где почитать про резидент/нерезидент (про налоги)

_NEKTO_

каков процесс учета нахождения человека за границей при определении подоходнего налога
доступным языком

Vbif1948

посмотри материалы ФСФР базовый

stm6731712

Я думаю, можно в ФАК поместить
1.1.1. КТО ТАКИЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЗИДЕНТЫ РФ
С самого начала обратим ваше внимание на то, что наличие (отсутствие) у физического лица гражданства РФ <1> не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ. Иными словами, налоговым резидентом РФ может быть признан и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ.
Аналогичным образом при определении статуса налогового резидента РФ не имеют значения такие факты, как место рождения и место жительства физического лица.
--------------------------------
<1> Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
О том, кто такие налоговые резиденты, говорится в п. 2 ст. 207 НК РФ. Это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Важно помнить, что независимо от времени фактического нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются:
- российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
- сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ).
Таким образом, на указанную категорию физических лиц временные ограничения, установленные ст. 207 НК РФ, не распространяются.
1.1.1.1. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРИОД В 12 МЕСЯЦЕВ
При определении 12-месячного периода, в рамках которого устанавливается резидентство, у налогоплательщиков могут возникать следующие вопросы:
1. Должны ли эти 12 месяцев приходиться на один календарный год?
2. Должны ли эти 12 месяцев быть календарными месяцами?
3. На какую дату следует определять период в 12 месяцев?
Относительно первого вопроса отметим, что при определении 12-месячного периода неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Таким образом, указанный период может относиться не только к 12-месячному периоду текущего календарного года, но и к любому непрерывному 12-месячному периоду, в том числе начавшемуся в одном календарном году и продолжающемуся в другом.
На это же указывает и Минфин России (см. Письма от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74, N 03-04-06-01/75 и N 03-04-06-01/76).
Например, для того чтобы 1 ноября текущего года определить, является ли физическое лицо налоговым резидентом РФ, нужно рассмотреть период с 31 октября предыдущего года по 31 октября текущего года включительно.
Что касается второго вопроса, то ответ на него, так же как и на первый вопрос, будет отрицательным. Ведь п. 2 ст. 207 НК РФ не содержит требования о том, чтобы 12 следующих подряд месяцев соответствовали календарным месяцам. Следовательно, не обязательно, чтобы период в 12 месяцев начинал течь, например, с 1 июля 2006 г. и заканчивался 30 июня 2007 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/75).
Например, организация "Альфа" выплачивает работникам квартальную премию 20 октября 2007 г. Специфика деятельности организации связана с постоянными заграничными командировками работников. При этом не каждый из работников фактически находится на территории РФ 183 и более календарных дней в течение 12 последовательных месяцев. Это значит, что доходы в виде премии, выплаченной работникам - налоговым резидентам, нужно облагать НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ а работникам, не являющимся налоговыми резидентами, - по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
В свою очередь, организация "Альфа" является налоговым агентом и обязана при каждой выплате работникам дохода исчислить и удержать с суммы выплат НДФЛ (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Для правильного исчисления налога организации следует определять налоговый статус каждого работника на дату выплаты ему дохода в виде премии.
Таким образом, 20 октября 2007 г. организация должна определить количество календарных дней, которые каждый из работников провел в РФ за 12 месяцев, предшествующих этой дате. Начало указанного 12-месячного периода приходится на 19 октября 2006 г., а окончание - на 19 октября 2007 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).
Примечание
Подробнее о том, кто такие налоговые агенты и в каком порядке они исполняют свои обязанности, вы узнаете в гл. 9 "Порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами". О ставках НДФЛ вы узнаете в гл. 7 "Налоговые ставки".
Как видно из примера, установление резидентства физического лица необходимо для правильного исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ.
Поэтому, на наш взгляд, при определении даты, которой должны предшествовать 12 последовательных месяцев, нужно исходить из порядка уплаты суммы НДФЛ в бюджет, а именно:
1) если налог с дохода физического лица удерживает и уплачивает в бюджет налоговый агент в срок до истечения налогового периода, то датой, от которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет являться дата выплаты дохода (дополнительно см. Письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74);
2) если налог со своего дохода физическое лицо уплачивает самостоятельно в срок по истечении налогового периода, то датой, от которой нужно вести обратный отсчет, будет являться 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. В этом случае 12-месячный период будет соответствовать налоговому периоду.
Примечание
Подробнее о налоговом периоде по НДФЛ вы можете узнать в гл. 6 "Налоговый период". О том, что считать датой получения дохода, вы можете узнать в гл. 5 "Дата получения дохода".
1.1.1.2. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРИОД В 183 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЯ
При определении периода в 183 календарных дня, необходимые для установления резидентства, у налогоплательщиков могут возникать следующие вопросы:
1. Должны ли эти дни, так же как и 12 месяцев, быть последовательными и идти подряд?
2. Считаются ли дни приезда в РФ и отъезда из РФ днями фактического пребывания в РФ?
Что касается первого вопроса, то условия о том, что указанные 183 календарных дня должны идти подряд, ст. 207 НК РФ не содержит. Поэтому 183 календарных дня, необходимые для определения резидентства, не обязательно должны быть последовательными, они могут и прерываться.
Например, в период с 19 октября 2006 г. по 19 октября 2007 г. работник организации "Альфа" И.И. Иванов находился на территории РФ более 183 календарных дней. Эти календарные дни приходятся на следующие даты:
с 20 октября по 30 декабря 2006 г. (72 календарных дня);
с 14 января по 4 марта 2007 г. (50 календарных дней);
с 25 марта по 30 апреля 2007 г. (37 календарных дней);
с 10 мая по 30 июня 2007 г. (52 календарных дня).
При этом:
с 31 декабря 2006 г. по 13 января 2007 г. (14 календарных дней) и с 1 мая по 9 мая 2007 г. (9 календарных дней) он проводил отпуск за пределами РФ;
с 5 марта по 24 марта 2007 г. (20 календарных дней) и с 1 июля по 22 июля 2007 г. (22 календарных дня) он находился в загранкомандировке.
Таким образом, в течение 12 последовательных месяцев с 19 октября 2006 г. по 19 октября 2007 г. И.И. Иванов являлся налоговым резидентом РФ. Более того, его статус как резидента РФ подтверждался уже по состоянию на 2 июня 2007 г. (183-й день нахождения на территории РФ в период с 19 октября 2006 г. по 19 октября 2007 г.).
Как видно из примера, период времени в 183 календарных дня прерывается на время отпусков и загранкомандировок (см. дополнительно Письма Минфина России от 30.10.2007 N 03-04-06-01/366, от 14.11.2007 N 03-04-06-01/391). Между тем этот период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Таким образом, несмотря на то что физическое лицо в течение, например, 150 календарных дней находилось на лечении или обучении за рубежом, т.е. фактически отсутствовало в РФ, указанное время считается временем его нахождения на территории РФ (дополнительно см. Письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/75).
Вернемся к условиям предыдущего примера и предположим, что работник организации "Альфа" И.И. Иванов в периоды с 31 декабря 2006 г. по 13 января 2007 г. (14 календарных дней с 1 мая по 9 мая 2007 г. (9 календарных дней) и с 5 марта по 24 марта 2007 г. (20 календарных дней) находился на лечении и (или) обучении за рубежом. В такой ситуации его статус как резидента РФ подтверждается уже по состоянию на 20 апреля 2007 г. (183 дня нахождения на территории РФ в период с 19 октября 2006 г. по 19 октября 2007 г.).
О порядке учета дней приезда в РФ и отъезда из РФ отметим следующее.
Календарная дата дня приезда на территорию РФ не включается в количество дней фактического нахождения в РФ, поскольку течение срока фактического нахождения в РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем приезда на территорию РФ (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Об этом также говорится в Письме УФНС России по г. Москве от 14.09.2007 N 28-11/087829.
Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения в РФ.
По мнению налоговых органов, указанные календарные даты (отъезда из РФ и приезда в РФ) устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина (см. Письмо ФНС России от 28.12.2005 N 04-1-04/929).
Аналогичное мнение было высказано ФАС Московского округа в отношении иностранных граждан (см. Постановление от 02.06.2006 N КА-А40/4842-06).
Например, иностранный гражданин въехал на территорию РФ 11 сентября 2007 г., а выехал с территории РФ 20 октября 2007 г.
Срок его фактического нахождения на территории РФ начинает течь с 12 сентября 2007 г. и длится по 20 октября 2007 г. включительно. Таким образом, срок его фактического нахождения на территории РФ будет составлять 39 календарных дней.
Как видно из изложенного выше, физические лица в течение налогового периода (календарного года) могут неоднократно приобретать и утрачивать статус налогового резидента РФ. Это может происходить даже в рамках одного месяца.
1.1.1.3. НУЖНО ЛИ ПОДТВЕРЖДАТЬ
СТАТУС РЕЗИДЕНТА (НЕРЕЗИДЕНТА) РФ
О том, должны ли налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также в каком порядке это следует делать, НК РФ не разъясняет.
А это очень существенный вопрос, в том числе и для бухгалтера организации. Ведь организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с большинства доходов, которые она выплачивает своим работникам (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Причем налогообложение доходов работников, являющихся налоговыми резидентами РФ, отличается от налогообложения доходов работников, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).
Следовательно, для того чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально подтвердить налоговый статус физического лица.
Отметим при этом, что в Налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ, утвержденная Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 (далее - налоговая карточка налоговые агенты обязаны указать статус налогоплательщика и реквизиты документа, подтверждающего этот статус (п. 2.9 разд. 2 налоговой карточки).
Примечание
Подробнее о том, кто такие налоговые агенты и в каком порядке они исполняют свои обязанности, вы узнаете в гл. 9 "Порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами". О порядке заполнения налоговой карточки вы можете узнать в гл. 10 "Налоговый учет по форме 1-НДФЛ".
Между тем конкретный перечень документов, которые подтверждали бы налоговый статус налогоплательщика, ни НК РФ, ни какими-либо иными нормативными документами не установлен. Поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев.
1.1.1.3.1. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ
НАЛОГОВЫЙ СТАТУС РАБОТНИКА
По мнению контролирующих органов, время пребывания на территории РФ может быть определено по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина (Письма Минфина России от 25.10.2004 N 03-05-01-04/56, ФНС России от 28.12.2005 N 04-1-04/929, от 16.05.2006 N 04-2-05/3). Помимо этого подтвердить время пребывания в РФ могут и справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице (Письма Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362, от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31). Также дополнительными документами, подтверждающими статус налогоплательщика, могут являться проездные билеты, приказы о командировках, путевые листы, авансовые отчеты и т.п.
Эти документы налогоплательщик может представить налоговому агенту как по собственной инициативе, так и по просьбе налогового агента (Письмо Минфина России от 04.02.2008 N 03-04-07-01/20).
Если работник работает в организации более полугода, то сложностей в определении статуса не должно возникать. Ведь при выполнении работником трудовых обязанностей, как правило, известно, где он находится - в России или за рубежом. Даже если отпуск работника проходит за пределами РФ, то это имеет значение для определения налогового статуса только тех работников, которые часто выезжают за рубеж. Такую категорию работников следует держать на особом счету и последовательно учитывать периоды их нахождения в РФ и за пределами РФ.
Если же работник редко выезжает (или совсем не выезжает) за рубеж по служебным обязанностям, то для подтверждения его статуса в качестве налогового резидента РФ достаточно воспользоваться табелем учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 или N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
На такую возможность указывают контролирующие органы (см. Письма Минфина России от 25.10.2004 N 03-05-01-04/56, УФНС России по г. Москве от 11.07.2006 N 28-11/60721).
Если же работник часто выезжает за рубеж (например, около или свыше полугода проводит за рубежом то одним табелем не обойтись. В таком случае бухгалтеру помогут:
- загранпаспорт работника (копии страниц);
- приказы (распоряжения) о направлении работников в командировки (унифицированные формы N Т-9 и N Т-9а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);
- командировочные удостоверения (унифицированная форма N Т-10, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);
- авансовый отчет (унифицированная форма N АО-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55);
- документы, прилагаемые к авансовому отчету (проездные документы, документы за проживание);
- путевые листы (автотранспортные предприятия обязаны руководствоваться формой N 3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Иные организации вправе оформлять путевые листы в произвольной форме. Индивидуальные предприниматели оформляют путевые листы по формам N N ПГ-1, ПА-1, ПЛ-1, утвержденным Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68);
- другие документы, позволяющие определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: