Есть ли предопределени в христианской традиции?

vovo4ka8

ну есть же выражение на все воля божья
или человек сам решает свою судьбу
сабж

Koldunel

в христианстве у грамотных христиан было всегда:
на Бога надейся а сам не плошай

oKutsenko

Если не стебёшься,то ответ такой - всё уже предопределено,но у каждого человека есть право выбора пути.

mesapotam

Прочитай "Наставление в вере" Ж. Кальвина.

Danilka

Жан Кальвин и кальвинизм - это лишь одна из традиций в христианстве. Протестантизм вообще более близок к предопределению. Вообще же, эта проблема восходит еще к патристике, Августин "О предопределении и свободе воле". Буквальное толкование предопределения не было принято церковью, несмотря на авторитет Августина, но вопрос о соотношении свободы выбора и предопределения еще долго оставался спорным. Много об этом было в схоластике, в том числе, по-моему, у Фомы Аквинского, а протестантизм возобновил эти споры с новой силой, хотя даже доктрины Лютера и Кальвина довольно сильно отличались. Так что смотря где и у кого.
Если в широком плане - движение мира к Апокалипсису и второму пришествию, то это одназночно предопределено. Наконец, предопределение в христианской традиции - это скорее не предопределение действий, поступков, судьбы, а посмертной жизни, спасения.

vovo4ka8

а каково соотношение предопределения
и свободы воли и выбора
можно в христианской традиции
хоть в какой интерпретации?

XTC-XTC

представь:
бревно, на бревне таракан. бревно несет по воде. -> таракана тоже несет, но с одним отличием: таракан имеет ещо волю отойти на край бревна и отлить.

marusja8101

У Августина однозначно рулит предопределение. А у Фомы Аквинского и оно и свободная воля взаимодействуют. Вообще католицизм весьма позитивно относился к свободной воле

oKutsenko

Пример - шахматы.Есть два конца - выигрыш и проигрыш.Эти два конца неизбежны.Но то,как ты будешь ставить фигуры,зависит только от тебя.Очень уж простой пример,но он наиболее наглядный для тех,кто тупит.

Master_Mixa

Кроме кальвиниство все основные течения предопределение отрицают.

mesapotam

предопределение в христианской традиции
Помоему, рациональный анализ христианства, как и любой другой религии, не имеет большого смысла. Что хорошо выразил один из "отцов церкви" - "Верую, ибо это - нелепо!"

marusja8101

"Верую, ибо это - нелепо!"
Абсурдно, а не нелепо (Тертуллиан). Все таки здесь есть разница. Сказано было совершенно по другому поводу, а именно к вопросу о соотношении веры и разума.

Danilka

Эта проблема в христианстве появляется потому что
1) Бог всемогущ и всеведущ, соответственно все происходящее полностью в его власти и ему известно все что должно случиться, вплоть до Апокалипсиса. Соответственно, ему известны действия человека, их результат ито, удостоится ли он спасения. Такой подход означает, что фактически действительно все заранее предопределено и известно.
2) Нов таком случае с человека снимается вся ответственность за его действия, грехи, и Бог заранее определил, кто будет спасен, а кто нет. Это обесценивает всю моральную составляющую учения и толкает человека к бездействию, если уж от него ничего не зависит.
Таким образом, основная цель христианского учения о предопределении и свободе воли сводится к тому, чтобы совместить фактическую предопределенность и моральную ответственность за выбор между добром и злом.
Решается это, если коротко, так. Человек, в отличие от Бога, не может знать того что будет, поэтому при совершении каких-либо действий он оценивает этот акт с определенных позиций. Конечное решение и его результаты уже изветны Богу, но это не снимает с человека ответственность, потому он осознает правоту/неправоту своих действий, их оценку с точки зрения христианской морали.
Если же речь о том, может ли человек своей свободной волей изменить ход определенных Богом событий - нет, не может. Такие акты как грехопадение или распятие должны были случиться неизбежно, хотя их участники действовали по свободной воле.
Это точка зрения католичества. Примерно то же в православии.
Протестанство (не только кальвинизм) настаивает на предопределении, но здесь делается акцент прежде всего на спасении. На тех, кого Бог предназначил к спасению, лежит благодать которая и определяет образ жизни, ведущий к спасению. Но поскольку человек не знает , обладает ли он благодатью, он стремится постичь Бога и через это постижение приблизиться к знанию о благодати (не конечному).

mesapotam

о соотношении веры и разума.
всё-таки, чего в религии больше?

kondreu

Безусловно, веры.

marusja8101

всё-таки, чего в религии больше?
Смотря какой. И смотря в чьем учении. Но вера безусловно разуму не уступает, за исключением философии Абеляра.

INDIGO108

Больше веры, а разума , хоть и много, но он весь уходит на оправдание веры.

kondreu

философии Абеляра
Это уже не религия.

marusja8101

Ну да. Значит, см. пост выше
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: