Первоочередные задачи религиозной политики

79lu

Первоочередные задачи религиозной политики
(Аркадий Малер)
Государственный статус православия
Переоценить значение Православной Церкви в истории России невозможно.
Православная Церковь создала русскую Нацию и русское Государство, со времен Крещения Руси она остается сакральным и институциональным центром русского национального бытия. Сохранив всю полноту православной догматики, на протяжении всей отечественной истории Русская Православная Церковь занимала активную политическую позицию. Именно потому, что эта позиция была основана на византизме, то есть идее Симфонии, она в редких случаях напрямую противоречила Государству. Церковь не раз спасала Государство, мобилизируя духовные силы Нации, но в периоды стабильности Церковь никогда не выступала как "оппозиционная партия", претендующая на автономное политическое господство. Свое историческое бытие Русская Православная Церковь всегда связывала с бытием российской государственности. Именно благодаря этому Церковь сохранила свое влияние на политические процессы, именно поэтому с разложением советского строя именно Церковь осталась важнейшим оплотом национального единства.
На сегодняшний день в ведомстве РПЦ МП, по данным ее официального сайта, находится более 23 тысяч приходов. По самым разным социологическим данным, количество православных, то есть крещенных в РПЦ МП граждан России, составляет не менее 80%. Это число примерно соответствует общему проценту этнических русских от всех граждан России, хотя не все русские — православные, как и не все нерусские — неправославные. Из этого можно заключить, что Российская Федерация (пока еще, во всяком случае) — мононациональная и моноконфессиональная страна. Однако необходимо напомнить, что официальный юридический статус РПЦ МП в России ничем не отличается от статуса любого религиозного образования: по нашей либеральной Конституции, наспех сшитой со случайных европейских образцов. Церковь в России отделена от Государства и лишена всяких привилегий. На правовом уровне РПЦ МП находится в открытой конкуренции с любой новоявленной сектой или партией. И это при том, что только РПЦ МП является единственным религиозным институтом на территории России, для которого российская государственность представляет собой безусловную ценность.
При этом противники клерикального влияния утверждают, что реально наша Церковь вовсе не отделена от Государства, а находится в привилегированном положении. Более того, Церковь обвиняют в том, что она стремится "захватить власть" в стране, занять место КПСС, стать новой "правящей партии". Что можно сказать на эти обвинения? Во-первых, коль скоро Российское Государство осознает себя Российским, оно всегда будет сохранять особые, неформальные отношения с РПЦ МП. Во-вторых, Русская Православная Церковь в России действительно претендует на роль руководящего и направляющего идеологического органа. Для православных не Церковь отделилась от Государства, а Государство само себя отделило от Церкви.
Ввести в Конституцию закон о Православии как государственной религии и РПЦ МП как единственном институциональном воплощении этой религии — вот что необходимо сделать в первую очередь ради подлинного возрождения как Церкви, так и самой российской государственности. Без этого положения РПЦ МП, каких бы успехов в своем влиянии на население России не достигла, так и останется "конкурирующей фирмой", уравненной в правах со всеми остальными религиозными организациями. Вопрос о государственном статусе Церкви — это центральный вопрос для всей церковной политики.
Церковь должна занять свое место в сфере образования и СМИ. Если бы Православие было государственной религией, то вопрос о введении в средней школе Закона Божия и о предоставлении Церкви федеральной кнопки на ТВ решился бы сам собой.
Но что же мы видим в нынешней ситуации?
Безусловно, конечной целью Церкви в отношении всеобщего среднего образования является введение "Закона Божия", как это и было в русских гимназиях в досоветскую эпоху. Вряд ли можно сказать, что из этих гимназий выходили религиозно нетерпимые и неадекватные своему времени люди. "Закон Божий" не только задавал нравственные основы христианской цивилизации, но и погружал человека в контекст всемирной и русской истории. Однако, не стремясь именно к такому радикальному варианту — возвращению "Закона Божия", — Церковь предложила ввести в среднюю школу совершенно светский культурологический предмет "Основы православной культуры" (ОПК). Как преподаватель культурологии в московском вузе, автор этой статьи должен признаться, что гуманитарный уровень современных выпускников катастрофически низок. Поэтому введение этого курса могло бы качественно исправить ситуацию, укрепив нравственное и национальное самосознание молодого поколения новой России.
Однако поскольку РПЦ МП низведена до положения одной из деноминаций, появление даже этого курса оказалось практически невозможным. В некоторых школах России по личной инициативе их директоров и преподавателей этот предмет уже был поставлен в общую программу. Но личная инициатива не может быть гарантией всеобщего успеха: в других школах представители иных конфессий и сект преспокойно открывают свои миссионерские курсы, маскируя их под общие гуманитарные дисциплины. В поддержку курса ОПК высказывался министр образования Владимир Филиппов, но стоило прийти новому министру — Андрею Фурсенко, — как проект всеобщего введения ОПК был приостановлен. На наш вопрос о введении ОПК новый министр аргументировал свою позицию общим штампом о "многонациональности и многоконфессиональности" России. Любопытно, что сей ответ министра прозвучал не где-нибудь, а на учредительном съезде пропрезидентского движения "Наши" в Академии Наук РФ. К настоящему моменту Церковь приложила все усилия для того, чтобы курс ОПК появился в средней школе. Сам курс составлен, он имеет несколько альтернативных вариантов, преподаватели подготовлены, вся необходимая инфраструктура для этого уже есть. Последнее слово осталось за Государством.
Точно также в нынешних правовых условиях очень трудно принять решение о предоставлении Церкви федеральной кнопки на ТВ, а также федерального круглосуточного радиоканала и ежедневных печатных СМИ. За пятнадцать лет православные СМИ в России достигли невероятного количественного и качественного развития: выходят десятки сайтов и сотни печатных изданий. Работает радио "Радонеж" Евгения Никифорова, а прообразом будущего телеканала может служить недавно созданный канал "Спас" Ивана Демидова на НТВ+. Однако Церкви нужна именно федеральная кнопка, а не частный телеканал, существующий исключительно на добровольные пожертвования. Если бы РПЦ МП была частной общественной организацией на территории России, каковыми являются многие "альтернативные церкви", состоящие из нескольких человек, то ей можно было бы предложить вести самостоятельную экономическую борьбу за существование. Но РПЦ МП — это институциональная основа русской цивилизации, каноническая территория которой порядком превышает границы бывшего РСФСР-РФ. Предложение Церкви вступать в открытые конкурентные отношения, исходящее из уст идеологов "гражданского общества", означает отказ признавать ее основополагающее историческое значение.
Православный "Opus Dei".
Тысячелетняя история Русской Православной Церкви, ее политический опыт говорят о том, что в современной, тотально кризисной ситуации в России Церковь должна объявить о своей самостоятельной политической линии по спасению страны и, более того, всего мира. Считается, что сравнение Церкви с политической партией занижает ее реальный статус как в обществе, так и в бытии — это правда. Церковь —сакральный Субъект мировой истории. Но как реальная институция, находящаяся в конкретном политическом пространстве и времени, Церковь не может не заниматься политикой.
Разговоры о том, что Церковь не должна становиться политической партией, оборачиваются заявлениями, что Церковь вообще не должна влиять на политические процессы. Такие взгляды закономерны для секулярного или вообще антиправославного сознания, но для православных они неприемлемы. Сегодня наше Государство мало напоминает государство Ивана Грозного, Петра Первого или Иосифа Сталина, чтобы довольствоваться только его могуществом. Сегодняшнее Государство в России слишком слабо, чтобы наша Церковь могла делегировать ему всю сферу политического. Сегодня, в очередной раз в истории России, мы нуждаемся в сильной и самостоятельной Церкви, способной вновь возглавить Нацию на ее пути к подлинному возрождению. Да, эту позицию можно назвать клерикальной, ибо и в самом деле иереи Церкви должны стать в центре национального бытия России.
Однако на данный момент РПЦ МП фактически запретило церковным иерархам напрямую участвовать в российской политике, что на первый взгляд выглядит весьма противоречиво. Но тем самым РПЦ МП открыла путь всем нам — простым мирянам, ревностным прихожанам бороться за ее права и интересы во всем мире. Это означает, что сама Церковь, оставаясь лидером православной паствы, предоставляет именно ей возможность политической активности. Поэтому, если возникновение нового монашеского ордена на базе РПЦ МП по аналогии с Орденом Иисуса в католичестве вряд ли возможно, и к тому же по ряду объективных причин не совсем уместно в Православии, то создание активной гражданской организации, состоящей из мирян, вполне возможно и даже необходимо. Этот своего рода православный аналог католического Opus Dei на базе РПЦ МП имеет безграничные ресурсные и политические перспективы в стране, где свыше 80% граждан пока еще называют себя православными и отсчитывают историю своей страны от ее Крещения. Подобная организация должна иметь надпартийный и многоуровневый характер, а ее деятельность должна включать как конспирологическую, так и широкую публичную составляющую. Последней следует придать подчеркнуто молодежный характер, собственно, работа с молодежью должна быть поставлена во главу угла всей деятельности нашего Opus Dei. Появление такой организации существенно важно еще и по другим причинам:
во-первых, этот проект был бы первым в истории России полноценным воплощением политического Православия, его идеологической основой был бы именно византизм, идея Симфонии и идея православной экспансии, а не чуждые византизму модели типа цезаризма или этнонационализма,
во-вторых, эта структура была бы идеальным аккумулятором для канализации любой общественной активности православной паствы, она бы прекрасно абсорбировала любые параллельные политические проекты на православной основе,
в-третьих, наш "Оpus Dei" мог бы в самых разных формах отстаивать права и интересы РПЦ МП, выступая не от ее имени, а от имени православной общественности, что предоставило бы нашей Церкви неограниченные политические возможности и одновременно защитило ее от прямых обвинений в попытке "захватить власть".
Важно подчеркнуть, что сам проект православного "Opus Dei" может исходить "снизу", со стороны православной общественности, однако, все его действия должны быть согласованы с Московским Патриархатом. Иначе существует риск превратиться в очередную, не дай Бог, полуправославную секту. Отдельные приходы и отдельные православные организации могут добиться очень многого, но если их деятельность не будет координироваться единым церковным центром, они всегда рискуют оказаться обвиненными в "самозванчестве". На сегодняшний день в стране достаточно много православно ориентированных общественных инициатив, способных составить кадровую основу желаемой организации. Среди наиболее известных — Союз Православных Граждан (СПГ в недрах которого уже вызревают подобные проекты. Однако следует еще раз напомнить, что без решения главной проблемы — признания Православия государственной религией России — и этот проект может стать лишь очередной частной инициативой "гражданского общества", наряду с любыми другими. И введение православного образования в общей средней школе, и обретение Церковью федерального радио и телеканала, и нормальное функционирование грядущего православного "Opus Dei" возможно только при решении центрального вопроса церковно-государственных отношений: признания РПЦ МП государственной Церковью.

drudru

По самым разным социологическим данным, количество православных, то есть крещенных в РПЦ МП граждан России, составляет не менее 80%.
Nu ia kreshchen - no zato ne podderzhivayu mnogie prozvuchavshie idei, naprimer vot edo der'mo:
Проект всеобщего введения ОПК
Imho takih mnogo

Funny

Я тоже крещен был, и это не мешает мне быть убежденным безбожником.

lusic

блин афигеете - даже я был крещен, нах, нах...

sbushuev

И введение православного образования в общей средней школе
А разве при церкви нет каких-нибудь образовательных курсов?
зачем в школе православное образование не православным?
Пусть это будет в виде факультатива – кто хочет тот ходит, кто не хочет – не ходит…
А вообще то это лишние расходы для школы…да и свободу вероисповедования
никто не отменял – а тут получается навязывание какое-то уже с юных лет…

goga7152

Читал по диагонали, но:
но стоило прийти новому министру — Андрею Фурсенко, — как проект всеобщего введения ОПК был приостановлен. На наш вопрос о введении ОПК новый министр аргументировал свою позицию общим штампом о "многонациональности и многоконфессиональности" России.
Редкий случай, когда я готов поддержать Фурсенко (хотя аргументировал бы иначе).
Церковь должна занять свое место в сфере образования и СМИ.
Сначала произойдет это, а потом "отменят" 2-й з-н термодинамики и теорию Дарвина
Тысячелетняя история Русской Православной Церкви, ее политический опыт говорят о том, что [] Церковь должна объявить о своей самостоятельной политической линии по спасению страны и, более того, всего мира.

Сегодня наше Государство мало напоминает государство Ивана Грозного, Петра Первого или Иосифа Сталина, чтобы довольствоваться только его могуществом.
В этом читается какое-то сожаление?
этот проект был бы первым в истории России полноценным воплощением политического Православия, его идеологической основой был бы именно византизм, идея Симфонии и идея православной экспансии
В страшном сне такое не привидится
Но РПЦ МП — это институциональная основа русской цивилизации
Мечтатели
Вообщем, все это -- бред сивой кобылы™, ИМХО.

lenmas

А все-таки духовную пустоту придется чем-то заполнять, свято место пусто не бывает. Лучше уж пусть то, что было присуще русским много веков

goga7152

Что такое "духовная пустота"? Не являемся ли мы в данном случае свидетелями банальной реификации?

79lu

вообще-то пост предназначался для местной расистской тусовки - там проговорены некоторые родные для них тезисы, при этом в облагороженой форме и дана их связка с православным дискурсом. Для тебя по этой теме другие тексты (могу специально обозначить). Или же учись переводить внутреннее содержание текста из патриотического дискурса в либеральный и обратно. Очень способствует пищеварению.

sergei1207

да, а еще есть православные- эфиопы.

dimas922

эфиопы-монофизиты.

shtompal

Аркадий Малер пишет про первоочередные задачи религиозной политики
Уже смешно

79lu

А разве при церкви нет каких-нибудь образовательных курсов?
Есть, но попробуй туда затащи детей. Плюс половина из них будет, которым эти курсы уже не нужны.
зачем в школе православное образование не православным?
есть много ограничено правосланых - только по названию, чаще всего они не возражали бы если бы им помогли стать чуть более православными.
Пусть это будет в виде факультатива – кто хочет тот ходит, кто не хочет – не ходит…
В том-то и дело что в школу это не пускают именно в виде факультатива
А вообще то это лишние расходы для школы…да и свободу вероисповедования никто не отменял – а тут получается навязывание какое-то уже с юных лет…
лишний кабинет на последнем уроке в школе найдётся всегда, а православных активистов, которые будут преподавать без зарплаты - найдётся немало. Да и немного потратиться на то, чтобы вместо православных ваххабитов росли нормальные верующие государству стоит.
свобода вероисповедания - это свобода навязывания своим детям некоторых представлений (называется воспитание). Она предполагает, что в Татарстане или на Кавказе взрослые имеют право навязывать своим детям ислам. В Калмыкии и Бурятии - буддизьм ну и так далее.
Но тут есть одна загвоздка - есть много детей русских родителей, которым (родителям) всякая религия по барабану, потому что они обрели некую народную веру (верить в душе называется) и собственно её навязывают своим детям. Всякое устное народное творчество вызывает опасение у элит как явление малоизученное, малопредсказуемое и весьма архаическое, то есть не способствующее конкурентоспособности населения страны в массе своей. Потому некоторые представители элит предлагают пользуясь благожелательным (пока ещё) настроем населения, просвещать его не только про Пушкина, математику и половой вопрос, но и про Православие (мотивация - а чё про Ислам что ли? - то есть выбор тут "или или", варианты "а давайте все будут сотонистами" не рассматриваются на высшем уровне a priori).
Что мешает процессу. Вернее кто? Часть элит - сами приверженцы народной веры, а также часть элит - атеисты и иудеи, опасающиеся, что официальный статус Православия может представлять им угрозу как религиозным меньшинствам. Для сего надо рассказать им, что мы православные - добрые и травоядные и всего лишь хотим прибрать к рукам массы псевдоправославных. Каких-никаких православных из них сделать можно, а вот кого-то другого - Б-г его знает. Кроме того процесс контролируемого государством религиозного образования позволяет держать руку на пульсе и ограничивать возникновение ультраправославных. А если вы не хотите иметь дело с нами - добрыми и травоядными, то придётся иметь вам дело со злыми и глупыми бородатыми дядями в чёрных рубашках.
Собственно вот.
Высказывайтесь кого задело.

drudru

Б-г
Slushai - ia chego-to pomnyu pro eto - eto tipa "ne upominai imia vsue" ili kak tam?

79lu

если тебя так тревожит существование чего-нибудь исключительно русского предназначенного исключительно для русских, то на этом пути тебя ждёт масса разочарований, так как у людей как биологического вида - много общего. Чтоб избежать подобного разочарования придётся объявить русских высшей расой, по сравнению с которой все остальные - обезьяны и жечь их нада в каких-нить печах.

79lu

нет это немного другое -Имя Б-жие священно и произносить его так вот вслух или писать - моветон. Тому способствовала еврейская графика - без гласных - писали четыре согласных JHWH (так кажется а огласовку знали только первосвященники. Какова она - спорили до недавнего времени. Как продолжение этой традиции благочестия - писать слова обозначающие Вс-вышнего с пропуском части букв.

sergei1207

\\ если тебя так тревожит существование чего-нибудь исключительно русского предназначенного
\\ исключительно для русских
Да нет, в отношении РПЦ йа ни разу не сомневался что это вешь антирусская, назначенная вредить русским.
как у людей как биологического вида - много общего.
А различия между подвидами обуславливают невьебенные различия, которые несмотря на общность не позволят мирно сосуществовать разным подвидам в рамках открытого "мультикультурного" сообщества.
\\ Чтоб избежать подобного разочарования придётся объявить русских высшей расой, по сравнению с
\\ которой все остальные - обезьяны и жечь их нада в каких-нить печах.
ты дурак или прикидываешься?

sergei1207

Это еврейцам нельзя писать имя ихнего бога. Нормальные православные нормально пишут, без дефисов.

drudru

Tak onizh Hrista raspiali!

79lu

-таки это было ДВЕ ТЫСЯЧИ лет назад
-ну и что, а я только сегодня узнал.
штука в том, что это не закрывает евреям путь Домой - любой кто признает Иешуа из Назарета Машиахом - отвергается тех, кто его распял, но не перестаёт быть евреем. А Церковь - естественное продолжение дела Б-жия, начатого Ветхим Израилем, так что многие формы еврейского благочестия нам не чужды. В конце-концов, основа Литургии -Храмовое и синагогальное Б-гослужение.

sergei1207

\\ отвергается тех, кто его распял, но не перестаёт быть евреем.
Только христианином он не становится.

79lu

дурачок, первые христиане - все сплошь евреи

drudru

первые христиане - все сплошь евреи
A mozhet hristianin ran'she u evreev i potom - raznie veshchi? Togda eto ne argument

sergei1207

при чем здесь первые христиане?
чтобы стать христианином, надо покрестится, признавая Иисуса машияхом ты становишься херовым иудеем, а не христианином.

79lu

Нет это тогдашние и нынешние евреи - разные вещи, до иудейской войны они были народом Б-жиим, из представителей которого состояла Иерусалимская церковь-мать, так сказать база христианства, откуда евангелие проповедывалось в языческий мир, не уверовавшие в Мессию евреи были важнешей целью проповеди, то есть проповедь предназначалась им в первую очередь (Христос вообще не проповедовал язычникам как погибшим чадам дома Авраамова. После иудейской войны не уверовавшие иудеи лишаются Храма и храмового Б-гослужения - центра и смысла всей религии. Уверовавшие же решают, что с приходом Машиаха всё меняется - он заменяет собой Храм (который в общем-то был его символом) и потому центр и смысл и Б-гослужение там - где доступна полнота присутсвия Б-жия - в Евхаристии.
Так разошлись две ветви народа Б-жия - у них исчезло то, что их объединяло - Храм. Кроме того, неуверовавшие иудеи сформировали доктрину отрицания того, что давидид Иешуа и есть Мессия - то есть положили полемику по данному вопросу как основу новой религиозной традиции, в полемике с последователями Мессии выработались и многие другие черты современной традиции иудаизма. Так что, и христиане и современные иудеи отличаются от того Израиля, что был перед приходом Мессии. Причем для современных иудеев эта критическая точка - Иудейская война, христиане к этому времени основные положения веры сформулировали и последовавшие демографические изменения - размывание этнических евреев в Церкви и самоидентификация неуверовавших иудеев как "настоящих евреев" указывают на изменения Церкви внешние, но не внутренние, по сути.

79lu

признать Иисуса Машиахом (то есть Мессией (то есть Христом и означает покреститься. Вся суть христианства сформулирована в понятиях иудейской религии - потому пусть тебя не пугает данный факт. Любой иудей - потенциальный христианин, он за этим и на свет рождается.

sergei1207

то есть, процедура признания Иисуса Машияхом целиком совпадает с таинством Крещения?
Да отречение от дьявола видать тоже входит?
И еще один момент- Христиане признают Иисуса не Машияхом, а Богом. тока не надо говорить, что разницы нет
\\ Верую Ему как Царю и Богу
- такие слова говорят при крещении.
\\ Любой иудей - потенциальный христианин, он за этим и на свет рождается.
А что на это скажут иудеи? тока не такие трефные как ты, а нормальные? можешь слова какого-нить рава привести, поавторитетнее, на эту тему?

79lu

тебя так взволновало христианско-еврейское родство?
ты бы хотел, чтобы иудеи и христиане были друг от друга подальше?
если иудей признал, что Иисус - это Христос (по-гречески) или по-еврейски Машиах - смысл его дальнейшего пребывания в стане иудейском теряется - для него логично креститься со всеми озвучеными и не озвученными тобой подробностями и стать частью Нового Израиля или Церкви, избранного народа Б-жия, сынов авраамовых по благодати.

79lu

в этом и есть основной сюрприз Б-га своему народу. То что придёт Мессия знали, то что он окажется Б-гом воплощенным - нет. Если иудей признаёт Иисуса Мессией, он принимает слова его и его учеников - Мессия учил о себе как о Сыне Б-жием, как и его ученики, что равнозначно в иудеохристианском дискурсе тому что он Б-г. Тонкости и подробности сего логического вывода в другой раз.
я еврей только через крещение (то есть потомок авраамов по благодати, а не по крови или закону (обрезанию так что для современных иудеев - я не еврей, а моя еврейскость по христианским понятиям Церковными "раввинами" не отрицается. Что же до натуральных раввинов - то я тебе излагал точку зрения христианства на еврейский вопрос, и если ты им её изложишь, то они сообщат тебе что в этом корень иудеохристианских противоречий, а не в антисемитизме христиан - тут покруче - семейная буча, за то кто истинный наследник Отца.

lusic

Извините, если отвечу не на свой вопрос, но даже "херстианский" ветхий завет - творение сугубо иудаистское. Аналог ему есть и у евреев. Среди херстианских теологов вообще есть мнение, что разговор Моисея с горящим кустом - диалог с Сатаной.
Иудаизм в свое время был самой воинственой религией, не принимавшей адептов других релий за людей вообще. Этот топик уже всплывал недавно, про то как следует евреям относиться к иноверцам. И именно поэтому евреев многие ненавидят до сих пор. Именно поэтому их изгнали херстиане и мусульмане оттуда, откуда они все вылезли, и вот, что их вынудило расселиться по всему миру.
А херстианско-еврейское родство идет от ветхого завета. А хотел бы я чтобы и херстианство с еврейским поебизмом было бы от меня подальше. А что они друг с другом сделают - мне безразлично. Иудей никогда не признает себя христианином - охуели бы вы такое иудею сказать веке так в пятом нашей эры.
А то, что ты пишешь позорно "Б-г", вместо того, чтобы как в позорной вашей церкви написать "господь"... херово это как то выглядит, херстианишко.

79lu

Знаешь что я тебе отвечу: посмотрел бы ты фильмец один. Очень хороший

sergei1207

Если ты задумаешься об том, что же такое есть местечко Бобруйск, то наверное это фильм для тебя и про тебя и подобных тебе русофобов известной национальности.
Да, и сидите там у себя тихо, http://www.udaff.com/image/139/13908.jpg

sbushuev

Есть, но попробуй туда затащи детей.
Я не считаю, что детей нужно куда-то затаскивать…
И я против чтоб им прививалось православие (как и любая другая религия
могу судить по себе – мне было сложно отказаться от веры в Бога,
так как с детства мне говорили о его существовании на полном серьезе…

79lu

малацца,
это как у Крапивина - я в пионэры вступаю - давай я теперь в Тебя верить не буду
вообще наводит на опр размышления - у большинства нормальных людей не возникает необходимости отказываться от веры в Б-га - ну еесть он и есть, и здорово (и Слава Б-гу)
в школу тоже детей предложишь не затаскивать?

sbushuev

в школу тоже детей предложишь не затаскивать?
Ну причё тут школа? Я имела ввиду, что лучше не навязывать религию с детства, кому она понадобится - сам к ней придёт...
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: