Стремление к престижу у животных или естественная история богатых

Rumata

(из рецензии на книгу).
История богатых, о которой идет речь, является естественной в смысле Дарвина и Павлова. Ричард Коннифф, легкий на подъем джентльмен, писал себе заметки о природе в National Geographic и об архитектуре в престижном Architectural Digest, пока не сообразил, что может объединить свой интерес к животным и к роскоши. Результатом стала книга «Естественная история богатых», на полновесных 500 страницах производящая родословную привычек богатых и очень богатых людей от поведения птичек, рыбок, приматов и другой фауны.
Потребность в новом взгляде на богатство назрела уже давно. Марксистские идеи заплесневели, критика французских философов стала казаться чересчур анемичной, о фрейдистских интерпретациях и вовсе неприлично говорить.
Отойдя от социал-дарвинизма на безопасную журналистскую дистанцию, Коннифф не то что бы предлагает стройную систему, он скорее приводит бесчисленное число удачных примеров, позволяющих освежить взгляд на эту старую и болезненную тему.
«…Когда я сидел среди бабуинов, у меня сложилось тревожное впечатление, что социальные отношения для них важнее, чем пища и секс. Еда была повсюду, а секс был привилегией доминантных самцов. Однако вопросы статуса или престижа волновали всех. Тревожно это потому, что в основе дарвиновской борьбы за выживание лежат как раз пища и секс. Но выдающаяся чета стаи даже не занималась сексом, хотя Село [имя самки бабуина], судя по ее красному заду, находилась в полной готовности… Эти двое, тем не менее, гордо разгуливали вместе, принимая знаки внимания подчиненных. Пауэр не позволял другим самцам подходить к Село. Она была его и только его игрушкой».
В этой пространной цитате содержится главная проблематика книги – показать, как стремление к власти, престижу и контролю за ресурсами неимоверно усложняет дарвинизм, почти противореча ему. Но только внешне – неутомимое стремление животных к доминированию приносит биологические дивиденды. И каждая деталь поведения финансовой или родовой аристократии лишь дословно копирует отработанные механизмы выживания.
К примеру, благотворительность. Этот род деятельности ассоциируется с двумя вещами – чистосердечная филантропия и уклонение от налогов. На взгляд Конниффа, все сложнее.
Маленькая птичка, живущая в пустыне, найдя жирную личинку, может найти нижестоящего по иерархии и отдать добычу ему – иногда просто засунуть в глотку против воли подчиненного. Таким образом доминантная особь укрепляет свой статус. От этого она получает доход – положительно меняется гормональный баланс, что ведет к укреплению организма, а нижестоящий получит лишний аргумент, чтобы не бунтовать при случае. Известные филантропы признавались, что каждый вложенный в благотворительность доллар приносил им от 1,2 до 20 долларов дохода. Кроме того, они дольше живут.
Ритуалы светских вечеринок, строительство бесчисленных особняков, даже скандальные измены – все имеет соответствующие формы в зоологии. Самки, вынужденные довольствоваться второсортным самцом, норовят тайно изменить ему с более престижным. И наоборот, если доминантный самец захватил слишком много самок и не успевает обслуживать всех, дамы начинают искать встреч с низшими по рангу, но достаточно ловкими самцами – похоже на классическую историю про барина и конюха.
Даже опасные приключения, в которые пускаются богачи, вроде одиночных полетов на воздушном шаре, имеют аналог в виде бессмысленного и опасного хвастовства животных. Павлиний хвост и лосиные рога, игры антилопы с преследующим ее хищником должны доказать: если этот парень сумел выжить, совершая такие глупости, значит, он действительно лучший.
Впрочем, развлекая читателя, Коннифф не скатывается до голого анекдота. Он рассказывает массу забавного про принцессу Диану и Билла Гейтса, про барона Ротшильда и Аристотеля Онассиса, про шимпанзе и бонобо, про верветок и мотыльков. Но прелесть этой книги – в определенной вежливости к читателю. Более ленивые найдут в ней занимательное чтиво с массой подробностей. Более внимательные – ироничную и немного печальную попытку понять, как может существовать такая абсурдная вещь, как социальное неравенство.
Ричард Коннифф, «Естественная история богатых». «У-фактория», 2004.
http://gazeta.ru/2004/08/09/oa_129513.shtml

mmm3mmm

Интересно. Думаю там есть несколько полезных мыслей.

tachenka28

нет там умных и полезных мыслей, а есть обычное животное чувство - зависть

77toto70

про зависть там ни слова, а мысли там по делу

tachenka28

про зависть там ни слова

читать надо правильно тексты уметь

mmm3mmm

тем не менее такое заявление
нет там умных и полезных мыслей

необоснованно. Да и вообще неверно.

Rumata

Конечно, бывает интересно, когда обнаруживаешь у животных то, что казалось свойственно только людям. Вообще, имхо, полезно прослеживать корни "человеческих" моделей поведения, это дает новый взгляд на общественные правила и традиции, спасающий от их абсолютизирования, заставляющий над ними задуматься, а значит делающий людей более свободными.
А вот, кстати, пример про птичку говорит от том, что делать добро и быть альтруистом выгодно даже самому. У теории Дарвина насколько мне известно были проблемы с объяснением альтруистического поведения у животных. Вообще теория Дарвина мне казалась слишком примитивной чтобы объяснить многие вещи.

karim

Вообще теория Дарвина мне казалась слишком примитивной чтобы объяснить многие вещи.

таааак...а ты на каком уровне с теорией дарвина знаком?
школьный учебник+желтая пресса?
насчет альтруизма - у животных альтруизм как правило проявляется в отношении родственников и поэтому способствет сохранению генов альтруистичной особи
иначе бы "ген альтруизма" не прошел бы отбор

Rumata

таааак...а ты на каком уровне с теорией дарвина знаком?
школьный учебник+желтая пресса?
Ну когда-то зачет А.Н. Северцову сдал по теории эволюции... Впрочем это было довольно давно. Да и желтую прессу я стараюсь не читать - только когда уж совсем плохой становлюсь...
насчет альтруизма - у животных альтруизм как правило проявляется в отношении родственников и поэтому способствет сохранению генов альтруистичной особи
иначе бы "ген альтруизма" не прошел бы отбор
Да-да, будучи школьником, я так и отвечал на вопрос заочной биошколы (ВЗМШ "Биология")

Rumata

Если Вы меня заподозрили в зависти к богатым, то Вы неправы. Я начисто лишен чувства зависти, а почему эта статья мне показалась интересной, я объяснил в предпредыдущем своем посте
Ваш

Zigfrid8

Есть у животных хоть что-то, напоминающее чувство юмора?
И вообще, интересно, когда у человека появилась способность шутить и смеяться?

karim

гм
значит собственно труды дарвина ты не читал
тогда почему так плохо о его теории отзываешься?
и что тебя не устраивает в классическом объяснении альтруизма?

sever576

Про альтруизм неплохо у Докинза в "Эгоистичном гене" написано

maxas67

классическую историю про барина и конюха

Запостьте сюда эту "классику". Я не знаю, что это за история, хотя из контекста понятно, о чем там речь.

sever576

А может не стоит порнографические рассказы в сосайти постить?

Ater

Интересные соображения. У меня аналогичные соображения возникали (без всяких рассуждений о гормонах, конечно когда несколько лет назад я смотрел передачи о шимпанзе, и после, когда читал книгу о пигмеях Африки. Так вот, хотя собственности ни у тех, ни у других нет, но социальная иерархия есть, причем все хотят как-то поднять свой статус в этой иерархии...
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: