Православное сельское хозяйство

zulya67

izvestia.ru
Колхоз Царя Небесного
Православный священник с Божьей помощью вывел из кризиса разорившееся сельхозпредприятие
Дмитрий Соколов-Митрич
У колхоза "Колос", расположенного в Даниловском районе Ярославской области, вот уже два года не председатель, а отец. Подчиненные - и верующие, и не очень - называют его батюшкой или отцом Григорием. Бывший врач московской неотложки, а ныне сельский священник Григорий Королев решил заняться реанимацией сельского хозяйства, когда понял, что, кроме него, вывести из кризиса разоряющийся колхоз некому. С тех пор его хозяйство демонстрирует устойчивый рост, а церковное начальство всерьез задумывается о том, чтобы тиражировать опыт отца Григория по всей России. В особенностях духовного антикризисного менеджмента разбирался спецкор "Известий".
Человек в черном
- Петровское, Опалиха, Выдра, Березники, Теперское, - Мария Павловна Малова перечисляет деревни, которые еще 20 лет назад находились от нее в радиусе 10 километров. - Артюково, Окулово, Горки, Ильинское, Зиновское...
Всего 22 мертвые деревни. В живых осталось 7. Восьмая — село Горинское, где живет она сама.
Марии Павловне 83 года. Сегодня за один день она выкопала на своем огороде 5 соток картошки. Каждую весну она говорит: "Ну, все. Этим летом буду помирать". А каждую осень сама копает картошку. Старики здесь живут долго. Помирают другие. Те, кто родился в 50-х и 60-х.
Пять лет назад соседний с Марией Павловной дом купил человек в черном.
- Сначала меня сюда направили в командировку вскоре после рукоположения, - вспоминает свои первые дни на новом месте отец Григорий. - Здесь священник заболел, надо было его подменить. А когда командировка закончилась, местные старушки отказались меня отпускать. Написали в епархию депешу и таки добились своего.
- Чего хочет женщина, того хочет Бог.
- Не женщина, а старушка, - поправляет отец Григорий. - Это не одно и то же.
Троицкий храм в селе Горинское никогда не закрывался - опять же благодаря местным бабушкам. Они просто сели под его стенами и сказали: "Взрывайте вместе с нами!" Комиссары добрые попались, развернулись и ушли.
Но в истории местного храма не это поражает больше всего.
- Он был построен в конце XVIII века, - отец Григорий говорит громко, но я его почти не слышу, потому что оглушен красотой иконостаса. - Зрелое барокко. А финансировали строительство местные крестьяне. Просто скинулись, помимо десятины, и построили церковь. Вы можете себе представить такое сегодня? Я - нет. А вот когда это станет возможно, тогда я скажу, что Россия возродилась.
- Даже если мы достигнем такого же уровня благосостояния, я не могу себе этого представить. Люди сегодня совсем другие.
- А потому и бедные, что другие. Богатство дается Богом лишь тому народу, который готов в своей деревне и на свои деньги построить храм. Для начала - хотя бы храм.
- Отец Григорий, а вам не кажется, что вы по духу не православный, а протестант?
- Православие не запрещает трудиться и достойно жить. А в тонкости богословия давайте не будем углубляться.
Или труд, или грех
Григорий Королев вырос в подмосковном Подольске. Получил медицинское образование и 10 лет проработал реаниматологом в "Скорой помощи" города Москвы. "Насмотрелся на смерть и стал искать источник вечной жизни" - это первое, что приходит в голову.
- Нет, не так, - отвечает Королев.
- А как?
Пауза. Замечаю, что в комнате, где мы сидим, из магнитофона доносятся кельтские напевы.
- Не было ни долгих поисков, ни жизненного надлома, ни чудесного откровения. Просто в какой-то момент я вдруг почувствовал, что вот оно, совсем рядом - то пространство, в котором все встанет на свои места. Мне осталось только сделать шаг. И я его сделал.
- А зачем стали председателем колхоза? Ведь сельское хозяйство - это суета сует и всяческая суета.
- А вы просто попробуйте встать на мое место и сами все поймете.
- Попробовал. Не понимаю.
- Я священник. Моя задача - организовать духовную жизнь прихода. Задача-минимум - чтобы этот приход не исчез. Чтобы люди продолжали приходить в церковь. И вот я встаю перед фактом: еще лет 10-20 - и прихода просто не будет. Наши замечательные старушки займут свое место на небесах, а молодежь или разъедется, или сопьется. Что я должен делать?
- Найти профессионального и надежного мирянина и убедить людей, что это именно тот человек, который им нужен.
- Согласен. Только нет здесь такого мирянина. Просто нет. Я фактически оказался перед выбором: или взять на себя грех и дать окончательно развалиться единственному в селе предприятию, или взять на себя труд и попытаться его спасти.
"Раньше мне в церкви нравился только запах"
За последние 15 лет у колхоза "Колос" сменилось 7 директоров, поголовье скота уменьшилось в 7 раз, сумма долгов приблизилась к 2 миллионам рублей, а задержка зарплаты перевалила за 3 месяца. Последним главой хозяйства была бывшая директор сельского клуба.
В тот день, когда собрание пайщиков "рукоположило" Григория Королева в председатели, в бухгалтерии не было даже 500 рублей, чтобы отправить машину с надоенным молоком на молокозавод.
- Я читал в ярославской прессе, что вы первым делом распотрошили церковную кассу и погасили долги по зарплате.
- Я тоже читал и долго смеялся. Хорошего журналисты мнения о деревенской церковной кассе. Все это, конечно, выдумки. Личные полтысячи рублей на молоковоз — да, вложил. Но дальше надо было предпринимать стратегические решения. Никакие финансовые вливания этому хозяйству не помогли бы.
Разговор о том, как "Колос" спасали от банкротства, продолжился на следующий день в колхозной конторе. Рядом с отцом Григорием сидит человек, которого зовут Максим Янов. Он здесь в двух ипостасях - как автор экономического рецепта по выведению хозяйства из кризиса, и как духовное чадо его председателя.
Отец Григорий и просто Максим познакомились в интернете, на сайте дьякона Андрея Кураева. Будучи еще студентом Ярославского филиала МЭСИ , Максим забрел туда в поисках ответа на давно мучивший его вопрос - что означает первая строка Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог".
- Раньше мне в церкви нравился только запах, - вспоминает Максим. - Жил я обычной студенческой жизнью: учился, гулял, подрабатывал в коммерческом ларьке. Однажды в окошко моего киоска какой-то протестантский миссионер сунул брошюрку и убежал. Там было Евангелие. Я прочитал эту фразу и не знал, что с ней делать: и понять ее не могу, и выбросить из головы не получается. Я даже на лекции по философии спросил у преподавателя, что она означает. Он толком не смог ответить, и развернулась такая дискуссия, что лекция была сорвана. Оказалось, что эта тема интересует половину курса. А потом на форуме Кураева я задал тот же вопрос отцу Григорию.
- И он вам все объяснил, да?
- Нет, просто с его помощью я понял, что есть логика, а есть духовное ведение. Те, кто отрицает второе, живут в полжизни. А человек, который живет в полжизни, - он и работает в полсилы. Это, пожалуй, главная составляющая нашего успеха. Все остальное - лишь производное от нее.
"За алкоголизм доярок расплачиваются коровы"
После учебы Янов 2 года проработал экономистом на Рыбинском кабельном заводе. А когда отец Григорий стал задумываться о колхозе, Максим начал строить антикризисные планы по его оздоровлению. В конце концов он понял, что думать об этом издалека получается плохо, и переехал жить в Горинское насовсем.
- Главной продукцией этого колхоза всегда было молоко, - Максим вдруг на моих глазах превращается из человека Божьего в человека делового. - Поэтому перед нами встали две главные задачи - увеличить надои и поднять закупочную цену молока. Надои зависят прежде всего от кормов. Раньше колхоз кормил скот комбикормом собственного производства. Выращивал для этого пшеницу и овес. Но гораздо выгоднее продать это зерно на рынке, а на часть вырученных денег купить уже готовые комбикорма со специальной добавкой - фелуцином, который стимулирует надои. Так мы и поступили. В итоге убили сразу двух зайцев - увеличили надои и получили дополнительные оборотные средства. А чтобы улучшить сортность молока, взяли в лизинг охладитель и фильтры. Благодаря этому оборудованию мы теперь продаем молоко на 30 процентов дороже, чем раньше.
- Я не большой спец в экономике, но слышал, что кроме увеличения доходов антикризисные менеджеры любят говорить об оптимизации расходов и реструктуризации долгов.
- Долги мы сократили с 2 миллионов до полутора. А потом вышел закон "О финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей", который позволяет реструктуризировать задолженности с отсрочкой на 5 лет. Единственное условие - безупречная проплата всех текущих платежей. Пока держимся.
Про оптимизацию расходов отец Григорий решил рассказать сам. Очень болезненный оказался вопрос.
- Нам пришлось сразу осуществить целый ряд непопулярных мер. Для начала на 40 процентов урезали зарплату. Правда, с тех пор уже на 10 процентов снова подняли. В среднем это 4 тысячи рублей в месяц.
- Сейчас угадаю: в знак протеста село приняло ислам.
- Нет, просто половина народу уволилась. Но осталась лучшая половина. Она вполне справляется с тем же объемом работ, что и раньше. Слишком много было лишних людей.
- А как же любовь к ближнему? Пусть даже и лишнему.
- Все-таки странные у современных людей понятия о христианской любви, - улыбнулся отец Григорий. - Есть большая разница между "любить ближнего" и "ни в чем не отказывать ближнему". Любовь не должна потакать греху. Если я помогаю ближнему беспрепятственно пить и губить свою душу - я его злейший враг. Я был в шоке, когда увидел, какая система оплаты труда действовала здесь раньше. Человек мог с чистой душой уходить в запой, самое худшее, что ему грозило, - это 40 процентов штрафа. Но свои 60 процентов он в любом случае получал. А что такое ушедшая в запой доярка? Это не просто потери в сегодняшних надоях. За женский алкоголизм расплачиваются прежде всего коровы - если их вовремя не подоить, у них развивается мастит и пропадает молоко.
- А вы не пытались лечить личный состав проповедью?
- Я проповедую в церкви. Кто хочет - тот приходит. Народу действительно становится все больше. Молодежь подтягивается. Но на работе я считаю миссионерскую деятельность излишней. Хотя нет, один раз все же пришлось. Доярка попросила денег на аборт. Я не дал и объяснил почему. Теперь у нее растет классный щекастый пацан. Недавно крестили.
- А не было искушения просто взять и набрать на работу трезвых и дешевых гастарбайтеров?
- А тогда просто все потеряло бы смысл. Я же вам говорил, что пошел в председатели лишь для того, чтобы сохранить приход. Вы забыли, наверное.
Менеджеры в рясах
Ближайшего делового партнера отца Григория зовут Евгений Горюнов. Он бывший депутат Госдумы, а ныне - владелец небольшого молокозавода. Горюнов пока еще не духовное чадо отца Григория, но на богословские темы они уже общаются чаще, чем на деловые. Евгений Владимирович наблюдает за колхозом "Колос" со стороны и много думает.
- На мой взгляд, у духовенства действительно есть шанс занять полупустую нишу эффективных сельхозменеджеров, - считает Горюнов. - Я работаю со многими поставщиками, и мне есть с чем сравнивать. У священников есть ряд изначальных преимуществ. К ним изначально испытываешь больше доверия. Даже если предположить, что отец совсем не святой, за ним стоит Русская православная церковь - огромная структура со своей иерархией и большими возможностями. При таких условиях и священнику труднее кого-то обмануть, и наоборот - кому-то труднее обмануть священника. Но главное даже не в этом, а в том, что на селе осталось очень мало трезвомыслящих людей. Таких деревень, где не потеряли работоспособность только поп и его ближайшее окружение, все больше. Так что если духовенство всерьез пойдет в сельское хозяйство, то чаще всего конкурировать им будет просто не с кем.
- Считается, что у них гибкости мышления не хватает.
- Ну, это вы зря. Отец Григорий рассказал вам о своих взаимоотношениях с районным управлением сельского хозяйства? Он первым в районе стал вести независимую от них политику. Поэтому до недавнего времени отношения у него с местной властью были не очень. Но теперь все иначе.
- Он решил к ним прислушаться?
- Нет. Просто успех стал слишком очевиден. Его хозяйству удалось войти в нацпроект. На следующей неделе отец Григорий начинает строить современный автоматизированный животноводческий комплекс. В декабре я уже буду закупать у него евромолоко - то есть продукт такого качества, который соответствует стандартам ведущих европейских производителей.
- А мне он почему-то ничего не сказал. Может, сглазить боится?
- Да кто ж его сглазит?! Он же священник.

14:58 28.09.06

gorjelin

Порадовался.

Вот только ублюдский репортер своим ироничным тоном бесит!

popov-xxx25

Это же религиозная пропаганда. Куда смотрят модераторы?

apet

Это ж стандартная пиаровская фишка РПЦ. Типа плохой репортер подкалывает, а священник хороший все толково и смиренно разъясняет неразумной пастве. Контраст подчеркивает благость начинания.

popov-xxx25

Это ж стандартная пиаровская фишка РПЦ.
"Известия" с "ЖМП" не путаешь? Эксперт по пиару.

apet

На источник не смотрел. Однако подобный прием встречал и раньше, именно в репортажах об отечественных священниках. Впечатление производит однозначное. Имхо журналист вполне способен толкнуть ту мысль, которую хочет. А здесь подколами поднимается батюшка, а репортер опускается. Возможно автор лишь некомпетентен в своем деле, и вовсе не пытается манипулировать текстом для продавливания каких-то своих проправославных позиций. Можно даже допустить, что священники действительно такие мудрые и смиренные, что репортеры не решаются исказить хоть чуть-чуть диалог и выставляют себя дураками.

popov-xxx25

Можно даже допустить, что священники действительно такие мудрые и смиренные
Ты б на месте священника не так же ли себя вёл бы?

apet

Не о священнике речь.
Я б на месте репортера либо не так себя вел, либо не так преподнес. Либо он преследовал определенную, вышеозвученную цель.

demetrius86

Старики здесь живут долго. Помирают другие. Те, кто родился в 50-х и 60-х.
Повальное пьянство, сам оттуда, бываю в деревнях (последнее время редко)
Первое что меня удивило на сельских кладбищах Ярославской, Владимирской, Вологодской, Архангельской областей ( в других на кладбищах не бывал) куча могил нестарых мужиков 30- 45 лет с фотографиями в военной форме. Т.е. парень приходил из армии и в запой на 15-20 лет пока не умрёт, фотографироваться некогда водка не ждёт.
Второе как-то по Ярославскому телевидению показывали репортаж о работе сельхозфирмы. Там наняли кучу людей платили прилично, однако через месяц работники дружно ушли в запой. Фирме пришлось нанимать людей из города и возить на работу на село. ( ЗП нормальная была)

Buxgalter



Второе как-то по Ярославскому телевидению показывали репортаж о работе сельхозфирмы. Там наняли кучу людей платили прилично, однако через месяц работники дружно ушли в запой. Фирме пришлось нанимать людей из города и возить на работу на село. ( ЗП нормальная была)
городские как-то более устойчивы к Алкоголю, штоле? Али в чем фишка мудреная?

demetrius86

Слово алкоголь пишется с маленькой буквы.
Честно говоря точно не знаю скорее городские более приспособлены к нормальной работе к 8 часовому рабочему дню. Лучше справляются с разделением времени на пью и не пью. Из чудовищных условий в которые поставила крестьянство брежневская власть на селе не пьющего населения не так уж много. Прям скажем меньшинство.

nozanin

Да не, нормально всё, я бы подумал о другом — к чему клонят-то? В чём цель была верхушки РПЦ?
И сдается мне вот в чем. Формирование образцово-показательного колхоза, эдакий пиар успеха для соседних (и не только) колхозов.
Но ведь таких успешных колхозов просто дохуя! Наверняка найдётся колхоз даже ярых сатанистов, по ночам пьющих кровь невинных младенцев. Успех в бизнесе никак не связан с идеологией, вот к чему я. Будь ты хоть мусульманин, хоть атеист — если будешь работать, будет успех.
Аффтар преследовал политическую цель — под видом "стань успешным" запрятал пропаганду РПЦ.
"Колхоз — твой успех, бери от жизни всё и получи бесплатно вечную жизнь".
На самом деле формирование электората. Дети колхоза скорее всего даже читать не будут, их задача — доить коров, копать почву и воевать за Родину. Для этого нужна идеология.

Buxgalter



Слово алкоголь пишется с маленькой буквы.

ничего подобного. с большой, большой, большой... аки чарка доброго да крепкого меда

zulya67

да считай как хочешь, только для начала подними хоть один колхоз, и потом претендуй на то чтобы твои слова были авторитетны

Fedaykin

Согласен. Кстати, серьезные пианисты живут не верхушкой, но сердцем

Irina_Afanaseva

Наверняка найдётся колхоз даже ярых сатанистов, по ночам пьющих кровь невинных младенцев
ты это про кибуцы? - шутка.
если серьезно так считаешь, как написал, - давай поищи, пример в студию!
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: