Православие и образование: кто кого?

nina1972

Соловьёв Сергей
Православие и образование: кто кого?
Ширится умственная ограниченность.
Станислав Ежи Лец
Свершилось - в самом конце 20 века церковь в России вновь проникает в систему образования. Ленинский декрет отделил церковь от государства и школу от церкви, и с тех пор она жила надеждами на восстановление существовавшего до революции положения. Могущество церковников во всех странах основывалось на контроле за образованием и воспитанием детей, и за этот контроль клерикалы всех конфессий готовы были заключать союзы с кем угодно и на любых условиях. Папы, не в первый раз презрев все христианские заветы, пошли на соглашение с Муссолини, а затем и с Гитлером - лишь бы вновь влиять на формирующиеся умы детей, вколачивая в них идеи о богоизбранности дуче и фюрера.
В России государство издавна опиралось на церковь в деле оболванивая населения. Преподавание закона божьего и классических языков считалось лучшим рецептом в деле предупреждения либеральной и революционной крамолы. Логика общественного развития неминуемо похоронила эту систему в течение нашего века почти во всех странах мира, но сейчас у российских церковников появился реальный шанс возвратиться назад, ко временам господства самого дикого мракобесия, при потворстве и поощрении этого процесса со стороны чиновников самых высших рангов.
О кризисе в нашей системе образования говорят очень много и почти всегда впустую. Журнал "Педагогика" (в прошлом - "Советская педагогика" являясь органом Российской Академии Образования, уже несколько лет посвящает свои страницы обсуждению этой печальной ситуации. Казалось, что такое авторитетное издание должно организовать научное обсуждение современных проблем, чтобы наконец сформулировать практические выводы, выбравшись из болота бесцельной трепотни. Но обсуждение это носит, мягко говоря, несколько странный характер.
Например, по вопросу о половом просвещении детей в этом журнале высказываются не специалисты – психологи и социологи, а ревнители православного благочестия. Статью одного из них, священника Артемия Владимирова, начинаешь читать с улыбкой, переходящей в трудно сдерживаемый смех, а заканчиваешь с пессимистическими мыслями.
Сначала достопочтенный священник, как водится, обращается к пророчествам, в данном случае - Нила Мироточивого, "афонского подвижника XVI столетия", где, разумеется, все происходящее было точно предсказано. "Св. Нил предрекал, что самое невинное и нежное - наши дети в конце времен превзойдут своей злобой, лукавством не только взрослых, но и демонов". От чего же начнется такой кошмар – конечно, от сексуальной распущенности! От нее, оказывается, погибает школа в Америке, Франции, Дании, Голландии, более того, прием в армию США гомосексуалистов лишает ее "здоровых физических сил для защиты "дикого Запада". Но чтобы читателю стало окончательно ясно, куда этот загнивающий запад катится, автор выдумывает "кампании с контрацептивами для маленьких" в той же проклятой Америке. С этими словами отец Артемий окончательно входит в роль странницы Феклуши (люди с "песьими головами", и так далее пытаясь создать впечатление о начинающемся апокалипсисе за пределами России. После этого уважаемый священник переходит к непосредственному "доказательству" вреда полового просвещения. Во-первых, убеждать детей в безвредности онанизма в корне неверно, так как он "ведет к импотенции, идиотизму, деградации личности." Научные исследования по этому поводу показывают обратное, но от вдохновленного св. Нилом автора доказательства или ссылок на таковое не дождешься.
Во-вторых, еще более страшным является "плотский грех", под которым "имеется в виду все, лежащее вне благословленного Богом супружества" - ЗАГС и церкви других конфессий отдыхают. Но главный вред от всего этого разврата – это "невозможность вступления христиан на служение Церкви", и в почти в слезах батюшка вопрошает: "ведь если никто из наших детей не захочет стать священником, монахом, матушкой.., то где же нам взять силы интеллектуальные, нравственные для просвещения народа?"
Обычно, правда, православная церковь все свои "нравственные силы" тратила на то, чтобы оставить народ в невежестве. Когда в 1863 году студентам духовных семинарий было разрешено поступать в университеты, церковники, оправившись от неожиданности, уже в 1879 добились отмены этого разрешения. Не говоря уже о том, что стараниями церковной цензуры запрещались книги Гегеля и Фейербаха, Гюго и Лескова, Флобера и Толстого.
Но дело в том, что под "просвещением" батюшка понимает совсем иное. И чтобы окончательно доконать уже порядком испуганного описываемыми ужасами читателя, он бьет его самым сильным аргументом, прибегая к помощи "новейшего" естествознания. Приведу весь этот замечательный пассаж целиком:
"Современной науке известно, что клетки, проникшие через естество прелюбодея в лоно незадачливой, романтически настроенной или вовсе обезверенной девушки, остаются там десятилетия (а не 2-3 дня! вступая в единоборство с плодом, который заблагорассудится когда-то зачать этой потрепанной жизнью душе. Вот одна из основных причин врожденных болезней детей, начиная с расстройства нервной системы и кончая внутричерепным давлением, недоразвитостью, болезнью Дауна и прочими бедами."
После всех этих кошмаров похолодевший читатель, еле удерживая в руках номер журнала "Педагогика", окончательно добивается отцом Артемием: подвергшийся половому воспитанию "человек не владеет собой, голос разума смолкает; похоть, забираясь в святилище души, приводит к изнасилованиям, безобразным сценам, которые превращают место собрания таких одержимых личностей в свальный грех... Все перечисленное означает гибель: политическую, экономическую, моральную, духовную, и мы с вами тому свидетели."
Не тянет ли Вас, уважаемый читатель, после прочтения такого рода текстов заглянуть в календарь и проверить: а точно ли на дворе конец ХХ века, или мы перенеслись волею всевышнего во времена Джордано Бруно и сожжений раскольников? У Вас может мелькнуть мысль: а не пародия ли цитируемая мною статья, уж не является ли "Педагогика" юмористическим журналом? Увы...
С описания картин разврата Артемий Владимиров переключает свое внимание на выявление его социальных причин. Его настораживает, что "молодые учителя... намеренно сокращают дистанцию между педагогом и учеником, подчас строят учебный процесс, превращая урок в якшание с теми, кого должны до себя поднимать." Еще больше заботит священника, что сейчас утрачивается "полученное от советской школы некое пуританство (!" выражавшееся, в частности, в школьной форме. Именно она "действительно от чего-то предохраняет". Судя по всему, "предохраняет" она самого отца Артемия и ему подобных от плотского искушения: "Я вижу, что не только на выпусных балах...школьницы забывают почему-то надевать самые нужные части женского туалета." Батюшка явно смотрит куда не следует глядеть истинному христианину, но причем же тут форма? Не ее отсутствие и не юные школьницы виноваты том, что правосланому пастырю мерещится "трупный запах сладострастия, витающий над нашими домами..."
Вас может даже несколько удивить сходство точек зрения на половое просвещение православных и "коммунистических" идеологов. Cовпадения точек зрения священников и совковых ханжей времен застоя в вопросах нравственности, формы и способов общения с детьми не случайны. Ведь свобода в половых отношениях - это одно из условий свободы политической. Бороться с негативгыми последствиями "сексуальной революции" необходимо, но делать это вовсе не так, как предлагают сторонники РПЦ и КПРФ. Именно половое воспитание и просвещение может помешать разврату, а никак не репрессии против ни в чем не повинных детей, которых разного рода мракобесы готовы записать в "демоны". Проституция и разврат существовали всегда, и виной тому было вовсе не просвещение, а ханжеская мораль, проповедуемая учителями отца Артемия. Сексуальная революция, несмотря на все минусы, сделала главное, установив раз и (надеюсь) навсегда, что брак без любви куда более аморален, чем секс до и вне брака. Это крушение патриархальной семьи, в которой женщина была самой настоящей рабыней мужчины, обретение молодежью свободы просто-таки бесит наших моралистов, которые не брезгуют откровенной ложью, лишь бы запугать наше общество.
К сожалению, такие выкладки можно встретить не только у новоявленных отцов церкви, но и у некоторых академиков РАО и РАН, которые, в свою очередь, не ограничиваются сферой нравственности. Они ставят себе целью "духовное обновление общества" с помощью изменения светского характера российского образования, положив в основу ценности "Домостроя".
Эти "ученые" считают, что образование в новом веке будет основано на "синтезе науки и религии". Наука должна срочно идти на контакт с верой, иначе "неперестроившейся таким образом науке грозит гибель", так как "знание без веры мертво". Подобные утверждения показывают лишь то, что для науки мерт человек, их озвучивающий. Никакая наука не может существовать на религиозной почве - представьте себе физика, объясняющего, процессы квантовой механики вмешательством провидения.
Эта своеобразная перестройка науки должна формировать "внутренние мотивы поведения человека на основе его веры в целесообразность и нравственно-этическую безупречность именно такого поведения [какого - уважаемый читатель только что увидел - С.С.], связанная с осознанием возможностей и механизмов духовного продолжения собственного Я после физической смерти". В переводе на нормальный язык эта туманная тирада означает, что человек способен вести себя нравственно только тогда, когда уверен, что за гробом последует возмездие или награда - перед нами обычная вера в боженьку, неумело замаскированная наукообразной терминологией. В начале нашего века Г.В. Плеханов писал: "Обществу необходимо было бы позаботится о том, чтобы его члены научились смотреть на требования нравственности, как на нечто совершенно независимое от каких бы то ни было сверхъествественных существ." К несчатью для нашего общества, мораль вновь пытаются связать с религией, но эта тема - предмет отдельного рассмотрения. Но интересно все-таки, что имел в виду автор под "механизмами духовного продолжения собственного Я"...
Подобные педагогические нововведения безусловно требуют подтверждения со стороны научных авторитетов. Подобную чушь в работах классиков педагогики – Корчака, Дьюи или Макаренко – конечно, не найти. Поэтому теоретическую основу подобных новаций составили, в частности, труды К.П. Победоносцева и опыт деятельности епархиальных женских училищ. Напомню, что именно по указанию Победоносцева в 80-е - 90-е годы XIX века в России была свернута программа поддержки земских школ, а взамен начали строить церковно-приходские, где полуграмотные ьяки сводили все обучение к закону божьему, церковному пению и началам письма и счета. А теперь доктора философских наук хвалят Победоносцева за осознание того, что "масса детей... должна жить насущным хлебом, для приобретения которого не требуется... сумма голых знаний." Проще говоря, зачем крестьянину знания – все равно от сохи никуда не денется, ему только богу молиться, да на царя-батюшку уповать. А если соображать начнет - то бунт приключиться может. Трудно всерьез представить себе в действии такую образовательную концепцию сегодня.
Тем не менее, именно она в слегка модернизированной форме положена в основу государственной политики в сфере образования. Во втором номере "Педагогики" за 1999 год В.Ю. Троицкий писал: "XIX век русского просвещения прошел в борьбе православной духовности с нигилизмом, то есть растлением духа." В действительности же, именно "нигилисты" (в их число автор записываетвсех антиклерикалов от декабритов и либералов до большевиков) занимались народным просвещением, в то время как православные иерархи поддерживали закон о "кухаркиных детях", ограничивающий возможность получения образования 80% населения четырьмя классами. Еще в середине прошлого века "растление духа" было под таким хорошим контролем, что даже строки стихотворения:
О как бы я желал
В тиши и близ тебя
К блаженству приучиться! -
были запрещены цензором с таким комментарием: "К блаженству приучаться должно не близ женщины, а близ Евангелия."
Но больше всего тревожит даже не это поразительное невежество, а вывод: "Будущее русского образования неразрывно связано с направленностью на нравственное развитие учащихся в свете национальных идеалов, на формирование национального самосознания, опирающегося на духовные традиции народа, на признание обязанностей человека перед государством... первостепенными по отношению к его личным правам и интересам... Это ставит ее [личность] в рамки здорового социального поведения." Человеческая индивидуальность, по мысли этого и ему подобных теоретиков, должна быть подогнана под государственные интересы, то есть - интересы правительства, конкретной группы лиц. Такая унификация проводилась в царской России, в сталинских школах, в гитлерюгенде. И именно подобные суждения, а не сексуальная свобода или нигилизм, являются последней степенью нравственного и умственного разложения, как когда-то о них сказал Добролюбов.
Но чем дальше - тем больше появляется псевдоученых, готовых на реализацию проектов уничтожения свободомыслия в корне, в зародыше - в школе. И, разумеется, православная церковь не просто поддерживает, но и является главным действующим лицом во всех таких теориях или практических начинаниях. "Православие испокон веков представляло общенародную идеологию," – читаем на страницах все того же журнала. Только в этом контексте странно выглядят сведения о том, что монастыри владели крепостными крестьянами, а многие церковники перед революцией активно занимались организацией черносотенных погромов против евреев и интеллигенции, причем на государственные деньги.
После изучения статей из журнала "Педагогика" и высказываний различных ответственных лиц создается впечатление, что светский характер образования находится на грани уничтожения. Еще в декабре 1998 года был проведен "круглый стол" на тему "Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения." Обсуждение проблем превратилось в настоящую пропаганду православного характера образования, как необходимого для развития нашей "национальной идеи". Научный сотрудник НИИ семьи и воспитания РАО И.А. Галицкая заявила: "Судя по проведенным опросам, в обществе ощущается необходимость включения религиозной культуры в светскую систему образования и воспитания." Для "формирования духовно-нравственных качеств", разумеется. Точные результаты опросов, конечно, не приводятся. Ей вторит Иоанн Экономцев, заведующий в патриархии делами образования: "В России, по существу, одна конфессия," составляющая по эксклюзивным подсчетам батюшки 80% населения. Наконец, В.П. Зинченко, объявив мимоходом, что "образование и наука всегда оказываются первыми жертвами революционеров, бунтовщиков, реформаторов," призвал к сохранению православных традиций русского образования.
Но, может быть, скурпулезно исследуемый мною журнал - это просто исключение на общем светском фоне российской образовательной системы? Но нет, и эту последнюю надежду у читателя мне придется отобрать. Журнал "Педагогика" - это, фактически, официоз. В редколлегии журнала участвуют Л.П. Кезина - глава Московского комитета образования и Н.Д. Никандров - глава РАО, а главным редактором является Н. Борисенков - ее вице-президент. Эти академики РАО не столь давно попытались ввести в число обязательных предметов психологических факультетов вузов курс под названием "Начала христианской психологии", в котором, наверное, должно объясняться как онанизм, нигилизм и атеизм приводят к деградации человека. Пока эта затея не прошла, но шансы на реализацию у нее пока есть. Тем более, что на страницах этого же журнала министр образования РФ Филлипов В.М. заявил: "Мы с благодарностью откликнулись на важное предложение Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Речь идет о создании светско-религиозной комиссии по образованию, которая призвана освободить государственные образцовые стандарты, учебные программы, учебники и пособия от проявлений воинствующего атеизма." Что такое воинствующий атеизм - министр не уточнил. Более того, он призвал всех своих починенных к работе "без отказа от светского образования, но при этом с тесным взаимодействием органов управления образованием и самих учебных заведений с православной церковью." Из этих слов любому ясно, что светский характер образования вскоре останется лишь вывеской на "оцерковленных" учебных заведениях.
Концепции религиозного одурманивания детей уже приводятся в действие. Уже действуют так называемые школы с этнокультурным (национальным) компонентом или русские школы, которые ставят себе первой задачей "духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе приобщения к традициям русского народа, к его истории и к православной культуре." В концепции развития русской школы N 1148 много сказано о "величайших идеалах" русского народа, который умеет подчинять свои интересы "идеям добра и справедливости". В чем, как вы думаете, главная сила русского народа, дающая способность "так стойко переносить обиды, поругания и гонения, а в условиях лишь крайней необходимости дать отпор, сокрушить зло, простить и снова помогать своему бывшему врагу? Конечно же, в Православии." И далее: "Православная этика должна найти достойное место в государственном образовании России, так как именно Православие на протяжении всей истории государства Российского являлось залогом межэтнического согласия и терпимости." В общем, налицо возвращение к теории официальной народности графа Уварова, выраженной в трех словах: "Православие. Самодержавие. Народность." Правда, самодержавие воскресить пока не удалось, и в новой "национальной идее" его место заняло государство. По мнению своих создателей, русские школы должна послужить образцом для преобразования школьной системы по всей стране. Только закон об образовании пока мешает, да и его, как видно, обойти особых сложностей не составляет.
Кроме образцов школ уже существуют образцы учебников, которые должны придти на смену "элементам воинствующего атеизма". В 1998 году вышел в свет новый учебник для вузов по Новейшей истории Отечества под редакцией нынешнего замминиста образования А.Ф. Киселева, где проводятся приведенные выше идеи о богоизбранности русского народа. Там утверждается, в частности, что победа во второй мировой войне была одержана СССР благодаря "русской психологии, сформированной православной верой, истребить которую неспособны никакие комиссарские установки," а также, что летчик Покрышкин, "будучи русским боролся за русскую землю, за свою Родину и веру." Комментарии излишни.
Итак, налицо стремление православной церкви, ряда деятелей от образования и высших чиновников министерства образования воскресить богатые российские традиции промывки мозгов - на этот раз опять с помощью религии. Прямой обман, нарушения закона, исторические фальсификации - все имеющиеся средства уже пущены в ход. Цель ясна - превратить детей в запуганных, закомплесованных людей, неспособных самостоятельно мыслить, а значит - легко поддающихся любой, в том числе и откровенно черносотенной пропаганде. В российской системе образования назрел переворот, у которого есть все шансы на успех. Если он удастся, то нам всем придется забыть о нравственном и культурном возрождении России на многие годы.

sergey63

В углу сидел мир и тихонько сходил с ума...

sidorskys

Как писал один французский просветитель, ученые и философы -друзья разума и познания, а священники - враги разума и покровители невежества. Похоже маятник опять идет в их сторону... Гор Видал пишет, что и в США баптистские лидеры пытаются урезать свободы.Это идет везде. А синтез науки и религии по-моему нонсенс, они по определению враги, тольго в мирное время многие с обоих сторон пытаются это затушевать, но когда кто-то чрезмерно усиливается, то все возвращается на круги своя. С приходом к власти православия на образование опустится тьма, а пока наступают только сумерки.
semi-japing

sidorskys

Можно еще вспомнить доклады Магницкого Александру I результатах своего управления Казанским университетом: "Университет Казанский за златою оградой данных ему инструкций чужд повсеместной заразы, верен общей матери нашей Церкви Православной, питает юность, пылающую живой верой, чистым медом ее небесного учения".

nina1972

Соловьев Сергей
Собор победителей.
В церковном календаре нет ни одного персонажа,
который стал святым, трудясь на благо общества.
Бертран Рассел
В те дни, когда подлодка "Курск" уже лежала на дне Баренцева моря, в Москве, в великолепном зале под храмом Христа-Спасителя, заседал архиерейский собор русской православной церкви. На фоне трагедии иерархи выглядели более чем довольными. И еще бы. Подведение итогов последнего десятилетия для РПЦ – дело очень приятное, в отличие, правда, от всего остального общества. Церковь получило такое влияние, которое уже может быть сравнимо с тем, что было до 1917 года. Но церковь сама по себе ничего подобного достичь бы не сумела – никакое религиозное возрождение не стало бы возможным, если бы не всемерное содействие этому процессу со стороны государственной власти. Православные деятели на этот счет никаких иллюзий себе не строят – и прошедший собор тому подтверждение. Они просто хотят вступить с властью в точно такие же отношения, в каких церковь и государство находились до прихода к власти большевиков. Как показывает история последних лет, государство это вполне устраивает. Вопрос лишь в том, насколько это устраивает российское население – но у нас этого никто не спрашивает.
Для того, чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, какой политический идеал собирается проповедовать православная церковь, собор совершил давно уже прогнозируемый политический акт – канонизацию Николая II. "Причем здесь политика?" – может спросить неискушенный читатель. На такой вопрос можно ответить только с помощью краткого исторического экскурса.
Как известно, Николай II в России получил прозвище "Кровавый". Произошло это после того, как на коронационных торжествах, проходивших в Москве, погибло более тысячи человек. По случаю восшествия на престол нового государя 18 мая 1896 года на Ходынском поле для простого люда было назначено гуляние с раздачей царского угощения. Поле это представляло собой учебный плац для войск Московского гарнизона, изрезанного траншеями, брустверами и рвами. За 14 месяцев подготовки торжеств для приведения в порядок поля ничего сделано не было. По самым минимальным оценкам, к утру 18 мая на поле собралось около полумиллиона человек. Неминуема началась давка, люди падали в ямы, спотыкались из-за неровностей почвы, и раз споткнувшись, погибали под ногами остальных. По официальным данным, погибло 1389 человек, в печати говорили о четырех тысячах, а раненных, как водится, никто не считал. Все ждали, что царь объявит траур или хотя бы отменит коронационные торжества. Но ничуть не бывало – вечером того же дня царь танцует на великолепном балу у французского посла, в то время как Москва еще собирала погибших. Главный устроитель торжеств и главный виновник Ходынской трагедии – дядя царя Сергей Александрович получил от царя… благодарность "за образцовую подготовку и проведение торжеств" (Сергей Александрович после этих событий получил в народе кличку – князь Ходынский). Единственным виновником был назван московский полицмейстер Власовский, которого уволили со службы с сохранением пенсии. Царь милостиво выделили в помощь семьям пострадавших 90 тыс. руб. на всех. (коронационные торжества обошлись в 100 миллионов). Слов нет, поведение царя выгляди просто как образец добродетели!
Я не буду приводить другие эпизоды жития святого Николая. Но неужели трудно понять, что тот царь, в течение правления которого произошло две революции, причем в феврале 1917 года на его защиту не встал никто, явно не может быть идеалом для подражания. Достаточно заглянуть в любой учебник истории, чтобы увидеть: этот человек был не просто неприспособлен к управлению государством, но он сделал все, чтобы это государство оказалось на грани гибели. Стараниями царя и не менее бездарного окружения это государство было втянуто в две войны и проиграло обе (русско-японскую и первую мировую). Более того, ели народ в начале правления Николая еще надеялся на царскую власть, то после Ходынки и кровавого воскресенья 9 января 1905 года от монархизма народ был избавлен, но не стараниями революционеров, а самой властью. Почему же тогда сегодняшние деятели РПЦ объявили это ничтожество святым?
Ответ на этот вопрос можно найти у самого царя. Вот некоторые его автографы, приведенные в книге советского историка М.К. Касвинова:
"Томский губернатор в годовом отчете пишет, что "необходимо строить побольше храмов", и не только в городах, но особенно "в сельских местностях". Резолюция царя на полях: Вопрос этот очень близок моему сердцу." <…>
Олонецкий губернатор в годовом отчете сообщает, что стараниями земств в подведомственных ему районах "открыты еще сто семнадцать народных школ". Резолюция: Излишняя торопливость в этом направлении совсем нежелательна". <…>
Саратовский губернатор (будущий премьер-министр) Столыпин в отчете делится опытом: оказалась эффективной практика усмирения бунтующих крестьян с помощью небольших конных вооруженных отрядов… Выяснилось преимущество этих отрядов перед пехотой: они более подвижны и "с самого начала очень удачно разгоняют толпу нагайками." Надпись его величества: Вполне разделяю этот взгляд."
Так, вместо народных школ царь требует увеличивать число церковно-приходских, крестьян пороть, увеличивать штат политической полиции и строить побольше тюрем. Но зато царь-то православный…
Разумеется, атеистам должно быть абсолютно все равно, кого объявляет святыми православная или любая другая церковь. Но с другой стороны, канонизация Николая II – это политическая демонстрация церкви, это определение ее идеала политического устройства и одновременно – демонстрация желания вернуться именно к такому политическому устройству. И это ее стремление выходит за рамки чисто церковных дел и говорит, во-первых, об идеологической направленности официального православия, а, во-вторых, о его моральном облике. Ибо объявление святым "кровавого" царя – это довольно странный жест для церкви, которая проповедует (по крайней мере, на бумаге) заповедь "не убий".
Стремление вернуться к благословенным временам церковь проявила не только канонизацией Николая. На соборе был принят очень интересный документ: "Основы социальной концепции Русской Православной церкви". В его 16 разделах заключено отношение РПЦ ко всем сферам современной жизни, и некоторые пункты этого весьма объемного документа не могут не вызывать интереса.
В отношении политики церковь формально провозглашает отказ от политической борьбы: "Подтвердить невозможность для церковной Полноты поддержки каких-либо из политических партий, движений, блоков, союзов и тому подобных организаций, а также отдельных их деятелей, в первую очередь в ходе предвыборных кампаний... Считать также крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях, союзах, блоках и им подобных организациях, в первую очередь ведущих предвыборную борьбу". Но это нежелание церкви участвовать в политике – это не более, чем нежелание бороться на равных со светскими политическими организациями. РПЦ хочет с самого начала оказаться во много лучших условиях – рядом с государственной властью. Идеальные взаимоотношения церкви и государства представляются церковным иерархам так: обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой… Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства." Приведенное положение означает воссоединение церкви и государства, со всеми вытекающими отсюда последствиями для неправославных и атеистов, а также заодно для науки и образования. Но это не только идеальные построения иерархов, этот идеал уже настойчиво проводится в жизнь. Из различных частей постановлений собора, из докладов епископов и из уже упомянутой "социальной концепции" можно составить следующий список завоеваний РПЦ на пути превращения России в государство с православной идеологией:
"Благодаря помощи армейского командования и руководства ГУТТНа к настоящему моменту почти в каждом воинском коллективе и исправительном учреждении имеются молельная комната, где проводятся беседы и совершаются богослужения и таинства (исповеди, крещения, брака) или походный храм (в воинской палатке а во многих местах построены стационарные храмы."
"Собор приветствует начало преподавания богословских дисциплин в светских высших учебных заведениях и считает важным развитие этой практики через разработку детальных программ и методик, а также через диалог с государством, направленный на закрепление и расширение существующих возможностей."
"Власть должна максимально содействовать получению школьниками знаний о религии в духе, соответствующем их мировоззрению. Выражена крайняя озабоченность сохраняющейся и усугубляющейся монополией материалистического мировоззрения в образовательном процессе."
Эти длинные выдержки показывают лишь одно: что уже идет процесс сращивания государства и церкви и процесс этот двухсторонний и взаимовыгодный. Но что же государству от церкви? Ответ на этот вопрос уже есть в цитированных положениях. Государство получает новый рычаг управления обществом. Как известно, национальной идеи в России сейчас нет, а все попытки ее выработать с помощью специальных комиссий могли вызывать только смех. И вот, национальная идея уже есть, уже готова и основная ее часть уже давно сформулирована апостолом Павлом: "Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение" А РПЦ к апостолу добавляет современную характеристику ситуации:
"Принцип свободы совести, появившийся как юридическое понятие в XVIII-XIX веках, превращается в один из основополагающих принципов межчеловеческих отношений только после Первой мировой войны. Ныне он утвержден Всеобщей декларацией прав человека, входит в конституции большинства государств. Появление принципа свободы совести - свидетельство того, что в современном мире религия из "общего дела" превращается в "частное дело" человека. Сам по себе этот процесс свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей части общества, утверждающего принцип свободы совести. Если первоначально государство возникло как инструмент утверждения в обществе божественного закона, то свобода совести окончательно превращает государство в исключительно земной институт, не связывающий себя религиозными обязательствами."
С существованием свободы совести церковь все же мириться. Но с трудом. В отношении давно смирившихся такой ситуацией протестантов церковь выражает "сожаление в связи с продолжающейся либерализацией вероучения и церковной практики некоторых западных протестантских общин, что все более отдаляет их от Православной Церкви". От РПЦ, действительно, либерализации никто не дождется, даже и надеяться не стоит. Но с российским "земным институтом" у РПЦ отношения налаживаются чем дальше, тем лучше. Как видно, 14 статья российской Конституции, которая утверждает светский характер нашего государства уже не волнует ни тех, ни других.
Но для полного счастья и для беспрепятственного идеологического "окормления" граждан страны церкви не хватает совсем немного. Во-первых, слишком мало истово верующих. Правда, о. Иоанн Экономцев насчитал 80% православных в России, но это он, право же, погорячился. Постоянно посещает церкви около 10% населения. Во-вторых, церкви не хватает имущества. Мало ей того, что уже передано в ее руки, включая, кстати, памятники культуры, с которыми церковь обращается не учитывая их ценности. Поэтому собор направил президенту РФ верноподданное послание, которое начинается словами "ваше превосходительство" и гласит:
"…Общественное служение Церкви не может развиваться без должной материальной основы, которой мы сегодня лишены вследствие многолетних гонений. В годы лихолетья государство беззаконно изъяло у Церкви собственность, созданную трудами многих поколений верующих и, что гораздо более важно, посвященную Богу, то есть заведомо не подлежащую никакому отчуждению. Без этой собственности сегодня практически немыслимо полноценное возрождение нашей Церкви, осуществление ее просветительного, миссионерского, социального служения, в плодах коего нуждаются страна и народ."
Секуляризация проходила почти во всех развитых странах мира, и нигде церковь не предъявляет претензий, требуя возврата имущества. Но Россия находится теперь на пороге нового века, только не XXI, а XVII, – до Петра, до расцвета великой светской русской культуры и до появления в этой стране демократических идей, в том числе и столь нелюбимой церковниками идеи "свободы совести". Отдаст ли государство то, что было отнято у полностью скомпрометировавшей себя православной церкви после 1917 года? Если это случится, значит, к возрождению русского средневековья будет сделан еще один шаг.

nina1972

Прoтoиерей Артемий Владимирoв
Книги-друзья и книги-враги
От редакции
Ниже мы помещаем несколько небольших фрагментов, взятых с аудиокассеты1, распространяемой просветительским центром "Православное видео". Этот центр располагается при храме Всех святых у м. Красносельская и возглавляется настоятелем храма протоиереем Артемием Владимировым. Кроме этой записи, центр распротраняет много других ей подобных, например, целый цикл "Царская Россия и русские Цари", "Уроки благочестия", видеофильм "Последний Русский царь" и т.д. Кассета в аннотации рекомендуется для детей и родителей, желающих "быть разборчивыми в чтении и научиться получать его душевную пользу". Что за пользу из всего этого можно извлечь, вы сейчас узнаете. Представленный текст может в незначительных деталях отличаться от оригинала.
* * *
К вопросу o чтении Священного Писания... Если вам предлoжат вскoре пoехать на неoбитаемый oстрoв, вместo всякoгo сoкрoвища смелo берите Священное Писание. Из негo вы узнаете, как прoжить безбеднo даже на неoбитаемoм oстрoве. Будете читать Библию, а в этo время вoрoна принесет вам кусoчек сыра, притoм именнo такoгo, кoтoрый вы любите... Пoтoму чтo бoг действительнo питает людей, питающих свoю душу чтением писания...
"А теперь давайте мы с вами oбратимся к миру русскoй сказки. <...> Как зoвут кoня Ильи Мурoмца? Правильнo, Бурушка. Так вoт, к вашему сведению, Бурушка - этo рoднoй брат Кoнька-Гoрбунка. И кoгда я ставил вoпрoс в Мoскoвскoй патриархии, какoгo кoня мoжнo сюда к детям привести, в этoт "Меридиан", тo кoмиссия Мoскoвскoй патриархии Кoнька-Гoрбунка не прoпустила. Знаете, пoчему?
Оказывается, Кoнек-Гoрбунoк Иванушку-Дурачка пo всяким кипящим истoчникам вoдил, с таким кoлдoвским пoдтекстoм. И пoэтoму Кoньку-Гoрбунку сейчас еще нужнo каятся, пересматривать мнoгo из прoжитoгo, а вoт Бурушка oказался куда смиреннее и пoслушливее. <...>
[Бурушка Илью Мурoмца призывает: пoскачем пo земли рoднoй], ибo oткуда ни вoзьмись на нашу землю пришла сила темная, сила вражья, супoстаты сoбрались в гoрoдах и весях святoй Руси... И вoт oседлал кoня Илья Мурoмец - Бурушка аж присел пoд бoгатырем святoрусским.
И oтправились oни пo земли рoднoй. Едут - видят oгрoмнoе здание, все сплoшь стекляннoе да алюминиевoе, а написанo на этoм здании: "Кoка-кoла кoнцерн" [дети смеются].
А пoд этoй надписью - другая надпись: "США, страна замoрская".
Сдвинул брoви Илья Мурoмец, булаву с плеча мoгучегo снимает, насупился, к кoнцерну с бoчка-кoндачка пoдъезжает.
Бурушка гарцует, трясет гривoй длиннoю. Выбежали из кoнцерна мериканцы - рoжи красные [дети смеются], зубы блестящие, улыбаются, а живoтики у них у всех oт страха сoдрoгаются. "Чтo приехал ты, Илья Мурoмец, в наш кoнцерн? Мы тут гoняем "Кoка-кoлу", травим ребятишек русских, чтoбы oни лишались ума-разума.
Ктo напьется нашей "Кoка-кoлы" американскoй, станoвится как безумный, начинает сoбирать фантики да фантиками менятися.
А мы, американцы бессoвестные, бутылки с призами галoчкoй пoмечаем, ни oднoму детинушке русскoму мы такие бутылoчки не прoдаем, а все бутылoчки нашим ребятишкам раздаем - Тoмам Сoйерам да Гекльберри Финнам.
Ни oднo русскoе чадушкo этoгo приза не выиграет, а если выиграет, еще хуже ему будет, ибo oбoпьется "Кoка-кoлы", и живoтик у негo развяжется, и выльется "Кoка-кoла" пo русскoй земле. А земля ту кoлу принять oткажется. Разoльется кoла да затoпит деревни, три, четыре, пять - деревню Неелoвo, деревню Гoрелoвo, высыпят русские людишки из избушек свoих пoкoсившихся, станут спасать ктo утя, ктo куря свoе. "Кoка-кoла" же из тoгo детинушки все выливается. Вoт уже нет земли - земля русская кoнчается.
Мы же, американцы бессoвестные, будем радoваться, пoтoму чтo, кoгда вымрет этoт нарoдушкo и славянскoе егo сердце сoгниет в земле, пoнастрoим мы тут бурoвых устанoвoк, станем нефть качать, алмазы сoбирать, и будет у нас здесь бананoвая республика. Будем здесь растить кoкoсы, фейхoа и oтправлять все в далекую Америку, и пoлoжим все здесь выращеннoе на русских кoстях к пoднoжью тетки страшнoй - статуя Свoбoды называется.
А кoгда князь мира сегo, сатана, с пoмoщниками Фoрдoм да Рoкфеллерoм улыбнется нам свoей пастью железнoй да вставнoй, да пoгладит нас свoей рукoй кoгтистoй, шерстянoй, тo услышим мы oт негo такие слoва: "Америкашечки мoи любимые, стравили вы нарoдушкo русский. Пусть уйдет oн в небытие, пусть и память o нем пoзабудется, ибo нарoд тoт был нарoд правoславный, нарoд, чьи деды и прадеды меня, сатану, пoсрамляли да крестoм oсьмикoнечным мне глаза пoвышибали. Как благoдарен я вам, америкашечки, чтo вы детoчек русских с ума пoсвoдили, чтo oни oбклеились, как безумные, этими фантиками, чтo гуляли вдoль палатoк с тoварцем прoтухшим, чтo жевали ту тянучку липкую, превратились все в oбезьян да пoпугаев раскрашенных".
Как услышал тo Илья Мурoмец, замахнулся булавoю кoванoй да ударил пo зданию кoнцерну кoка-кoлинoму. Накренилoся вдруг здание и пoсыпались сo всех oкoн америкашечки, да взoрвались устанoвки все перегoнные, а земля русская раскрыла свoе чревo, и прoвалилася вo ад устанoвка заграничная. <…> Вoт и сказка наша пришла к кoнцу. Слыхали такoе, нет? Я и вам предлагаю, друзья, к следующему разу прoдoлжить приключения Ильи Мурoмца, пoтoму чтo oчень нам нужны такие сказки и былины, чтoбы дети у нас все с ума-тo oкoнчательнo не пoсхoдили ...
[В заключение o книгах-врагах] <...> И вoт не случайнo oдин из герoев кoмедии "Гoре oт ума" <...> сказал: "Сoбрать все книги бы да и сжечь".
Этo как раз сказанo o книгах-врагах. И вoт сейчас надo быть таким oстoрoжным, так уметь закрывать глаза, дoрoгие дети, кoгда мы прoхoдим мимo книжных прилавкoв в метрo, в магазинах...
1. Цикл "В гостях у батюшки". Аудиопрограмма "Благое слово". Выпуск №10, 60 мин. Главный редактор Дзарасова М.В., Художник Петрова М.Д.
Еще раз от редакции
Мы считаем, что распространение подобных кассет может угрожать здравому рассудку детей гораздо больше, чем фантики с кока-колой, и считаем необходимым привлечь общественное внимание к деятельности протоиерея Артемия Владимирова.

sergey63

Про Николая II много неправильно написано...
Автор повторяет учебники истории, изданные при советской власти.
Про то же, что стараниями царя Россия была втянута обе войны - вообще бред полный. По крайней мере, за Русско-Японскую войну точно ручаюсь.
Но конечно, это не значит что его надо канонизировать, тут я согласен... Просто не надо перегибать палку и придумывать отрицательные факты, когда и невыдуманных хватает.

nina1972

Стараниями царя и не менее бездарного окружения
Министр внутренних дел России В. К. Плеве накануне русско-японской войны 1904— 1905гг. заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»

Что еще вы считаете не соответствующим действительности ?

menshikov9

Я летом читал книгу Бушкова "Россия которой не было". Там, по моему, довольно аргументированно приводятся альтернативные варианты исторических событий и их оценки. Конечно, многое там весьма сомнительно, но и вправду, к общепринятой оценке истрорических событий нужно относиться критически. А насчет Николая ты зря, не было ему дела до обычных людей. Для него главным были Цкли, а не люди.

yurimedvedev

Интересно...
кто такие Цкли?

El_Diablo

ИМХО, это все какая-то странна агит кампания против того, чего еще даже нет.
надоели уже

yurimedvedev

Ну, я думаю, кампания правильная, нечего засорять мозги людям лозунгами "православие, самодержавие, народность". Поповство давно должно было вымереть, либо реформироваться по примеру протестантов. В любом случае, я не хочу жить в стране, где мне будут настойчиво объяснять все прелести преимущества православной веры перед другими с помощью идиотских аргументов, такими дремучими, что над ними еще мог смеяться сам Сократ.
А если о вере, то нужно, занимаясь наукой, быть материалистом, а если тебе нужно, верь, но пусть эти два дела друг другу не мешают. Бог и вера - образы исключительно нематериальные, умозрительные, не имеющие никакого отношения к материальному миру.

sidorskys

Как это нет! Блаженны незрячие, ибо не ведают они, что творится.

El_Diablo

я тебя не понимаю, ты историю изучаешь?
это для тебя наука? наша страна все время была проваславной, при этом почти никто
не знает что это такое, тебя же никто не застовляет в это верить, а знать бы
что хоть это такое совсем не плохо.

sergey63

Мне это высказывание известно.
Один Плеве войны не начал бы, а если бы и начал, то никак не с нападения Японии на Артур и блокады Чемпульо.
Конечно можно сказать что Япония была вынуждена напасть, чтоб не напали на нее, но. Русско-японская война - по сущесту, война России с триумвиратом Японии, Англии, США. Хоть американские и ангийские корабли и не принимали участия в боевых действиях, но можно вспомнить военые поставки в Японию, огромный военный займ, полученный незадолго до войны... Америка, Англия и Россия зарились на Манчжурию, и, чтобы свести влияние России в этом регионе к минимуму, Америка с Англией, если так можно выразиться, натравили Японию на Россию. Это в общих чертах... А Плеве... Плеве в военых вопросах, к сожалению, мало чего понимал... И недооценивал Японию как опасного противника. Понятно, что короля играет свита, но все же не стоит говорить о том, что благодаря Николаю II Россия была втянута в вйну, не учитыввая кому эта война была прежде всего выгодна.

El_Diablo

Если бы хоть что-нибудь СЕРЬЕЗНОЕ появилось, такие как ты, такой бы шухер сразу
навели, что на каждом углу это написано было бы

yurimedvedev

а знать бы
что хоть это такое совсем не плохо

Да, знать о христианской православной культуре совсем не плохо. Хуже, когда под предлогом ее изучения, у тебя поменяют взгляд на жизнь, например. Одно дело линейная алгебра, другое дело слово божие, эти две науки по-разному влияют на могзи. А поп, который придет читать детишкам лекции будет очень заинтересован найти слабые струны в их сердцах и будет на них играть, как захочет. Сравни его поведение с поведением преподавателя истории или математики.

spiritmc

Почитай про дипломатическое общение и порядок объявления войны (которая страна и когда).
А также про подготовку армии к той же войне.
Если не доверяешь советским учебникам, возьми Керсновского.
Узнаешь много нового.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

El_Diablo

ты когда - нибудь священников слышал? теорерик

spiritmc

Только после 980-го и только до 17-го века.
Кстати, а почему никто не вспоминает гонения на язычников в 8--12 веках?
А раскол, Священный Синод и казни по церковным обвинениям?
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

nina1972

Русская армия в несколько раз превосходила японскую по численности и огневой мощи, однако располагалась главным образом в европейской части страны. Численность русских войск на Дальнем Востоке составляла 98 000 человек — в полтора раза меньше, чем у японцев. Транссибирская магистраль пропускала поначалу всего четыре пары эшелонов в сутки, а путь из Петербурга до Владивостока или Порт-Артура занимал более пятидесяти дней. Неосвоенные сибирские просторы оказались стратегической слабостью России.
Тем не менее Николай II и его приближенные были убеждены в военном превосходстве России над Японией. Тот быстрый подъем, который начался в Японии после революции 1867—1868 гг., русские правящие круги недооценили. Генералы весьма пренебрежительно отзывались о боевой подготовке японских солдат.
Сторонником войны был статс-секретарь А.М.Безобразов. Ему принадлежал понравившийся Николаю план: приобретая на имя подставных лиц лесные и рудные концессии в Корее и размещая войска для их охраны, тихой сапой прибрать к рукам полуостров. За военное разрешение конфликта выступал и Плеве.
Переговоры стороны вели для отвода глаз, выдвигая друг другу заведомо неприемлемые условия. Япония требовала, чтобы Россия ушла из Кореи. Россия соглашалась — но при условии, что Япония признает Маньчжурию сферой русского влияния. Япония была готова придать такой статус только КВЖД с полосой отчуждения.
Завершив в 1903 г. программу перевооружений, Япония не преминула воспользоваться благоприятным для нее соотношением сил. 31 декабря она предъявила русскому правительству ультиматум. Реакция России последовала 22 января 1904 г. Наша страна была готова пойти лишь на незначительные уступки — вроде позволения создавать японские поселения в Маньчжурии; Японию, как нетрудно было предвидеть, подобные обещания не удовлетворили. 24 января 1904 г. она разорвала дипломатические отношения с Россией. Спустя три дня началась война.

Тоесть
1) войне предшествовал период переговоров, у правительства была масса времени для размышлений
2) Николай II со своими приближенными переоценивал свои силы и сознательно шел на конфликт
Разве это не означает "втянул страну в войну" ?

yurimedvedev

Не раз, и православных и протестантов - сектантов.

vov2001

Исторически только византийское православие с сомнением относилось к рациональному постижению Бога. Католики поставиили науку на службу вере. У восточных же христиан был исихазм - созерцание.

El_Diablo

<Только после 980-го и только до 17-го века.
я как раз хотел написать вместо слова всегда , почти все время, чтобы такие как ты не доставали, но потом подумал,
что народ умный и поймет, что я имел ввиду,.... видишь, оказывается не все.
<Кстати, а почему никто не вспоминает гонения на язычников в 8--12 веках?
А раскол, Священный Синод и казни по церковным обвинениям?
потому что разговор сейчас не об этом.

El_Diablo

ты наверное, в те моменты чувствовал, как православный священик
выискивает в тебе слабые струны, чтобы завербовать.
( о сектантах речь не идет, и о протестантах тоже)

spiritmc

К этому придёт любая церковь.
Не мытьём, так катаньем.
Давление бывает и опосредованное.
А Раскол показывает, что сейчас к власти пытается прийти еретическая церковь, оправдывающая правителя хотя бы тем, что присуждает ему "богоизбранность."
---

жирных
с детства привык ненавидеть."

El_Diablo

Перестань путать теплое с мягким и не пиши сюда
все что тебе приходит в голову.

spiritmc

"Расширь своё сознание."
---
"Vyroba umelych lidi, slecno, je tovarni tajemstvi."
Karel Capek

spiritmc

Кстати.
Моя прабабушка (1902 г.р.) всегда отделяла церковь-веру и попов.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

El_Diablo

А я 1981 г. рождения никогда не ем гречку поутрам, мне кажется её вообще стоит не есть!

El_Diablo

я очень уважаю твою многоуважаемую бабушку, ну она-то здесь причем?

spiritmc

Очень многие, называющиеся православными, не знают даже "Отче наш" и "Богородице, дево, радуйся".
И в церкви они бывают очень нечасто.
Они не нуждаются в церкви вообще.
Так зачем нужна церковь?
А ещё и с теми заморочками, которые были известны даже крестьянам начала прошлого века.
---

жирных
с детства привык ненавидеть..."

spiritmc

Очень ценное наблюдение, многое проясняющее.
Если задуматься.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: