"Россияне"

MammonoK

Государство называют плавильным котлом наций. В эпоху СССР
проводилась политика создания новой социальной общности — со-
ветского народа, понимавшегося как союз всех классов, социаль-
ных групп, наций и народностей, сплачивающихся в социальную и
многонациональную общность. Общегосударственные интересы
ставились выше национальных, а социально-политическое единство
было выше единства этнического1. На наш взгляд, идеологическая
основа отнюдь не составляла все содержание политики создания
советского народа, поскольку можно также выделить, по меньшей
мере, этническое и культурное ее направления. Целенаправленная
политика этнической ассимиляции наций не проводилась, но такая
ассимиляция, безусловно, имела место в силу большого числа сме-
шанных браков. В основу культурной ассимиляции входило сво-
бодное владение русским языком, приобщение к русской культуре.
В то время это не вызывало негативной реакции, поскольку знание
русского языка и культуры являлось обязательным условием для
повышения социального статуса. Объективно это также способст-
вовало развитию национальных республик, поскольку русская куль-
тура входит в число мировых культур.
Общий кризис государства привел к национальной ремиссии и
в итоге к распаду СССР по национально-государственному призна-
ку. После распада СССР Российская Федерация сохранила сме-
шанное национально-государственное деление, породившее неоп-
ределенность модели государственного устройства страны. Но и
теперь Российское государство проводит политику денационализа-
ции, о чем свидетельствует отмена в паспорте графы «националь-
ность».
Поскольку национальность является предметом гордости, само-
идентификации лица с соответствующим этносом, языком, культу-
рой, традициями, национальные республики негативно восприняли
отмену соответствующей графы. Однако у них есть свой язык, сим-
волика, республиканское гражданство. Татарстан был даже готов к
введению паспорта собственного образца. Поэтому последствия
отмены графы «национальность» отразятся, в первую очередь, не
национальных республиках, а на русском народе, имеющим слабую
национальную самоидентификацию. «Государство, — пишет
-
Очерк теории социализма. — М., 1989. — С. 245.
П.М. Хомяков, — по самой своей сути, в идеале заинтересовано в
уничтожении любых этноплеменных структур, конкурирующих с
ним. И первыми уничтожает эти структуры у государствообразую-
щего народа»1. И далее: «В многоплеменной Российской империи
создана своя цивилизация, которая вот уже много столетий стре-
мится к оформлению в рамках Русского национального государства.
Но многоплеменная империя всячески мешает этому, сдерживая
творческие потенции русского народа постоянным его истощением
в бессмысленных политических акциях»2.
В.В. Ильин, А.С. Ахиезер высказывают ту же мысль: «Государ-
ство противостоит нации в воспроизводстве национального госу-
дарства — такова плоть нашей истории»3.
После распада СССР Россия оказалась единственной из быв-
ших союзных республик, не выдвинувшей идеи собственного на-
ционального единения. Взамен коммунистической идеологии демо-
кратические установки привели к введению нового политкоррект-
ного термина «россияне». Фактически «россияне» — это другое
название «единой общности — советского народа». Введение в обо-
рот понятия «россияне» сразу после распада СССР было связано с
необходимостью предотвращения распада РСФСР, остановки «па-
рада суверенитетов» внутри самой России4. Однако результатом
такой политики стал кризис национального самосознания русских.
Из-за отсутствия национальной идеи Россия до сих пор восприни-
мается как усеченный вариант СССР. Отсюда и популярность идеи
восстановления СССР5.
1 Хомяков П.М. Человек, государство, цивилизация и нация. — М., 1998. —
С. 129.
2 Там же. -С. 131.
3 Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции,
перспективы. — М., 1997. — С. 168.
4 Примерно в это же время родилось и другое обобщающее понятие — «лица
кавказской национальности».
5 Цуладзе А. Политическая мифология. — М., 2003. — С. 291—292.

atsel

Эта высшая личность есть нация, поскольку она является государством. Не нация создает государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, легшее в основу национальных государств 19 го века. Наоборот, государство создает нацию, давая волю, а следовательно, эффективное существование народу, сознающему собственное моральное единство.
Бенито Муссолини “Доктрина фашизма”

ulia06

и то, и другое- теория "плавильного котла". Насколько я знаю, не подтвердившаяся (примеры-те же США и СССР)

defaler

и то, и другое- теория "плавильного котла". Насколько я знаю, не подтвердившаяся (примеры-те же США и СССР)
+ 1. В Штатах уже давно говорят не о "плавильном котле", а об Америке как "миске салата". Все вместе, но все равно каждая нация сохраняет своё Я.

Lenn

почему то я не хочу быть "россиянимом" (в моем понимании)..
и не вижу параллелей с термином "совестский человек"....

MammonoK

Угу. Вот только нас этими теориями продолжают кормить.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: