Закон о гражданстве для гражданан бывшего СССР

aqvamen

Депутаты Госдумы приняли в трех чтениях президентские поправки в закон "О гражданстве РФ", упрощающие порядок получения гражданства в России отдельными категориями лиц и прежде всего гражданами бывшего СССР. За принятие закона проголосовали 417 депутатов, против и воздержавшихся нет. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в первом и третьем, окончательном чтении президентские поправки в ряд законов, направленные на создание правовых основ поступления иностранных граждан на военную службу по контракту в РФ. За принятие соответствующего закона проголосовали единогласно 400 депутатов, "против" и воздержавшихся не было.
По мнению авторов поправок, действующий с 1 июля 2002 года закон о гражданстве ущемляет права многих граждан бывших советских республик и необоснованно затрудняет получение ими российского гражданства. Принятые поправки значительно либерализуют этот закон. В частности, они предусматривают упрощенный порядок получения гражданства для разных категорий лиц, оказавшихся за пределами России. Граждане бывшего СССР, родившиеся на территории России и проживающие в настоящее время в бывших советских республиках, в соответствии с поправками смогут получить российское гражданство без условия 5-летнего проживания в России. Кроме того, тем, кто уже зарегистрирован на 1 июля 2002 года, либо получил разрешение на временное проживание, также не потребуется ждать 5 лет. На них, согласно поправкам, не будет распространяться требование об указании источника дохода, о владении русским языком и предоставлении вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о намерении приобрести гражданство России.
Упрощенный порядок получения гражданства, согласно поправкам, предоставляется квалифицированным специалистам из стран СНГ, получившим в России высшее и среднее специальное образование, а также тем, кто не менее 3 лет состоит в браке с гражданином России.
Законопроект максимально упрощает процедуру получения гражданства для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов трудового фронта. Кроме того, он позволяет получить ускоренными темпами гражданство военнослужащим из бывших советских республик, прослужившим по контракту в российской армии не менее 3 лет.
Вопросы поступления и прохождения иностранными гражданами военной службы в РФ, а также их статус и вопросы временного пребывания и временного проживания в РФ предлагалось закрепить в законах "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", которые предлагались депутатам в едином пакете с предыдущим законопроектом.
Таким образом, Дума практически единогласно дезавуировала свое предыдущее решение, направленное на ужесточение процедуры принятия гражданства. Оно было принято в начале 2002 года также по инициативе президентской стороны и было поддержано центристским фракциями и группами, а также ЛДПР. Либералы и коммунисты были против. Так, "яблочник" Сергей Митрохин уже тогда обращал внимание на то, что закон лишает государство "реального инструмента проведения целенаправленной иммиграционной политики", а также ущемляет права соотечественников за рубежом. Вопрос о проблеме русских, проживающих в странах СНГ, в связи с новым законодательством поднимал и лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Тогда приоритетными в публичном пространстве были аргументы, связанные с необходимостью защиты "коренных" жителей страны от мигрантов - эту же позицию разделяли и часть "питерцев" из президентского окружения (например, заместитель руководителя администрации президента Виктор Иванов). Однако за время, прошедшее с момента принятия предыдущего законодательства, выяснилось, что оно препятствует как притоку в страны необходимой рабочей силы, так и создает проблемы для соотечественников за рубежом и даже для многих постоянных жителей России. Более того, без притока "будущих граждан" невозможно решить вопрос о модернизации армии - так что и "питерец" Сергей Иванов выступил за изменения в законодательстве, обеспечивающие приток в Россию новых солдат.
Таким образом, нынешнее большинство Думы в очередной раз показало свой "управляемый" характер. Отсюда и высокие результаты, полученные при голосовании за предыдущие законопроекты, и почти консенсусное принятие нынешних поправок прямо противоположного содержания.

Alexmid

ура! ура!
я нашла там свой пункт!
а с какого момента это будет работать?

sever576

Пидорасы они. В большинстве стран признается "право крови", т.е. если человек родился в стране то он может получить обратно гражданство практически в любой момент. Это же касается и тех, чьи родители были гражданами страны. После отделения Алжира от Франции гражданами Франции алжирцы до сих пор могут стать без особых проблем. Это же относится и к Англии с ее колониями.

aqvamen

я пока не в курсе.

aqvamen

>Пидорасы они.
и не только они. На досуге напишу книгу "почему Россия не Франция"

tania27

Упрощенный порядок получения гражданства, согласно поправкам, предоставляется квалифицированным специалистам из стран СНГ, получившим в России высшее и среднее специальное образование, а также тем, кто не менее 3 лет состоит в браке с гражданином России.

Не поняла-что значит упрощенный порядок?

sever576

А ты хотела в автоматическом порядке? Ху...и тебе! А то еще вдруг жизнь малиной покажется.

zerg759

Ты же вроде бы уезжать собиралась... зачем тебе гражданство?

tania27

Хм, я наверное неточно сформулировала свою мысль? Я спрашиваю, что такое вообще упрощенный порядок получения гражданства, чем он отличается от обычного и от того, которого будут придерживаться при получении гражданства те,кто родился в России.

Alexmid

а вдруг не срастеться?
пригодится по-любому

zerg759

Тогда предсказываю: не срастётся.

aqvamen

Если пытаться получать гр. по этому пункту, то шансов почти нет.... предыдущий абзац гораздо более важен. У тебя академический интерес или как?

Alexmid

ну раньше пункта про высшее и среднее вообще не было
а про брак - птребовалось получить вид и прожить с ним еще год
потом давали гражданство

Alexmid

предсказатель блин!

nazare

Народ, а кто-нить знает, когда это вступит в силу? А то мне говорили, что в июне приняли новый проект, так по нему хрен гражданство получишь. Может кто в курсе?

Alexmid

фиг знает
по закону вроде через месяц после опубликованния
а когда начнут ворочаться мелкие чиновники и начнут принимать документы - неизвестно

kravecnata

Госдума приняла поправки 17 октября. Они вступают в силу через месяц после подписания их президентом (до президента их должен одобрить Совет Федерации). Ожидается, что они вступят в силу в начале декабря.

Alexmid

самое главное, что когда они начнут действовать неизвестно

nazare

Для тех, кому интересно - не очень обнадеживающая новость. Это предварительно принятый проект. Его еще будут обсуждать завтра (29-го). Ждем-с, очень надеюсь, что эту радость студентам примут, а то не хочеться платить за аспирантуру.

Forsit

Хуже, когда не можется.

fatality

В нашей стране с постоянно уменьшающейся численностью населения, оттоком за рубеж мозгов и притоком "граждан" с Кавказа и пр. принятие законов, смягчающих процедуру принятия гражданства и способствующих иммиграции - вопрос выживания, и властям никуда от этого не деться. Путина уже завалили письмами возмущенные неграждане-россияне, лишенные чуть больше года назад всех гражданских прав даже в отдаленной перспективе (см. по этому поводу отчеты по письмам к президенту на www.kremlin.ru) 1На законодательном уровне процедура будет сильно упрощена, надо полагать, в самое ближайшее время. Вот только чиновникам на местах нет до этого дела, пока нет четких инструкций, как им этот закон применять. До разработки таковых, как показывает опыт применения предыдущего драконовского закона о гражданстве, может пройти существенно больше года. А вообще, мудаки они все - что дума, дружно голосовавшая за предыдущую редакцию, хотя и тогда было очевидно, что это маразм, равный которому в мире еще поискать, что президентские структуры, сами тот законопроект составившие. Теперь все в один голос кричат, что это дискриминация русских, это даже модно стало - вон уже Явлинский с Немцовым двумя руками "против".

fatality

Вот, кстати, и сам отчет по обращениям к президенту, если кому интересно. Тут хорошо освещены проблемы, которые предыдущий закон создал на пустом месте
Со времени принятия и вступления в силу федеральных законов "О гражданстве Российской Федерации" (¹ 62-ФЗ от 31 мая 2002 года) и "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (¹ 115-ФЗ от июля 2002 года) количество обращений по этим вопросам имеет устойчивую тенденцию роста. С начала текущего года их поступило свыше семнадцати тысяч, что в полтора раза превышает показатели всего 2002 года.

Подавляющее большинство авторов - это люди, родившиеся на территории РСФСР, либо прямые потомки лиц, направленных в свое время на работу или военную службу в республики СССР. В большинстве своем они сохранили устойчивые связи с Россией и имеют здесь родственников. Многие давно вернулись на Родину, прописались здесь, работали и платили налоги, участвовали в выборах, служили в Армии - то есть в полном объеме выполняли конституционные обязанности и пользовались правами российских граждан. Однако ныне эта категория признается лицами без гражданства. Весьма многочисленны случаи, когда члены одной семьи имеют различное гражданство, но «определенная законами и подзаконными актами процедура приобретения российского гражданства сложна и вводит многочисленные барьеры» - таков лейтмотив почты.

Авторы считают чрезмерной многоступенчатую систему решения вопроса. Порядок, утвержденный законом о гражданстве (ст. 13, ч. 1 включает получение вида на жительство, проживание на территории России в течение пяти лет. И только после этого - личное обращение в паспортно-визовую службу по месту жительства с заявлением о приобретении гражданства. Таким образом, по подсчетам авторов, реально процедура растягивается на 7-8 лет. К тому же указанная статья фактически ограничивает право на свободу передвижения, поскольку запрещает покидать территорию России на срок более трех месяцев.

Так же не применяется, как утверждают авторы, положение части 2 статьи 43, предусматривающей сохранение более льготного порядка приобретения гражданства для лиц, чьи заявления были приняты к производству до вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Не удовлетворяет авторов и предусмотренный частью 2 статьи 13 упрощенный порядок получения гражданства, который правоприменительная практика «обставила длительными бумажными процедурами». Подвергается критике положение об обязательности проживания в России не менее года со дня получения вида на жительство даже для лиц, родившихся на территории РСФСР. Но наиболее негативные оценки вызывает инструкция МВД России, регламентирующая рассмотрение вопросов гражданства. Многие заявителя не имеют ни финансовых, ни физических возможностей для выполнения требований органов внутренних дел о предоставлении всего набора справок и документов, общее число которых превышает тридцать. Вот типичные примеры:
«В период временной регистрации каждые 3 месяца приходится вставать в очередь, предъявлять новые справки об отсутствии проказы, СПИДа, туберкулеза и венерических заболеваний. Такие требования выглядят издевкой, но за их нарушения штрафуют», - А.Горловский, Санкт-Петербург.
«Моей жене, а она - на восьмом месяце беременности, скоро предстоит в третий раз за год продлевать временную регистрацию. Для этого требуется снова пересекать границу, чтобы получить новую миграционную карту. Неужели нельзя обойтись без этого абсурдного и разорительного для нас требования?», - К.Константинов, аспирант Кольского научного центра РАН.

«Для начала процедуры получения гражданства от нас требуют загранпаспорт Украины. Получить его просто невозможно, поскольку мы давно оттуда выписались и выехали», - И.Чалый, г. Воронеж.
Авторы указывают, что "проволочки в гражданстве" вызывают цепь сложных жизненных ситуаций - по трудоустройству, получению образования, пенсий. Нередко пожилые и малообеспеченные люди лишаются многих социальных гарантий и прав. Так, по данным Пенсионного фонда, только за период с октября 2002 года по май 2003 года в его отделениях было отказано в назначении пенсии 3,2 тысячам человек, приехавшим в Россию из стран СНГ и Балтии.

Как следует из писем, не способствует действующий порядок и закреплению молодых специалистов в народном хозяйстве России. Типичен пример А.Кудряшовой, получившей в 16 лет паспорт гражданки Казахстана, ныне с отличием закончившей Санкт-Петербургский политехнический университет. Организация, пригласившая ее на работу, не имеет лицензии на трудоустройство иностранных граждан. «А россиянкой я смогу стать даже по упрощенной процедуре только через 1,5-2 года. Но до этого буду безработной мигранткой».
Крайнюю степень неприятия вызывает установленный порядок у ветеранов Великой Отечественной войны. «Как оскорбление расцениваю «вид на жительство для иностранного гражданина», который должны теперь получать защитники Родины», - пишет, к примеру, Т.Петренко из Ярославской области.

По данным проблемам обращаются и правозащитные организации, которые расценивают длительное рассмотрение заявлений о предоставлении вида на жительство и гражданства как прямое нарушение прав человека. В обращении Саратовской организации переселенцев «Семиречье» к тому же говорится, что «многочисленные препоны в получении гражданства наносят глубокий моральный вред соотечественникам и их родственникам в России, множат демографические проблемы, дестабилизируют общество».

О потенциале проблемы пишет Л.Лукашева, руководитель Уральской ассоциации беженцев. По оценкам этой организации, за российским гражданством могут обратиться несколько миллионов человек. Поэтому предлагается «разгрузить федеральный центр от необходимости рассматривать «море» заявлений - нужно расширить полномочия регионов в данном вопросе».

Подвергаются сомнению и правовые основания определения статуса лиц без гражданства. Подчеркивается: миллионы человек, родившихся в РСФСР, не отказывались от российского гражданства путем письменного волеизъявления. В отношении их полномочными государственными органами Российской Федерации также не принимались решения о выходе из гражданства. «Следовательно, все эти лица в полной мере сохраняют гражданство России», - считает Е.Бобров, руководитель правозащитной организации «Восход».

Авторы рассчитывают на реализацию тезисов Послания Президента России Федеральному Собранию, указавшего на необходимость повышения эффективности иммиграционной политики и совершенствования законодательства о гражданстве. Однако затягивание в решении этих вопросов начинает вызывать негативные оценки. «Мы с нетерпением ждали изменений в закон, но с оказалось, что депутаты Госдумы к лету не успели их рассмотреть и ушли на отдых. А теперь у них начался предвыборный аврал и вряд ли найдется время для их принятия», - А.Бахур, Москва.
В то же время следует указать на снижение числа заявлений от семей с российских военнослужащих. Положительный резонанс вызвало оперативное решение Президентом России проблемы гражданства прапорщика, Героя России О.Козлова, служащего в Таджикистане. Стабилизации ситуации способствовали; и методические рекомендации, утвержденные Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации 24 декабря 2002 года. Они значительно упростили порядок документирования паспортами граждан Российской Федерации военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации либо в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей.

Корреспонденты просят распространить подобные меры на всю процедуру принятия российского гражданства. Адресуемые Президенту Российской Федерации предложения в общем виде сводятся к следующим позициям:
- решить вопрос о предоставлении российского гражданства (минуя выдачу вида на жительство или разрешения на временное проживание) ветеранам Великой Отечественной войны, а также людям, награжденным государственными наградами СССР и Российской Федерации, внесшим значительный вклад в укрепление экономики и оборонного потенциала страны, имеющим особые заслуги в развитии науки, культуры и искусства, спорта;
- для ускорения предоставления гражданства передать право проработки вопросов и подготовки решений по ним на уровень субъектов Российской Федерации, создав соответствующие общественно-административные комиссии;
- внести изменения и дополнения в законодательство, ориентированное на содействие переселению соотечественников, создание экономических ycловий по обустройству переселенцев, предоставление преференций выпускникам высших и средних специальных заведений;
- разработать и принять специальный закон «О репатриации в Российскую Федерацию», устанавливающий самые минимальные требования по приобретению гражданства к соотечественникам и членам их семей.

Необходимость внесения изменений в действующее законодательство и правоприменительную практику отмечается и в официальной информации, поступающей из аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые также отмечают значительное увеличение числа жалоб и заявлений по вопросам приобретения российского гражданств.

Управление Президента Российской Федерации
по работе с обращениями граждан

spiritmc

> Wir müssen wissen. Wir werden wissen.
А я всю жизнь считал, что "Wir müssen nur storben,"
а всё остальное "wir" всего лишь "sollen."
Тут проблема в том, что у государства нет чёткой демографической политики,
даже внутренней, чего уж там говорить про внешнюю!
Никак, например, не могут решить проблему утечки мозгов.
Я подозреваю, что все ужесточения были связаны с какими-то попытками
решения проблем такого рода.
---
...Если ты не параноик, это ещё не значит, что за тобой не следят...

zerg759

Хотели быть похожими на цивилизованную страну - вот и принимали соответсвующий закон.

Forsit

Никак, например, не могут решить проблему утечки мозгов.

Гы.
Из-за этой попытки Россия лишилась минимум одного аспиранта - меня.
Свежее решение, ничего не скажешь.

spiritmc

Ты бы остался работать здесь?
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

Forsit

Угадай, фигли я еще не в Америке?

spiritmc

Ну, что я могу сказать...
Таких, как ты, очень даже немного.
По большей части, все хотят отсюда свалить, и побыстрее.
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

tania27

не обобщай.

Forsit

Может и мне бы захотелось потом (пока хватает того, что двинул из дома). Но меня очень радует политика государства в этом вопросе.
А вообще- ну ее нах эту тему. Заебало (сорри за мат).

spiritmc

Спокойно!
Это было без намёков!
Но пример показателен.
Сама, кстати, нарвалась.
---
...Co to znamena?..

spiritmc

Честно говоря, тоже не хочу обсуждать.
Ибо умный сам поймёт, а горбатого...
---
Апофигей.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: