Почему расформировали боевую группу "черных акул" в Чечне?

ANEG

Почему расформировали сверхсовременную боевую группу "черных акул" в Чечне?
Гордость русской "оборонки", знаменитый вертолет Ка-50 "Черная акула", сегодня оказался в загоне. Еще десять лет назад жила надежда, что эти прекрасные машины появятся в войсках, покажут свои боевые качества на Кавказе - и потом с триумфом ринутся на завоевание мировых рынков.
Но происходит совсем иное. На наших глазах Россия лишается могучего, очень нужного ей оружия. Перспективы экспорта "черных акул" тоже теряются в тумане. А по Чечне безнаказанно разгуливают банды - уже не чеченских, а арабских боевиков…
Триумф БУГ…
В первую Чеченскую войну 1994-1996 годов русские воевали на старых-престарых боевых вертолетах Ми-24 - "крокодилах". Свою непригодность для войны с боевиками в горно-лесистых районах они показали еще в Афгане.
Но вот в 1999-м загрохотала Вторая чеченская. Тогда в бой решили бросить новейшие винтокрылые машины. Генеральный штаб принял решение отправить немногочисленные Ка-50 для боевых испытаний в Чечню. Более того, создатели "Акулы" убедили военных опробовать на практике революционную тактику применения этих вертолетов. Замысел был таков: новая техника покажет себя в деле, появится опыт ее применения. После этого и армию будет легче оснащать новыми винтокрылами, и с зарубежными покупателями наших вертолетов переговоры облегчатся.
В конце 2000 года в Чечне появилась необычная для армейской авиации Сухопутных войск боевая ударная группа (БУГ): пара атакующих Ка-50 и воздушный пункт наблюдения и целеуказания - вертолет Ка-29ВПНЦУ. БУГ работала в условиях строжайшей секретности, так как арабские эмиссары пообещали миллион долларов тому, кто собьет "Черную акулу". Базировалась группа на аэродромах Грозный-Северный и в Ханкале.
Ка-50, как правило, вылетали в сопровождении старых Ми-24. Сразу же выяснилось, что даже очень опытный пилот "крокодила" часто терял из виду ту машину, которую должен был охранять. Ка-50 при выполнении энергичных маневров просто уходил из поля зрения неповоротливого Ми-24. Война в горах сразу же показала отличные качества "Акулы".
- …Кабины штурмана и командира в "крокодилах" закрыты обычным плексигласом. Летишь в ущелье и ждешь: вот-вот врежут тебе из пулемета прямо в остекление кабины, а то и сверху обстреляют. А вот в Ка-50 пилот сидит в бронированной капсуле и смотрит через бронестекла, выдерживающие выстрел крупнокалиберного пулемета. Да и наличие катапультного кресла действует успокаивающе, - рассказывает один из русских пилотов Ка-50 в Чечне..
Испытания показали, что огневая мощь "Черной акулы" даже превосходит заявленную. Если сравнивать Ка-50 и Ми-24, то превосходство по дальности и кучности стрельбы у "акул" более чем двукратное. К примеру, НАР (неуправляемая авиационная ракета) поражала цель на удалении почти в четыре километра - против двух к "крокодила". При стрельбе такими ракетами с Ми-24 командир прицеливается на глазок, мысленно прикидывая все возможные поправки, а у Ка-50 есть автоматическая система наведения: обрамил цель, свел два колечка на индикаторе лобового стекла, нажал на гашетку - и цели больше нет. Пушка 2А42 - это вообще песня. С расстояния в три с половиной километра снаряды ложатся буквально в "десятку". Соответственно, боеприпасы экономятся.
- Проводили мы пробные пуски и управляемыми ракетами "Вихрь". Стреляли по опорному пункту боевиков - полуразрушенному строению на вершине одной из горок. Стреляли при сложной видимости, в облачной дымке. "Вихрь", как в кино, влетел точно в оконный проем и полностью уничтожил цель.
Если говорить об энерговооруженности и маневренности "Черной акулы" в условиях гор, то приведу всего один пример. В самом начале января 2001 года группа из Ка-50 и Ми-24 проводила разведку в районе села Комсомольское - пристанища банды Гелаева. На дне ущелья Комсомольское-Грушевое определили возможные цели: замаскированную коновязь и домик для отдыха. Получили подтверждение, что этими объектами активно пользуются боевики, и приказ: цели уничтожить. "Акула" шла первой, а за ней в Ми-24 шел я.
Ка-50 дал ракетно-пушечный залп по домику, превратив его в пыль, а я залпом НАРов с "крокодила" развалил коновязь. Сразу после моего попадания грохнул мощнейший взрыв - сдетонировал крупный склад взрывчатки боевиков. Больше всего я перепугался за "акулу", летевшую впереди, так как она не имела места для маневра и неизбежно попадала под шквал бревен и камней, которые, выброшенные взрывной волной, летели навстречу. Каким-то чудом, выжав из Ми-24 все возможное, я вышел вверх по склону ущелья. Однако мой вертолет все-таки попал под удар и получил повреждения, а вот Ка-50 остался совершенно цел. С вертикальной скоростью около 30 м/с он, словно мячик, подскочил на высоту в полтора километра!
Уже на базе мы единодушно пришли к мнению, что Ка-50 - тот самый горный вертолет, которого просто катастрофически не хватает еще с Афганской войны. Сколько трагедий можно было избежать, если бы вертолеты, на которых мы летаем, могли крутиться в тесных ущельях вокруг своей оси, перескакивать через неожиданно возникающие в горах препятствия, подниматься вверх со скоростью, троекратно превосходящую ту, которую мы можем держать, и то не слишком долго, - свидетельствует летчик.
Стоит добавить, что и эксплуатационные характеристики Ка-50 оказались на высоте. В полевых условиях удавалось провести очень сложный комплекс ремонтно-восстановительных работ на одной из "акул", что лишь подтвердило - новый вертолет к тяжелым условиям армейской эксплуатации готов.
Ужас неожиданных ударов
Но самым большим впечатлением от работы "акул" в Чечне стала новая боевая тактика.
Даже самый прекрасный вертолет уязвим. И сбить ту же "Акулу" большого труда не составит. Но это - если следовать наставлениям, писаным еще в середине прошлого века и летать прямо над полем боя. А вот по новой тактике ударные вертолеты барражируют в безопасном районе, ожидая команды на атаку. Получив целеуказание, они стремительно выходят в район атаки, наносят снайперский удар - и сразу же уходят из зоны боя.
Но кто наводит новейшие винтокрылы на цель? Раньше это делали наземные наблюдатели по радио. Нынче это опасно: боевики оснащены сверхсовременными системами радиоперехвата. Подслушав переговоры наводчика с вертолетами, они либо ускользают от удара, либо уничтожают вертолет метким огнем.
А вот Ка-50 в Чечне стали для бандитов сущим ужасом. Ведь наводились ее атаки не с земли и не голосом, а с летающего командного пункта-вертолета, причем в виде кодированных цифровых сигналов. Перехватить и расшифровать эти сигналы бандиты не могли, и потому удары обрушивались на них, подобно грому среди ясного неба. Сам летающий командный пункт должен быть оборудован самыми современными системами наблюдения, получать дополнительную информацию со спутников, с самолетов типа АВАКС и от наземных авианаводчиков, тоже связанных с системами воздушно-космической разведки.
Именно это, пусть и не полностью, опробовали уже три года назад. Группа из трех вертолетов действовала как единый боевой организм. Воздушный пункт наблюдения и целеуказания - Ка-29ВПНЦ - летал на высоте, недосягаемой для переносных зенитно-ракетных комплексов типа "Игла". Он держал закрытую телекодовую связь с "акулами". На экранах дисплеев Ка-50 высвечивалась вся информация о местонахождении, рельефе местности, координатах целей. Ка-50 оборудовали отечественной спутниковой навигационной системой "Абрис", позволявшей летать по цифровой карте местности с огибанием рельефа фактически вслепую и выходить на цель с точностью в несколько метров.
Операции группы в Чечне оценил заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Юрий Балуевский, прилетавший по служебным делам в Грозный. Ему лично докладывали об итогах работы БУГ…
"Гибель" супергруппы
Но после успешных испытаний новой техники начались странные вещи. По возвращению в Москву в управлении армейской авиации составили детальный отчет о работе БУГ. Конечно, все было не идеально. Нашлось около сорока замечаний по самой группе и по вертолету Ка-50. И все равно пилоты радовались. Еще бы! Начинается ввод в строй новой техники и новых тактических приемов. А тут без критики не обойтись. Но радость оказалась преждевременной…
Все отчеты и предложения по более активному применению боевых ударных легли "под сукно". Единственную в России БУГ расформировали. Авианаводчики рассыпающихся в небе Ми-24 в той же Чечне продолжают, матерясь, кричать в микрофоны допотопных радиостанций: "Заходи на меня! Выходи левее вот того дерева и бей по излучине ручья!". А боевики по-прежнему ускользают из-под ударов старых "крокодилов", время от времени сбивая вертолеты.
Понять происходящее трудно. В Главном штабе ВВС есть целое заказывающее управление, в котором аж два генерала должны радеть (по своему штатному расписанию) за обновление парка армейских летательных аппаратов. В самом Министерстве обороны существуют две структуры, специально созданные для закупок новой техники - Служба начальника вооружений и Госкомитет по оборонному заказу. Да и в Генштабе отнюдь не последние люди прекрасно понимают, какая техника нужна сегодня в Чечне и насколько назрела настоящая тактическая революция в свете реальных, а не теоретических угроз, которые нашим войскам приходится отражать все последнее десятилетие. Если все "за", то кто же "против"?
И дело не только в перевооружении родной армии. Россия очень хочет "пробить" контракты на поставку новейших боевых вертолетов фирмы Камова в Турцию и Индию. Но разве они купят машины, которые в самой России не применяются? Ведь, как ни крути, а успешная работа нескольких боевых групп в Чечне могла бы стать отличной рекламой.
Разгадка, впрочем, есть. Она - в авиационных генералах. Они все никак не могут взять в толк, что воевать нужно по-новому, связывая несколько машин в одну группу, в единую "информационно-боевую сеть". Отцы-командиры предпочитают по старинке бросать вертолеты в одиночную "свободную охоту", на гибель. Новую тактику, опробованную БУГ в Чечне, серьезно не изучили и развивать не собираются. Не хотят наши авиационные генералы, хоть кол на голове теши, готовиться к войнам будущего века!
Впрочем, странное поведение "верхушки" наших ВВС имеет и второе объяснение. Вполне экономическое.
Когда лучше тот, у кого больше денег…
Ка-50 очень не нравится тем, кто производит вертолеты марки "Ми". "Милевцы", привыкшие к безраздельной монополии на поставки вертолетов для Сухопутных войск, оказались сильнее не на поле боя, а в высоких кабинетах. Они сегодня намного богаче "камовцев".
Когда-то Ми-24 произвел всемирный фурор. И то была прекрасная машина начала 1970-х годов - но только для войны с регулярными войсками НАТО в низинах Европы, а не с бородатыми боевиками в горно-лесистой местности. Уже в Афганистане 1979-1989 годов Ми-24 показали себя медлительными и слишком тяжелыми, неповоротливыми, неспособными преодолевать высокие горные перевалы. Да и оружие Запада тоже развивалось. В 1980-е стало ясно, что армии нужен атакующий боевой вертолет, способный уничтожать точечные цели, не заходя в зону поражения средств ПВО.
Еще в СССР военные объявили конкурс на новую машину. "Милевцы" предложили Ми-28 - винтокрыл, скопированный с американского "Апача". "Камовцы" же пошли своим путем, построив Ка-50 - вертолет самобытный, стремительный, живучий и очень высокотехнологичный, способный воевать "боевыми сетями". И они выиграли конкурс. В 1995-м "Черную акулу" приняли на вооружение. До гибели СССР фирме Камова удалось построить несколько Ка-50 и полностью подготовить завод в Арсеньеве к серийному производству новых машин. Если бы Ка-50 стали поступать в войска сразу после официального принятия их на вооружение, сейчас эти вертолеты, вне сомнения, покупали бы на мировом рынке с большей охотой, чем брали когда-то Ми-24. Да и родная армия в той же Чечне не осталась бы без воздушного прикрытия.
Но все пошло наперекосяк. Государственное финансирование закончилось. Армия осталась со старыми Ми-24. Как и Афгане, в Чечне она осталась без нужной техники. А "милевцы" откровенно решили взять реванш за поражение на конкурсе, сохранив за собой монополию на вертолеты для Сухопутных войск.
И в этом им помогает командование армейской авиации! Ведь если фирма "Камов" после развала СССР оказалась нищей, то "Миль" продолжил зарабатывать валюту, обслуживая оставшиеся за рубежом "крокодилы". А деньги - они и в Африке деньги. И вот в тиши кабинетов управления армейской авиации ожила идея принятия на вооружение боевого вертолета Ми-28, проигравшего конкурсные испытания Ка-50.
"Труп" старого вертолета превращается в "молодой и перспективный" Ми-28Н. Внешне - почти копия американского "Апача Лонгбоу". Вот только Ми-28 практически во всем уступает "Лонгбоу". Пилоты жалуются: из-за вытянутого носа из кабины Ми-28Н обзор даже хуже, чем на Ми-24. Хвостовой винт находится недопустимо низко, что неизбежно приведет к его повреждениям при посадке не на аэродроме, а в полевых условиях. Пушку "милевцы" поставили в самой вибрирующей части корпуса - под носом, и тряску ствола никакой стабилизацией компенсировать невозможно. К тому же, если надежда ВВС - Ми-28Н когда-нибудь и доползет до горных районов, где идет война, то его ведь сразу бросят на свободную охоту, а значит, на верную гибель. Воевать в группе, подобной камовской БУГ, он не может.
И вот, несмотря на очевидное, выигрывает не тот, кто лучше, а тот, у кого больше денег и связей в генеральской среде…
Вмешайтесь!
Здесь давно требуется и публичная дискуссия, и вмешательство министра обороны. Стране, которая увязла в войне на Кавказе, нужна современная вертолетная группировка. Нужен и прорыв с новыми вертолетами на перспективные зарубежные рынки. Деньги в стране есть - бюджет, резервный фонд и золотовалютные "закрома" Центробанка буквально лопаются от нефтедолларов. Иначе "вертолетный абсурд" в России обернется для нее невосполнимыми потерями - и людскими, и вполне экономическими.
…Вспоминаются двухнедельные бои с бандой в сорок "штыков", которые вели наши войска в Дагестане - в декабре 2003-го. Все пешочком, пешочком, как в Гражданскую или в войне с басмачами в 1920-е. И местные проводники в роли наблюдателей: "Их там четверо… Нет, пятеро…" БУГ мог покончить с этой группой за день охоты! А индийцы и турки, думая обновить парк своих вертолетов, все больше смотрят за Атлантику.

Сергей СЕРОВ
http://bratstvo-msu.ru/

sever576

В поиск, уже обсуждали две новые модели вертолетов.

popov-xxx25

Это не обсуждение вертолётов, а пеар сайта http://bratstvo-msu.ru/ Не самая подходящая статья, надо сказать, для пеара.
А вертолёты я с сайтосоздателем обсуждал ещё у него в ЖЖ

marusja8101

если эта "акула" и вправду так невъебено крута то почему ее сняли?

Andris

Мдее... как-то даже обсуждать нечего. Очень круто конечно подтасовывать факты и сравнивать вертолеты разных поколений.
Финальный аккорд тоже порадовал
А индийцы и турки, думая обновить парк своих вертолетов, все больше смотрят за Атлантику
Учитывая, что турки - страна НАТО, а индусы собираются прикупить ... сюрприз, сюрприз Ми-17-1B на 660 млн долларов.

popov-xxx25

если эта "акула" и вправду так невъебено крута то почему ее сняли?
Не ко мне вопрос.

irchik80

кг/ам

gsaxxx

http://lenta.ru/news/2007/04/04/ka52/
ВВС России получат десятки "Черных акул" и "Аллигаторов"
До 2015 года Россия приобретет несколько десятков вертолетов Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор" для поддержки операций спецназа, сообщает "ИТАР-ТАСС".
Серийное производство вертолетов Ка-50/52 возобновилось на заводе в Арсеньеве в 2006 году после длительного перерыва. Машины ОКБ Камова проиграли тендер на роль основного вертолета армейской авиации изделию ОКБ Миля - Ми-28Н, но оказались востребованными в качестве вертолетов огневой поддержки для спецподразделений.
Ка-50 и Ка-52 различаются численностью экипажа и оборудованием. Экипаж Ка-50 состоит из одного пилота, тогда как в экипаж Ка-52 входят два человека. Этот вертолет предназначен для использования в качестве командирского.
Взлетный вес вертолетов Ка-50 и 52 составляет около 11 тонн, максимальная скорость - 300 километров в час. Вес боевой нагрузки достигает двух тонн, радиус действия - 260 километров.

Koldunel

Кабины штурмана и командира в "крокодилах" закрыты обычным плексигласом.
похоже на пиздежь?

Andris

а че ссылка на ленту, если есть нормальный источник?

Минобороны РФ продолжит закупать вертолеты семейства "Ка" для подразделений спецназа

АРСЕНЬЕВ (ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 4 апреля. (ИТАР-ТАСС). Минобороны России продолжит закупать вертолеты семейства "Ка" для подразделений спецназа, сообщил первый вице-премьер Сергей Иванов на совещании, посвященном вопросам загрузки производственных мощностей Арсеньевской авиационной компании "Прогресс".
Председатель совета директоров "Прогресса" Виктор Старченко проинформировал, что "в рамках госзаказа до 2015 года на предприятии заложено производство 12 новых вертолетов Ка-52 и противоракетных корабельных комплексов "Москит".
Иванов, посетивший перед совещанием цех сборки вертолетов Ка-50 и Ка-52, пообещал поддержку заводу на внешнем рынке. "Что касается экспорта Ка-52, то, если будет такая возможность, будем помогать", - заверил он.
Старченко подтвердил, что "Прогресс" не намерен ограничиваться госзаказами и будет добиваться выхода на иностранные рынки. "Сейчас мы рассчитываем, что нашу продукцию купят страны Латинской Америки, - сообщил он. - По линии ВТС в вертолетах Ка-50 проявили заинтересованность Йемен, Никарагуа и Венесуэла".
На предприятии Иванову продемонстрировали возможности Ка-50, госзаказ на которые запланирован на ближайшие годы. Старченко обратил внимание, что "Черная акула" может вращаться вокруг своей оси, приспособлена для работы в горах, в пустыне, в условиях высоких температур. Поэтому, убеждены его разработчики, это - "идеальный вертолет, необходимый при борьбе с терроризмом".
Ка-50 - первый в мире одноместный боевой вертолет, который начал производиться серийно на заводе "Прогресс" в 1991 г. Производство машины здесь возобновились в 2006 году после пятилетнего перерыва, вызванного отсутствием оборонного заказа. Предполагается, что до 2015 года ВС России должны получить несколько десятков Ка-50 и Ка-52.
Открывая сегодняшнее совещание, первый вице-премьер высказал мнение, что компания "Прогресс" должна увеличить долю производимой гражданской продукции. "Арсеньевское предприятие является одним из немногих на Дальнем Востоке, кто занимается выпуском высокотехнологичной продукции, - отметил Иванов. - На сегодняшний день, к сожалению, она как минимум на 95 проц. является военной".
Первый вице-премьер также предложил руководству предприятия представить варианты дальнейшего развития авиазавода с учетом "создания производства продукции двойного назначения".
В ответ Виктор Старченко сказал: "Мы рассчитываем, что процентное соотношение гражданской и военной продукции на нашем предприятии будет увеличиваться в сторону гражданской". Председатель совета директоров компании сообщил, что завод уже вернулся к производству спортивных самолетов Як-54 и намерен возобновить выпуск учебной модели Як-152.
Руководством "Прогресса" также изучается возможность производства гражданского самолета с дальностью полета до 2,5 тыс. км.
Крупнейшее предприятие ОПК в Приморском крае, "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" контролируется государством и входит в перечень стратегических АО. Авиазавод, помимо вертолетов Ка- 50 и Ка-52, производит крылатые ракеты 3М-80, 3М-82, противокорабельные ракетные комплексы "Москит".
"Прогресс", которому в 2006 году исполнилось 70 лет, производит и невоенную продукцию. Это легкие спортивные самолеты Як-55 и Як-54. Строят на заводе и легкие вертолеты Ми-34. Недавно предприятие приступило к освоению строительства легкого УТС Як-152, пользующийся спросом на внутреннем и внешнем рынках. Выручка компании в 2006 году составила 2,38 млрд руб.
Из Арсеньева Сергей Иванов вновь вылетит во Владивосток. Там пройдет рабочая встреча первого вице-премьера и губернатора края Сергея Дарькина, на которой будут обсуждаться вопросы развития Приморского края, в частности, создания на его территории судостроительного холдинга.

gsaxxx

а че ссылка на ленту, если есть нормальный источник?
там увидел
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: