Об патриотизме

Kumar_y

Поп свое, а черт свое, или Патриотизм по-русски
В середине июля правительство приняло "Программу патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2010 гг.". На днях объявлено о создании в московской мэрии "Концепции формирования гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде города Москвы". Почему же первые отклики в прессе носят осторожно-скептический, а то и откровенно тревожный характер?
Дело, как мне представляется, не только и не столько в том, что "патриотическим воспитанием" занимаются в основном авторитарные режимы" ("Известия", 19 июля хотя, конечно, пребывание в одной компании с Туркменией и Северной Кореей (именно в этих странах, по справке "Известий", действуют целевые государственные программы патриотического воспитания) не слишком почетно для России. На самом деле патриотическое воспитание практикуется и во вполне демократических государствах, что прекрасно показано в замечательной книге Марка Ферро "Как рассказывают историю детям в разных странах". Просто там не принято и не требуется принимать на сей счет правительственные программы. Реальные проблемы лежат совершенно в иной плоскости. Первая из них заключается в простом вопросе "что такое патриотизм?".
К сожалению, в последние десятилетия это понятие скомпрометировано политиками и журналистами националистического толка, объявляющими себя патриотами, а своих оппонентов - антипатриотами и едва ли не изменниками Родины. Но патриотические чувства не становятся хуже от того, что их пытаются присвоить "присяжные патриоты", так же, как русский народ не отвечает за черносотенный "Союз русского народа". Патриотизм можно понимать так, как понимают его С.Бабурин или Зюганов (не говоря уже о генерале Макашове а можно - так, как понимал его академик Сахаров.
Поэтому сам факт принятия программы патриотического воспитания еще ни о чем не говорит. Например, намечается создание программы "Патриот Отечества" на одном из федеральных телеканалов, разработка интернет-проекта "Патриоты России", создание кинофильмов и постановка спектаклей на патриотическую тему. Но каким содержанием будут наполнены соответствующие передачи и публикации? А как понимать намерение "противодействовать попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации"? Как можно противостоять дискредитации того, что само по себе понимается в обществе совершенно по-разному? Например, недавняя жаркая дискуссия по поводу фильма "Штрафбат" показала, что одни считают его в высоком смысле патриотическим, другие - дискредитирующим Российскую армию и очерняющим историю Великой Отечественной войны.
Шовинистические труды О.Платонова или изыскания Ю.Мухина, утверждающего, что НКВД не имел никакого отношения к расстрелу в Катыни, - патриотические? По-моему, в высшей степени антипатриотические, ибо они наносят прямой вред России, формируя в мире образ страны с неизжитыми имперскими амбициями и грубыми националистическими предрассудками. На мой взгляд, самая страшная дискредитация патриотизма - ура-патриотизм. Но ведь у этих и им подобных авторов немало приверженцев и почитателей, полагающих именно их точку зрения истинно патриотической.
Конечно, произведения, создаваемые в рамках правительственной программы, вряд ли будут откровенно националистическими. Но, судя по тому, что 2 млн. рублей намечено затратить на производство дисков и кассет "с записями маршей и патриотических песен", патриотическое воспитание вновь предполагается вести с явным военно-патриотическим креном, воспитывая патриотические чувства главным образом на примерах из богатого героического военного прошлого нашей страны. На такие размышления наводит и одновременное восстановление обязательной начальной военной подготовки и военных сборов в средних школах. Отдавая безусловную дань уважения тем, кто в различные эпохи жертвовал жизнью за Отечество, следует все же сказать, что такое понимание патриотизма недопустимо узко, а кроме того, чревато милитаризацией молодежного сознания и поисками врага. Между тем российское массовое сознание и без того чрезвычайно милитаризовано. Хорошо бы проверить, например, сравнительную известность нашим гражданам имен Суворова и Сперанского или Милютина. Боюсь, вопрос лишь в том, во сколько раз великий полководец окажется популярнее великих реформаторов.
Судя по распределению бюджетных средств, основная роль в деле патриотического воспитания отводится системе образования. Основная нагрузка ляжет, естественно, не на математиков и химиков, а на историков и литераторов. Школа достаточно консервативная структура. Нетрудно представить себе, во что на практике выльется реализация данной программы с организационной точки зрения: конкурсы песни и чтецов, сочинения и ученические конференции "на заданную тему" и т.п. Только человек, очень далекий от молодежи и особенно от школы, может полагать, что подобные мероприятия будут иметь серьезный воспитательный эффект. Хорошо еще, если они не будут скучны, не вызовут раздражения и не приведут к обратному воздействию.
Гораздо опаснее "патриотическая" цензура учебных и научно-популярных изданий. Случаи шельмования в телеэфире учебников по всеобщей истории за "недостаточное" отражение событий на советско-германском фронте во время Второй мировой войны (задача совсем других учебников - по отечественной истории!) чрезвычайно показательны. А стремление части военных из "патриотических" соображений преуменьшить масштабы наших фронтовых потерь! Попытки навязать истории (особенно научно-популярной литературе и школьному предмету) роль средства пропаганды не новы, но от этого не менее разрушительны. Ни к какому воспитанию патриотических чувств граждан они не ведут. Практическим их последствием всегда становится недоверие и к истории как "служанке политики", и к самим политикам. Вспомним незавидную репутацию советских учебников по истории СССР и КПСС.
Рассуждения о том, что никакая национальная история немыслима без мифологии, справедливо, но лишь отчасти. Действительно, одни мифы нередко заменяются в общественном сознании другими. Так, миф о бездарном деспоте "Николае кровавом" сменился мифом о замечательном гуманной царе и "России, которую мы потеряли". Но не дело историков творить новые мифы в угоду политической конъюнктуре. Каким бы красивым ни был миф, задача истории - установление научной истины, а следовательно - анализ и демифологизация прошлого. Между тем в патриотическом воспитании участвует (зачастую не без успеха) и церковь. Не потребует ли вскоре церковное руководство (а тем более разнообразные околоцерковные союзы и организации) от историков столь же трепетного отношения к святому Николаю II, сколь к святому Александру Невскому, любые критические замечания в адрес которого подчас воспринимаются именно как попытка "дискредитации патриотической идеи"? Впрочем, "неприкасаемыми" становятся зачастую отнюдь не только канонизированные церковью исторические деятели. Автор этих строк в свое время удостоился обвинений в подрыве национального сознания лишь за то, что в учебнике для средней школы критически оценил деятельность Ивана Калиты. Хорошо бы все же не забывать: агиография - жанр богословский, к исторической науке никакого отношения не имеющий.
Говоря о патриотическом воспитании, следует четко определить: критические отзывы о родном государстве, его прошлом и настоящем, о тех или иных исторических деятелях, более того, страшно сказать, о родном народе совершенно не противоречат патриотическому мировоззрению. Общечеловеческие ценности никоим образом не следует противопоставлять патриотическим, как это постоянно делает один очень талантливый современный журналист. Напротив, именно взгляд на свою страну с общечеловеческих позиций, критический анализ происходившего и происходящего в ней во многом и является мерилом гражданственности и истинного патриотизма, ибо только так можно избежать повторения трагических ошибок прошлого. Тот же, кто стремится замаскировать неприглядное, оказывает Родине дурную услугу. А.Х.Бенкендорф в документах, предназначенных "для служебного пользования", не скрывал, что "крепостное право - пороховой погреб, подведенный под государство". Но публично предпочитал "патриотично" заявлять, что "прошедшее России удивительно, настоящее ее более чем великолепно, а что касается будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение". Результат такого внушения (или самовнушения?) известен - Крымская война. Чаадаев, объявленный сумасшедшим за явно "непатриотичные" "Философические письма", был куда большим патриотом. А уж знаменитого славянофила А.С.Хомякова за обращенную к России строку "В судах черна неправдой черной и игом рабства клеймена" иные нынешние ревнители патриотической идеи просто записали бы в русофобы.
Но есть и вторая, едва ли не более важная, проблема. Судя по изложению принятой программы в СМИ, она в основном рассчитана на "воспитание" патриотизма в буквальном смысле: школа, пресса, компьютерные игры, кино- и телефильмы, даже сдача норм ГТО... Но так патриотизм не воспитывается! Можно сколько угодно демонстрировать фильмы о доблестной Российской армии, но, пока не исчезнет дедовщина, зрители будут только усмехаться. Лишь 24% участников интернет-опроса "Известий" считают, что патриотизм воспитывается "программами патриотического воспитания", а 62% полагают лучшим средством воспитания патриотизма "достойный уровень жизни". Не стоит обвинять этих людей в мещанстве и потребительстве. Достойный уровень жизни - это не только размеры дохода. Это и пандусы для инвалидов в метро и подъездах, и любезные, предупредительные чиновники в муниципалитетах, и не берущие взяток милиционеры, и возможность получать информацию без цензуры, и пристойные пенсии для стариков, и честные выборы. Честное слово, восстановление электроснабжения на небольшом острове на Байкале важнее для патриотического воспитания российских граждан, чем "разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России".
Патриотические чувства прочны там, где люди видят, что они не безразличны своей стране, своему государству, власти, где они понимают, что все или хотя бы многое зависит от них. И пока этому не будет уделяться должное внимание, любая программа патриотического воспитания будет по своей результативности напоминать другую программу - Продовольственную.
habarroff
Интересно, кто автор? Как он себя позиционирует? Православным? Иудеем? Магометанином? Скопцом? Прыгуном? Духобором? А если никак, то не х.. и тискать в мониторы очередную постмодерновую чушь. Критических отзывов, больше похожих на плевки, о России и ее многонациональном народе хватает и без учебников - стоит только наугад хватануть с любого лотка хоть газет, хоть книжек. Сказал: русский народ не отвечает за черносотенный "Союз русского народа" - так надо бы до конца довести пылкую фразу и сообщить нам, неграмотным, что в этом Союзе состояли Менделеев и Иловайский, Розанов и Тихомиров, художники Васнецов и Нестеров и много еще хороших и разных. И вот они-то, может быть, и не отвечали за действия простеца, в сердцах забившего тростью революционера Баумана, кричавшего с пролетки антигосударственные лозунги. Так что, нужно быть последовательным. Почему бы, например, не предложить обсудить поведение Моисея в те 40 лет, что он водил народ свой по пустыне? Или, того лучше, покритиковать пророка Магомета? Почему именно Николай II? Почему Иван Калита? И разве Бенкендорф не поступал как воистину слуга государев, не имевший права вещать от себя лично, подобно либеральным журналистам или нынешним политикам, без умолку трещащим? Ведь и дураку ясно, что отсутствие патриотического воспитания выльется в присутствие в школьных классах всякой мрази, поливающей грязью и прошлое и будущее страны. Хватит, наслушались, наелись... Есть чем и погордиться - да хоть Чесменской битвой или тем же переходом Суворова через Сен-Готард. Уж на что был сдержан М. Алданов, а гимн России написал в "Чертовом мосте"... Или таблицей черносотенца Менделеева погордиться. Или словом "бистро" в фр. языке, а в русском - словами "шваль", "шаромыга" и "шантрапа". Много чем есть... Так что, увянь, автор, и не раздражай мирное население.
2005-08-04 00:43:33
--------------------------------------------------------------------------------
se
Нет, г-н habarroff, автор значительно более близок к истине, чем Вы: если дело «патриотического воспитания» отдано на откуп чиновникам, то нас (нас всех, а не только историков!) ждут времена очень мрачные. Вы пишете: «Кто автор? Как он себя позиционирует? Православным? Иудеем? Магометанином? Скопцом? Прыгуном? Духобором? А если никак, то не х.. и тискать в мониторы очередную постмодерновую чушь». Скажу за автора: он «позиционирует» себя как честного историка, в полной мере отдающего себе отчет в том, что его при таком «военно-патриотическом» воспитании заставят выкрикивать лозунги. Замечу также, что с «постмодерном» его стремление остаться историком (и напротив, нежелание становиться рупором дешевых агиток) не имеет ничего общего, так что нечего употреблять термины, смысл коих для Вы не до конца поняли. Выражения же ваши, например: «не х.. и тискать в мониторы» — и вовсе нехороши. Если уж Вам хочется быть патриотом, так начните с главной ценности — с русского языка, и не пятнайте его грязью.
2005-08-04 05:35:49
--------------------------------------------------------------------------------
habarroff
Ну да, сейчас самое время: в приступе крепчающего плюрализма искать в русской истории негативные подробности. У нас все хорошо: врагов нет, чистое небо над головой, а в метро мы ездим без всякой опаски. Окститесь, милые: мы даже флаг российский не имеем права поднимать над каждым домом - как это делается в Штатах, например... И кто это может сейчас историка "заставить" выкрикивать лозунги? У нас даже в милиции давно уже нет понятия "профилактической работы", а уж в школе-то... Не нужно вместо правды полуправду подсовывать - вот в чем проблема. А то вы все, педагоги с горящими глазами, больше самовыражаетесь в классах, подобно актерам, подсовывая ученикам свою личную позицию вместо государственно-патриотической. И чем ближе к Москве, тем хуже. А результат: статистика косящих от армейской службы в столице и в регионах. Пацаны из провинции упорно идут служить, в отличие от столичных (не всех, конечно). Хорошего учителя и в Совдепии никто не мог заставить выкрикивать лозунги. Так что, вы там сначала расскажите поподробней, повторюсь, о Чесменской битве во главе с Алексеем Орловым, а потом уж рассказывайте о неблаговидной роли Орловых в судьбе Российской империи. Или поведайте ученикам простые цифры Российской статистики по 1913 году, а потом уж критикуйте династию Романовых. То же и о Крымской войне: что же, по честному, послужило причиной? что поводом? А преподносить свои полузнания в виде "честного взгляда историка" можно не в школьном классе, а, например, на страницах МК или под обложкой издательства ЭКСМО - там этих авторов полно. Еще и заплатят, и аванс дадут.
2005-08-04 08:41:26
--------------------------------------------------------------------------------
Sever
А, по-моему, г-н habarroff не только не взглянул кто автор, но и совершенно не "въехал", о чем конкретно здесь написано. Так загнул коммент лишь бы попылить...
2005-08-04 09:21:02
--------------------------------------------------------------------------------
habarroff
Да какая разница - кто автор? Есть тенденция, которую нужно убивать в зародыше. Она, тенденция эта, с 1987 года надоела... Покойный Ю. Щекочихин вообще объявлял: 11 июня будут еврейские погромы. Ну, и где это все? Где погромы?
2005-08-04 15:47:20
--------------------------------------------------------------------------------
Мандарин
Я не встречал ещё ни человека, хто бы позитивно отозвался о "Философических письмах" Чаадаева. Читал только... Так что я сам только мне и известнен тем, что почитаю оного как ПАТРИОТА. А почему, спрошу я, в воздух обращаясь? Не потому ли, что "мордой не вышли"? Этт тоже присутствует, чего греха таить? Ну а как же друхие, эти лучше что ли? Нет, не лучше, просто "они" - "не мы", а мы немы (с). Как же быть то тогда, кто судьи будут? Кто возьмёт да и скажет так, с отмашкой,- вот этот патриот, а вон тот нет, гад! А сами знаете, что берется это кликать всякий, кому не лень. В державах, патриотизмом не обделённых, и то - непростая задача! Но ведь как то выходят из ситуации, а разве нет? Вот у, не побоюсь этого слова, американцев пристутствует свой общий знаменатель, налоговая декларация называется. У индусов его тоже есть, по преимуществу, но я не знаю как он называется. Знаю только, что архитектор их атомной бомбы был мусульманином. Не в одиночку, видно, клепал его, но всё же - внушает! Или вот, к примеру, Китай. Много пишут, говорят, верно, но что в знаменателе у них? Может быть по мотивам Дэна - это пофигизм к кошачей масти, лишь бы мышей ловил, мур. А теперь я гляжу в окошко и вижу суровую реальность окружающей метагалактики бытия - Россия имя ея... Нет, погромов ещё не было, нет и войны тоже не было апосля 45 года и бабки счАстливо поумирали. Внучкам не пришлось убитыми быть под Ржевом, но что то заставляет усомниться в воплощении исторической мечты - жить "как люди". Где же он, где "настоящий полковник"?
2005-08-05 01:28:21
--------------------------------------------------------------------------------
alex
Скажу за автора: он «позиционирует» себя как честного историка Господину SE Автор не может быть честным историком, да и ученым вообще. Честный историк, говоря о других работах, оценивает достоверность и полноту изложенных фактов и соответствие сделанных выводов фактическому материалу. Автор же оценивает чужие труды с точки зрения понравятся ли изложенные факты "миру". Если нет -тем хуже для фактов
2005-08-05 02:02:12
--------------------------------------------------------------------------------
habarroff
Надо жить в империи, а не "неизвестно где". И позиционировать себя "гражданином Рима", как апостол Павел, а не гражданином кантона Ури, как Ставрогин, тогда будут лады. Это всех касается, и главы государства в том числе. Тогда будет и "настоящий полковник" и все остальное. Для этого и нужно поводить народ наш по некоей пустыне, чтоб он, наконец, стряхнул себя рабские цепи Совдепии. И это касается даже самых либеральных идиотов.
2005-08-05 02:08:45
--------------------------------------------------------------------------------
se
to habarroff to habarroff По-моему, г-н habarroff, Вы не очень хорошо представляете то, о чем Вы пишете. Я ни в коей мере не желаю Вас обидеть, и в данном случае речь идет отнюдь о некомпетентности и т.д. и т.п. (не мне судить). Судя по Вашим постингам, Вас буквально тошнит от той пищи, которую нам предлагают герои многочисленных реалити-шоу - от "Блестящих" (которые с голым пупком) до "блестящих" интеллектуалов (которые одеты - в скобки можете подставить хоть Варгавтика, хоть Виктора Ерофеева, хоть Татьяну Толстую, словом, любого шоумена, выставляющего на всеобщее обозрение уже не пупок, но свою израненную российским хамством душу и мысли сокровенныя…) Ну что я могу сказать? Таковое чувство не покидает не Вас одного, однако Вы сейчас направляете свой гнев не по адресу. Скажите на милость, какую это Вы тенденцию собираетесь душить на корню? Какая такая тенденция, которая с 1987 г. Вам надоела? Я Вам опишу эту "тенденцию". Представьте себе отхожее место, которое никто никогда не чистил. Ну, впрочем, за наружной чистотой, вроде бы, следили: штукатурили, красили, но дерьмо никто не убирал. В 1987 г. решили потихоньку его приводить в порядок. Не получилось: дерьмо хлынуло из всех щелей. Впрочем, я не во всем прав: очень многое из того, что нам открылось в эти годы, было ценным, но… безнадежно испорченным от соседства с той самой субстанцией, о которой я уже упоминал. Конечно, дерьма из этого сортира натекло немало, но то, что Вы предлагаете — значительно хуже. А именно: Вы сейчас предлагаете строить новый сортир. Снова прятать голову в песок? Трудно поверить, но Вы всерьез уверены, что количество "косящих" от армии в Москве больше потому только, что история в московских школах как-то особенно гадко преподается… Уверяю Вас, история везде преподается более или менее одинаково, просто более ушлые московские мальчики не хотят терять время: они, в отличие от ребят из дремотной глубинки, могут заработать "здесь и сейчас" и от них "здесь и сейчас" кое-что зависит. Выньте голову из песка: не историки виноваты в проценте "косящих", а гнусная армейская система. Вы пишете: "Не нужно вместо правды полуправду подсовывать - вот в чем проблема. А то вы все, педагоги с горящими глазами, больше самовыражаетесь в классах, подобно актерам, подсовывая ученикам свою личную позицию вместо государственно-патриотической". А это какая-такая "государственно-патриотическая" правда? Это, наверное, та, которую полуграмотный сукин сын в чиновничьем ведомстве назначил ПРАВДОЙ, не иначе… "И кто это может сейчас историка "заставить" выкрикивать лозунги?" Заставят - давилку уже себе отрастили, а если ВЫ никогда не преподавали, то и помалкивайте в тряпочку. То же самое касается и другого вашего "перла": "Хорошего учителя и в Совдепии никто не мог заставить выкрикивать лозунги…" Да много Вы знаете о "Совдепии"? Не помните, наверное, что всё, что предназначалось хотя бы для малюсенького тиража (или даже местного вещания необходимо было "залитовать" -- отнести в отделение Главлита, чтобы там проверили, не сказал ли ты чего неправильного… А уж историков (воспитателей будущих строителей коммунизма) опекали особо… "Страшные тайны" архивов и по сие время для большинства гуманитариев благополучно скрыты (ибо всегда найдется чиновный сукин сын, который <для порядку… как бы чего не вышло!> прикроет какой-нибудь документ, пусть даже абсолютно безобидный). А Вы всё "правда, полуправда…", "Орлов в Чесменской битве"… Что Вас так заело? Что про Орлова недостаточно хорошо сказали, или про то, как Калита за великокняжеский ярлык соперникам глотку перегрызал в Орде? Меня это не задевает в русской истории, поскольку в истории любой страны великие деяния и великие мерзости нередко совершаются одним и тем же лицом.
2005-08-05 03:43:29
--------------------------------------------------------------------------------
Nightman
Habaroff ! Неужели не чувствуете, что в результате реализации Программы (судя по тому как это сейчас началось) количество настоящих патриотов поубавится ? Вы потренируйтесь на досуге, для начала мысленно, нужными словами и соответствующим тоном поднимать роту солдат на защиту недвижимости Рублевского шоссе и собственности г-на Абрамовича.
2005-08-05 13:09:50
--------------------------------------------------------------------------------
Nightman
В догонку - давайте посмотрим результаты предыдущего проекта на близкую тему. Я имею в виду военный канал "Звездочка".Полный отстой ! И по форме и по содержанию. Региональные телевизионные трансляторы канала в один голос говорят - место ему в кабеле ! (А не на дефицитном ДЦВ диапазоне). Пример обратного свойства - китайский международный канал на английском CCTV9. Расписание очень простое - ежечасные новости, диалоги на актуальные темы,история, культура,путешествия по Китаю (Rediscovering China). Но каково содержание и форма подачи материала ! Для сравнения - вчера у нас горячей новостью было испытание нового тепловоза первым лицом. В Китае - завершение строительства транстибетской ж-д магистрали - самой высокогорной в мире.
2005-08-05 14:03:57
--------------------------------------------------------------------------------
1991
Если уж "Совдепию" перестали считать империей значит действительно средняя школа перестала учить историю Российской империиСССРРоссиию. Значит скоро 2Х2 не будет равно 4.
2005-08-05 14:52:24

avgustinka

слишком много
Надо писать:
О профиците
О патриотизме

urchin

Ниасилил.
Опять очередные "совести народа" учат нас демократии, теперь ещё и приплели патриотизм хехе.

Kumar_y

Да Вы что?!
Правда?

Kashtanova

точно-точно

Burlak

Совковая трактовка русской истории и патриотизма...
Мы это уже проходили в 20-30-е гг. ХХв.
Автор поста слишком много читал советские учебники и краткий курс ВКП (б)

sever576

чувство гордости за страну постановлениями правительства не регулируется

faraq

Полагаю, что текст весьма спорен, а в комментариях рулит хабарофф. Он, видимо, тоже не уважает журнальных псевдосоциологов-русофобов.
...Ну да, сейчас самое время: в приступе крепчающего плюрализма искать в русской истории негативные подробности...
Сам же автор текста критикует наличие программы, грубо говоря, настаивает на её прекращении, вместо того чтобы добиваться совершенствования. Что есть западло, потому что воспитывать патриотизм надо. А критикует он её не только из ненависти, но ещё и потому, что его, журналюгу, эти деньги обойдут стороной.

gurich59

ниасилил
в первом абзаце хорошо сказано, что патриотизм бывает самого разного толка, дальше херь какая-то.
многие русские - "патриоты" наподобие меня, любят свою Родину, но терпеть не могут своё родное государство =)
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: