Садовничий отказался от двухуровневого высшего образования

kne_kne

Что позволено Юпитеру...
Андрей Ванденко
--------------------------------------------------------------------------------
"Необходим конвертируемый диплом? Нет проблем! Давайте сверстаем программу подготовки так, чтобы российский выпускник получил право называться бакалавром или магистром. Для этого не требуется революция... Мы не против, чтобы другие вузы вводили у себя двухуровневую систему. Пожалуйста, если нравится. Но МГУ навязывать ничего не надо", - настаивает ректор МГУ Виктор Садовничий накануне юбилея главного вуза страны
Библиотека - главный подарок МГУ к юбилею - это 5 миллионов книг, первоклассное оборудование, 50 читальных залов. Здесь же разместился и Музей истории МГУ
С юбилярами принято говорить исключительно о хорошем, а если и спрашивать, то о приятном. Отмечаемое 25 января 250-летие Московского государственного университета - подходящий повод сказать ректору МГУ Виктору Садовничему несколько приличествующих случаю слов. Но Виктор Антонович остался верен себе, плавно переведя "юбилейное" интервью на темы отнюдь не парадные. Разговор пошел о проблемах всей системы отечественного образования. А реформы, что и говорить, материя не слишком праздничная...
- Студенту перед экзаменом вечно не хватает одной ночи на подготовку. А у ректора в канун юбилея с этим делом как, Виктор Антонович?
- Со временем на повторение пройденного и отшлифовку нюансов? Примерно так же, как и у студентов... Правда, я перед экзаменом всегда старался хорошенько выспаться, чтобы прийти в аудиторию с ясной головой, да и к 250-летию МГУ мы начали готовиться не вчера, а еще пять лет назад. Президент подписал указ, прошли три заседания оргкомитета, была принята специальная правительственная программа, включающая 18 пунктов. Они последовательно реализовывались. Мы разработали свой план, включающий, разумеется, не только торжественные мероприятия, но и научно-практические конференции, издание новых учебников и даже запуск с космодрома в Плесецке спутника "Университетский-Татьяна". На его борту установлено учебное и научное оборудование, сделанное нашими преподавателями и студентами. Уже прошел съезд выпускников разных лет. Хотели к юбилею создать компьютерный банк данных на всех, кто когда-либо оканчивал наш университет, но чуть не успели, работа оказалась масштабнее, чем мы предполагали.
- А сколько, по вашим прикидкам, человек получили дипломы Московского университета?
- Свыше полумиллиона. Может, цифра не слишком впечатляет, но надо помнить, что в течение двух веков тут одновременно училось не более тысячи студентов, а бывали периоды, когда их число сокращалось и до пятидесяти.
- Зато сегодня цифра перевалила за сорок тысяч.
- Дело ведь не в количестве обучающихся, а в качестве образования. Для решения этой задачи необходимы определенные условия. Самое время сказать о главном подарке, который получил МГУ к юбилею. Это Фундаментальная библиотека. Мы мечтали о ней на протяжении десятилетий. Так получилось, что у одного из крупнейших университетов мира долго не имелось полноценного книгохранилища. Фонды приходилось распихивать по факультетам, значительная часть их хранилась в здании на Моховой, что создавало большие неудобства в работе. Сегодня строительство библиотеки завершено. Пять миллионов книг, современные технологии хранения, первоклассное оборудование, 50 читальных залов... Там же разместился и Музей истории МГУ. Правда, сейчас большая часть его экспонатов временно перебазировалась в Государственный исторический музей, где открылась приуроченная к нашему юбилею выставка. К слову, именно на месте здания, которое занимает Исторический музей, когда-то располагался так называемый аптекарский дом, ставший первым учебным корпусом университета. В нем 9 мая 1775 года и прошла вступительная лекция для студентов.
- Почему же день рождения МГУ вы празднуете зимой?
- Государев указ об учреждении университета был подписан в январе, но понадобилось время на решение разного рода технических вопросов. В частности, в аптекарском доме размещалась городская казна, ее в срочном порядке вывезли, освободив здание. Потом уже, спустя десятилетия, университет перебрался в построенный по проекту Казакова особняк на Моховой, более просторный и приспособленный для занятий. Словом, разместив выставку в Историческом музее, мы хотели еще раз подчеркнуть связь времен...
Возвращаясь же к теме библиотеки, скажу, что это настоящий интеллектуальный центр. Его официальное открытие состоится 25 января.
- А не получится, что через сутки библиотеку закроют на "санитарный день", который затянется месяца этак на три, дабы устранить все недоделки?
- Никаких потемкинских деревень ради почетных гостей! Библиотека уже вовсю функционирует, читальные залы принимают посетителей. Какой смысл пускать пыль в глаза, пытаясь обмануть кого-то? Себе же дороже выйдет. Мы работаем на перспективу и фактически уже приступаем к строительству двух новых учебных корпусов на 65 тысяч квадратных метров каждый, закладываем собственный медицинский центр, какого нет ни в одном из университетов России. Нами закуплено научного оборудования почти на 40 миллионов долларов. Оно установлено и работает. И это только первая партия закупок из трех запланированных. Понимаете? С празднованием юбилея жизнь не заканчивается, мы постоянно думаем о дне завтрашнем...
- ...в котором вас, по всей видимости, ждет очередная реформа высшей школы.
- Вы правы, лучше бы этого было поменьше, но мое благое пожелание вряд ли возьмут в расчет. Похоже, перманентные преобразования в системе просвещения стали нашей национальной традицией. В России все знают, как играть в футбол и учить школьников со студентами. Поэтому любой болельщик считает себя вправе давать советы главному тренеру сборной страны и чуть ли не каждый родитель берется рассуждать о подготовке специалистов в школах и вузах. Я как-то посчитал: оказывается, у нас затевалось более полусотни акцентированных, затрагивающих основы образовательной системы реформ. Это нереально много! Из всего количества удалась, дай бог, пара-тройка экспериментов. Любые преобразования обречены на неудачу, если в них во главу угла не ставятся интересы корпорации, не повышаются статус и уровень учителей, преподавателей, профессоров. В том числе и уровень материального обеспечения. О каком престиже можно говорить, если ставка ректора МГУ по-прежнему равна четырем тысячам рублей, что в два с половиной раза меньше, чем у контролера из московского метро? Можно долго вслед за детским поэтом повторять, мол, все профессии важны и нужны, но государство для того и существует, чтобы расставлять приоритеты, решая, что для него в данной ситуации является главным.
- По-вашему, Виктор Антонович, все упирается в низкие зарплаты учителей?
- Разумеется, нет, но надо понимать, что недопустимо требовать от человека эффективной работы и отдачи, не обеспечив ему элементарных условий для творчества. У нас много мастеров, красиво рассуждающих о том, что молодые специалисты и преподаватели уезжают на Запад. Дескать, не патриоты. Конечно, Родину надо любить и с пустым желудком, но все-таки лучше быть сытым и одетым, чем сирым и голодным. Хотите остановить утечку мозгов из страны - позаботьтесь, чтобы людям было хорошо и комфортно дома. Всем известно, что комплекс зданий МГУ на Воробьевых горах был построен после окончания Великой Отечественной войны, но вы задумывались, почему именно в это время? Его выбор легко объясним. Так государство, с одной стороны, благодарило ученых за вклад в Победу, с другой - стимулировало дальнейшее развитие науки, поскольку приближалась эра НТР. Помню рассказы моих учителей академиков Тихонова и Колмогорова о том, какие прекрасные условия для жизни и работы им были созданы. Отдачи долго ждать не пришлось: каждый из этих выдающихся ученых оставил после себя научную школу, подготовив сотни докторов и кандидатов наук. Не забуду и знаменитые александровские вторники. Великий академик Александров приходил в студенческое общежитие и в неформальной обстановке общался с нами, двадцатилетними юнцами. Все это формировало особый дух, то, что вкладывается в понятие alma mater... Если бы и сегодня целью реформ были исключительно сохранение и приумножение традиций, оптимизация учебного процесса, подъем авторитета и статуса преподавателей, я двумя руками проголосовал бы за преобразования.
- Но вы-то, Виктор Антонович, не голосуете...
- Не надо записывать меня в радикалы или в последовательные оппоненты реформ, я лишь позволяю себе высказывать точку зрения, которая не всегда совпадает с официальной.
- Да, свою позицию вы весьма внятно излагаете в книге "На рубеже веков", вступая в заочную полемику с министром образования и науки Андреем Фурсенко.
- Во-первых, книга была издана еще до того, как Андрей Александрович стал министром. Но дело даже не в этом. Вряд ли стоит мои диалоги об образовании и воспитании с японским философом, писателем, педагогом Дайсаку Икедой так уж жестко привязывать к текущей ситуации в сфере российского просвещения. Мы и темы-то для дискуссий выбирали не на злобу дня: знание и мудрость, свобода и равенство, наука и вера...
- Но в нашем сегодняшнем диалоге, Виктор Антонович, без злобы никак не обойтись, поэтому ответьте, чем, к примеру, вам не мила двухступенчатая система подготовки специалистов в высшей школе, за которую так ратует Минобрнауки?
- Что греха таить? Предлагаемая модель копирует западные образцы, где давно приняты бакалавриат и магистратура. Не говорю, что это плохо, но мы всегда шли по иному пути. Считаю существующую в России систему образования по-прежнему эффективной. Зачем ее ломать, в угоду кому и чему? Лучшее - враг хорошего. Прежде чем затевать масштабную перестройку, предлагаю провести несложный эксперимент, сравнив уровень подготовки студентов из ведущих западных вузов и выпускников физфака, биофака, химфака, любого другого факультета МГУ. Готов биться об заклад: компетентность наших молодых специалистов окажется выше. Вот вам и весь ответ. У нас есть традиции, методики, база, на их основе и нужно внедрять новое, для чего совсем не обязательно разрушать старое! Да, меняется ситуация в обществе, рыночные отношения диктуют свои правила, но здоровый консерватизм в системе образования, на мой взгляд, необходим. Взять ту же двухступенчатую систему подготовки. Наши реформаторы ссылаются на зарубежный опыт, где после четырех лет обучения в вузе присваивается степень бакалавра, но ведь надо договаривать до конца: этому предшествуют двенадцать лет занятий в средней школе. В России подобного нет и в обозримом будущем не планируется.
- Нам объясняют: изменения нужны для выравнивания стандартов. Мол, мы же стремимся стать частью единой Европы, вот и должны жить по общим правилам.
- Да, магистратура дает мобильность, позволяет продолжать учебу в любом из приглянувшихся вузов. Но мы говорим по-другому: не надо портить специалисту траекторию движения к цели. Где начал человек учиться, пусть там и продолжает. Необходим узнаваемый, конвертируемый диплом? Нет проблем! Давайте сядем и сверстаем программу подготовки так, чтобы российский выпускник получил право называться бакалавром или магистром. Повторяю, для этого не требуется революция. Достаточно взять наши учебные планы и сравнить их с западными. Уверен, наверстывать придется не нам, мы читаем курсы в большем объеме, нежели за рубежом.
- Не боитесь, Виктор Антонович, упреков в защите узкокорпоративных интересов? К чему лукавить: МГУ стоит особняком среди вузов России. Что позволено Юпитеру...
- Московский университет отнюдь не исключение из правила, хотя, конечно, он был и остается маяком для многих. Кроме всего прочего, мы не против, чтобы другие вузы вводили у себя двухуровневую систему. Пожалуйста, если нравится. Но нам навязывать ничего не надо. На этом настаиваем категорически.
- Полагаете, ваш голос услышат?
- Уже услышали. Так случалось и раньше. Смог же возглавляемый мною Российский союз ректоров пресечь попытки массовой приватизации университетов, за что ратовали некоторые горячие головы. И сейчас нам удалось убедить людей, от которых зависит принятие решений, в необходимости учесть мнение профессионалов. Обязательных бакалавриатов не будет, а время на подготовку специалистов с высшим образованием в ведущих российских университетах останется прежним - пять лет. Эта тема больше не является предметом дискуссий, наша точка зрения возобладала. И вопрос с ЕГЭ закрыт, мы решили, что этот эксперимент не может служить единственным способом отбора лучших абитуриентов. МГУ по-прежнему сохраняет за собой право на проведение олимпиад и творческих конкурсов, победители которых смогут поступить к нам на льготных условиях.
- Слышал, чтобы добиться приемлемых для себя решений, в частности, по ЕГЭ, вам, Виктор Антонович, даже пришлось заговорить на языке ультиматумов: мол, или я, или единый госэкзамен...
- Мои слова выхватили из контекста, никаких подобных условий я не ставил, дело в ином. Убежден: ЕГЭ - не вариант для МГУ, он понизит уровень поступающих к нам. Возможно, со временем станем засчитывать полученные на ЕГЭ оценки по непрофилирующим предметам, однако и это вопрос будущего. Сегодня пора прекратить спорить о том, каким путем следовать, и заняться делом. Собственно, этим мы в МГУ и заняты.
http://www.itogi.ru/Paper2005.nsf/Article/Itogi_2005_01_25_12_2428.html
Особенно интересна его мысль про то, что библиоттека вовсю функционирует.

terkin

И как можно читать дальше, после этого :
Библиотека уже вовсю функционирует, читальные залы принимают посетителей. Какой смысл пускать пыль в глаза, пытаясь обмануть кого-то? Себе же дороже выйдет.
?
Чем ему магистратура не нравится ?
Мобильность - это великолепное изобретение. Именно на первых курсах человек получает базу, после которой он вполне может занятся другой сферой, в другом институте. Почему этого нет ?
В каком-то смысле эта система сейчас действует, но очень однобоко.
Он говорит о том, чтобы назвать нашего "специалиста" магистром и не париться, даже этого не сделано! Неужели нельзя просто сделать нашу систему образования узнаваемой и более гибкой ?
Я достаточно долго разбирался, почему Садовничий против других положений реформы образования. Там да. Хотя тоже не все так однозначно: например введение платного высшего - ИМХО однозначно плюс, но С. говорит, что при нынешней системе поступления/отношения к студентам/сдачи экзаменов это все превратится в сплошной блат. Он прав, для такого координального решения, как платное высшее, надо еще долго готовиться.
НО Я НЕ ПОНИМАЮ, ЧЕМ ЕМУ НЕ ПОНРАВИЛАСЬ СИСТЕМА БАКАЛАВР-МАГИСТР.

maria75

координального
кАрдинального. Чему вас там в Сарове учили на уроках русского?
Мобильность - это великолепное изобретение. Именно на первых курсах человек получает базу, после которой
он вполне может занятся другой сферой, в другом институте. Почему этого нет ?
Как нет? А распределение по кафедрам в середине 3-го курса, а не при поступлении?
Кроме того, кому нах нужен человек, отучившийся 4 года на физфаке, например, и 2 года на философском? Чё он из себя представлять будет? Под Грязнова косить? Так тот на филос.факе только в аспирантуру ходил.
А я вот не понимаю, зачем нашму Минобрнауки стандартизация под запад. Торговать они что ли выпускниками собрались? ИМХО пока наши вузы государственные, то они должны готовить специалистов для государства. Своего. А если наука/промышленность (и проч, куда по идее должны идти студенты после окончания) государства заделана под приём специалистов, а не магистров/бакалавров, так хрена ли делать магистров/бакалавров?
Такая система (м/б) будет у нас приемлема только при введении полностью платного образования. Тогда оплатил образование -- и вали на все 4 стороны, хоть в Европу. Соответственно, если брал кредит у гос-ва -- либо отработай, либо верни. Для иностранцев эта система тоже прокатила бы.
А так, в существующей ситуации не вижу смысла в переменах ради перемен, а также обоснования чиновниками из министерства необходимости собствнного существования.

stm25972421

Тем что Вы, молодой человек, бесплатно только бакалавра получить сможете. Высшее образование (бакалавра) получите, а за продолжение извольте заплатить...

antcatt77

> А я вот не понимаю, зачем нашму Минобрнауки стандартизация под запад
Возможность привлекать студентов из азии и европы.
Обучение чужих студентов - это ведь и очень мощный PR-рычаг.
часть студентов останется - что очень хорошо,
часть уедет обратно - и будет нести заложенную пропаганду - что тоже очень хорошо.

maria75

Ну так и сделать для импортных студентов градацию на магистров и бакалавров. Пусть на 4 курсе сдают бакалаврский экзамен, а вконце -- магистерский. Всё равно объём знаний от этого не уменьшится.
Кроме того, главный и, наверное, единственный стимул привлечения иностранных студентов у нас -- это дешевизна образования. Бал, есть и будет. Хотя насчёт третьего я сомневаюсь, т.к. есть тенденция от дешевизны отказаться и выйти на мировай уровень по ценам. В таком случае загнётся наш образовательный бизнес окончательно. Т.к. нахрен европейцу или азату ехать в Россию, когда за те же деньги он сможет учиться в более тёплой, спокойной и сытой Европе? Тем более, что наше образование за границей не котируется. И понижение его уровня до западных стандартов этого НЕ ИСПРАВИТ.

terkin

кАрдинального. Чему вас там в Сарове учили на уроках русского?
от слова координата...
Как нет? А распределение по кафедрам в середине 3-го курса, а не при поступлении?
Кроме того, кому нах нужен человек, отучившийся 4 года на физфаке, например, и 2 года на философском? Чё он из себя представлять будет? Под Грязнова косить? Так тот на филос.факе только в аспирантуру ходил.

Исправлено Распределение по кафедрам - этого мало, тем более, что на биофизику уже при поступлении набирают - так что тут уже не распределишься на 3-ем курсе.
Никто не говорит про стандартизацию. Я говорю об узнаваемости. Или ты решил заниматься наукой ни с кем не общаясь ВНЕ РФ ?
Ну а самое главное - мобильность. Именно из физика может получиться первоклассный экономист. Магистратура подразумевает углубленное изучение какой-то области, а оно вполне может быть на базе физического, химического, математического образования. Технические фак-ты формируют особый, логический, "научный" подход. А может в физике как раз и не хватает грамотного философа, чтобы ту же квантовую механику объяснить. МО-БИЛЬ-НОСТЬ.
Еще пример, человек определился с областью деятельности. А на его факультете фагистратура в этой области слабая. Он может выбрать сбе более сильную. Этого нам не хватает ИМХО. Я хочу сказать, что давайте идти дальше по своим же стопам: как в Русской школе не спрашивают у ученика чем он будет заниматься (как в Америке то давайте и после 4-х (а может и трех - как решим, так и будет) лет бакалавриата тоже дадим человеку определиться окончательно. Вот это будет максима.

terkin

это на что ответ, если не секрет ?
Ко мне можно на "ты".
Добавлено
Еще раз повторю - с платным образованием вообще все очень сложно.
Но нельзя из-за ненависти ко всему пакету реформ начисто отвергать одно очень неплохое и гибкое предложение.
т.е. давайте не будем называть бакалавриат - высшим образованием, и проблемма отпадет.
МО-БИЛЬ-НОСТЬ вот в чем фишка (ну и узнаваемость, а то там специалистов приравнивают к бакалаврам, а канндидатов к магистрам)

maria75

от слова координата...
ЛОЛ! Шутку понял Но к чему там координата?
Я говорю об узнаваемости. Или ты решил
заниматься наукой ни с кем не общаясь ВНЕ РФ ?
И чё? Если нас сделают магистро-бакалаврами то меня сразу везде узнавать начнут ВНЕ РФ?
МО-БИЛЬ-НОСТЬ.
ЛЮ-СТРА-ЦИ-Я
Ну а если припёрло кого после физфака на эконом, например, идти, так пусть пишет соответствующее заявление, сдаёт бакалаврский экзамен и идёт на свой эконом (ну устроит себе чел проблем, так фигли: сам захотел). Так даже дешевле будет (не надо его на физика доучивать). Но зачем заставлять сдавать этот самый экзамен всех остальных, кто захочет продолжать своё физическое обучение? Ведь их надо будет всех по бакалаврским нормам аттестовать, выпустить, а потом обратно принять в магистратуру. А если допустим бакалавр из УрГУ соберётся в магистратуру МГУ поступать, не проще ли сделать так, что бы специалист из УрГУ поступил в аспирантуру МГУ? И так и так ему всё равно перед поступлением свой уровень повышать придётся (если до того самостоятельно дополнительно не ботал). И при этом не надо никаких реформ...

ivan1111

что-то я Садовничего не пойму. как это он сопротивляется тому, что 10 лет есть в МГУ.
на экономическом Ф-те с 1995 года, кажется, двухуровневая система.

abscent

координальные
канндидатов

По каким это специальностям кандидатов наук приравнивали к магистрам? Наоборот - наш кандидат это как их доктор (PdD).

Tallion

Да у нас тоже есть. По желанию...
Я так понял, Садовничий сопротивляется обязательному получению диплома бакалавра.

terkin

Зря ты так думаешь.
Хотя формально было бы логично.
Хотя и наших бакалавров и магистров там тоже ни в кого не ставят

vilikanov

PhD
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: