Авария на подлодке Нерпа

marina355

 09.11.2008 01:08 : По неофициальным данным РБК, в результате аварии на атомной подводной лодке на Тихоокеанском флоте погиб 21 человек, еще около 20 получили ранения.
Источник в ВМФ сообщил, что раненые размещены на кораблях ВМФ, которые принимали участия в спасательной операции. По предварительной информации, в двух отсеках подводной лодки несанкционированно сработала система пожаротушения. Принцип пожаротушения на подводных лодках заключается в том, что при возникновении пожарной опасности отсеки герметизируются, в них вбрасывается химическое вещество,которое связывает кислород. При этом команда, находящиеся в отсеке должна использовать индивидуальные средства защиты, которые действуют в течение нескольких часов. ИНЦИДЕНТ, как уточняют источники РИА в ТОФ, ПРОИЗОШЕЛ В НОСОВОЙ ЧАСТИ, ДЛЯ РЕАКТОРА, РАСПОЛОЖЕННОГО В КОРМЕ, УГРОЗЫ реактору НЕТ. Ранее помощник главкома ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало сообщил, что в результате аварии погибли свыше 20 человек. Среди погибших - рабочие судостроительного предприятия и военнослужащие. По указанию главкома ВМФ, испытания остановлены, подводная лодка возвращаетсяв пункт временного базирования. Глава Минобороны немедленно доложил президенту о случившемся. Дмитрий Медведев поручил Сердюкову в постоянном режиме информировать его о ситуации, а также провести всестороннее тщательное расследование и оказать всю возможную помощь и поддержку семьям погибших.

__________________________
 09.11.2008 00:08 : ЧП на Тихоокеанском флоте, на одной из атомных подводных лодок произошла авария.
Погибло более 20 человек. Как рассказал помощник главнокомандующего ВМФ Игорь Дыгало инцидент произошел при проведении ходовых испытаний из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения. Среди погибших рабочие судостроители и военнослужащие. Лодка повреждений не имеет. Реакторный отсек работает в штатном режиме. Радиационный фон на лодке в норме.
По указанию главнокомандущего Военно-морским флотом испытания остановлены. Принято решение о возвращении лодки в пункт временного базирования.

____________

marina355

по йэху говорят, там было 208 чел народу, из них военных - только 80, остальные - судостроители

RUSTEANA2003

сылки где?

Santiny

вот так вот..
скоро дома с газом будут взрываться..
Заживем нах! :crazy: :(

bayan

эту лодку хотели Индии на 10 лет в аренду сдать...
ЗЫ: не знал, что в Комсомольск-на-Амуре еще могут что-то строить из атомного подводного флота...

Arbyz89

а где могут?

bayan

у нас в стране 1 ГРЦАС...

sanitar

"Нерпа": картина трагедии
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Инцидент на АПЛ «Нерпа», унесший 20 человеческих жизней, стал самым крупным происшествием на подводной лодке России с момента гибели «Курска» в 2000 году. Как и любое другое происшествие на атомных подлодках, этот инцидент приковал к себе внимание российской и мировой прессы, породив множество слухов и версий.
Установить детальную картину произошедшего пока, до официальных выводов следствия, вряд ли возможно, но приблизительно представить суть событий можно. Для начала следует разобраться с терминами и подчеркнуть, что подлодка формально еще проходила заводские испытания и не была принята в состав ВМФ.
На АПЛ К-152 «Нерпа» произошла катастрофа. Именно так называется инцидент, повлекший гибель людей, тогда как употребляемый многими термин «авария» означает происшествие, не повлекшее человеческих жертв. Официально названной причиной инцидента является несанкционированное срабатывание системы пожаротушения.
Далее следует разобраться с оборудованием, которым располагают подводники для борьбы с огнем. Российские подлодки оснащаются двумя системами пожаротушения. Первая – воздушно-пенная, предназначенная для тушения локальных очагов пожара. Вторая – лодочная объемная химическая (ЛОХ предназначена для тушения объемных пожаров (кроме возгорания порохов и боезапаса) путем подачи в отсек фреона или его производных. Фреон связывает и вытесняет кислород, что влечет за собой прекращение пожара.
Фреон является крайне эффективным средством тушения пожара, незаменимым при объемном возгорании, и в этом качестве просто незаменим, однако токсичен и его вдыхание может привести к отравлению и гибели людей. Этот риск оправдан в жестких условиях подводных лодок и отчасти компенсируется наличием у подводников средств индивидуальной защиты.
Станции ЛОХ расположены во всех отсеках лодки, кроме реакторного (в реакторном отсеке отсутствует постоянная вахта и он защищается станциями соседних отсеков и обеспечивают тушение пожара в режиме «на себя» и «на соседний отсек».
Запускается система непосредственно из отсека, однако, на подлодках третьего поколения (к которым относится и «Нерпа» по утверждению специалистов, подача ЛОХ может осуществляться с пульта ОКС (общекорабельных систем) «Молибден». В любом случае, для пуска системы требуется человеческое воздействие – все подводники подчеркивают, что «самоподача» ЛОХ невозможна. В истории отмечен случай подачи ЛОХ не в тот отсек (инцидент на К-77 13 февраля 1976 года) из-за ошибки при сборке системы ЛОХ в ходе ремонта лодки (на заводе была перепутана маркировка клапанов но, в любом случае, подача ЛОХ осуществляется только под воздействием человека.
Эта система установлена на всех лодках ВМФ России, и, поскольку нет никаких сведений о том, что на К-152 монтировалась какое-либо иное (новое) противопожарное оборудование, следует исходить из того, что «Нерпа» несет этот же набор средств.
Приказ на подачу ЛОХ может быть отдан не только с ЦП, но и командиром отсека непосредственно на месте. В соответствии с правилами, установленными соответствующим нормативным документом – руководством по борьбе за живучесть ПЛ (РБЖ ПЛ) командир отсека имеет такое право:
- при отсутствии связи с центральным постом
- при невозможности обнаружить или немедленно потушить возгорание или пожар другими средствами;
- при быстротечном развитии пожара;
- при наличии в очаге пожара регенеративных веществ;
- при пожаре в необитаемых герметичных помещениях или отсеках.
Для спасения в случае пожара и подачи ЛОХ экипаж лодки имеет персональные дыхательные устройства – ПДУ системы ИДА-59 (или ИДА-59М обеспечивающие от 10 до 30 минут пребывания в непригодной для дыхания атмосфере (срок колеблется в зависимости от интенсивности дыхания – при выполнении тяжелых работ запас кислорода в ПДУ кончается быстрее).
Центральный пост может принять решение о подаче ЛОХ в отсек и отдать соответствующий приказ в случае срабатывания датчиков пожарной сигнализации либо при получении соответствующей информации из доклада по системе ГГС (громкоговорящей связи). Следует при этом отметить, что датчики противопожарной сигнализации периодически дают ложное срабатывание, поэтому столь важна надежная связь между ЦП и аварийным отсеком. Но это срабатывание лишь сигнал о пожарной тревоге, но вовсе не команда на включение системы ЛОХ.
Поняв вкратце устройство системы пожаротушения, можно вновь обратиться к произошедшему на К-152. Как известно, лодка, строительство которой было завершено совсем недавно, проходила испытания. В связи с этим на борту «Нерпы» помимо экипажа ВМФ (81 человек) находилось большое количество гражданских специалистов – рабочих и инженеров, что в сумме дало 208 человек на борту. Нужно отметить, что в подавляющем большинстве гражданские специалисты не имеют навыков борьбы за живучесть и спасения в случае каких-либо происшествий на борту ПЛ – их этому просто не учат, максимум – дают краткий теоретический курс.
Гражданские специалисты, задействованные в программе испытаний, готовят лодку к передаче ВМФ совместно с экипажем, проверяя работу всех систем и устройств.
Итак, что же произошло в носовом (торпедном) отсеке К-152? Отталкиваясь от официальной версии и сведений о том, что среди пострадавших (21 человек) нет обожженных, можно предположить следующее: пожара на лодке не было. Возможно, имело место локальное возгорание, приведшее к задымлению отсека и ложному срабатыванию пожарной сигнализации. В результате – либо по приказу из ЦП, где не до конца разобрались в обстановке, либо на месте – было принято решение о подаче ЛОХ, который в итоге и был подан – с места или из ЦП – в первый, а заодно и во второй отсек.
Вследствие подачи ЛОХ атмосфера в 1-м, а возможно и во 2-м отсеке стала непригодна для дыхания, что повлекло гибель людей. Следует отметить, что из общего числа погибших и пострадавших – 41 человек в сумме – 36 человек составляют гражданские, что, скорее всего, вызвано неправильным пользованием персональным дыхательным устройством (ПДУ) в силу необученности, либо – что возможно, но менее вероятно – нехваткой ПДУ в условиях чрезмерного скопления людей на субмарине.
Насколько описанная картина соответствует истине – пока неизвестно, поэтому искать виновных, чем уже многие занялись, явно не время. Некоторые выводы, однако, уже можно сделать. Как минимум тот, что участвующие в строительстве и испытаниях подводных лодок рабочие и инженеры должны быть подготовлены к действиям в случае возможных ЧП, включая пожар и подачу ЛОХ в отсеки, не хуже членов экипажа подлодок. Кроме того, следует задаться вопросом о необходимости наличия на борту проходящей испытания лодки почти тройного комплекта людей – толчея не вызывает ничего, кроме лишней суеты и беспорядка.
Сейчас остается надеяться, что из этой трагедии будет извлечен урок. И что подобное больше не повторится. Ни на «Нерпе», ни на какой-либо другой подлодке."

sanitar

P.S. [info]sklyankin:
"Как и обещал, делюсь более подробной информацией, полученной непосредственно от участника событий, а также от представителей НПО «Аврора», завода-изготовителя системы управления ЛОХ, установленной на этом проекте АПЛ.
По порядку.
1. АПЛ К-152 проекта 971И (И – импорт заводской номер №518. Лодка была предназначена для аренды в ВМС Индии через «РосОборонЭкспорт», цена контракта около 670 млрд. долларов. Лодка возвращалась с ходовых испытаний на перископной глубине, имея на борту заводской управляющий экипаж, штатный экипаж и большое количество контрагентов. Были представители и НПО «Аврора».
2. Около 20.30 было зарегистрировано несанкционированное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ, в результате чего во второй отсек (там же располагается ЦП – центральный пост) был подан фреон, и сработала система оповещения. По словам очевидца, который воспользовался ИДА (второй, представитель «Авроры», успел покинуть отсек) – сигнал был очень тихим по сравнению с обычным «ревуном», что видимо сыграло свою неприятную роль для спящих в каютах людей.
3. Прежде чем перейти к возможным причинам, стоит подробно остановиться на системе управления ЛОХ, которая была установлена на АПЛ «Нерпа» проекта 971И.
Система управления «Молибден-БС» (производства НПО «Аврора») имеет следующую структуру (см. рисунок):

В каждом отсеке (условно обозначены римскими цифрами) находится баллон (С) примерно на 200 литров заполненный фреоном, каждый баллон имеет три выхода, контролируемые электромагнитными заслонками и снабженные на конце распылителями. Один выход ведет в отсек, где расположен сам баллон, а два других в соседние. Тем самым, например второй отсек может снабжаться фреоном из трех баллонов, что собственно и произошло в данном случае (по словам очевидца, концентрация фреона была такой, что он стекал каплями по стенам и приборам!).
Баллоны могут контролироваться тремя способами (подчеркну, что все способы не автоматические):
Во-первых, существует центральный пульт системы «Молибден» (А расположенный во втором отсеке, где оператор или вахтенный принимает решение, о том из каких баллонов и в какие отсеки будет идти фреон, составляет комбинацию и завершает выбор поворотом тумблера. Во-вторых, в каждом отсеке существует пульт управления «Молибден» для данного отсека (В который управляет потоками фреона из трех баллонов в данный отсек. Командир отсека или вахтенный принимает решение, вводит комбинацию клавиш, сверяет по ЖК-дисплею выбор и завершает его контрольным рычагом. И в-третьих, как я уже сказал, каждый выход баллона снабжен клапаном, которые может быть открыт вручную, при помощи грубо говоря «поворота вентиля».
4. Теперь самое интересное:
Фреон был подан только во второй отсек сразу из трех баллонов (первого, второго и третьего отсеков). Поскольку вероятность одновременного поворота трех вентилей тремя людьми в трех отсеках практически исключается, а пульт управления А на ЦП находился под контролем оператора, наиболее правдивыми выглядят две версии.
Версия первая: Набор клавиш для подачи фреона из трех баллонов во второй отсек со спящими людьми был осуществлен на пульте управления B второго отсека. Поскольку было подано изначально избыточное количество фреона, встает вопрос о диверсии. Этот вопрос возможно прояснить, поскольку в состав системы «Молибден» входит блок «Ротор» (D который как «черный ящик» самолета регистрирует все параметры системы и их временные зависимости. Данный блок, как мне пояснили, уже изъят сотрудниками следственного комитета ФСБ и с ним ведется работа.
Версия вторая: В системе «Молибден» произошла техническая неисправность цепи управления, что привело к «ошибочному» срабатыванию и подачи ЛОХ во второй отсек.
Сотрудники НПО «Аврора» исключают возможность такой ошибки. Мне тоже, честно говоря, такая «удачная» ошибка, когда в один отсек подана изначально избыточная концентрация фреона из трех баллонов кажется пока сомнительной.
Вообщем, ждем экспертизы «Ротора». Учитывая сколько сейчас там прокурорских и штатских (полпред президента сам взял дело под контроль еще не скоро. Буду держать вас в курсе, если что еще узнаю".

bayan

с непосредственных участников событий была взята подписка о неразглашении информации об инциденте. причем, поработали хорошо - знакомый не стал по инету рассказывать о Нерпе... так что вряд ли сейчас в открытых источниках что-либо достоверное :)

Arbyz89

Рубрика: Оборона и безопасность
Сюжет: ЧП на атомной подводной лодке в Японском море
Причиной аварии на подлодке был компьютерный сбой - моряки "Нерпы"
19/11/200810:00
МОСКВА, 19 ноя - РИА Новости. Моряки с АПЛ "Нерпа", на которой 8 ноября из-за несанкционированного включения системы пожаротушения погибли 20 человек, утверждают, что в случившемся может быть виноват компьютер, управлявший системой, а не матрос-контрактник Дмитрий Гробов, которого обвиняют в причастности к происшедшему, пишет "Комсомольская правда".
"У нас, моряков, мнение одно: был сбой программы в компьютере. Раньше систему ЛОХ (лодочная объемная химическая) всегда запускали вручную по приказу командира. Теперь его запустила электроника. Компьютер, к слову, странно вел себя еще на испытаниях на берегу, на заводе. А еще можно заранее этот сбой запрограммировать - создать программу включения нештатной аварийной ситуации... Первый раз на подлодке применена такая компьютеризированная система включения ЛОХ", - рассказал "Комсомолке" техник-химик АПЛ "Нерпа", мичман Евгений Овсянников.
Несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения произошло во время заводских ходовых испытаний в Японском море на подлодке, изготовленной на Амурском судостроительном заводе и еще не принятой в состав ВМФ России. От отравления фреоном погибли трое военных и 17 гражданских из состава заводской сдаточной команды. Матрос Гробов подозревается в том, что он что неправильно отрегулировал датчик температуры воздуха в жилом отсеке, что и могло вызвать срабатывание системы. Военно-следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту пока не комментирует подробности расследования.
Мичман Овсянников рассказал следствию и газете о том, как вел себя в момент ЧП на подлодке "Нерпа" главный подозреваемый по уголовному делу матрос Гробов.
"Я был в каюте, когда услышал в коридоре ревун - сигнал "Боевая тревога". Удивился. По правилам, этот сигнал должен был раздаваться и в каюте. Выглянул в коридор. И увидел, что со стороны первого отсека в мою сторону бежит Гробов. Кричит: "Женя, включайся в ПДАшку!" (персональный дыхательный аппарат)", - сказал газете Овсянников.
"Я сперва подумал, что был (пожар). При нагревании фреон превращается в нервно-паралитический газ фосген. А у меня, кроме токсического отравления, еще и правую руку парализовало. Но при поражении фосгеном нервы не восстанавливаются. А у меня - восстановление. Так что нагрева фреона, а значит, и пожара, не было", - сказал он, отвечая на вопрос был ли на лодке пожар, из-за которого могла включиться система пожаротушения.
"Комсомолка" также приводит слова специалиста, который должен был участвовать в испытаниях "Нерпы", но отказался в последний момент, так как испугался выходить в море на, как пишет с его слов газета, "сыром атомоходе". Он не исключает, что в системе ЛОХ мог произойти программный сбой.
"Лодку должны были сдать еще в августе 2007-го. Так что достраивали ее на ходу. И когда отправили в Большой Камень, полностью не были готовы элементы корпуса. Еще и систему ЛОХ перевели с ручного управления на автоматическое. Мы были против. Я и многие члены экипажа уверены: произошел программный сбой", - сказал газете эксперт, которого издание называет как "Юрий Н".
На возражение журналиста издания о том, что матрос Гробов признался, что запустил систему, Юрий Н. ответил: "Возможно, его заставили. Если сейчас признают, что виновата автоматическая система ЛОХ, придется оформлять море документов, признавать ненужность нового изобретения, а за него уже гранты розданы и деньги. Придется и переделывать ее на лодке. В лучшем случае все это займет 1,5 года".
Эксперт также предположил, что в систему пожаротушения мог быть закачан не чистый фреон: "По моим данным, фреон пошел не чистый, а с примесью ядовитого трифтортрихлорэтана. Он дешевле, чем чистый. Возможно, просто хотели сэкономить. На заводе уже вовсю обсуждают, что после анализа фреона выявлено несоответствие норме, правда, пока официально эта версия не подтверждается. Но все признаки есть: люди падали мгновенно, как подкошенные, а сейчас у многих наших ребят повылезали побочные болячки. Вместо 21 пострадавшего в госпиталях уже 46 человек. И это, похоже, не предел", - цитирует "Комсомолка" слова Юрия Н.
РИА Новости пока не располагает комментариями предприятий, участвовавших в изготовлении лодки, представителей ВМФ и следствия.

estochka

система ЛОХ
как такое можно запускать в производство ?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: