Матшкола как институт тоталитарного насилия

yulial

Нашёл ссылку на mmonline. Читал -- плакал. Что не я это написал. Но я не учился в математической спецшколе... По-моему, чувак зрит в корень. Ау, педагоги матшкол! Интересно услышать ваше мнение.
Прошу прощения за уместный мат в цитате.

В выходные в гостях столкнулся с матшкольными интеллигентами. Выяснилось что мы с интервалом в 7, кажется, лет ходили в одну и ту же. Так живо терли про учителей - собеседница прется от всяческой этой матшкольной лажи - учитель у нее гостевал, все про всех знает. Очень забавно - она сильно удивилась, когда я сказал, что не люблю математическую школу, как институт тоталитарного насилия над личностью, хотя, конечно, лучше, чтобы Фира Соломоновна насиловала подростка Окуджавой в подмосковном лесу, чем чтобы гопные одноклассники пиздили ботана и отбирали мелочь.
Как гопники, так и матшкольная шобла в принципе не терпят девиаций, однако Простые Люди в массе своей более толерантны, чем интеллигенция. Гопники дадут пару раз пиздюлей, а потом и привыкнут, а вот интеллигентная недоебанная учительница так просто не отстанет, да и методы у нее куда как изощреннее. Под девиацией я понимаю любое отклонение от любой нормы, а не "половые извращения".
* * Вспомнилось. * *
Совковая матшкола периода поздней Совдепии. Русских у нас почти не наблюдалось, а те немногие своей титульной национальности стеснялись. Один мой русский друг даже врал, что он еврей на 1/16 - до сих пор это утверждает, но верить я отказываюсь.
Были приняты странные, очень интимные отношения учитель-ученик. Не в сексуальном плане конечно интимные, но слишком личные. Существовала, очевидно, какая-то мудацкая теория о том, что Учитель больше чем Учитель. Он типа должен был Учить Жизни. Чему может по жизни научить подростков человек, всю жизнь протусовавшийся в школе или пожилая девушка, которая никогда не ебалась, никто не спрашивал.
Самыми нормальными и полезными из преподавателей я считаю очень компетентных и состоятельных слабо-латентных педофилов с развитой педагогической этикой. Они понимали в предмете, хорошо объясняли, были людьми честными, профессиональными и ничего такого себе не позволяли. Большинство же составляли люди, которые из всех наук знали только Городницкого, Стругацких, умеренно прогрессивные социалистические кинофильмы и прочую хуйню.
Походы .. да ... с гитарами и отказническими песнями. Как здорово, что все мы здесь возьмемся за руки. Ночные посиделки у костра с выяснением кто "замечательный человек", а кто "эгоист". Отказ школьника участвовать в этом онанизме рассматривался как подрыв основ.
Культы самых невероятных вещей. Интересный культ Великой Отечественной Войны в интерпретации В.Гроссмана. Культ Пастернака. Культ "Быть порядочным человеком". Культ "не быть эгоистом". Культ Пушкина. Культ ИТР. Культ математики.
Эта среда, из которой, кстати, вышли по моим оценкам 90% писателей в ЖЖ, бесследно не проходит. Нам всем надо выдать инвалидные книжки.

kokontv

Если ты плакал, но сам не учился, тогда что же тебя задело? Кто ж тебя совращал - физрук или математичка?

tania27

зри в корень(с) Козьма Прутков

yulial

Да нет, никто не совращал. Уж очень хорошо написано
Многолетнее наблюдение над матшкольниками, и работа в матшколе навеяли очень похожие мысли. Особенно по части слишком личного отношения между учителем и учеником. Но я не знал, как это точнее выразить.
Может, выпускники матшкол откликнутся. Не очень хочу спорить. Интересно почитать мнения.

vov2001

Очень похоже на выражение разочарования. Но разочарованию предшествует обратное чувство. Каждый сам выбирал себе дистанцию с учителем. Кто-то действительно был готов на латентные отношения, кто-то смотрел на все это с легкой иронией.

yulial

Не совсем понял, чьего разочарования? В чём?
Автора этого текста?

kokontv

Тебе не нравится возможность личных отношений вне...(семьи?)?
Я все никак не могу понять, тебе кто-то жаловался на домогательства или старые училки домогались к более молодому колллеге и он экстраполировал ситуацию на всю школу.
Да, здесь ты не найдешь то чего ищешь, тк москвичей в ГЗ крайне мало

tania27

Сорри, вмешиваюсь:)
А ты статью читал?:)

yulial

Мне нравится.
Тут ведь речь шла не столько о сексуальных домогательствах, сколько о насилии посредством Окуджав и "возьмёмся за руки, друзья". Я умоляю, я здесь не при чём. Эта тема мне интересна по профессиональным причинам. Я нисколько не отождествляю себя с yanis'ом (автором и даже им не являюсь. Но мне давно кажется, что матшкола в чём-то портит учеников, а в чём -- пока не понимаю. И что матшкола является тоталитарным институтом. Что мудацкая теория "Учитель -- больше чем Учитель" имеет хождение.
Насчёт москвичей ты прав. Автор пишет об известной московской школе. Но, вероятно, много выпускников матшкол, есть и преподаватели.

natalia

полная х-ня.
Сам являюсь выпускником физмат школы. Никаких извращений не было. Кому нравилось, тот занимался мудотой - возможности для этого были. Остальным мозг не парили.

vov2001

Это свойство всех соврменных корпораций Запада и Востока. И не только в производстве, но и в образовании, медицине, бизнесе. Мой друг прожил в американском университетском городке среднего запада 7 лет. Он был просто раздавлен стереотипом "близкого общения", духа братства, взаимопомощи и прочего непотребства. Если умножить всё это на американское отсутствие чувства меры получается тотальная аморальная оргия. Это лицемерие становится модным и у нас.

yulial

Кажется, очень интересное и важное наблюдение.

vov2001

Возможно, это историческая реакция на прежнюю эпоху личного отчуждения, обезличивания отношений, формализма, свойственных индустриальному обществу. Однако подобное духовное рабство, возникающее на личных отношениях привязанности, симпатиии и т.д. сильно напоминает феодализм. А идет эта фигня, по-моему, из Японии. От их средневековых корпораций - дзайбацу.

3qqq

Рассмотрим НМУ=57^2. Полтора проведенных там года впечатлили меня больше, чем пять лет в МГУ.
Из того, что "Учитель больше чем учитель" вытекает, что "Учитель меньше чем Заслуженный Профессор".
Вот что мне нравится:
а) способность к диалогу .
б) отсутствие веры в собственную непогрешимость с момента защиты кандидатской (и никто, кстати, не машет перед лицом листом бумаги со словами "Заслуженный имярек", как некогда поступил в споре со мной один весьма уважаемый преподаватель нашего факультета).
И еще: да, я предпочитаю пропаганду Окуджавы, поскольку Окуджава есть опровержение пропаганды как таковой. А Пастернака не удается читать хором.

lev-rechin

о насилии посредством Окуджав и "возьмёмся за руки, друзья".

у нас маразм нашей классной руководительницы был на порядок крепче эта черепаха мою маму вызывала каждый месяц за час до начала уроков, чтобы расказать ей о том, что мне взападло мыть пол в классе, и что мне не следует тусовать с кем-то там из такого-то класса. мама внимательно прослушала это один раз, потом вечером сказала мне "теперь я понимаю почему ты называешь ее дурой" и больше там не появлялась. классные часы и увлекательные походы в лес - это вообще был achtung, по команде надо было сделать следующее:
1. вывалить все на общий стол (половина попадает на землю, но так даже лучше)
2. на счет три все должны хавать
3. сожрать должны все, потому что еду оставлять нельзя. как этой крысе только в голову не приходило, что детей перед лесом в большинстве случаев кормят и хавки в лес дают двойную дозу.
вобщем я всегда срался с ней на 3м этапе. потом уже не только я. к выпуску с ней наверное не посрался только один ученик, который посрался с ней став студентом.

nasteniw

мне жаль, что у вас такой печальный опыт от учебы в школе
мне повезло в этом смысле, долго расписывать, как именно
но я до сих пор благодарен всем (кому не благодарен, тем просто спасибо за то, что что-то пытались донести) своим учителям
со многими с радостью общаюсь, если встречаюсь на улице, а к некоторым и в гости езжу
не везде плохо...
кстати, "дрючили" нас не только математикой, но и физикой с химией, а избранных еще и биологией...

spiritmc

НМУ не школа.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

spiritmc

Ну, я тоже заканчивал физматшколу.
Единственная учительница, с которой были небольшие трудности --- английского языка, и то только потому что она была классным руководителем (вела, всё равно, не у меня).
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

slo14

Ну, у нас и не мат школа
И как ты мог забыть Иванова?

slo14

> А Пастернака не удается читать хором.
ДА?
Ты "Песни нашего века" слышал?
Думаешь, слабо то же самое с Пастернаком сделать?

spiritmc

Любое двухдольное или четырёхдольное произведение можно использовать как марш.
Например, очень хорошие марши такие:
"Светит незнакомая звезда..."
"И когда над ними грянул смертный гром..."
"Разгулялася гроза на крутых, на горных склонах..."
"Когда вода всемирного потопа..."
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

yulial

Не хотел бы здесь долбить известную многим Государственную Школу, о которой, видимо, писал yanis. Уже есть для этого туповатое обсуждение на mmonline, подстать тамошнему контингенту. Боюсь, злость, с которой пишет yanis, злость, которой мне не хватает, возникла не на пустом месте. Оказалось, не мне одному противны все эти Учителя с большой буквы, Учителя Жизни, больше чем Учителя, туристы-профессионалы, эти КСПшники (http://www.livejournal.com/talkread.bml?itemid=17730053 с их глубоко фальшивыми страстями, с их разборками как на партсобрании, приносящие свои жалкие ценности в том числе и в школу, не стесняющие заниматься своим духовным онанизмом прилюдно и вовлекающие также и детей в эти занятия. Удивляюсь, почему такая пошлость вызывает почти повсеместное общественное одобрение?
Но всё же НМУ -- это не школа, пусть даже и Государственная. Мне ужасно интересно, почему ты о нём упомянул? Потому что 57^2?
Не хочу ничего дурного сказать об Окуджаве, но, надеюсь, понятно, что речь не о нём. Вспомнил Маяковского: "Я боюсь, чтоб шествия и Мавзолеи, // Поклонений установленный статут, // Не залили б приторным елеем // ленинскую простоту" -- Ленина заменить на Окуджаву. Именно это и делают бездарные КСПшники, с их глумливыми и бездарными отказными песнями, на своих пиршествах духа, после чего срутся друг с другом на тему "кто продался". Маяковский, остро чувствовавший пошлость за километр, знал, о чём писал. Предполагаю, что здесь я излишне резок и зря задел многих людей, кого не следовало бы обижать. Что мне скажут: "иди туда-то и туда-то". И я пойду.
Но это я сильно отклонился от темы.
Насчёт Заслуженного *** Знает Кого я тебя хорошо понимаю. Сам знаю такого -- с моего факультета. Он говорил, не стесняясь общества почтенных людей примерно так: "Да, нынче такие времена! Я, ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, сам хожу за картошкой". Хотелось его спросить, сам ли он ходит какать, или нанимает для этого прислугу.

yulial

Что-то Форум расколбасило. По полчаса отправляется сообщение. Или я слишком многословен?
Внимательней, kuzhetz! Это не мой печальный опыт. Это опыт некоего andrey yanpolsky aka yanis, клиента ЖЖ, нуждающегося в инвалидной книжке после учёбы в Государственной.

spiritmc

А ты туристов и КСПшников не трожь.
Если тебе попался плохой человек, это не даёт права обобщать на всех.
Можно у Цепеша спросить.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

spiritmc

Ну так, это его личные трудности.
Или трудности его школы.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

lev-rechin

что такое КСП?

3qqq

Культ Советского Полуинтеллигента

lev-rechin

очень бредовое словосочетание. это шутка или действительно так расшифроовывается?

stm6662307

клуб самодеятельной песенки

spiritmc

Клуб самодеятельной песни.
---
"А я обучался азбуке с вывесок,
листая страницы железа и жести."

3qqq

>очень бредовое словосочетание
как и само начинание.
>или действительно так расшифроовывается
это печальная правда

slo14

Козлы собравшиеся попеть
Кретины собравшиеся послушать
Кто сколько пьет
Как стать папой...

stm6662307

спасибо если это мне помнится в анкете поставил напротив ксп галочку, потом узнал как сильно ошибся

yulial

Харашо. Больше не трону. Не коснусь святого нечистыми перстами. Вырвалось. Как вспомнил эти песни "про геологов и вечные снега"... Но всё же посмотри мою ссылку, посети их выездное, так сказать, партсобрание, почитай их разводки из цикла Борис, ты не прав. Не успел один из них протрезветь, проблеваться (не от выпитого, кажется, а от неловкости за всё вчерашнее записать ощущения в ЖЖ, как стал Изменииком с Большой Буквы. Теперь ему не подадут руки эти КСПшные лица с понятиями. Возможно, поймёшь, о чём я. Вот пример корпорации, о которых писал .17.3.
Да что там! Сколько я слышал рассказов от друзей-туристов о подобных туристских склоках! Нужно же "парня в горы" тянуть, чтобы потом вернулься по отдельности с этих самых гор, ненавидя и презирая друг друга! С какой целью нужно так проверять друзей? Цель подобных походов я вижу такую: взаимное мозго****во, ссора запрограммирована заранее. И ещё, конечно, вся эта пафосная лабуда. Что, разве я не прав, КОНТРА?
Я очень рад за людей, когда люди из похода или после пения песен возвращаются отдохнувшие и довольные друг другом.

spiritmc

Давай, Окуджаву отменим, как неорганизованного КСПшника?
Ты думаешь, что он ни на каких собраниях не бывал?
Кстати, Городницкого, Никитина и Сухарева тоже.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

lev-rechin


Давай, Окуджаву отменим, как неорганизованного КСПшника?
Ты думаешь, что он ни на каких собраниях не бывал?
Кстати, Городницкого, Никитина и Сухарева тоже.

про последних трех первый раз слышу, а первого слышал не больше двух песен, давно и текст не помню. о чем они поют, какова их миссия?

spiritmc

Так, ты не смотри на разборки.
Настоящие тихо делают своё дело.
Безо всякого выпендрёжа.
По поводу "парня в горы тяни", это сложный вопрос. Для того, чтобы его обсуждать, надо ходить.
Так что здесь я с тобой не соглашусь.
Кстати, из горного цикла песен Высоцкого "Про друга" не поётся почти никогда.
Высоцкий не ходил, поэтому на него сильно опираться не стоит.
Если хочешь приобщиться к туристской песне, слушай Визбора.
Для сравнения, у него и интонирование другое.
---
"А я
боками учил географию..."

spiritmc

Городницкий: "Снег" ("Тихо по веткам шуршит снегопад..." "Песня о полярных лётчиках" ("Кожанные куртки, брошенные в угол...").
Никитин, Берковский, Визбор, Сухарев, "Александра" ("Не сразу всё устроилось, Москва не сразу строилась...")
Никитин, Сухарев, "Брич-Мулла."
Никитин, Левитанский, "Диалог у новогодней ёлки" ("Что происходит на свете? А просто зима...")
Никитин, вылетело-из-головы, "В деревне" ("Тот запах вымытых волос, благоуханье чистой кожи...").
Никитин, Мориц, "Большой секрет".
А так же "Пластилиновая ворона" и т.д.
Никитин же поёт в "Иронии судьбы..."
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

lev-rechin

Никитин, Берковский, Визбор, Сухарев, "Александра" ("Не сразу всё устроилось, Москва не сразу строилась...")
А так же "Пластилиновая ворона" и т.д.

пожалуй кроме этого я ничего и не слышал ..... но ведь эти песни не о чем, или я просто не дорос?

Beast

Ну как же не смотреть... Вроде глаза есть...
Впрочем, зря я зациклился на туристах. Разборки везде. И в моих интеллигентных коллективах тоже. Только они там мелкие и паскудные, без громких слов, без "Борис, ты не прав" и всякой такой по***ни. Как подобает интеллигентам.

lev-rechin

Никитин, Мориц, "Большой секрет".

еще эту вспомнил. эта песня мне кстати жутко не нравится.

spiritmc

"Диалог у новогодней ёлки" звучит в том же "Москва слезам не верит".
Сложный вопрос, дорос или нет.
Фотография с видом родного города тоже, казалось бы, ниочём.
---
"А я обучался азбуке с вывесок,
листая страницы железа и жести."

nasteniw

а я про тебя ничего и не говорил
просто многие в этом треде говорили, что им было небыносимо душно в стенах школы, в стенах учителей
имхо, возможны два варианта: либо это их неудача, что им попались уроды учителя, либо это все особенности их юношеского восприятия. как бы то ни было многие мои одноклассники не любят вспоминать школьные годы, школьных учителей, считают, что им не за что хранить благодарность. мне повезло и с учителями (весь вопрос в том, какие у вас отношения) и с восприятием.
еще раз повторюсь, жаль, что то, что описано в статье правда...

lev-rechin

Сложный вопрос, дорос или нет.
Фотография с видом родного города тоже, казалось бы, ниочём.

мне это не понять, до ~7 лет мы сменили несколько городов. омск, в котором я родился - для меня отсталый сибирский город. последнее место жительства действительно вызывает во мне некоторые чувства, но ведь это в основном связано не с городом, а с людьми, которых я там знал.

spiritmc

Ну фотография ГЗ.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

yulial

Я дико извиняюсь, но ты перечислил всё то, что я так не люблю.
Уж лучше на ночь глядя вспомнить слащавого какого-то Киркорова, подкрашенного, как баба.
Не хотел тебя обидеть. Что-то я сегодня стал слишком злой, почитавши ЖЖ. Закапал ядом всю клавиатуру. Простите все меня. Завтра буду ещё злее.

spiritmc

Можно подумать, что я это всё люблю.
Я пытался приводить наиболее известные произведения.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

CrazyProg

лучше, чтобы Фира Соломоновна насиловала подростка Окуджавой в подмосковном лесу, чем чтобы гопные одноклассники пиздили ботана и отбирали мелочь
Действительно, лучше. Товарисчу нужно было второе на себе попробовать, прежде чем писать

yulial

Почитай товарисча. Он, кажется, многое на себе попробовал (я имею в виду его армейские воспоминания). Да он, вроде как здесь не иронизирует.

spiritmc

Здесь на ум приходят слова Ленина об интеллигенции.
---
...Я работаю...

StallioN

В культовом фильме "Авария - дочь мента", если Вы помните, есть такой эпизод:
главную героиню этой киноповести вместе с ее понтовыми друзьями однажды
забирают в обезьянник. Ее отец пытается объяснить ситуацию менту-коллеге из
тамошнего отделения. Все-таки привод в милицию. Он апеллирует к чувствам,
говоря, что мол "у тебя тоже сын есть". На это тот мент отвечает папаше Аварии:
"Мой сын в математической школе учится. На улицу не выходит - этих боится...
Ладно, забирай свою!.." (за точность не ручаюсь - по памяти) Фильм конца
восьмидесятых годов.
Так вот, Вам не кажется, что все эти матшколы постепенно переняли все самое
"лучшее" (и не очень) у обычных в прошлом школ? Они потихоньку стали новыми
образовательными форпостами, флагманами, какими были когда-то отдельные
послевоенные московские мужские школы. Но и они к началу девяностых стали
заметно вырождаться с появлением массы гимназий и лицеев.
Я в мат(физ/хим/и вообще спец)школах не учился. И ни секунды об этом не жалею.
Бунимович в чем-то прав, утверждая, что будущее именно за "обычной" средней
школой, не за лицеями и гимназиями; за школой, где, по сути дела, учат всему.

antcatt77

Как-то всё в этом треде намешано в кучу: Учителя, походы, КСП.
Учителя.
У меня были и есть хорошие личные отношения с некоторыми школьными преподавателями. Но, что характерно, инициатива по сближению исходила не от учителей, а от меня самого. Мне было интересно с ними пообщатся с начала более углубленно по предмету, а далее и "за жизнь".
ps.
В случае, когда учитель тянется за отдельным учеником, есть фальш и лицемерие. Отдельный ученик мало чем, может быть интересен учителю, и исскуственность такого интереса часто чувствуется.
ИМХО, правильный подход здесь такой:
учитель - "я иду добиватся такой-то и такой-то цели, а Вы можете присоединится ко мне", а не так что: "А ну ка все взяли ноги в руки и быстро побежали вместе со мной к цели".
Походы.
Походы бывают трех типов:
1. Спортивный
2. Любительский
3. Пикник
и цели у этих походов разные.
Спортивный - основная цель: пройти 100 км, забратся на такую-то гору и т.д.
Любительский - получить удовольствие от вылазки на природу, здесь тоже могут быть цели: сделать то-то и то-то, но эти цели уже не приоритетные, и могут менятся прямо по ходу похода.
Пикник - основная цель: выпить на лоне природы.
В походах 2 и 3 типа особых проблем не бывает, люди понимают зачем они пошли в поход, разделяют общую цель. В случае конфликта, есть возможность договорится. В крайнем случае, всегда можно разбежатся по отдельности и не доводить ситуацию до крайностей.
В походах первого типа, поле для конфликтов шире: не все разделяют общую цель "порвать задницу ради пройти 100 км или взять эту гору", меньше возможности для маневра (поджимает время, жесткий маршрут). Здесь многое зависит от руководителя: смог ли он удержат свой авторитет, смог ли не допустить раскола группы, смог ли сделать многое еще на "земле".
В целом от походов ощущения у меня положительные: совместное дело объединяет, притирает к друг другу людей.
ps
Все вышеперечисленное было сказано про добровольные походы, когда люди сами решали идут они или нет. Особняком идут походы добровольно-принудительные: здесь опять же все зависит от руководителя - смог ли он заинтересовать (замотивировать) людей или нет.
КСП.
КСП прошло мимо меня. В походах и на пьянках в основном орали русский рок. Пару раз я был на КСП-шных сборищах, но меня не зацепило, скучно там как-то.
--
pps
Анализируя причины такого положительного впечатления, я пришел к выводу, что основная причина отсутствия негатива - это в том, что уже с подросткового возраста я хотел и имел возможность делать только то, что я хочу сам. Потому что и в моей жизни было это самое добровольно-принудительное загоняние на какие-то сборы, кружки, встречи и т.д., но я их обычно просто игнорировал.

slo14

>Никитин, вылетело-из-головы, "В деревне"
"За городом", Никитин - Самойлов
>"Пластилиновая ворона"
К перечисленным отношения не имеет (Гладков)

yulial

Как же, помню я этот фильм.
Причина вырождения матшкол мне не совсем очевидна. Некоторые из них имеют давнюю историю (вроде Государственной). Некоторые -- сравнительно новые, как, скажем, 1533 ЛИТ. Деградацию не объяснить тем, что истекло время жизни. Во Второй школе -- кадровые потрясения, и последствия видны невооружённым глазом. Про синагогу 1543 мне трудно судить, я всё жду, когда выскажется Гуля.
И, конечно, одна из моих школ. Щасс, внимание, на*ру в свою кормушку.
СУНЦ, как известно, отметил недавно округлую дату. Сорок лет -- как сорок дней. Ветхие девизы, вроде "ежи не люди", "No Camel" и пр. фетиши уходящей эпохи, как и трогательные старинные фото из цикла "Колмогоров и дети" выброшены на помойку -- не пережили ремонта-2000. Надпись перед входом "Есть ФМШ -- и больше ни ШИША" закатана, наконец, в асфальт. С 1997 года из запоминающихся событий -- два детских самоубийства и одна попытка (неудачная увольнение коллеги с кафедры, ставшей неугодной, детский бунт прошлой весной. Дети в 11 классе неспособны нарисовать график синуса (не все, конечно). Культ Колмогорова, которого, впрочам, многие дети не вспомнят как по имени-отчеству. Спущенная (сверху?) масленница вместо валентинок. Выпускники, приходящие потусоваться, даже с невинными намерениями, теперь по сылаются на ***. Официальная версия -- они объедают школу, якобы это порядка сотни человек в день. Запрет преподавать студентам, который не выполняется, но его никто не отменял. Ничтожная зарплата преподавателей, и равная годовой зарплате подачка богатеньких выпускников-спонсоров, похожих не то на депутатов ГД, не то на бандитов.

yulial

Прошу прощения, но процитирую свой собственный текст, написанный больше года назад для понтового юбилейного альбомчика, который уже вряд ли выйдет. Ибо в тему. Когда написал, понял, что это не годится для альбомчика.
Многие принимают меня за выпускника школы-интерната имени Колмогорова. На самом деле в интернате я не учился.
О существовании школы я узнал от своего школьного друга. Его отец учился в
одном классе с человеком, впоследствии сыгравшим очень большую роль в создании интерната.
Страное стечение обстоятельств познакомило меня с N.
-- некоторое время мы работали в одной воинской части: он преподавал на кафедре математики, а я был столяром в мастерской. Впрочем, такого рода совпадения не так уж удивительны в небольшом провинциальном городе (кстати, мой тогдашний столярный начальник тоже одноклассник N.).
Поступив в 1991 году на мехмат МГУ, я понял, что окружён выпускниками СУНЦ. На мехмате оказалось около сотни бывших интернатовцев (половина живущих в
общежитии однокурсников) --- по-видимому, рекордная
цифра за всё время существования школы. В том году школа выдала выпускникам огромное количество рекомендаций для поступления в МГУ, так что цифра не должна вводить в заблуждение.
Со многими интернатовцами я вскоре подружился. Общаясь с ними, я через некоторое время научился с большой точностью отличать выпускников СУНЦ от
не-выпускников лишь по выражению лица. Самих интернатовцев я стал классифицировать --- в первую очередь выделяя "ежей" ("ежами" в силу
исторических причин называют учеников одногодичного потока). Кажется, такие умения были обусловлены моим неинтернатским происхождением; сейчас я их почти
утратил. Я уже знал по рассказам товарищей, кто есть кто в интернате, уже познакомился с интернатской терминологией и лозунгами типа "ежи не люди",
тайный смысл которых открывается только посвящённому.
...Именно тогда мне и моим двоим
товарищам-одногруппникам пришла в голову мысль поработать в интернате. Мы
обратились к K., тогда проректору-директору СУНЦ, и
под его руководством прочли школьникам спецкурс. Впоследствии K. помог нам устроиться в интернат на работу.
Я начал преподавать геометрию в паре с T., моим
университетским учителем. Благодаря его таланту, опыту, терпению, такту, доброжелательности я пробрёл самую лучшую профессию --- профессию школьного педагога.
Сейчас в паре со мной преподаёт наш с T. выпускник ---
M.; появление M. среди моих коллег я считаю
одной из моих главных удач в интернате.
Первое моё впечатление от кафедры математики --- дурдом. Наверно, подобное чувство возникает у любого новичка, впервые пришедшего работать в педколлектив. Присмотревшись, я понял, что мои коллеги --- в основном порядочные, добросовестные люди и талантливые учителя. Было приятно задержаться после работы на кафедре и поболтать с преподавателями.
К сожалению, от дружного коллектива кафедры математики сейчас мало что осталось. На моих глазах за несколько последних лет из школы по разным причинам ушли чуть ли не два десятка замечательтых учителей математики. История через некоторое время зафиксирует роль отдельных лиц в процессе распада кафедры. Но,
наверное, было бы не совсем честно возложить вину только на этих "отдельных лиц". Возможно, школа не была приготовлена к наступившим рыночным условиям и готовящимся бредовым проектам образовательных реформ. Не исключено, что интернат ожидает перспектива превращения в подготовительные курсы.
Конечно, огромная убыль преподавателей кафедры восполняется. Приходят, как правило, чтобы работать, и чтобы надолго остаться в школе. Но, на мой взгляд,
попадаются и люди, одержимые тщеславием --- обладатели сокровенного знания о том, как д'олжно преподавать математику в школе и готовые с важностью учить коллег (ничуть не менее опытных) этому своему уникальному знанию. Приходят и энтузиасты, начинающие наводить на кафедре порядок и стремящиеся установить полувоенную трудовую дисциплину, упрекая при этом сотрудников в погоне за длинным рублём. Впрочем, рвение у трескучих энтузиастов вскоре иссякает, такие люди не любят пачкать руки об детей (а без этого работать в школе невозможно и в интернате долго не задерживаются.
Думаю, всё это естественный процесс, идущий в интернате с момента его основания. Кажется, интернат всегда был центром внимания амбициозных начальников, в том числе и противников "элитарности", и поборников "равных
возможностей" в школьном математическом образовании. Многие брались наводить порядок в интернате --- и вскоре понимали, что этот кусок им не по зубам.
Тем не менее, школа не умерла, и, будем надеяться, имеет будущее.
Как же, как же, ахтох николаевич... Глюпий маленький птичка.
О культе Колмогорова -- особая речь.
Удивляюсь, почему, вспоминая о Колмогорове, ставят знак равенства между человеческими качествами и бесспорным математическим талантом, если не гением. Читал воспоминания апостолов, владеющих торговой маркой "Колмогоров", и видел, что К. -- обычный человек, с обычными слабостями, склонный, кстати, к слишком личному отношению с учениками, некоторые из которых и сейчас оспаривают друг у друга права на торговую марку. И все эти походы, и совместное прослушивание музыки, примерно то же, о чём пишет yanis.
(Тут вспомнил эпизод, о котором писал Арнольд. Харди, выписавший из Индии Рамануджана и совместно с тем работающий, ни разу не навестил, в силу снобизма, индийского гостя в его халупе, и тот зачах в туманной Англии, так как не знал, что одеялом нужно укрываться).
Не нужно считать, что я нашёл удовольствие, унизив Гения. Нисколько не желаю кого бы то ни было унизить.

Trailer

не понимаю. В 91-м поступил на мех-мат, а сейчас на втором курсе?

yulial

Да. Именно так. Я человек непростой судьбы.

leDi5

знаю одно такое немосковское заведение
на психику мужской части оно повлияло гораздо сильнее чем женской, результаты сказываются даже на пятикурсниках университета
а на счет кспшников и прочих высокоодухотворенных товарищей: чем они на хлеб зарабатывают? преподы? научсотры? или все-таки менеджОры, для которых очень часто одухотворенность и профессия несовместимы?
работать приходится с несколькими высокоодухотворенными (за 50). папа - профессор, жилищных проблем не было итд. такое впечатление, что в россии никогда не были. до боли напоминают персонажей рассказов Чехова.
тянет блевать

Trailer

>а на счет кспшников и прочих высокоодухотворенных товарищей: чем они на хлеб >зарабатывают? преподы? научсотры? или все-таки менеджОры, для которых очень часто >одухотворенность и профессия несовместимы?
> до боли напоминают персонажей рассказов Чехова.
>тянет блевать
чушь какая-то. Если ты КСПшник, то на жизнь не зарабатываешь. Если тебе попадались такие высокоодухотворённые, что тянет блевать, никто не виноват. Про всех не надо говорить. А каких персонажей Чехова ты имеешь ввиду?

leDi5

названия и имен не припомню
а смысл: одухотворенные теоретики пытались улучшить быт крестьян
получилось как всегда
меня всегда умиляли интеллигентствующие дворяне у чехова
а как понимать Если ты КСПшник, то на жизнь не зарабатываешь ?

yuliya1

я этого не писала

yuliya1

Черт! Сорри...

yuliya1

Ну соври что-нибудь!

gabit

Если вам лень читать весь текст, то попробуйте прочитать только те строчки, что синим цветом ближе к концу текста. Я хотела бы узнать ваше мнение по моим выводам.
Да, матшколы - это зло. Да, учителя, которые живут в школе - это зло. Учитель должен быть преподавателем, а не Учителем жизни, но я ни разу не видела школы, где было бы так. Ни разу.
Я ни разу не пожалела о том, что меня в четвертом классе отдали в матшколу (да-да, это Саров, только там есть матшколы с младших классов потому что иначе я бы не оказалась здесь.
Правила выживания в матшколе очень просты: надо быть просто круче всех своих одноклассников. Это дает тебе право принимать нейтральную позицию и игнорировать правила, которые тебя не устраивают. Это сложно, но у меня просто не было другого выбора: иначе меня бы сломали.
Меня ломали в третьей школе города Сарова, когда мою маму вызывали в школу раз в неделю - по субботам. Меня ломали там же, пытаясь заставить стучать на своих одноклассников. Меня ломали, нас всех ломали, разбирая на классном собрании "кражу пульта от видеомагнитофона" (он пропал после какого-то урока, обвинили, естественно, нас. причем не всех сразу, а вполне конкретного человека - только из-за того, что у него в семье не было денег. пульт потом нашли. в сейфе в учительской. я уверена, что мои одноклассники этого не помнят, только Леша - тот, кого обвинили тогда. Он на физтехе сейчас, и скорее всего благодарен своей школе. За то, что ему дали большой разгон.)
Меня ломали в 131-й школе города Казани, но по поводу нее лучше выскажется , он там дольше меня учился. Я-то сбежала через год, наплевав на золотую медаль и статус самой крутой матшколы в городе. Но там по крайней мере не было походов, не было классных вечеров и дней именинника. На дни рождения классный руководитель дарил открытки образца 1970-го года, но с оригинальным текстом. И это было гораздо лучше того бреда, что как-то оптимистично назвается днями именниников в школе. Зато эта школа дала понимание того, что пока ты независим - тебя никто не тронет. Приходилось быть независимой.
Пришлось уйти, потому что 131-я школа перемалывает. Тот самый классный руководитель мог ударить по ушам провинившемуся парню. Мог обозвать девушку идиоткой. Парня - балбесом и оболтусом. Он воспитывал людей, которых уже поздно воспитывать: 9-11 классы, но ломал он их хорошо. Я рада за тех из них, кто смог тогда выжить. Но их мало.
И это, кстати, единственная школа, где меня домогались учителя.
Меня не трогали в экспериментальной школе-лицее при КГУ. Но там ломали тех, кого можно сломать. Директор там очень умный был - не трогал тех, кто ему не по зубам, но и дружить с ними отказывался. Зато сестренку мою они обрабатывали знатно. Доходило до того, что ее домой провожали - только для того, чтобы вдолбить ей что-то в мозги.
Вот эта школа - это просто верх панибратских отношений. И учителя математики в школах и преподаватели КГУ прекрасно знают, что из лицея выходят (выходили, разогнали лицей) самые худшие студенты: они профессионально играют на гитарах и строят землянки, таская кирпичи по 10 километров в рюкзаках, но совершенно не умеют и не желают учиться. Издержки того, что директор Игорь или Петрович, и на ты. Издержки чаепитий в деканате (это типа учительской). Издержки тренингов на открытом воздухе, которые я портила своей иронией, после чего меня перестали туда брать. Издержки того, что в этой школе постоянно ставились эксперименты на психике.
Про московское школьное и внешкольное образование. Тут я уже выступаю с другой стороны баррикад. Совсем с другой.
Малый мехмат. Казалось бы - совершенно бессмысленное образование. То есть там ничему не учат. Я помню, что когда мы преподавали 7-му классу, только наша группа показывала какие-то результаты на олимпиадах. И дети из нее попали во 2, 57 школы. Ну, и в 1543. Практически все наши звездочки в этих школах зачахли, но это другой разговор.
Малый мехмат для многих студентов - это возможность самоутвердиться. Возможность доказать, что они уже взрослые и способны учить детей. Малый мехмат - это очень большое зло. Потому что там нормальным детям из обычных школ показывают, что преподаватель может быть другом. Это очень подкупает, особенно после школ, в которых учителя не всех учеников помнят по именам. Семиклассники - очень маленькие взрослые люди. Мне приходилось успокаивать их слезы и разговаривать с родителями, мне приходилось пресекать ухаживания и терпеть негативное отношение девочек - ревновали. Московские школьники очень рано взрослеют. Слишком рано.
А их покупают, так беззастенчиво покупают, что они после этого просто с радостью идут в матшколы - хотят получить такое же отношение.
И получают, что самое интересное.
Я работала в 1543. Мне пришлось учить моих же детей с малого мехмата, но уже в рамках школьной программы. Меня вначале очень напрягало, что меня дети называют по имени и на ты. Я считала, что это плохо скажется на образовательном процессе.
Но. И сейчас мы подойдем к самому главному.
Когда учитель - это друг, то у него - учителя - есть огромная возможность манипулировать детьми. Если ребенку ты нравишься, и он хочет понравится тебе, то он будет лезть из кожи вон в изучении твоего предмета. Тут будет и тишина на уроках, и внимание, и сделанные домашние работы, и, как следствие, лучшее понимание предмета. Таким образом можно мотивировать даже самых безнадежных - и я это видела в своем классе.
А как добиваться расположения: походами, сборами на каникулах, кино, театрами и т.п.
Мои дети все-таки больше любили Витю - аспиранта ВМК, но Витя и занимался с ними очень много: он писал в гостевую книгу личного сайта одного из учеников, где тусовался весь класс по вечерам, он покупал всем билеты на Норд-ОСТ и Метро, он их развлекал, как мог. И они слушали его, когда он начинал говорить неприятные вещи. Потому что любили.
То есть стать ученику близким, родственным - это самый простой способ заставить его подчиняться. О воспитании ребенка никто не думает - незачем. Школьное образование не несет такой цели. Точнее несет, но в качетсве побочной.
Нет, Витя, конечно, был не таким. Витя - это чистейшей души человек. Витя искренне пытался сделать людей из маленьких избалованных деток, родители которых только и умеют, что зарабатывать деньги. Но ведь был не только Витя.
Да, 1543 - это синагога. Но она научила меня уважать евреев. Они мне нравятся. Мне нравятся умные, деятельные люди, у которых, к сожалению, не хватает времени на своих детей.
Она показала мне пример Гриши, который занялся бизнесом только для того, чтобы безболезненно преподавать математику в школе и не нищенстовать. Который большую часть заработанных денег тратит на детей. На чужих детей, всего лишь являющихся его учениками.
Но Гриша - это Гриша, а есть и другие учителя. Есть женщина, которая при проблемах в личной жизни, стала просто несносна, что моментально сказалось на детях. Причем длилось это целый год, пока ее не отправили к психиатору. А один год в жизни ребенка - это же так много!
Хороший учитель - это на самом деле редкость. А хороший учитель, являющийся хорошим человеком - это еще большая редкость, но такие есть.

spiritmc

Только в очень немногих средних школах учат всему.
В нашем Физико-техническом лицее №1, бывшей математической школе №13, учили всему.
Кроме, пожалуй, черчения.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

spiritmc

Иронично.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

spiritmc

"...Была она для веселья, а теперь другой раз смотришь - сопят. И еще грудные дети вращаются. На брусьях. С пустышками во рту. Дети с вывернутыми в обратную сторону биографиями, где начинают с триумфа, а потом всю жизнь его вспоминают. А жизнь не состоит из триумфов, дети-то, может, и сильные, да вот, ставши взрослыми, не опростоволосились бы."
(М. Л. Анчаров, "Самшитовый лес")
Вред есть. Но есть и польза, связанная с тем, что там хоть чему-то учат.
С ломкой всё обстоит просто --- это личные трудности учащегося и родителей, которые не смогли воспитать должной твёрдости духа.
---
"Мы диалектику учили не по Гегелю.
Бряцанием боёв она врывалась в стих..."

StallioN

Выходит, что не всему. Я (в средней школе) черчению все-таки учился.
Но по этому случаю не буду утверждать, что меня учили всему.

gabit

ты понял что я хотела написать или рандомом ответил?

spiritmc

Ты про синее?
А я не захотел.
Про синее есть и другое.
И разное.
Например, из "Республики ШКИД."
Воспитанием школа должна заниматься.
Это первый в жизни рабочий коллектив.
Что имеет существенное значение.
---
"А я обучался азбуке с вывесок,
листая страницы железа и жести."

halithh

Все кругом враги и сплошные дураки, одна я белая и пушистая.
Не надо сгущать краски и постарайся писать о своей жизни без пафоса.

gabit

если ты ничего не читал, то зачем отвечал?

gabit

так. во-первых, давай, не будем меня учить писать, это замечательно сделали еще в школе. а во-вторых, если писать без пафоса, то никто читать не будет. таковы правила общения писателя и читателя.

spiritmc

Я прочитал всё твоё сообщение.
Учись телепатии.
---
"Vyroba umelych lidi, slecno, je tovarni tajemstvi."
Karel Capek

gabit

нее, этот скилл не для меня

spiritmc

А я думал, ты обладаешь некоторыми способностями.
---
...Я работаю...

gabit

spiritmc

Давай-давай, развивайся.
Не разочаровывай.
---
"Возникай содружество
Ворона с бойцом..."

halithh

Ну, если
так.

есть ответ на первую фразу, то дальше спорить не буду

gabit

нет, это слово-паразит, облегчающее пользователям понимание фразы

Trailer

LOL (всё, что касается второй половины - про первую не знаю, но тоже не верю, т.к. кое-что знаю про вторую)

spiritmc

И что же тебя так насмешило?
Причины и по порядку.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

bhyt000042

Что-то я сегодня стал слишком злой, почитавши ЖЖ. Закапал ядом всю клавиатуру.

Вот-вот. ЖЖ это ЗЛО.

spiritmc

Интересно, а с каких пор принято отвечать на одно сообщение, тем более цитируя, а ссылку давать на другое?
---
"Vyroba umelych lidi, slecno, je tovarni tajemstvi."
Karel Capek

Trailer

sorry, это я писала. Похоже, мне сейчас настучат по голове.

Trailer

Не хочу причиниы и по порядку, некрасиво это. Если Гуля захочет, попросит. Но, думаю, не захочет. Лично я просто хочу, чтобы, читая форум, вы достаточно скептически относились к тому, что пишут "эксперты", а те, кто пишут, знали бы, что среди анонимоусов могут оказаться знакомые люди.

Aleksey67

А ктонть читал "Отягощённые злом" у Стругацких?

spiritmc

Сказал "А"...
---
"Верь сводке погоды, но доверяй --- интуиции.
Будь особенно бдителен, когда все хорошо и нет поводов для тревоги".
(Владимир Санин, "Белое проклятие")

Trailer

Что касается чёрного текста:
и
Что касается синего текста:
ты видела, что у Гриши бывает полный бардак на уроках, и невнимание, и несделанные домашние работы, и, как следствие, не очень хорошее понимание предмета? А спроси у Вити, насколько хорошо ему удаётся мотивировать самых безнадёжных?
Говоря, что о воспитании ребёнка никто не думает, ты тут же сама себя опровергаешь. А, может, есть и другие, те, кто тоже думают о воспитании ребёнка, но ты их плохо знаешь и думаешь о них хуже, чем они есть?

gabit

Лена, мы же с тобой никогда не работали вместе, откуда тебе знать, кого именно я имею в виду?

Trailer

Видишь ли, ты, может, не помнишь, но на МММФ ты тогда работала под моим началом. И студентов на ту параллель лично я набирала. И со старшими по аудиториям (с Мишей, в частности) постоянно общалась. И все ведомости по аудиториям лежали на моём столе, а результаты детей по олимпиадам - на моём компе. С детьми, которых ты сейчас учишь, я проводила собеседования, и работала с ними и в 1543 и на Шаболовке. Поэтому, может, о ком-то, кого ты имеешь ввиду, я имею слабое представление, но многих я знаю, а в целом ситуацию, опять же, представляю не так уж и плохо.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: