Движение опрощенцев

seregaohota

Добровольный отказ. Американская традиция опрощения
Чтобы отказаться от богатства, надо им владеть. Даже Будда был принцем, прежде чем стать нищим Александр Генис (Нью-Йорк) 9.09.08

Американские экономисты Питер Кун и Фернандо де Лозано, благоразумно дождавшись, когда страна отметит День труда, опубликовали исследование, зафиксировавшие — по их нескромному мнению — переломный момент в истории человечества. Впервые богатые стали работать больше бедных, причем — намного больше.
Ученые сравнили две противоположных по доходам группы населения. В первую вошла одна пятая самых бедных американцев, во вторую — одна пятая самых богатых. Выяснилось, что среди нижней — бедной — группы число тех, кто вынужден отрабатывать так называемую «длинную неделю» (больше сорока девяти часов упало за последние тридцать лет наполовину. Зато среди богатых этот показатель вырос на 80%. Причем, чем богаче они становятся, тем длиннее становился их рабочий день, неделя, год. Выясняется, что единственное, чего не могут купить за деньги состоятельные люди в Америке, это — свободное время. Не удивительно, что столкнувшись с этим парадоксом многие американцы — за последние 10 лет больше 40 миллионов — предприняли шаги, ведущие к опрощению своего слишком зажиточного обихода.
Утопия бедности — самая популярная в Америке (после утопии богатства, конечно). Но чтобы отказаться от богатства, надо им владеть. Даже Будда был принцем, прежде чем стать нищим. Аристократизм опрощения доступен лишь тем, кто сполна познал суетную тщету желаний. Достигнув потолка, роскошь теряет энергию роста. То, что нельзя улучшить, можно лишь отменить. С вершины все пути ведут вниз, и чем круче гора, тем соблазнительней лежащая внизу долина…
О традициях опрощения в Америке обозревателю Радио Свобода Ирине Савиновой рассказывает социолог, профессор университета штата Миссури Мэри Григсби (Mary Grigsby ).
— Есть ли статистика, где в Америке легче всего прожить, следуя идеям опрощенного образа жизни? И какой прожиточный минимум у участников движения?
— На такой вопрос очень трудно ответить. Меня, прежде всего, интересовала качественная сторона вопроса, а не количественная. Насколько я знаю, количественных исследований не проводилось. Упоминалось в некоторых источниках, что в обществе наблюдается склонность облегчить бремя потребительства, но мы не знаем, может, это происходит и по необходимости. Что же касается мест, где проще всего жить просто, то это Сиэтл. В Сиэтле прекрасная система публичного транспорта, так что от машины можно легко отказаться. Много колоний и общин, где имеются все необходимые условия для простой жизни. На окрестных фермах выращиваются все необходимые продукты питания. Важным условием опрощенной жизни является то, что главной статьей расхода должна быть только оплата продуктов питания и крыши над головой. Среди добровольно отказавшихся от излишка собственности были те, у кого годовой доход составлял 8 тысяч долларов и те, кто зарабатывал 80 тысяч. Потому это движение скорее можно определить как культурный сдвиг. Смысл в том, что нужно отказаться от ненужного потребительства, от траты энергии на карьеристские устремления, проводить больше времени с семьей и на природе. Тогда можно жить на 20-30 тысяч в год, как это делают многие участники движения. Никто не призывает страдать, лишать себя чего-то. Нужно иметь необходимое и сверх этого то, что очень любишь. Призыв движения — жить более насыщенной, удовлетворяющей ум и тело жизнью.
— Какой тип людей присоединяется к движению?
— Я изучала американцев, но опрощенцы есть и в Европе, и во всем мире. В нашей стране это — чаще всего белые американцы, представители среднего и выше класса, практически все имеют высшее образование, многие с учеными степенями. Под средним и высшим классом я имею в виду, что в какой-то период их жизни у них была хорошая работа, приличный заработок. Это сегодня они живут специально скромно, а раньше жили роскошно. Вот такой сборный профиль участника движения.
— Приносит ли добровольная бедность счастье?
— Многие из проинтервьюированных мной признавали, что укрощение потребительских аппетитов сделало их счастливее, они приобрели определенный контроль над своей жизнью. Но процесс этот медленный, постепенный. Для функционирования движения очень важна сеть дружеских связей. Те, кто полагался на ее помощь, чувствовали себя прекрасно с самого начала, потому что во многих случаях другие члены их семей не принимали их решения, и они сперва мучились одиночеством.
— Давайте взглянем на взаимоотношения упрощенческого движения и экологической этики...
— Опрощенцы верят, что все жизни на Земле взаимосвязаны, и все, что делает один человек, влияет на жизнь Вселенной в целом. Они также верят, что их образ жизни помогает сохранить жизнь на Земле в целом, и если мы не сделаем перехода к добровольному опрощению, мы будем ответственны за уничтожение ее. Многих из них больше всего тревожит проблема сохранения жизни на Земле.
— От чего проще всего и труднее всего отказаться, от каких вещей?
— У всех по-разному. И учтите, что движение не имеет общих догм, каждый решает за себя, это очень индивидуалистическое движение. Даже члены одной семьи решают каждый за себя. Одна участница движения, которую я интервьюировала, в какой-то момент жизни была на грани потери работы. Чтобы успокоиться, она начала собирать коллекцию плюшевых мишек и куколок. Тогда же ей пришла идея присоединиться к движению добровольного опрощения жизни. Она выплатила закладную на дом, завела огород, начала вязать вещи на продажу. Ее жизнь наполнилась новым смыслом, и успокаивавшие ее в прошлом мишки и куколки потеряли свое терапевтическое значение. Но избавиться от них было все равно трудно из-за эмоциональной нагрузки, которую они несли.
— Мэри, а вы могли бы присоединиться к движению опрощения?
— Движение меня привлекло, потому что я чувствовала, что его ценности созвучны моему пониманию как надо жить. Признаюсь, я не живу опрощенной жизнью. Но те, кого я интервьюировала, оказали на меня определенное влияние. Тем более, что я никогда не была маниакальной потребительницей. Проблема — в другом. Некоторые из участников движения имели проблему с работой — она их не удовлетворяла и тяготила. Но я люблю свою работу и не хочу ее бросать.

raushan27

Чем от дауншифтеров принципиально отличаются?

Elena12

Это называется движением к коммунизму. Естественно, первыми к нему пошли самые образованные и умные, а не пролетарии.

demiurg

Как я понял, дауншифтеры как рантье живут, а тут некоторые зарабатывают, хотя это и не обязательно.

mong

я вот думаю, что если бы таких как они было бы хотябы столько же сколько сигурдов, то запасов земли хватило бы на в два раза большее время. :D

queenseg

Смысл в том, что нужно отказаться от ненужного потребительства, от траты энергии на карьеристские устремления, проводить больше времени с семьей и на природе. Тогда можно жить на 20-30 тысяч в год,
да что Вы говорите? :) 30 тысяч долларов в год - и "без излишков"... кто бы мог подумать.

queenseg

а дальше по тексту идет "бла-бла-бла" на тему "добровольной бедности" (спасибо, что хоть не нищеты).

Logon

30 тысяч долларов в год - и "без излишков"...
не, думаю, не вытянут....в долг придется жить бедняжкам

seregaohota

да что Вы говорите? 30 тысяч долларов в год - и "без излишков"... кто бы мог подумать
Вырвать из контекста времени и места и не потерять смысл нельзя. Так только, чисто для смеха. Как скромные московские зарплаты обсуждать в деревне.
Я знаю про людей в это ушедших у нас, и что? Да ничего. Уровень схода с иглы потребительства может быть разным, от "теперь придётся экономить каждый миллион" вплоть до "назад в пещеру".

demetrius86

Проблема — в другом. Некоторые из участников движения имели проблему с работой — она их не удовлетворяла и тяготила.
Так бы сразу и сказали увоили товарищей, вот и пришлось попроще чего искать. А то "добровольно". Вынудили людей обстоятельства и не фиг было огород городить.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: