Библейские основы строения человеческого существа

Alexx13

Библейские основы строения человеческого существа
Выражения, которые употребляет Библия, несут на себе отпечаток различных эпох и структур. Соответственно, в ее "техническом" словаре недостает точности, и иногда неизбежно возникает кажущееся смешение книг и даже одного Завета с другим.
Чтобы понять библейскую антропологию, нужно прежде всего полностью отбросить представления классического греческого дуализма о душе и теле, о борьбе двух субстанций: "тело есть могила" души. Библия помещает конфликт, который каждое человеческое существо носит в себе, в совсем иную перспективу: мысль Творца, Его желания противостоят желаниям твари, святость — греховному состоянию, норма —извращению, свобода — необходимости. Плоть означает совокупность, или комплекс, — живую плоть. Человек выходит из рук Божиих "душою живой", он не состоит из души, а есть душа и естъ тело. Если душа исчезает, остается не тело, а прах мира, "прах, и в прах возвратится".
То, что сотворено, — "добро зело"; совсем не в самом состоянии твари заключается зло, его источник чужд существу, которое изначально является добрым. И зло исходит не от дольнего, телесного, а от горнего, духовного. Его начало восходит к ангельскому миру и, затем, — к выбору человеческого духа. Только затем зло проникает и закрепляется в "трещинах" существа, разбитого в своей целостности и извращенного в своей иерархической структуре. Эти предпосылки являются существенными для основания библейского персонализма. Множественность человеческих ипостасей не является следствием так называемого духовного падения в материю (гностическая идея и спасение — вовсе не в освобождении от материи и не в возвращении к
"Единому" неоплатонизма. Нормативный порядок природы предполагает "достижение полноты" всех планов и всех составляющих элементов человеческого существа, объединенных в его духе. Именно эта черта целостности приводит к тому, что всякое познание, в библейском смысле, никогда не является независимым упражнением одной лишь способности человеческого духа, но участвует в их совокупности (евреи мыслили сердцем и поэтому его часто сравнивают с бракосочетанием (взять женщину в жены — это, прежде всего, "познать" ее). Этот брачный термин подчеркивает также исходную взаимозависимость: через познание человека, "сочетаясь браком" с ним, Бог рождает человека к гнозису, и, познавая Бога и только в этом случае, человек познает себя.
Пневма, руах, дух, "божественное дуновение" становится органом приобщения к трансцендентному, что возможно лишь вследствие "приобщения по сущности", в чем-то таинственном в нас, что позволяет говорить, что "мы Его и род" (Деян 17:28 "Человек, предназначенный к наслаждению божественными благами, должен был принять в самую свою природу родства тем, в чем он должен был участвовать" дух расцветает лишь в присущей ему божественной среде: "Созерцать Бога — в этом жизнь души".
Основание мысли апостола Иоанна — вселение в себя Духа Божия — предполагает существование того, что принимает Его в человеческое существо и, соответственно, того, что Ему подобно, — человеческого духа, пневмы: "Сей Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий" (Рим 8:16). Этому понятию сыновства (божественная сторона) у апостола Павла соответствует у апостола Петра основополагающее утверждение о при частности (человеческая сторона того же действия); "дабы вы соделались причастниками Божеского естества" (2 Петр 1:4) Можно, следовательно, утверждать, что пневма ставит на человеке печать его небесного происхождения и содержит в себе начало Царства. Человек "говорит о себе, что он странник и
пришелец на земле"86 (Евр 11:13 стремящийся к небесному граду. Будучи homo viator (путешествующим человеком он находится в "состоянии перехода" к Пасхе будущего века, более того, он есть эта Пасха (pesah означает "переход")87.
Итак, дух является той высшей точкой человеческого существа, через которую человек общается с горним и участвует в нем соответственно своему устроению — "быть образом". Святой Григорий Нисский выражает это весьма энергично, отрицая автономное в человеке, предваряющее соучастие, существующее "по своему собственному образу". Будучи по своей сути "переходом", человек осуществляет свое подобие с божественным или с демоническим, что влечет за собой космические последствия; человек меняет согласно с собой весь материальный план бытия. Таким образом, библейское противопоставление находится на совсем другом уровне глубины, чем простое соотношение между душой и телом; оно находится в "метафизическом", между земным и небесным, между homo animalis и homo spiritualis, между их автономностью. Оно являет онтологическую бездну между крещеным, верующим и неверующим, и разграничивает два экзистенциальных "зона".
Для нужд проповеди отцы Церкви должны были сопоставить еврейский гений с греческим, совершить вполне творческое приспособление одного к другому через обновление ума и его категорий, о чем говорит апостол Павел (Рим 12:2; Еф 4:23). Язык Священного Писания (вначале древнееврейский, затем греческий) предполагает уже некое истолкование через сам дух этого языка88. Догматическое разъяснение, осуществленное соборами и святоотеческой мыслью, является прежде всего творческим переводом библейских понятий при попыт-
86 Именно по этой причине общину аскетов обозначали словом synodia, что значит: "караван, идущий по обратному пути к истинной родине, к раю".
87 О невозможности рассматривать человека как только человеческое существо, но как переход "между двумя" см.: М. Scheler, Vom Umsturz der Werle, 1919, vol. I. p. 296.
88 Можно даже сказать, что греческий текст Септуагинты есть перевод, вдохновленный свыше. Например, в Ис 7:14. на древнееврейском "молодая женщина", уточняется во вдохновенном толковании^ греческом переводе как парфе-пос, "дева", и закрепляется так в тексте Евангелия (Мф 1:23).

Alexx13

ке максимально приблизиться к Слову. Одной филологии ни когда не достаточно для передачи всего смысла священных текстов. Нужно было гениальное святоотеческое проникновение в самую плоть библейской материи, определенное освоение и усвоение эпигнозиса (познания который Хорн89 очень удачно переводит как "чувство Бога". Это объясняет колебания в терминологии уже на библейском уровне. У апостола Павла онтологические термины часто получают этический смысл, так, например, человек новый и ветхий, внешний и внутренний, душевный и духовный; nous сближается и с духом, и с умом, и с сознанием. Дихотомия (тело-душа) сосуществует с трихотомией (тело-душа-дух). Однако можно сказать, что в Библии душа животворит тело, делает его "душою живой", а дух "одухотворяет" все человеческое существо. Дух как религиозная категория является принципом оценки. Он во всем выделяет и подчеркивает высшее, выражает себя сквозь душевное и материальное и окрашивает их своим присутствием. Будучи слишком широким по своему значению, дух не может служить для обозначения ипостасного центра90. Он скорее является одухотворением в самом способе существования, восприимчивостью, открытостью к принятию в себя божественного. Душевное и телесное существуют одно в другом, но каждое управляется своими собственными законами; в то время как духовное ничуть не является третьей сферой, третьим этажом в человеческой структуре, но принципом, который выражается через душевное и телесное и делает их духовными; аскетизм есть именно одухотворение духа Святым Духом, и вслед за этим — одухотворяющее проникновение в весь состав человека, делающее его тело и душу прозрачными для духовного. На противоположном полюсе человек может "угашать Дух" (1 Фее 5:19 иметь "плотские мысли" и свести себя к одной плоти, плоти всемирного потопа, материи "саркофагов".
89R.R Horn, "La Vie dans le Christ", in Revue d'Ascetiqueel deMystique, 1928.
90 См.: V. Zenkovsky, "La structure hierarchique de I'ame", in Travauxscienlifiquesde
I'Universite Populaire de Prague, II, 1929; Das Bild des Menschen in derOstkirche.

zuzaka

Тов Хемуль, Вас не затруднит резюмировать весьма плохо отформатированный текст?

Alexx13

Резюмирую: текст достаточно отформатирован для не напряжного его прочтения .
ps
Ежели оно Вас не затруднит, поясните плз.,что для Вас не есть "весьма плохо отформатированный текст"? Буду благодарен, ежели подскажете технические приёмы его "не весьма плохого форматирования" на Ваш вкус, дабы Вам было по кайфу.

Nefertyty

Параграфы отделить пустыми строчками.
А кто автор?

Alexx13

Автор текста - Павел Николаевич Евдокимов (1901-1970) - православный богослов, профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, автор многочисленных трудов, в частности, Достоевский и проблема зла (1942 Женщина и спасение мира (1958 Таинство Любви (1962 Этапы духовной жизни (1964 Богословие красоты (1970).
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: