Александр Вешняков стал врагом левых

spalex

АЛЕКСАНДР ВЕШНЯКОВ СТАЛ ГЛАВНЫМ ВРАГОМ ЛЕВЫХ
Левая оппозиция инициирует референдум, на который думает вынести целых 17 вопросов. Гражданам хотят дать возможность высказаться по ряду вопросов вроде отмены 122-го закона, доведения МРОТ до уровня оплаты труда, отсрочки от армии, бесплатного образования, возвращения дореформенных сбережений, госсобственности на недра и т.п. Идею референдума поддержал широкий спектр левых политиков - от Дмитрия Рогозина до Эдуарда Лимонова. Это обстоятельство даже позволило многим экспертам заявить о том, что инициатива референдума (независимо от его практической реализации) станет почвой для формирования нового левого альянса. Кроме того, "борцов за конституционные права граждан" объединяет не только инициатива, но и новый враг - Центризбирком, который, по словам Зюганова, "скорее мешает, чем помогает проведению референдума".
В ДК "Красный октябрь" в субботу прошло заседание московской инициативной группы по проведению референдума. Собралась почти вся оппозиция: Геннадий Зюганов (КПРФ Дмитрий Рогозин ("Родина" Сергей Глазьев (объединение "За достойную жизнь" а также предводитель нацболов Эдуард Лимонов и журналист Сергей Доренко. От "Яблока" пришло поздравительное письмо, в котором содержится бесспорный тезис - "право граждан на проведение референдума является основным признаком демократии".
Зюганов, который никак не может добиться "демократического диалога с властью", призвал оппозицию "по нарастающей проводить акции протеста". "17 вопросов сформировала жизнь, это программа-минимум по выводу страны из кризиса", - заявил лидер КПРФ.
Главный объект нападок всех выступающих - Центризбирком. Сергей Глазьев сказал, что объединенная левая оппозиция в Госдуме поставит вопрос об отставке членов ЦИК. Накануне ведомство Александра Вешнякова признало неконституционными практически идентичные 14 вопросов на референдум от инициативной группы Глазьева. Основание - закон "О референдуме РФ", по которому запрещается выносить на референдум вопросы, "требующие изменений федерального бюджета и внутренних финансовых обязательств". Часть экспертов считает, что в принципе невозможно инициировать референдум "снизу" - ЦИК всегда найдет "статью и параграф", согласно которым нельзя проводить плебисцит.
По словам Глазьева, уже в конце апреля - начале мая предложения об отставке членов ЦИК компартия и "Родина" направят в Госдуму, Совет федерации и в администрацию президента.
- Политические силы, представленные в Госдуме, не имеют в ЦИК адекватного представительства, - заметил Дмитрий Рогозин, который еще не свел с Центризбиркомом счеты после региональных выборов.
Теперь Александр Вешняков становится главным объектом нападок левых - не меньше, чем Михаил Зурабов, Герман Греф и Анатолий Чубайс. Опальный Лимонов даже умилялся: "Для нас это праздник, наконец-то мы все собрались за одним столом".
Бывший глава Центризбиркома Александр Иванченко поддержал коллег.
- Можно посочувствовать ЦИК, - сказал он "Известиям", - они оказались на переднем крае противоборства власти, которая никак не хочет слушать оппозицию, и самой оппозиции, которая запускает популярные лозунги. Роль Центризбиркома очень незавидная - его в это загнанное положение поставила власть. Закон ("О референдуме РФ". - "Известия") забюрократизирован - по нему референдум практически невозможен, а говорить "нет" должен Центризбирком.
http://www.izvestia.ru/politic/article1560951
Вопросы референдума, выносимые на утверждение:
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА
1. Согласны ли вы с тем, что минимальный размер оплаты труда в течение года со дня проведения референдума должен быть установлен на уровне не ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации?
2. Согласны ли вы с тем, что размер базовой части трудовой пенсии по старости в течение года со дня проведения референдума должен быть установлен на уровне не ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации?
3. Согласны ли вы с тем, что Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ утрачивает силу в течение года со дня официального подведения итогов референдума, при этом новым федеральным законом должно быть установлено право гражданина на выбор между восстановленными льготами или соответствующими денежными компенсациями?
4. Согласны ли вы с тем, что размер оплаты жилых помещений и коммунальных услуг в сумме не должен превышать 10 процентов совокупного дохода совместно проживающих членов семьи?
5. Согласны ли вы с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации, ухудшающий условия реализации конституционного права на жилище, должен утратить силу по истечении одного месяца со дня проведения референдума?
6. Согласны ли вы с тем, что государство в течение трех лет со дня проведения референдума должно восстановить сбережения граждан по состоянию на 1 января 1992 года в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»?
7. Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации должно быть обеспечено право каждого гражданина на общедоступное и бесплатное дошкольное, среднее, профессиональное и высшее образование?
8. Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации должны быть сохранены отсрочки от призыва на военную службу, действовавшие по состоянию на 1 января 2005 года?
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА
9. Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации недра, леса, водные и другие природные ресурсы, атомные, тепловые и гидроэлектростанции, предприятия военно-промышленного комплекса, железные дороги, высоковольтные ЛЭП и магистральные трубопроводы должны находиться исключительно в государственной собственности?
10. Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации законом должна быть восстановлена государственная собственность на землю, за исключением земель личных подсобных хозяйств, приусадебных, дачных, садово-огородных и гаражных участков, участков под индивидуальными домами и хозяйственными строениями?
11. Согласны ли вы с тем, что в течение года со дня проведения референдума должен быть установлен прогрессивный налог на доходы физических лиц, превышающие десятикратный уровень прожиточного минимума в целом по Российской Федерации?
ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА
12. Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации законом должны быть установлены нормы ответственности, вплоть до отставки, президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации за снижение уровня и качества жизни населения?
13. Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации законом должно быть предусмотрено право избирателей на отзыв депутатов, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и президента Российской Федерации?
14. Согласны ли вы с тем, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться непосредственно гражданами, постоянно проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации?
15. Согласны ли вы с тем, что не менее половины депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации должны избираться персонально по одномандатным округам?
16. Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации политическая партия, представленная самостоятельной фракцией в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, должна иметь право на один час эфирного времени в неделю для изложения своей позиции на каждом из государственных федеральных и региональных теле- и радиоканалов?
17. Согласны ли вы с тем, что федеральным конституционным законом должно быть установлено, что вопрос не может быть вынесен на референдум исключительно в случае, если он противоречит конституции Российской Федерации, а все иные ограничения на проведение референдума должны быть отменены?
http://sovross.ru/2005/50/50_1_4.htm
ИМХО, такие вопросы народ ниасилит

vovkak

Вопросы нереальные и отказ выдвигать большую их часть на референдум вполне обоснован.
Это из серии "Согласны ли вы, чтобы всем гражаднам РФ выплатили по штуке баксов".
Кое-какой смысл есть у части политических вопросов (12-16 но не более того.

maxas67

Общенациональных референдумов не было с 1993 года. И не будет.

zuzaka

Собсна, он был всего один раз. Даже по старому закону о референдуме собрать его ни разу не удалось, хотя попытки были. Новый закон усложнил процедуру в разы. Так что Конституцию можно переписывать: теперь верховной властью в стране, очевидно, стал президент.

kliM

5. Согласны ли вы с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации, ухудшающий условия реализации конституционного права на жилище, должен утратить силу по истечении одного месяца со дня проведения референдума?
Чем это похоже на "Согласны ли вы, чтобы всем гражаднам РФ выплатили по штуке баксов"?

maxas67

Я против такого гиперпопулистского референдума. Почти на все вопросы ответил бы "нет". Этот референдум выгоден для алкоголиков больше, чем для выпускников МГУ.

kliM

алкоголики-то тут при чем?
14. Согласны ли вы с тем, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться непосредственно гражданами, постоянно проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации?
-- единственный шанс алкоголику стать мэром или губернатором?

spalex

Не такой уж он и популистский.
Взять то же жильё. Ясное дело, что в мск рынок монополизирован. Совершенно нереальная и недостижимая в других секторах экономики (кроме криминальных) норма прибыльности обусловлена сговором "производителей", которые к тому же лоббируют свои интересы своим нереальным баблом. Ясное дело, что их интересы (заработать как можно больше на жилье) диаметрально противоположны интересам тех, кому в нём жить.
Референдум, не ставя вопрос в такой радикальной форме, тем не менее может позволить по крайней мере сдержать последствия лоббирования тем самым нереальным баблом (при соответствующем результате). И это так в ряде других вопросов.
Наконец, непопулистский характер референдума проявляется в какой-то чрезмерной юридичности задаваемых вопросов (что, в свою очередь, прямой результат драконовского закона). Простые и незамысловатые люди не въедут - а какой же пеар в таких условиях?

anderson2908

Референдуму быть! Пусть наконец узнают, чего стоит президентский рейтинг!

spalex

Считаете ли Вы, что в течение месяца со дня референдума должна быть образована независимая комиссия по рейтингу основных политических фигур, в обязанности которой войдёт мониторинг и регулирование справедливой стоимости общественной поддержки их деятельности?

anderson2908

Нет. ВЦИОМ справится.

kliM

В какой-то степени референдум "популистский", т.к. в некоторых вопросах - по сути дела спрашивается, согласны ли люди с тем, чтобы такая-то статья Конституции действительно выполнялась, в таком-то аспекте.

maxas67

2, 3, 4 - у государства нет на это денег
5 - плох не кодекс, а реализация его чиновниками
6 - на это точно денег нет
7 - можно поддержать, хотя скоро и на это денег не будет
8 - отсрочки поддержит кто угодно, но служить кому-то надо
9, 10 - имхо чисто философские вопросы
11 - ни за что. и откуда цифру 10 взяли. даешь 17!
12 - "снижение уровня и качества жизни населения" кто определять будет?
13 - все равно почти никого не отзовут
14, 15 - чистый флуд, просто переформулировали решение президента в обратную сторону назло ему
16 - я смотреть такое по телеку не буду
17 - это хотят открыть дырку для следующих флудовых референдумов

anderson2908

1, 2, 3, 4 - у государства нет на это денег
Найдутся у госчиновников!

vovkak

5. Согласны ли вы с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации, ухудшающий условия реализации конституционного права на жилище, должен утратить силу по истечении одного месяца со дня проведения референдума?
Чем это похоже на "Согласны ли вы, чтобы всем гражаднам РФ выплатили по штуке баксов"?
А разве не похоже? Правительству видней, какую поддержку малоимущим оно может оказать. Спрашивать у людей, хотят ли они себе дополнительных благ - это чистая риторика. Все хотят.
По аналогии: вопрос про то, что плата за ком. и пр. услуги должна быть не более 10% от дохода семьи. Естественно, большинство ответит "Да". И, естественно, вопрос не имеет смысла, т.к. плата определяется возможностями государства.
Подобные референдумы носят исключительно популистский характер, поэтому проводить их никто не будет. Тем более, что в конституции все это оговорено.

spalex

9, 10 - имхо чисто философские вопросы
Ну, знаешь ли, в конечном счёте политика и социология упираются именно в философию. Просто из конкретных ответов на эти вопросы много чего следует (в том числе неочевидным образом). Вон, общечеловеки вполне успешно выводят свои социал-дарвинистские идеи, что надо устроить дикий рынок, кто выживет - хорошо, а кто не выживет - сам виноват, из вполне себе невинных принципов социального равенства.

spalex

Спрашивать у людей, хотят ли они себе дополнительных благ - это чистая риторика. Все хотят.
Ну конечно. Щас. Во-первых, ни о каких дополнительных благах речь не идёт. Речь идёт о сохранении того, что есть. Во-вторых, государство - это люди, а не шкурные интересы кудринга, грефа и зурабова. Люди важнее, чем эти либерал-радикальные выскочки.

kliM

и 2. - это просто напоминание о том, что в Конституции упомянуты права на жизнь, на оплачиваемый труд (720 руб в месяц за полный рабочий день - это уже рабский труд на социальное обеспечение по возрасту и т.п. Если у гос-ва нет на это денег, значит не справляется с обязанностими.
3. Всего лишь отменить то что недавно ввели. Кроме того, после введения ФЗ-122, расходы бюджета немеряно выросли, т.е. деньги на это нашли
4. Денег нет? А может профицит бюджета малость уменьшить?
5. Т.е. то что кодекс ухудшает условия реализации конституционного права на жилье - это неплохо?..
6. А зачем деньги? Есть еще долгосрочные обязательства.
7. #$здец! Это просто перепечатка 43-й статьи Конституции, пункт 2. Надо выполнять. И никого не волнует, что после отдыха в швейцарских альпах у Грефа деньги кончились.
8. Ну да, например молодым ментам и пожарным
9. и 10. - чисто экономические вопросы. Предлагается естественные монополии, объекты стратегического назначения и землю оставить под контролем гос-ва, т.к. они слишком большой важностью обладают (а у монополий еще и сверхприбыль)
11. Не боись, повышенный налог будешь платить только за 17-10=7 прожиточных минимумов
12. Население? Наверное, что-то типа того что эти предлагают: http://ar-vn.newmail.ru/
13. Говори только за себя
14. и 15. Ну да, кругом паталогические враги Президента, все только назло Ему делают
16. Не сомневаюсь! Например, "зомбированные" америкосы смотрят по ТВ только выступления представителей той партии (демократов или республиканцев) за которую обычно голосуют. Если по телеку пойдет рекламный ролик другой партии, они его сразу вырубают (наверное, чтоб не расстраиваться). Так что можешь считать себя настоящим америкосом
17. Просто 3-я статья Конституции, ничего больше...

zuzaka

Неправда, это не статья Конституции. Я за упрощение инициативы плебисцита, но не до такой степени, чтобы любой желающий мог без проблем его инициировать. Иначе получим, как в Калифорнии.

kliM

Ну сбор подписей-то вроде подразумевается...

zuzaka

вообще, имхо коммунисты очень логично и последовательно критикуют текущую власть. Гораздо лучше и убедительнее, чем либералы.

kliM

А я с этим и не спорю вроде.
Кроме того, было бы странно если бы либералы Греф, Чубайс или Кудрин критиковали власть... это бы попахивало раздвоением личности.

vovkak

государство - это люди, а не шкурные интересы кудринга, грефа и зурабова
Ага, они только и думают, как бы денег у пенсионеров стырить.
Система распределения благ доставшаяся из Советского Союза неэффективна и менять ее по-любому надо. И вполне естественно, что такие реформы (монетизация, ЖКХ) встречаются с большим неодобрением масс.

sergei1207

а это все потому, что по какой-то странной случайности эта "неэффективная" система обеспечивала массам гораздо больший комфорт, достаток и уверенность в завтрашнем дне чем то, на что ее меняют.

spalex

Ага, они только и думают, как бы денег у пенсионеров стырить.
Грубо говоря, да. Иначе бы они не предлагали пустить стабфонд на покупку акций "своих" предприятий (чтобы акции потом упали, а никто бы не был виноват).
Система распределения благ доставшаяся из Советского Союза неэффективна и менять ее по-любому надо. И вполне естественно, что такие реформы (монетизация, ЖКХ) встречаются с большим неодобрением масс.
Это правда. Но не так, как это делают греф и ко. Повышение эффективности системы = рост благосостояния народа при тех же затратах, нет?

vvasilevskiy

1, 2, 3, 4 - у государства нет на это денег
9, 10 - имхо чисто философские вопросы
Вопросы конечно филосовские, но если сделать 9 и 10, то может быть найдутся деньги и на 1,2,3,4.

kliM

http://kprf.ru/news/party_news/32727.html
Комментарии к вопросам референдума. Вопрос №1
--------------------------------------------------------------------------------
13.04.2005
З.Воронцова, Заведующая отделом ЦК КПРФ по вопросам социальной политики
1. Согласны ли Вы с тем, что минимальный размер оплаты труда в течение года со дня проведения референдума должен быть установлен на уровне прожиточного минимума в целом по Российской Федерации?

Бедность - и порок, и большое зло.
Вряд ли найдется в стране человек, который отрицательно ответит, что минимальный размер оплаты труда (720 рублей) должен быть установлен на уровне прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения в 2690 рублей. И в трудовом кодексе РФ есть норма, согласно которой " минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека". Не отрицает этого Правительство, полностью поддерживает Президент, да только воз остается на месте. Перспектива доведения МРОТ до 1100 рублей с 1 мая 2006 года, принципиально ситуации не меняет.
Прожиточный минимум официально обозначает границу бедности и на его основе, как правило, устанавливается минимальный размер оплаты труда, необходимый для физического выживания и духовного развития человека.
Согласно Закону " О прожиточном минимуме в Российской Федерации" под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. В потребительскую корзину входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения жизнедеятельности человека. Величина прожиточного минимума поквартально устанавливается постановлением Правительства РФ как в среднем на душу населения, так и по основным социально-демографическим группам.
На нынешние 720 рублей минимального размера оплаты труда, или 34 рубля в день, удовлетворить главные физические потребности и основные услуги невозможно! Сказать, что господа "реформаторы" этого не понимают - нельзя. В правительстве и на местах сидят профессионалы, и все их действия осознанны и сознательно направлены на истребление российского народа, истребление нищетой, прежде всего.
По данным ООН Россия по уровню доходов населения, состоянию здоровья и продолжительности жизни занимает 60-е место в мире - между Малайзией и Доминиканской Республикой, но первое место - по запасам природных ресурсов.
Структура бедности в России существенно отличается от бедности для Европы и других развитых стран. В этих странах бедность – “удел” прежде всего, социально неадаптированных, нетрудоспособных граждан. У нас же социальная структура бедности выглядит следующим образом: почти 40% “бедняков” - трудоспособные, работающие граждане, которым созданы такие условия труда, что ни о каком расширенном экономическом и социальном воспроизводстве и речи быть не может. В России сформировалась абсолютно новая группа, которой нет ни в одной стране мира - "работающие бедные". В России человек, произведший товаров на рубль, получает 33 копейки. В Японии, Европе, США – не меньше 70 -75 копеек. Согласно данным академика Львова, наш среднестатистический работник производит на 1 доллар зарплаты в 3 раза больше, чем европеец или американец, а живет в полной нищете. И обеднение продолжает расти. За годы так называемых реформ, по душевому доходу 80% населения России обеднели и лишь 20% стали богаче. Причем 2% населения увеличили свои доходы за счет прямого ограбления большей части населения в десятки раз, по сути дела, за счет социального геноцида. Не случайно, Россия по количеству сверхбогатых людей занимает второе место в мире.
Социальная несправедливость влечет за собой массу проблем - от пьянства, болезней, проституции до наркомании и преступности. В России горький вкус нищеты почувствовали десятки миллионов наших граждан.
Болезнь хронической бедности становится необратимой и несет прямую угрозу исчезновения нации и российского государства в целом. Даже зарубежные государства прониклись нашим бедственным положением. С 1995 года ООН регулярно издает доклад о развитии человеческого потенциала в России, в котором вопросы уровня и качества жизни являются ключевыми. Статистическое ведомство РФ получило от Всемирного банка грант на исследование бедности в России, вот только правительство особо этой проблемой не озадачилось.
С 1992 года естественная убыль населения России приобрела устойчивый характер и сохраняется даже несмотря на рост рождаемости в последние годы. Умирают все равно больше. С января по октябрь 2004 г. численность населения уменьшилась на 552,7 тыс. человек. За последние годы снизилась и средняя продолжительность жизни. Причем для российского мужчины она составляет 59 лет, то есть меньше пенсионного возраста. Этот сам по себе катастрофический показатель еще более значим на фоне того, что уже с 2006 года, по прогнозам социологов, в России начнется быстрое сокращение трудоспособного населения. Сейчас детей в возрасте до 14 лет в России в 2,5 раза меньше, чем пенсионеров. Вполне можно прогнозировать, что через 10 лет самым дефицитным, а значит самым дорогим станет обычный человеческий труд. Вначале импортировали в Россию жвачку, сникерсы и утильное барахло, наступает время для привозной рабочей силы. Псевдорыночная система управления, разрушила социальную среду обитания миллионов россиян. Власть последними реформами перешла от простого равнодушия к прямой агрессии против собственного народа.
Чтобы не допустить уничтожения страны, необходимо прежде всего кардинально изменить политику доходов населения. Первоочередной задачей является в разы поднять трудовую заработную плату населения, обеспечить рост жизненного уровня населения. Причем не просто повышения, но и выравнивания доходов. Когда основная масса граждан сможет оплатить из своих доходов продукты питания, одежду, жилье, здравоохранение и образование для себя и своих детей, только тогда появится реальная возможность развития российской экономики в той ее части, которая не занята исключительно выкачиванием и продажей содержимого национальных недр. Рассчитывать на то, что рост экономики сам по себе, без целенаправленной социальной политики государства приведет к ликвидации бедности, не только наивно, но и крайне опасно. По исследованиям ИСЭПН РАН сегодня в России “ увеличение ВВП на 1 рубль вызывает рост доходов у 20% лиц с наиболее высокими доходами, на 3 рубля, а у 20%, имеющих наименьшие доходы, - всего 15 копеек” Иначе, “обедняющий рост” у нас дополняется еще и “растущим обеднением” незащищенных слоев населения. Складывается система необратимого процесса разрушения.
Политика же российского правительства сводится к безудержной эксплуатации сырьевых ресурсов в сочетании с социальной политикой “ естественного отбора”. Государственные мужи считают верхом мудрости решать проблему бедности путем борьбы с бедными. Такая политика может привести не только к социальной напряженности, но гораздо к худшим последствиям.
Поэтому сейчас стоит прямая необходимость корректировки социально-экономической политики правительства. Успешность развития страны определяется не показателями экономического роста и цифрами макроэкономической стабилизации, а будущее России зависит от нравственной социальной политики. Основной производительной силой должен стать человеческий, социальный капитал. Государство должно не только поддерживать уровень своего участия в социальных гарантиях, но и наращивать их. Необходимо в срочном порядке проводить в приоритетном порядке новую политику роста доходов населения и сокращения социальной дифференциации. Прежде всего, решить задачу доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Но прожиточного минимума, рассчитанного совершенно по-новому. В него должны быть заложены не только затраты на здоровье, образование, оплату коммунальных услуг и другое, что связано с физическим жизнеобеспечением. В прожиточный минимум необходимо включать социальные затраты и духовное развитие.
Такой прожиточный минимум должен быть в несколько раз выше нынешнего, то есть составлять в среднем по России не менее 6 тысяч рублей в месяц.

kliM

http://kprf.ru/news/party_news/32748.html
Комментарии к вопросам референдума. Вопрос № 5
--------------------------------------------------------------------------------
14.04.2005
В.Кашин, заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной думы, "Правда"
Согласны ли Вы с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации, ухудшающий условия реализации конституционного права на жилище, должен утратить силу по истечении одного месяца со дня проведения референдума?
(№ 5 из вопросов, которые КПРФ предлагает вынести на Всероссийский референдум).
В Советском Союзе государственная политика имела ярко выраженную социальную направленность. Право на жилье было одним из основных конституционных прав, одним из главных выражений права на жизнь. В СССР человек имел право не просто на крышу над головой, а на достойное жилье. Постоянно растущий объем жилищного строительства давал возможность реализовать это право.
Сегодня во многих регионах страны жилищное строительство вообще не ведется. Около 300 миллионов квадратных метров жилья нуждается в неотложном капитальном ремонте. В среднем ежегодно ремонтируется лишь 1% жилья при нормативной потребности 4-5%. Почти 5 млн. человек проживают в ветхом и аварийном жилищном фонде, подлежащем сносу. Он составляет почти 90 млн. кв. м. С 2002 по 2004 год непригодный жилой фонд сокращен лишь на 630 тысяч квадратных метров. В неблагоустроенных домах проживает около 40 миллионов человек.
При этом около трети населения страны живет за чертой бедности и не может решить самостоятельно жилищную проблему. Особенно актуальна она для молодых семей, студентов. Предлагаемая в некоторых регионах России поддержка молодежи предполагает улучшение жилищных условий в случае рождения ребенка: выделение безвозмездных субсидий и использование механизмов льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье и других факторов. Однако все существующие модели поддержки являются приемлемыми только для ограниченного числа молодых людей, имеющих высокие доходы.
"Единороссы" нарушили Конституцию
Правительство и "Единая Россия", нарушая седьмую статью Конституции, где написано, что Россия - социальное государство, в рамках либеральной концепции приняли пакет антинародных законов по жилищной проблеме. При рассмотрении в Государственной думе в первом чтении проекта нового Жилищного кодекса фракция Коммунистической партии в знак протеста покинула зал пленарных заседаний парламента, так как Конституция России (ст. 55, ч. 2) запрещает принимать законы, отменяющие или умаляющие права граждан. Однако президент, проправительственное большинство в Думе растоптали права граждан, жилищное законодательство России перестало быть социально ориентированным.
С федерального уровня социальные обязательства переложены на регионы и муниципалитеты. Государство фактически отказалось от финансирования жилищного строительства, ремонта и обслуживания государственного и муниципального жилого фонда и взяло на себя только функции по стимулированию строительства жилья и в какой-то степени поддержке малоимущих.
В 2005 году на жилищно-коммунальное хозяйство и другие вопросы в жилищной сфере запланировано выделить 0,52% от доходной части федерального бюджета.
Очередь на жилье сохранится, но квартир почти никто не получит
С каждым годом число семей, получающих жилье бесплатно, существенно сокращается (в 1990 году в РФ жилье получили 1296 тыс. семей, в 2003-м - 224 тыс. семей).
Согласно требованию нового Жилищного кодекса, предоставление жилого помещения по договору социального найма (бесплатно) возможно только малоимущим гражданам и признанным по основаниям, введенным властями субъекта Федерации, нуждающимися в жилых помещениях (ст.
49 ЖК). Органы местного самоуправления сами будут определять, кого относить к малоимущим с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества (земельные участки, дачи, автомашины, квартиры и т.д.).
Закрепление за органами субъектов РФ функции по признанию граждан малоимущими не соответствует требованиям Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его места жительства. Эти функции должны выполнять федеральные органы государственной власти.
Размер площади жилого помещения, при котором гражданин может быть принят на учет, будет также устанавливаться органом местного самоуправления. В разных регионах этот показатель будет существенно отличаться. Норма предоставления жилого помещения будет устанавливаться в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жильем в соответствующем муниципальном образовании. И в этом случае будет нарушена Конституция, в которой подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав граждан независимо от места жительства (ст. 19).
Целесообразно было бы закрепить право установления порядка определения этих норм за федеральными органами власти. Действующая редакция кодекса приведет к недопустимому нарушению гражданских прав, предусмотренных п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, а именно права на такое жилище, которое необходимо для поддержания здоровья и благосостояния как самого гражданина, так и членов его семьи.
Согласно ст. 6 закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете (предоставление жилья этим гражданам будет производиться по старым нормам). Но, как показывает практика , выделение квартир для предоставления очередникам с каждым годом сокращается. Кроме того, согласно действующему законодательству, с 1 января 2006 года ответственность за предоставление жилых помещений тем, кто встал на учет до 1 марта 2005 года , никто не несет. Закон ? 131 закрепил за муниципалитетами полномочия по предоставлению жилых помещений только малоимущим. Поскольку раньше при постановке на учет этот показатель не учитывался, все другие очередники оказываются в подвешенном состоянии.
По новому кодексу вне очереди жилые помещения будут предоставляться только гражданам из аварийного жилья, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Перечень таких заболеваний правительство РФ еще не определило. Все, кто прежде пользовался льготами, будут получать жилье на общих основаниях.
В конце прошлого года были внесены поправки в законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которыми выделение квартир очередникам - ветеранам, инвалидам - заменено предоставлением денежных субсидий на приобретение квартир.
Однако в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 1 марта 2005 года ? 20 утверждена такая средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2005 года для расчета размеров безвозмездных субсидий, которая существенно ниже реальной рыночной стоимости жилья в соответствующих регионах, и люди на выделенные средства не смогут приобрести жилье.
Льготникам квартиры будут предоставлять не в собственность, а по договору социального найма. Кроме социального жилья, в кодексе предусмотрены еще три вида: коммерческое, специализированное и находящееся в частной собственности.
Коммерческое может принадлежать частному собственнику или государству и сдается в коммерческий наем. Нанимателями станут граждане, не имеющие права жить в социальном жилье и не приватизировавшие квартиры до 1 января 2007 года. Специализированное жилье (служебные квартиры, общежития и т.д.) нельзя продавать, обменивать или сдавать в поднаем.
Приватизация жилья будет прекращена
Новое жилищное законодательство внесло значительные ограничения в вопросы приватизации жилья. Отменяются действие закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и право на приватизацию жилья с 1 января 2007 года. А с 1 марта 2005 года запрещено приватизировать вновь получаемые жилые помещения, предоставляемые гражданам по договорам социального найма.
Это ударит по гражданам, которые в настоящее время проживают в аварийном жилом фонде, военных городках и общежитиях. Получив квартиру, они не смогут ее приватизировать. Во многих регионах страны начались массовые выступления жителей против этих положений. Люди не понимают, почему их лишили права стать собственниками, как все остальные.
Однако предполагаемый рост налога на недвижимость может привести к желанию наиболее обездоленных граждан расприватизировать свое жилье. Новый налог будет исчисляться, исходя из рыночной стоимости квартиры. По проекту закона органы местного самоуправления будут сами устанавливать ставку налога в очень широком интервале - от 0,1% до 1%.
Законодательство ограничивает право населения на расприватизацию жилья в очень широком интервале - до 1 января 2007 года. Это право предоставлено только малоимущим гражданам. После этого срока, если гражданин не сможет платить за жилье, у него остается право обменять или продать квартиру и купить жилье меньшей площади. Это ударит в первую очередь по беднейшим слоям. Перед многими людьми с малыми доходами встает вопрос: приватизировать жилье или нет, смогут ли они его содержать? Расходы по капитальному ремонту жилья - теперь исключительная обязанность только собственников жилья.
Особенно сложно решить проблему ремонта будет тем, кто проживает в старых домах. Для ремонта этих домов уже сейчас нужны существенные вложения.
Наниматели жилья не будут платить расходы на капитальный ремонт и налог на недвижимость. Наниматели, которые будут признаны малоимущими, не будут платить и за наем. Право на жилищные субсидии остается у нанимателей и собственников жилья, если их расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22% от совокупного дохода семьи. Особенно тяжело будет семьям, у которых доход незначительно превышает этот показатель и им нельзя будет получать субсидии.
Некоторых граждан ждет выселение
Выселение из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, будет производиться в судебном порядке (ст. 83 ЖК). Без предоставления другого жилого помещения будут выселяться граждане за использование жилого помещения не по назначению, за систематическое нарушение прав и законных интересов соседей или бесхозяйственное обращение с жилым помещением. Основанием для выселения теперь является невнесение нанимателем платы за жилое помещение или коммунальные услуги сроком свыше 6 месяцев.
При выселении за неуплату другое жилое помещение будет предоставляться по договору социального найма по нормам общежития (6 кв. м на человека). Я считаю, что в условиях, когда в стране фактически бесконтрольно повышаются цены на жилье и коммунальные услуги, когда государство заведомо занижает прожиточный минимум и завышает максимально допустимую долю собственных расходов нанимателя на оплату жилья и коммунальных услуг, в связи с чем большинство граждан, фактически находящихся за чертой бедности, лишаются права на субсидию, указанная норма не может применяться.
Закрепляя судебный порядок выселения, законодатели не предусмотрели даже права суда предварительно предупредить нанимателя и определить срок для погашения задолженности при наличии заслуживающих внимания обстоятельств.
Целесообразно было бы установить порядок, по которому обращению в суд наймодателя с иском о выселении должно предшествовать его обращение в суд с иском о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст. 31 ЖК, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования этим помещением за бывшим членом семьи не сохраняется. То есть у собственника жилья появились права по изгнанию бывших членов семьи из своей квартиры.
В ст.ст. 86, 87, 88 кодекса говорится, что гражданам, выселяемым из подлежащего сносу дома, и в случаях, когда дом признается непригодным для проживания или становится на капитальный ремонт, предоставляется жилое помещение по договорам социального найма. При этом должны действовать социальные нормы предоставления жилой площади для конкретного муниципального образования. Однако статья 89 ЖК обязывает предоставлять жилое помещение, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению. Какой из этих статей будут пользоваться власти?
Собственников квартир за неуплату жилищно-коммунальных услуг также можно выселить по суду. Однако собственников, у которых имеется только одна квартира, выселить нельзя. На них будет наложен штраф в размере, зависящем от размера невыплаченной суммы за каждый день просрочки.
При изъятии земельных участков с расположенными на них многоквартирными домами для государственных или муниципальных нужд будет назначаться выкупная цена, которая может оказаться ниже цены вновь приобретаемого жилья. И только по соглашению с муниципалитетом собственнику "может быть" предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение.
Если многоквартирный жилой дом, признанный находящимся в аварийном состоянии, подлежит сносу, то собственники приватизированных квартир должны осуществить его снос в течение предоставленного им срока. В этом случае земельный участок останется в их общей долевой собственности и они будут вправе возвести на этом участке новый многоквартирный дом либо распорядиться земельным участком иным путем. Если же собственники не произведут снос дома, то земельный участок под домом изымается для муниципальных нужд, а жилые помещения принудительно выкупаются. Эта ситуация заставляет граждан, живущих в старых домах, подумать о целесообразности приватизировать свое жилье.
Власти возлагают надежду на ипотеку
Принятие законов из так называемого пакета доступного жилья не приведет к сколько-нибудь заметному улучшению ситуации с решением жилищной проблемы. В частности, к удешевлению ипотечного кредитования. Существует непреодолимый разрыв между уровнем доходов основной массы населения и стоимостью жилья. У подавляющего большинства семей нет средств на первоначальный взнос (около 30% от стоимости). А существующие сейчас ставки кредитования увеличат в итоге цену квартиры не менее чем в два раза. Большинство банков не предоставляют кредиты на длительное время. Государству для поддержки граждан необходимо субсидировать часть процентной ставки по ипотечному кредиту, как это делается в других странах.
В настоящее время с использованием ипотечного кредита в России приобретается только 1,5% жилья. Например, в благополучном Подмосковье (г. Королев) при стоимости однокомнатной квартиры в панельном доме (37 кв. м) 40000 долларов необходим начальный взнос в размере 12000 долларов, процентная ставка кредита составляет 11%, срок погашения кредита - 15 лет, ежемесячные выплаты - 320 долларов, необходимый минимальный доход заемщика - 800 долларов. Много ли найдется людей, имеющих такие доходы?
Приходится констатировать : новый Жилищный кодекс продолжает антинародную политику президента. Расстановка политических сил в стране показывает, что только организованные массовые акции протеста смогут остановить продолжение антигуманных опытов властей над российским народом. Создавая повсеместно комитеты самоуправления и самозащиты, Коммунистическая партия РФ со своими союзниками - патриотами России будет делать все для защиты интересов трудящихся. Время для активной защиты прав граждан на достойную жизнь настало. Именно поэтому коммунисты вышли на Всероссийский референдум с основополагающими вопросами, определяющими достойную жизнь каждой семьи и страны в целом.
Добиться проведения референдума наша важнейшая задача.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: