ауле Закан-Юрт, расположенном на левом берегу Сунжи, рядом с Самашкинским лесом, в котором в пятидесятые годы располагались летние военные лагеря. В ожидании открытия местного магазина, я, молодой лейтенант, разговорился с пожилым чеченцем лет восьмидесяти. В разговоре с ним мне пришлось упомянуть свою фамилию. А он у меня спросил: «Не из того ли ты рода Хангельдиевых?» Получив от меня утвердительный ответ, он так отозвался о моём двоюродном деде: «Хороший был человек, добрый, он кирпич и черепицу в долг давал…».
В завершение повествования о своих дедах хочется отметить ещё кое-что. 4 июня 1978 года в газете «Грозненский рабочий» была опубликована статья «Отцы города». В ней я прочитал, что, в числе других «отцов», в 1912 году в Грозненскую городскую Думу был избран «Хангельдиев – владелец кирпичного завода». Кстати, надо заметить, что после Октябрьской революции он передал свой завод городу, стал его директором, которым успешно руководил до самой смерти в 1932 году.
Мой дед, Богдасар Матвеевич, при старшем брате был на заводе управляющим, он руководил производством, еженедельно выплачивал заработную плату, принимал заказы на кирпич и черепицу и выдавал продукцию заказчикам.
В советские времена о вышеупомянутом родстве говорить принято не было, и о нём я узнал совершенно случайно. Будучи мальчишкой (в 1939 или 1940 году) я записался в кружок «Юный Ворошиловский всадник». Конюшня располагалась на улице Куринской, параллельной улице Первомайской, недалеко от дома моего деда. Работая с выделенной мне лошадью по кличке «Ураган», я случайно глянул на крышу навеса, покрытую черепицей. Моему удивлению не было предела. На каждой черепице были выдавлены слова: «Хангельдиев С.М.»!
Это был фирменный знак! Позже, уже заинтригованный, я более тщательно стал присматриваться к черепицам, покрывающим дома жителей города. А одну я даже взял на память у дома, разрушенного в период захвата города Российскими войсками. Ещё раньше (в 1993 году при разборке одного из зданий на территории нашего завода, я обнаружил и кирпич с инициалами «С.Х.» (Степан Хангельдиев).
После газетной статьи 1978 года, я узнал от отца о своих дедах более подробные сведения. И тогда я задумался над происхождением нашей фамилии. Хангельдиевы… Вроде бы армяне, а фамилия тюркская? Узнал, что в переводе с тюркского на русский язык она означает «Хан пришел». Слово «Хан» комментариев не требует, а «гильды» – пришел? Обратился к энциклопедии – были ли на территории Армении когда-либо монголо-татары? Во втором томе БСЭ (на стр. 222) я прочитал: «В 1236-1243 г.г. Закавказье, несмотря на упорное сопротивление населения, было завоёвано монголо-татарскими войсками. Армянская государственность была ликвидирована. Армения была включена в состав государства Хулагуидов. В 60-х годах 13 века Армения стала ареной кровопролитной борьбы между Хулагуидами и ханами «Золотой орды».
Я сделал для себя вывод, что появление фамилии Хангельдиев связано или с названием того исторического периода, или родством с каким-либо ханом.
Появление же Хангельдиевых в Грозном в конце 19 века, вероятнее всего, связано с бурным ростом нефтедобычи. В 1893 году через Грозный была проложена железная дорога от Беслана до Петровского порта (в будущем, Махачкала). Дала нефть первая скважина на участке нефтепромышленника Ахвердова, из которой ударил мощный нефтяной фонтан, и на эти земли устремилось большое количество людей из разных регионов России.
Изложенного выше достаточно для того, чтобы считать меня коренным жителем Грозного, и события, которые происходили в Чечне в описываемый мной период, можно считать достоверными, а выводы, которые я иногда делаю – субъективными.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: