Четверть православных россиян не знают ни одной из десяти заповедей

sergey65

Четверть православных россиян не знают ни одной из десяти заповедей
Среди последователей православия в России более четверти (27 процентов) не знают ни одной из десяти заповедей, данных, согласно Библии, Господом Моисею на горе Синай. Общее количество россиян, незнакомых с заповедями, по данным ВЦИОМ, составляет 33 процента.
Наиболее известными заповедями оказались "не убий" и "не укради". Их смогли вспомнить соответственно 56 и 52 процента участников опроса. Наименее известными оказались заповеди: "не произноси имени Господа всуе" (3 процента "Бог един" ("Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим" - 2 процента) и "седьмой день - выходной - посвящай Богу" (2 процента).
Отмечается, что лучше были осведомлены о библейских заповедях женщины, респонденты среднего и старшего возраста, а также участники опроса с образованием выше среднего.
Любопытные результаты показало сравнение респондентов по религиозно-мировоззренческим группам. Выяснилось, что последователи других христианских религий и верующие, не принадлежащие к какой-либо конфессии, знают некоторые заповеди лучше последователей православия. Например, заповедь "не сотвори себе кумира" знакома 17 процентам инославных респондентов и 8 процентам православных. Запрет на произнесение имя Господа всуе знают 9 процентов инославных и 3 процента православных участников опроса.
С другой стороны православные лучше инославных знакомы с заповедями "не убий" (61 процент против 51 процента) и "не укради" (57 процентов против 43 процентов).
Часть опрошенных отнесла к десяти заповедям такие предписания, как "возлюби ближнего своего" (15 процентов "живи по совести, не греши" (7 процентов) и "не завидуй" (5 процентов).
В опросе, проведенном 19-20 апреля 2008 года в 153 населенных пунктах 46 регионов России, приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность результатов исследования не превышает 3,4 процента.

Nefertyty

> Моисею на горе Синай
есть ещё такое мнение, что жыдовские заповеди для Православного необязательны, Христос их отменил

12457806

Хотел сам вчера запостить, да надоело наезжать на "православных".)

sergey65

Вторая Книга Моисеева. Исход
Глава 20 стихи 1-17

1 И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:


2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;


3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.


4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

8 Помни день субботний, чтобы святить его;

9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,

10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

12 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

13 Не убивай.

14 Не прелюбодействуй.

15 Не кради.

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

sergey65

Десять заповедей
Декалог, или Десятисловие, как еще называют Десять заповедей – один из центральных документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую традицию.
Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате непосредственного Откровения Божьего, данного Моисею на горе Синай. Приблизительно это событие можно датировать 1250 годом до Р.Х. Согласно преданию, Бог Сам таинственным образом начертал Десять заповедей на каменных досках (скрижалях приготовленных Моисеем.
Содержание Декалога очевидным образом разделяется на две части: первая, включающая 1 – 4 заповеди, говорит об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей; вторая, включающая последние 6 заповедей, говорит о нравственном устроении жизни и отношений людей друг с другом. Важнейшей особенностью Декалога является соединение этих двух разделов в единое целое. Декалог придает обоим своим частям равное значение; тем самым нравственность становится формой поклонения Богу, а не только принципами наилучшего устроения земной жизни. Одновременно только в единстве религиозной и нравственной жизни человека последняя обретает твердые основания. Таким образом, Декалог на все времена стал главным манифестом библейского этического монотеизма.
Первые четыре заповеди говорят о ключевых аспектах почитания Единого Бога, и наиболее важной среди них является первая заповедь. Она возвещает откровение о Боге-Спасителе, Боге Живом, являющем Свою силу, властно вмешиваясь в ход истории. Упоминание о конкретном спасительном действии (исходе из Египта подобно упоминанию Понтия Пилата в христианском Символе веры, подчеркивает реальность и конкретность действия Божьего в жизни людей. Вместе с тем принципиально важно, что Декалог не говорит о Боге ничего, кроме упоминания Его спасительного действия. Тайна Божественного бытия остается сокрытой; Декалог лишь подчеркивает единственность Незримого Бога, Владыки неба и земли. Бог также являет Себя в этих словах как Бог-Ревнитель, призывающий человека поклоняться только единственному истинному Богу.
Вторая заповедь запрещает изображать Незримое. Истинный Бог, превосходящий все мыслимое и невместимый всей тварью, не может быть адекватно изображен никаким образом. Изображения же любого иного объекта или субъекта в историческом контексте Десяти заповедей неизбежно влекли людей к языческому идолопоклонству. Вторая заповедь запрещает не только изображать что бы то ни было; важнейший ее смысл – запрет поклонения и служения чему-то, кроме Единого Бога. Ничто в мире, кроме Самого Всемогущего, недостойно того, чтобы посвящать ему жизнь человека. Текст второй заповеди содержит также слова о ревности Божьей, Его наказании и благословении. Поскольку Сам Бог через пророка Иезекииля открывает людям, что каждый из нас отвечает только за свои собственные грехи, смысл этих слов сводится к сопоставлению наказания (до третьего – четвертого рода) и безмерного благословения (до тысячи родов). Несопоставимость даруемой Богом жизни и греховной смерти также подчеркивается в ряде близких к Декалогу текстов.
Третья заповедь требует благоговейного отношения к Богу и Его Имени, тесно связанному с Его незримым присутствием. Эта заповедь нашла свое отражение также в молитве, которую Господь Иисус Христос дал Своим ученикам («Да святится имя Твое). Кроме того, третья заповедь также запрещает использовать Имя Творца для заклинаний и клятв. Лишь священный трепет молитвы – достойный контекст для призывания Имени Божьего.
Четвертая заповедь говорит об освящении времени земной жизни человека, требуя каждый седьмой день посвящать Богу. Тем самым устанавливается недельный ритм не только трудовой, но, главное, и духовной жизни. Такой ритм становится источником освящения всего времени. В Ветхом завете день, посвященный Богу, получает название субботы; для христиан таким днем стал день Воскресения Христова. Суббота становится знамением Завета, заключенного на Синае. Значение посвященного Богу дня становится со временем столь велико, что со временем четвертая заповедь воспринимается как символ, подразумевающий и все остальные заповеди Декалога.
Последние шесть заповедей говорят об отношениях между людьми и нравственном устроении жизни перед лицом Божьим. При своей кажущейся простоте они задают весьма высокую норму нравственности, исполнить которую человечество не в силах до сих пор. Пятая заповедь требует от человека уважения к дару жизни, полученной человеком от Бога через родителей; почтение к ним становится важным условием обладания жизнью. Шестая заповедь подтверждает установленное еще в завете с Ноем суверенное право Бога распоряжаться человеческой жизнью и запрещает убийство. Текст Декалога здесь допускает как расширительное, так и узкоспециально понимание убийства; только Господь Иисус Христос окончательно устанавливает абсолютный запрет не только на любое убийство, но и на лежащие в его основе гнев и ненависть. Седьмая заповедь, требующая от человека верности в браке, на фоне реалий древневосточной жизни выглядит труднодостижимым идеалом; и сегодня она нередко воспринимается так же. Законы Моисея предполагают широкие послабления по сравнению с требованием единобрачия в Декалоге, однако Господь Иисус Христос возвестил ученикам, что в этом была уступка жестокосердию людей, а не воля Творца. Седьмая заповедь, запрещая прелюбодеяние, освящает брак как таинственное соединение двух людей, происходящее перед лицом Божьим и имеющее вечное содержание. Восьмая заповедь, устанавливающая принцип неприкосновенности имущества и запрещающая воровство, также основана на уважении к дару жизни, который дает Бог. Эта жизнь поддерживается материальными средствами, которые Бог дает каждому человеку по Своему усмотрению. Девятая заповедь первоначально касалась лжи в суде и гражданских отношениях; впоследствии этот запрет распространяется на все формы и проявления лжи. Наконец последняя, десятая заповедь требует от человека смирения перед волей Творца, дающего каждому по Своему желанию. Зависть рассматривается в Декалоге как противление этой воле Божьей, и потому запрещается.
Наиболее сжатую формулировку заповедей Декалога дает Господь Иисус Христос, отвечая книжнику на вопрос о наибольшей заповеди. «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет», говорит Господь. Смысл Декалога сводится, таким образом, к поклонению Единому Богу и любви к ближнему.
В Своем ответе книжнику Господь Иисус цитирует два тесно связанных с Декалогом отрывка: молитву «Слушай, Израиль» и расширенное изложение нравственных требований закона в 19-й главе книги Левит. Оба эти текста еще в ветхозаветную эпоху приобрели характер авторитетного толкования Десяти заповедей. Еще один важнейший текст, фиксирующий древнее понимание Декалога, складывается в эпоху Царств (он записан вряд ли ранее 10 в. и не позднее 7 в. до Р.Х.) – это слова 30-й главы книги Второзакония. Господь говорит здесь о том, что данная Им заповедь (Декалог именуется в данном случае заповедью в единственном числе, как единое выражение воли Творца) доступна для познания и исполнения. Человеку надлежит сознательно сделать выбор между исполнением и неисполнением Декалога, и это – выбор между жизнью и смертью. Исполнение заповедей названо здесь добром и жизнью, неисполнение – злом и смертью. Этот текст полагает основу библейскому пониманию жизни как единству с Богом и смерти как отделенности от Него. Существенно важно также, что Богу небезразлично, каким будет выбор человека; Он призывает его избрать жизнь.
Позже, на рубеже 7–6 вв. до Р.Х., Господь через пророка Иеремию вновь подчеркивает, что смысл Завета не в исполнении набора отдельных «самостоятельных» заповедей, но в послушании ясно выраженной воли Творца. Именно это, а не пышный культ или обильные жертвоприношения нужны Богу, и именно в этом суть Завета. Эта истина повторяется через пророков многократно; наиболее важны здесь слова пророка Осии (сер. 8 в. до Р.Х.) «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6) и слова пророка Михея «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).
Окончательную полноту заповедей открывает в Нагорной проповеди Господь Иисус Христос, призывая людей быть совершенными, как совершен Сам Небесный Отец.

sidorskys

Кстати, расшарьте кто-нибудь что ли фильм "Десять заповедей".

OlgaSt80

Чушь.
Любой человек, даже не православный, знает хотя бы одну.

sergey65

Это мнение не выдерживает никакой критики: достаточно почитать Нагорную проповедь.
Например, такое место:
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

Nefertyty

Ну вот, Христос говорит совсем другое же.

sidorskys

Это оттого что Церковь сильно снизила уроверь и жескость распространения своего учения. :(

Nefertyty

> Это оттого что Церковь сильно снизила уроверь и жескость распространения своего учения.
Я думаю, сильно повлиял отказ от практики пыток и официальное их запрещение. В результате теперь этим занимаются негосударственные и нецерковные группировки, которых теперь боятся больше, чем Ада.

stm7543347

Отменил их разве что Путин, а Христос их форкнул, вообще-то.

stbloom

Ну вот, Христос говорит совсем другое же.
Имхо он эти заповеди не отменил, а усилил. Типа вместо "не убий" - "не замысли убийство"..

k11122nu

он их не отменил и не усилил. Он ввел свои нравственные нормы, не затрагивающие и более или менее согласованные с Моисеевыми "юридическими" нормами. Если до Христа, согласно христианству, был договор между людьми и Богом: "Вы обязаны поступать так, тогда Я вас не накажу" (и по сути, нарушения закона были еще чем-то промежуточным между грехом и скверной то Христос принес новое правило: "Я вам ничего не обещаю, но есть такие вот нравственные принципы, и если им следовать, можно — не рассчитывать, а лишь надеяться — на Благодать". Принципы именно нравственные, они касаются мыслей человека и, в меру непротиворечивости, не трогают местных законов, будь это Левитический закон или кодекс средневековой Италии.
В общем, мораль такая: с моей точки зрения, Христос не отменял Синайских заповедей, но к православию и вообще христианству они имеют опосредованное отношение.

demetrius86

Христос их отменил
 Все что Христос отменил в Ветхий Завет не вошло. Просто есть приоритет Нового Завета над Ветхим в спорных вопросах.
И ещё ничего удивительного в том, что люди помнят Заповеди Нового Завета лучше "возлюби ближнего своего", чем Ветхозаветные нет. Что важнее то и помнят. :)

seregaohota

Лишние дефиниции
Шендерович 20.01.2008 "The New Times"
Булгаковский профессор Преображенский интересовался: где у Маркса сказано, что второй подьезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками?
Обломки этой цитаты всплыли в моей несчастной голове тихой январской ночью в Таиланде. Тихой, впрочем, ночь была недолго - до тех пор, пока соотечественники в бунгало напротив не вышли на расчетный уровень празднования православного рождества.
Где у Христа сказано, что в честь дня его рождения следует наливаться до ушей коньяком, а потом до половины пятого утра херачить в небо пиротехникой?
На позднем завтраке православные фейерверкеры мужеского полу, числом два, сидели мрачные, с головками бо-бо; сидели топлесс, распустив животы по коленям; один из сидевших, помимо телосложения, радовал окружающих татуированным крестом на бицепсе.
Моя жена предположила, что татуировка сделана в информационных целях. Встал утром, а кто ты - не помнишь. Подошел к зеркалу, вгляделся: ага, православный! Одним вопросом к мирозданию меньше.
В разгар завтрака на ресторанную террасу вошла боевого вида тайка - в мини-юбке, на шпильках и вся в блестках - вошла и прямиком направилась к православным, за расчетом. Было десять утра, а тайку православные сняли, видать, на ночь, и рабочее время у нее давно закончилось.
- Тэн минетс, - буркнул ей детинушка, имея в виду в данном случае, надо надеяться, количество минут до расчета.
Если этим людям (предварительно крепко их связав, чтобы не убили) сказать, что к православию они имеют такое же отношение, как заяц к геометрии, - эти люди, я полагаю, искренне обидятся. Но самоидентификация иногда имеет довольно малое отношение к реальности. Ацтеки, например, полагали, что заведуют восходом Солнца. Это соображение очень интересно антропологам, но астрономам по барабану.
Пустота, образовавшаяся в головах после окончательного облома с коммунизмом, быстро заполнилась новым обязательным предметом. И как почти никто не читал Маркса, так почти никто не прикоснулся и к Евангелию, - да теперь и конспектов не требуется, просто повесь крестик. (Давняя мечта: зажать прилюдно в углу какого-нибудь номенклатурного стояльца со свечкой, и стремительно проэкзаменовать… Сколько было евангелистов? Имена, пароли, явки? Не знаешь - уползай, гадина, от амвона холодной головой вперед, пока Господь не очнулся).
...Мы живем в мире самозваных дефиниций.
Вот идет человек, называющий себя либералом на том основании, что научился пользоваться пин-кодом.
Вот идет другой, думающий, что он государственник, потому что в его кабинете висит портрет Путина и "крышует" он теперь не как обычный бандюк, а от имени Российской Федерации... Вот идет - уже безо всякой метафоры, а буквально, передо мной - идет по таиладскому аэропорту здоровенный детина с похмела (кармический брат тех, с фейерверками) и громко хамит местной девушке, ведущей нас на посадку. Беззлобно так, для развлекухи, в спину, по-русски… Все равно ж она не понимает!
И на мою просьбу хамство прекратить радостно объясняется:
- Так на Родину летим!
А-а, ну это меняет дело. Он же не просто так, а на радостях от скорого свидания с Родиной! Из патриотических побуждений…
Знаете, я предлагаю все-таки вернуться к оценочной шкале профессора Преображенского.
Мочащиеся мимо унитаза и ворующие калоши не являются марксистами, даже если делают все это под его портретом; пьяный татуированный - это просто пьяный татуированный, даже если он татуирован православным крестом, а хамящий женщине является обычным хамом - вне зависимости от того, на Родину он летит или (и лучше бы) прочь от нее.

demetrius86

Помниться ученики как то Христа спрашивали какая из заповедей моисеевых главнее, а он им отвечал любите Бога, и любите ближнего своего.
Сейчас же если с такими вопросами на улице кто к православным приставать будет пошлют его в храм и разговаривать не станут.

bazuka1

Интересно, а какая часть россиян знает законы Ньютона?

tanniki

ЖЖЖООШШШЬЬ!

seregaohota

а какая часть россиян знает законы Ньютона?
Судя по результатам опросов типа IQ, только на общую информированность и уровень научных знаний где 30% думают, что Солнце вращается вокруг Земли - процентов 50-60% должны Ньютона вспомнить. Надо на Гумфаках для прикола опрос провести.

Alenka73

где 30% думают, что Солнце вращается вокруг Земли
Так ведь это все равно относительно.

raushan27

Общий центр масс находится внутри Солнца. :)

popov-xxx25

Общий центр масс находится внутри Солнца.
Общий центр масс находится где-то внутри Всленной :smirk: Весьма далеко от солнца.

seregaohota

Так ведь это все равно относительно
Это для меня циклы и эпициклы Птолемея верны потому что это первые слагаемые разложения движения в ряд Фурье, а если человек с улицы говорит о геоцентризме - то эот мракобесие. Отсылки к относительности в этом контексте - демагогия.
- На что жалуемся?
- Доктор, меня жена привела лечиться, потому что я предпочитаю обычные носки, не искуственные.
- Ну я тоже хлопчатобумажные предпочитаю.
- Да, доктор?! А вы их с растительным маслом, или со сливочным предпочитаете?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: