"Намедни" отредактировали

Runa


"Намедни" отредактировали
31.05.2004 11:16 | ИД "Коммерсантъ"

"Просьба была из разряда тех, в которых нельзя отказать"
Вчера в программе НТВ "Намедни" по указанию и. о. гендиректора телеканала Александра Герасимова был снят с эфира на европейскую часть страны вышедший ранее на азиатскую часть России сюжет "Выйти замуж за Зелимхана" - об обстоятельствах процесса над сотрудниками спецслужб России, которых правоохранительные органы Катара подозревают в убийстве одного из лидеров чеченских сепаратистов - Зелимхана Яндарбиева. В основе сюжета - эксклюзивное интервью с вдовой господина Яндарбиева Маликой. Ведущий "Намедни" Леонид Парфенов заявил Ъ, что господин Герасимов запретил показ сюжета по просьбе представителей российских спецслужб.
Как вчера рассказал Ъ Леонид Парфенов, большую часть сюжета журналистки Елены Самойловой длительностью 5 минут 30 секунд занимает интервью с Маликой Яндарбиевой. По словам ведущего, сюжет был снят во время майских праздников и был готов к эфиру еще к прошлому выпуску программы. "Тогда руководство компании (и не только) просило нас не давать сюжет в эфир,- пояснил господин Парфенов.- Нам сказали, что надо отложить показ, потому что речь идет о судьбе людей (суд над россиянами, обвиняемыми в убийстве Зелимхана Яндарбиева, еще продолжается.-Ъ). Я пошел навстречу, решив, что ничего не изменится за неделю". Прошла неделя, и вчера днем сюжет благополучно вышел на "Орбиту": на НТВ, как и на двух других общенациональных каналах, из-за разницы в часовых поясах все итоговые политические программы сначала выходят днем в прямом эфире на Дальний Восток, Сибирь и Урал, а вечером, снова в прямом эфире, на европейскую часть страны. Именно дневные эфиры по традиции приходят смотреть руководители каналов (к вечеру в программы можно вносить технические, содержательные или политические коррективы).
Вчера вместо гендиректора НТВ Николая Сенкевича, который находится на кинорынке в Лос-Анджелесе и в Москву вернется в начале этой недели, на дневной эфир "Намедни" пришел его заместитель Александр Герасимов, курирующий информационное и политическое вещание. "После эфира у нас состоялась длиннющая дискуссия,- признался Ъ господин Парфенов.- Герасимов настаивал на том, что есть просьба спецслужб до разрешения вопроса с подсудимыми ничего про процесс в Катаре не давать. А моя позиция была, что не показывать я не могу: у нас попытка сделать что-то эксклюзивное, а, насколько я знаю, это первое интервью Малики Яндарбиевой, и я не могу согласиться с тем, что это непрофессионально".
Впрочем, по словам господина Парфенова, ему дали понять, что "речь идет не о содержании сюжета, а о том, что его вообще давать не надо": "С моей репликой о том, что у спецслужб свои задачи, а у меня свои, Герасимов согласился, но в категоричной форме показ сюжета запретил, после чего, чтобы снять с себя всякую ответственность за попытку цензуры, я потребовал издать письменное распоряжение о снятии с эфира материала". По словам Леонида Парфенова, господин Герасимов заявил ему, что всю ответственность он берет на себя.
Взять комментарий у Александра Герасимова вчера не удалось. Оба его мобильных телефона были переключены на приемную, а секретарь заявила, что ее шеф уехал из Останкина и переключил мобильные телефоны на приемную.
На вопрос Ъ, кто попросил господина Герасимова не показывать сюжет "Выйти замуж за Яндарбиева", господин Парфенов ответил: "Не знаю, на каком уровне был инструктаж, но могу сказать, что эта просьба была из разряда тех, в которых нельзя отказать". По утверждению ведущего "Намедни", со времен закрытия "Взгляда" он не помнит, чтобы на телевидении что-либо запрещали письменно. Даже когда прошлой осенью гендиректор НТВ Николай Сенкевич потребовал снять с эфира сюжет, посвященный нашумевшей книге журналистки Елены Трегубовой "Байки кремлевского диггера", который, как и в случае с "Выйти замуж за Зелимхана", был запрещен к показу после выхода на "Орбиту", это было сделано в устной форме.
"Выйти замуж за Зелимхана"
Содержание снятого из эфира сюжета программы "Намедни"
Корреспондент за кадром: Это последняя съемка из домашнего архива Яндарбиевых. День накануне покушения Зелимхан провел в саду. К приусадебному хозяйству его пристрастила жена Малика. Ей, чеченской селянке, неуютно показалось в катарских песках. Хотела, чтоб на новом месте было как на родине до войны, когда зеленые деревья еще не называли на армейский манер зеленкой.
Теперь она редко выходит из дома. Три месяца Малика Яндарбиева носит траур и прячет лицо под хиджабом.
На дискотеке гремит песня T.a.T.u. "Нас не догонят" по-английски. После своих гастролей девичья группа известна в Катаре не меньше, чем мужской дуэт из России, который обвиняют в убийстве Яндарбиева. В судебной хронике их всегда показывают со спины, Малика пошла в зал суда, чтобы заглянуть в глаза.
Малика Яндарбиева, вдова Зелимхана Яндарбиева: Один с белыми волосами, светлыми. Высокий. Это Анатолий Яблоков. Этот Анатолик обиделся, что его сравнили с филиппинцем. Но он немножко похож на филиппинца. Низкий такой, полный. Мне кажется, он еще полнее стал. Видимо, его в тюрьме раскормили.
Корреспондент за кадром: Район, где стоит дом Яндарбиевых, что-то вроде Посольской слободы - дипломатический квартал. Убийство Зелимхана вызвало здесь свою бурю в пустыне. Ведь убили не просто президента Чечни, как его здесь называли, а личного гостя самого эмира.
Малика Яндарбиева: Сам эмир Хамад аль-Тани, его жена Моза, шейха Моза,- очень чувствительный, хороший человек, понимающий. Они после убийства были, у сына были, проведали нас. Сказали, что никаких проблем не будет. Шейха Моза сказала: "Малика, знай, твои дети - это мои дети".
Корреспондент за кадром: Семья Хусейна Нимаи живет неподалеку от мечети, где в тот день Зелимхан молился вместе с сыном Даудом. Закончив намаз, они сели в джип, но не успели далеко отъехать. Взрывом разворотило машину. Отец погиб на месте, сына забрали в реанимацию.
Хусейн Нимаи: Да, я слышал, был взрыв. Убили президента Чечни. Я думаю, это сделали русские или кто-то из другой страны. Какие-то свои разборки.
Корреспондент в кадре: Для Персидского залива Катар - все равно что Монако для Лазурного берега. Одна из самых богатых и миролюбивых стран Аравийского полуострова. Здесь одинаково комфортно и катарским подданным, и иностранцам, которых вдвое больше коренных жителей.
Корреспондент за кадром: Русским туристам Катар полюбился сразу: шикарные отели с неограниченным алкоголем, сувенирные бутики, где можно купить чадру от Armani. Рекламный ролик министерства туризма заманивает в страну любителей острых ощущений: ловля жемчуга, соколиная охота и экстремальное сафари на джипах, что теперь звучит жутковато.
Яндарбиев не прятался в лесах, уходя от зачисток, как Басаев и Масхадов. Свою борьбу он вел в глубоком тылу.
Малика Яндарбиева: Он хотел у себя дома умирать. Не хотел уезжать и где-то далеко не хотел старческой смертью умирать. И он действительно умер от руки врага в чужом государстве.
Корреспондент за кадром: Когда они познакомились, Малика работала библиотекарем, а начинающий поэт Зелим сотрудничал в грозненской газете "Ленинский путь". Потом Яндарбиев пошел своим путем, но стихи продолжал писать только лирические.
Малика Яндарбиева:
Когда лампы все погасишь ты,
Поняв, что обманута судьбой.
Дни пусты и ночи все пусты,
Только одиночество с тобой. (Плачет.)
Поклянешься ты себе (плачет) когда,
Прогонять и мысли обо мне.
Корреспондент за кадром: Семейный альбом Яндарбиевых. Старший сын Бешто - несколько лет назад его сбила машина. Приемный сын Абдусалам - убит при зачистке в Чечне. 12-летний Дауд - поправляется после покушения. И 8-летняя Аминат.
Малика Яндарбиева: Я не кровожадная (смеется). Как Аллах предписал, так оно и будет. Мне самое главное, чтобы дети от этого стресса отошли. Чтобы мальчику вернуть здоровье, которое он потерял так рано (плачет). Вот такая жизнь.
Мария-Луиза Тирмастэ
ИД "Коммерсантъ"

konoval70

Наверно пора одеть траур и посыпать голову пеплом?

ram526

Ждем пиратских записей вырезанного сюжета, распространяющегося в инете.
А теперь вопрос, обратил бы кто внимание или нет на этот сюжет, если б все-таки пошел в эфир ?

terkin

Вопрос хороший,
я думаю, что один сюжет не решает --- просто таких редактирований происходит тысячи и именно они создают "общественное мнение"

Sergey79

У Парфенова задача одна - делать деньги. Он выбрал себе скандальную нишу в политике. Чтобы быть популярным, ему надо эти самые скандалы собирать со всего света или придумывать самому. Чем он и занимается. Вот тут, например, "Намедни" сравнивается с порносеком.

291074

То, что один из руководителей телеканала запрещает какой-то сюжет - нормальная мировая практика.

tachenka28

Ну и я в этом ничего страшного не вижу - вот, прикинь, редактору какое-то г. приносят опубликовать, а он видит, что это г. и не пускает его в печать. Так что все нормально.

maxas67

Сейчас сказали, что Парфенова уволили с НТВ. Как раз за этот сюжет и за его поведение в связи с запретом.

zoev

и ваще скачайте текст передачи и опубликуйте здесь

maxas67

Он в первом посте

Silence

В этом сезоне модно расручиваться на всяком гавне

irchik1973

а ещё он в передаче до этого наехал на п-тина... но это к увольнению никакого отношения конечно же не имеет...

frizzyTAIM

Аналитики, журналисты и общественные деятели высказывают серьезные опасения относительно судьбы свободы прессы в России в связи с увольнением с НТВ руководителя и ведущего программы "Намедни" Леонида Парфенова и закрытия его программы.
Парфенов был во вторник уволен с НТВ, а его программа закрыта. Сам он связывает произошедшее со с подготовкой и последующим снятием с эфира интервью с вдовой погибшего в результате взрыва в Катаре бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева.
Как отмечает обозреватель Би-би-си Стивен Диэл, увольнение Парфенова дало ряду наблюдателей основание полагать, что нельзя исключить возвращения цензуры советского образца.
С приходом Путина, разгромом "старого" НТВ, закрытием телеканалов ТВ-6 и ТВС критика Кремля на телевидении стала редкостью, а с увольнением Парфенова она может прекратиться вовсе, отмечает обозреватель.
Генсек Союза журналистов России Игорь Яковенко в интервью Интерфаксу сравнил увольнение Парфенова с убийствами Дмитрия Холодова и Владислава Листьева и закрытием телеканала ТВС.
"Мы, конечно, знали о цензуре и госконтроле над телеканалами, но сохранялась определенная открытость и свобода высказываний для ведущих журналистов", - сказал он.
"Теперь оказывается, что это никому не дозволяется и телеканал не волнуют его рейтинги", - добавил Яковенко.
"Это увольнение лучшего из профессионалов на телевидении в стране и наводит на мысли о возрождении советских традиций, когда талантливые люди вылетали с работы из-за столкновения с системой", - заявила Ассошиэйтед пресс аналитик фонда Карнеги Маша Липман.
Анна Качкаева с "Радио Свобода" считает, что увольнение Парфенова - недобрый знак для свободы прессы в России.
"Намедни" и некоторые другие программы НТВ были маленьким островком, где можно было услышать точку зрения, отличную от официальной или насмешки над государством", - добавила она.
По словам руководителя фонда "Гласность" Сергея Григорянца, "спецслужбы завершили кампанию. которую начали несколько лет назад. Осталось лишь несколько независимых источников информации".
Организация "Репортеры без границ" выразила озабоченность ввиду "тотальной цензуры на информацию любого свойства о Чечне".
Однако не все придерживаются такой точки зрения. Владимир Познер с Первого канала говорит, что "история связана с журналистской этикой".
"Во многих других странах его бы тоже уволили, - отметил Познер. - Но, конечно, давление на телевизионщиков с целью заставить их не говорить о катарской истории оказывается".
А председатель Государственной Думы Борис Грызлов заявил, что и так всегда предпочитал "Намедни" программу "Время", которая выходит в эфир в то же время.
Президент телекомпании РЕН-ТВ Ирена Лесневская сказала, что согласна с решением руководства НТВ.
"Если бы что-то подобное случилось в моей компании, я бы тоже уволила сотрудника. Должны быть какие-то этические рамки и нормы", - заявила она.
Две точки зрения на проблему
Руководство канала заявляет, что Парфенов нарушил трудовой договор.
"Причиной увольнения стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства компании", - говорится в сообщении пресс-службы НТВ.
Документ не уточняет характер допущенного Парфеновым нарушения. Говорится лишь то, что оно было не первым.
"Леонид Парфенов, безусловно, один из наиболее талантливых журналистов на современном телевидении, - приводятся в сообщении слова генерального директора канала Николая Сенкевича. - Однако инцидент не был первым. Поэтому мы вынуждены принять подобное решение".
Сам Парфенов говорит, что увольнение связано с интервью с Маликой Яндарбиевой и снятием этого материала с эфира по настоянию спецслужб.
"Я с самого начала заявил, что не буду этого скрывать", - сказал Парфенов в интервью агентству Рейтер.
"Я расскажу об этом и не возьму на себя ответственность за это", - добавил он.
По словам Парфенова, увольнение скорее всего станет точкой в его карьере как политического журналиста.
"Я прекрасно понимаю, что меня и близко не подпустят к политическим программам. Фактически они есть лишь на главных телеканалах, все из которых контролируются государством", - сказал он.
Катарское интервью
Ранее российские газеты утверждали, что начальник службы новостей НТВ Александр Герасимов посчитал неэтичным поступок Парфенова, который разгласил внутренний документ компании о запрете показа одного из сюжетов "Намедни".
Сюжет содержал интервью с Маликой Яндарбиевой, вдовой убитого в феврале бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева и был показан в восточных районах России.
Расшифровку этого интервью в понедельник напечатала газета "Коммерсант".
"Я не мог поступить иначе, я не мог не отправлять группу в Катар, я не мог просить группу не добиваться эксклюзива", - сказал Парфенов в интервью Би-би-си.
Ранее с эфира было снято интервью с журналисткой Еленой Трегубовой, которая написала книгу "Записки кремлевского диггера", где рассказала многое о "внутренней кухне" Кремля и нравах его обитателей.
Свертывание свобод?
Леонид Парфенов остался на канале после того, как в апреле 2001 года НТВ покинула команда Евгения Киселева, посчитавшая незаконной смену владельца и менеджмента компании.
На обновленном канале Парфенов, помимо "Намедни", руководил ежедневной вечерней программой "Страна и мир".
В прошлом году эфир программы "Намедни" уже прекращался на три месяца из-за конфликта между Парфеновым и руководством канала, однако позже передача снова появилась в вещательной сетке НТВ.
Историю с НТВ и ТВС, куда ушла команда Киселева, многие обзреватели в России и на Западе расценили как политику свертывания свободной прессы в России.
После закрытия ТВС в стране не осталось ни одного федерального телеканала, не подконтрольного государству.
BBCRussian.com

sever576

В своем интервью "Известиям" за час до увольнения Леонид Парфенов прокомментировал ситуацию вокруг одной из самых рейтинговых информационных программ отечественного телевидения " и информационного вещания вообще.
- С вашей точки зрения, снятие с эфира интервью с Яндарбиевой - это случайность или нет?
- Да мне в общем-то все равно. Я все равно живу случаем. У нас очень конкретная профессия. Вот проходит судебный процесс об убийстве, очень значимый. Проходит практически в информационном вакууме. Посылается туда группа. Какими могут быть герои интервью? Либо обвиняемые в убийстве, либо вдова убитого. Обвиняемых в убийстве снять нельзя. Снимается интервью с вдовой убитого. Вдова убитого никогда не давала интервью и не дает сейчас. Ее уговаривают. Интервью снимается. Если после говорится, что это нельзя выдавать в эфир, - значит, не журналистикой мы занимаемся. Я с этим согласиться не могу. Все.
- Как вы относитесь к аргументам тех, кто согласен с решением снять интервью с эфира: идет судебный процесс, интервью может навредить обвиняемым, повлиять на решение?
- Ну, во-первых, не надо нас учить родину любить. Я 25 лет профессионально работаю журналистом, 25 лет я слышу: "Не время, брат, не время..." Во-вторых, надо наконец понять: информация самоценна. Она не бывает вредной, полезной, бесполезной. И при всем уважении к нашему труду не думаю, что в Катаре принимают решения, отслеживая выпуски "Намедни". Речь идет об информации. Какой у Яндарбиевых был статус? Ведь они были гости эмира. До этого на требования России о выдаче Катар даже не отвечал. Была информация, что эмир Катара Яндарбиеву дал 35 миллионов на "чеченское сепаратистское сопротивление", как это принято у них называть. Мне кажется, это важно знать.
- Информационное поле достаточно широко. Выбор информации уже значим. Какие здесь существуют приоритеты? Нельзя ведь транслировать всю информационную ленту.
- Это наша профессия - отбирать то, что людям важно и интересно сегодня услышать. Информация должна быть бизнесом. Вот и все. Обратите внимание: ведь в России, в отличие от Запада, в выпусках новостей нет рекламы. То есть это эфирное событие не является информационным продуктом, на котором собираются зарабатывать. Это такая доставка чистой правды населению на дом. Я этого не понимаю. Единственный способ существования новостей - рынок.
- Но ведь совсем недавно был скандал с фотографиями издевательств американских солдат над иракскими заключенными. Американская администрация запретила фотографии публиковать.
- Не запретила, а не дала. Есть разница. И это те фотографии, которые попали в руки американской администрации, но она ничего не могла запретить CBS, с программы которой "60 минут" начался этот скандал. Ладно, CBS. Но когда после скандала было закрытое расследование Пентагона, то этот закрытый доклад на своем сайте вывесила Fox-news, которая считается гораздо более патриотичной телекомпанией. Более того, Министерство обороны США додумалось издать приказ, запрещающий военнослужащим США заходить на сайт Fox-news. Но я не помню каких-то санкций в отношении Fox-news.
- Хорошо, если не доставка правды на дом, то какая альтернатива?
Просто бизнес, вот и все. Ведь он же существует у нас в печатных СМИ. Они соревнуются друг с другом внутри ниши, в соседних нишах. Посмотрите, какое обилие тинэйджерских журналов, как они по-разному учитывают интересы этой публики. Там же никому не приходит в голову регулировать, говорить: "Позвольте, как вы пишете об эротике? Вы не те рок-группы продвигаете". Ещё двадцать лет назад нам ЦК ВЛКСМ объяснял, про какие группы надо, а про какие не надо писать. И "Автограф" считался благонадежным, "Машина времени" - так себе. А вот, например, за "Аквариум" я дважды получал очень серьезные взыскания.
- Иными словами, существует целевая аудитория, которая потребляет определенный информационный продукт.
Вы посмотрите рейтинги 18-45, то есть аудитории от 18 лет до 45. Новая Россия новости на федеральных каналах уже перестает смотреть совсем. Новости обслуживают ту часть населения, которую можно назвать как угодно: старшим возрастом, традиционной аудиторией, и даже обидно - социальными аутсайдерами, и т.д. Дело в том, что это еще и, политически самый активный электорат. Больше всего у нас голосуют пенсионеры, и самой большой частью аудитории наших новостей является аудитория 55+. В новую Россию, - ее можно даже назвать путинской Россией, - эти новости не попадают. Более того, наши новости способны - это сегодня, когда в стране 15 миллионов пользователей интернета - наши теленовости способны на часы задерживать информацию о пожаре Манежа или об убийстве Кадырова! На часы! И можно, видимо, не думать при этом, как выглядеть в глазах аудитории, как дальше с ней вести диалог. Молодёжь не смотрит новостей - либо смотрит СТС, либо интернет. Бизнес узнает новости из РБК и Блумберга и ничего больше не смотрит. Но жизнь не заканчивается 2003 и 2004 годом. Будет 2006, 2007. Более того, жизнь продолжится даже после 2008 года… Я, когда был ответственным работником областного телевидения, на подобные свои речи однажды получил ответ. И вот тогда, - я это очень хорошо помню, - в 1984 году окончательно понял, что советской власти каюк. Мне сказали: "Скучно или нескучно для пропаганды не критерий"
- С вашей точки зрения, как и куда может развиваться информационное телевидение? И развивается ли сейчас оно вообще?
Понимаете, какая штука. Вот было НТВ, которое в 90-е годы сформировало новый тип телеинформации в России. Сейчас у нас такой пост энтэвэшный период. Какие-то энтэвэшники работают на РТР, какие-то на НТВ. Ничего нового так и не наступило, никакого прорыва не произошло. А жизнь-то уже другая, новая. И если посмотреть на смежные сегменты рынка - на печатный рынок, на рынок иллюстрированных изданий - можно увидеть, как он усложняется и утончается. А телеинформация осталась прежней. Притом, что за это время на ТВ развивалось все то, что тезисом "скучно или нескучно для пропаганды не критерий" - не регулируется. Сформировалась отечественная школа телесериалов. В развлекательных программах нам уже нет преград ни в море, ни на суше, мы снимаем шоу в Аргентине или на необитаемом острове. А в информации… Репортаж - качественный, большой - мы уже выносим в отдельную рубрику. Мы уже не можем рассказать историю. Если посмотреть наши выпуски новостей профессиональным взглядом, то протокол плюс новости, про которые нельзя не сказать плюс чья-то раскрутка, политическая или коммерческая или, наоборот, чье-то "гасилово, душилово" (как сейчас происходит с Абрамовичем, а совсем недавно было с Аяцковым) - всё это составляет, ну, я думаю, процентов 80. А огромные куски жизни просто проходят мимо. Или появляются лишь из-за информационного повода: у нас рассказывают, что Грозный в руинах, потому что в Грозный поехал Греф.
- А есть ли отдельная судьба у НТВ в общем информационном поле телевидения?
Когда заканчивался период того старого НТВ, бодро очень говорилось, что государственное присутствие на общенациональном телевидении избыточно. Назывались разные сроки - они все давно уже миновали - когда НТВ будет продано, будет даже иностранный инвестор, скажем, 25 процентов плюс одна акция. Но этого так и не произошло. Один видный государственный деятель совсем недавно мне сказал: "Но мы-то считаем, что НТВ как бы частный канал". Я просто вскричал: "Ой, покажите мне этого частника! Я хочу посмотреть в глаза хозяину и спросить: какой мы канал собираемся делать? Просто ещё один Первый? По принципу: если у нас получше сериалы, то у нас получше дела, если у нас похуже сериалы, то у нас похуже дела? Или будет третий путь?
- А почему, с вашей точки зрения, государство - хотя ваш начальник отрицает, что он отдал распоряжение о снятии с эфира интервью Яндарбиевой по требованию властей - почему государство боится упустить "приводные ремни" информационного поля?
Традиция, конечно, была положена в 1996 году. И стало ясно, что в политике в России нужно все делать через телевидение. Мне, в конце концов, неважно, почему так происходит. Я просто понимаю, что это изжило себя. Вся та вакханалия по надуванию "Родины", которая была осенью 2003 года - за нее цивилизованной стране должно быть всей стыдно. За то, что а)- такое возможно; б) - что за "такое" держат аудиторию, в) - что все делают вид, будто это всерьез и что "это" является политикой. Но и это не все. Потому что прошло буквально несколько месяцев и когда замаячил грозный признак того, что Глазьев может оказаться вторым на президентских выборах, а, значит, в 2008 году стать проблемой и предъявлять какие-то особые претензии -началось дикое "сдувание" Глазьева. Чрезмерно "надули" - теперь надо "сдуть". И это делалось ровно с тем же бесстыдством.
- Как вы относитесь к высказыванию обозревателя первого канала Михаила Леонтьева, что Парфенов сделал резкий жест в отношении властей, и власти вполне могли снять интервью с эфира?
Никак. Мнения могут быть любые. Лишь бы они не превращались в указы. А то приходит начальник, говорит перед всей командой "Намедни", что по-журналистски мы полностью правы. Но так же нельзя. Понимаете, я по-журналистски прав, но есть еще какая-то другая правота, которую я должен соблюдать. А как я после этого могу потом посылать людей в командировку и говорить: "Знаешь, ты сделай эксклюзив, но не настолько, чтобы мы потом отказались. Старайся. Но старайся все-таки на "четыре", потому что если постараешься на "пять", придется выкинуть". Это абсолютная чушь. Давайте заниматься профессией. У нас опять огромное количество людей, которые гордятся общественным строем. Самая простая профессия - говорить, что ты за Россию в ответе. Любимое выражение старшины в армии: "Я тебя научу Родину любить".
- С другой стороны журналистика всегда держалась скандалом и скандальностью…
Терминологически не согласен. Новость - когда это абсолютная новизна - обычно поражает. Новость для людей часто состоит в том, что они не знают, что такое в жизни есть. Вот Андрей Лошак как репортёр: то с лимоновцами, или с забастовочным комитетом, или с умственно отсталыми в деревне, которую норвежцы содержат, или с антиглобалистами. Он с ними пробудет неделю, а ему нужно вместить в восемь-десять минут, чтобы и мы там как бы побывали. Но люди такого, может, сроду не видали, а им это ещё и в виде экстракта приходит. Я ничего плохого в понятии скандал не вижу. Потому что мир живет все ярче и ярче год от года. Градус жизни все время подкручивается. И телевидение с гораздо большей энергетикой сегодня берёт зрителя за лацканы и говорит: "Сиди, слушай". К счастью или к несчастью, все чаще новизна сегодняшней жизни описывается тем, что в старом словаре называлось "скандальностью".
- С вашей точки зрения, новость должна быть обязательно экспрессивна - визуально, содержательно?
Упомянутый Лошак или Пивоваров, Лобков, Такменев - наши ведущие репортёры - не могу сказать, что большинство их репортажей - заведомо экспрессивные по теме. Но они умеют рассказать историю. Ведь это же самое главное для репортера. И, кстати, то, что исповедуют те американские "60 минут". Вот в городе Парма обанкротился концерн "Пармалат" - оказалось, афера на миллиарды. Один бухгалтер, не выдержав позора, бросился с моста. Церковная община собралась - как верить после краха градообразующего предприятия? Или: люди убеждены, что только их любовь может вытащить близкого человека из комы. И даже бывает - спасают больного. Это наши репортажи из третьего блока - у нас ведь две рекламы внутри выпуска и одна - снаружи. И важно, чтобы на третий блок зритель вернулся. Бывают, конечно, темы изначально заманчивые. Но чаще всего - про то, что в XXI веке живы вера, надежда, любовь. А как делать - это вопрос профессии: понимать - нужно или нет, "держит" или нет, будут или не будут смотреть.
- Новостник, который делает новости, думает не только об обывателе, но волей-неволей принимает во внимание "профессиональных" потребителей новостей. Потому что отсутствие, скажем, на первом плане какой-то новости, или присутствие ее - тоже знак. Это политтехнология.
Да, существует традиция: все смотрят, где стоит новость, как она стоит и значит - как будет истолкована. Ведь по новостному канону, если в этот день глава государства что-то делал, то выпуск новостей должен начаться с него. Даже, если весь остальной мир провалился в тартарары, то сначала - как Путин принял Зурабова. Русская журналистика этот цивилизационный виток прошла 5 января 1844 года. Тогда "Санкт-Петербургские ведомости" - а это был главный официоз - это "Российская газета" и все наши новости вместе взятые - поместили манифест Николая I ниже, чем сообщение об изобретении Самюэлем Морзе телеграфа. Этот - первый случай - произошёл при Николае Палкине, при котором все ходили в мундирах! Одним бы глазком увидеть ту их редакционную "летучку", которая на это решилась.
- Как вы чувствуете себя в создавшейся ситуации?
Да никак. Как говорится, давно живу, успел присмотреться. Ровно в этом здании сидел на шестом этаже мой учитель Александр Евгеньевич Бовин, который всегда говорил: "Лучшая позиция - в какую сам веришь. Потому что иначе забудешь, кому чего наврал".
http://www.izvestia.ru/tv/article132159
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: