Что можно и нельзя есть в пост?

kasmalika

subj
и что нельзя?

dimcom

Можно — все, что растет, нельзя — все, что бегает, квакает и т. п.

Alexx13

есть можно всё;
нельзя есть людей;

bububa

нельзя ничего животного происхождения и их производные, т.е. если печенье на масле, молоке и яйцах, то его тоже нельзя. нельзя алкоголь и ругаться нельзя.за весь пост можно 2 раза есть рыбу в определенные дни, забыла, в какие

Alexx13

уже зафлудили

kasmalika

Спасибо!

bububa

на здоровье

Alexx13

А мне спасибо?
Я православных святых отцов цитирую, а не лапшу вешаю.

kasmalika

И тебе спасибо .

stm2545633

Слышала, что можно есть все, кроме пауков

Mafka11

можно есть все, но кое-что только один раз

kasmalika

Бледные поганки есть не буду.
Вообще-то вопрос про питание во время поста вполне серьёзный.

sonic112

мммммм.. нельзя все мясное и все животного происхождения. (яйца. молоко о т.д.)
в основном растительная пища.
не знаю... насколько это реально.. я вот не выдерживала и ела рыбу

katya81

иногда можно рыбу. а червей можно?

sonic112

предлагаешь китайцем заделаца?

zaza

а если я не знал, что мясо есть нельзя, и поэтому каждый день его хавал. Сегодня узнал про пост и раскаялся. Мне простят?

sonic112

это не ко мне
грехи отпускать я еще не магу - не достигла еще полного просветления

bububa

не иногда, а только 2 раза в определенные 2 дня, прздникик ккие-то там,типо благовещание и вербное воскресенье. про червей не знаю
http://www.wco.ru/biblio/books/calpos6/H1-T.htm
Великий Пост
6 марта - 22 апреля
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

a_koma

можно есть все. никто не запрещал.

bububa

это ты с исламом путаешь. это у них, если ты жил не знал, что пить алкоголь/есть свинину/не молиться/убивать и т.д. - грех, то никакой ты не грешник, ведь ты не знал!

a_koma

да, согласен. запрещает.
Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи
это по ссылке выше. но это не последняя инстанция.

bububa

я пост не соблюдаю

pashtet87

Глупо ограничивать смысл поста лишь воздержанием от пищи. Это уже обрядоверием называеца. Действительно, основное внимание должно уделяться отношениям с людьми, т.е. меньше их "есть". Потому что были примеры, когда и святые отцы (говорю о православии) не постились.

kasmalika

Понятно, что пост не диета . Просто мне хотелось уточнить и эту обрядовую часть тоже.
Если уж зашла речь о том, что можно и нельзя во время поста вообще, а не только в аспекте питания, то тут интересует, можно ли заниматься сексом и можно ли заниматься йогой?

Alexl222

К вышесказанному стоит еще отметить, что не всегда можно употреблять растительное масло, вареную пищу. Кстати, в пост даже нельзя жевать жев. резинку. Также в течение этих 7 недель есть дни, когда вообще стоит отказаться от приема пищи. В общем - это реальный стресс для организма, посему далеко не всем стоит поститься так строго, лучше проконсультироваться с компетентным диетологом.

Alexl222

Йогой можно, сексом, вроде - нет.

dmitri71

Можно есть всё!

Nelly1992

Могу предложить меню Псково-Печорского монастыря на пост:
1 неделя поста после масленницы-
Понедельник-
завтрака нет
обед:картофель, свекла, морковь, квашеная капуста, солёные огурцы, солёные грибы ,
лук зелёный , квас , чай с лимоном.
ужина нет
Вторник //-//-//
Среда / /-//-//
Четверг //-//-//
пятница //-//-//
Суббота
завтрака нет
обед:суп картофельный с луком, каша пшённая, чай с лимоном
ужин: картофельное пюре с икрой баклажанной ,чай
Воскресенье
завтрака нет
обед: винегрет, борщ украинский, картофель жареный с икрой баклажанной , с солёными
помидорами и огурцами, кофе чёрный , компот, яблоки.
ужин: каша гречневая с луком и маслом
2 неделя поста после масленницы-
Понедельник
завтрак: картофель отварной , помидоры, огурцы, грибы солёные и варенье
обед: салат овошной , суп вермишелевый, котлеты картофельный с фаршированным перцем,
кофе чёрный , компот , яблоки
ужин: чай
Вторник
завтрак: картофель отварной , помидоры, огурцы, грибы солёные и варенье,чай.
обед:салат из капусты, суп овощной, вермишель отварная с грибным соусом, чай, варенье
ужин:чай
Среда
завтрак:картофель отварной , помидоры, огурцы, грибы солёные и варенье,чай
обед:салат из капусты, суп гороховый, солянка овощная , компот
ужина нет
Четверг
завтрак: огурцы , капуста солёная, чай
обед:салат овощнорй, щи из свежой капусты, картофельное пюре с икрой из кабачков, чай,
варенье
ужин: каша пшённая,чай
пятница
завтрак:картофель отварной, помидоры, огурцы , грибы , варенье , чай
обед:салат из капусты, суп гороховый, каша рисовая с икрой бакалажанной, чай, варенье
ужин:картофельное пюре с лечо, чай.
Суббота(родительская, день поминавения усопших)
завтрак: картофель отварной, помидоры, огурцы, капуста , варенье , чай
обед:кутия(рис с изюмом) , салат овощной, рассольник, каша пшённая, чай, варенье
ужин:вермишель отварная с соусом грибным, чай
Ну , понятно, что его можно ужесточать. Интересно, а многие ли собираются поститься?

a_koma

думаю надо бы вообще 40 дней не есть, как там в легенде написано.

Schetkin

можно соблюдать строгий пост, можно "облегченный" вариант
в первом случае нельзя все вышеперечисленное , во втором отказываешься только от мяса

pashtet87

можно ли заниматься сексом

Здесь тоже интересно.
Если партнер, например, неверующий и поста не соблюдает ни в каком виде. То такое длительное воздержание может привести даже к разрыву отношений.
Ну а так Церковь даже в обычные дни не всегда разрешает сексом заниматься (накануне среды и пятницы например). Что уж тогда про пост (да еще Великий) говорить?!

sonic112

Облегченный..да.. только в первую и последнюю недели поста - есть только растительное
а потом только мясо не

Nefertyty

Йога - это ложная духовность, с точки зрения христианства - путь духовного самоубийства.
Сексом - конечно не рекомендуется, а ты разве в браке состоишь?

kasmalika

По поводу йоги и Бога здесь (надо немного пролистать от начала страницы).
В браке не состою .

Nefertyty

> По поводу йоги и Бога здесь (надо немного пролистать от начала страницы).
Себя обманешь, конечно, а Бога - вряд ли
> В браке не состою.
Тогда это не секс, а блуд, который не рекомендуется в любое время года.
Странный вопрос вообще.

aziat

по поводу по-разному "облегченных" (по здоровью, или иной причине) вариантов лучше посоветоваться с духовником

Annjuto4ka



Глупо ограничивать смисл поста лишь воздержанием от пищи

Тут смысл несколько поглубже...

Думаю, что студентам МГУ не надо объяснять, что недостаточное и неполноценное питание плохо сказывается на деятельности мозга. В результате длительного голодания\недоедания способность мыслить критически сильно страдает.
И вот к людям, у которых мозг начинает "сбоить" из-за голодания - выходит попик (как правило, жирный - видимо на него так пост влияет) и толкает стандартную телегу "Люди, вы грешны. Вам на том свете надерут задницу. Поэтому несите нам свои денежки". И замученные голодом зомбированные люди начинают слепо исполнять его приказания.


P.S. Модерам.
Прежде чем впаивать наказание - ткните пальцем, где конкретно я сказал неправду. Мозг от голода страдает, церковь верующих обирает.

P.P.S. До чего докатились - в лучшем ВУЗе страны процветают дремучие верования...

bububa

последней строчкой ты только что оскорбил очень много народу.

Annjuto4ka




последней строчкой ты только что оскорбил очень много народу

Да, безусловно. Назвав МГУ лучшим ВУЗом страны я оскорбил студентов всех остальных ВУЗов.

CHICAGO

не накаляй ситуацию

sobol_polo

Из мяса можно есть бобра. С точки зрения обычая не придерешьсь, потому как святой церковью он отнесен к рыбе.
Если ты, конечно, найдешь в москве бобрятину...

lubchika



Понятно, что пост не диета . Просто мне хотелось уточнить и эту обрядовую часть тоже.
Если уж зашла речь о том, что можно и нельзя во время поста вообще, а не только в аспекте питания, то тут интересует, можно ли заниматься сексом и можно ли заниматься йогой?

В пост нужно воздерживаться от секса тоже, однако если супруг от этого страдает, то можно уступить, чтобы не разрушать семью. Но это относится только к отношениям в браке. Что касается внебрачных отношений - категорически нельзя. Батюшка отлучает за блуд от причастия до нескольких месяцев.
Насчет йоги не могу сказать, но, кажется, ее церковь в принципе не одобряет.

popov-xxx25

Потому что были примеры, когда и святые отцы (говорю о православии) не постились.
Примеры в студию.

marina355

можно есть не всего бобра, только его хвост (плюск). Потому как на нем есть чешуйки и церковью хвост приравнивается к рыбе

Nefertyty

жалко бобров
из-за хвоста целого зверя забивать

79lu

хочу обратить внимание присутствующих что в Сосаити имеется аналогичный тред (и я там отметился). Также есть meine kleine zona - Spiritual Journey. Там можно читать канон Андрея Критского который например составляет основное событие первого понедельника Поста.
про жувачку - это круто. то есть всё химическое в Пост тоже нельзя?
про внебрачные связи - их совсем нельзя, не только в Пост, но это ежели вы желаете быть членом Церкви, ежели не желаете, то одна такая внебрачная связь - и всё вы к Церкви на данный момент отношения не имеете.
про телесное общение супругов - исключительно по согласию этих самых супругов, если конечно у обоих голова на плечах имеется
про еду. есть туча монастырских правил. так как монахи в нашей церкви задают тон от её начала, принято например есть еду с растительным маслом в шаббат, воскресение, Благовещение и Вербное воскресение. В последнее - ещё и рыбу и в Благовещение - если оно на среду-пятницу не приходится. Всё остальное время - варёной картошечкой пробавляться, кашами, макарончиками, овощами-фруктами, ну и укого на что фантазии хватит. предки оченно мёд уважали.
но тут стоит напомнить, что знакомство с древнецерковной литературой помогает узнать, что например граждане постились не весь пост а опеределённое количество недель - от одной, до шести, вместо семи. Особо важными считаются первая неделя поста, четвёртая (что с Крестопоклонного воскресения начинается ну и Страстная само собой.
Вообще стоит внимательно вглядеться в себя чтобы решить зачем вам это надо и насколько удобоносимо. В принципе вариант когда еда с маслом естся постоянно, а на субботу-воскресение - рыба, более приемлем для современного образа жизни не сильно воцерковлённых граждан (да и сильно воцерковлённых - порой тоже). Плюс здоровье конечно. Когда прошлым постом от недостатка кальция у меня зубы болеть начали, я резко начал употреблять творог, так как в мои планы входило ограничить себя в еде, а не напроситься на приём к зубному

redtress

можно есть все, что хочешь и обычно ешь.
Не парь себе мозк

vovatroff

Кальций можно принимать и в виде минеральной добавки. Как и другие микроэлементы.
Так что про необходимость творога не согласен, в остальном - более-менее.
Идеально принимать комплексы из витаминов + минералов. Продаются в аптеках.
Названия оглашать не буду во избежание скрытой рекламы, но они общеизвестны.

79lu

это был пример про то что если сильно надо то пост можно маленько нарушить
я лично творог жрал потому что в витаминах ничо не смыслю - мне так проще было, и в этом деянии был единственный чистый помысел не доводить дело до лишних и не нужных проблем.
Можно было привести примеры что там те-то и те-то по состоянию здоровья в четыредесятницу употребляют молоко или ещё что там... ну в общем речь о банальном - всё в меру и с разумом, не с желанием соблюсти определённого рода диету - жрать то-то и не жрать того-то, а потом ничего в этой жизни не понимая переживать определённые последствия. Надо чтобы пост давал пищу для размышлений и переживаний всем частям человека - и телу и уму и душе и т.д., а соответственно тут надо всё соразмерять

Mike3

Йога - это ложная духовность, с точки зрения христианства - путь духовного самоубийства.
великая ссылка! спасибо

Mike3

великий топик!

Mike3

жалко бобров
из-за хвоста целого зверя забивать
оторванный у бобра хвост отрастает в течение недели.

gurich59

интересно, почему быть православным стало модно сразу после развала ссср, а поститься стало модно только в прошлом году?

vovatroff

> это был пример про то что если сильно надо то пост можно маленько нарушить
> я лично творог жрал потому что в витаминах ничо не смыслю - мне так проще было, и в этом
> деянии был единственный чистый помысел не доводить дело до лишних и не нужных проблем.
Вообще-то, лучше спрашивать на то благословения.
А если уж оскоромился самовольно, то так честно себе и сказать: не удержался.
Нежелательных последствий для здоровья от говения быть, по идее, не должно. Как и от
целования икон. Скорее всего, если это возникает у человека, здорового во всех остальных отношениях, то есть над чем задуматься. На исповедь сходить.

79lu

благословение на всё подряд спрашивают когда своей головой думать не с руки
священники между прочим склонны давать очень общие советы - дают общий принцип предоставляя конкретный выбор в конкретной ситуации делать самому человеку и очень напрягаются по моему опыту когда их просят чётко сказать чего делать а чего не делать вполне себе взрослые люди
ситуацию поясняю ещё раз: в собственном стоицизме и умении не жрать вообще ничего я не сомневаюсь - ещё в подростковом возрасте подобные глупости практиковал - потому не могу сказать: "не сдержался", а поступил соответствующим образом не в виду неодолимой тяги к молокопродуктам, а потому что обратное было неразумно.
насчёт того что пост ни в коем разе не наносит ущерба здоровью - сомнительно, это не сакральное состояние в котором каждый постящийся на руках ангелов носим, а вполне себе телесное упражнение и если оно будет не по силам, то ущерб нанести себе очень даже можно. у меня например постами обычно простуда моя хроническая обостряется из-за того что организм ослаблен. Лучший пример здесь: Иоанн Златоуст, который неумеренной ревностью в молодости заработал себе гастрит.
а целование икон тут не при делах

79lu

сие науке неизвестно
причуды моды

a_saf

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

ага, подтверждаю.
и это всё реально, в смысле - возможно, я бы даже сказала, что не так уж и тяжело.

vovatroff

> благословение на всё подряд спрашивают когда своей головой думать не с руки
> священники между прочим склонны давать очень общие советы - дают общий принцип
> предоставляя конкретный выбор в конкретной ситуации делать самому человеку и очень
> напрягаются по моему опыту когда их просят чётко сказать чего делать а чего не делать
> вполне себе взрослые люди
благословение есть сакраментальное действо, предписанное традицией. На все подряд его и не испрашивают, да и не дают. Это не то же самое, что спросить совета. Последнее действительно зависит от священника и от его человеческих качеств прежде всего.
>ситуацию поясняю ещё раз: в собственном стоицизме и умении не жрать
> вообще ничего я не сомневаюсь - ещё в подростковом возрасте подобные
> глупости практиковал - потому не могу сказать: "не сдержался", а поступил
> соответствующим образом не в виду неодолимой тяги к молокопродуктам,
> а потому что обратное было неразумно.
Это был всего лишь мой комментарий. Не в суд и не в осуждение...
Вопрос в том, как квалифицировать свои поступки, опираясь на церковную традицию, а не на секулярные резоны. Если угодно, это я сам с собой разговариваю. Пытаюсь поставить себя на
ваше место. Сравните с темой "Ложь - это грех?" здесь же в форуме , по соседству.
>насчёт того что пост ни в коем разе не наносит ущерба здоровью - сомнительно,
я этого и не утверждал. Мысль была другая.
> это не сакральное состояние в котором каждый постящийся на руках ангелов
> носим, а вполне себе телесное упражнение
Тогда не очень понятно, чем именно он отличается от диеты. На практике, так сказать.
>Лучший пример здесь: Иоанн Златоуст, который неумеренной ревностью
> в молодости заработал себе гастрит.
Пример действительно выразительный и глубокий. Но нам до него далеко.
Мне, во всяком случае.
>а целование икон тут не при делах
В смысле того -- не вредно ли для здоровья, не заразишься ли чем. Только это имелось в виду.
Опять же к вопросу о соотношении материалистического и сакраменталистского отношения к
жизни. Универсального ответа, за всех, у меня на него нет, естественно.

ayStas

Если партнер, например, неверующий
Даже для совершенно нерелигиозного человека применение термина "партнер" по отношению к любовнику, возлюбленному, жениху, сожителю и пр. (или эквивалент в женском роде) - просто ТОШНОТВОРНО.
В остальном смотри ответ Gadfather'a.

ayStas

лучше проконсультироваться с компетентным диетологом
Лучше проконсультроваться со своим духовником.

ayStas

Думаю, что студентам МГУ не надо объяснять, что недостаточное и неполноценное питание плохо сказывается на деятельности мозга. В результате длительного голодания\недоедания способность мыслить критически сильно страдает.
Плохое питание - да, пост - нет, только улучшает деятельность мозга.
В тебе неспособность критически мыслить выдает то, что ты не удосужился расширить свой кругозор до 1000-2000 лет назад, чтобы понять, что такое пост; а вместо это оперируешь лозунгами а-ля журнал "Безбожник".

79lu

Тогда не очень понятно, чем именно он отличается от диеты. На практике, так сказать.

большая часть наших практик имеет аналоги секулярные или в других религиях. отличия в мотивациях - почему человек это делает и в целях - чего хочет добиться.
в параллельном треде в Сосаити я писал о том, что ещё совсем недавно значение еды было куда более мощным - она была не столь уж повседневна и общедоступна. Последний голод в нашей стране состоялся в 30-е годы, для тех кто его пережил, думаю, намного более отчётлива максима еда=жизнь. Исходя из этого, добровольное лишение себя еды, особенно самой питательной (то есть в большей степени способствующей поддержанию сил и здоровья) - очень мощный символический акт. Если вчитаться в тот пласт Евангелия, где описывается повседневная жизнь, то описание богачей того времени довольно оригинально - это люди у которых достаточно еды и которым голодная смерть не грозит. Не мудрено, что соответствующий богач из притчи у которого оказалось так много пшеницы, что старые закрома её не вмещали, был так счастлив: пей веселись, душа моя - типа больше ничего и не надо в этой жизни. В этой ситуации легко начать поклоняться еде и тому что её даёт (или кто даёт). Евреи по выходе из Египта очень роптали на то что кушать нечего и вспоминали тамошние котлы с мясом, хотя они там были рабами и жилось в общем-то не сладко, и Бог утверждая собственную над евреями власть даёт им еду в виде манны.
Так вот отказ от еды - с одной стороны шаг, который говорит: мы выше этого мира, в котором человек готов на всё ради пищи, мы можем отвергнуть эту ценность ради Бога, можем поставить под угрозу свою жизнь и своё здоровье ради Бога, мы владеем пищей, а не она нами,
а сдругой стороны, это введение себя в кризисное состояние. Если ты благополучный человек (то есть по меркам древности у тебя достаточно еды ты уподобляешься беднякам, у которых еды недостаток и которые ведут стеснённую жизнь, если ты бедняк, то ты отказываешь себе в тех моментах, когда появляется чуть больше денег и можно купить мяса или вина, если ты нищий, то твоё состояние в этот период - норма а не бедствие, потому что в пост все нищие. Эта телесная бытовая нищета должна дать человеку прочувствовать нищету духовную. Часто, люди задумываются о высшем, когда прижимает в нижнем - случается сильная болезнь, человек лишается богатства или достатка, кто-то умирает, бросает жена. Так раз в году мы устраиваем такой искуственный кризис чтобы дать себе возможность оторваться от забот о благополучии бытовой жизни и подумать кое о чём другом.
Аналогично: современные богатые не тогда постятся, когда едят в ресторане постное меню, а когда на время поста перестают ходить по ресторанам и возможно вспоминают ту жизнь когда им жена на кухне чего-то скромненькое варганила, люди средней благополучности тогда постятся когда начинают есть скажем как в студенческие годы - не очень регулярно, не очень богато. возникает правда вопрос, а что тогда такое пост для студентов? А для студента пост, как говорил мой друг один - это уроки учить.
А насчёт Златоуста пример не глубокий и не выразительный, а в некотором роде комичный. Если не ошибаюсь подвизались в молодости Иоанн с Василием Великим и тот в письме вспоминает не без благодарности: однажды в пустынь пришла мать кого-то из них и прогнала их обратно домой. Иоанн же потом став архиепископом Константинополя из-за своего гастрита очень тяжело переносил абсолютный пост перед причастием и сразу после литургии в алтаре жевал лепёшки из-за чего недоброжелатели обвиняли его в чревоугодии.

Pashtet

Ага, а потом этот химический кальций откладывается где не надо (в суставах, например). Мы уж лучше по старинке, творожком, чем травить себя химикатами.

vovatroff

Да я вам ничего и не прописываю

vovatroff

>Так вот отказ от еды - с одной стороны шаг, который говорит: мы выше этого мира, в котором человек готов на всё ради пищи, мы можем отвергнуть эту ценность ради Бога, можем поставить под угрозу свою жизнь и своё здоровье ради Бога, мы владеем пищей, а не она нами,
а сдругой стороны, это введение себя в кризисное состояние. Если ты благополучный человек (то есть по меркам древности у тебя достаточно еды ты уподобляешься беднякам, у которых еды недостаток и которые ведут стеснённую жизнь, если ты бедняк, то ты отказываешь себе в тех моментах, когда появляется чуть больше денег и можно купить мяса или вина, если ты нищий, то твоё состояние в этот период - норма а не бедствие, потому что в пост все нищие. Эта телесная бытовая нищета должна дать человеку прочувствовать нищету духовную. Часто, люди задумываются о высшем, когда прижимает в нижнем - случается сильная болезнь, человек лишается богатства или достатка, кто-то умирает, бросает жена. Так раз в году мы устраиваем такой искуственный кризис чтобы дать себе возможность оторваться от забот о благополучии бытовой жизни и подумать кое о чём другом.
>
Знаете, что мне во всей этой связи сейчас подумалось? Может быть, восприятие Поста как некого культурного явления вполне в духе русской интеллигенции. То есть, периодически нужно отринуть от себя все наносное, привнесенное цивилизацией, и назад, в пещеры. Или, что то же, давайте двинем в массы, в низы, к люмпенам и маргиналам. Тянет побомжевать, хоть ты тресни. Хряпнуть водки, сесть в дальнюю электричку и умотать куда подальше. Бывало, бывало... Теперь, правда, воспринимаю это все как некий душевный декаданс.
Вот и Лев Толстой под занавес все от себя отринул, и ушел в никуда.
Прошу прощения за неконтролируемый поток ассоциаций. Только какое все это отношение имеет к святоотеческой традиции? Что мы тогда хотим сказать сами себе, обращаясь "Боже отец наших"?
Зачем все это было задумано несколько тысяч лет назад, в эпоху, когда современных условий жизни не было и в помине?

79lu

Знаете, что мне во всей этой связи сейчас подумалось? Может быть, восприятие Поста как некого культурного явления вполне в духе русской интеллигенции. То есть, периодически нужно отринуть от себя все наносное, привнесенное цивилизацией, и назад, в пещеры. Или, что то же, давайте двинем в массы, в низы, к люмпенам и маргиналам. Тянет побомжевать, хоть ты тресни. Хряпнуть водки, сесть в дальнюю электричку и умотать куда подальше. Бывало, бывало... Теперь, правда, воспринимаю это все как некий душевный декаданс.

абсолютно неверная интерпретация. единственное что объединяет описанное мной состояние с образом жизни люмпенов - что у них вроде как ничего за душой и всё в руках Божьих, так и Пост предлагает понять, что в сущности мы такие же - и всё наше кажущееся благополучие может испариться в момент. Только люмпен может это всё воспринимать с ожесточением, а в Пост подобное состояние проецируется на себя для смирения. Остальные домысливания - ерунда. Нет тут никакого желания бежать от цивилизации или к маргиналам. Это всё очень древние вещи, а совсем не декадансные, очень органичные, хотя современной цивилизацией и несколько припорошенные (однако антропологический реализм Церкви не даёт нам забыть о том, что хоть и припорошенные, но весьма действенные если что). Пост сродни "разорвал свои одежды и посыпал голову пеплом" - и символическое деяние и реальная порча возможно лучшей одежды. Сейчас это не в чести - такой непрактицизм, но Церкви уже 2000 лет (историю ветхого Израиля ещё добавьте) и как-то тенденции последних 200 лет можно частично и игнорировать. Пост сродни "я к подсудимому такую непрязнь испытываю, что даже кушать не могу". Ну какая еда, когда ты влюблён, или когда тебе 7 лет, мир прекрасен и замечателен, друзья хорошие, а во дворе столько всего интересного - если бы мама не ругалась можно было бы запросто не обедать и не ужинать, а обойтись каким-нибудь пирожком. Или какая еда, когда человек, которого ты любишь - умер. Большое горе и большая радость - больше банального практицизма, что там кушать надо регулярненько и попитальнее и больше забот о себе любимом. Так вот Пост - это и большое горе (от своих грехов) и большая радость (потому что к Пасхе готовимся) и во время него не до еды. Это одна сторона - положительная. Каждому в своей мере доступная. Понятно, что мы Бога не так даже любим как какую-нибудь девочку, по которой две недели вздыхали, умереть были готовы, а потом раз и забыли.
Есть ещё одна сторона - пост сродни армии и сродни тюрьме. В армии человек подвергается лишениям (спит мало, не в комфорте живёт и пр.) и тренирует тело и душу, на предмет будущих испытаний - то есть переживает некоторые лищения и трудности, чтобы в войну оказаться готовым и твёрдым как кремень. В тюрьме - человека жестокого, упрямого, злого (а каждый из нас в какой-то мере такой) теми же лишениями смиряют и вразмляют - ослабляют его тело, ограничивают движения его души, изматывают человека, чтобы он увидел собственную слабость и понял, что кажущаяся его сила - самообман. Так и пост закаляет нас для будущих испытаний и смиряет нашу жестоковыйность, наши страсти наше самолюбие.
Об общих комментариях: Пост как и любые другие вещи в том числе и культурное явление. Но дело не в этом - большая часть отцов были интеллигентами Римской империи а то и интеллектуалами и давать такие как у меня комментарии - это очень аутентично святоотеческому наследию. Тем более что таким комментариям я учился не у Хайдеггера или Ницше, а у митрополита Антония, Лосского, Шмемана, то есть людей которые святоотеческое наследие до нас в основном и донесли, ну и плюс вдумчивое чтение Евангелия, знакомство с историей Церкви тоже помогает. По крайней мере подобные пространные комментарии дают большее представление о том "Зачем все это было задумано несколько тысяч лет назад, в эпоху, когда современных условий жизни не было и в помине" чем "о-о братие давайте же поститься и ничего не есть, я не знаю зачем нам надо ничего не есть, но так в одной книжке написано, а она ну очень умная". Тем более что в университетской среде первый подход куда более адекватен, это бабушкам аргумент "так положено" куда более мощным кажется.

vovatroff

> Тем более что в университетской среде первый подход куда более адекватен, это бабушкам аргумент "так положено" куда более мощным кажется.
Почти готов был согласиться со всем вашим пафосом, пока до конца не дочитал. Чем же вам бабушки так не угодили? Вы что же, всерьез себя считаете стоящим на более высокой ступени духовного развития, чем они? И оправдываете это своей университетскостью? Да это ж фарисейство чистейшей воды, перечитайте притчу.
Бабушки и есть, на самом деле, живая ткань богооткровения для таких неофитов, как мы с вами, если хотите знать мое мнение. Потому что, книжки -- это все, конечно, хорошо, но вся преемственность богослужебной практики и традиций церкви сохранилась именно благодаря бабушкам. Благодаря тому, что в эпоху гонений на церковь именно они, а не Лосский, украдкой приходили на службы, еще не будучи бабушками, и опасаясь общественного осуждения, и сохраняли эту традицию, как будто зная (или веря что это все еще пригодится будущим поколениям, то есть нам. Теперь нам есть куда прийти.
Извините за резкий тон, но вот ей-Богу обидно стало...
Когда начинает казаться, что вот, наконец, теперь ты уже совсем все правильно понимаешь, полезно бывает смирить эту гордыню одним простым вопросом самому себе: за что же все-таки пострадал Иов? Этот праведник из праведников? И не найти ответа. Но вопрос явно не риторический, вопрос именно на понимание.

79lu

к бабушкам совсем никаких претензий не имам
кроме того здесь речь не о конкретных бабушках, а об абстрактных (у нас например на приходе бабушки все жестоко интеллигентные) - это образ людей простых и незатейлевых и речь шла не о разнице в духовном опыте (как поговаривал редактор Сибирской Православной газеты М.Бакулин об одном звонаре в Тюмени: он будет покруче Сведенборга и ещё кого-то там из западных мистиков вместе взятых а об отношении к знанию. Позиция здесь не лучше-хуже, а каждому - своё, университетским - длинные словеса (или не длинные а логичные - всё-таки физеков очень много бабушкам(условным) - аргументы другого рода, например истории из жизни им подобных людей с выводами (сделал так - и всё у него плохо было, а сделал эдак - и всё хорошо). Основной же пафос мой, что обращение к университетской аудитории совсем не отрывает нас от святоотеческой традиции, а может наоборот приближает.
Бабушки и есть, на самом деле, живая ткань богооткровения для таких неофитов, как мы с вами, если хотите знать мое мнение. Потому что, книжки -- это все, конечно, хорошо, но вся преемственность богослужебной практики и традиций церкви сохранилась именно благодаря бабушкам. Благодаря тому, что в эпоху гонений на церковь именно они, а не Лосский, украдкой приходили на службы, еще не будучи бабушками, и опасаясь общественного осуждения, и сохраняли эту традицию, как будто зная (или веря что это все еще пригодится будущим поколениям, то есть нам. Теперь нам есть куда прийти.

это всё хорошо. но одними бабушками жив не будешь. это показывает опыт ряда групп, которые уповали только на бабушек (есть такое подозрение, что Богородичный центр вырос из некоторых катакомбных групп). и не стоит говорить, что только они всё вынесли - Богослужебную традицию без священников не сохранишь (по крайней мере в нашей церкви многие храмы ещё в 60-х не без потасовок с местными властями отстаивали - не бабушки же там физическую силу прикладывали, в Канаше местную чувашскую церковь и при ней русскую сохранили всем городом - потому что платили все непомерные налоги, были и многочисленные преподаватели и прочие интеллигенты московские и питерские, которые пронесли своё тайное христианство через годы советской власти и благодаря им явный атеизм так и остался пошлостью в академической гуманитарной среде. И Лосский хоть и в Париже жил, но прожил не зря свою жизнь, сейчас без его книжек наше семинарское образование было бы в куда более худшем состоянии чем сейчас. Да и вообще без книжек тоже плохо - веру очень сложно передать если её не осмысливать.
да и современная проблема бабушек связана не с теми кто в 60-е будучи ещё не бабушками тайком на службы ходил, а с теми кто, достигнув преклонного возраста "по естественным причинам пришёл в церковь" и принёс с собой всю комсомольскую ярость и выучку.
Когда начинает казаться, что вот, наконец, теперь ты уже совсем все правильно понимаешь, полезно бывает смирить эту гордыню одним простым вопросом самому себе: за что же все-таки пострадал Иов? Этот праведник из праведников? И не найти ответа. Но вопрос явно не риторический, вопрос именно на понимание.

я не говорю что понимаю всё, но начинали мы с простых дисциплинарных правил, что можно есть, что нельзя (см. название треда за такими правилами обычно стоит вполне доступный здравый смысл, приобщаться к которому весьма полезно.

vovatroff

> я не говорю что понимаю всё, но начинали мы с простых дисциплинарных правил, что можно есть, что нельзя (см. название треда за такими правилами обычно стоит вполне доступный здравый смысл, приобщаться к которому весьма полезно.
Ну что ж, рад был приобщиться.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: