Умные инициативы от Козака. Не ожидал.

zulya67

Козак против унитарного федерализма [ 11 ]
Александр Попов
Вчера министр регионального развития России Дмитрий Козак выступил на парламентских слушаниях в Совете федерации с докладом «О состоянии государственной региональной политики в РФ и ее правового регулирования». Новые подходы, обнародованные новым министром, просты и логичны. Так, Козак указал на три основных направления в региональной политике, на которых в ближайшее время необходимо будет сконцентрировать основные усилия: распределение полномочий между уровнями власти, инвестиционная политика и финансовая помощь регионам.

Дмитрий Козак
Фото: ИТАР-ТАСС

«Необходимо передать в регионы максимальное количество полномочий, оставив за федеральным центром только те из них, которые требуют централизованного контроля на федеральном уровне», – отметил министр. Эта задача, с одной стороны, требует реформы территориальных органов федеральных ведомств, а с другой – развития института полпредов. Создав «огромную армию территориальных органов федеральных структур», центр нанес «огромный урон не только развитию регионов, но и региональной политике», – признал глава Минрегиона. По его данным, только в Ростовской области количество чиновников в региональных органах власти и органах местного самоуправления вместе взятых и количество чиновников в территориальных органах федеральных ведомств соотносятся как 1:3. При этом федеральными остаются органы, от деятельности которых в наибольшей степени зависят экономическое развитие региона, инвестиционный климат, количество административных барьеров для бизнеса и т. п.
По словам Козака, управлять такой армией де-юре федеральных чиновников просто невозможно. «Формально это федеральные органы, а по факту, конечно же, на них ключевое влияние оказывает руководитель региональных или местных органов власти, – констатировал он. – Создав такое противоречие между формальным и фактическим положением для огромной армии людей, мы лишили региональные и местные власти механизма ответственности за конечный результат». Чтобы пресечь эту порочную практику, Козак предложил упразднить все существующие на местах федеральные органы власти, оставив в регионах только филиалы контрольных и силовых ведомств. А чтобы последние смогли эффективно выполнять свои обязанности, их нужно усилить, выведя из фактического подчинения губернаторов (министр предложил забрать у них право согласовывать назначение руководителей терорганов) и наделив «правом по контролю деятельности и по отмене незаконных актов региональных руководителей» (сейчас центр может делать это только по решению прокуратуры).
Второй большой пласт грядущих изменений лежит в области инвестиционной политики. «Нам необходимо отказаться от фантазии управления инвестиционными процессами в регионах», – сразу же констатировал глава Минрегиона. Игнорирование территориального аспекта инвестиционной политики, по его мнению, привело к значительной дифференциации в развитии регионов. Сегодня по уровню регионального валового продукта самые бедные и самые богатые регионы различаются в 35 раз, по уровню безработицы – в 29, по объему инвестиций в основной капитал – в 158 раз. По словам Козака, сегодня подавляющее большинство ФЦП содержат огромное множество региональных объектов. Так, в десяти ФЦП, закрепленных за Минрегионом, всего 0,86% объемов занимают федеральные объекты. Остальное – результат лоббистских усилий региональных и местных чиновников. Понятно, что такая ситуация ведет к хроническому недофинансированию объектов и росту недостроя. К примеру, из числа федеральных объектов, начатых строительством в 2000−2006 годах, на сегодня не закончено около 4 тыс. «Мы очень богатая страна, если можем таким образом поступать, – заметил Козак. – Закопаны в землю миллиарды, триллионы денег. Только по ЮФО стоимость недостроя – 69 млрд рублей». По его словам, федеральному центру нужно перестать бояться и передать функции по определению бюджетных инвестиций в регионы и муниципалитеты. «Они должны сами принимать решения о том, что, когда и в каких объемах строить», – подчеркнул Дмитрий Козак.
В то же время Козак понимает, что простой передачи полномочий мало. Поэтому министр регионального развития заявил о необходимости изменить подходы к распределению федеральной помощи регионам. По объявленным им данным, за последние годы около 60% инвестиций из федерального бюджета приходилось на Москву, Санкт-Петербург и еще десяток наименее развитых регионов. Оставшиеся же 40% делились между более чем 70 субъектами РФ. В результате такой финансовой политики объем федеральной помощи на душу населения в самых богатых с точки зрения доходов населения регионах и в самых бедных практически сравнялся и составил 2100 и 2183 рубля соответственно.
Федеральная помощь, по мнению Козака, должна стимулировать органы исполнительной власти и местного самоуправления работать более эффективно. А чтобы это стремление переросло в рвение, нужно, к примеру, значительно увеличить объем федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (на 2008 год в нем заложено всего 2,1 млрд рублей средства которого можно будет использовать для финансового поощрения не успешных регионов, а регионов, демонстрирующих наиболее динамичное развитие. «Тогда сами регионы будут не выпрашивать у федерального центра дополнительные дотации, а наперегонки соревноваться за лучшие результаты», – заявил глава Минрегиона. Он также призвал выстраивать такие механизмы взаимодействия федерального центра с субъектами федерации, которые обеспечивали бы самостоятельность регионов с учетом их особенностей, а также механизмы ответственности федеральных, региональных и муниципальных властей за свои действия на территории. «Это должны быть не призывы к совести, не заклинания, а конкретные механизмы, обеспечивающие политическую и юридическую ответственность перед населением и вышестоящими органами власти», – сказал Козак.
Примечательно, что речь о коррекции существующей системы распределения налогов между уровнями власти в выступлении Козака не шла. Напротив, глава Минрегиона предлагает увеличивать фонды, вводить, по сути, капиталистический вариант «соцсоревнования» за дополнительное финансирование. Возможно, столь осторожное обхождение темы налогов вызвано тем, что Дмитрий Козак не хочет вступать в открытую конфронтацию с главой Минфина Алексеем Кудриным. Сложившаяся система распределения налогов – детище последнего. Более того, Кудрин уверен, что методика вырванивания бюджетной обеспеченности, используемая сегодня, наиболее эффективна именно в России.
О том, что Минрегиона займется коррекцией налоговой системы, не так давно заявил заместитель Козака и бывший полпред президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков. «Мы будем выступать за то, чтобы сменить налоговую систему, чтобы были налоги, которые порождают интерес на месте к лучшей работе. Если в регионах лучше работают, то должны и лучше жить. А сейчас те регионы, кто хорошо работает, те и больше платят налогов, при этом ничего не могут регулировать, и никакого интереса в итоге нет. Этот интерес снизу должен появиться – это наша осевая задача», – подчеркнул заместитель министра.
Бюджетный федерализм, сложившийся в России, давно вызывает нарекания на местах. В свое время научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин назвал его «унитарным федерализмом». А президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, мэр Новосибирска Владимир Городецкий без устали подчеркивает, что налоги, оставленные на уровне муниципалитетов (земельный, налог на имущество физлиц, подоходный и «вмененка» не стимулируют их развивать собственную экономику. «Мы продолжаем выделять гранты молодым ученым, промышленным предприятиям. Но, с точки зрения прокуратуры, все это – нецелевое расходование бюджетных средств, – говорил Городецкий. – Это неправильно. Город не получает ничего от налога на прибыль, от НДС, от налога на имущество юрлиц. Я не говорю о цифрах, но хоть полпроцента нам оставьте!»
Другими словами, за счет новых фондов и капиталистического соревнования, конечно, можно будет получить определенный эффект. Но он наверняка будет кратковременным. Рано или поздно федеральному центру все равно придется заняться налоговой системой, чтобы местные власти получили более весомые инструменты, стимулирующие развитие территорий. Понятно, что Дмитрий Козак в отличие от своего предшественника Владимира Яковлева обладает в этом плане большими возможностями. Проблема в том, что экономическую политику в стране продолжает курировать глава Минфина Алексей Кудрин, а он вряд ли согласится на радикальные изменения системы, которую сам так долго выстраивал.

zulya67

По объявленным им данным, за последние годы около 60% инвестиций из федерального бюджета приходилось на Москву, Санкт-Петербург и еще десяток наименее развитых регионов.
ну ясно, что это за наименее развитые регионы, живущие за счет промышленных русских гигантов

zulya67

сейчас те регионы, кто хорошо работает, те и больше платят налогов, при этом ничего не могут регулировать, и никакого интереса в итоге нет
все правильно

philnau

все правильно
Правильно что? Что нет интереса в повышении эффективности?

zulya67

что при таких условиях нет интереса к повышению эффективности и что условия надо менять

philnau

А, понятно )
Интересно, как такой человек как Кудрин мог сознательно выстроить сию систему.
Видимо, есть и другие аргументы.

zulya67

возможно, Кудрину были выгодня результаты. Возможно, не только Кудрину. Другой вариант - Кудрин когда-то допустил ошибки, а признай он их сейчас - боится отставки и вообще дискредитации. Поэтому тупо твердит о правильности своих действий. Вообще разношерстность правительства, это лебедь рак и щука, так что и слова Козака могут остаться лишь словами. Нужно взаимодействие и единая политика всех министерств, связанных идеей и единой стратегией, а не семейно-родственными отношениями
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: