"Осевое время" и его причины

nikitin100

Известная концепция К. Ясперса об "осевом времени", которое включило в себя примерно VII-II в. до н.э. и знаменовало собой резкий разворот человеческого мышления от мифологической космологии к вопросам этико-антропологическим, таит в себе вопросы, ответить на которые оказался в затруднении даже сам ее автор.
"Осевое время" дало потрясающие результаты. В Греции возникла философия, в Палестине – иудаизм, в Иране – зороастризм, в Индии – Упанишады и буддизм, и, наконец, в Китае – конфуцианство и даосизм. «Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения» (Ясперс)
И вто же время Ясперс не дал ответа на вопрос, в чем же причины "осевого времени". «Никто не может полностью понять, что здесь произошло, как возникла ось мировой истории! Нам надлежит очертить контуры этого поворотного периода, рассмотреть его многообразные аспекты, интерпретировать его значение, для того чтобы на данной стадии хотя бы иметь его перед глазами в качестве все углубляющейся тайны» (Ясперс).
Интересно, какие причины "осевого времени"? Что побуждало целые народы к подобной "активности"?
мне кажется, множество факторов, помимо облегчения жизни (изобретения какого-нибудь) и увеличение как следствие количества людей, также и геолого-географические.

sever576

Если одной фразой, то социально-экономическое развитие общества. Типо: улучшение способов производства, накопление на тот момент определенного количества знаний.

Irina_Afanaseva

социально-экономическое развитие общества. Типо: улучшение способов производства, накопление на тот момент определенного количества знаний.
да об этом как раз и вопрос - кто этому вдруг взялся учить людей?
сами-то тысячелетиями спокойно обходились без этих знаний

sever576

в предыдущие тысячелетия как раз и шло накопление этих знаний
это Ясперс берет относительно недавний период, а такие революционные изменения были и гораздо древнее
типо неолитической революции

Irina_Afanaseva

как раз и шло накопление этих знаний
ну что людей за идиотов держать?
типа копили знания и не применяли?
именно как получили знания, так чразу так и применили.
в том и парадокс, что именно в то время получили,
когда стали действовать разные "прогрессоры", о которых Ясперс говорит

Irina_Afanaseva

мне кажется перевод "осевое время" неточным по смыслу, хотя, быть может, он формально адекватен.
кто видел, как в оригинале?

sever576

просто знаний недостаточно
человек научился приручать лошадей, изобрел металлическое оружие и способ его изготовления, колесо опять же, колесницы, узнал понятие государства, изобрел управление армией и т.д. и т.п. - и вот тогда, хуякс, древние хетты завоевывают Египет, продвинувшийся в развитии на тот момент гораздо дальше

natunchik

да об этом как раз и вопрос - кто этому вдруг взялся учить людей?
сами-то тысячелетиями спокойно обходились без этих знаний
Появилось достаточно много людей, которые боролись со скукой путём размышлений. Точнее так: в какой-то момент люди, которые уже довольно долго со скуки развлекались размышлениями, наконец что-то придумали.

rivenandko

Я считаю, что на это повлияли внеземные цивилизации. Всем известный факт, что египетские пирамиды построили инопланетяне. У древних египтян просто не было таких точных технологий постройки.
Также известные факты - это скульптуры на острове Пасхи и, конечно же, Стоунхендж.
Поэтому в так называемое "осевое" время тоже не обошлось без влияния извне!
Пофигист правильно отмечает, что социально-экономические факторы способствовали развитию культур этих народов. Но, если смотреть в корень, то окажется, что толчок для появления этих факторов дала именно инопланетная культура!
В истории, да и сейчас существует очень много доказательств существования внеземной цивилизации: это и круги на полях очень ровной формы, и черно-белая пленка о вскрытии инопланетянина в Америке в 1947 году и многое другое. Тем более, что существует целая наука - уфология!
Вопрос, казалось бы, решен, да вот только остается одна небольшая проблема - а именно доказательство влияния инопланетных культур на формирование идей древних людей. Например, сейчас ученые работают над доказательством того, что религия - это, так сказать, "проделки" внеземных цивилизаций, идея, навязанная человечеству извне. Ведь подумайте сами - инопланетные цивилизации существуют уже многие миллионы лет, поэтому им не составило бы труда контролировать развитие человечества на протяжении всей земной истории!
Карл Ясперс - очень уважаемый мыслитель - в завуалированной форме показал, что все происходит не просто так (так сказать, по воле Божьей а имеет прямую зависимость от внешнего влияния. Он выдвинул концепт "философской веры", надеясь на понимание того, что вскоре нам предстоит столкнуться с неизведанным, поэтому мы должны верить не идеям, навязанным извне, а тому, что являет нам объективная реальность.

Ater

А может быть все проще. Начиная с этого времени сохранилось довольно много письменных памятников?

nikitin100

в оригинале не видела, но найти можно, не в этом суть.
кстати, а нашу эпоху можно будет назвать осевым временем?

Irina_Afanaseva

ну, при этом просто вопрос о причине всплеска развития смещается к причине возникновения письменности

rivenandko

Грандиозным кризисом развития, затронувшим большую часть существовавшего в то время человечества, было так называемое "Осевое время" (термин, принадлежащий выдающемуся мыслителю ХХ века немецкому философу Карлу Ясперсу, подробно исследовавшему этот исторический феномен). Обычно историю разных регионов изучают раздельно. Однако если свести все эти региональные истории воедино, то оказывается, что в первом тысячелетии до н.э. можно выделить период, когда на всем огромном протяжении евразийского континента в слабо связанных между собой в те времена Греции, Израиле, Иране, Индии и Китае возникли новые религиозно-этические и философские учения.
На этот период приходится жизнь многих Учителей человечества: пророков Израиля, философов Греции, Заратустры, Будды, Конфуция - Ясперс называет около двух десятков имен великих людей, живших в Осевое время между 800 и 200 гг. до н.э. История основных цивилизаций древней Евразии как бы повернулась вокруг оси, открыв новые горизонты духовной жизни.

Почему же это произошло? Ясперс видит в поворотном периоде Осевого времени лишь "всё углубляющуюся тайну". С идеалистических позиций, Осевое время - наглядное свидетельство божественного вмешательства в историю. Материалистическое объяснение: Осевое время совпало со временем освоения железа, резко изменившим условия материальной жизни ("железная революция"). Появились не только более эффективные орудия труда, но и более грозное оружие. В этих условиях новые этические учения стали необходимым условием выживания цивилизаций Евразии: как об этом уже говорилось выше, мораль - один из способов самосохранения людских сообществ.
По Ясперсу, Осевое время стало "началом конца" мифологической эпохи. Под напором новых религиозных верований и впервые появившихся именно в это время философских учений, "древний мифический мир медленно отступал, сохраняя, однако, благодаря фактической вере в него народных масс, свое значение в качестве некоего фона, и впоследствии мог вновь одерживать победы в обширных сферах сознания" ("Истоки истории и ее цель").
Опубликованная в 1948 г., эта работа, возможно, была написана ранее, когда Ясперс жил в нацистской Германии и со страхом наблюдал изнутри за последствиями одной из таких побед мифа над рациональностью, временной победы "фона истории" над ее основным содержанием.

http://www.partner-inform.de/www/modules.php?name=News&f...
Среди попыток преодолеть этот пагубный разрыв видное место занимает концепция "Осевого времени" (Achenzeit выдвинутая немецким мыслителем, ученым и публицистом Карлом Ясперсом (1883-1969). Она отмечена, во-первых, убеждением в актуальности древнего духовного наследия Востока и Запада, а во-вторых, стремлением найти почву для общечеловеческого единства[1].
Особенности "Осевого времени"
Построение Ясперса никак нельзя назвать умозрительным, навязывающим истории абстрактные схемы. Он сам подчеркивал, что пришел к идее "Осевого времени" эмпирически, опираясь на вполне конкретные факты, хорошо известные до появления его книги "Истоки и смысл истории" ("Vom Ursprung und zeil der Geschichte", 1949). Философ лишь вычленил тот общий исходный пункт, где возникли основные парадигмы мышления Востока и Запада.
Речь идет о почти синхронных событиях, развернувшихся на обширном пространстве от берегов Хуанхэ до греко-римского региона в середине I тысячелетия до н. э. Именно тогда проповедовали Будда и Конфуций, Заратустра и библейские пророки; тогда же были написаны Упанишады, книги Ветхого Завета, ранние части Авесты и Махабхараты, зародилась и расцвела мысль античных философов и трагиков, джайнистов, представителей шести классических индийских даршан. Все это Ясперс и обозначил как "Осевое время".
Оно знаменовало прорыв сознания за пределы, очерченные географическими, культурными, этническими и временными границами. В самом деле, ведь даже и в наши дни христианство и ислам, дальневосточные учения и большинство секулярных доктрин, так или иначе, остаются генетически связанными с материнским лоном "Осевого времени". Мы найдем в нем монотеизм и материализм, отрешенный мистицизм и поиск справедливого общественного порядка, эстетические идеи и нравственные кодексы. Вопрос в том, следует ли рассматривать это лоно просто как памятник минувшего или же признать в нем резервуар живой духовности, необходимой для современного мира. Кроме того, важно определить, насколько универсально наследие "Осевого времени", не содержит ли оно ценности, способные питать лишь локальные потоки культур.
Отвечая на эти вопросы, Ясперс утверждал как действенность прошлого для наших дней, так и вселенскую тенденцию, заложенную в "Осевом времени".
Следует оговориться, что, когда философ выдвигал на первое место в истории духовную сферу, он отнюдь не суживал и не обеднял проблему. Каковы бы ни были социально-экономические корреляты "Осевого времени", его духовное богатство относится к тому измерению человеческого бытия, которое составляет самое ядро истории. Там, где совершаются завоевания и открытия духа, человек проявляет свою подлинную природу, возвышающую его над животным уровнем. Разумеется, он "очеловечивает" также и процессы, общие у него с прочими живыми существами, но то, что несут в себе духовные движения, в природе не имеет аналогий.
В каком-то смысле "Осевое время" было глобальной революцией сознания. "Мифологическая", недифференцированная мысль, присущая началу истории, которое Ясперс считал прелюдией к "Осевому времени", не отделяла человека от мироздания[2]. В ранних письменных цивилизациях Китая, Индии, Ближнего Востока и Эллады прочно сохранялся взгляд на вещи, который можно обозначить как "магизм". Он восходит к доисторической культуре, когда Вселенная мыслилась в виде некой грандиозной системы связей, в которой роду людскому принадлежит достаточно скромное место. В этих связях усматривали манифестации божественной Природы, породившей богов, людей, животных, растения и стихии. Человеку оставалось лишь покорно подчиниться вечному космическому порядку, частью которого он считал и ритуалы. Однако, зная его "законы", человек мог также рассчитывать воспользоваться ими с помощью магии в своих житейских целях (на охоте, в войне, в земледелии и т. д.).
Магическое миросозерцание царило тысячелетия в самых различных частях земного шара, создавая устойчивые и во многом сходные традиции даже в странах, полностью изолированных друг от друга[3]. Само по себе это сходство не нашло пока удовлетворительного объяснения. Еще менее понятна синхронность событий "Осевого времени", поскольку оно охватывает лишь сравнительно небольшой промежуток истории. Правда, тогда, в I тысячелетии до н. э., уже действовали многочисленные межкультурные связи, но, как справедливо отметил Ясперс, они были еще слишком слабы, чтобы полностью объяснить этот загадочный феномен.
В качестве примера можно взять так наз. "апофатическую теологию", т. е. учение о Последней Реальности как о Начале, которое нельзя адекватно выразить никакими понятиями[4]. О нем легче сказать, чем оно не является, нежели дать ему исчерпывающее определение. Таково Дао в традиции, идущей от Лао-цзы и Чжуан-цзы, таков Брахман в Упанишадах и Махабхарате, Нирвана в буддизме, высшее Благо у Платона, Сущий в учении израильского профетизма, и вообще "Осевому времени" свойственно стремление преодолеть политеизм и обрести веру в Единого. При этом нет ни малейшего основания предполагать, что китайские мыслители были знакомы с греческими идеями или пророк Исайя - с текстами Вед. То же самое можно сказать об удивительной перекличке нравственных максим, сформулированных в ту эпоху. Этические ценности оказываются бесконечно выше ритуальных систем, а утилитарная психология магизма отступает перед благоговейным познанием Истины, перед мистическим созерцанием и профетической верой.
Будучи философом-экзистенциалистом, Ясперс особенно подчеркивал, что в "Осевое время" человек осознает свою отделенность от природного мира и трагичность своего бытия, т. е. оказывается в "пограничной ситуации". "Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознав свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира"[5]. Действительно, сотериологические доктрины, "религии спасения", возникли именно в "Осевое время".
Согласно Ясперсу, оно началось около 800 года и завершилось около 200 года до н. э. Таким образом, христианство из него выпадает, оказываясь чем-то вторичным. "Для историка, - пишет он, - Иисус - последний из иудейских пророков, осознающий свою связь с ними"[6]. Остается лишь непонятным, почему при подобной интерпретации нельзя было расширить рамки "Осевого времени", доведя его до середины I века н. э. Но к этой теме мы еще вернемся, а пока еще раз важно отметить, что в глазах философа "осевое" наследие далеко не исчерпало себя и способно дать человечеству новые импульсы для развития. "В эту эпоху, - пишет он, - были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, определяющих по сей день жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности"[7].
Правда, Ясперс находит нечто подобное второй "оси" в творчестве постренессансного Запада, которое получило общечеловеческий резонанс. "Замечательные духовные творения Европы 1500-1800 гг., перед которыми блекнут достижения науки и техники, - творения Микеланджело, Рафаэля, Леонардо, Шекспира, Рембрандта, Гете, Спинозы, Канта, Баха, Моцарта - заставляют нас сопоставить европейскую культуру с "Осевым временем" две с половиной тысячи лет назад"[8]. Но сам же философ признает, что эта вторая "ось" сравнительно быстро зашла в тупик и оказалась в затяжном кризисе (не забудем, что Ясперс писал свою историософскую книгу вскоре после второй мировой войны).
Выход из кризиса философ видел в открытости европейского постренессансного сознания, которому присущ плюрализм, восприимчивость и чуткость к иным традициям. Эта характеристика в целом справедлива, если вспомнить хотя бы о роли, которую сыграло японское искусство в развитии западной живописи, а индийские идеи - в философии Шопенгауэра. Напомним также, чем был Восток для таких писателей и мыслителей, как Лев Толстой, Альберт Швейцер, Герман Гессе, Джон Сэлинджер[9].
Труд Ясперса стал знамением нашего века, который характерен не только конфронтациями и взрывами шовинизма, но и поисками общечеловеческого единства. Все возрастающий интерес Запада к Востоку красноречиво об этом свидетельствует. Как было верно отмечено, для "идеологов Возрождения и Просвещения эталоном служил человек классической античности: романтики начала XIX в. в поисках идеала обращались к миру средневековья; уверенный в торжестве разума, эволюции и прогресса человек XIX в., хотя и открыл для себя древневосточный мир, все-таки вдохновлялся античностью, а люди XX в., особенно второй его половины, все больше внимания уделяют человеку Древнего Востока"[10].
Вслед за Максом Мюллером, Радхакришнаном и Швейцером Ясперс полагал, что западная культура и духовность нуждаются в дополнении, которое они могут почерпнуть в Азии.
Такая постановка вопроса и такая тенденция не возникли бы без выхода Востока из состояния замкнутости и без отказа Запада от европоцентрической модели, которая долгое время казалась ему единственно возможной.

http://www.alexandrmen.ru/books/trudnput/osevoevr.html

nikitin100

я так понимаю имеет ввиду, что писменность была до этого, просто не сохранилась и мы не знаем из-за этого, что там было.

rivenandko

Начиная с этого времени сохранилось довольно много письменных памятников?
до фига, особенно религиозно-философских текстов.

natunchik

ну, при этом просто вопрос о причине всплеска развития смещается к причине возникновения письменности
Вопрос странный.
Она возникла.
Она могла возникнуть и раньше, но возникла именно в какой-то конкретный момент, просто потому что именно тогда она возникла.
Вот представь, что у тебя есть монетки (типа, свободные человекомесяцы, посвящённые раздумью). Вначале одна монетка, через сто лет появляется вторая (население растёт, технологии неторопливо развиваются ещё через сто - третья, и так далее. Ты все имеющиеся монетки раз в день подбрасываешь и дописываешь результаты к какой-то длинной строчке. Орёл - посидел, подумал, решка - всё забыл. Как только у тебя в строчке появится 20 орлов подряд - ура! Тебе повезло и ты додумался до Письменности!
Пока у тебя была всего одна монетка, вероятность выпадения 20 орлов подряд в данный конкретный год была ничтожна. В течение многих тысяч лет она увеличивалась, увеличивалась и вдруг Случилось - 20 орлов! Спрашивать, почему оно случилось именно тогда, когда случилось, а не раньше или позже, довольно бессмысленно. Главное что после этого момента у тебя резко понизилось количество решек (забывать стал реже за счёт этого ты смог догадываться до всё более и более интересных вещей, которые, в свою очередь, увеличивали количество орлов. И развитие пошло по экспоненте.
Вот как-то так, по-моему, и никаких пришельцев не нужно.

raskatixa

в целом +1
однако выражусь проще. социологический факт: есть время накопления, есть момент аккумуляции и обобществления этих знаний и, как следствие, качественный рывок в развитии общества.
Психологи бы провели аналогию с порогом чувствительности.

nikitin100

а почему в современном мире у племен до сих пор живущих в первобыдном состоянии не происходит этого самого накопления знаний и рывка развития?

natunchik

а почему в современном мире у племен до сих пор живущих в первобыдном состоянии не происходит этого самого накопления знаний и рывка развития?
А они неудачники (в буквальном смысле слова).
Ещё можно заметить, что такие племена живут либо в крайне неблагоприятных условиях (чукчи, эскимосы либо наоборот в крайне благоприятных, где им совершенно не нужно напрягаться для добычи еды. В обоих случаях не имеет никакого смысла организовывать масштабное рабство/батрачество, без которого невозможно появление скучающих людей.

nikitin100

либо наоборот в крайне благоприятных, где им совершенно не нужно напрягаться для добычи еды.

сомневаюсь, что им не нужно напрягаться, мне кажется, есть что-то еще.

nhytr000019

где им совершенно не нужно напрягаться для добычи еды
Это, мягко говоря, миф. Папусы, например, чтобы прокормиться порой всей семьей целый день на ногах, бродят по джунглям. Примитивная охота - это вам не развлечение. А их оседлые собратья в деревнях тоже целый день работают - с/х ведь у них малоэффективное. Рыбаки в море на примитивных лодках по нескольку дней. С чего взяли, что им там беззаботно живется я понятия не имею. Может м/ф Чунга-чанга так действует? Да даже, если было бы так, то люди быстро размножились бы и заполнили экологическую нишу полностью и еды скоро стало бы не хватать. Так-что дело тут совсем в другом, в чем - я не знаю.

goga7152

Так-что дело тут совсем в другом, в чем - я не знаю.
Может, в этом:
 
"Лан коснулся больного места в науке – связи между расой и интеллектом. Он рассказал своим слушателям, что генетические изменения последних нескольких тысяч лет, возможно, связаны с размером мозга и интеллектом. Он продемонстрировал карты, показывающие, что изменения были широко распространены в Европе, Азии и обеих Америках, но не в Африке к югу от Сахары."?
 
http://www.inopressa.ru/wsj/2006/06/16/18:18:14/brain

natunchik

Хм, ну наверное они неконструктивно напрягаются, вот что.
То есть чтобы вырастить пшеницу в Египте нужно было конструктивно и организованно напрягаться - рыть каналы и всё такое.
А тут можно просто целый день бродить по лесу и собирать вкусных личинок. Если племя становится слишком большим, ему приходится залезать за личинками на территорию соседей, после чего небольшая локальная война возвращает всё в равновесие.

defaler

Посмотрел ссылку: Брюс Лан, профессор генетики Чикагского университета
Теперь остается дождаться когда бедного профессора начнут по судам негры таскать, с мотивировкой, что их, бля, не уважают расисты.

nikitin100

 и еще по теме
>Кстати, коллеги, а вам не кажется, что использование железа и интенсификация сельского хозяйства вполне могло быть следствием, а не >причиной указанных изменений? Ведь крестьянское общество весьма консервативно и склонно пахать стародедовским деревянным плугом >и отказываться от трактора... Уже давным-давно в какой-то забавной книжке по этнографии вычитал такой забавный случай. Дело было, >кажется, в Юго-восточной Азии. Фемер-американец приехал в крестьянскую общину в надежде продать им удобрения, которые подняли бы >урожайность в несколько раз. Очень долго пытался он им объяснить все выгоды использования этого удобрения, но местные крестьяне все >никак не соблязнялись. Наконец он оставил им несколько "рекламных" мешков и уехал. Вернувшись, он увидел, что крестьяне все же >использовали эти мешки... но при этом засеяли в несколько раз меньше. Излишки зерна им совершенно не были нужны...
>Эта история интересна для нашей темы тем, что, казалось бы очевидное для нас стремление "быстрее-выше-сильнее" в экономике для >архаичных обществ не работает. Для того, чтобы возникла мысль зачем-то накопить у себя больше продуктов, чем сможеть скушать твоя >семья, тоже нужен определенный переворот в сознании.

nhytr000019

Ну это уже биологический расизм. Я к нему скептически отношусь. Социально-политический расизм - да, а вот биологический имхо стоит на слабых ногах.
Возможно, определенную роль сыграла война. Да, да! Война очень стимулирует интеллект. Вспомним историю Древнего Мира. Неолитическая революция и плодородный полумесяц. Там раскопаны самые древние крепости. А для войны нужно государство, и это уже следующая ступень, т.к. государство уже может распределять прибавочный продукт и выделять его часть на содержание "дармоедов-ученых", которые не участвуют в производстве, а развлекают вождя-царя своими учеными речами.

zuzaka

> В обоих случаях не имеет никакого смысла организовывать масштабное рабство/батрачество, без которого невозможно появление скучающих людей.
Ошибаешься, скучающие люди в племенах дикарей - обычное явление. Почитай работы по социологии.
А в целом согласен.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: