МГУ ждет олимпийских чемпионов

sever576

Источник: gazeta.ru
В ближайшем будущем МГУ не будет принимать студентов по результатам Единого госэкзамена (ЕГЭ). Ректор университета раскритиковал реформу российского образования и заявил, что подчинится системе повсеместного введения ЕГЭ только в случае, если прикажет Минобразования.

В пятницу ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что Ученый совет московского университета принял решение не принимать в 2004 году студентов по результатам Единого государственного экзамена. Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о механизме вхождения МГУ в систему ЕГЭ, Садовничий сказал, что абсолютизация любого подхода ведет к увеличению числа ошибок. «Нигде в мире не существует такой системы, чтобы ЕГЭ был единственным критерием при поступлении в вузы. Не должно быть такого и у нас. У ЕГЭ, несомненно, есть свои плюсы, но они нивелируются резким подходом к проблеме. Я не понимаю, как по результатам ЕГЭ набирать людей на факультет искусств, на мехмат, на факультет биоинженерии или в высший колледж наук о материалах. И глубоко убежден, что для отбора талантливых людей лучший способ – это живые экзамены и олимпиады».
Комментируя недавно принятый Министерством образования указ, который разрешает принимать в вузы абитуриентов по результатам проводимых министерством же олимпиад, Садовничий сказал: «Я понимаю, зачем министерство отметает все остальные олимпиады из числа тех, по результатам которых могут зачисляться дети в вузы. Им хочется контролировать весь образовательный процесс в стране. Однако логика усиливающейся автономизации университетов говорит о том, что они должны участвовать в приеме студентов. И не надо выстраивать всех в линейку, тем более в такой сложной системе, как российское образование. Я уже послал письмо министру образования с просьбой разрешить МГУ зачисление студентов по результатам проводимых в МГУ предметных олимпиад. И знаю, что аналогичные письма послали ректоры нескольких ростовских вузов и другие».
К реформе подготовки школьников к учебе в высшей школе ректор МГУ относится настороженно. Недавно «Газета.Ru» рассказывала об эксперименте по введению в средних школах профильного обучения. И советник министра образования Анатолий Пинский пояснил тогда: введение профильного образования предполагает, что школьники в течение 10–11 классов усиленно готовятся по нескольким выбранным предметам. Есть также восемь обязательных дисциплин с общей для всех программой – математика, русский и иностранный языки, литература, физкультура, история, обществоведение и естествознание. Остальные предметы проходятся на базовом уровне. Учащиеся сдают единый госэкзамен по двум обязательным и трем выбранным предметам, чтобы затем соответствующие вузы зачли эти оценки как вступительные.
Пинский не исключил, что ученики не сразу определятся со своим выбором. Чтобы детям было легче выбрать будущую профессию, Минобразования вводит так называемое предпрофильное обучение. В течение 9-го класса ученики смогут попробовать себя в нескольких направлениях и выбрать то, которое им больше нравится. Причем спецкурс по каждому предмету может растянуться с 12 до 100 часов. А менять свои предпочтения школьники смогут после каждой четверти.
По словам Садовничего, система профильного обучения, скорее всего, не сработает.
Во-первых, для усиления образовательной программы по любому предмету нужны прежде всего новые педагоги с углубленным уровнем знаний. «А кто туда пойдет, в эти школы? – спросил ректор. – Никто не пойдет. Те же, кто там сейчас преподает, перераспределятся – и все». Во-вторых, многие дети определяются с выбором своей настоящей профессии даже не в девятом классе, а уже в институте, утверждает ректор МГУ. И сейчас, получив общую подготовку по всем предметам, они могут поменять вуз относительно легко. А с введением профильного обучения у них практически не будет такой возможности, потому что они не будут обладать даже минимальными знаниями для поступления в «непрофильный» для себя вуз. Садовничий привел несколько примеров людей, которых погубила бы система профильного обучения. Среди них оказались академики Келдыш и Петровский.
Еще одной неразрешимой проблемой Садовничий назвал сельские малокомплектные школы, где преподают один-два учителя. «Он и математик, и физкультурник, – говорит ректор. – А до соседней школы 40-50 километров. И там точно такой же преподаватель широкого профиля. И как вы прикажете вводить в таких условиях профильное обучение?» По мнению Садовничего, нужно не ломать установившуюся систему, а усиливать ее наиболее качественные компоненты. И если уж министерству так хочется вводить профильное обучение, то пусть оно развивает систему спецшкол, которые себя прекрасно зарекомендовали в течение как последних десяти лет, так и до этого. И тогда туда будут приходить дети, которые действительно хотят заниматься данной дисциплиной, и они будут усиленно ее изучать и пойдут в профильные вузы.
Кстати, в этом вопросе Садовничий и Пинский высказали схожие позиции. По словам советника министра, чиновники Минобразования составляют так называемые образовательные карты. То есть распределяют, какие профили с 2006 года будут преподаваться в каждой школе. Всего будет 11 профилей – несколько гуманитарных и естественно-научных, математический и технический. А проблему доставки детей к хорошим преподавателям решит система автобусов, которые будут собирать детей перед школой и развозить их по домам после занятий. А в сельских школах учителей будут привозить на уроки.
И все-таки ректор МГУ считает, что реформа системы подготовки учеников и системы приема в вузы ухудшит качество студентов. «У нас есть еще два года, – сказал Садовничий. – И за это время мы отработаем свою позицию и примем решение принять ту или иную концепцию приема в университет». Ректор пояснил, что если министерство прикажет принять ту или иную систему, то МГУ, как государственное учреждение, будет вынуждено подчиниться. «Но мы сделаем все возможное, чтобы не допустить такого развития событий», – подчеркнул ректор.
20 ДЕКАБРЯ 13:36

ALEKS2411

В этом вопросе я полностью за Садовничего

tania27

Он прав
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: