[Много]Меморандум о правах человека для Президента Медведева

sergey65

http://www.amnesty.org.ru/pages/memorandum-medvedev-2008-rus
Российская Федерация. Меморандум о правах человека для Президента Медведева
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев
© Фото пресс-службы Президента России
AMNESTY INTERNATIONAL
МЕМОРАНДУМ
Индекс AI: EUR 46/018/2008 (Для свободного распространения)
28 мая 2008 года
Введение
Вслед за Вашей инаугурацией на пост Президента Российской Федерации, а также в связи со сделанными Вами заявлениями в поддержку личных свобод и верховенства закона, Amnesty International пользуется случаем излагать Вам основные вопросы, вызывающие тревогу организации с точки зрения соблюдения прав человека в Российской Федерации.
Amnesty International серьёзно обеспокоена рядом застарелых проблем, связанных с правами человека в России. В последние несколько лет в этой сфере отмечены сдвиги к лучшему, такие как реформа уголовного и уголовно-процессуального законодательства, частичное улучшение условий содержания в тюрьмах, судебное преследование ряда сотрудников правоохранительных органов за такие нарушения как применение пыток, а также сохранение моратория на смертную казнь. Тем не менее, в целом на практике сохраняется ряд серьезных нарушений, а в некоторых аспектах положение в последние годы даже ухудшилось. Amnesty International освещала эти проблемы в своих недавних докладах и предлагала рекомендации по их преодолению.
Amnesty International полагает, что Вам, господин Президент, следует принять меры по ряду перечисленных ниже проблем, с учётом нижеприведенных рекомендаций, с целью достижения необратимых и существенных успехов в области законодательных, политических и административных реформ.

sergey65

Свобода выражения мнения
Amnesty International ожидает, что Вы — Президент России — станете инициатором кардинальных перемен в области соблюдения свободы выражения мнения в России. Став президентом Российской Федерации, Вы обязались защищать и уважать права и свободы человека, а также уважать и обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации.
В своей инаугурационной речи Вы заявили, что права и свободы человека являются наивысшей ценностью для российского общества, определяют смысл и содержание всей деятельности государства, в связи с чем Вы видите свою наиважнейшую задачу в развитии гражданских и экономических свобод. С огромной надеждой Amnesty International ожидает претворения этих обязательств в жизнь. Мы призываем Вас сделать всё необходимое для того, чтобы права и свободы, закреплённые в Российской Конституции, а также в ратифицированных Россией международных соглашениях в области прав человека, стали реальностью для всех людей в Российской Федерации, независимо от их национальности, гражданства, политических и религиозных убеждений, либо сексуальной ориентации.
Amnesty International полагает жизненно важным в этой связи обеспечить соблюдение права на свободу выражения мнения — одного из краеугольных камней всесторонней защиты прав человека. Если невозможно открыто критиковать произвол, в том числе во время мирных демонстраций, случаи нарушения основных прав человека могут остаться незамеченными, а их виновники — безнаказанными. В последнее время тревогу организации вызывает сокращение возможностей для выражения несогласия, а также ограничения, налагаемые на деятельность независимых СМИ и неправительственных организаций (НПО) на территории Российской Федерации. Приняты законы, отрицательно сказавшиеся на свободе действий гражданского общества, такие как закон о деятельности НПО и закон о противодействии экстремизму.
Наша обеспокоенность и проблемы, связанные с соблюдением свободы выражения мнения в Российской Федерации отражены в докладе: «Российская Федерация: ущемление свободы выражения мнений» (Индекс AI: EUR 46/008/2008 от 26 февраля 2008).

sergey65

Свобода объединений
Проведенный Amnesty International анализ закона о деятельности НПО показывает, что данный закон носит чрезмерно ограничительный характер, и может быть произвольно использован с целью вмешательства в деятельность независимых общественных организаций.
И хотя лишь незначительное число НПО прекратило своё существование после принятия закона о деятельности НПО, многим организациям пришлось пойти на существенные затраты времени для приведения документации в соответствие с требованиями закона. Amnesty International зафиксировала ряд случаев, когда Федеральная регистрационная служба (ФРС) предъявляла к НПО требования, не являвшиеся обоснованными и, возможно, нарушавшие право на свободу объединений.
Вследствие этого Amnesty International приветствует решение Верховного Суда Российской Федерации, поддержавшего 4 марта 2008 года решение, ранее принятое Самарским областным судом, не закрывать региональное отделение организации «Голос». Суд признал требование ФРС о закрытии указанной НПО необоснованным и не обнаружил нарушений закона об НПО в деятельности «Голоса», который готовит наблюдателей на выборы и информирует общественность о праве на свободные и справедливые выборы.
Вместе с тем, Amnesty International, которая наряду с другими российскими и международными НПО неоднократно обращалась к Вашему предшественнику по поводу негативных последствий закона о деятельности НПО для гражданского общества, по-прежнему обеспокоена как самим законом, так и его подзаконными актами.
Amnesty International призывает Вас активно способствовать соблюдению свободы выражения мнения и, в частности:
* распорядиться о немедленном пересмотре закона о деятельности НПО и практики его применения;
* устранить недостатки закона об НПО и связанных с ним подзаконных актов, изменив их таким образом, чтобы обеспечить возможность осуществления права на свободу объединений, в том числе проинструктировав ФРС касательно её полномочий в рамках данного закона;
* привлечь общественные организации к процессу переработки закона, включая рассмотрение предложений, выдвинутых Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека;
* не допускать произвольного применения закона о противодействии экстремизму, которое могло бы привести к ограничениям свободы выражения мнения там, где это не является абсолютно необходимым.

sergey65

Свобода собраний
Во время демонстраций, предшествовавших думским и президентским выборам, правоохранительные органы прибегали к чрезмерной силе при рассеивании демонстрантов. Несмотря на то, что официальные лица признали некоторое превышение силы в отношении демонстрантов, Amnesty International неизвестно ни одного случая привлечении сотрудников правоохранительных органов к судебной или дисциплинарной ответственности в связи с незаконным применением насильственных методов.
Кроме того, Amnesty International обеспокоена тем, что некоторым группам населения, попытавшимся воспользоваться своим правом на свободу собраний, было отказано в реализации этого права. За последние три года московские власти запретили несколько гей-парадов и маршей в защиту прав секс-меньшинств, не предоставив ни альтернативной даты, ни иного места проведения шествия, как того требует российское законодательство. Ссылки московских властей на то, что подобное шествие вызовет протест со стороны значительной части населения, согласно международному праву не являются законным основанием для запрета демонстрации, поскольку правом на свободу собраний, несомненно, обладают и те, чьи взгляды большинство населения не разделяет.
Amnesty International призывает Вас:
* защищать и обеспечивать право на свободу собраний, в том числе права тех, кто желает высказать мнение, отличное от общепринятой точки зрения, в ходе мирной демонстрации;
* гарантировать получение разрешений на проведение демонстраций лицами, выражающими мнение меньшинства (например, гей-парадов) в соответствии с законом и под надлежащей защитой со стороны сотрудников правоохранительных органов;
* обеспечить инструктаж сотрудников правоохранительных органов касательно охраны правопорядка во время массовых мероприятий в соответствии с нормами российского законодательства и международными стандартами в области прав человека, гарантирующими право на свободу собраний и личную неприкосновенность;
* способствовать привлечению к ответственности в рамках судебной процедуры, отвечающей международным стандартам справедливого судебного разбирательства, всех лиц, незаконно препятствующих осуществлению права на свободу собраний, или виновных в жестоком обращении с демонстрантами.

sergey65

Северный Кавказ
Amnesty International озабочена фактами нарушения прав человека на Северном Кавказе, а также неспособностью российских властей эффективно разрешить кризис в регионе. Сообщения о таких нарушениях прав человека, как насильственные исчезновения, внесудебные казни, пытки, а также произвольное тайное содержание под стражей, по-прежнему поступают из различных регионов Северного Кавказа, в частности, из Чечни, Ингушетии, Дагестана и Северной Осетии, на фоне глубоко укоренившейся безнаказанности. Нарушения, в том числе нападения на мирных жителей и похищения людей, совершают и отряды вооруженной оппозиции.
В Чечне не прекращаются боестолкновения между российскими и чеченскими силовыми структурами, с одной стороны, и вооружёнными группировками — с другой. В этом году поступали сообщения и о внезапных артобстрелах районов проживания мирного населения на юге республики.
«Признания», вырванные под пыткой у предполагаемых членов вооружённых группировок, использовались в качестве доказательств на судебных процессах на Северном Кавказе. По итогам процессов, далёких от международных стандартов справедливого судопроизводства, подсудимых приговаривали к длительным срокам лишения свободы.
Нарушения прав человека, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов, как правило, остаются безнаказанными, что в немалой степени объясняется обоснованными опасениями потерпевших перед репрессиями в случае обращения за защитой к властям. Жители региона, обращающиеся с заявлениями в Европейский суд по правам человека, также сталкиваются с угрозами и преследованием.
Количество зарегистрированных насильственных исчезновений в Чечне снизилось, и этот факт нельзя не приветствовать. Вместе с тем, растёт число сообщений о подобных нарушениях прав человека в Дагестане и Ингушетии. Более того, в Чечне остаётся неизвестной судьба тысяч людей, предположительно ставших жертвами насильственного исчезновения. Насколько известно Amnesty International, лишь одного человека осудили по делу о насильственном исчезновении, но и в этом случае судьба потерпевшего по-прежнему неизвестна. Расследования дел о массовом захоронении людей, как правило, ведутся бессистемно, следствие не обеспечено ресурсами. Насколько известно Amnesty International, в настоящее время не ведётся никакой работы по обнаружению и эксгумации массовых захоронений, равно как и не прилагается никаких усилий по соотнесению найденных останков с описаниями пропавших без вести и исчезнувших лиц, предоставленными родственниками таковых.
4 июня 2005 силовые структуры провели «специальную операцию» в станице Бороздиновская, в ходе которой произвольному задержанию и жестокому обращению подверглось не менее 200 мужчин, один человек погиб, и ещё 11 человек пропало. Около ста сотрудников силовых подразделений прибыли в Бороздиновскую на двух БТР, более 10 внедорожниках УАЗ-469 и нескольких машинах ВАЗ-2109. Они были одеты в серую военную и камуфляжную форму. По словам жителей станицы, это были чеченцы – бойцы батальона «Восток», подразделения военной разведки в подчинении Министерства обороны Российской Федерации. До настоящего времени остаётся неизвестной судьба 11 человек, и, насколько известно Amnesty International, к суду за «превышение служебных полномочий» в связи с данным инцидентом привлечён лишь один сотрудник правоохранительных органов.
По имеющимся сведениям, в 12 часов 54 минуты 8 августа 2007 года в городе Карабулах (Ингушетия) вооружённые люди в камуфляже схватили Ибрагима Газдиева, ингуша по национальности. С тех пор о нём ничего неизвестно. Предположительно, вооружённые люди являлись сотрудниками Федеральной службы безопасности (ФСБ). По неофициальным данным, Ибрагима Газдиева отвезли в одно из мест содержания под стражей без права сообщения с внешним миром, расположенное на территории Ингушетии либо одной из соседних северокавказских республик. Прокуратура возбудила уголовное дело, однако следователям пока не удалось установить ни судьбу и местонахождение Ибрагима Газдиева, ни личности тех, кто его задержал.
Власти Чечни закрыли центры временного размещения и принудительно выселили всех их обитателей. В частности, по имеющимся сведениям, 10 января 2008 года представители властей предупредили 147 семей вынужденных переселенцев (ВП проживавших в центре временного размещения в доме № 4 по Выборгской улице в чеченской столице городе Грозном, что тем вскоре придётся съехать. Некоторым из них, по-видимому, разрешили остаться до конца месяца, однако власти угрожали отключить электричество и газ, если переселенцы не покинут центр. Среди обитателей были дети, старики и инвалиды, которым грозило принудительное выселение и риск остаться без крыши над головой в период, когда по ночам температура в Грозном опускается ниже ноля. По состоянию на май, отдельным семьям было предоставлено альтернативное жильё в частных квартирах, однако, как стало известно, право собственности на многие из этих квартир оказалось под вопросом, и семьям вновь грозит выселение.
На Северном Кавказе Россия нарушает свои обязательства в рамках международного права в области прав человека уважать и защищать право на жизнь, свободу от пыток и иных форм жестокого обращения, личную свободу и неприкосновенность, а также право на справедливое судебное разбирательство и право на жилище.
Amnesty International призывает Вас принять необходимые меры к прекращению фактов нарушения прав человека и положить конец безнаказанности, с которой права человека нарушаются на Северном Кавказе. Следующие меры, в случае их осуществления, станут существенным шагом к достижению этой цели:
* осудить непрекращающиеся насильственные исчезновения, тайное содержание под стражей, пытки и внесудебные казни, добиться их немедленного прекращения;
* установить чёткие полномочия и обеспечить подотчётность многочисленных вооружённых силовых структур, действующих на Северном Кавказе; те из них, кто не уполномочен задерживать физических лиц, не должны иметь возможности делать производить аресты;
* всесторонне расследовать нарушения, совершённые в прошлом, и привлечь к судебной ответственности лиц, подозреваемых в нарушениях прав человека, в рамках разбирательств, отвечающих международным стандартам справедливого судопроизводства;
* неукоснительно исполнять все решения Европейского суда по правам человека, касающиеся Северного Кавказа с целью обеспечить справедливость для всех истцов и невозможность повторения подобных нарушений в будущем;
* обеспечить незамедлительное, тщательное, независимое и беспристрастное изучение всех мест массовых захоронений в Чечне экспертами-криминалистами согласно руководству ООН по эксгумации и анализу костных останков; предоставить необходимые ресурсы и оборудование, в том числе построив при криминалистической лаборатории в Грозном морг, способный одновременно принять большое количество тел;
* создать единую исчерпывающую базу данных, содержащую имена и подробные описания всех лиц, пропавших без вести в результате насильственного исчезновения или похищения в Чечне с 1999 года, а также создать единую официальную базу данных обо всех неопознанных телах, обнаруженных в Чечне. Открыть обе базы данных для широкой общественности и предоставить родственникам этих людей возможности пользоваться обеими базами;
* подписать и ратифицировать Конвенцию ООН о защите всех лиц от насильственного исчезновения.
Более подробный анализ масштаба проблемы и неспособности прекратить указанные серьёзные нарушения прав человека содержатся в докладе: «Российская Федерация: где правосудие по отношению к «исчезнувшим» в Чечне?» (Индекс AI: EUR 46/020/2007 от 23 мая 2007 года).

sergey65

Правозащитники, журналисты и юристы, работающие на Северном Кавказе
Amnesty International неоднократно выражала обеспокоенность судьбой правозащитников, юристов и журналистов, работающих на Северном Кавказе, многие из которых в последние годы столкнулись с угрозами, гонениями, оскорблениями, а в ряде случаев становились жертвами таких серьёзных нарушений прав человека, как насильственное исчезновение и внесудебные казни.
9 апреля 2006 года вооружённые люди в масках и камуфляже остановили недалеко от Серноводска в Чеченской Республике водителя правозащитной организации «Гражданское содействие» Булата Чилаева и увезли его в неизвестном направлении вместе с пассажиром — Асланом Израиловым. С тех пор о нём ничего неизвестно, а за вынужденное исчезновение Булата Чилаева и Аслана Израилова никто не понёс ответственности.
В январе 2004 года сотрудники правоохранительных органов увезли из собственного дома Аслана Давлетукаева, члена Общества российско-чеченской дружбы. Его изуродованное тело было обнаружено 16 января недалеко от чеченского города Гудермес. За убийство Аслана Давлетукаева к ответственности никто привлечён не был.
Подобные преступления совершаются в атмосфере растущей подозрительности в отношении правозащитников и общественных организаций, которых власти неоднократно обвиняли в пособничестве экстремизму и работе на иностранные спецслужбы. Высказывая такие обвинения, их авторы не приводят никаких доказательств. Журналисты, публикующие материалы, содержащие критику политики властей в регионе, сталкиваются с запугиванием со стороны правоохранительных органов. В последние годы в атмосфере растущей враждебности по отношению к деятельности независимых правозащитников и журналистов закон о борьбе с экстремизмом всё чаще используется, наряду с законом о деятельности НПО, с целью дальнейшего подавления независимых организаций гражданского общества.
Amnesty International обеспокоена непрекращающимися проверками деятельности правозащитной организации «Чеченский комитет национального спасения». Организацию, которая отслеживает и освещает ситуацию на Северном Кавказе и, в частности, в Чечне, обвиняют в публикации в СМИ материалов «экстремистского» характера, направленных на разжигание межэтнической ненависти между чеченцами и представителями других национальностей. Рассмотрев указанные материалы, Amnesty International не может согласиться с тем, что они носят «экстремистский» характер. Анализ данных публикаций, проведённый несколькими независимыми экспертами, включая представителей Российской академии наук, также не выявил в них ничего экстремистского. В августе 2007 года ФРС подвергла эту НПО второй за год проверке. В марте 2008 года в ходе судебных слушаний по поводу предполагаемых нарушений закона о деятельности НПО, директора организации Руслана Бадалова предупредили о том, что его подозревают в получении финансирования от зарубежных экстремистских организаций. В дальнейшем эти обвинения не подтвердились, однако они позволили управлению по борьбе с организованной преступностью начать расследование деятельности «Чеченского комитета национального спасения». Amnesty International обеспокоена тем, что организация могла стать мишенью подобных действий только за то, что, воспользовавшись своим правом на свободу слова, опубликовала материалы, которые были восприняты как критические по отношению к власти.
Amnesty International опубликовала доклад, в котором изложила причины своей обеспокоенности положением правозащитников на Северном Кавказе: «Российская Федерация: правозащитники Северного Кавказа под угрозой» (Индекс AI: EUR 46/053/2007 от 28 ноября 2007 года).
Amnesty International призывает Вас гарантировать принятие ряда мер, которые позволят правозащитникам и независимым журналистам беспрепятственно продолжать свою законную деятельность на Северном Кавказе:
* уважать и защищать право юристов и правозащитников беспрепятственно вести свою работу, не подвергаясь запугиванию и преследованию, как того требует Декларация ООН о правозащитниках и Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов;
* обеспечить соблюдение прав на свободу выражения мнения, собраний и объединений, закреплённых в Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) и в Международном пакте о гражданских и политических правах;
* разработать чёткое руководство для сотрудников правоохранительных органов касательно реализации прав на свободу выражения мнения, собраний и объединений, соответствующее международным стандартам;
* обязать представителей органов власти воздерживаться от угроз, беспочвенных заявлений и обвинений, в том числе не называть правозащитников, мирно пользующихся своим правом на свободное выражение мнения, «террористами» и «экстремистами»;
* обязать соответствующие органы всестороннее, незамедлительно и объективно расследовать случаи нарушения прав журналистов, правозащитников и активистов гражданского общества; привлекать к судебной ответственности всех виновных в подобных нарушениях в рамках судебных разбирательств, отвечающих международным стандартам справедливости.

sergey65

Насилие на расовой почве
Нам известно об увеличении количества судебных дел, возбуждаемых в связи с нападениями на почве расовой ненависти, в том числе со смертельным исходом, на представителей национальных меньшинств и иностранцев. В то же время, нападения на расовой почве происходят в России с пугающей регулярностью. Несмотря на то, что инициативы на местах дали возможность усовершенствовать реакцию правоохранительных органов на подобные проявления, Amnesty International встревожена тем, что в целом власти по-прежнему делают недостаточно для успешной борьбы с расистской идеологией и проявлениями ксенофобии. Организация обеспокоена отсутствием эффективной программы борьбы с подобными проявлениями и преступлениями, которые ими вызваны. Подробнее о вопросах, вызывающих обеспокоенность Amnesty International, можно прочитать в докладе: «Российская Федерация: разгул жестокого расизма» (Индекс AI : EUR 46/022/2006).
Предыдущий Президент Владимир Путин указывал на необходимость борьбы с экстремизмом и высказывался в поддержку многонациональной России. Подобные высказывания важны, однако, необходимо идти дальше.
Amnesty International призывает Вас:
* открыто осудить расизм и ксенофобию, объявить непримиримую войну расизму и ксенофобии;
* обеспечить соответствующую классификацию, эффективное и всестороннее расследование, а также судебное преследование за преступления, в отношении которых есть основания полагать, что они совершены на расовой почве;
* принять исчерпывающую правительственную Программу борьбы с расизмом и дискриминацией во всех слоях российского общества, включая представителей власти; привлечь общественные организации к разработке и осуществлению подобной программы и обеспечить её надлежащее финансирование;
* обеспечить привлечение к ответственности лиц, разжигающих расовую ненависть или ненависть к представителям каких-либо политических, религиозных, или социальных групп населения, в соответствии с обязательствами России в рамках международного права в области прав человека, не нарушая в то же время прав на свободное выражение мнения.

sergey65

Пытки в местах содержания под стражей
Amnesty International обеспокоена многочисленными сообщениями о предположительном применении пыток и жестоком обращении с задержанными, поступающими со всех концов Российской Федерации, а также неспособностью властей расследовать такие утверждения и призывать виновных к ответу.
Amnesty International получает достоверные сообщения о предположительном применении пыток и жестоком обращении из всех регионов Российской Федерации. По заявлениям предполагаемых жертв подобных нарушений прав человека, под пытками их заставляли «сознаться» в совершении тех или иных преступлений. Мы с удовлетворением отмечаем ряд дел, возбужденных против лиц, ответственных за применение пыток и жестокое обращение с задержанными. Тем не менее, Amnesty International беспокоит тот факт, что подобные преступления слишком часто остаются безнаказанными в отсутствие незамедлительного, исчерпывающего, независимого и объективного расследования сообщений о применении пыток. Подробнее о вопросах, вызывающих обеспокоенность Amnesty International, можно прочитать в докладе: «Российская Федерация: пытки задержанных и вынужденные «признания» (Индекс AI: EUR 46/056/2006 от 22 ноября 2006 года).
Мы отмечаем создание в 2007 году новой структуры – Следственного комитета при Генеральной прокуратуре, которому переданы полномочия по расследованию уголовных дел. Amnesty International остаётся неясным, повлияет ли данное изменение на эффективность расследования сообщений о применении пыток. Не менее чем в одном из случаев, находящихся на контроле у Amnesty International (дело Расула Кудаева Следственный комитет отказался расследовать сообщения о применении пыток и жестокого обращения с задержанным. Расул Кудаев обвиняется в участии в вооружённом нападении на город Нальчик в октябре 2005 года. Насколько известно, во время ареста и на протяжении нескольких дней, проведённых им под стражей в Управлении по борьбе с организованной преступностью (УБОП) города Нальчика, к нему применяли пытки и жестокое обращение. Amnesty International имела возможность ознакомиться с фотографиями, свидетельствами очевидцев и официальными документами, подтверждающими эти утверждения.
Специальный докладчик ООН по проблеме пыток не смог посетить Российскую Федерацию, поскольку российские власти отклонили выдвинутые им условия встреч и бесед с задержанными. Amnesty International обеспокоена тем, что возражения, выдвинутые российскими властями против визита Специального докладчика, не основаны на российском законодательстве, которое не препятствует организации Специальным докладчиком своего посещения в соответствии с собственным мандатом и российскими законами. Позиция России не отвечает её статусу члена Совета по правам человека ООН; России следует в полной мере содействовать функционированию механизмов ООН, регулирующих права человека.
Предыдущий Президент Владимир Путин высказывался в поддержку ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток, который позволяет создать механизм внезапных проверок любых мест содержания под стражей и лишения свободы независимыми доверенными инспекторами. Воплощение в жизнь Факультативного протокола — жизненно-важный шаг для предотвращения пыток.
Amnesty International призывает Вас принять необходимые меры к исполнению Россией своих международных обязательств в качестве члена Совета Европы и ООН, в частности:
* возобновить приглашение Специальному докладчику по проблеме пыток посетить страну в рамках его обычного мандата и регламента деятельности;
* подписать и способствовать ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток, а также разработать механизм внезапных проверок любых мест заключения, включая изоляторы временного содержания и следственные изоляторы, независимыми доверенными инспекторами с последующим обнародованием результатов проверок;
* санкционировать публикацию всех докладов Европейского комитета по предотвращению пыток;
* в соответствии с обязательствами России согласно статьям 2, 3 и 13 ЕКПЧ, обеспечить разработку Следственным комитетом стандартов, призванных обеспечить независимость, эффективность, тщательность, своевременность и объективность следствия, а также подготовить следователей к расследованию сообщений о применении пыток и жестокого обращения.

sergey65

Принцип «невыдворения»
Amnesty International обеспокоена неоднократными случаями выдворения, т.е., депортации, экстрадиции и иного возвращения лиц в страны, где существует высокий риск применения к ним пыток и других серьёзных нарушений прав человека.
Amnesty International поставила перед Генеральной прокуратурой вопрос о целом ряде случаев выдворения лиц в Узбекистан и Китай, как правило, с серьёзными процессуальными нарушениями.
Последний из таких случаев – депортация Абдугани Камалиева в Узбекистан в декабре 2007 года, осуществлённая вопреки вмешательству Европейского суда по правам человека, который, согласно норме 39 регламента Европейского суда, обратился к российским властям с просьбой не депортировать и не экстрадировать Камалиева до рассмотрения Судом его заявления. По имеющимся у Amnesty International сведениям, в Узбекистане Абдугани Камалиева пытали, и в январе 2008 года приговорили к 11 годам лишения свободы по итогам процесса, далёкого от международных стандартов справедливого судебного разбирательства.
Amnesty International призывает Вас:
* гарантировать исполнение Россией своих обязательств в рамках международного права в области прав человека, добиваться, чтобы все представители власти уважали и способствовали, а не препятствовали, полноценному осуществлению всеми лицами, проживающими на территории Российской Федерации, своих человеческих прав;
* обеспечить беженцам и иным лицам защиту от депортации, экстрадиции и иного насильственного возвращения в страну, где их права с высокой вероятностью могут быть грубо нарушены, в том числе путём применения к ним пыток или жестокого обращения, а также вынесения смертного приговора;
* обеспечить проведение независимого и прозрачного расследования обстоятельств всех недавних принудительных высылок, осуществлённых вопреки российскому законодательству и международным обязательствам страны, а также наложить надлежащие взыскания на должностных лиц, виновных в указанных нарушениях.
Смертная казнь
Amnesty International вновь обращается к Российской Федерации с призывом законодательно отменить смертную казнь и ратифицировать протокол № 6 к ЕКПЧ. Мы отмечаем и приветствуем поддержку Россией всеобщего моратория на смертную казнь. Это позволяет нам призвать Вас, как Президента Российской Федерации:
* убедить парламент Российской Федерации в необходимости выполнения международных обязательств, которые Россия приняла на себя, вступив 12 лет назад в Совет Европы, и, наконец, законодательно отменить смертную казнь.

sergey65

Обеспокоенность несправедливыми судебными процессами
Мы отмечаем, что ещё до избрания на пост президента, на Красноярском экономическом форуме в феврале 2008 года Вы признали, что российские суды фактически не являются независимыми от исполнительной и законодательной ветвей власти. Мы приветствуем заявленную Вами цель искоренения коррупции и административного давления на судей, а также обеспечения независимости судов. Наша организация неоднократно выражала озабоченность политической мотивацией, лежащей в основе уголовного преследования отдельных лиц, а также несоблюдением во многих случаях международных стандартов справедливого судебного разбирательства.
Amnesty International неоднократно ставила перед Правительством Российской Федерации вопрос о нарушении права на справедливое судебное разбирательство бывшего главы нефтяной компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского и его партнёра Платона Лебедева. Сейчас они оба ожидают повторного суда; при этом высказываются опасения в том, что, вследствие процессуальных нарушений, процесс не будет соответствовать международным стандартам справедливого судебного разбирательства. Amnesty International изложила причины своих опасений в документе: «Российская Федерация: предстоящий суд над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым должен отвечать международным нормам справедливого судебного разбирательства» (Индекс AI: EUR 46/052/2007 от 7 декабря 2007 года).
На протяжении последних месяцев Amnesty International добивалась соблюдения прав Василия Алексаняна — бывшего адвоката и вице-президента «ЮКОСа». В течение 17 месяцев, после того как у него обнаружили ВИЧ, Василию Алексаняну, находящемуся в следственном изоляторе, отказывали в необходимом лечении, что, по-видимому, привело к серьёзному ухудшению состояния его здоровья и к развитию у него ряда сопутствующих СПИД заболеваний. По мнению Amnesty International, лишение Василия Алексаняна медицинской помощи представляет собой жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение и может быть приравнено к пыткам. К тому же, по его собственным словам и утверждениям его адвокатов, его содержали в антисанитарных условиях, которые также можно приравнять к жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. В феврале 2008 года Василия Алексаняна перевели в больницу, однако он по-прежнему находится под стражей.
Amnesty International вновь призывает к повторному судебному слушанию по делу Игоря Сутягина — учёного, которого в апреле 2004 года приговорили к 15 годам лишения свободы по обвинению в государственной измене. По мнению Amnesty International, судебный процесс проходил с нарушением норм справедливого судебного разбирательства. Игорь Сутягин отбывает наказание в колонии строгого режима, будучи строго ограничен в праве на свидания и частную переписку.
Amnesty International призывает Вас:
* во всех случаях без какой-либо дискриминации соблюдать право на справедливое судебное разбирательство, в том числе обеспечив независимость судов от исполнительной власти и доступ всех без исключения лиц к эффективной юридической помощи на всех стадиях российского уголовного судопроизводства;
* обеспечить полное соблюдение права Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на справедливое судебное разбирательство;
* предоставить необходимое лечение Василию Алексаняну и расследовать неспособность властей обеспечить ему своевременное оказание надлежащей медицинской помощи;
* освободить Игоря Сутягина из-под стражи до повторного рассмотрения его дела в суде.

sergey65

Насилие над женщинами в семье
Насилие над женщинами в семье остаётся широко распространённым явлением на фоне отсутствия исчерпывающей статистики по проблеме, что отражает недостаточное внимание государства. Государственная поддержка кризисных центров и горячих линий совершенно не отвечает масштабу явления. Так, в Москве – городе с девятимиллионным населением — нет ни единого убежища для женщин, бегущих от домашнего насилия. Убежища в других регионах закрыты для женщин, у которых нет регистрации по месту жительства в этом регионе. Российское законодательство не предусматривает мер, направленных на решение именно проблемы домашнего насилия над женщинами. Amnesty International опубликовала доклад по данной проблеме, содержащий конкретные рекомендации российским властям: «Российская Федерация: некуда бежать. Домашнее насилие над женщинами» (Индекс AI: EUR 46/056/2008, 14 декабря 2005).
Amnesty International призывает Вас обязать правительство страны:
* принять и обеспечить исполнение законов, квалифицирующих домашнее насилие над женщинами как отдельное тяжкое преступление;
* способствовать сотрудничеству правительственных органов и НПО в деле разработки эффективных и надёжных механизмов защиты женщин от насилия в семье;
* защитить женщин, пострадавших от насилия в семье, путём предоставления убежищ, а также защищать свидетелей и других лиц, которые могут подвергнуться запугиванию и преследованию во время следствия и суда;
* устранить все бюрократические препоны и дискриминацию женщин, стремящихся воспользоваться убежищем, по признаку отсутствия регистрации в том или ином населённом пункте;
* привлечь внимание общественности к проблеме насилия над женщинами в Российской Федерации и конструктивным мерам, которые власти планируют принять для борьбы с этим явлением.
Международное влияние России
Россия должна обеспечить выполнение обязательств в области прав человека, взятых на себя в качестве члена Совета по правам человека Организации объединённых наций. В их число входит и обязательство России как члена международного сообщества обеспечить соблюдение прав человека не только в своей стране, но и за рубежом.
Российская Федерация сыграла решающую роль в принятии в 1998 году Римского статута Международного уголовного суда, назвав его «хорошо сбалансированным компромиссом, который позволит Суду внести значительный вклад в достижение целей и исполнение принципов Устава Организации объединённых наций», и определив как «существенную задачу — достижение всеобщего признания будущего Суда» (наш перевод цитаты из книги «The International Criminal Court: The Making of the Rome Statute – Issues, Negotiations, Results», edited Roy S. Lee, Kluwer Law International, 2002). Amnesty International призывает Российскую Федерацию выполнить обязательство, взятое на себя при подписании Римского статута 13 сентября 2000 года и ратифицировать этот документ, обеспечив, тем самым, своё право участвовать в Обзорной конференции 2010 года, а также провести прозрачные консультации с представителями гражданского общества, прежде чем законопроект, направленный на исполнение положений Статута, будет внесён на рассмотрение Российского парламента – Думы.
В преддверии олимпиады в Пекине Amnesty International обращает особое внимание на судьбу узников совести, в том числе журналистов и активистов в Китае, лишённых свободы за свои попытки привлечь внимание общественности к ситуации в области прав человека, сложившейся в этой стране. Наиболее суровым репрессиям подвергаются те из них, кто связывает проведение Олимпиады с соблюдением прав человека. Для того чтобы избежать негативного влияния ситуации с правами человека на Олимпиаду в Пекине, Amnesty International призывает Вас и других мировых лидеров, в особенности тех, кто намеревается присутствовать на Олимпийских играх, использовать своё влияние на китайские власти и открыто выразить обеспокоенность ситуацией в области прав человека в Китае.
Перечень проблем, вызывающих тревогу в отношении ситуации с правами человека в Китае приведён в документе: «People’s Republic of China: The Olympic Countdown. Crackdown on activists threatens Olympic legacy» (Индекс AI: ASA 17/050/2008 от 1 апреля 2008 года).
Amnesty International призывает Вас:
* ратифицировать Римский статут с тем, чтобы Россия смогла участвовать в Обзорной конференции 2010 года; провести прозрачные консультации с представителями гражданского общества, прежде чем законопроект, направленный на исполнение положений Статута, будет внесён на рассмотрение Российского парламента – Думы;
* открыто потребовать освобождения узников совести, прекращения запугивания и преследования активистов в Китае;
* публично обратиться к китайским властям с призывом принять решительные меры по достижению заявленной ими цели – отмены смертной казни, обнародовав исчерпывающие официальные данные о смертных приговорах и казнях, а также изъяв ненасильственные преступления из числа караемых высшей мерой наказания.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: