Матриархат когда был

arkada

Что это такое, был ли он когда-нибудь и если был, то когда? Всегда было любопытно, но с историей не в ладах, так что не знаю, где посмотреть.
Мне известны две точки зрения на проблему:
1. Конечно, было, было. У нас и в учебниках было (у нас, кстати, не было, но ведь все можно списать на коварные происки антифеминистически настроенных мужчин ).
Но тут почему-то в голову лезет назойливый "хеппи-енд" какой-то в детстве прочитанной книжки (чуть ли не n-ный Тарзан): юноша схватил понравившуюся девушку за волосы и потащил к себе домой
2. Матриархата как такового не было, а это всего лишь наименование такого строя, когда наследование происходит по женской линии, и родство в клане-роде-племени устанавливается по материнской линии. Ну понятно, что кто мать у человека - понятно всегда, а вот, кто отец - тут уже не все так очевидно. О наследовании по женской линии свидетельствуют и сказки: новым королем становится муж дочери, а не сын...
В общем, я в полных непонятках.. Если кто что знает, поделитесь...

zuzaka

МАТРИАРХАТ (от лат. mater - мать и греч. arche - начало, власть; букв. - власть матери) (гинекократия одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытного общества. У некоторых народов предшествовал патриархату. Характеризуется доминирующим положением женщины, матрилинейностью наследования имущества, социального положения, матрилокальностью или дислокальностью брачных поселений.

parfum74

короче, это было охрененно давно

gala05

был в Индии в свое время, давно правда. как показывают раскопки, когда был матриархат, то не было войн. более ста лет(!)
так рассказывали на истории

arkada

Эт-то, конечно, хорошо, только не очень понятно... Где оно было? Как проявлялось это самое доминирующее положение? И вообще, всегда казалось, что в первобытном обществе физическая сила играла огромное значение, а физически женщина все-таки слабее...
Я не то, чтобы против идеи матриархата как такового, мне конкретики хочется

redgans

по-моему все-таки войн не было на протяжении истории этой цивилизации, т.е. >>100 лет
[вздыхает]

zuzaka

БАХОФЕН, ИОГАНН ЯКОБ (Bachofen, Johann Jakob) (1815–1887 швейцарский правовед и историк. Бахофен занимался главным образом исследованиями римского права и классической мифологии. В ходе этих исследований он обнаружил ссылки на случаи установления родства по материнским линиям, несмотря на господство в античном мире патриархата. Эти факты и примеры такого же рода среди некоторых современных первобытных народов заставили Бахофена заключить, что матриархат предшествовал патриархату в социальном развитии человечества. Господство женщин возникло, по его гипотезе, из еще более ранней стадии промискуитета («гетеризма»). Важные факторы этого развития – присущая женщинам религиозность и культ женского божества. Бахофен полагал, что первоначальная общественная структура была отражением религиозных взглядов. Cхема эволюции общества, изложенная им в 1861 в труде Материнское право (Das Mutterrecht стала впоследствии частью марксистского учения.
ДЕЛЬБРЮК, БЕРТОЛЬД ГУСТАВ ГОТЛИБ (Delbrck, Berthold Gustav Gottlieb) (1842–1922 немецкий лингвист.
Известен также публикациями, в которых продемонстрировал отсутствие лингвистических свидетельств в пользу существования матриархата у индоевропейцев.
Афроцентристы предлагают идею «культурного единства» (Ш.А.Диоп). Противопоставляются две историко – культурные зоны человечества (африканская и европейская отличающиеся общественными укладами, расовыми и психическими чертами их жителей. Прежнюю оппозицию «Запад – Восток» они заменяет новой – «Север – Юг». Африканская зона – это царство матриархата, социального равенства и коллективизма.
Идею о культурном, историческом, расовом единстве и превосходстве негритянских народов Диоп развил в теории «Культурного единства». Суть ее заключается в противопоставлении двух историко-культурных зон человечества, отличающихся общественными укладами, расовыми и психическими чертами их жителей. Прежнюю оппозицию «Запад – Восток» он заменяет новой – «Север – Юг». Южная зона, включающая Эфиопию, Египет, Черную Африку, – это царство матриархата, социального равенства и коллективизма.

sergei1207

Есть подозрение, что при матриархате женское доминирование шло не засчет физической силы, а за счет доминирования в плане култовых дел- если все служители культа женщины, то подчинятся придется им. Завалить слона кучей любой дурак умеет, а вот договорится с богами и духами- это уметь надо. Сакральные знания и милость богов для первобытных обществ и мифологического сознания имха значили не меньше, чем сила

sergei1207

\\по-моему все-таки войн не было на протяжении истории этой цивилизаци
Слабаки! Девачки!

parfum74

Ага, потом пришли соседние мужики и всех замочили...

zuzaka

Le matriarcat est une organisation sociale marquee par la suprematie de la mere dans le clan ou la famille et ou la descendance et l'heritage se font par le biais des femmes (parente dite matrilineaire qui ne se confond pas avec le matriarcat).
Un exemple de societe matriarcale est celle des Touaregs.
Voir aussi : le mythe des amazones et de l'Atlandide
Matriarchatsforschung
Die Matriarchatsforschung erforscht als interdisziplinäre Wissenschaft alle matrilinearen/matrifokalen/matriarchalen Gesellschaften, sowohl in ihren historischen wie in den gegenwärtigen Formen. Ihre Aufgabe ist es, unsere kulturellen Wurzeln aufzudecken, die Kulturgeschichte der Menschheit zu vervollständigen und ein neues kulturgeschichtliches Paradigma zu entwickeln. Gleichzeitig zeigt sie Wege auf für eine heutige "Gesellschaft in Balance" (siehe Weltkongress für Matriarchatsforschung) und geht damit über die Grundlagenforschung hinaus.
Inhaltsverzeichnis [Anzeigen]
[Bearbeiten]
Geschichte
Die Wissenschaft zur Untersuchung der Gesellschaftsform Matriarchat begann im 19. Jahrhundert mit dem Pionier Johann Jakob Bachofen (1815-1887 der den kulturhistorischen Zweig der Matriarchatsforschung begründete. Er erforschte anhand einer umfangreichen Materialsammlung hauptsächlich klassischer griechischer und römischer Texte die soziale Stellung der Frau in den vorklassischen Kulturen des östlichen Mittelmeeres. Außerdem zog er ethnographisches Material über die so genannte mutterrechtliche Gesellschaftsordnung heran und legte seine Ergebnisse in verschiedenen Werken nieder, darunter als wichtigste Das Mutterrecht (1861 Urreligion und antike Symbole (3 Bde., 1926) so wie Mutterrecht und Urreligion (1927). Für Bachofen war die Gesellschaft des Matriarchats zu keiner Entwicklung fähig, erst die Ausbildung des Patriarchats führte zu gesellschaftlichen und kulturellen Fortschritt. Der wissenschaftliche Wert dieser Arbeiten ist nach heutigen Maßstäben schwer zu beurteilen. Der Ethnologe Lewis Henry Morgan (1818-1881 stellte in seinem Werk "Ancient Society" (deutsch: "Die Urgesellschaft", 1891) ein evolutionistisches Schema der menschlichen Familienentwicklung auf. Am Beispiel der Irokesen-Liga in Nordamerika erforschte er erstmals ethnologisch eine matriarchale Gesellschaft.
Friedrich Engels (1820-1895) griff in seinem Buch "Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staates" im Anschluss an Karl Marx die Fragen auf, die Morgan offen ließ: 1. Ist die bürgerliche Monogamie das ideale Gebilde für die Gleichheit der Geschlechter? und 2. Wie kam es zum Privateigentum in den Händen von Männern? August Bebel (1840-1913 Mitbegründer der deutschen Sozialdemokratie und Verfechter des Marxismus schloss sich Engels' Thesen vollständig an und resümierte in seinem Buch Die Frau und der Sozialismus, dass Matriarchate ohne unterdrückerische Besitzverhältnisse waren und dass Frauen nicht "unterdrückt und geknechtet" wurden, wie sie später im Patriarchat "diskriminiert und versklavt" wurden. Was "Matrilinearität" ist und welch weitreichende Konsequenzen sie hat, beschreibt der Ethnologe Bronislaw Kasper Malinowski (1884-1942) in einer Studie über die Trobriand-InsulanerInnen in Melanesien, bei denen er sich viele Jahre aufhielt. Eines der Hauptwerke ist Das Geschlechtsleben der Wilden in Nordwest-Melanesien. Im selben Sinne wie Malinowski kritisiert Wilhelm Reich (1897-1957 in seinem Buch Der Einbruch der sexuellen Zwangsmoral das so genannte "Inzest-Tabu". Zudem stellt Reich den Zweispalt dar zwischen dem freien bedürfnis-orientierten Liebesleben der trobriandischen Jugend, das matriarchalen Traditionen entspricht, und dem nachfolgenden monogamen Ehezwang, so wie der nochmals nachfolgenden Witwen-Heuchelei für die trobriandische Ehefrau, die den Einbruch patriarchaler Prinzipien abbilden. Daher hält es Reich für unwahrscheinlich, dass sich das Matriarchat aus einem ursprünglichen Patriarchat entwickelt habe.
Während Malinowski auf den Trobriand-Inseln forschte (1932 gab es dort schon etliche Missionsstationen. Wilhelm Schmidt ist ein Missions-Ethnologe katholischer Prägung, der eine interessante Wanderungstheorie zum Matriarchat aufstellte: Matriarchate entstanden als Hackbaukulturen in Hinterindien und breiteten sich auf dem Wasserweg als Hack- und Ackerbaukulturen über die ganze Erde aus. In seinem wichtigsten Werk The Mothers bestätigt der britische Ethnologe Robert Stephen Briffault (1876-1948) seine Vordenker, dass die Mütter die Basis und handelnden Subjekte der Gesellschaftsordnung von der Urzeit an bis zum Patriarchat sind, entgegen der These vom ewigen Patriarchat und "Frauentausch" seit der Urhorde (Freud, Lévi-Strauß und andere).
So genial wie Bachofen zum ersten Mal das Bild einer mutterrechtlich geprägten Gesellschaft erforschte, fand der britische Ethnologe Sir James George Frazer (1854-1941) ein uraltes, religiös-rituelles Grundmuster, das "ritual pattern", heraus, das er in seinem Buch Der goldene Zweig beschreibt. Diese Entdeckung hatte seinerzeit eine außerordentliche Wung und zur Folge, so dass sich Freud, Malinowski und Robert von Ranke-Graves als Schüler Frazers bezeichneten. Der Mythenforscher Robert (von Ranke-)Graves (1895-1985) erarbeitete anhand seines wichtigsten Sachbuches Griechische Mythologie die Grundzüge der matriarchalen Kulturepoche für den gesamten Mittelmeerraum und den Vorderen Orient. Seine These lautet: Matriarchale Mythologie ist das Muster der dreifachen Göttin und ihres Heros-Königs. An vielen Stellen seines Werkes, besonders in Die weiße Göttin, übt Ranke-Graves scharfe Patriarchatskritik.
1900 entdeckte der Archäologe Sir Arthur John Evans (1851-1941) die minoische Kultur auf Kreta. In umfangreichen Büchern hat er über seine Ausgrabungen berichtet. Anfangs ist seine Deutung einseitig patriarchal, aber später revidiert er seine Ansicht vollständig. Seine Forschungen führen ihn zu dem Schluss, dass Kreta von der Großen Muttergöttin geprägt ist, die uns auf allen Wandbildern, Siegelringen und in vielen Statuetten entgegen tritt. Zusammenfassend lautet seine These, dass das Matriarchat mit seinen späten Formen noch die Bronzezeit umfasst, wie es am Beispiel des minoischen Kreta (Untergang um 1400 v.Chr.) erkennbar ist.
Der nächste archäologische Fund, der neue Erkenntnisse für die Matriarchatsforschung brachte, war die Entdeckung der ältesten Steinzeit-"Stadt" Çatal Hüyük (Anatolien) durch James Mellaart. Von 1961 bis 1964 legte er den östlichen Ruinenhügel (arabisch "Tell"; türkisch "Hüyük") zum Teil frei. Mellaart hat in seinen Büchern ein völlig anderes Bild der Steinzeit entworfen, als wir es zu sehen gewohnt sind. Er weist darauf hin, dass schon in der Altsteinzeit der Austausch von Wissen, Dienstleistungen und Gütern stattgefunden hat, und dass die altsteinzeitlichen Höhlen, Felsunterkünfte und offenen Siedlungen bereits Sesshaftigkeit anzeigen. Die Vorstellung vom ziellosen Wandern der Altsteinzeitmenschen lässt sich deshalb nicht halten. Mellaart weist drauf hin, dass die hoch entwickelte Ackerbaukultur von Çatal Hüyük bereits eine Vorgeschichte des Ackerbaus voraussetzt, die bis zum Anfang des frühesten Neolithikums zurück reicht, bis 10000-9000 v. Chr.
In den dreißiger Jahren schrieb die unter dem männlichen Pseudonym Sir Galahad bekannte Bertha Eckstein-Diener (1874 – 1948) mit ihrem Buch Mütter und Amazonen die erste universale weibliche Kulturgeschichte, in der sie die seit Bachofen lawinenartig niedergegangenen Einzelstudien der einzelnen Wissenschaftszweige zusammenfasste. Beide schöpften bei ihren Analysen überwiegend aus den rein lesbaren Quellen der Mythologie so wie aus Reiseberichten der ersten EthnologInnen.
Bereits vor dem Ersten Weltkrieg wurden die Ergebnisse der Matriarchatsforschung für völkisches und rassistisches Gedankengut missbraucht, im Dritten Reich geschah dies dann auch politisch im Sinne der Nazi-Ideologie.
Nach langjährigen Ausgrabungsarbeiten legt die Archäologin Marija Gimbutas (1921 – 1994) zwei enzyklopädische Haupt-Werke vor, die uns in allen Einzelheiten ein Bild von Religion, Bräuchen, Sozialstruktur, Ackerbauwirtschaft, Ritualen und Kunst im Alten Europa geben. Es ist damit das bisher vollständigste Werk zur Göttin und der matriarchalen Kultur im europäischen und vorderasiatischen Raum.
1967 führt Christian Sigrist (*1936) mit seinem Buch Regulierte Anarchie neue marxistische Thesen zur Entstehung von Herrschaft ein. Er greift die Frage nach der Entstehung von Herrschaft, die bei Engels offen geblieben ist, auf und zeigt mittels ethnologischer Studien, dass es noch heute Gentilgesellschaften gibt, die herrschaftsfrei leben und zwar nicht aus Naivität, sondern auf dem Boden bewusster Sozialtechniken. Gleichzeitig weist er ein anderes Vorurteil zurück, das auch dem Engelschen Evolutionismus noch anhängt, dass nämlich die alten Stammesgesellschaften nur deswegen herrschaftslos gewesen seien, weil sie keine Differenzierung auf allen Lebensgebieten hatten. Sigrist zeigt, entgegen der „Primitivitätsthese“, dass sich eine solche Auffassung in der modernen Ethnologie nicht halten lässt, weil die herrschaftslosen Stammesgesellschaften eine erstaunliche Vielfalt sozialer Beziehungen und Gebilde aufweisen, die jede "simple Naturwüchsigkeit" weit hinter sich lässt.
Im Zuge der Frauenbewegung in der zweiten Hälfte des 20. Jahrhunderts, haben sich vermehrt Wissenschaftlerinnen der Matriarchatsforschung angenommen. Waren es vorher überwiegend Männer, die ethnologische und archäologische Forschung betrieben, so gab es nun ausgebildete Frauen, die mit anderen Frauen in noch lebenden restmatriarchalen Kulturen in Kontakt kommen konnten. Dies war von entscheidender Bedeutung, da die Frauen in matriarchal geprägten Stämmen fremden weißen Männern nicht erzählen, was oft das Entscheidende ist. Hier konnte nur durch Frauen die einseitige Darstellung durchbrochen werden.
[Bearbeiten]
Heutige Situation
Während es heute einerseits MatriarchatsforscherInnen auf der ganzen Welt in den verschiedensten Fachbereichen gibt, leidet auf der anderen Seite das Ansehen der Matriarchatsforschung unter der ideologiebesetzten Perspektive von männlicher Seite einerseits und unter der laienhaften Verarbeitung des Themas auf weiblicher Seite andererseits.
Seit Merlin Stone 1976 ihr Buch Als Gott eine Frau war herausbrachte, begann die ernstzunehmende Matriarchatsforschung der Gegenwart. Im deutschsprachigen Raum ist Heide Göttner-Abendroth die Pionierin, die mit ihrem Buch Die Göttin und ihr Heros (1980) die neue Matriarchatsforschung eröffnete.
1984 folgte Gerda Weiler mit dem Werk Ich verwerfe im Lande die Kriege, das sich mit der Erforschung der matriarchalen Muster bei den Stämmen des alten Israel befasst.
Nach dreißig Jahren moderner Matriarchatsforschung arbeitet heute weltweit eine Vielzahl von Wissenschaftlern interdisziplinär an der Thematik und 2003 fand unter der Schirmherrschaft der Frauen-Ministerin von Luxemburg in Luxemburg der "Erste Weltkongress für Matriarchatsforschung" statt.

redgans

сила - последнее прибежище слабого (с)

zuzaka

слабый пол сильнее сильного в силу сильной слабости сильного к слабому?

arkada

так, попробуем разобраться
установления родства по материнским линиям, несмотря на господство в античном мире патриархата.
На этом вроде бы все всегда сходились, так что тут все нормально. Существование матриархата это никак не доказывает, поскольку это может быть обусловлено естественными соображениями, изложенными мною выше
Господство женщин возникло, по его гипотезе, из еще более ранней стадии промискуитета («гетеризма»).
Ух! Про "гетеризм" в первый раз слышу... Но не очень понятно, что такое. А жаль.
отсутствие лингвистических свидетельств в пользу существования матриархата у индоевропейцев.
это опять-таки ничего не доказывает и не опровергает. Лингвистических нет, но может есть какие другие, археологические, например? Вот тоже про Индию вспоминали, вполне индо-европейскую...
Идею о культурном, историческом, расовом единстве и превосходстве негритянских народов
Это вообще как-то странно смотрится на фоне идей о равенстве и коллективизме...
Большое спасибо за цитаты, но в каждой из них сказано, такой-то "считал", но не указано, почему он считал, что не очень убеждает... А вдруг он неправильно считал, и теперь уже все об этом знают?
Как-то все неутешительно...

redgans

во загнул!

sergei1207

\\сила - последнее прибежище слабого (с)
Бог любит пехоту! (с)

zuzaka

я просто привел все осмысленные упоминания матриархата в энциклопедии "Кругосвет". Как я понял, матриархат в древности - это гипотеза. Есть косвенные подтверждения, есть косвенные опровержения. Они и процитированы.

redgans

Бог любит пехоту! (с)
то-то у нас все в армию ломятся

sergei1207

\\то-то у нас все в армию ломятся
боятся в моряки попасть

arkada

У, клево! Это гораздо более информативно, спасибо! Только я по-немецки не разумею Там какая-нибудь новая инфрмация содержится по сравнению с английским текстом?
A traditional nair Tarwad consists of a mother and her children living together with their mother's surviving eldest brother or eldest surviving maternal uncle who is called as Karanavan. In a Nair family, amongst all the women at home, the eldest mother would become the head of the family
Я уж думаю, вот он матриархат! Как тут...
However this does not imply that the decision making was in the woman's hand. The 'Karanavan' was responsible for making most decisions.

В общем, я так понимаю, что это не только я , а никто точно не знает...
Доказать, что был, мы не можем, доказать, что не было, мы тоже не можем... А опираемся, в основном на легенды и matrilineality. Так?

zuzaka

> Доказать, что был, мы не можем, доказать, что не было, мы тоже не можем... А опираемся, в основном на легенды и matrilineality. Так?
Я так понял.
> Только я по-немецки не разумею Там какая-нибудь новая инфрмация содержится по сравнению с английским текстом?
Нет, ничего полезного. Четалподеаганале, т.к. с немецким у меня туговато, но, вроде, новых сведений нет. Там не про матриархат, а про его исследование: история исследований и текущее состояние.

natacha06

есть мнение, что матриархат имел место, когда добыванием пищи занимались преимущественно женщины, т е во времена собирательства. а как начали мамонтов валить, перешли к патриархату. по-моему, это правдоподобно для изолированных племен, которые не воевали с соседями

illegal

Против матриархата есть два существенных возражения:
1) У обезъян наблюдается патриархат, немного странно, что в истории человечества был переход к матриархату, а потом откат к патриархату.
2) Большинство наблюдавшихся современной наукой племен, живущих в каменном веке, имеют патриархат.

agroprom

несколько лет назад читала статью, а пару лет назад показывали сюжет в какой-то передаче про народ, живущий (как бы не соврать) в Индии.
Утверждалось, что у них матриархат, все решения принимает женщина - глава семьи. Ее приказания беспрекословно выполняются всеми ее мужьями и детьми. И в обществе женщины занимают главенствующее положение.
Насколько помню, статья начиналась с того, что автор ехал в автобусе, среди пассажиров были мужчины, которых согнали с мест женщины, вошедшие в автобус на одной из остановок.
В передаче подчеркивалось, что если у мужчины есть трактор, то его обязательно возмет в мужья какая-нибудь женщина.

parfum74

В передаче подчеркивалось, что если у мужчины есть трактор, то его обязательно возмет в мужья какая-нибудь женщина.
У нас, если у мужчины есть Феррари, то его обязательно захочет взять в мужья какая-нибудь женщина

лика

подскажите пожалуйста классификацию видов "верования"в период матриархата
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: