очень хорошая статья по проблеме нефтепровода на Байкале

GreMak

Новосибирск
Статья для газеты "Университетский Проспект" (www.uniprospekt.by.ru)
Труба Байкалу?
Озеро Байкал входит в список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО и содержит 80% российских запасов пресной воды. Планируемое строительство нефтепровода по берегу Байкала ставит под угрозу его чистоту.
Факты. ОАО «АК Транснефть» планирует построить магистральный нефтепровод высокого давления «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО) вдоль трассы Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Такой маршрут существенно удешевляет строительство, поскольку позволяет сэкономить на доставке материалов и техники к месту стройки. Однако, следуя трассе БАМ, на протяжении нескольких десятков километров трасса нефтепровода идёт в непосредственной близости (от 800 метров до 1 километра) от береговой линии Байкала и Северо-Байкальского Сора – его мелководного полузаболоченного залива. При этом опасность аварии на нефтепроводе многократно усиливается тем, что в этом месте находится по северная оконечность Байкало-Хубсугулского тектонического разлома – район с весьма высокой сейсмичностью. И в случае крупной аварии существует реальная угроза если не полного разрушения уникальной экосистемы Байкала, то крупномасштабной экологической катастрофы с многолетними последствиями.
Но может быть, выгоды от строительства нефтепровода здесь настолько велики, а угроза аварии настолько мала, что ей можно пренебречь?
Аргументы. Представители «Транснефти» утверждают именно это. Во-первых, они настойчиво повторяют, что строительство нефтепровода ВСТО не просто экономически выгодно России, но отвечает её стратегическим геополитическим интересам, и ради этой цели можно пойти и на некоторый экологический риск.
Этот тезис сторонниками нефтепровода подаётся так, как будто нефтепровод можно проложить только по «Байкальскому маршруту», и его противники выступают против государственных интересов России. Это неправда. Существует два альтернативных маршрута нефтепровода, обходящих водосборный бассейн Байкала, о которых представители «Транснефти» предпочитают не говорить. Один из них был представлен «Транснефтью», получил одобрение Государственной Экологической экспертизы (ГЭЭ) в 2004 году, после чего «Транснефть» от него неожиданно отказалась. Другой был предложен СО РАН и поддержан иркутским губернатором. Этот маршрут длиннее на полторы тысячи километров и является самым дорогим при строительстве, но в долгосрочном плане он наиболее выгоден, так как в этом случае нефтепровод пройдет рядом с крупнми месторождениями нефти на севере Иркутской области и юге Якутии. По расчетам Института экономики СО РАН, его чистый дисконтированный доход за 25 лет окажется почти в два раза выше, чем у «байкальского» варианта трассы. Но по затратам на постройку байкальский вариант самый дешёвый: по расчётам «Транснефти» он на 10-15% дешевле проекта 2004 года.
Но каков же риск аварии?
Президент «Транснефти» С. Вайншток и её вице-президент С. Григорьев, говоря об экологической безопасности нефтепровода, рассказывают об увеличении толщины труб и изготовлении их из особых сталей, размещении задвижек на трубах не через 30, как обычно, а каждые 5 километров, использовании «умных труб», следящих за своим состоянием, о предусмотренных проектом судах-нефтесборщиках. Все это, по их мнению, практически гарантирует предотвращение катастрофы.
С одной стороны, по оценкам специалистов, нефтепровод, построенный по такому проекту, сможет безаварийно работать при 8-балльном землетрясении, и это уровень лучших мировых достижений. Однако заявленного уровня надёжности всё равно недостаточно. По заключению д.ф-м.н. профессора геофизики эксперта ГЭЭ В.И. Уломова сейсмичность в Северо-Байкальском регионе составляет 9-10 баллов, тогда как в технико-экономическом обосновании (ТЭО) проекта она оценена в 8-9 баллов.
Кроме того, не учтено прохождение нефтепровода по территории тектонического разлома. Подземное его заложение, предусмотренное по словам С Григорьева на прибайкальском участке, подаётся как усиливающее безопасность нефтепровда. Это так для обычных землетрясений, проявляющихся как «подземные толчки».Сильные же землетрясения на тектонических разломах сопровождаются ещё и смещениями пластов земной коры. Характерный пример – Алтайское землетрясение 2003 года, когда в Курайской степи образовались многокилометровые трещины шириной до 10-15 метров. В такой ситуации подземная прокладка трубы будет только способствовать её разрушению. В Своде норм и правил (СНиПе которым обязаны руководствоваться проектировщики, и который в данном случае нарушен, прямо указано, что на территории активных тектонических разломов трубопроводы должны прокладываться надземно. А тектоническая активность в Байкальском регионе выше, чем на Алтае. Например, в 1862 году в результате 11-балльного землетрясения под воду ушло 200 квадратных километров суши и образовался залив Провал. В 1957 году на предполагаемой трассе трубопровода 10-балльное Муйское землетрясение привело к образованию Намаракитского озера. Такого не выдержит никакая труба. При этом, по мнению специалистов-гидробиологов, для того, чтобы на следующие 100 лет гарантировать существенное загрязнение северного Байкала и гибель многих популяций эндемиков хватит 10 000 тонн, а для необратимого разрушения экосистемы озера достаточно 60 000 тонн нефти. Проект «Транснефти» рассматривает возможность аварии с разливом до 4000 тонн нефти, для сбора которой и предусмотрены суда-нефтесборщики, но он не учитывает возможности катастрофических землетрясений. К тому же использование нефтесборщиков возможно далеко не всегда: зимой Байкал покрыт льдом, а в межсезонье часты штормы с волнением до 3-5 метров. И не везде: большая часть Северо-Байкальского Сора слишком мелководна
К какому выводу приходишь, изучив эти аргументы? Что прокладывать трубопровод по берегу Байкала нельзя, а следует выбрать один из более северных маршрутов. Именно к такому выводу пришла 24 января комиссия ГЭЭ, отклонив проект нефтепровода большинством в 80% голосов. Так о чём здесь речь? Байкал же спасён, так? Не так.
Давление. Комиссию, отклонившую проект, саму «отклонили». Руководитель Ростехнадзора К. Пуликовский, который по Закону «О государственной экологической экспертизе» должен был утвердить её заключение, вместо этого продлил срок работы комиссии на месяц и ввёл в её состав 34 новых члена. После этого, в нарушение Закона о ГЭЭ трасса нефтепровода была разделена на три участка (до Байкала, в районе Байкала и после Байкала а комиссия разбита на три изолированные группы, делавшие заключения по одному из участков. При этом подсчёт голосов экспертов проводился простым суммированием, то есть если даже все эксперты «байкальской» группы голосуют против проекта на своём участке, голоса, поданные «за» в двух других группах могут позволить набрать требуемые законом 2/3. Для пущей острастки С. Вайншток в интервью, данном 10.02.2006 «Российской газете» пригрозил экспертам судом в случае, если они опять дадут отрицательное заключение по проекту. Все эти мягко говоря манипуляции привели на этот раз к тому, что положительное заключение ГЭЭ было получено и 3 марта К. Пуликовский подписал его. «Транснефть» добилась своего? Ещё нет.
Как раз в это время в Госдуме обсуждался Водный кодекс (ВК) РФ. И иркутские депутаты С. Колесников и В. Шуба внесли в закон о его введении в действие статью, включавшую в водоохранную зону Байкала, дельты рек, впадающих в него, и склоны хребтов, примыкающих к озеру. 5 апреля Водный Кодекс был принят Думой в третьем чтении одновременно с законом о его введении в действие. Строительство нефтепровода по берегу Байкала становилось незаконным. Победа защитников Байкала? Тоже нет.
7 апреля, президент «АК Транснефть» С.Вайншток добивается встречи с президентом РФ В. Путиным, и 10 апреля Водный кодекс возвращается на второе чтение по представлению правового комитета Госдумы. 12 апреля ВК снова принимается сразу во втором и третьем чтении, но статья о Байкале из закона о введении его в действие исключена. За это проголосовала вся фракция ЛДПР и вся фракция «Единая Россия», в том числе её депутаты Колесников и Шуба.
Не зря С.Вайншток утверждает в своих интервью, что «Транснефть» не нарушает законы. Действительно, зачем нарушать, если можно их заказать?
Здесь логично сделать выводы политического характера, но каждый может додуматься до них сам. Слишком уж наглядный пример.
Но что можно сделать сейчас, чтобы защитить Байкал?
Действие. Главное – не молчать! На наше молчание и рассчитывают власти, продвигая подобные проекты. Массового возмущения людей они боятся, чему недавно были примеры. В Прибайкалье уже активно действует Байкальское движение (http://baikal.babr.ru/, http://baikal-pipe.net/%29 В Иркутске прошло 2 массовых митинга и проводятся другие акции, на 22 апреля намечены митинги во многих городах России. Уже собрано более 50000 подписей. Поставить свою электронную подпись в защиту Байкала можно по адресу http://www.babr.ru/?pt=truba. «Бумажные» подписи в Новосибирске собирает Сибирский Экологический Центр (Пирогова 20/2, второй этаж); будет организован сбор подписей и на мероприятиях традиционного Дня Земли 23 апреля. Думаю каждый, побывавший на Байкале согласится, что его не зря называют Священным. Наша задача защитить его!
Евгений Левин
для публикации текст немного подредактируют, но обещали не сильно
Редакция просила в случае перепечатки ссылаться на "Университетский Проспект"

Dimka666

Глава крупной нефтяной компании Семен Флагшкток и видный политический деятель Ассии Герман Блеф нежились в лучах солнца на берегу Байкала, отдыхая от своих праведных дел.
- Слышь, Семен, - сказал Герман. – А хорошо-то как, а?
- Заебись, - ответил Флагшкток, втирая в свои телеса какую-то черную жидкость.
- А что это у тебя за крем такой? – поинтересовался Блеф.
- Это не крем, это нефтяные сгустки.
- А зачем ты ими растираешься? Это какой-то символ преданности организации? Ну, как пионерский галстук или комсомольский значок?
- Дурак! – беззлобно ответил Семен. – Это чтоб не выделяться. Ну представь, разнесет наш трубопровод какое-нибудь землетрясение к едрене фени – тут же все такие будут. А мне сюда по делам бизнеса ездить придется. Узнают – убьют, а так за местного сойду.
- Разумно, - похвалил Блеф. – А это для здоровья не вредно?
- Вредно, - с грустью произнес Флагшкток. - Врачи предупредили, что стоять не будет.
- Да ты что! – воскликнул Блеф. – Тогда ради чего?
- Бизнес, дружище, бизнес. Виллы на Лазурном Берегу, автопарк из «Порше» и «Ролс-ройсов», благосклонность Путона, наконец. Думаешь, это того не стоит?
- Но женщины, Семен. С нашими бабками мы сможем каждую, понимаешь? Вообще любую. Одумайся!
- Дурак! – вновь беззлобно ответил Семен. – Ну стукнет тебе 60, и женщины будут уже не нужны, а виллы, машины и благосклонность останутся. Это же элементарно!
Блеф глубокомысленно почесал затылок, задумался и через мгновение выхватил тюбик с нефтяными сгустками из рук Флагшктока и облил себя с ног до головы, тщательно растирая черную жидкость по коже и волосам. Семен не возражал – лишь одобрительно качал головой, с интересом наблюдая за процессом.
- Может тебе спинку растереть? – предложил Семен.
- Ой, разотри, Флагшточек, если тебе не трудно! А то руки не дотягиваются.
- Конечно, не трудно. Мы же с тобой партнеры.
Плеснув жидкость на ладонь, Семен начал с плеч Блефа, опускаясь все ниже и ниже. Неожиданно Герман почувствовал, что ему в зад уперлось что-то твердое.
- Ты же сказал, что стоять не будет? – удивился Блеф.
- Я пошутил, - усмехнулся Флагшкток и сделал бедрами резкое движение вперед.

oksanapopik

Я тож хотел тут запостить. Автору анекдота зач0т АднАзначнА.

Efendy

Сегодня по радио Эхо Москвы в 17-08 будет беседа с Вайнштоком в прямом эфире. Ему можно будет задать вопросы по телефону и по Интернету.
http://www.echo.msk.ru/interview/43043/q.html

sever576

Кстати, "Труба Байкалу?" очень неплохой слоган

oksanapopik

О вчерашней сессии Законодательного собрания Иркутской области
"Еще одним главным вопросом сессии стало строительство нефтепровода вблизи Байкала. Позиция областных парламентариев осталась прежней - строить нужно, но без ущерба для озера. Ученые и власти предлагают проложить трубу на 50 километров севернее. Однако строители указывают на стоимость проекта.
- Когда просчитали стоимость транспортировки нефти, ни одна добывающая компания не пойдет по этому маршруту, - сказал гендиректор ОАО "Востокнефтепровод" Михаил Чемакин.
- Я могу смело утверждать, что в полном объеме альтернативные варианты просмотрены не были, - сказал директор Института географии СО РАН Александр Антипов.
Недовольны депутаты и тем, что строители трубы пока не собираются в полном объеме компенсировать расходы за пользование и без того разрушенными дорогами и мостами Приангарья. А также тем, что большая часть налогов будет уходить в федеральную казну.
- Есть предложение, я думаю, все поддержат: провести регистрацию не в Красной полянке вашего АО и т.д., а на Карла Маркса города Иркутска, - предложила депутат Заксобрания Виктория Дворниченко.
Областная администрация согласна с депутатами и пока разрешила строительство нефтепровода только на одном участке.
- Разрешение получено до Усть-Кута. По распоряжению губернатора, по трассировке с Усть-Кута и далее на восток оно не подписано, - сказал первый заместитель главы администрации области Юрий Параничев.
Народный Хурал Бурятии направил обращение Президенту России по поводу строительства нефтепровода по берегу Байкала. Областные депутаты на этой сессии письмо своих коллег не рассматривали. Они считают, что необходимо принять взвешенное решение. И для начала провести переговоры с главой компании "Транснефть" Семеном Вайнштоком".
это часть вчерашнего вестевского материала про сессию заксобрания.
http://vesti.irk.ru/index.php?article=2006.04.19.16.55

tlt_2008

- Я пошутил, - усмехнулся Флагшкток и сделал бедрами резкое движение вперед.
Надежда есть всегда. Арагорн
Очень весело смотрелось вместе....Однако для человека с "жесткими демократическими взглядами" опускаться до вульгарщины и похабщины-это деградация....

stm5757752

ролик про Байкал

oksanapopik

Почему-то там ничего нет.

ssosiska

по ОРТы бы разок прокатить!

Memfis

Про проблемы строительства нефтопровода в целом, не только по берегу, и не только в ключе сейсмоопасности.
Обезьяна с гранатой. Часть I. Транссмерть.
Решение президента Путина "отодвинуть" нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" ввело российскую общественность в некую эйфорию и отвлекло внимание от общих проблем этого нефтепровода, которые способны сделать его прокладку нецелесообразной в принципе.
Идея возникновения идеи прокладки нефтепровода по "северному" варианту, то есть вдоль трассы БАМа, принадлежит еще компании ЮКОС, которая в свое время получила жесткий отпор экологов в ответ на идею нефтепровода вдоль Транссиба. Не возражая в принципе против такого нефтепровода, экологи указали на недопустимость его прокладки по заповедной Тункинской долине, а также по берегу Байкала.
Тогда ЮКОС выступил с идеей "северного" варианта, от Тайшета до Усть-Кута, вдоль трассы БАМа. В проекте ЮКОСа, однако, нефтепровод должен был закончиться на Усть-Куте, а дальше нефть транспортировалась бы по трассе БАМа, в традиционных железнодорожных цистернах. Причиной выбора такого варианта была крайняя сложность прокладки нефтепровода в условиях горной тайги и высокой сейсмичности. В этих районах, в отличие от относительно надежных железнодорожных цистерн, нефтепровод оказывается совершенно беззащитным перед разного рода природными явлениями.
Именно "северный" проект ЮКОСа был положен в основу проекта Транснефти. Однако, в отличие от ЮКОСа, проектировщики Транснефти не стали особо церемониться с природоохранными зонами Байкала, севера Читинской области и бухты Перевозной, а попросту спроектировали нефтепровод вдоль всей трассы БАМа.
Трудно сказать сейчас, что именно привело руководство Транснефти именно к такому варианту. Вполне вероятно, это было стремление монополизировать предполагаемый маршрут поставки нефти в страны АТР и не дать возможности развития своему конкуренту - РЖД. Действительно, в случае прокладки нефтепровода, Транснефть полностью берет в свои руки все поставки нефти в Сибири, а РЖД терпит колоссальные убытки.
Еще более сложно сказать, почему президент Путин полностью принял сторону Транснефти и настаивал на ускорении строительства нефтепровода. Есть мнение, что президенту Транснефти Семену Вайнштоку удалось убедить Путина в стратегической значимости этого нефтепровода и нецелесообразности перевозки нефти традиционным способом - железнодорожными цистернами. Зная способности Семена Вайнштока в манипулировании фактами и цифрами, можно предположить, что гуманитария Путина, не имеющего фундаментального инженерного образования, убедить в особой значимости нефтепровода было несложно.
О реальных экономических характеристиках нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" мы поговорим чуть ниже, а пока обсудим социальные и экологические последствия нефтепровода, если он когда-либо будет построен.
Пресловутый вопрос сохранения Байкала является первым по важности, но далеко не последним в ряду проблем, возникающих при прокладке нефтепровода по его "неправленому" проекту. Напомним, что в условиях прохождения нефтепровода непосредственно по берегу Байкала, на уступе Байкальского хребта (а больше его проложить в этом месте негде труба подвергается воздействию землетрясений силой до 12 баллов, оползням, селям и низким температурам практически 8 месяцев в году. Для гибели всего уникального животного мира Байкала вполне достаточно объема нефти от 10 до 22 тысяч тонн, которая способна покрыть поверхность озера сплошной пленкой и прекратить доступ кислорода всем его обитателям.
Реальны ли такие масштабы разливов? Вполне. Несмотря на то, что Транснефть планировала делать промежуточные задвижки на нефтепроводе в районе Байкала не через 32 километра, как обычно, а через 5, объем нефти, помещающейся в пространстве между такими задвижками, при диаметре трубы в 1,4 метра, составляет 7700 кубометров, или около 8 тысяч тонн. Причем этот объем выльется в Байкал при условии мгновенного перекрытия задвижек, чего в реальных условиях никогда не происходит, а, следовательно, при землетрясении и последующей аварии выльется гораздо больше.
Еще одной опасностью для экологии Байкала (и не только хотя не такой критической и не такой явной, является высокая вязкость нефти. Не секрет, что в районе Северобайкальска уже в середине августа выпадает снег и случаются минусовые температуры, а в январе-феврале столбик термометра может опускаться ниже 55 градусов. В этих условиях нефть придется подогревать, причем через очень короткие расстояния. Нет никаких сомнений в том, что Транснефть не будет создавать никаких принципиально новых решений, а пойдет испытанным по Западной Сибири путем - то есть будет подогревать нефть той же самой горящей нефтью. Объем поднимающихся при этом в воздух диоксинов, сажи и канцерогенных веществ подсчитать вполне возможно.
С изменением трассы нефтепровода опасность уничтожения фауны Байкала не снижается. Пока неясно, как именно будет изменен маршрут прокладки нефтепровода, так как Транснефть опять загадочно молчит, косвенно подтверждая тем самым предположения (вполне обоснованные!) своих оппонентов о полном отсутствии сколько-нибудь продуманного проекта строительства. Безусловно, для Транснефти колоссальным экономическим подспорьем явилось то, что трасса нефтепровода была изначально спроектирована вдоль трассы Байкало-Амурской магистрали, что в сотни раз удешевляло проект и делало ненужными какие-либо дополнительные изыскания. Даже незначительный отход в сторону ввергает Транснефть в необходимость освоения новых территорий, создания новой инфраструктуры, постройку поселков, что может замедлить строительство нефтепровода на годы или вообще заморозить его. Естественно, что Транснефть будет пытаться при первом же удобном случае вернуться обратно на трассу БАМа, вероятнее всего, попросту описав знаменитую "загогулину Путина" на расстоянии 40 километров от берега Байкала.
В этом случае Транснефти никак не избежать долины Верхней Ангары, как раз по которой и проходит Байкальский тектонический разлом. Именно в этой долине, вдоль которой идет трасса БАМа, происходит до 2 тысяч землетрясений в год, в том числе случаются и силой 9-11 баллов - и не раз в 5 тысяч лет, как постулируют эксперты Транснефти, а примерно раз в 30-50 лет. Протяженность долины, от станции Северобайкальск до Северомуйского тоннеля - 240 километров, а с учетом "загогулины Путина" - 200. Любой разрыв нефтепровода на этом участке трассы приведет к значительному разливу нефти, которая с весенними водами, так или иначе, попадет в Байкал, попутно загубив Верхнюю Ангару.
Еще более серьезные проблемы нефтепровода связаны с инженерным проектированием в горных условиях. Как известно, на участке БАМа от Усть-Кута до Читинской области строители были вынуждены построить три больших тоннеля - под перевалами Даван, Северомуйский и Кодар. Несмотря на длительное проектирование магистрали, первые изыскания которой относятся, как известно, еще к 1933 году, советским проектировщикам так и не удалось обойти эти три ключевых узла, затормозивших строительство БАМа на несколько лет. В случае прокладки нефтепровода вдоль трассы БАМа Транснефти придется проводить нефтепровод прямо по этим тоннелям. Несмотря на клятвенные заверения вице-президента Транснефти Сергея Григорьева о том, что его компания никогда не пойдет на подобное безумство, другого выхода у Транснефти попросту нет. Тоннели - это единственный путь от одного конца каждого перевала до другого. Вполне вероятно, что Сергей Григорьев никогда не был на БАМе и просто не видел отвесные стены упомянутых перевалов, которые очень любят покорять иркутские и бурятские альпинисты.
Безусловно, над каждым из перевалов проходит объездная дорога, по которой идут автомобили. Дело в том, что железнодорожные тоннели являются государственными стратегическими объектами, куда не пускают даже пешеходов, не говоря уже об автомобильных потоках. Однако прокладывать нефтепровод над перевалом совершенно недопустимо по техническим условиям - уклоны автомобильного "серпантина" иногда достигают 40 градусов, в то время как предельный допустимый наклон нефтепровода - 10 градусов.
Таким образом, нет никакого сомнения в том, что изначально проект Транснефти предусматривал именно прокладку нефтепровода по тоннелям, вдоль железнодорожных путей. Колоссальная опасность такого проекта очевидна: БАМ электрифицирован, трение металлических колес о рельсы неизбежно вызывает искры, и соседство всего этого хозяйства с взрывоопасной трубой может иметь катастрофические последствия, в том числе и для пассажиров проходящих по БАМу поездов.
Решить эту проблему можно только в случае выбора "ленского" варианта нефтепровода, но даже в этом случае обойти перевал Кодар строителям Транснефти вряд ли удастся. А пока суть да дело - не пора ли задуматься о принципиальном подходе руководства Транснефти к вопросам безопасности будущего нефтепровода? Есть мнение, что высочайшая степень секретности, которой компания Транснефть окружила свой проект, связана как раз с подобными его деталями.
Однако зоной Байкальского водосбора не заканчиваются проблемы нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". На своем пути нефтепровод пересечет сотни рек, в том числе таких крупных, как Ангара, Лена, Витим, Олекма. Все эти реки несут пока еще достаточно чистую питьевую воду, являющуюся стратегическим запасом России. В случае даже незначительного прорыва нефтепровода в водосборе любой из этих рек жителям всех населенных пунктов, находящихся ниже по течению, придется долгое время жить на привозной воде, как это делают жители поселка Тыреть в Иркутской области. В случае выбора же "ленского" варианта нефтепровода, в обход долины Верхней Ангары, около 1000 километров нефтепровода пройдет непосредственно по берегу Лены и ее притоков, что в сотни раз увеличит вероятность загрязнения этой реки и гибели ее фауны.
Немаловажно и то, что в Читинской области нефтепровод проходит как раз посредине районов традиционных кочевий эвенков. Олени - не люди, они по мостикам ходить не будут, и под трубу стадо не просочится.. Труба нефтепровода пересекает кочевые маршруты, полностью меняя весь образ жизни сибирской народности, неся им все прелести цивилизации и нерешаемые в принципе проблемы.
Транснефть впервые ведет нефтепровод в подобных условиях - в горно-таежной местности, среди многокилометровой нетронутой тайги. Отсутствие опыта и спешка, в которой делается как проект, так и само строительство, не могут не привести к систематическим чрезвычайным происшествиям как на строительстве, так и во время эксплуатации нефтепровода. В частности, Транснефть совершенно не принимает во внимание типичные для Прибайкалья и Забайкалья лесные пожары, частота которых будет расти в районах строительства нефтепровода из-за хозяйственной деятельности человека. А между тем именно лесные пожары способны не просто нарушить функционирование нефтепровода, но и полностью его уничтожить. На летней сибирской жаре, когда разогретая нефть внутри нефтепровода интенсивно испаряется, любой лесной пожар может привести к взрыву нефтепровода на значительном расстоянии - что неизбежно обернется экологической катастрофой. А ведь кроме самой трубы, более-менее защищенной от внешних воздействий, на трассе нефтепровода находится большое количество инженерных сооружений, не защищенных ничем - подогреватели, насосные станции и т.д.
Дмитрий Таевский, главный редактор БАБР.RU
Продолжение следует.
04.05.2006

tlt_2008

Блин, когда читаю подобные вещи, сразу вспоминается фраза Саши Белого из "Бригады":" Думай своим умом, Пчела!". Смешать все что можно и что нельзя-на это много ума не надо. Но вот такой подтасовки фактов, передергивания и откровенной лжи на Бабр.ру еще не было. И на форуме соотвественно.

stm5757752

мож, комп выключен был?
скоро новую версию расшарим.
желающим я могу залить - пишите в приват.

zaza

Конечно, 11-балльные землетрясения и 8 тыс. тонн нефти прямо в Байкал - это перегиб, но в целом статья правильная.

stm5757752

ток ща проверял - пашет

Mike3

да пашет то всегда. только у всех какие-то глюки вечно.
то пары треков в альбоме не хватает, то не читается чото...

stm5757752

люди, есть новая версия ролика.
кто может расшарить? я вам залью

stm5757752

ща залью. как расшаришь, кинь, пожалуйста, ссылку.
в общем, рол тот же, но лучше качество + исправлены несколько ляпов.
спасибо
и
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: