Приключения "Электрона".

sergeimuravyov

Третьи сутки корабли норвежской береговой охраны преследуют в Баренцевом море российский траулер "Электрон", обвиняя его экипаж в нарушении правил рыболовства. Несмотря на угрозу применения оружия, сбежавшее из-под ареста в воскресенье судно продолжает рваться к Мурманску, которого, как ожидается, достигнет в среду. На его борту находятся два норвежских инспектора.
Трагедия
Сообщения, касающиеся траулера, который принадлежит мурманской частной фирме "Корс", крайне противоречивы. Достоверно известно лишь то, что неприятности "Электрона" начались еще в субботу, 15 октября, когда по обвинению в незаконном промысле рыбы его задержала норвежская береговая охрана. По одним сведениям, задержание было произведено в районе архипелага Шпицберген в Баренцевом море "за грубое нарушение правил рыболовства в норвежской экономической зоне". По другим сведениям, инцидент начался в нейтральных водах.
На борт "Электрона" поднялись два представителя береговой охраны Hорвегии, которые, по некоторым данным, конфисковали не только судовой и промысловый журналы, но и паспорт моряка капитана и свидетельство о разрешении плавания под российским флагом.
Траулеру было предложено проследовать для разбирательства в норвежский порт Тромсе. Экипаж вначале подчинился, однако в воскресенье, по данным норвежских СМИ, траулер "неожиданно сменил курс" и направился к российским водам. При этом моряки якобы утверждали, что приказ о неподчинении норвежцам получили от "российских властей". По словам же анонимного представителя одной из крупных промысловых компаний Мурманска, во время буксировки "Электрона" в норвежский порт лопнул трос, после чего капитан и принял "эмоциональное решение" вернуться под защиту экономической зоны РФ вместе с двумя все еще находящимися на борту норвежскими инспекторами. Как бы то ни было, но именно с этого момента конфликт перешел в решающую фазу.
В погоню за траулером направились четыре судна береговой охраны Норвегии. В понедельник вечером, судя по сообщению с борта "Электрона", они предприняли попытку захвата судна. В радиограмме капитан даже запросил берег о помощи.
Следующая радиограмма была получена около трех часов ночи по московскому времени. Судя по ней, захват судна был приостановлен. Капитан вновь запросил о помощи, сообщив, что норвежцы пытались завести трос на винт траулера и таким образом остановить его. Однако сделать это оказалось нелегко. На помощь "Электрону" подоспело другое мурманское рыболовное судно, М-0131. Его капитан начал маневрировать вокруг преследуемого траулера, мешая норвежцам приблизиться и зацепиться за его гребной винт. Кроме того, к месту схватки направились еще несколько российских траулеров, находящихся в этом районе Баренцева моря.
Комедия
Тем временем "Электрон" вошел в российскую экономическую зону, но и тут преследование не прекратилось. В следующий раз капитан должен был выйти на связь в 7 часов утра, однако вовремя этого не сделал. В поступившей в половине девятого радиограмме говорилось о том, что норвежские самолеты начали сбрасывать на траулер зажигательные бомбы. Экипаж судна по возможности фотографирует действия норвежцев, говорилось в сообщении капитана: "Есть отснятые кадры наведения на нас орудий военных кораблей. Если это не угроза обстрела, а демонстрация силы, оставляю за собой возможность после начала обстрела идти на столкновение, так как на помощь уже не надеюсь. Возможность спасения экипажа в этом случае обеспечит идущее рядом судно "Григорий Арлашкин".
Правда, впоследствии выяснилось, что никакой бомбежки не было. За зажигательные бомбы моряки приняли осветительные ракеты, которые запускаются с целью дать указание кораблю-нарушителю остановиться и лечь в дрейф.
Между тем "Электрон" продолжал свое бегство в сторону России. По состоянию на 10 часов утра диспозиция несколько изменилась - теперь траулер сопровождали не четыре, а лишь два корабля норвежской береговой охраны, а также три российских рыболовных судна. Предположительно, капитан намеревался либо добраться до Мурманска, либо затеряться на полпути среди группы из примерно 50 российских рыболовных судов, находящихся в том районе на промысле. Однако до земляков ему предстоит плыть еще 10-15 часов, а до Мурманска - не менее суток: в море разыгрался шторм, на момент написания заметки скорость ветра в том районе достигает 28-30 метров в секунду, а высота волн - 5-6 метров.
Навстречу "Электрону" из Мурманска готовится выйти сторожевой корабль "Тверь". Как предполагается, он снимет с борта траулера норвежских инспекторов, а само судно отконвоирует для дальнейшего разбирательства в Мурманск. Об этом сообщил начальник Мурманского пограничного управления ФСБ России генерал-майор Виктор Губенко. Однако пока сторожевик из-за шторма выйти в море не может - как ожидается, непогода пойдет на убыль не раньше второй половины вторника.
Фарс
Пока почти детективная история развивается в море, на берегу предпринимаются попытки урегулирования ситуации, а также выдвигаются версии об истинных причинах задержания траулера и о правомерности действий его капитана.
Так, в Союзе рыбопромышленников Севера заявляют, что причина задержания российского траулера норвежскими властями заключается в разногласиях между двумя странами по поводу минимального размера рыб, которых можно вылавливать. Проблема заключается в размере так называемых селективных решеток трала, через которые пропускается пойманная рыба: "Норвежцы считают, что наши решетки меньше диаметром, чем принято в Норвегии, и что эти решетки удерживают ту рыбу, которая не предназначена для промышленности", - поясняют в Союзе, подчеркивая, что норвежские инспекторы якобы не нашли на борту "Электрона" "лишней рыбы", не сделав никаких замечаний ни по количеству улова, ни по размерам рыбы.
Однако начальник координационного центра береговой охраны пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области капитан 1 ранга Леонид Мирошниченко утверждает, что норвежскими инспекторами действительно были выявлены нарушения правил рыболовства, в частности, уменьшенный размер ячеек трала, а также использование в этом трале так называемой "рубашки" - дополнительной сети.
Мирошниченко уверен в неправомерности действий капитана. Такого же мнения придерживается и начальник Мурманского пограничного управления ФСБ России генерал-майор Виктор Губенко, который не видит в них никакой логики. Губенко подчеркивает, что действия норвежских кораблей береговой охраны по задержанию траулера "не противоречат международным правовым нормам", а капитан "Электрона" "был обязан выполнить требования инспекторов рыбоохраны".
Губенко добавил, что, оказывается, "Электрон" и ранее неоднократно задерживался за нарушение правил рыболовства, причем российскими пограничниками.
Мелодрама
Что касается урегулирования конфликта, то каких-либо силовых решений тут не предполагается. Даже несмотря на то, что в Баренцево море из Североморска вышел большой противолодочный корабль "Адмирал Левченко". Как заверил помощник главкома ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало, этот выход никак не связан с ситуацией вокруг "Электрона", а предусмотрен планом боевой подготовки, согласно которому БПЛК "будет выполнять задачи наблюдения за границей территориальных вод с целью предупреждения несанкционированного пересечения их иностранными кораблями".
Военные моряки России, хотя и следят за гонкой "Электрона" с норвежскими военными, пока в нее не вмешиваются. Тем более, что, по словам Дыгало, норвежские патрульные корабли могут заходить в российскую экономическую зону, однако не имеют права заходить в российские территориальные воды. А до них "Электрон" пока не добрался.
Кроме того, в соответствии с нормами международного права, в нейтральных водах не может быть осуществлено никаких силовых действий, в том числе с применением оружия, поэтому и с этой точки зрения российским рыбакам ничто не угрожает.
Судя по всему, конфликт будет урегулирован на дипломатическом уровне. По крайней мере, российский МИД сообщает, что находится в постоянном контакте с норвежской стороной, у которой запросил "всю информацию о ситуации вокруг траулера". "По получении соответствующих данных и совместно с другими заинтересованными российскими ведомствами в максимально сжатые сроки будут приняты все необходимые меры для решения данной проблемы", - подчеркнул официальный представитель МИДа Михаил Камынин.
Около полудня российский министр иностранных дел Сергей Лавров подтвердил, что ситуация с траулером "Электрон" "будет урегулирована путем переговоров", и, более того, "разрешится сегодня". По его словам, с норвежской стороной на этот счет "достигнуто понимание". Кроме того, отметил министр, Россия считает необходимым, чтобы эксперты двух стран провели консультации по вопросам, связанным с режимом использования вод в районе Шпицбергена.
Со своей стороны норвежское внешнеполитическое ведомство заявило, что не рассматривает инцидент с траулером "Электрон" как конфликт между двумя странами. "Речь идет всего лишь о рыболовном судне, которое нарушило законодательство и с которым поступили соответствующим образом", - подчеркнул советник по печати МИДа Норвегии Руне Бьёстад (Rune Bjastad).
http://lenta.ru/articles/2005/10/18/electron/

sergeimuravyov

Владельцы "Электрона" считают действия капитана законными
Владельцы траулера "Электрон" уверены в законности действий капитана Валерия Яранцева, который отказался подчиниться требованиям норвежской береговой охраны. Как передает агентство "Интерфакс", заместитель генерального директора ООО "Корж" по флоту Владимир Болдырев отметил, что капитан судна действовал в рамках международного морского права.
Он пояснил, что выбор порта для проведения расследования тех обвинений, которые предъявляют норвежские власти, остается на усмотрение капитана. По словам Болдырева, "речь идет о попытке ареста российского траулера в рыбоохранной зоне Шпицбергена, не признанной Россией, а не в норвежской экономической зоне, на которую простираются законы Hорвегии".
"Hе надо путать эти две принципиально разные вещи. Мы не можем нарушать то, что не подписывали. Когда правительства России и Hорвегии решат все существующие спорные вопросы в рыболовстве, тогда можно будет рыбаков в чем-то обвинять, а делать из нас заложников существующей неразберихи не надо", - сказал замгендиректора.
Между тем, по мнению специалистов, капитан российского траулера хотя и не может быть арестован, однако его могут лишить должности. Как сообщает РИА "Новости", президент Ассоциации международного морского права и вице-президент Международного морского комитета Анатолий Колодкин отметил, что требуется провести дополнительное расследование, поскольку, как утверждает капитан судна, он выполнял распоряжение судовладельца.
Российский эксперт считает, что в соответствии с международным правом к нему может быть применен ряд административных мер. Колодкин исключил какие-либо нарушения со стороны норвежских властей. "Не было никакого применения силы, никто наше судно не обстреливал, оно запуталось в рыболовных сетях", - сказал он.
Юрист подчеркнул, что преследование судна, нарушившего правила, было начато в зоне нарушения, то есть, в рыболовной 200-мильной зоне, и может быть продолжено вплоть до границ России, включая ее экономическую зону, не входящую в состав российской территории.
Колодкин подчеркнул, что формально российское судно имело право ловить рыбу в этой зоне, поскольку она не предусмотрена международным морским правом. Однако он добавил, что между Россией и Норвегией существуют на этот счет особые отношения.
http://www.lenta.ru/news/2005/10/19/captain/

sergeimuravyov

В район бегства траулера "Электрон" направлен большой противолодочный корабль
В Баренцево море, где корабли норвежской береговой охраны преследуют российский траулер "Электрон", для наблюдения за границей территориальных вод России вышел большой противолодочный корабль "Адмирал Левченко". Об этом во вторник сообщил помощник главкома ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало, передает РИА "Новости".
При этом Дыгало подчеркнул, что выход "Адмирала Левченко" из Североморска не связан с инцидентом с российским траулером, а предусмотрен планом боевой подготовки. "Корабль будет работать в районе территориальных вод России и выполнять задачи наблюдения за границей территориальных вод с целью предупреждения несанкционированного пересечения их иностранными кораблями", - заявил помощник главкома ВМФ.
Что касается ситуации вокруг "Электрона", то ВМФ по-прежнему не вмешивается в нее, сообщил Дыгало, отметив, что эта ситуация разрешается по каналам внешнеполитических ведомств.
Между тем, как заявил советник по печати МИДа Норвегии Руне Бьёстад (Rune Bjastad норвежское внешнеполитическое ведомство не рассматривает инцидент с траулером "Электрон" как конфликт между двумя странами.
"Речь идет всего лишь о рыболовном судне, которое нарушило законодательство и с которым поступили соответствующим образом", - подчеркнул он в интервью информационному агентству, добавив, что между Россией и Норвегией идет постоянный обмен информацией на дипломатическом уровне.
По словам же российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, которые приводит ИТАР-ТАСС, ситуация с траулером "Электрон" "будет урегулирована путем переговоров и разрешится сегодня". Как заявил глава МИДа, на этот счет "достигнуто понимание" с норвежской стороной. Кроме того, Россия считает необходимым, чтобы эксперты двух стран провели консультации по вопросам, связанным с режимом использования вод в районе Шпицбергена, отметил министр.
http://lenta.ru/news/2005/10/18/norway/

sergeimuravyov

КОММЕНТАРИИ
Погоня за «Электроном»
Из варяг в Мурманск бежит, преследуемой погоней, задержанный во время промысла в районе архипелага Шпицберген траулер «Электрон». Российские официальные лица уже поспешили объявить действия капитана Яранцева неправомерными. Но стоит ли обвинять русского моряка в том, что он решился на побег из-под незаконного ареста, опасаясь остаться на долгие месяцы в чужой стране под безвольное молчание «российской стороны»? Пока защита наших граждан за рубежом не стала нормой, спасение убегающих останется делом рук самих убегающих.
В суровых водах Баренцева моря разворачивается настоящий детектив с погоней. В субботу норвежской береговой охраной был задержан во время промысла в районе архипелага Шпицберген траулер «Электрон». На борт судна поднялись два инспектора норвежской береговой охраны, обвинили русских моряков в грубом нарушении правил промысла (снасти у них, дескать, не той системы) и предложили капитану следовать в порт Тромсе для дальнейшего разбирательства.
Капитан судна Яранцев связался с судовладельцем, и тот отдал распоряжение сматывать удочки и срочно возвращаться домой. «Электрон» взял курс из варяг в Мурманск. Бравые инспекторы отказались покинуть борт, и для освобождения «заложников» и восстановления справедливости в погоню за судном-беглецом были снаряжены четыре корабля норвежской береговой охраны и целый вертолет.
В течение всей минувшей ночи они пытались остановить траулер, в том числе, пытаясь забросить трос на винт судна и угрожая открыть огонь. Тем временем Яранцев посылал на материк радиограммы с описанием происходящего. Он сообщал, что норвежцы уже расчехляют свои пушки и даже начали атаку с вертолета зажигательными бомбами. И что в этой ситуации ему не остается ничего другого как идти на таран, а возможность спасения экипажа обеспечит рядом идущее судно «Григорий Арлошкин».
Информация насчет зажигательных бомб, впрочем, была опровергнута как с норвежской стороны, так и российскими пограничниками. Оказывается, норвежцы использовали обычные осветительные ракеты, что является обычной практикой во время погонь за нарушителями.
К одиннадцати часам сегодняшнего дня «Электрон» вошел в российскую экономическую зону Баренцева моря. Там, к слову, свирепствует небывалый шторм, что лишь усугубляет драматичность и героику происходящего. Навстречу судну-беглецу идет сторожевой корабль «Тверь», а также, по сообщениям ряда СМИ, несколько рыболовецких суден, решивших прийти на помощь своим коллегам. Их задача – не дать в обиду своих, а разбираться, кто что нарушил, будут потом. О том, что расследование инцидента и законность лова рыбы «Электроном» будет начато, как только судно прибудет в Мурманск, уже сообщили в управлении ФСБ по Мурманской области.
Проблема решается уже и на дипломатическом уровне. По словам представителя МИД РФ Михаила Камынина, российская сторона находится в постоянном контакте с Норвегией. С заявлением по инциденту выступил и глава МИДа Сергей Лавров, заявивший, что Россия никогда не соглашались с теми параметрами ловли рыбы в районе Шпицбергена, которые были установлены норвежцами в одностороннем порядке.
Многие эксперты находят действия капитана Яранцева неправомерными. По словам начальника Мурманского пограничного управления ФСБ России генерал-майора Виктора Губенко, «Капитан был обязан выполнить требования инспекторов рыбоохраны». Думается, однако, что ничего другого Яранцев предпринять просто не мог. Слишком велика вероятность, что, попав в руки иностранцев, российское судно вместе со своим экипажем останется в чужих водах на долгие месяцы. Слишком велика вероятность лишиться судна под безвольное молчание «российской стороны». Разве такого не случалось уже в той же Норвегии? Недавний успех нашей дипломатии в Литве – это пока чуть ли не единичный случай, и россияне еще слабо верят в то, что, если какая напасть, их не оставят в беде, их обязательно вытащат, пусть даже перешли улицу в неустановленном месте или поймали рыбу не той сетью.
Кстати, как заявил сегодня заместитель начальника управления административной работы Федерального агентства по рыболовству России Константин Макеев, норвежские пограничники права задерживать судно и не имели. По его словам, норвежская сторона имела право лишь досмотреть траулер, а в случае обнаружения какого-либо нарушения – составить соответствующий акт и, после подписания его обеими сторонами, отпустить судно в пункт приписки.
Так что не след, наверное, обвинять Яранцева в том, что, опасаясь остаться без помощи, он решился на побег из-под незаконного ареста. Пока защита наших граждан за рубежом не стала нормой, спасение убегающих останется делом рук самих убегающих.
_____________________________
И другие размышления на http://www.livejournal.com/users/mediactivist/3160.html#cutid1

алекс

мо-лод-цы русские моряки !

иван

поскольку российские чиновники отличаются всегда своей трусостью и продажностью, капитан Яранцев принял единственное правильное решение в создавшейся ситуации. Честь и Хвала Русским морякам --- настоящие мужики!!!
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: