[Демография] Социальные стереотипы против рождаемости

nhytr000019

Вишневский must die!
Эксперт №23
Маргарет Саттеруэйт (выжимка)
Во Франции рост рождаемости (среди коренных французов) происходит на фоне резкого замедления роста благополучия. Ключевым же здесь оказался поворот в системе ценностей среди молодежи в возрасте до 35 лет. Еще десять лет назад успешная карьера и доходная работа были во главе списка жизненных приоритетов, сегодня же огромное число молодых французов получает отличное образование и отказывается от работы в престижных компаниях, выбирая благотворительный бизнес, социальные организации. Такие молодые семьи заводят в среднем больше детей, чем их родители, а уровень самоубийств и насильственных патологий снизился почти в два раза.
Еще больших успехов в демографической стабилизации добились Нидерланды и скандинавские страны.
Мужские и женские семейные стереотипы
Тем временем во многих других странах, например в Германии, Греции, Италии, Испании, на Кипре, ситуация, при всей озабоченности государства, продолжает ухудшаться. К этой группе стран, «застрявших» в демографическом переходе, относится и Россия.
Какие же ментальные установки, социальные и моральные нормы, системные сбои в отношениях между членами общества создают тот уклад, который не дает улучшить ситуацию с рождаемостью?
Для начала нужно развеять миф о любви населения к семье и его безумной жажде улучшить демографическую ситуацию. Несмотря на то что на словах общество превозносит традиционную «христианскую» модель семьи, на практике оно оказывается приверженным далеко не самым просемейным стереотипам ни в гендерном поведении, ни в семейной этике, ни в том, что касается здоровья. Анализируя стереотипы, как преподносимые в СМИ, так и просто распространенные в повседневной культуре, можно сказать, что они какие угодно, но только не просемейные. Ролевые модели поведения, ожидаемого от женщин, мужчин, от родителей, от детей, как будто специально сгенерированы для изображения семьи в самом негативном свете. Не говорю уже о стереотипах сексуального поведения — они просто «врагом созданы» для скорейшего распространения болезней.
Имидж успешных мужчин и женщин в российском менталитете отнюдь не способствует ни здоровой, ни крепкой, ни тем более многодетной семье. Образ многодетной матери или матери-домохозяйки в общественном сознании рисуется весьма нелестно, всячески снижая привлекательность этой роли: нередко подчеркивается предполагаемый низкий уровень ее интеллекта и личностная несостоятельность, несвобода. Причем в России представления о матери-домохозяйке существенно хуже, чем в других проблемных странах — Германии, Италии, Греции и даже наиболее близких в этом вопросе балканских государствах.
Еще одна серьезная проблема России — кризис института и традиций отцовства. Несмотря на пламенные слова в пользу рождаемости и института семьи, которые в большой степени исходят именно от мужского населения, на практике именно оно оказывается наиболее неподготовленным и неспособным выполнять свою роль. Массовая культура заботится о том, чтобы давать такие понятия о роли мужчин и о мужском поведении, которые мало совместимы со здоровым образом жизни и здоровой семьей. В результате мы получаем целые поколения с атрофированной культурой личной ответственности. Таким образом, и так ограниченное участие российских мужчин в воспитании потомства постоянно снижается, грозя сойти на нет и дать завершение формирующейся модели «половинчатой» семьи — семьи одного родителя. И опять мы получаем поколения, где больше половины составляют либо дети из семей с неблагополучной обстановкой, либо фактически безотцовщина. Так и закрепляется постепенное отмирание модели семейных взаимоотношений, обеспечивающей наиболее здоровую социальную и демографическую ситуацию.
Опросы общественного мнения показывают, что к созданию семейных отношений на словах положительно относится большинство, однако если более глубоко проанализировать мотивацию в этом отношении, то картина окажется куда менее радужной. Семья гораздо чаще упоминается как источник статуса, гарантия от насмешек либо приставаний родственников, а также как источник удовольствия («они должны дарить мне радость») и средство от одиночества. То есть все мотивы в основном вращаются вокруг собственного эго и совершенно не предусматривают готовности к несению ответственности и преодолению трудностей. Уровень готовности к разрешению конфликтов тоже крайне низок. В связи с этим определяющими качествами при выборе партнера (а отсутствие таковых — при разводе судя по ответам на опросы и официально заявленным причинам, являются способность супруга или супруги материально обеспечить желаемый уровень жизни, удовлетворить своего партнера в сексуальной сфере, соответствие партнера общественным понятиям престижа, а вовсе не обращение с детьми и с партнером, этичное отношение к родственникам, совпадение жизненных установок и т. д. Как ни парадоксально, но последние аспекты гораздо реже становятся причиной развода, особенно среди наиболее и наименее состоятельной категорий населения, хотя к здоровью и состоятельности семьи имеют вроде бы куда более непосредственное отношение.
Я сама
Другая сторона проблемы деградации отцовства, особенно актуальная в случае России и приобретающая все большую актуальность для некоторых других стран, — растущее на фоне кризиса института семьи количество матерей-одиночек, и речь идет уже не просто о большом количестве единичных случаев, а о формировании субкультуры и тенденции сознательно выбирать модель «я сама».
Такая модель популярна среди тех, кому до определенного (часто устанавливаемого стереотипами общественного мнения) возраста не удалось создать семью, либо тех, для кого подобные попытки закончились одним или несколькими разводами и моральным разочарованием. Однако в последнее время формируется и новая категория: молодые женщины изначально, наблюдая пример старших, нацелены на заведение ребенка «для себя». Несложно понять, что общество, теоретически выбравшее модель матери-одиночки в качестве основы своей семейной и репродуктивной системы, не будет иметь удовлетворительного уровня воспроизводства.
Забудем теленовеллы о героических одиноких матерях, воспитывающих пятерых детей и управляющих гигантскими корпорациями. Вернемся к реальности. Психологи единодушны в том, сколько проблем для детей создают неполные семьи, а социологи — в том, что обществу, опирающемуся на модель «мать-одиночка», гарантирована низкая рождаемость.
Учитывая еще одну особенность — огромное число разводов, можно понять, что, с одной стороны, подрастающее поколение все больше состоит из выходцев из дисфункциональных семей, а с другой — что, сознавая непрочность своей семьи и низкую взаимную ответственность в отношениях, большинство женщин вряд ли захотят заводить большее количество детей.
При этом как раз усиление социальных позиций женщин, их профессиональная и социальная защищенность в современной ситуации начинают работать на увеличение рождаемости. Что объединяет Норвегию, Францию, Финляндию, Данию и что представляет собой такое серьезное препятствие для демографической стабилизации в Греции, Италии, Испании, на Кипре? Во-первых, это традиционные семейные и гендерные установки, такие как положение женщин и отношение к ним в системе занятости. Первые четыре страны имеют самые высокие показатели женской занятости и защищенности. Основным поводом для беспокойства у ожидающих ребенка итальянок, гречанок и японок, судя по опросам, является потеря социального статуса и профессиональных перспектив вследствие исключения из профессиональной и общественной жизни в связи с их новой ситуацией. В Норвегии, Финляндии, Франции и Дании эта проблема осознается как менее значимая или даже вообще незначимая. Это, возможно, единственный «экономический» аспект, который реально влияет на демографическую ситуацию. Единовременные (и не только) выплаты не служат ни гарантией уверенности в завтрашнем дне, ни источником самореализации, а следовательно, умственного и духовного развития, так, как этому служит реальная возможность самореализации и уверенность в своих силах при любой экономической ситуации, которая неизбежно и в любой стране всегда будет колебаться и никогда не будет стабильно идеальной.
И еще одно важное обстоятельство, зачастую не учитываемое чиновниками, разрабатывающими демографические программы. Есть такое понятие, как «культура малодетности». В тех странах, где ситуация с семьей и рождаемостью относительно благоприятна, преобладающий стандарт — полноценная семья с двумя родителями (не обязательно состоящими в официальном браке) и несколькими детьми. То есть условно население скандинавских стран, Великобритании, США, Нидерландов делится на тех, у кого несколько детей (три-четыре ребенка вовсе не редкость и не делают семью многодетной в глазах окружающих и тех, кто решает детей вовсе не иметь. В России, на Украине, а ныне и в немецкоговорящих странах преобладает модель семьи с одним-двумя детьми. В России и на Украине семья с тремя и более детьми как модель отсутствует уже на протяжении трех поколений. Она атрофировалась в культуре и этике поведения. Людям не только кажется странным завести такую семью, они еще и просто разучились существовать в таких условиях.

kirawa

Если бы ещё CopyPast был сделан без повторов,
то был бы зачет.

raskatixa

усиление социальных позиций женщин, их профессиональная и социальная защищенность в современной ситуации начинают работать на увеличение рождаемости.
- преемственную ущербность неполных семей это не решает.
вы уж определитесь: мотивировать женщину на рекорды рождаемости (если есть соцзащита, то почему бы не родить? для себя. мужчина там не вписывается как и раньше) или возрождать ценность брака (то есть мотивировать на союз пару).

Serge_FL2

Короче мы итеративно катимся в попу. И как бы разорвать этот порочный круг?

raskatixa

да нет никакого порочного круга. просто нужно же кому-то получать к.с.н. на отделении социологии семьи. вытащили одну из характеристик и раздули ее до проблемы глобального масштаба.

nhytr000019

Итак, основные проблемы, затронутые в статье:
1. «культура малодетности»
2. соц.защищенность женщины, а не единовременные пособия.
3. Необходимо особое отношение к одиноким матерям.
4. Кризис института отцовства и отсутствие поощрения отсовства в совр. культуре
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: