Насколько хорошим был Тарас Бульба

k11122nu

Название треда я дал, если честно, только для привлечения внимания. Глупо называть Тараса фашистом, экстремистом или кем-нибудь в этом роде, так как эти термины означают вполне конкретные вещи.
Так что на самом деле вопрос в том, насколько "хорошим" был обобщенный тарас бульба, судя по Гоголю.
Вопрос задаю в связи с тем, что:
а) многие уже забыли произведение или сразу читали его невнимательно;
б) в советское время "Тарас Бульба" издавался, в том числе, в детской, урезанной версии.
Итак.
Только побуждаемые сильною корыстию жиды, армяне и
татары осмеливались жить и торговать в предместье, потому что запорожцы
никогда не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег,
столько и платили. Впрочем, участь этих корыстолюбивых торгашей была очень
жалка. Они были похожи на тех, которые селились у подошвы Везувия, потому
что как только у запорожцев не ставало денег, то удалые разбивали их лавочки
и брали всегда даром.
Но старый Тарас готовил другую им деятельность. Ему не по душе была
такая праздная жизнь - настоящего дела хотел он. Он все придумывал, как бы
поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как
следует рыцарю. Наконец в один день пришел к кошевому и сказал ему прямо:
- Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам?
- Негде погулять, - отвечал кошевой, вынувши изо рта маленькую трубку и
сплюнув на сторону.
- Как негде? Можно пойти на Турещину или на Татарву.
-Не можно ни в Турещину, ни в Татарву, - отвечал кошевой, взявши опять
хладнокровно в рот свою трубку.
- Как не можно?
- Так. Мы обещали султану мир.
- Да ведь он бусурмен: и бог и Святое писание велит бить бусурменов.
- Не имеем права. Если б не клялись еще нашею верою, то, может быть, и
можно было бы; а теперь нет, не можно.
- Как не можно? Как же ты говоришь: не имеем права? Вот у меня два
сына, оба молодые люди. Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты
говоришь - не имеем права; а ты говоришь - не нужно идти запорожцам.
- Ну, уж не следует так.
- Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы
человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему
христианству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем, на
какого черта мы живем? растолкуй ты мне это. Ты человек умный, тебя недаром
выбрали в кошевые, растолкуй ты мне, на что мы живем?
Кошевой не дал ответа на этот запрос Это был упрямый козак. Он немного
помолчал и потом сказал:
- А войне все-таки не бывать.
- Так не бывать войне? - спросил опять Тарас.
- Нет.
- Так уж и думать об этом нечего?
- И думать об этом нечего.
"Постой же ты, чертов кулак! - сказал Бульба про себя, - ты у меня
будешь знать!" И положил тут же отмстить кошевому.
- Вот в рассуждении того теперь идет речь, панове добродийство, - да
вы, может быть, и сами лучше это знаете, - что многие запорожцы
позадолжались в шинки жидам и своим братьям столько, что ни один черт теперь
и веры неймет. Потом опять в рассуждении того пойдет речь, что есть много
таких хлопцев, которые еще и в глаза не видали, что такое война, тогда как
молодому человеку, - и сами знаете, панове, - без войны не можно пробыть.
Какой и запорожец из него, если он еще ни разу не бил бусурмена?
"Он хорошо говорит", - подумал Бульба.
- Не думайте, панове, чтобы я, впрочем, говорил это для того, чтобы
нарушить мир: сохрани бог! Я только так это говорю. Притом же у нас храм
божий - грех сказать, что такое: вот сколько лет уже, как, по милости
божией, стоит Сечь, а до сих пор не то уже чтобы снаружи церковь, но даже
образа без всякого убранства. Хотя бы серебряную ризу кто догадался им
выковать! Они только то и получили, что отказали в духовной иные козаки. Да
и даяние их было бедное, потому что почти всь пропили еще при жизни своей.
Так я все веду речь эту не к тому, чтобы начать войну с бусурменами: мы
обещали султану мир, и нам бы великий был грех, потому что мы клялись по
закону нашему.
- Что ж он путает такое? - сказал про себя Бульба.
- Да, так видите, панове, что войны не можно начать. Рыцарская честь не
велит. А по своему бедному разуму вот что я думаю: пустить с челнами одних
молодых, пусть немного пошарпают берега Натолии. Как думаете, панове?
- Веди, веди всех! - закричала со всех сторон толпа. - За веру мы
готовы положить головы!
- Как! чтобы жиды держали на аренде христианские церкви! чтобы ксендзы
запрягали в оглобли православных христиан! Как! чтобы попустить такие
мучения на Русской земле от проклятых недоверков! чтобы вот так поступали с
полковниками и гетьманом! Да не будет же сего, не будет!
Такие слова перелетали по всем концам. Зашумели запорожцы и почуяли
свои силы. Тут уже не было волнений легкомысленного народа: волновались всь
характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись,
упорно и долго хранили в себе внутренний жар.
- Перевешать всю жидову! - раздалось из толпы. - Пусть же не шьют из
поповских риз юбок своим жидовкам! Пусть же не ставят значков на святых
пасхах! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!
Слова эти, произнесенные кем-то из толпы, пролетели молнией по всем
головам, и толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов.
Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того
мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже
заползывали под юбки своих жидовок; но козаки везде их находили.
<>...
Жидов расхватали по рукам и начали швырять в
волны. Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только
смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе.
Скоро весь польский юго-запад сделался добычею страха. Всюду пронеслись
слухи: "Запорожцы!.. показались запорожцы!.." Все, что могло спасаться,
спасалось. Все подымалось и разбегалось, по обычаю этого нестройного,
беспечного века, когда не воздвигали ни крепостей, ни замков, а как попало
становил на время соломенное жилище свое человек. Он думал: "Не тратить же
на избу работу и деньги, когда и без того будет она снесена татарским
набегом!" Все всполошилось: кто менял волов и плуг на коня и ружье и
отправлялся в полки; кто прятался, угоняя скот и унося, что только можно
было унесть. Попадались иногда по дороге и такие, которые вооруженною рукою
встречали гостей, но больше было таких, которые бежали заранее. Все знали,
что трудно иметь дело с буйной и бранной толпой, известной под именем
запорожского войска, которое в наружном своевольном неустройстве своем
заключало устройство обдуманное для времени битвы. Конные ехали, не отягчая
и не горяча коней, пешие шли трезво за возами, и весь табор подвигался
только по ночам, отдыхая днем и выбирая для того пустыри, незаселенные места
и леса, которых было тогда еще вдоволь. Засылаемы были вперед лазутчики и
рассыльные узнавать и выведывать, где, что и как. И часто в тех местах, где
менее всего могли ожидать их, они появлялись вдруг - и все тогда прощалось с
жизнью. Пожары охватывали деревни; скот и лошади, которые не угонялись за
войском, были избиваемы тут же на месте. Казалось, больше пировали они, чем
совершали поход свой. Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков
свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые
младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у
выпущенных на свободу, - словом, крупною монетою отплачивали козаки прежние
долги.
Вышеприведенные две цитаты описывают реакцию на такое сообщение:
- Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей
Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что
запрягают уже не коней, а просто православных христиан. Слушайте! еще не то
расскажу: уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз. Вот какие
дела водятся на Украйне, панове!
___________________________________________
Кстати, не в тему. Тут недавно кто-то писал, будто мусульмане до 20 века не притесняли христиан. Это неверно:
В 1279 к власти пришел султан Кала'ун, по прозвищу «альфи» (араб. «тысяча» так как некогда он был куплен за 1000 динаров. Этот человек, плохо говоривший по-арабски, почти все годы своего правления провел в военных походах за пределами Египта. Его единственный сын (от монгольской принцессы Аслун Хатун правивший с перерывом в 1294–1295 и 1299–1309, славился своей жестокостью и фанатичной приверженностью исламской морали. При нем началось притеснение христианского населения Каира.

gribanov

Что-то не похоже на вопрос. Скорее на утверждение.
А вообще там в книге ни одного позитивного момента нет. Сплошная жесть какая-то.

sever576

Что значит "хорошим"? Времена были такие, жестокие, он вполне им соответствовал.

muza71

типа "это не мы такие это жизнь такая"? :)

sergei1207

Тарас позитивный персонаж своего времени.
А так забавно было бы к примеру с точки зрения современной морали оценить ветхозаветных персонажей.

demiurg

Тут в соседних тредах есть личности и в наше время разделяющие подобные принципы.

sever576

Йобур прав, смешно оценивать те события, руководствуясь нынешними взглядами на жизнь.

Irina_Afanaseva

крупною монетою отплачивали козаки прежние
долги.
этого центрального места конечно никто из русофобов не хочет замечать

Irina_Afanaseva

Мидори, что сказать-то предполагалось?

aldo63

Предполагалось, что прочитавший приобретет более объективное понимание ситуации.
2, не в тему: разве можно серьезно воспринимать такие заявления? У мусульман с христианами с Пуатье отношения натянутые.

Dizell77

- Так. Мы обещали султану мир.
- Да ведь он бусурмен: и бог и Святое писание велит бить бусурменов.
это что за православный ваххабизм

guard1

такие мучения на Русской земле от проклятых недоверков
Какая то у вас неукраинская версия, некошерная.
По сегодняшней версии никакой Русской земли тогда не было, и быть не могло.
А если и была, то "Руськая", что суть совсем другое,
позже украденное и переделанное коцапомоскалями на свой лад.
Поэтому в каноническом тексте
её с лёгким сердцем везде заменили на "козацкую".
Подправили Гоголя.
Удивительно, что совсем не похоронили.
Бульба ведь вообще неполиткорректно себя вёл,
с ляхами воевал, даже сына не пожалел, фошыст.
А ляхи теперь еуропейська спiльнота (ЕС).
Брататься с ними надо было.

stat2814955

Я читал Гоголя внимательно и меня это тоже тогда очень неприятно поразило.
Но в процессе переваривания прочитанного подумалось следующее:
По поводу отношения к "жидам": а что, несмотря на все эти погромы жидовских лавок когда казаки брали что хотели "за так", почему-то количество подобных торгашей судя по всему не уменьшалось, то есть у них всегда все же был какой-то интерес торговать несмотря на всю опасность мероприятия. Стало быть, возможно "жиды" предвидели такое поведение и нарочно завышали цены чтобы не остаться в убытке в случае погрома. Что не нравилось казакам и они устраивали погромы :grin: То есть как бы казаки платили страховку заранее за самих себя. Кажется надуманным, между тем профессия торгаша предполагает наличие ума, так что не так уж это и невероятно (возможно неверна схема но не общая мысль).
Потом, вот это:
 
"Постой же ты, чертов кулак! - сказал Бульба про себя, - ты у меня
будешь знать!" И положил тут же отмстить кошевому.

у меня какие-то нехорошие подозрения что это дописали Гоголю в какое-то другое время :)
Хотя возможно я не прав.
По поводу веры и силы обещания: как видно из приведенной тобой цитаты про состояние церкви в Сечи, религия - это всего лишь фикция и повод к нападению на поляков, не было бы религии - придумалось бы что-то еще. если говорить о причине, то видимо это особенности воспитания и самоосознания казаков. Их официальная роль как хранителей южных границ от набегов поляков соответствовала их принципам воспитания потомства. Действительно, новое поколение, приходящее на смену, должно знать запах пороха, иначе какая ему цена в роли защитников? В конце концов, если казацкое войско не напоминает о своем существовании врагам, то кому оно вообще интересно и полезно, как оно выполняет свою функцию перед государством?
По поводу зверств: Гоголь сам называет казачье племя полудиким и разгромом казачьей армии, как и предательством сына Тараса Бульбы подводит к мысли, что времена варварства, средневековья уходят из жизни народа на Украине - вслед за всей остальной Европой (ведь точно то же самое происходило ранее во многих странах). Бульба остается в одиночестве, обессиленный не столько поражением своего войска, сколько новой реальностью, показавшей бессилие и оставившей не у дел всё прежнее существование казачьего войска. Так что описанное в книге - это не фашизм и не национализм, а скорее реликтовая дикость, история ее отмирания под гнетом нового времени. :)

muza71

Тут в соседних тредах есть личности и в наше время разделяющие подобные принципы.

какие принципы? и что это за наше время? :)
кажется что ни люди, ни время никак особенно не меняются, только накапливаются технические приспособления.
теперь чтобы произвести кучу безобразных трупов не обязательно изнурять себя рубкой всех поименно, а достаточно нажать на красивую кнопку и будет результат

Irina_Afanaseva

Какая то у вас неукраинская версия, некошерная.
По сегодняшней версии никакой Русской земли тогда не было, и быть не могло.
А если и была, то "Руськая", что суть совсем другое,
позже украденное и переделанное коцапомоскалями на свой лад.
Поэтому в каноническом тексте
её с лёгким сердцем везде заменили на "козацкую".
Подправили Гоголя.
Удивительно, что совсем не похоронили.
Бульба ведь вообще неполиткорректно себя вёл,
с ляхами воевал, даже сына не пожалел, фошыст.
А ляхи теперь еуропейська спiльнота (ЕС).
Брататься с ними надо было.
А ещё у этого Гоголя есть чудесная книга с названием вроде "Россию нужно любить"

demiurg

Но теперь это считается преступлением

sever576

Тогда уж надо Иегову привлекать к ответственности за геноцид египтян ;)

muza71

считается преступлением если ты проиграл)

demiurg

Почему? Это же было давно. И Гитлер бы, наверное, выглядел пушистым, если бы он это всё делал лет на 500 пораньше. А может и 200 или 100 даже хватило бы.

sever576

так почему тогда на Тараса Бульбу наезды идут? :)

demiurg

Что ты понимаешь под наездом?

sever576

не придирайся к форме

demiurg

Я не придираюсь, я не понимаю.

mtk79

Хорошие Вы проблемы поднимаете. Справедливые.
За простой народ радеете. А не за олигархов-безбожников.
На следующих всеобщих выборах админа форум.локал я за Вас голосовать буду!

sergei1207

Их официальная роль как хранителей южных границ от набегов поляков соответствовала их принципам воспитания потомства
Ну ты пизданул, как в лужу пернул! Южные границы чего они хранили от НАБЕГОВ ПОЛЯКОВ?
поразительное знание материала. А реестровые казаки кого тогда хранили?
По современным меркам запорожские казаки вовсе не хранители южных границ(хранителями они стали при Екатерине только, да и та, сечь-то прикрыла, переселив многих на Кубань а ОПГ(набранная не по этническому, а по религиозному признаку имеющая свои интересы, и способная найти общие интересы со всеми крупными авторитетами этого региона, включая крымского хана.
\\ По поводу зверств: Гоголь сам называет казачье племя полудиким и разгромом казачьей армии, как и
\\ предательством сына Тараса Бульбы подводит к мысли, что времена варварства, средневековья уходят \\ из жизни народа на Украине
Поляки тоже не прочь были позверствовать, а уж турки и татары так вообще в этом деле признаные спецы были.
Неужели ты думаешь, что все казачьи восстания начались от того, что казаки захотели поучить молодежь воевать?
Как раз молодежь обучалась в грабительских рейдах, за которые в случае чего никто мазы не тянул, типа это своевольники-отморозки, а мы здесь ни при чом.
Православному населению региона реально херово тогда жилось, и это факт, многие унижения и притеснения описанные Гоголем- правда.

sergei1207

\\ Но теперь это считается преступлением
Законы не имеют обратной силы.
Да и то, закон что дышло, как повернул- так и вышло. вона в оплоте человеколюбия и всемирном учителе демократии- пытки обратно считают делом полезным и вполне допустимым.

stat2814955

Южные границы чего они хранили от НАБЕГОВ ПОЛЯКОВ?

я сглючил и не заметил, можешь ликовать.
хранителями они стали при Екатерине только

я полагал, что это и есть екатерининские времена. Здесь да, я видимо немного не в курсе. Так про какое время речь?
Поляки тоже не прочь были позверствовать, а уж турки и татары так вообще в этом деле признаные спецы были.

речь не про них, их поведение не может служить оправданием поведению казаков.
Неужели ты думаешь, что все казачьи восстания начались от того, что казаки захотели поучить молодежь воевать?
Как раз молодежь обучалась в грабительских рейдах, за которые в случае чего никто мазы не тянул, типа это своевольники-отморозки, а мы здесь ни при чом.

не в данном случае. ведь кошевой собственно это и предлагал - пустить молодежь пограбить, и этим ограничиться, а Тарас Бульба выступал и добился полноценного похода. Я не строю иллюзий по поводу грабительских мотивов данного похода, что еще можно ожидать от "полудикого" войска?
Православному населению региона реально херово тогда жилось, и это факт, многие унижения и притеснения описанные Гоголем- правда.

Я не отрицаю. Но основная претензия заключается в том что был подписан мир, закреплен "самой верой", и этот мир был нарушен казаками.
ОПГ(набранная не по этническому, а по религиозному признаку)

Религиозный признак, как уже было сказано - тоже наполовину фикция, поскольку видно что веру казаки рассматривают лишь как повод, не как причину. Данный признак - в большей степени ситуационный, так сложилось что среди врагов не было православных. Да и то с оговорками - армяне скажем христиане, между тем казаки с удовольствием их топили как следует из текста в топикстарте.

vamoshkov

я полагал, что это и есть екатерининские времена. Здесь да, я видимо немного не в курсе. Так про какое время речь
допетровские времена там описываются.
а насчет государстенной службы - это да ты отжег.

sergei1207

\\ Здесь да, я видимо немного не в курсе. Так про какое время речь?
там походу время описано даже до Хмеля и Переяслава.
\\ речь не про них, их поведение не может служить оправданием поведению казаков.
Речь про то, что это поведение- норма для того времени.
\\ Но основная претензия заключается в том что был подписан мир, закреплен "самой верой",
контрагент- мусульманин. мировоззрение которого само по себе - оскорбление веры. ну и с его точки зрения- вера казаков заблуждение, и нарушить мир вполне можно(что тоже вполне практиковалось).
В любом случае заключен-то не мир, а "соглашение о временном прекращении огня". и его нарушение- это мелкий личный грех, который можно отмолить, это не грех против Церкви или веры, за это анафемы нет.
В конце концов из самого Писания и Предания(и из Курана) можно найти кучу цитат о том, что противников веры неплохо было бы знищщивать.
Подобные договоры соблюдаются до тех пор, пока они выгодны. оформление верой- это процедурная сторона вопроса.
точно также как сейчас говорят о свободе, правах человека, гуманизме и демократии, перед тем как побомбить, но при этом не выходит, что американцы не верят в свободу и демократию.
\\ Религиозный признак, как уже было сказано - тоже наполовину фикция
Нет, для участия в этом ОПГ необходимо было быть православным. у Гоголя это кстати отражено.
\\ Да и то с оговорками - армяне скажем христиане, между тем казаки с удовольствием их топили как
\\ следует из текста в топикстарте.
Поляки тоже христиане. только и армяне, и поляки- других ветвей христианства христиане, что важно.
Вера служила одним из важнейших элементов идентификации в то время. понятное дело, это не мешало грабить и резать иноверцев(никому, ни казакам, ни полякам, ни остальным но внешнего врага запросто определяли по религиозному признаку. На самом деле, церкви и веры решали тогда побольше, чем сейчас ООН какой.

stat2814955

Вера служила одним из важнейших элементов идентификации в то время. понятное дело, это не мешало грабить и резать иноверцев(никому, ни казакам, ни полякам, ни остальным но внешнего врага запросто определяли по религиозному признаку. На самом деле, церкви и веры решали тогда побольше, чем сейчас ООН какой.
Это понятно, я лишь говорю о том, что фактическое значение веры в жизни Сечи примерно то же, что сейчас "из какова ты раёна".
 
Речь про то, что это поведение- норма для того времени.

я опять же это не отрицал. Просто ты приводишь в пример другие народы, но это не относится к вопросу, поскольку наличие подобных порядков у турков и поляков не есть причина аналогичного поведения казаков. Это не месть а просто природная дикость, что есть свойство времени.
 
контрагент- мусульманин. мировоззрение которого само по себе - оскорбление веры. ну и с его точки зрения- вера казаков заблуждение, и нарушить мир вполне можно(что тоже вполне практиковалось).
В любом случае заключен-то не мир, а "соглашение о временном прекращении огня". и его нарушение- это мелкий личный грех, который можно отмолить, это не грех против Церкви или веры, за это анафемы нет.
В конце концов из самого Писания и Предания(и из Курана) можно найти кучу цитат о том, что противников веры неплохо было бы знищщивать.
Подобные договоры соблюдаются до тех пор, пока они выгодны. оформление верой- это процедурная сторона вопроса.
 точно также как сейчас говорят о свободе, правах человека, гуманизме и демократии, перед тем как побомбить, но при этом не выходит, что американцы не верят в свободу и демократию.
 

Сформулируй тогда основную мысль произведения - а то получается, пошли казачки пограбить, а одна шлюха их всех провела. Не знал Бульба-старший куда деть сыновей, устроил им войну и поубивал. Остальное - это так, шелуха.

popov-xxx25

Кстати говоря, запорожцы и на Руси поразбойничали в Смутное время (а на белорусские земли и до того наскакивали). Заодно с поляками. Поэтому Алексей Михайлович долго не хотел потом их под своё подданство принимать.

sergei1207

\\ Это понятно, я лишь говорю о том, что фактическое значение веры в жизни Сечи примерно то же, что
\\ сейчас "из какова ты раёна".
такое же как Ислам в жизни крымских татар или Католицизм в жизни поляков.
\\ Просто ты приводишь в пример другие народы, но это не относится к вопросу, поскольку из наличия
\\ подобных порядков у турков и поляков не следует с очевидностью подобная же манера поведения где-то
\\ еще.
Если ты не в курсе, они жили рядом. невозможно быть овечкой, когда соседи- зубастые волки. резней и зверствами казаки ничем не выделяются на фоне остальных.
казаки кстати подданые Речи Посполитой на этот момент.
\\ Сформулируй тогда основную мысль произведения - а то получается, пошли казачки пограбить, а одна
\\ шлюха их всех провела. Не знал Бульба-старший куда деть сыновей, устроил им войну и поубивал.
\\ Остальное - это так, шелуха.
во-первых, с чего ты взял, что мысль должна быть одна?
Собирались казаки грабить, а пришлось давать оборотку за беспредел. БЕспредел же творился жуткий, враг был- полный атас, так что приходилось проявлять героизм.
"Тарас Бульба"- это полотно, изображающее трагизм жизни православного населения на землях современной Украины под гнетом иноверцев-хозяев и иноверцев-арендаторов. безвыходность положения, тщета даже самого отчаянного героизма, перед превосходящими силами шляхты. ну и намек, из какой жопы Великороссия вытащила Малороссию.
А так, да, робин-гуд- бандит, русские богатыри- бандиты-беспредельщики, все князья и короли- руководители ОПГ, рэкетиры, повинны в массовых убийствах, нарушении прав человека, военных преступлениях и устройстве гуманитарных катастроф.
одни мы, люди 21 века, светочи нравственности и гуманизма, мухи не обидим, зато сладостно дрочим на форуме о том, какие мы нынче стали нравственные, по сравнению с прошлыми временами.

sergei1207

в кремле если что сидела Литовская шляхта, считай белорусы.
резали все всех, особенно за бабло и влияние. но порой переклинивало за добро, и тогда делалась тотальная война, то, как восставшие козаки напрыгивали на поляков и евреев, вовсе не похоже на обычные "скидай портки, паркуй коня и пездуй покудова цел".

stat2814955

по-моему, мы говорим на разных языках и про разные вещи - по крайней мере, в моем представлении.
Ну и опять же,
"Тарас Бульба"- это полотно, изображающее трагизм жизни православного населения на землях современной Украины под гнетом иноверцев-хозяев и иноверцев-арендаторов. безвыходность положения, тщета даже самого отчаянного героизма, перед превосходящими силами шляхты. ну и намек, из какой жопы Великороссия вытащила Малороссию.

Ты же сам себе противоречишь, утверждая при этом, что поход был устроен исключительно как средство для грабежа; без видимой потребности, в том числе религиозной; против превосходящих во много раз сил противника, оставляя в случае поражения всю Сечь беззащитной - все это очень сложно назвать героизмом или даже тщетой героизма - скорее какое-то самоубийство, ничем не оправданное.

sergei1207

читай внимательно- собирались чисто по-беспределу грабить одних, а пришлось давать оборотку за чужой беспредел другим. То, что пришлось оставить сечь без защиты- ну так сил было мало, чтобы как следует ударить нужно было всех взять. это уже элементы тактики, как вышло. там в конце Тарас типа из-за трубки возвращается и пропадает.
по-твоему это выйдет пропаганда за вред курения?
\\ без видимой потребности, в том числе религиозной
там потребность чотко была обоснована- на Украине учредили невиданный беспредел. требовалась оборотка.
- А с чем приехали? - спросил кошевой, когда паром приворотил к берегу.
Все рабочие, остановив свои работы и подняв топоры и долота, смотрели в
ожидании.
- С бедою! - кричал с парома приземистый козак.
- С какою?
- Позвольте, панове запорожцы, речь держать?
- Говори!
- Или хотите, может быть, собрать раду?
- Говори, мы все тут.
Народ весь стеснился в одну кучу.
- А вы разве ничего не слыхали о том, что делается на гетьманщине?
- А что? - произнес один из куренных атаманов.
- Э! что? Видно, вам татарин заткнул клейтухом уши, что вы ничего не
слыхали.
- Говори же, что там делается?
- А то делается, что и родились и крестились, еще не видали такого.
- Да говори нам, что делается, собачий сын! - закричал один из толпы,
как видно, потеряв терпение.
- Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши.
- Как не наши?
- Теперь у жидов они на аренде. Если жиду вперед не заплатишь, то и
обедни нельзя править.
- Что ты толкуешь?
- И если рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою на
святой пасхе, то и святить пасхи нельзя.
- Врет он, паны-браты, не может быть того, чтобы нечистый жид клал
значок на святой пасхе!
- Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей
Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что
запрягают уже не коней, а просто православных христиан. Слушайте! еще не то
расскажу: уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз. Вот какие
дела водятся на Украйне, панове! А вы тут сидите на Запорожье да гуляете,
да, видно, татарин такого задал вам страху, что у вас уже ни глаз, ни ушей -
ничего нет, и вы не слышите, что делается на свете.
- Стой, стой! - прервал кошевой, дотоле стоявший, потупив глаза в
землю, как и все запорожцы, которые в важных делах никогда не отдавались
первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли грозную силу
негодования. - Стой! и я скажу слово. А что ж вы - так бы и этак поколотил
черт вашего батька! - что ж вы делали сами? Разве у вас сабель не было, что
ли? Как же вы попустили такому беззаконию?
- Э, как попустили такому беззаконию! А попробовали бы вы, когда
пятьдесят тысяч было одних ляхов! да и - нечего греха таить - были тоже
собаки и между нашими, уж приняли их веру.
- А гетьман ваш, а полковники что делали?
- Наделали полковники таких дел, что не приведи бог и нам никому.
- Как?
- А так, что уж теперь гетьман, заваренный в медном быке, лежит в
Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему
народу. Вот что наделали полковники!
Всколебалась вся толпа. Сначала пронеслось по всему берегу молчание,
подобное тому, как бывает перед свирепою бурею, а потом вдруг поднялись
речи, и весь заговорил берег.
- Как! чтобы жиды держали на аренде христианские церкви! чтобы ксендзы
запрягали в оглобли православных христиан! Как! чтобы попустить такие
мучения на Русской земле от проклятых недоверков! чтобы вот так поступали с
полковниками и гетьманом! Да не будет же сего, не будет!
Такие слова перелетали по всем концам. Зашумели запорожцы и почуяли
свои силы. Тут уже не было волнений легкомысленного народа: волновались всь
характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись,
упорно и долго хранили в себе внутренний жар.

stat2814955

оборотка
я не знаю таких слов. ай спик рашн. :)

sergei1207

"oborotka" sounds like a payback.
Payback is a motherfucker, New Guy. Remember that. When Luke-the-gook
zaps you in the back and Phantoms bury him in napalm canisters, that's
payback. When you shit on people it comes back to you, sooner or later, only
worse. My whole life is a mess because of lifers. But Payback will come,
sooner or later. I'd walk a mile for a payback."

stat2814955

got it :)
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: