Возникновение пьянства на Руси

wsda32

Вплоть до XII столетия пьянство не являлось обязательной частью отечественного жизненного уклада и имело выраженный резонно-культовый характер. Обильным возлиянием слабоградусных напитков древние славяне отмечали строго определенные этапы сельскохозяйственного цикла, дававшего, кстати, и необходимое сырье для организации праздника. Поэтому систематическое употребление спиртного могло быть лишь уделом немногих людей, обладавших необходимыми для этого средствами.
Столь регламентированный образ жизни довольно долго удерживал пьянство в разумных границах, не позволяя ему приобрести характер социальной болезни. Прослойка населения, страдавшая алкоголизмом в современном понимании, была незначительной, и оставалась таковой вплоть до XVI века, когда наше многострадальное отечество постигла воистину национальная катастрофа.
Усиление Московского княжества с его выгоднейшим геополитическим положением привело к небывалому увеличению численности городского населения. Крестьяне покидали разоренную страну и переселялись под стены могущественной Москвы. Развернутые Великими князьями строительные работы - формировался оборонительный "пояс" будущего центра русской государственности - непрерывно требовали рабочих рук, и беднейшая часть крестьянства охотно нанималась для выполнения труда, не требовавшего особой квалификации.
И вот, где-то между 1450 и 1480 годами в России - не исключено, что волею дьявола, - была освоена технология дистилляции и подобрано наилучшее сырье для этого весьма непростого процесса явилась водка. Огромная масса наемных рабочих (огромная по меркам того времени будучи <выключенной> из непрерывного сельскохозяйственного цикла, в заботах о котором днем и ночью пребывала остальная часть населения страны, получила доступ к сравнительно недорогому и крепкому алкоголю.
По свидетельству современников, в течение 30-40 лет произошло ужасающее падение нравов и пьянство вовлекало все новые и новые слои населения. Произошла сегрегация среди городских жителей - появилась совершенно новая категория русских, та, которую Алексей Толстой много позже будет упоминать как <кабацкую требень> - праздношатающиеся <меж двор> люди с наклонностями к криминальным деяниям. Разбой, грабежи на дорогах и в городе, воровство появились в расшатанном укладе старинной русской жизни, способствуя все большему одичанию и пьяному разгулу.
Невиданная доселе вспышка пьянства поразила воображение не только московских правителей, но и самих городских граждан, испытывающих понятные нам затруднения от сосуществования с опустившимися братьями по вере, и Иван III (1462-1505 гг.) был вынужден принять меры по обузданию новоявленного социального порока. Альберт Кампезее, посетивший Москву в 1502 году, указывает: <... эта народная слабость (пьянство принудила государя их навсегда, под опасением строжайшего наказания, запретить употребление пива (!) и другого рода хмельных напитков, исключая одних только праздничных дней. Повеление сие, несмотря на всю тягость онаго, исполняется московитянами (...) с необычайной покорностью...>
Очерк по истории отечественного пьянства, охватывающий XV-XVII столетия, мы с удовольствием приведем в следующем издании, а сейчас давайте сделаем необходимый вывод: за весьма короткий промежуток времени систематическое употребление спиртного превратилось в образ жизни для определенной (и весьма значительной!) части жителей Москвы, что вызвало справедливое возмущение соотечественников и привело к жестким запретительным мерам. В современном понимании это означает одно - среди московского населения (а позже и в иных русских городах) распространился алкоголизм I и II стадии с характерными для него асоциальными наклонностями, жестокостью и огрублением нравов.

http://www.byhaem.in.ua/content/view/2573/309/

algurov

я читал в книжке перестроечных времен (борьба с пьянством) что пьянство пошло с Ивана Грозного. он разрешил кабаки - где упор бухать, а не жрать.
вот-с

sergei1207

\\ для этого весьма непростого процесса
Как раз процесс весьма простой.
Кстати, а к примеру про Польшу почему не написано? тоже славяне, и польское пьянство в свое время было не менее известно, чем польский "гонар". что побудило поляков бухать как черти?
Да, и не расскрыто, как обстояло дело с другими деклассированными элементами в других городах и странах.

demiurg

Однако, тут говорится что причиной была урбанизация, так что можно сделать вывод, что и в других странах было примерно то же. Насколько я знаю, так и было. В Англии даже жёны рабочих мануфактур как-то там бузили, чтобы кабаки пораньше закрывались (ссылки нету у меня).

vovkak

ключевой аргумент статьи:
Огромная масса наемных рабочих (огромная по меркам того времени будучи <выключенной> из непрерывного сельскохозяйственного цикла ... получила доступ к сравнительно недорогому и крепкому алкоголю.
причин три:
1) появление дешевой водки - да, это безусловно повлияло
2) повышение благосостояния - тоже повлияло, в меньшей мере
3) урбанизация - а вот это совсем не верно. как раз в сельском хозяйстве и не было непрерывного цикла, зимой было намного меньше работы, чем летом, отсюда и возникали предпосылки для пьянства. поэтому сам по себе переезд в город, на круглогодичную занятость к пьянству не подталкивал.
подталкивала дешевая и доступная выпивка.

sergei1207

так гнать аквувиту умела вся европа.
+ заметим, 16 век и далее- это непрерывные войны, тонны наемников, жизнь которых к пьянству и беспределу наиболее инвертирована, а 17ха- так вообще ложись и помирай.

Arbyz89

Регламентирован запрет употребления водки и других продуктов перегона спирта у русских Древлеправославных-Старообрядцев. Они допускают только употребление вина.

stm7929259

Тема так и не раскрыта

wsda32

Мнение из той эпохи:

КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ И КАБАКИ Александр Морокин
Первая известная публикация: "Литовские епархиальные ведомости" за 1880 г.
Упразднение крепостного права, дарование помещичьим крестьянам прав человеческих наравне с другими сословиями, несомненно, принесло свои добрые плоды. К сожалению, вместе с благодательной свободой, так сказать, параллельно с ней, дана была другая свобода, крайне вредная как для экономического быта крестьян, так и для нравственного их преуспеяния. Свободу эту можно назвать кабацкою . [/size][/font]
С отменой крепостного права народ почуял себя развязанным, получив свободу делать кто что хочет, худо ли, хорошо ли. При крепостном праве народ имел над собой строгий, нередко жесткий надзор в лице помещика, управляющего, бурмистра, старосты и т.п. Между ними бывали и добрые и недобрые; но, хотя сами зачастую не трезвого поведения, они все-таки должны были надзирать за крестьянами. С уничтожением этого надзора народу предоставлено управляться самому собой, избирать из своей среды судей, волостных и сельских старшин и пр. Все это хорошо. Но, дабы такой порядок вещей установился как следует, надобно было, чтобы народ успел оглядеться, приспособиться к своему новому положению, чтоб он был в состоянии понять свободу с ее настоящей стороны, т.е. несомненного улучшения крестьян-ского быта как в хозяйственном, так и в нравственном отношениях. Но вот ему, новокрещеному к свободе младенцу, в одно время с благодательною милостью дали свободу на постройку кабаков: по великой, сияющей лучами света картине свободы грубый маляр своею мочальною кистью провел полосу – и картина обезобразилась полосой грязи…
Живя в деревне, принадлежа сами к народу, мы имели случай долго и зорко наблюдать за ним. По нашему крайнему разумению, следовало бы в самое время освобождения от крепостной зависимости не только не открывать новых кабаков, но убавить по крайней мере наполовину уже существовавшие в то время, отнюдь не открывая их до тех пор, пока крестьянское самоуправление не установилось бы на прочных основах. Тогда, без сомнения, ведро вина не играло бы той первенствующей роли в крестьянских порядках, какую играет ныне; а можно опасаться, что оно будет играть роль еще большую, так как крестьяне привыкают к вину все более и более.
Счастливы сторицею те местности, где кабаки отстоят далеко один от другого: чем реже попадаются кабаки, тем лучше живется народу: в той местности больше спокойствия, порядка и довольства, поля тщательнее обработаны, пустырей не видать (я говорю про великорусские губернии, которые мне известны; избы, дворы хорошо покрыты соломой или тесом (где как принято около изб все прибрано, все на своем месте; в огородах разведены гряды, засаженные овощами, скота на дворе, сколько может прокормить земля; лошадь сыта, сбруя на ней исправная, телега крепкая, колеса шипованные, корму: сена, яровицы, соломы - сколько может земля уродить при тщательной обработке и хорошем, по возможности, удобрении. На улице не видать и не слыхать ни драк, ни ругани… Это наружная сторона селений, отдаленных от кабаков. Заглянем во внутреннюю семейную жизнь. Войдем в крестьянскую избу. По обыкновению, семья многолюдная, в противоположность селениям с кабаками, где пьяные отец и сыновья, а часто и женщины, больше между собой ссорятся и дерутся, следовательно, и чаще делятся, поэтому семьи мельчают, рабочие силы дробятся, а от этого являются недостатки. Ясно, что малосемейный крестьянин добудет сравнительно менее, чем крестьянин при большей семье; отделившаяся семья, естественно, имеет лишние расходы, каковы отопление, освещение, ремонт избы. Между тем, у живущих в одной семье эти расходы общие, следовательно, менее отягчающие бюджет крестьянина: они почти одинаковы как для малой, так и для большой семьи. Большая семья найдет более средств содержать достаточно скота; у большой семьи идет спорее как полевая, так и всякая другая работа. Словом, во всем заметны достаток, довольство, начиная с многочисленного скота до пищи, если не всегда мясной, то уже постоянно молочной и здоровой; и в постные дни пища у трезвой и работящей семьи тоже сытая. Дети растут здоровые.
В прежние времена, когда дальнее расстояние от мест продажи вина полагало известную преграду пьянству, народ был нравственнее и богобоязненнее; он чаще посещал храмы Божие. В теперешние же времена где мужику думать о церкви? У него только и на уме, особенно в праздничный день, с кого бы «сшибить» полведра. Известно, что особенно сироты, живущие на мирской земле, подвергаются нападкам пьяниц-безобразников; что таким сиротам делать? Плачут, да дают… В старые времена народ и духом как-то был бодрее, веселее и время умел проводить благообразнее: праздники проходили мирно, весело, без драки, ссор и ругани; молодежь потешалась играми, вела хороводы, а старые собирались у какой-нибудь избы и обсуждали мирские дела, или грамотей какой читал им что-нибудь из «божественного». Утром, еще до восхода солнца, вся деревня бодро принималась за дело, и редко кто думал о том, как бы опохмелиться . На мирских сходках больше слушали стариков, и что те насудят, так тому и быть, хотя и тогда не обходилось без «галдения»: русский человек любит погалдеть…
Перейдем к другой картине, на которую нельзя смотреть, не надрывая сердца – к селению, где имеется кабак, или которое находится в близком от кабака расстоянии. Я подразумеваю здесь те селения, где нет базара. Что же касается базарных сел, то жители оных к кабаку более приноровились, так как эти последние существуют тут столетия; от базара жители селений пользуются большим доходом, так что в крайнем случае домашнее их благосостояние некоторым образом уравновешивается: если пьет муж, то добывает жена, занимаясь печением калачей или чем иным, у другого в собственном доме находится кабак или лавочка. Словом, базар обыкновенно кормит село. Но в таком селе, конечно, и пьяниц большая часть, а хлебопашество находится в весьма незавидном положении, так как «базар» дает жителям более легкий доход, чем земледелие. Естественно, что и нравственное состояние базарного села всегда несравненно ниже тех селений, где нет базара.
Но войдем в простую (небазарную) деревню с кабаком или вблизи оного: плохо покрытые избы с плохими дворами, а часто и вовсе без двора; на улице, особенно в праздничный день, около кабака непременно есть валяющийся до бесчувствия пьяный. Затем брань, шум, ссора, часто драки и всяческие безобразия. Отцы пьянствуют, жены пьянствуют, дети пьянствуют. Разумеется, при таких порядках рождается и непослушание детей родителям, а то сплошь да рядом сын колотит отца, колотит мать, чего прежде и слыхом не слыхать было. Огороды не огорожены, гряды с овощами в плохом состоянии, скота мало, да и тот тощий; во всем хозяйстве видны беспечность, беспорядок. Около деревни много пустырей: поля не все засеяны, да без удобрения и посеянный хлеб плохой. Словом сказать, уже по наружному виду села можно узнать бесшабашность его жителей. Таких деревень ныне большинство, и при существующих порядках они будут еще более умножаться.
Между прочим, в настоящее время ввелся обычай мирского пьянства , причем пропиваются миром, т.е. всею деревней, так называемые «штрафные деньги» и другие деревенские доходы. Один пьяный (Иван, напр.) обругал другого (Карпа); деревня присуждает штраф, потому де Карп мужик хороший; а Карп, оттого что он «хороший мужик», приколотил в свою очередь третьего (Сидора): тоже штраф, и т.д. в этом роде. Особенно много бывает выпивки во время сенокоса, когда вся деревня работает вместе. Если нет штрафов налицо, то прибегают к продаже (за вино) разных уголков (клиньев) нескошенной травы то около речки, то где-нибудь в лесу; а сена между тем от продажи «уголков» становится все меньше и меньше. Осенью же мужик, видя, что сена накосил мало и что кормить скот будет нечем, продает корову. Таким образом, кабак постепенно вытягивает крестьянское достояние: меньше скота, меньше удобрения, естественно, что меньше уродится и хлеба. Деревня беднеет; поля истощаются от посева без достаточного удобрения; а если что и добывается от посторонних промыслов, то большею частью и проживается самым беспутным образом. Возьмем для примера нашу Костромскую губернию, где, положим, около 150 тысяч крестьянских наделов. Если из них половина, то есть 75 тысяч, вследствие пьянства и нерадения снимет хлеба менее 20 пудов с тягла, то составится недобор в полтора миллиона пудов ; это с одной губернии. Какое же количество недоберут таким порядком во всей России? Вот вопиющее зло, на которое нужно обратить усиленное внимание, ибо если так дело пойдет дальше, то крестьянам грозит всеобщая нищета. В промышленных губерниях, где есть фабрики и другие промыслы, жители еще кое-как прокормятся, но и этим местностям предстоит со временем незавидная доля…
А какое вредное влияние имеет огульное пьянство на нравственность, сколько худых качеств пребывает в народе? Часто и хороший в сущности человек пропадает от пагубной привычки к вину: денег нет и взять их негде, а желание выпить пересиливает добрые инстинкты. Мало-помалу малодушный человек втягивается в воровство: сначала у своего пьяного товарища вытащит деньги из кармана, а потом пойдет и далее, начнет воровать из крестьянских амбаров и чуланов; другой бросится в конокрадство; наконец дело доходит и до грабежа открытой силой. А там, известно, - по приговору окружного суда преступник попадает в тюрьму или в арестантские роты, где он будет уже иметь случай прослушать самые хитроумные лекции о воровстве, а через год или два, когда минет срок его заточения, он выходит из тюрьмы уже вполне готовым мастером , окончившим полный курс воровских наук… Нет сомнения, что дела в окружные суды поставляются большей частью кабаками; без них, можно сказать, не было бы и половины преступлений. Мне случалось бывать присяжным заседателем в Кинешемском окружном суде: из 18 дел, разбиравшихся в одну из сессий, более половины были совершены в пьяном виде. И это явление не единичное, а общее по всей России.
Все это результаты той пагубной «свободы», которая дана народу рядом с истинным благодеянием. Без этой «свободы напиваться» сколько бы отцов оставалось при своих семьях, сколько бы не было пролито слез, сколько бы людей не ходило по миру!
Кроме этого, пьянство имеет пагубное влияние на народное здравие . Вопрос о народном здравии есть, как известно, вопрос первостепенной важности. Наши санитарные ведомства везде предписывают чистые, светлые, просторные помещения, улучшение пищи, учреждение больниц, приютов, ночлежных домой. Все это, без сомнения, полезно. Но это лишь одна сторона; главный же очаг болезней опять-таки кабак с его растлевающим влиянием. Не говоря о прямых случаях смерти от чрезмерного употребления водки, сколько случается болезней и, так сказать, «косвенных смертей» от пьянства: болезнь желудка, белая горячка, простуды, отморожения членов, падение с высоты, утопления купающихся, увечья и, наконец, убийства; и все это совершается большею частью в пьяном виде, и всех случаев не перечтешь. Сколько людей умирает раннею смертью, не достигши зрелого возраста? Любопытна была бы статистика смертности от излишнего употребления вина…
Ни голод, ни мор, ни война не могут сравниться с бедствиями пьянства. Те беды, так сказать, скоропреходящие, а бедствие пьянства продолжается десятки лет; в эти годы постепенно истощаются материальные, и еще хуже – нравственные силы народа; истощается земля, уменьшается скотоводство, отчего понижается и все сельское благосостояние. Таким образом, гибнут мало-помалу и физические, и нравственные силы народа.
Наконец, один из грозных бичей наших – ежегодные пожары , тоже следует приписать большею частью огульному пьянству. Пьяный крестьянин неосторожно идет с огнем по двору, не принимая во внимание, что у него и под ногами солома, и над головой солома. Пьяный, куря табак, небрежно бросает окурки куда попало. В ссоре и драке пьяный скорей решится поджечь из мести. У пьяницы большею частью неисправна печь и т.д. Все эти причины много производят пожаров, и, не ошибаясь, можно сказать, что половина, если не более, пожаров происходит от кабаков: где кабаков менее, так и пожаров значительно менее.
Улучшение нашего крестьянского быта, нашей деревни – один из насущных современных вопросов; он несомненно должен быть поставлен на первом плане: на хлебопашце зиждется крепость и сила России. О предоставлении народа его собственным силам нечего пока и мечтать. Молодой народ еще не успел осмотреться, не сумел привыкнуть к новому складу жизни. А до тех пор ему необходимо честное, добросовестное руководительство на скользком пути дарованной ему свободы… Общий голос давно вопит об уменьшении мест продажи вина, и сам народ сознает, что таким огульным пьянством губятся лучшие его силы. «Вовсе ослаб народ», - есть обычное выражение даже самих пьяниц, искренно желающих уничтожения кабаков. Спросите любого: «Зачем ты пьешь?» - и вам ответит, что, мол, окаянного (то есть кабак) поставили: «И не пил бы; а то деньги как есть, и не пройдешь, чтобы не зайти».
Бедная деревня! Мало кому о тебе заботы! Жители городов, особенно столицы, и все власть имущие не видят ее; не видят они настоящего деревенского безобразия, не видят голодных, нагих детей, битых отцов и матерей, не видят нищеты, покосившихся, догнивающих изб, некрытых дворов, занесенных буграми снега, в которых в ненасытное время еле дышит полуживой скот… Бедная, заброшенная, развращаемая деревня! Даже самая крестьянская поэзия твоя уже отозвалась запахом вина: большая часть нынешних песен сложена о пьянстве, и под звуки гармонии пьяная толпа по всей России распевает эти пьяные песни… Горе тем, ими же соблазн приходит!
Источник текста: сайт "Гродненских епархиальных ведомостей"

demiurg

Да здравствуют колхозы!

redtress

странная реакция на данную статью :)

wsda32

боюсь, тут нужно будет пояснить.

всё дело в том, что гимли не принимает меня всерьёз, всячески остроумит и стебётся, пытаясь нарушить мой покой, так раздражающий его своей уверенностью, незыблемостью и оптимизмом.
отсюдюа непонимание, провокации и странные реакции. да, я раздражаю гимли, он жаждет борьбы со мной, и потому может так себя вести, странно.

но это всего лишь предположения, фантазии на тему, не более случайной реакции.

demiurg

В этой статье только одно занятно — что она из XIX века. И автор судит весьма поверхностно, а эта моя фраза, на в основном к тому абзацу, где расписывается, как круто иметь "большие" хозяйства (семьи) и как плохо — "маленькие".
А у сигурда — паранойя.

redtress

все, теперь я с тобой согласен :)
И автор судит весьма поверхностно

Это точно, вернее, он неплохо описал симптомы, но судит на уровне топа, этакий топ-лайт, что не делает статью менее интересной.

demiurg

Да, хорошо сформулировано. И тут хочется сказать, что это, мол, потому что XIX век, но страшно скатиться к "темпоральному высокомерию". Хотя у автора это, наверное, связано с характерными социальными предрассудками того времени, а не с глупостью.

redtress

а при чем тут глупость. Сейчас мы знаем больше, поэтому легко быть умными. Ты же не назовешь "темпоральнм высокомерием" свое знание закона всемирного тяготения или уравнений Максвелла ;)
Вещи кстати не очевидные(как например невозможность коммунизма при этом автор достаточно аккуратно высказывает точку зрения, отнюдь не в стиле "всех в лагеря".

demiurg

Ну да, наверное.

marinap69

да, я раздражаю гимли,
тебе это сказал голос из космоса?
он жаждет борьбы со мной

с тобой бороться жаждет только доктор из психбольницы, всем остальным на тебя насрать.

sed777771

лошадь сыта, сбруя на ней исправная, телега крепкая, колеса шипованные,

Это точно
"Гродненских епархиальных ведомостей"

А не сегодняшняя подделка ?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: