Про религиозные праздники-2.

leonmykopad

В последнее время общественные поведенческие модели связываю с преобладающей религией в данный местности. Не лишено исторической подоплёки.
Сейчас же хотел обсудить вот такой момент.
Праздник Пасхи в храме. Очереди и возросшее увлечение и т.п. и т.д. В общем-то неплохо, учитывая, что почти любая христианская мораль учит человеколюбию, доброте, честности и т.п. (Только без фанатизма и мема православие головного мозга. И без показухи атолько для внутреннего стремления к духовности.) Это такой свод моральных правил. Но религия как-то поближе к политике и к общественным устоям. В отличие от веры - которая со стороны морали и принципов.
Политика православных церквей такова, что люди на праздники заходят и выстраиваются в церквях беспорядочно и создавая толчею и толпу. В католических и протестантских храмах есть упорядоченные скамейки.
В православных храмах люди на службе стоят переминаясь с ноги на ногу в течение 3-4 часов (а иногда и больше) и это скорее всего трактуется как смирение, страдание и терпение через которые должен пройти человек на пути к Богу. Причем, стоят даже дети и пожилые. И стоят порою до глубокой ночи. Неволей будешь думать об окончании службы нежели о вечном. В европейских храмах на службе люди сидят и лишь изредка встают на важные части молитвы или преклоняют колено.
Выстраивание же очереди к алтарю или причастию происходит как и в любой очереди в любом другом месте: зачервиться поближе к началу и протиснуться к друзьям впереди.
Вот такое вот наблюдение. Это еще одно ключевое наблюдение о разнице культур и связи этой разницы с преобладанием той или иной преобладающей религии. Остальные - это отношение к богатствам, труду, и о роли Бога и провидения в жизни человека.
Связано ли это как-нибудь с более заметным порядком в более протестантской Германии и Швеции? Связано ли это, что кризисам и дефолтам более подвержены православные Россия, Греция? И как связано в разрезе подобных социально-экономических и религиозно-этических соображений.
Я не знаю, что первичнее общественные законы или правила, принятые церковью.
И конечно же не претендую пока что на реформы РПЦ. Но если мы хотим поменять что-то
в культуре быта, то стоит пересмтореть в том числе и некоторые правила и порядки в церковном укладе в т.ч.
И на самом деле эта перестройка от толпы к обществу касается и светских людей, которые в церковь не ходят вовсе, не отрицая Веры в Бога, и атеистов.

Brina

Связано ли это как-нибудь с более заметным порядком в более протестантской Германии и Швеции? Связано ли это, что кризисам и дефолтам более подвержены православные Россия, Греция? И как связано в разрезе подобных социально-экономических и религиозно-этических соображений.
Ботай М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", хотя на мой взгляд — это ахинея.

leonmykopad

этот Вебер местами зачитан. Опираюсь на наблюдения в основном. Теория - в слабом процессе.

mars

Вы еще ходите в храмы? :D
Порадовало:
http://rus.ruvr.ru/2011/04/24/49384978.html

lilith000007

Это ты писал?
В православных храмах есть скамейки и на них сидят пожилые и дети.
Их для пожилых не хватает только в дни больших праздников
По поводу очереди ты тоже не прав
Людей с детьми практически всегда пропускают вперед, так же и беременных
Я с дочерью если встану где-нибудь поодаль, то сами прихожане говорят, мол проходите вперед с ребенком
Конечно очередей и толкотни очен много, но это из-за того, что много верующих и чтобы их не было надо строить новые храмы(даже если в старых скамейки поставить, то мест не хватит но ведь в этом случае набегут атеисты и будут недовольны
В общем у тебя очень страныне наблюдения

xTracertx

проф, а ты за что молишся? за снижение процентов по кредитам? :grin:

lilith000007

тебе какая разница?

mars

много верующих и чтобы их не было надо строить новые храмы
Профа обработали! :shocked:

nozanin

Не обращай внимание, это обычное обострение в неделю полнолуния, да тут ещё начало апреля холодное выпало.

leonmykopad

Писал текст я. Наблюдал тоже.
Проф, я не пытаюсь катать асфальт на православные храмы и приход. Но это таки общественно учреждение. Где многие вещи должны быть продуманы и предусмотрены. И не только в рамках конкретной церкви и организации конкретного праздника. А более глобально. О чем я написал выше.
И дело не только в строительстве или нестроительстве новых храмов - но и в более грамотном использовании имеющихся. И я различаю некоторую благодать и одухотворенность, которая присуща людям, которые пришли отвлечься от мирской суеты в храме, от суеты которая на праздниках-таки создаётся, от усталости и сутолоки.
И вот твоя фраза:
 
Я с дочерью если встану где-нибудь поодаль, то сами прихожане говорят, мол проходите вперед с ребенком

как раз говорит, что все вопросы решаются не системно, а явочно. Вот зачем тебе вперед всех лезть, скажи?
Про лавки - тоже добавлю. Они есть, конечно. Но они несут совсем другую нагрузку, чем в католических храмах. Их мало и их по очереди оккупируют совсем старенькие бабуськи. Но я видел и довольно молодых женщин, которые не выдерживали всю службу. да и я и многие мужчины во время литургии озирались по сторонам куда-нибудь прислониться. Или это что? Некий посыл страдания?

lilith000007

Ну я написал, что твои взгляды довольно таки поверхтностны
Ну в чем-то я стобой согалсен. что в храмах сильны традиции и сломать их сложно
Ну и ещё - очень сложно что-то сделать на праздники, так как количество людей увеличивается в разы
Ведь согласись - такая проблема есть много где
В магазинах в выхи дикие очереди, по пятницам на выездах из МСК пробки дикие, летом в ЗАГСах очереди на регистрацию брака и.т.п.
как раз говорит, что все вопросы решаются не системно, а явочно. Вот зачем тебе вперед всех лезть, скажи?

всмысле не системно?
Везде где был - с детьми пропускают вперед.
Я не знаю это как-то уставами щакреплено или нет, но иногда батюшки сами говорят, что первыми дети причащяются
По поводу лезть вперед всех - я не понял к чему это?
Когда без дочери -никуда не лузе, спокойно стою, дочери слоно в очереди стоять, поэтому иду вперед

lilith000007

Про лавки - тоже добавлю. Они есть, конечно. Но они несут совсем другую нагрузку, чем в католических храмах. Их мало и их по очереди оккупируют совсем старенькие бабуськи. Но я видел и довольно молодых женщин, которые не выдерживали всю службу. да и я и многие мужчины во время литургии озирались по сторонам куда-нибудь прислониться. Или это что? Некий посыл страдания?
давай поставлю вопрос по другому
ТЫ в храме видишь место, куда можно втиснуть лавки, чтобы смогли сесть все желающие?
Я не против, чтобы их было в достаточном количестве, но просто в старые храмы я не знаю куда там их поставить
Т.е. поставить конечно есть куда, но тогда все желающие в храме не поместятся
Почему новые храмы не строят с лавками - хз

12457806

Ботай, дурень, если в детстве не вызубрил :grin:

Православный храм - это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.
Как же подготовится к посещению храма? Тут имеет значение всё - от одежды до настроения. Приготовьте записки или поминальные книжки о здравии и об упокоении близких. Если есть возможность, то возьмите с собой продукты для пожертвования, деньги для милостыни и для приобретения свечей. Возможно, у вас появились вещи, которые, на ваш взгяд, необходимо освятить. Их также надо взять с собой в храм и показать священнику.
Если вы идете на праздник в храм, то обратите внимание на цвет одежды. Он должен в некоторой степени соответствовать цветам праздника. В любом случае, одежда должна быть скромной, не броской, чтобы не отвлекать взоры молящихся. Одежда не должна быть слишком открытой. Запрещается девочкам и женщинам входить в храм в брюках, и шортах. Это исполнение библейского запрещения женщинам одеваться в мужское, а мужчине - в женское.

В храме
Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут. Входя, необходимо перекреститься, то есть осенить себя крестным знамением и сделать поясной поклон (наклониться до пояса). При входе мужчины снимают головные уборы, женщины покрывают голову платком. Платок это знак скромности. Апостол Павел говорил, что покрытая голова у женщины - это знак для ангелов.
В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом.
Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать "бесчинных воплей".
Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.
Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными или птицами. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской" и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до "Отче наш"). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие.
Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
При подготовке материала использовались следующие труды:
"Азы православия", К. Слепинин.
"Православие для детей", О.С. Барило.

FieryRush

Я с дочерью если встану где-нибудь поодаль, то сами прихожане говорят, мол проходите вперед с ребенком
Мляя, так у тебя еще и ПГМ. И с этим человеком мы тут всерьез спорим!

12457806

И шоб боялся:
Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицем того, кого ты боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицем Бога живаго, Которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетомЪ

lilith000007

Ну я буду только рад, если ты перестанешь на мои посты отвечать :smirk:
Если ты себя считаешь идеалом адекватности - то ты глубоко забулждаешься

FieryRush

На фоне ПГМщика вообще любой человек адекватен.

leonmykopad

да, зачем с другой стороны лавки-то вообще нужны. постоишь, небось не околеешь.
бедность и обездоленность - не порок. Бомжи - вообще частично юродивые. Ближе к Богу. Мирская суета их не волнует. На всё воля Божья, поэтому как ни старайся - если не повезёт - то ничего не получится.
тут вопрос не в удобно/не удобно... а в мысли и в духовном воспитании. я не углубляюсь намеренно пока в каноны, толкования и формальности. Рассматриваю отношения между людьми и к людям. В церкви.
Странно возмущаться, когда в очереди на паспортный контроль, например, толпа руссо-туристо идёт в начало очереди со словами "Вовик, о.. ты как далеко прошёл", не взирая на то, что в очереди стоят другие люди. Часто старше их, и с детьми.
Кто будет заниматься таким воспитанием как ни общество, школа, церковь?
Можешь, конечно, сказать, что это не главное в жизни, и тем более в духовности, которую нам даёт посещение церкви. Но очень многие вещи, которые в жизни нас возмущают, делаются и происходят с одобрения, молчаливого согласия или с бездействия общественных и религиозных институтов.
Если ближе к Веберу:
несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий.3 Это находит свое отражение в статистических данных не только там, где различие вероисповеданий совпадает с национальными различиями и тем самым с различием в уровне культурного развития

leonmykopad

по материалам из вики:
экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. М. Вебер полемизировал с марксистами о причинах развития капитализма. По мнению учёного, если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но эти страны не смогли создать эффективной экономики. Условия для возникновения капитализма имелись и в Древней Греции, и Древнем Риме, но в античном обществе труд был не слишком престижен и считался уделом рабов. М. Вебер различал «современный капитализм» и «традиционный капитализм» и подчёркивал, что протестантский тип поведения зачастую морально осуждался в традиционных обществах.
Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Хотя практически все протестантские деноминации признают спасение как божий дар, который ничем не может быть заработан, многие протестантские предприниматели рассматривали деловой успех как подтверждение наличия этого дара. Но с богословской точки зрения такая позиция является очень спорной.
В противоположность протестантам, капиталисты традиционного общества, наоборот, стремились минимизировать собственные трудовые усилия и предпочитали наиболее простые виды заработка, например, путём установления монополии или особых отношений с властями.
По мнению М. Вебера, протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: