Про детскую литературу, 100-летию Николая Носова посвящяется

Arthur8

http://forum.proua.com/index.php?showtopic=28678
"Незнайка на Луне" это супермегаблокбастер.
(авторов одноименного мультфильма - на кол!)
А что Вы читали в детстве?

я зачитывался, наверное самая первая книжка была, которую я полностью самостоятельно прочитал от корки до корки, и рисунки обалденные были.

:)

Koldunel

+1 это самая первая моя такая толстая книжка, которую я осилил за скока-то недель. точнее это был сборник, 1ая часть - оцтой, 2ая - незнайка в солнечном городе, после этой книги я (еще был в детском саду) начал делать хорошие поступки и надеяться на волшебную палочку, и 3 - незнайка на луне собсно.

stm7543347

Блин, я после прочтения Солгорода стал технофагом. :book:

stat2814955

ага, автору и художнику - огромный респект за наше счастливое детство :D
и какая же нудятина этот Жюль Верн :grin: Хочется экшн экшн экшн экшн а он начинает расписывать на десять страниц мангровые леса :)

sergey63

Незнайке, конечно, зачот, но зачем на Жюль Верна-то так?)
как же я зачитывался Таинственным островом, Пятнадцатилетним капитаном и Детьми капитана Гранта! Все остальное как-то не так проперло, а эти три книги - просто зе бест)

stat2814955

Во-первых, я прочитал его всего. Прочитал честно, от корки до корки, но извините - на страницу диалогов и событий десять страниц описания чего-нибудь из обстановки, природы какой-нибудь и прочего. Про сюжет спора нет, но все остальное - откровенно не вставляло :)

chepa02

А Жюль Верн не экшн писал, а энциклопедию.
У него изначальная идея была - описать флору и фауну всяких экзотических мест. А потом издатель ему сообщил, что такое никто читать не будет, пусть добавляет сюжет какой-нибудь - тогда издадут.
И вобщем он был прав :)

Arthur8

Во-первых, я прочитал его всего. Прочитал честно, от корки до корки, но извините - на страницу диалогов и событий десять страниц описания чего-нибудь из обстановки, природы какой-нибудь и прочего. Про сюжет спора нет, но все остальное - откровенно не вставляло :)
надо было его читать в 8-9 лет... как бы. и только советские картинки рисованные. художники сделали из Незнайки немного больше, чем хотел сказать писатель. А всего лишь карандашные наброски.

sergey63

чорт знает, меня и описания вставляли)
особенно вставляли описания приготовления чего-нибудь термоядерного из Острова
было даже в тетредку выписано)

sergey63

вот именно)
кстати, потом я подобный прием видел в книге Ефремова, "Лезвие бритвы", да и "Таис Афинская". тоже фактически лекционный материал разбавлен сюжетом.

stat2814955

особенно вставляли описания приготовления чего-нибудь термоядерного из Острова
ага, это сто раз описания природы. Такие вещи и меня вставляли.
А Жюль Верн не экшн писал, а энциклопедию.

Ни разу в жизни ничего из написанного так и не увидав. Нет, так можно, конечно, но все равно - как-то не очень.

sergey63

природа тоже клево описывается
я хоть прям щас про эвкалипты и их полезные качества рассказать могу

chepa02

Ни разу в жизни ничего из написанного так и не увидав.
а он к каждой книге готовился, литературу соответствующую изучал, свежие данные научных исследований
у него была своя картотека
не на пустом месте в общем
хотя я частенько пролистывала до следующего диалога
особенно в капитане Немо, когда там очередная порода глубоководных рыб подплывала к иллюминатору :)

chepa02

Обычно внутри лохани помещались двое крутильщиков. Целыми
днями они шагали по дну этой круглой посудины, изо всех сил
нажимая руками на рычаги, соединенные с осью, и приводя тем
самым во вращение ось вместе с укрепленным на ней диском.
Нетрудно представить себе, какая это была тяжелая и
изнурительная работа.
Внутри лохани было и темно, и тесно, и сыро, и до такой
степени душно, что пот с бедных крутильщиков катился ручьями.
Они стаскивали с себя всю одежду и работали в одних трусиках,
но даже это не приносило им облегчения. Вода, проникавшая
сквозь щели в досках, заливала лоханку. Крутильщикам то и дело
приходилось откачивать воду насосом, если же они не успевали
это сделать, то работали по колено в холодной воде, что самым
зловредным образом отзывалось на их здоровье. Они постоянно
кашляли и чихали, болели суставным ревматизмом, катаром верхних
дыхательных путей, гриппом и даже воспалением легких.
Пончик до такой степени уставал на работе, что, придя домой,
растягивался на койке и вставал только для того, чтобы
чего-нибудь пожевать. Даже еда не доставляла ему прежнего
удовольствия. Теперь единственным для него наслаждением было
отправиться в выходной день на берег и самому повертеться на
каком-нибудь чертовом колесе, параболоиде или хотя бы на
водяной колбасе.
— Вот и чудесно! — со злорадной усмешкой бормотал он. —
Целую неделю я вертел разных бездельников, а теперь пусть
другие бездельники повертят меня!
Через некоторое время он, однако, заметил, что все меньше
испытывает радости от верчения на колесе. Всякое удовольствие
отравляла мысль о том, что, пока он вертится, кто-то другой
принужден вращать колесо, выбиваясь из последних сил и
задыхаясь от недостатка воздуха в мрачной, сырой лоханке.
Наконец эта мысль сделалась до такой степени противна ему, что
он и вовсе перестал вертеться на чертовом колесе.

часто вспоминаю это место

marina355

Шикарная книжка. Колоритнейшие персонажи, один Жулио чего стоил. А дикое буржуазное общество и сырьвая монополия Пончика! Развод на акциях. Носов все предвидел.

Elena12

ссылку с лора давай, на народ

marina355

и какая же нудятина этот Жюль Верн Хочется экшн экшн экшн экшн а он начинает расписывать на десять страниц мангровые леса
да ты что, я описаниями флоры и фауны зачитывался, тогда дух натуралиста посетил меня впервые (Если не считать какого-нибудь Бианки, Пришвина и Паустовского для малышей).
А уберинженер в таинственном острове - это же гимн технического прогресса. Сварить нитроглицерин из тюленей и взорвать гранитную гору - это вам не в тапки ссать :grin:
А высказывание Пенкрофа "Если бы у свиньи было бы 8 ножек, а не 4, я бы любил их в 2 раза больше" - до сих пор им пользуюсь.

Koldunel

к Верну +1 =)

Lenn

Да, подборка Рисунков там крутая в книжке...

algurov

да, прикольная книжка. такая раноцветная обложка!
три части в одной киге.
мне очень нравилась.
помню, в детстве мне ее подарила тетя, и решила почитать мне ее. а я говорю, я сам могу. :-)
Картинки класс просто!

cwer2008

Гоблин тоже стороной не обошел юбилей.
В тоталитарном детстве у нас, как известно, не было никаких радостей. Свободы личности не было вообще: к примеру, детей принудительно насильно заставляли ходить в школу, взрослых, которые этому препятствовали, сажали в ГУЛАГ. На помойках питались только персонажи фильма Фёдора Бондарчука "9 рота". Невозможно было достать наркотики (их поголовно употребляют только в фильме Фёдора Бондарчука "9 рота" не достать было порнографии (только в фильме Фёдора Бондарчука "9 рота" с этим полный порядок). Словом, тоталитарный ад.
Вместо этих недоступных тоталитарным детям прелестей были книжки Николая Носова про Незнайку. И вот недавно исполнилось 100 лет со дня рождения автора. Читателям немедленно раскрыли глаза:
Гениального Незнайку Николай Носов придумал в 1953 году. Современники подмечали: писатель был хмурым и замкнутым. Но глядя на его героя, как-то не верится: синяя шляпа, зеленый галстук, канареечные брюки… Сейчас бы сказали: настоящий неформал.
В Советском Союзе таких людей называли стилягами. А в советском искусстве — диссидентами. Незнайка играет на трубе, а получается какой-то джаз. Незнайка рисует портреты, а получается какой-то авангардизм.
И стихи Незнайка сочиняет без оглядки на ямбы и хореи. Чего только одна рифма стоит — «палка — селедка». У самого Носова проблем с рифмами не было. Песня про кузнечика — это ведь про его стихи.
Партийному руководству показалось бессодержательно. Носова ругали: в книгах нет идеологии. Он даже пообещал в интервью: напишу про Ленина. Но написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». Начальникам понравилось: дали Сталинскую премию по литературе.

Николаю Носову — 100
Автор заметки Дарья Теричева, судя по всему, произведений Носова не читала. Понятно, ей как интеллигентной девушке это ни к чему - ей и так всё ясно. Но если бы читала, то, возможно, знала бы, что Незнайка жил в светлом коммунистическом будущем, где все люди счастливы и не ведают проблем. Там нет денег, там нет ворья и мошенников, там нет моральных уродов (см. Неформалы). Незнайка - он аналог сказочного Ивана-дурака (который, несомненно боролся с царизмом и выступал за отмену крепостного права а не отмороженного дегенерата. Его даже зовут Незнайка. Он разгильдяй и недотёпа, но добрый и хороший.
Яркая одежда у него была потому, что он просто не понимал, как надо одеваться. И это было очевидно даже самым маленьким читателям. На трубе он играть не умел, но играл - и поэтому вместо музыки получалась какофония. Это тоже было понятно даже самым маленьким читателям. И рисовать не умел, и поэтому вместо картины у него получалась самая настоящая мазня (см. Авангардизм). Собственно, и со стихами получалось ровно то же самое - Незнайка не умел сочинять стихи, а сочинял. Получается, естественно, бред - и на примерах "пакля - шмакля" даже самым маленьким читателям это очевидно. Но, видимо, надо получить высшее образование в демократической России, и всё откроется с несколько иной стороны. Ибо Дарья Теричева видит в этом диссидентские потуги. Хотя, быть может, Дарье виднее. Возможно, она много общалась с диссидентами и неплохо знает, что говоря про диссидентов, она имеет в виду именно таких бездарей и неучей.
Образы "неформалов" и "стиляг" выведены Носовым в книжке "Незнайка в Солнечном городе", где Незнайка и его друзья прибывают в коммунистический город Солнечный. Там в зоопарке случайно превращают в людей трёх ишаков: Пегасика, Брыкуна и Калигулу. Точнее, ишаков там было двое: Пегасик и Брыкун, а Калигула был лошак, то есть помесь лошади с ишаком (ЛОШадь + ишАК). Все трое, как положено "неформалам" и "стилягам", резко выделялись из серой тоталитарной массы: вели себя как скоты, одевались как идиоты, и в конце были возвращены в естественное для "неформалов" состояние - превращены обратно в ишаков. Хотя сложно назвать превращением переход из состояния животного в ишака.
Кстати, в другой книжке Николая Носова - "Незнайка на Луне" - полностью раскрыты все прелести демократического общества. На Луне живут капиталистические подонки, люди-коротышки там злы и коварны, полиция продажна, капиталисты жестоки. Контраст с коммунистическим бытом коротышек - чудовищный. Демократическое общество показано в такой красе, что книга осталась в памяти на всю жизнь. И, что характерно, не только у меня. Кстати, крайне важный момент: коротышки, постоянно предающиеся отдыху и развлечениям, неизбежно превращаются в баранов. Что мы, собственно, теперь вокруг себя и видим.
Наши российские либеральные реформаторы - Егор Гайдар, например (он же мистер Понч) - все свои знания об устройстве капиталистического общества почерпнули именно из этой книги - настолько глубоким уровнем понимания обладает большинство из них. И реформы осуществлял строго по ней. А некоторые из его подручных-скуперфильдов, похоже, не читали даже этого, просто умело пользовались собственными фантазиями. Возможно, Дарья Теричева с ними знакома.
Николай Носов был нормальным советским писателем, а не дешёвой гнидой.
Спасибо ему за прекрасные детские книги.

stat2814955

а ты что, я описаниями флоры и фауны зачитывался, тогда дух натуралиста посетил меня впервые (Если не считать какого-нибудь Бианки, Пришвина и Паустовского для малышей).
видимо это у меня личное, потому что бианки с паустовским я тоже терпеть не мог :)

stat2814955

хотя я частенько пролистывала до следующего диалога
вот про это и речь. :)

lilith000007

+1 обожаю Жуль Верна

lilith000007

По теме
Я тоже любил сильно незнайку
Путешествие на Луну - это просто шедевр

stm7543347

Пиздец. Давайте сюда все УГ с просторов интернетов тащить.

sanitar

http://vad-nes.livejournal.com/394725.html
Человек с четырьмя «эн»
(моя колонка про Носова в родной "Газете.Ру")
На этой неделе у нас случился столетний юбилей Николая Носова. Интересный получился праздник – с минимальным официозом (там в активе разве что памятная монета номиналом в два рубля и пара сюжетов в выпусках новостей но зато со светлым ностальгированием всего оставшегося населения. Можно сказать – отметили хорошо, по-домашнему, своим кругом.
Николай Николаевич Носов вообще фигура особенная. Его, в отличие от многих, становится чем дальше, тем больше. Он один из немногих писателей, книги которых действительно читало (добровольно читало! и с теплотой вспоминает все население страны. Более того – хотя советская классика едва не вся осталась в прошлом, и давно не переиздается, спрос на книги Носова не только не упал ни на йоту, но и постоянно растет. Де-факто его сказки стали определенным символом априори востребованной литературы. Достаточно вспомнить недавний громкий уход Пархоменко и Горностаевой из издательской группы «Азбука-Аттикус», который объяснялся идеологически расхождениями с руководством издательства, которое «не готово выпускать ничего, кроме 58-го издания "Незнайки на Луне"».
Но при этом о самом авторе никто не знает почти ничего.
Биография у него действительно непохожа на авантюрный роман – родился в Киеве в семье артиста эстрады, в молодости сменил множество работ, потом закончил институт кинематографии, из кино ушел в литературу и всю жизнь писал.
Но некоторые обстоятельства этой тривиальной судьбы действительно поражают воображение. Один мой приятель, в двадцатый, наверное, раз перечитывая знаменитый четырехтомник, стал читать еще и комментарии и обнаружил удивительную вещь. Все вы наверняка помните знаменитые рассказы Носова из условного цикла «однажды мы с Мишкой». Да, те самые – как они кашу варили, пеньки ночью выворачивали, щенка в чемодане возили и т.п. А вот теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос – когда происходит действие этих рассказов? В какие годы это все происходит?
Обычно разброс мнений довольно велик – от тридцатых по «оттепельных» шестидесятых. Вариантов ответов масса, любых – кроме правильных.
А правда заключается в том, что рассказы Носов начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год но самые знаменитые, самые светлые и запоминающиеся писались в самые страшные годы. С сорок первого по сорок пятый. Тогда профессиональный киношник Носов снимал документальные фильмы для фронта (и за цикл учебных фильмов для танкистов получил свою первую награду – орден Боевого Красного знамени а в свободное время, для души, писал те самые истории – «Мишкина каша», «Дружок», «Огородники»… Последний рассказ этого цикла, «Тут-тук-тук», был написан в конце 1944 года, и в 1945 у начинающего писателя вышла первая книжка – сборник рассказов «Тут-тук-тук».
Самое главное – когда знаешь отгадку, сразу просыпается досада – ну как же, все же понятно! У всех малолетних героев только мамы, куда папы делись – непонятно. Да и вообще мужских персонажей на весь цикл - довольно таки пожилой, судя по всему, "дядя Федя" в электричке, который все возмущался декламацией стихов, да вожатый Витя, судя по всему - старшеклассник. До предела аскетичный быт, варенье с хлебом в качестве лакомства…
Но все-таки войны там нет. Ни словом, ни намеком, ни духом. Думаю, не надо объяснять - почему. Потому что это - для детей. Для детей, которым и без того жизнь отмерила столько, что не дай бог нам это узнать. Такое вот кино "Жизнь прекрасна", только в реальности.
Все понятно. И все-таки – как? Как он смог это сделать? Ответ может быть только один – вот этим и отличается настоящий детский писатель от поддельного.
Но есть в творчестве Носова загадки и посложнее, о которых ожесточенно спорят и до сих пор. К примеру, всех обычно ставит в тупик своеобразная «обратная эволюция» Носова.
В самые идеологически нагруженные сталинские годы Николай Николаевич писал прямо таки демонстративно аполитичные книги, там, по-моему, даже пионерская организация если и упоминалась, то вскользь. Эти события могли происходить где угодно – выводить цыплят в самодельном инкубаторе или дрессировать щенка и впрямь могли «дети разных народов». Не потому ли, кстати, в опубликованном в 1957 году журналом «Курьер ЮНЕСКО» списке самых переводимых русских писателей Носов оказался на третьем месте – вслед за Горьким и Пушкиным?
А вот когда настала оттепель, и идеологическое давление ощутимо снизилось, Носов, вместо того, чтобы вслед за своими коллегами-писателями радоваться обретенной свободе, пишет две большие программные принципиально идеологические книги – «коммунистическую» повесть «Незнайка в Солнечном городе» и «капиталистический» роман-сказку «Незнайка на Луне». Этот неожиданный поворот до сих пор ставит в тупик всех исследователей. Ну ладно, да, такое случается, но обычно тогда, когда творческие силы автора идут на спад. Потому и пытаются актуальностью компенсировать падение качества. Но к Носову это отнести при всем желании не получится – ни о каком падении качества говорить не приходится, а «Незнайку на Луне» практически все считают вершиной его творчества.
Трилогия о Незнайке, этом «четвертом Н» автора, действительно потрясающе талантлива и удивительно многослойна, недаром взрослые читают ее с не меньшим удовольствием, чем дети.
Взять хотя бы не сильно то и спрятанные аллюзии, то, что сегодня именуют постмодернизмом. В «Незнайке» и впрямь спрятана едва ли не вся русская классическая литература. Хвастовство Незнайки перед малышками: «Это я шар построил, я вообще у них самый главный, и стихи эти я написал» - Хлестков в чистом виде, скитания милиционера Свистулькина ставшего свидетелем чуда, совершенного Незнайкой с помощью волшебной палочки, явно отсылают нас к подобным же мытарствах Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите». Галерею персонажей можно продолжать: Волшебник со своим "Солнышко всем одинаково светит" – вылитый Платон Каратаев, голопузый утешитель отправляющихся на Дурацкий остров ("Послушайте меня, братцы! Не надо плакать!.. Сыты будем - как-нибудь проживем!") – явно горьковский странник Лука.
А сравнение внешности Жадинга и Спрутса - Жадинг по своей внешности очень напоминал господина Спрутса. Разница была в том, что лицо его было несколько шире, чем у господина Спрутса, а нос чуточку уже. В то время как у господина Спрутса были очень аккуратные уши, у Жадинга уши были большие и нелепо торчали в стороны, что еще больше увеличивало ширину лица. - опять Гоголь, его знаменитые Иван Иванович и Иван Никифорович: Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх.
Более того – как заметил другой мой приятель, Носов провидчески пародировал классику, которой тогда еще просто не существовало. Вам ничего не напоминает этот отрывок?
Шутило принялся трясти за плечо Свистулькина. Наконец Свистулькин проснулся.
— Как вы сюда попали? — спросил он, с недоумением глядя на Шутилу и Коржика, которые стояли перед ним в одном нижнем белье.
— Мы? — растерялся Шутило. — Слышишь, Коржик, это как это... то есть так, не будь я Шутило. Он спрашивает, как мы сюда попали! Нет, это мы вас хотели спросить, как вы сюда попали?
— Я? Как всегда, — пожал плечами Свистулькин.
— "Как всегда"! — воскликнул Шутило. — По-вашему, вы где находитесь?
— У себя дома. Где же еще?
— Вот так номер, не будь я Шутило! Слушай, Коржик, он говорит, что он у себя дома. А мы с тобой где?
— Да, правда, — вмешался в разговор Коржик. — А вот мы с ним тогда, по-вашему, где?
— Ну, и вы у меня дома.
— Ишь ты! А вы в этом уверены?
Свистулькин огляделся по сторонам и от изумления даже привстал на постели.
— Слушайте, — сказал наконец он, — как я сюда попал?
Вот, собственно, и прозвучало слово, которое все объясняет – «провидчески».
Сегодняшние читатели наперебой восхищаются – насколько же точно Носов описал капиталистическое общество. Все, вплоть до самых мельчайших деталей. Вот вам «черный пиар»:
— А что. Общество гигантских растений может лопнуть? — насторожился Гризль (редактор газеты — VN) и пошевелил своим носом, как бы к чему-то принюхиваясь.
— Должно лопнуть, — ответил Крабс, делая ударение на слове "должно".
— Должно?… Ах, должно! — заулыбался Гризль, и его верхние зубы снова впились в подбородок.— Ну, оно и лопнет, если должно, смею уверить вас! Ха-ха!…".
Вот «оборотни в погонах»:
— А кто такие эти полицейские? — спросила Селедочка.
— Бандиты! — с раздражением сказал Колосок.
— Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских — защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!".
Вот – «актуальное искусство»:
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. — Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. "Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника всё понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить".
И даже «кредитное рабство»:
- Я тогда на завод поступил и зарабатывать стал прилично. Даже на черный день начал деньги откладывать, на тот случай, значит, если снова вдруг безработным стану. Только трудно, конечно, было удержаться, чтоб не истратить денежки. А тут все еще стали говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой денежный взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач. Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу сломал и еще четыре ребра.
- Ну, а автомобиль ты починил потом? - спросил Незнайка.
- Что ты! Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет! Ну мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я говорю: идите, берите в каа-ха-ханаве. Хотели меня судить за то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало, ни денег".
Описания столь точны и детальны, что поневоле закрадывается сомнение – как мог человек, проживший всю свою жизнь за непроницаемым тогда еще «железным занавесом», нарисовать столь масштабное и безукоризненно исполненное полотно? Тем более, что выписан у него скорее не тогдашний капитализм, а капитализм сегодняшний. Откуда у него столь детальные знания о биржевой игре, брокерах, «дутых» акциях и финансовых пирамидах? Откуда, наконец, взялись резиновые дубинки со встроенными электрошокерами, их ведь в те годы просто не было на вооружении полиции – ни в западных странах, ни тем более у нас.
Чтобы хоть как-то объяснить это, появилась даже остроумная теория, переворачивающая все с ног на голову. Дескать, все дело в том, что новое общество у нас строили люди, которые все свои знания о капитализме получившие из романа Носова. Вот они, на неосознанном уровне, и воспроизводили засевшие с детства в голове реалии. Потому мол, это не Носов описал сегодняшнюю Россию, а Россию построили «по Носову».
Но гипотеза о том, что Носов просто был пророком, прозревшим будущее, и попытавшимся предупредить именно тех, кому предстояло жить в этом будущем – детей, куда логичнее. Сначала о том, что будет с их миром. А потом о том, каким будет мир новый.
Чтобы обосновать ее, обратимся к самому главному – ключевой идее обоих книг. Как по вашему, о чем рассказывается в «Незнайке в Солнечном городе»? О коммунизме? О технических новшествах вроде радиоуправляемых машин? Утопия, говорите вы?
Да вы вспомните книгу, сюжет вспомните, фабулу! Книга-то по большому счету о том, насколько хрупким, незащищенным оказалось это построенное «общество справедливости». Помните превращенных Незнайкой в людей ослов и возникшее вслед за этим фатальное для города движение «ветрогонов»?
Ведь что мы имеем? Есть вполне счастливый и, судя по всему, достаточно закрытый социум (вспомните, с каким восторгом там встречают пришельцев, которых буквально рвут за рукав радушные хозяева). Но малейший толчок извне оказывается фатальным, привнесенный извне вирус поражает весь организм, рушится все, и не по мелочи, а до основания.
Новомодные веяния, появившиеся не без помощи пришельцев ввергают этот социум в полную анархию, и лишь ошарашенные полицейские (помните наших «ментов», которые и пистолетов-то на дежурство никогда не брали) беспомощно наблюдают за буйством социальной стихии. Привет, девяностые!
Носов, конечно, сказочник добрый, поэтому на столь пессимистической ноте закончить никак не мог. Но показательно, что даже ему, чтобы спасти Солнечный город, пришлось вытащить рояль из кустов, призвать «бога из машины» - Волшебника, который пришел и сотворил чудо.
А «Незнайка на Луне» - разве же о капиталистическом обществе? Книга-то о двух счастливых «домашних щенках», которые вдруг оказались на улице, в звериной стае. Кто-то, как Пончик, приспособился, кто-то, как Незнайка, рухнул на самое дно. Словом, как верно сказано в вышедшем на днях сборнике статей «Веселые человечки. Культурные герои советского детства»: «Чтение книги "Незнайка на Луне" в 2000-е годы чревато "вычитыванием" в тексте смыслов, которые Носов, скончавшийся в 1976 году, вложить туда никаким образом не мог. Эта сказка напоминает нечаянное описание самоощущения тех жителей СССР, которые в 1991 году проснулись словно на Луне: нужно было выжить в ситуации, когда то, что казалось бессобытийный улицей Колокольчиков, осталось в далеком прошлом - вместе со своим якобы вечным временем...».
Впрочем, бывшие жители Цветочного города все понимают. И пишут в своих блогах в день столетия своего любимого писателя: «Спасибо, Николай Николаевич, за пророчество. И хотя мы оказались не в Солнечном городе, как должны были, а на Луне, шлём с неё Вам свою любовь, благодарность и восхищение. Здесь всё именно так, как Вы описали. Большинство уже прошло через Дурацкий остров и мирно блеет. Меньшинство в тоске надеется на спасительный корабль со Знайкой во главе. Он, конечно, не прилетит, но они ждут».
(Пы.Сы. Тут, по моему, не все поняли. Концовка не моя. Это реальный постинг, который, собственно, и уложил в моей голове все окончательно - http://blanqi.livejournal.com/211346.html%29

H3JIJIU

>>Хвастовство Незнайки перед малышками: «Это я шар построил, я вообще у них самый главный, и стихи эти я написал»
Тут походу не только Хлестаков, тут и Лужком попахивает :lol:
статья интересная, спасибо.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: