Продолжение про Порше vs. ФФ

_NEKTO_

 Как всё хоршо начиналось!
Ненужная фигура
В четверг, 23 июля, стало известно о том, что исполнительный директор компании Porsche Винделин Видекинг покидает свой пост. Причем немедленно. Такое решение, по сообщению Bloomberg, было принято на внеочередном заседании наблюдательного совета немецкой компании. Одновременно с Видекингом из Porsche уйдет и его ближайший соратник - финансовый директор компании Холгер Хаертер.
И все бы ничего, только вот Видекинг для "Порше" фигура настолько знаковая, что его внезапный уход из компании в ситуации, когда крупнейший в мире производитель спорткаров находится в глубоком кризисе, вызвало слишком много вопросов. Означает ли это скорое слияние VW и Porsche, слухи о котором обсуждаются в прессе уже несколько месяцев? Или, быть может, это хитрый ход руководства Porsche, с помощью которого они надеются выиграть дополнительное время и договориться с банками о реструктуризации собственных долгов? Да и вообще - это Видекинг ушел, или его "ушли"?
Чтобы разобраться в причинах происходящих вокруг главы Porsche событий, придется ненадолго вспомнить некоторые детали его головокружительной карьеры.
… в князи
Семейный бизнес
Вольфганг Порше и Фердинанд Пих - двоюродные братья и внуки Фердинанда Порше, основателя одноименной компании.
Вольфганг Порше - член семьи, владеющей компанией Porsche, а Фердинанд фактически контролирует концерн VW, являясь председателем правления.
Кроме того, Пиху принадлежит 12,8-процентный пакет акций Porsche.
Свою карьеру в Porsche Винделин Видекинг начал в 1983 году с должности помощника директора департамента управления производством и материалами в Штутгарте. Спустя всего пять лет он перешел в компанию Glyco Metall-Werke KG (поставщик Porsche) на должность руководителя подразделения, а еще через два года возглавил компанию Glyco, став председателем ее совета директоров.
В Porsche Видекинг вернулся в 1991 году - на должность директора по производству, а в 1992 году наблюдательный совет компании предложил ему пост исполнительного директора. Получается, что всего за девять лет Видекинг превратился из помощника директора в руководителя одного из самых известных производителей спорткаров в мире.
Но, по правде говоря, компания Porsche досталась Видекингу в не самом приглядном виде - в начале девяностых годов прошлого века немецкий автопроизводитель находился на грани банкротства. Кроме того, уже тогда вокруг "Порше" шла борьба между двумя семьями (Порше и Пих) за контроль над ней. Однако 41-летнего (на тот момент) топ-менеджера не испугали ни семейные скандалы, ни убыточность доставшейся ему компании.
Перестройку Porsche Видекинг начал с реформирования управленческой структуры: почти на треть уменьшил число менеджеров среднего звена, изменил состав правления, а часть управленческих функций передал на внешний подряд. Кроме того, новый директор настоял на создании собственной дилерской сети, снял с производства убыточные модели Porsche 926 и 968 и сосредоточил усилия разработчиков на глобальной модернизации главной модели компании - Porsche 911.
Однако Видекинг понимал, что на производстве одной, причем довольно дорогой модели много денег не заработаешь, поэтому в 1996 году на рынке появился относительно доступный родстер Porsche Boxster. Как пишут многие источники, именно Видекинг принял решение использовать при создании этой модели производственные технологии Toyota для сокращения издержек - часть деталей (крылья, капот) у нее были унифицированы с Porsche 911 (996 кузов а 2,5-литровый мотор был, в некотором смысле, уменьшенной копией 3,4-литрового оппозитника от флагманского спорткупе. Кроме того, производство этой модели было размещено на финском заводе компании Valmet - это тоже оказалось выгоднее, чем строить завод в Германии.
Расчет оказался верным - к 2007 году суммарные объемы производства родстеров и появившихся чуть позже купе Cayman, построенных на той же платформе, превысили отметку 200 тысяч штук. Однако самой "денежной" моделью Porsche стал… внедорожник.
Спортивный полноприводный автомобиль Porsche Cayenne, разработанный совместно с концерном VW и построенный на одной платформе с VW Touareg, был запущен в производство в 2002 году. А уже в марте 2009 года "Кайен" стал самым продаваемым автомобилем в истории марки Porsche - с 2002 года было выпущено более 250 тысяч внедорожников.
Именно Porsche Cayenne помог производителю спорткаров стать самым прибыльным автопроизводителем на планете.
Cayenne оказался для Porsche настоящей "золотой жилой" - благодаря ему немецкая марка за несколько лет превратилась в одного из самых прибыльных автопроизводителей в мире. В 2006/2007 финансовом году Porsche, продав меньше 100 тысяч машин, заработала более четырех миллиардов евро (доходы до вычета налогов а спустя еще год - почти в четыре раза больше. На каждом своем автомобиле владельцы Porsche зарабатывали в 65 раз больше, чем их коллеги из Volkswagen…
Экспансия!
Воодушевленный своим успехом, Видекинг, который к тому времени создал себе имидж управленца "с собственным стилем" и стабильно входил в первую пятерку рейтингов лучших топ-менеджеров в автомобильном бизнесе, решил заняться расширением своих владений. Причем замахнулся он не на кого-нибудь, а на давнего партнера Porsche - концерн Volkswagen, ставший крупнейшим автопроизводителем Европы.
Истинная причина, по которой компания Porsche решила купить VW, неизвестна до сих пор. Кто-то считает, что это был очередной амбициозный проект Видекинга, а кто-то - что таким способом глава Porsche решил продемонстрировать Фердинанду Пиху (председателю совета директоров VW и совладельцу Porsche - ему принадлежит 12,8 процентов компании) преимущества собственного стиля ведения бизнеса, столь критикуемого Пихом. Да это уже и не важно - главное, что к началу 2009 года компания Porsche сосредоточила в своих руках 51 процент акций VW, потратив на это, в общей сложности, 23 миллиарда евро. Проблема была лишь в том, что девять миллиардов из них были взяты в кредит…
В принципе, с таким пакетом акций компания Porsche могла бы начать процедуру поглощения VW, если бы не злополучный "Фольксвагеновский закон", который закрепляет за властями земли Нижняя Саксония (ей принадлежит всего 20 процентов Volkswagen) право накладывать вето на любые решения, касающиеся судьбы немецкого концерна. Юристы Porsche оспаривали действие этого закона в Европейском суде и даже добились в этом вопросе определенных успехов, однако правительство Германии изменило спорные формулировки закона и приняло его в новом варианте, невзирая на протесты Еврокомиссии.
В результате, в разгар финансового кризиса некогда успешная компания Porsche осталась с многомиллиардным долгом перед 15-ю банками и без каких-либо перспектив поглощения VW в обозримом будущем.
Ты мне - я тебе
В сложившейся ситуации - невозможность рефинансировать столь крупный кредит и отсутствие средств для его погашения из-за глобального спада продаж новых автомобилей - у компании Porsche было всего два выхода. Первый - убедить VW в необходимости "добровольного" слияния и создания глобального автомобильного альянса, а второй - продать свои акции или акции концерна VW.
По итогам первых девяти месяцев 2009 финансового года (с августа 2008 года по апрель 2009) продажи автомобилей Porsche снизились на 28 процентов - до 53 тысяч 635 автомобилей. А самым успешным для Porsche стал предыдущий финансовый год, когда было продано больше 98 тысяч машин.
Первый вариант, в принципе, понравился совету директоров Volkswagen. Однако, понимая всю сложность положения Porsche, Фердинанд Пих настаивал либо на поглощении "Порше" концерном VW (за "какие-то" четыре миллиарда евро либо на создании альянса, в котором управленческие функции были бы сосредоточены в руках выходцев из Volkswagen. Понятно, что ни тот, ни другой вариант не устроил ни Видекинга, ни членов семьи Порше - крупнейших акционеров компании.
Одновременно с этим Видекинг и его правая рука - финдиректор Холгер Хаертер - начали поиски сторонних инвесторов в арабских странах. Предложением Porsche быстро заинтересовались власти Катара и предложили выкупить 25-процентный пакет акций компании за семь миллиардов евро. Кроме того, арабы готовы были обсудить вопрос о покупке части акций VW, находящихся в собственности у Porsche.
Понимая, что предложение катарцев заинтересует Porsche больше, чем перспектива возможного поглощения, руководство VW пошло ва-банк, предложив за 49,9-процентный пакет акций Porsche (по другим сведениям, за 100-процентный) восемь миллиардов евро. По информации некоторых источников, этот вариант показался семье Порше наиболее оптимальным и они решили созвать внеочередное заседание наблюдательного совета компании для его обсуждения, первый раунд которого прошел как раз вечером в среду.
На этом заседании, как уже известно, Видекинг, главный противник слияния с VW, был отправлен в отставку. Однако однозначного решения о том, каким будет ответ на предложение Volkswagen, до сих пор не принято. Вместо этого наблюдательный совет одобрил… увеличение уставного капитала Porsche на пять миллиардов долларов за счет выпуска дополнительного тиража акций, часть из которых планируется продать инвесторам из Катара. По мнению некоторых экспертов, это может означать лишь одно - Porsche не хочет становиться частью VW ни на каких условиях.
С другой стороны, члены правления Porsche и семья Порше пока не говорят ни окончательного "да", ни окончательного "нет" проекту альянса с VW - эта тема будет обсуждаться на второй части заседания наблюдательного совета, которая запланирована на вечер четверга.
Вознаграждение за свою работу Винделин Видекинг получал в виде 0,9 процента от суммы доходов Porsche. Поэтому за прошлый, рекордный год, он заработал больше 77 миллионов евро.
Возможно, руководство Porsche надеется самостоятельно справиться со своими проблемами (за счет инвесторов из Катара, например а Видекинга они решили "уволить" лишь для того, чтобы снять напряженность в отношениях со своим крупнейшим партнером - Volkswagen. Не исключено, что Видекинг ушел сам, выразив тем самым свое несогласие с нерешительностью наблюдательного совета.
Но в любом случае, в накладе он не останется - если верить некоторым немецким СМИ, то только за прошлый год Видекинг заработал 77 миллионов евро. Да и с новой работой у него проблем не будет - умения выводить компании из кризиса ему не занимать.

stm7929259

Ты о чем написать-то хотел?

sed777771

Ты о чем написать-то хотел?
Видимо о том, где ВАЗу искать нового Ген. директора.

zena72

удивительно, что такие головастые дядьки не учли этот закон Нижней Саксонии. Видимо, всё-таки подтяжки были, но в итоге что-то не срослось, может ФВ постарался)
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: