Линукс в российских школах: последствия?..

Memfis

Взято с ленты.ру
http://lenta.ru/articles/2007/02/19/battle/
Вечный бой
Россиянам предложили массово переходить на Linux
Преамбула
9 февраля 2007 года в пресс-центре ИА "Росбалт" прошел круглый стол "Linux против Windows: кто победит в России?". Речь шла, в частности, о том, что надо переходить с Windows на другие операционные системы в связи с "делом Поносова". По результатам защитники Linux даже выпустили ролик, призывающий россиян использовать свободный софт.
Там было высказано несколько интересных мыслей. Например, педагогам предложили не только перейти на свободное программное обеспечение, но и выдавать учащимся такое ПО на дом для того, чтобы они использовали бесплатные программы на своих домашних компьютерах.
Руководителям предприятий рассказали, как можно ставить на баланс бесплатные программы, покупая их (а фактически - бумажную лицензию для проверяющих) по цене пиратских дисков.
Среди участников круглого стола нашелся и такой, который с 1979 по 2007 год ни разу не работал в системе Windows. Остальные заявили, что расширение применения ПО с открытыми исходными кодами активно обсуждается рабочей группой Центробанка, а также в "Газпроме". На круглом столе напомнили и о том, что открытые ОС в своих серверах и системах используют не только ведущие хостинг провайдеры, но также поисковики Яндекс и Рамблер.
Выступил и единоросс Андрей Ловягин, депутат ЗАКСа Санкт-Петербурга. Напомнив, что на закупки программного обеспечения и компьютеров в школы города в 2007 году выделено 264 миллиона рублей, он сообщил, что речь идет о централизованных типовых поставках компьютеров с операционной системой Windows. Cправедливости ради надо сказать, что все таможни в Центральном федеральном округе используют полный спектр решений Microsoft и только в некоторых случаях почтовые и каталожные решения Novell. При этом речи о переходе на открытые системы пока не идет.

Он призвал слезть "с иглы" массовых поставок Windows. По мнению депутата, для свободного развития школ необходим доступ кадров к "открытым кодам операционной системы".
И если не совсем понятно, зачем учителям информатики знакомиться с исходными текстами Windows, то с тем, что в министерстве не видят альтернативы продуктам Microsoft, приходится согласиться. Иначе чем можно объяснить, например, распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 19 января 2007 года, регламентирующее работу педагогов в сети Интернет?
В этом подзаконном акте прямо написано, что ходить в интернет можно только при помощи браузера Internet Explorer, а работать с электронной почтой – в Outlook Express. Там же, кстати, говорится, что выход в Интернет осуществляется с 8.00 до 19.00 (кроме воскресенья а последняя пятница месяца отдана под день профилактики (интернета, очевидно).
Обыкновенная история
Риторика Минэкономразвития, представленная еще в 2006 году на заседаниях по вопросам ФЦП "Электронная Россия", гораздо интереснее. В девяностые годы, рассказывали чиновники, российской государственности потребовалась система электронного документооборота, вопросов о том, какой она будет, не возникало – выбрали продукты Microsoft.
Однако через несколько лет оказалось, что старые системы лишились поддержки, и надо обновлять их, тратя бюджетные средства, чтобы иметь возможность работать со всеми теми документами, которые были созданы в программах Microsoft. Ну и для того, чтобы возобновить поддержку.
Теперь, говорят в МЭРТ, не так уж важно, какую операционную систему и какие программы выбрать. Важно перевести госорганы на открытые стандарты обмена данными и хранения информации – хотя бы на тот случай, если кому-то придет в голову отстоять информационную независимость державы и не платить денег американским корпорациям за ПО.
Кроме того, речь идет об огромных суммах – на закупку программ ежегодно тратятся не десятки, а сотни миллионов долларов, которые делят между собой поставщики. Существует мнение, что нынешняя война ОС связана в первую очередь с переделом рынка поставляемых решений, а не с собственно судьбой одного отдельно взятого педагога.
Терминология и история
Вообще говоря, традиционное сравнение Windows и Linux не вполне верно, так как Windows - название семейства операционных систем, а Linux - это ядро, которое использует Free Software Foundation под предводительством Ричарда Столлмена (Richard Stallman) в операционной системе GNU, создание которой началось еще в 1983 году.
Создатели GNU намеревались заменить бесплатными аналогами компоненты коммерческой системы Unix. Ядро Linux, написанное Линусом Торвальдсом (Linus Torvalds было выбрано для операционной системы GNU, в частности, потому, что официальное ядро, которое называется Hurd, до сих пор не имеет стабильной версии. GNU
GNU является так называемым рекурсивным акронимом и означает GNU's not Unix, где GNU, в свою очередь, также означает GNU's not Unix - и так до бесконечности

GNU/Linux стала настолько популярна, что многие энтузиасты создали на ее основе так называемые дистрибутивы Linux - операционные системы на базе ядра Linux и выбранного дистрибьюторами свободного ПО. Сейчас среди пользователей наиболее популярны дистрибутивы Mandriva, Ubuntu, Gentoo, Fedora Core.
Поэтому уместно сравнивать не Windows и Linux, а Windows и многочисленные дистрибутивы GNU/Linux, которые порой значительно отличаются друг от друга. Это очень важный момент, потому что отдельные компании, разработчики, поставщики и системные интеграторы в описанной выше ситуации должны не только сделать выбор между Windows и свободным ПО, но и выбрать дистрибутив, удовлетворяющий целям чиновников и бюджетных организаций.
И если, например, в школах можно установить самые разные программные пакеты, то, например, в Минобороны надо всем переходить на единую систему – слишком высока цена ошибки и несовместимости. Правда, у Минобороны уже такая ОС есть – дисковая операционная система (ДОС) со звучным названием "Багет".
Молотки и лобзики
Создавшаяся в школах ситуация будет гораздо понятнее, если мы представим, что речь идет не об уроках информатики, где учителя встали перед выбором операционных систем, а об уроках труда.
Итак, в течение десятка лет во многих школах страны на уроках труда использовались сданные родителями, подержанные или контрабандные молотки, лобзики и гвозди. Министерство образования закрывало на это глаза, так как все равно либо не могло обеспечить все школы необходимым инвентарем, либо нерационально (не будем уточнять как) расходовало выделенные на закупки средства.
Так продолжалось довольно долгое время, пока не начался судебный процесс, посвященный как раз контрабанде лобзиков и молотков одной американской компании. Дело запахло неуютной большой политикой, и чиновники зашевелились. Вместе с ними зашевелились многочисленные любители самодельных молотков и лобзиков, раздающие инструмент бесплатно, а также мелкие поставщики.
Все они вместе с крупной американской компанией увели дискуссию от того, как научить детей обращаться с инструментами, к тому, молоток какого производителя лучше работает.
Переходя обратно от молотков к программным пакетам, стоит отметить – конечной целью обучения информатике является появление у учеников способности в кратчайшие сроки разобраться с новыми продуктами, программами, операционными системами, освоить основы работы за компьютером в целом и программирования в частности.
При этом нет большой разницы в том, какой продукт – Microsoft Excel или OpenOffice Calc использовать при обучении работе с электронными таблицами. Изучать текстовые процессоры также можно на любом Word-подобном продукте. И неважно, какой компилятор С или интерпретатор Basic будет использоваться в учебном процессе. Главное, чтобы "молотки лобзики" выполняли свои функции.
Аргументы против
Приходится признать, что во многом молотки от Microsoft лучше – просто потому, что если он "сломается", или вдруг обнаружится брешь в безопасности, его починит и пропатчит поставщик. Большинство свободных программных пакетов не могут похвастаться таким высоким уровнем поддержки. Поэтому пользователям в основном помогают энтузиасты на интернет-форумах.
Нет, по словам специалистов, пока и хорошей системы для развертывания Linux-систем в крупных организациях, как и системы администрирования. Это, конечно, все будет, но нынешнему типовому сельскому учителю придется выбирать между администрированием двух-трех десятков часто разномастных машин под управлением Windows и настройкой этих же машин под Linux-системами.
Помочь в этом им могут разве что ресурсы вроде Intuit.Ru, где все желающие могут повысить квалификацию, прослушав серию бесплатных лекций как по работе с интернет-технологиями, так и со свободным ПО.
Тут надо сказать, что Linux не всегда является такой устойчивой и привлекательной системой, как ее описывают. Ее инсталляция, а также установка новых программ часто требует навыков, которых нет у домашних пользователей. Это было бы мелкой придиркой, если бы речь на круглом столе не шла о том, чтобы машины со свободным ПО и операционной системой находились не только в школах, но и дома у школьников. Вот что из этого в некоторых случаях может получиться.
Автор статьи решил установить на домашнюю машину свободную операционную систему - дистрибутив Mandriva Powerpack 2007, основанный на GNU/Linux, и любезно предоставленный "Линукс центром".
С самого начала система неправильно определила видеокарту GeForce 7900 GS, а когда были установлены стандартные видеодрайвера, появились функции трехмерного рабочего стола, но не шли трехмерные игры. При установке драйверов с сайта производителя, включились игры, но оказался заблокирован трехмерный рабочий стол. Теперь при попытке переключиться в старую конфигурацию он просто выводит белый экран, поэтому приходится жить без 3d-десктопа.
Затем возникли сложности с подключением к домовому интернету через VPN. Выяснилось, что если трудности с драйверами могут быть случайным невезением, то по запросу VPN Linux поисковики выдают сотни запросов и рецептов, сводящихся не к описанию, как это сделать при помощи встроенного в ту же Mandriva мастера, а к написанию довольно длинного скрипта и установке дополнительных программных пакетов. Поддержка у интернет-провайдера не смогла помочь в настройке соединения, и на устранение проблемы ушло еще два дня.
В конечном счете, все трудности с настройкой удалось решить. Однако в процессе стало понятно, что плохи не дистрибутивы Linux, а домашние пользователи, которые относятся к компьютеру как к бытовому прибору и центру развлечений. И только малая часть из них готова заняться программированием и изучением синтаксиса команд для консоли.
Тем не менее, работать в открытых системах можно – например, половина этой статьи написана в Microsoft Word, а половина – в OpenOffice Write, бесплатном текстовом редакторе. Более того, никаких сложностей в той же Mandriva не вызвал ни просмотр DVD, ни просто видеофайлов. В качестве браузера используется привычный многим Firefox. Удобно все настроено и под нужды программистов.
А если кто-то захочет использовать компьютер как пишущую машинку, ничего лучше ОС на базе Linux с бесплатным офисным пакетом OpenOffice, пожалуй, не найти.
Но что делать тем, кто покупает компьютер, не зная, зачем это ему нужно, но точно понимая, что использоваться он будет для игр, скачивания обоев и прикольных курсоров, а также для поиска и распечатки рефератов из сети?
Даешь Linux в школу
Представим на секундочку, что государство решило держать курс на свободное ПО и даже разработало федеральную программу вроде той, которая использовалась для интернетизации школ.
Итак, в России 53 тысячи школ. Пусть в каждой из них есть класс на 20 компьютеров, а в год через эти классы проходит двести-триста школьников. Это означает, что только для оснащения школ свободным ПО нам нужно провести свыше миллиона инсталляций ОС на базе Linux.
Перевод школ и других учебных заведений на свободное ПО начнется с тендеров. По старой российской традиции это, вероятно, будут программно-аппаратные решения, так как закупать отдельно "железо" и софт дороже, а сопровождать такие комплексы невозможно, учитывая состояние компьютерного парка в российских школах.
Вопрос о поддержке и сопровождении встанет сразу же после того, как учителей оставят наедине с этими компьютерами, так как многим из них понадобятся время и средства на переквалификацию. Это означает, что параллельно надо будет внести изменения в образовательные курсы на профильных факультетах, создать центры по бесплатному (или платному) изучению Linux-технологий.
Системным интеграторам придется задуматься о том, как в кратчайшие сроки разворачивать свободное ПО. Производителям дистрибутивов, кроме того, придется создать коробочное решение, которое позволит россиянам легко мигрировать на Linux-системы. Пока на рынке есть только одно такое решение. Оно называется "сосед-сисадмин".
Но и это еще не все. Помните про 200-300 учеников, проходящих через компьютерные классы одной школы в год? Лишь малая часть их родителей живет близко к крупным электронным магазинам и райцентрам. Многие будут покупать домашние компьютеры, например, при помощи соответствующей программы "Почты России".
Напомним, это программа "Компьютер в каждый дом", которая позволяет россиянам выбрать одну из четырех конфигураций и получить ее на дом. Сейчас на всех этих машинах установлены разные версии Windows. Именно это решение было принято после тендеров на поставку программно-аппаратных комплексов. Туда тоже можно было бы поставить свободное ПО, чтобы оставить побольше денег на улучшение аппаратной конфигурации.
Однако через пару лет после такого бурного старта поставщики неминуемо обнаружат, что им нужно создавать отдельные структуры для выполнения корпоративных заказов и корпоративной поддержки, call-центры для поддержки обычных пользователей, вкладывать средства в разработку и отказываться от сопровождения старых систем.
Все это в стране победившего Линукса приведет к тому, что продавать дистрибутив по цене пиратского диска станет невыгодно, а на всех скачивающих дистрибутивы пользователей просто не хватит энтузиастов, готовых помочь бесплатно. Ведь речь идет примерно о десяти миллионах пользователей, отказавшихся от Windows в пользу Linux.
Надо думать, что на этом рынке выживут два-три поставщика, которые и станут новыми монополистами, перехватив выгодные государственные заказы. Наверное, и тогда депутаты будут заявлять, что хотят слезть с иглы свободного ПО, но с каждым годом это сделать будет все сложнее, ведь наступит время и госзаказчик научится зарабатывать и на "бесплатных" программах.
Интересно, что тогда будут обещать на альтернативных круглых столах поклонники Windows?
Александр Амзин

Memfis

Модераторы, запостите, пожалуйста, голосовалку.
[pollstart]
[polltitle=Что изменится в России, если все школы перейдут на Линух?]
[polloption=Обыватель станет гораздо лучше разбираться в сетях]
[polloption=Обыватель окончательно запутается и будет бояться компов]
[polloption=Ничего не изменится, потому что сейчас это невозможно сделать]
[polloption=Ничего не изменится, потому что это вообще не важно]
[polloption=Водка подорожает]
[polloption=пчОлы]
[pollstop]

KLAYD

Какой еще линукс? Наши доблестные учителя информатики совсем тогда вымрут от ужоса!

demetrius86

Все это в стране победившего Линукса приведет к тому, что продавать дистрибутив по цене пиратского диска станет невыгодно,
Автор явно не дружит с логикой и блещет предрасудками связаными с Windows. Дистрибутивы как стоили цену диска так и останутся, а поддержка как стоила денег так и будет.
а на всех скачивающих дистрибутивы пользователей просто не хватит энтузиастов, готовых помочь бесплатно.
Где бы найти такое количество бесплатных админов ? Добрые дела люди делали и делают (или не делают) вне зависимости от того какую ОС они используют.

Tallion

Какой еще линукс? Наши доблестные учителя информатики совсем тогда вымрут от ужоса!
Представил себе нашу училку, которой вместо ДВС ставят PC c RedHat-ом

Kraft1

Афтар не в теме, по-моему, хотя скилы в никсах у него несомненно есть — я вот под фрибсд ВПН так и не настроил, заломало после ебли с NAT'ом (для того, чтобы выйти в интернет, надо прочесть пять-десять статей в нем же — абсурд, укладывающийся в голове только у линуксоеда).
 
Существует такое понятие как пелотные проекты — на ста-двухстах школах обкатается вся эта байда с поддержкой и прочим, через год-полтора можно будет внедрять. Что винда, что линукс - один хрен.
Просто непонятно, что же вызвало неприязнь к Майкрософту у властей, может, Гейтс в последнем визите в Москву как-нибудь накосячил

karim

я вот под фрибсд ВПН так и не настроил
стыдно за вмк

Kraft1

Да мгу тут уже давно ни при чем =)

estochka

так он же вроде отчислен

lenmas

Неужели так быстро деградировал?

sidorskys


По поводу подмены понятий хочу процитировать идею популяризации Linux на Руси. Ее автора, к сожалению, не помню, но идея забавная. Предлагается издать популярную книжку для детей под условным названием «Что такое компьютер», в которой сначала рассказывается, из чего состоит компьютер, а потом, страничке эдак на сороковой, идет следующее: «а теперь, мой маленький друг, я расскажу тебе о загрузчике LILO». Автор идеи утверждает, что такая книжка, будучи напечатана солидным тиражом, через 5–10 лет может заметно изменить направление развития российского ИТ-рынка, поскольку к тому времени как раз подрастут и придут в ИТ-бизнес те, для кого Linux и компьютер почти синонимы.
А вы говорите «винтовки»…

Gameover

Кстати, реально неплохая идея. Что-нибудь такое обязательно нужно.
Помню, лет 20 назад, когда я ещё совсем мелкий был (лет 7, наверное, а может и меньше мне родители притащили такую книжку про компьютеры (в двух томах ). Учитывая тот факт, что в то время в стране компьютеров ещё почти и не было, это было особенно удивительно и интересно.
В книжке в виде комиксов с небольшими комментариями описывались основные разделы школьного курса информатики, без программирования. Причем вполне корректно и понятно для детей.
Например, была инфа про: двоичную логику, принципы работы полупроводников, устройство компьютера и компьютерные сети(!). Может, и ещё чего было, не помню.
Что-нибудь похожее, но обновленное, нужно выпустить и сейчас.

Gameover

В целом, статья интересная и адекватная, но автор приходит к неправильным выводам.
Так же, как сейчас не является проблемой поддерживать винду, так же будет и с Линуксом. Количество людей, разбирающихся в Линуксе будет расти, а не оставаться неизменным. Думаю, сегодня уже все уважающие себя админы выучили или учат Линукс.
Кроме того, может это я такой совсем особенный, но вообще не понимаю, в чем проблема с обновлениями? Никогда не скачивал к винде никаких обновлений - и ничего: нормально работает. Всё устраивает. Звонить в службу поддержки - даже мысли ни разу не возникало. Мне кажется, проблема с поддержкой сильно преувеличена. Или, может, у других всё по-другому?

akmal9288

У других все по другому.

frostenrus

Регулярно обновляю Линух и Макось.
В чем проблема для них по сравнению с виндой — непонятно.

Dunduk

сколько ради этого ты нажимаешь клавиш на клавиатуре и делаешь кликов мышкой в месяц?
у винды достаточно робастная система обновлений, которая, в общем случае, не требует никакого взаимодействия с пользователем.

frostenrus

Макосина сама предлагает апдейты, хотя можно и из менюшки запустить. Т.е. 1 клик "Ок, установить".
В Линухе автоматического апдейта не стоит, поэтому 4-5 кликов.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: