Религиозные идеи и представления о человеке

3deus

Предлагаю вниманию форумчан следующую довольно простую для понимания статью. В ней раскрыты простейшие религиозные идеи и представления о человеке, о смысле его временной жизни, значение телесной смерти, страх смерти телесной и духовной и т.п.
=========================================================
Две жизни и смерти человека
протоиерей Сергий Демьянов.
Современная культура нашего общества воспитана и насквозь пронизана идеями гуманизма, существо которых можно обозначить тезисом: Человек, его жизнь, здоровье, свобода являются высшей ценностью. Эта идея совершенно несовместима с христианством, высшей ценностью которого является Бог, а смыслом жизни – спасение человека от уз греха, его обожение. При этом христианство не принебрегает человеком, оно называет людей образом и подобием Божиим, его чадами. Тело человека называется Храмом Божиим, в котором должна пребывать благодать Духа Святаго. Оно неразрывно связывает ценность жизни человека с его общением с Богом. Христос призывает каждого к свободе, но к свободе от греха.
В чем разница между идеями гуманизма и христианства? Гуманизм рассматривает человека как самоценность, под его жизнью и здоровьем подразумевает жизнь сегодняшнего дня, т.е. пытается бороться за то, что неминуемо закончится болезнью, страданием, смертью. Под свободой подразумевается, прежде всего, неприкосновенность человеческого эго, его самости (моя воля свободна и не должна зависеть от воли других личностей в рамках гражданского законодательства т.е. основа грехопадения Адама и Евы – «… и вы будете, как боги…» (Быт. 3, 5).
Христианство говорит о двух жизнях и двух смертях, которые ожидают человека. Жизнь первая – это наша жизнь от рождения до телесной смерти. Жизнь вторая – это жизнь вечная, уготованная верующим в Царствии Божием. Смерть первая – это неизбежная смерть, т.е. отделение души от тела и сама по себе не есть зло. Она является следствием зла - преступления Адама и Евы заповеди Божией «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт. 2, 16-17). Она самовольно выбрана человеком. Смерть вторая – это духовная вечная смерть, которую избирает человек отвергшийся истинного Бога в жизни первой.
Христианство очень серьезно относится к жизни первой, потому что по ее плодам человек наследует или жизнь, или смерть вечную, но серьезно не в смысле здоровья и комфорта, а в смысле исцеления человека от греховных страстей, стяжания благодати Духа Святаго. И еще более серьезно относится к тому, чтобы избежать второй смерти, т.е. гибели духовной «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене» (Мф. 10, 28). Вот почему возникает соблазн для человека воспитанного на идеях гуманизма при чтении Священного Писания, когда встают вопросы о жизни и смерти.
Жизнь христианина – это непрестанная духовная брань (битва, война, сражение в прямом смысле этого слова) со своими греховными страстями, которые суть бесы, порабощающие его. Но Вы скажете: здесь говорится о духовной брани с врагом рода человеческого, а не между людьми. Но духовное содержание и внешняя форма в данном случае, к сожалению, часто неразделимы. Господь действительно дал заповедь «не убий», но при этом в частных случаях заповедал предавать человека смерти «Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти» (Лев. 24, 21 «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф. 15, 4) и др. Эти заповеди в прямом смысле относятся к ветхому завету, но у пророка Иеремии можно найти общее толкование заповеди «не убий». «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, - то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов» (Иер. 7, 3-7 т.е. христианство смертным грехом считает пролитие невинной крови. Убийство человека всегда зло. Этому радуется только дьявол, но часто еще большим злом является позволение человеку беспредельно творить дела зла. В таком случае, остановить человека насилием, в крайнем случае, смертью – меньшее зло, а, в каком-то смысле, великое добро для нераскаянного злодея. Эта власть – останавливать злодеев – дана от Бога правителям нашим: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей…» (1 Пет. 2, 13-15). И еще: «… ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 4-5). К сожалению, правители наши не всегда поступают по заповедям Божиим, но за это они будут нести сугубый ответ пред Господом.
Преждевременная смерть для человека попирающего заповеди Божии и не способного к покаянию благо для него, потому что, во-первых, уменьшает его страдания в аду (меньше грешил, меньше страдание).
Во-вторых, является возмездием Божиим здесь, сегодня, в этой жизни за содеянный грех, а Бог два раза за одно и тоже не наказывает, что тоже уменьшает страдания человека.
В-третьих, страх смерти первой останавливает других злодеев от смертных грехов.
В-четвертых, обеспечивает мирную жизнь их потенциальным будущим жертвам. Когда человек позволил поработить свое тело, ум и сердце духам злобы поднебесной, то остановить брань этих духов злобы можно только совершив насилие над человеком, т.к. сам себя он остановить не может.
Убийство человека всегда является злом. Не случайно Господь не принял постройку храма от рук царя Давида по причине, что он много пролил крови человеческой, но при этом он почитается как великий праведник, потому что творил волю Божию. Но еще большим злом является попущение силам злобы царствовать в мире сем. И насилие допустимо, с точки зрения христианства, только над человеком, который поработил себя греховным страстям для исправления его. И смерть, как крайняя форма насилия, над человеком тяжко согрешившим не способным к исправлению (нераскаянным). Поэтому священнослужители действительно благословляют воинов на военные действия и насилие для защиты веры отечества и ближних своих. И святой Иоанн Креститель не воспрещал продолжать службу вопрошавшим его воинам: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 14). Военное звание не воспрепятствовало сотнику получить от Господа Иисуса Христа похвалу за веру: «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10).
Воинский начальник Корнилий, несмотря на военное звание, прямо назван благочестивым и сподобился откровения Божия: «В Кесари был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян. 10, 1-4).
Почему Господь посылал израильтян на уничтожение соседних народов? Для того, чтобы остановить безмерные грехи царящие у этих народов и тем самым напомнить и самим израильтянам, что ожидает их за греховную жизнь. Христианство научает не бояться смерти первой и бояться только смерти второй. Смерть первая избрана самим человеком через преступление заповеди Божией, и не нам решать о том, в каком виде смерть придет к нам.
Вы, наверное, удивитесь, узнав, что Священное Писание заповедует совершать насилие даже над детьми, когда они не вразумляются и не исправляются. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25). Как видите, Любовь и насилие – два сочетаемых понятия, но, конечно же, невозможно заставить любить, но возможно насилием остановить человека от греха, что приближает его к Любви.
=====================================================

st2006

Религия - сразу минус

Innysa

Убийство человека всегда является злом.
Господь посылал израильтян на уничтожение соседних народов

Вывод: Господь есть зло, ч.т.д.

st2006

Убийство человека всегда является злом.
ЛОООООООООООООООООООООООООООООЛ

fhfoihjkjhgjy

его обожжение
Китайцам во времена Мао объясняли,
что белых людей Бог недопек, черных перепек, а желтые - самые готовые.

lenmas

В ответ на:
Убийство человека всегда является злом.

В ответ на:
Господь посылал израильтян на уничтожение соседних народов
Вывод: Господь есть зло, ч.т.д.
Имелось в виду в быту, а не на войне. Войны за отечество вроде религия поощряет, не?

Innysa

Имелось в виду в быту, а не на войне. Войны за отечество вроде религия поощряет, не?
Убийство человека всегда является злом.

vitalievna

Почему Господь посылал израильтян на уничтожение соседних народов? Для того, чтобы остановить безмерные грехи царящие у этих народов и тем самым напомнить и самим израильтянам, что ожидает их за греховную жизнь.
шедевр. Почему Господь послал арийцев уничтожать евреев? Для того, чтобы остановить безмерные еврейские грехи и тем самым напомнить арийцам, что надо быть хорошими.

Innysa

Да и там не то чтобы война описана, скорее банальный геноцид

lenmas

Убийство человека всегда является злом.
Пример: пришел фриц убить твоих родителей. Твои действия? Будешь пацифиствовать дальше?

Innysa

Как тебе сказать.... мы тут вроде простыню адм-а обсуждаем, это цитата оттуда, если что

lenmas

Как тебе сказать.... мы тут вроде простыню адм-а обсуждаем, это цитата оттуда, если что
Ты под убийство подводишь военные действия между народами. В этом твой фейл.

MAZAFAKER

Смерть первая – это неизбежная смерть , т.е. отделение души от тела и сама по себе не есть зло. Она является следствием зла - преступления Адама и Евы заповеди Божией «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь
так они же не умерли, он их изгнал вроде. То есть сначала напиздел, а потом и наебал :D

lenmas

шедевр. Почему Господь послал арийцев уничтожать евреев? Для того, чтобы остановить безмерные еврейские грехи и тем самым напомнить арийцам, что надо быть хорошими.
Вообще-то это официальная позиция церкви, насколько я понимаю. Трудно с инфантилизмом понять такую догму.

lenmas

так они же не умерли, он их изгнал вроде.
Показываешь незнание сабжекта. Имелась в виду духовная смерть.

MAZAFAKER

Вообще-то это официальная позиция церкви, насколько я понимаю
так а что тогда евреи на холокост дрочат? всё же по заслугам, всё от бога?

MAZAFAKER

Показываешь незнание сабжекта
показываю цитату из поста

Innysa

Ты под убийство подводишь военные действия между народами. В этом твой фейл.
1. Это фейл автора простыни.
2. В библии описывается геноцид. Не война, а банальное уничтожение соседних народов. Бессмысленная бойня - мужчин, женщин, детей, стариков - убивать, девственниц - ебать. Это если не считать историю с золотым тельцом, когда моисей свой собственный народ проредил.

MAZAFAKER

И насилие допустимо, с точки зрения христианства, только над человеком, который поработил себя греховным страстям для исправления его. И смерть, как крайняя форма насилия, над человеком тяжко согрешившим не способным к исправлению (нераскаянным).
- НА КОСТЁР ВЕДЬМУ!
- СЖЕЧЬ ЕЁ!11!

sever576

— Тони интересовался, — слабым голосом сказал Буш, — как согласуются, и согласуются ли вообще, божественное всемогущество и божественная всеблагость.
В первый момент я даже не понял, что он имеет в виду.
— И как ты ответил ему, о Джорджайя? — вопросил я.
— Я ответил… Я ответил, Господи, что из сложных словес ткут свою сеть фарисеи, а истина Духа обитает лишь в простоте. И в таком вопросе ее нет.
— Истинно так, сын мой, — подтвердил я, чувствуя, как на моем лбу набухают огромные, как виноградины, капли пота.
— Тогда Тони подумал немного, — продолжал Буш, — и сказал, что может поставить вопрос совсем просто. Если Бог добр и всемогущ, почему в мире есть страдание и зло? Почему были Аушвиц и Гулаг? И я, Господи, не нашелся, что ответить. Не знаю я этого и сейчас…
Буш замолчал, и я понял — он ждет ответа.
В первый момент я подумал, что это провал — сказать мне было нечего. Но владевший мной дух, подобно священному гироскопу, не дал потерять ориентацию в нахлынувшей на меня тьме. Я вовремя вспомнил, что говорить должен не я, а голос Левитана. И я как бы самоустранился, перестав стоять у него на пути. А голос изрек:
— То, о чем ты спрашиваешь, Джорджайя, есть тайна, слишком тяжкая для хрупких земных плеч. Ответы даются каждому в меру его разумения. Но тебе, возлюбленный сын мой, я скажу все как есть. В духе и истине никого из вас не существует, а есмь только Я, и все это сон, который снится тем, кого на самом деле нет, ибо в каждом сущ лишь Я един. Ваши жизни подобны искрам вокруг огня, и только этот огонь реален, вечен и неизменен, а все вы — просто его отблески во мраке. Воистину, я не знаю про ваши гулаги и шмулаги, и не о всяком из ваших веков дойдет до меня весть…
— Но зачем нам такой Бог? — спросил Буш потрясенно.
— Зачем вам такой Бог? Конечно, он вам не нужен. Но другого Бога у меня для вас нет…
Надо мной одновременно замигали зеленый и оранжевый огоньки, и я понял, что самое время собраться.
— Во тьме небытия, о Джорджайя, горит огнем бесконечной любви мое сердце. И каждый волен пойти к нему, и может найти путь, ибо я забочусь о том, чтобы он всегда был виден. Но есть такие, кто не спрашивает, как им прийти к моему огню. Они спрашивают — а почему существуют тьма и холод?
— Прости меня, Господи…
— Ты спросил, и я поведаю, — неостановимо гремел я. — То, что временами тебе холодно и темно, сын мой, лишь доказывает, что тепло и огонь есть, ибо как ты узнал бы их иначе? Постигни же, о Джорджайя, великую тайну. Главное доказательство моего бытия — это зло. Ибо в мире без Бога зло было бы не злом, а корпоративным этикетом.
— Ох, — прошептал Буш. — Истинно так…
— И еще выше возьму тебя, о Джорджайя. Познай, что зло существует только для смотрящего на него человека, который сам является просто моим зрелищем, и жив лишь тем, что я смотрю на него. Участник во всем этом — я один, и если кому-то и причиняется зло, то только мне. А мне воистину ничто не может причинить зла. И почему, о Джорджайя? Потому, что никакого зла нет. Есть только страшные сны, которые искупаются пробуждением. Но эта истина превыше ваших священных книг и должна быть сохранена в тайне. Блэру не говори всего сказанного мной. Когда он подступит к тебе с этим вопрошанием снова, ответствуй так — йоу, Блэр, если в кинотеатре идет фильм ужасов, это не значит, что киномеханик попускает зло, хотя при большом философском уме можно сказать и так. Тогда он устыдится своего многоумия и отступит. Ответил ли я тебе, о Джорджайя?
— Алилуйя! Алилуйя! Алилуйя!
— Не искушай же более, о Джорджайя, Господа Бога своего.

Vyacheslav999

Путин одобряет!

lenmas

так а что тогда евреи на холокост дрочат?
Бабло сшибают, ну ты как маленький! :)

lenmas

девственниц - ебать
Вообще-то за это самих израильтян по завету должны были убивать.

lenmas

В библии описывается геноцид. Не война, а банальное уничтожение соседних народов. Бессмысленная бойня - мужчин, женщин, детей, стариков - убивать, девственниц - ебать. Это если не считать историю с золотым тельцом, когда моисей свой собственный народ проредил.
Обычная война за жизненное пространство. Хананеи вполне могли собраться и дружно вломить древним израильтянам по самое не могу. Только Бог наказал их за страшный образ жизни (с человеческими жертвоприношениями и т/д послав на них евреев и пустив разлад между ними самими.
Да такое в истории происходило сплошь и рядом, правда без явного вмешательства Бога.

ulia06

так это буддизм.
Тебя нет, меня нет, добра нет, зла нет, мир-иллюзия, просветление достижимо.

Vyacheslav999

так за жизненное пространство или бог наказал?

ulia06

Да такое в истории происходило сплошь и рядом, правда без явного вмешательства Бога.
победителей не судят просто.

lenmas

победителей не судят просто.
Правда, часто победителям честь победы особо и не принадлежит. Просто Бог все так устраивает, чтобы мир как-то до конца не загибался.

lenmas

так за жизненное пространство или бог наказал?
И то, и другое одновременно ;)
Или это трудно вместить? :grin:

Vyacheslav999

да, этим и отличаются материалистические и идеалистические объяснения событий

3deus

Господь посылал израильтян на уничтожение соседних народов
------------------------------------
Вывод: Господь есть зло
Ваш вывод ошибочный !
"Почему Господь посылал израильтян на уничтожение соседних народов? Для того, чтобы остановить безмерные грехи царящие у этих народов и тем самым напомнить и самим израильтянам, что ожидает их за греховную жизнь. Христианство научает не бояться смерти первой и бояться только смерти второй [т.е. гибели духовной «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене» (Мф. 10, 28)]. Смерть первая избрана самим человеком через преступление заповеди Божией, и не нам решать о том, в каком виде смерть придет к нам."

Innysa

Ваш вывод ошибочный !
Ты первую посылку упустил из виду. Нехорошо.

3deus

Ничего я не упускал, о софист !
Убийство человека всегда является злом
Вы, например, разницу между казнью и убийством понимаете ?

Innysa

Ого, оказывается это я софист. Держивора в действии?
Вы, например, разницу между казнью и убийством понимаете ?

Казнь подмножество убийства

3deus

Вы, например, разницу между казнью и убийством понимаете ?
------------------------
Казнь подмножество убийства
Вы грубо ошибаетесь ! Стыдно за МГУ :(
Конфуция хотя бы почитайте. Он любил приводить этот пример различения казни и убийства.

blackout

Вы грубо ошибаетесь ! Стыдно за МГУ
Уважаемый мудак, прочти статьи в Ожегове:
 
УБИЙСТВО, -а, ср. Преступное, умышленное или по неосторожности, лишение жизни. Осужден за у. У. из-за угла. Политическое у. (по политическим мотивам).

 
КАЗНЬ, -и, ж. Лишение жизни как высшая карающая мера. Смертная к. Осудить на к. Приговорить к казни.

и вали на хуй с форума учить русский язык.

Innysa

Да пусть остается, может мир спасет, как эта дамочка
http://dpmmax.livejournal.com/88601.html
:grin:

Vyacheslav999

имхо он на это и намекает :grin:

3deus

имхо он на это и намекает
Да, показал перед всеми свою глупость в этом вопросе, а сам и не заметил :grin: :(

BSCurt

Вообще-то за это самих израильтян по завету должны были убивать.
Кто?

stbloom

Это то есть если я завалю какого-нибудь пидора (с он сдохнет ДВА РАЗА?! :D
COOL!

rafael43

Религия - сразу минус
так вот кто адэ эму православный рейтинг сбивает :mad:

demiurg

Человек, его жизнь, здоровье, свобода являются высшей ценностью. Эта идея совершенно несовместима с христианством, высшей ценностью которого является Бог
За это вот люди и не любят хрюсов

alexey_d

Ох, ну и гадость эта ваша заливная статья.

3deus

Позвольте поинтересоваться, чем именно Вам не понравилась статья ? :)

3deus

За это вот люди и не любят ...
... гуманистов, ибо они подсовывают временные, скоропреходящие блага-приманки, оставляя в стороне вопрос о вечном спасении бессмертной души человека.
Вот так и получается, что многие люди доживают до 60 лет, так и не поняв, зачем они жили. Не успели оглянуться, как вся жизнь пролетела мимо, словно и не жили ...
* * *
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Все пролетело... далече... мимо...
Сердце остыло, и выцвели очи...
Синее счастье! Лунные ночи !
(С. Есенин, 1925 год)

Vyacheslav999

она как бы говорит нам: "подчиняйтесь, вы, ничтожества")

lenmas

Кто?
Правоверные израильтяне (во главе Иисуса Навина?). Ну то-есть тогдашние ихние духовные и военные лидеры.

alexey_d

Ну если в целом:
1) тем что автор думает/притворяется что думает будто знает как тут всем надо жить, 2) не прочь избавить мир от тех кто тоже так думает/притворяется (но иначе чем он сам) 3) + к тому, ему мешают ещё и нешшасные которым пока знать как всем правильно жить не дано.
По частностям же слишком много писать
Ах да, еще там используются стандартные грязные приемы, типа "незаметной" подмены понятий, что совсем фи.

ulia06

За это вот люди и не любят хрюсов
"Это вот" весьма распространено. Смотри тот же буддизм. Не нравится? Экзистенциализм смотри. Да что угодно почти. Даже ницшеанство.
Человек per se не может быть высшей ценностью, потому как тогда и ты высшая ценность, и я высшая ценность. Конфликт высших ценностей налицо.

demiurg

У меня нету конфликта

serguei

я высшая ценность

Vyacheslav999

адм высшая ценность
а ты его посты сносишь!

3deus

используются стандартные грязные приемы, типа "незаметной" подмены понятий, что совсем фи
Может быть Вам показалось ? Я заметил всего лишь несколько не совсем удачных в языковом плане выражений. Но, думаю, это особенности авторского стиля. :)

dmitri71

А вы боитесь смерти первой? Если нет, то докажите это выложив соответствующий ролик на ютуб с пометкой "специально для ". Желательно на костре. Станете великомучеником, а если боитесь, то не надо этому учить, так как вы хреновый пастырь.

demiurg

Рад за тебя

karim

а я низшая :D

Nefertyty

А вы боитесь смерти первой? Если нет, то докажите это выложив соответствующий ролик на ютуб с пометкой "специально для ". Желательно на костре.
У них специальный пункт против этого есть.
Но можно подготовить учеников, чтоб они тебя предали мученической смерти - у Лема была такая тема например.

dmitri71

У них специальный пункт против этого есть.
Какие хитрожо..ые и хитровыеб..ые товарисчи...
Но можно подготовить учеников, чтоб они тебя предали мученической смерти - у Лема была такая тема например.
А как же божья заповедь "не убий"? :)

Nefertyty

А как же божья заповедь "не убий"?
Ну типа она не абсолютна. А спасти душу ближнего - всегда хорошо.

demiurg

Они нарушали эту заповедь из любви к ближнему. Готовы были попасть в ад ради того чтоб он обрёл жизнь вечную как мученик

valba657

а почему вы не ответили на мои вопроы в треде про рекламу?

raycon

у Лема была такая тема например.
     - В такой приязненной атмосфере отец Орибазий не уставал проповедовать основы веры ни днем ни ночью. Пересказав мемногам весь Ветхий и Новый завет, Апокалипсис и Послания апостолов, он перешел к Житиям святых и особенно много пыла вложил в прославление святых мучеников. Бедный... это всегда было его слабостью...
     Превозмогая волнение, отец Лацимон дрожащим голосом продолжал:
    - Он говорил им о святом Иоанне, заслужившем мученический венец, когда его живьем сварили в масле; о святой Агнессе, давшей ради веры отрубить себе голову; о святом Себастьяне, пронзенном сотнями стрел и претерпевшем жестокие мучения, за что в раю его встретили ангельским славословием; о святых девственницах, четвертованных, удавленных, колесованных, сожженных на медленном огне. Они принимали все эти муки с восторгом, зная, что заслуживают этим место одесную Вседержителя. Когда он рассказал мемногам обо всех этих достойных подражания житиях, они начали переглядываться, и самый старший из них робко спросил:
     - Преславный наш пастырь, проповедник и отче достойный, скажи нам, если только соизволишь снизойти к смиренным твоим слугам, попадет ли в рай душа каждого, кто готов на мученичество?
     - Непременно, сын мой! - ответил отец Орибазий.
     - Да-а? Это очень хорошо... - протянул мемног. - А ты, отче духовный, желаешь ли попасть на небо?
     - Это мое пламеннейшее желание, сын мой.
     - И святым ты хотел бы стать? - продолжал вопрошать старейший мемног.
    - Сын мой, кто бы не хотел этого? Но куда мне, грешному, до столь высокого чина; чтобы вступить на эту стезю, нужно напрячь все силы и стремиться неустанно, со смирением в сердце...
     - Так ты хотел бы стать святым? - снова переспросил мемног и поощрительно глянул на сотоварищей, которые тем временем поднялись с мест.
     - Конечно, сын мой.
     - Ну так мы тебе поможем!
     - Каким же образом, милые мои овечки?- спросил, улыбаясь, отец Орибазий, радуясь наивному рвению своей верной паствы.
     В ответ мемноги осторожно, но крепко взяли его под руки и сказали:
     - Таким, отче, какому ты сам нас научил!
     Затем они сперва содрали ему кожу со спины и намазали это место горячей смолой, как сделал в Ирландии палач со святым Иакинфом, потом отрубили ему левую ногу, как язычники святому Пафнутию, потом распороли ему живот и запихнули туда охапку соломы, как блаженной Елизавете Нормандской, после чего посадили его на кол, как святого Гуго, переломали ему все ребра, как сиракузяне святому Генриху Падуанскому, и сожгли медленно, на малом огне, как бургундцы Орлеанскую Деву. А потом перевели дух, умылись и начали горько оплакивать своего утраченного пастыря. За этим занятием я их и застал, когда, объезжая звезды епархии, попал в сей приход. Когда я услышал о происшедшем, волосы у меня встали дыбом. Ломая руки, я вскричал:
     - Недостойные лиходеи! Ада для вас мало! Знаете ли вы, что навек загубили свои души?!
     - А как же, - ответили они, рыдая, - знаем!
     Тот же старейший мемног встал и сказал мне:
     - Досточтимый отче, мы хорошо знаем, что обрекли себя на проклятие и вечные муки, и, прежде чем решиться на сие дело, мы выдержали страшную душевную борьбу; но отец Орибазий неустанно повторял нам, что нет ничего такого, чего добрый христианин ни сделал бы для своего ближнего, что нужно отдать ему все и на все быть для него готовым. Поэтому мы отказались от спасения души, хотя и с великим отчаянием, и думали только о том, чтобы дражайший отец Орибазий обрел мученический венец и святость. Не можем выразить, как тяжко нам это далось, ибо до его прибытия никто из нас и мухи не обидел. Не однажды мы просили его, умоляли на коленях смилостивиться и смягчить строгость наказов веры, но он категорически утверждал, что ради любимого ближнего нужно делать все без исключения. Тогда мы увидели, что не можем ему отказать, ибо мы существа ничтожные и вовсе не достойные этого святого мужа, который заслуживает полнейшего самоотречения с нашей стороны. И мы горячо верим, что наше дело нам удалось и отец Орибазий причислен ныне к праведникам на небесах. Вот тебе, досточтимый отче, мешок с деньгами, которые мы собрали на канонизацию: так нужно, отец Орибазий, отечая на наши расспросы, подробно все объяснил. Должен сказать, что мы применили только самые его любимые пытки, о которых он повествовал с наибольшим восторгом. Мы думали угодить ему, но он всему противился и особенно не хотел пить кипящий свинец. Мы, однако, не допускали и мысли, чтобы наш пастырь говорил нам одно, а думал другое. Крики, им издаваемые, были только выражением недовольства низменных, телесных частей его естества, и мы не обращали на них внимания, памятуя, что надлежит унижать плоть, дабы тем выше вознесся дух. Желая его ободрить, мы напомнили ему о поучениях, которые он нам читал, но отец Орибазий ответил на это лишь одним словом, вовсе не понятным и не вразумительным; не знаем, что оно означает, ибо не нашли его ни в молитвенниках, которые он нам раздавал, ни в Священном писании.
     Закончив рассказывать, отец Лацимон отер крупный пот с чела, и мы долго сидели в молчании, пока седовласый доминиканец не заговорил опять:
     - Ну, скажите теперь сами, каково быть пастырем душ в таких условиях?!
путешествие двадцать второе
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: