Судьба министра

Kolian25

Политэкономия: Судьба министра
Кирилл Рогов, Ведомости
15.12.2004, №230 (1270)

--------------------------------------------------------------------------------

В начальной фазе дела “ЮКОСа” министр финансов Кудрин охотно рассказывал на европейских инвестфорумах и дома, как надо относиться к происходящему. Офшорным схемам приходит конец, пора платить налоги честно и по общим правилам, Византия кончилась! Жизнь превратила пафос министра в издевку: Византия-то кончилась, да началось татаро-монгольское иго.
Вообще, судьба министра выглядит вполне драматичной и могла стать предметом сочувствия и назидания. При самом своем начале дело “ЮКОСа” предстало как смесь нескольких мотиваций и движущих сил. С одной стороны, как результат политических фобий Кремля, личной ненависти к хозяину “ЮКОСа” и желания порулить большой нефтью, а с другой — как отголосок того специфического налогового режима, который существовал в России в предыдущие четыре года. При том же самом президенте и том же самом министре финансов, заметим.
Режим этот основан был на наличии в законе положений, позволявших определенным компаниям, имевшим политический ресурс, существенно уменьшить налоговые выплаты. Министр Кудрин знал, что это неправильно, но вынужден был мириться. А потому по-человечески понятно, что дело “ЮКОСа” воспринял как долгожданную сатисфакцию за обиды и вынужденные компромиссы и с легким сердцем вступил в антиюкосовскую коалицию. Высокая миссия восстановления налоговой справедливости не позволяла отвлекаться на детали.
А в них-то, как известно, дьявол, который и не замедлил тут себя явить. Ведь в деле “ЮКОСа” примерное наказание с последующим присвоением необходимо требовало кардинального пересмотра порядка применения налогового законодательства. Раньше он трактовался объективистски, т. е. формальное соответствие букве закона означало легальность. Теперь он стал трактоваться субъективистски, т. е. предположение о том, что целью схемы является умышленная минимизация налогов, позволяет считать формально законную схему незаконной.
В результате налоговое законодательство вновь заработало как средство несправедливой конкуренции, но в обратную сторону. Если в прошлый срок министра и президента оно позволяло сильным становится еще более сильными и концентрировать в своих руках собственность, то теперь стало железобетонным рычагом передела. Ибо при новой трактовке закона главным и единственным критерием для налоговых взысканий является само предъявление претензий. То есть если рассматривают налоговые органы какие-то формально законные схемы как направленные на минимизацию, то таким образом они, с точки зрения суда, превращаются в незаконные. А если нет претензий, то и вопроса нет. Дальше — больше: можно ведь что-то заметить по отдельным подразделениям, а что-то не заметить, начислить штрафы и пени таким или сяким образом. А потому в те причудливые суммы, которые рисуют теперь налоговики сотовым и нефтяным компаниям, не стоит даже и вдумываться. Сам порядок предъявления их основан на очевидном и вполне зловредном юридическом недоразумении, а цифры эти есть ничего более, как чистые индикаторы рынка передела.
Ну не вздохнем ли тут мы над судьбой министра: в свой первый срок он вынужден был мириться с одним не очень справедливым порядком, чтобы во второй покрывать другой, еще менее справедливый. Не признал, видите ли, дьявола.

Dr_Jones

ходорковский - жертва грязных политиков ?

Kolian25

Скорее Ходорковский, дававший бабло грязным политикам из Думы, стал жертвой грязных политиков из Кремля.

qwer06

я ни над чем вздыхать не буду, пока точно не пойму, как это на мне отыгрывает
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: