Христиане и Север

sergei1207

Тут бритые люди принялись наведываться в Сконе, и из края саксов, и из Англии, чтобы проповедовать учение Христа. Они рассказывали много всякого, и народ поначалу удивлялся и слушал их охотно; а женщины с радостью принимали от чужеземцев крещение и белую сорочку в подарок. Но скоро у пришельцев все сорочки вышли; а народ перестал слушать их проповеди, потому что те оказались скучными и мало похожими на правду; к тому же проповедники разговаривали на ломаном языке, выученном не то в Хедебю, не то на западных островах, и маловразумительно, как дети.
Потому и дела с крещением шли слабо; и вот эти бритые, что много говорили о мире, а сами более всего распалялись враждой к чужим богам, были однажды схвачены верующими людьми и повешены на священных ясенях и пронзены стрелами и преданы птицам Одина. Другие же, что подались на север, в леса Гёинге, где вера была послабее, встречены были с радостью, связаны и отправлены на рынки Смоланда и обменяны там на быков и бобровый мех. Некоторые пленники в рабстве у смоланддев снова отрастили волосы и сделались недовольны Иеговой и работали хорошо; но прочие предпочли по-прежнему сокрушать богов и крестить женщин и детей вместо того, чтобы ломать камень и молоть зерно, и причиняли своим хозяевам такую досаду, что геингцам не давали уже и пары смоландских бычков-трехлеток за превосходного священника без придачи — соли либо сукна. Худая слава тогда ходила о бритых по всей округе.

vov2001

Судя по источникам язычники-скандинавы в общем индифферентно относились к христианству, скорее с легким презрением. Святослав - Ольге : надо мной дружина будет смеяться. Дружина Игоря на половину состояла из воинов христиан. Да и сам он, по Фроянову, тайно исповедовал христианство.

vov2001

Что не противоречит вышесказанному, а вот цитируемый автор явно загибает, говоря, что миссионеров продавали как рабов. Святослав - скандинав, как по папе (Ингвар так и по маме (Хельга).

inmail

Интересное противопоставление - "темный" народ, любящий "сусальные" версии v.s. продвинутые мыслители, понимающие как все было "на самом деле". Вот это и есть бред.
Кстати, "официальная" версия становления религии в Киевской Руси: изначально - язычество с примесью христианства и др. религий, после Владимира - христианство с примесью других религий. Татаро-монгольское иго пережило только христианство. Соответствующие символы - битва Пересвета с Челубеем и т.д. У скандинавов язычество теснилось Римской церковью примерно в то же время.

291074

Прикольно. Это откуда?

sergei1207

Рыжий Орм
ФРАНЦ Г. БЕНГТССОН
Путешествие по западным морям
Путешествие на Восток
FRANS G(unnar) BENGTSSON
RODE ORM. SJOFARARE I VASTERLED 1941
RUDE ORM. HEMMA OCH I OSTERLED 1945
Наша серия была бы невозможна без романов о Рыжем Орме, которые в 1941 и 1945 годах создал шведский писатель Франц Г. Бенгтссон, имя которого с тех времен постоянно встречается в списке авторов мировых бестселлеров.
======================================
Это пародия на классический викингский роман о невероятных приключениях Рыжего Орма — его пленении, рабстве у халифа Кордовы, работе гребцом на галерах, принятии христианства, освобождении, женитьбе на дочери конунга Харальда и под конец — поиске клада у днепровских порогов.
«Самое увлекательное чтение о норманнах», «Чудесный роман, где при помощи писательской фантазии истлевший скелет викинга превращается в живого смелого воина...»
Вот в каких словах отзывались придирчивые критики об этом «сокровище» мировой литературы, ибо «Рыжий Орм» уже давно и по праву считается классикой.
Выверенность исторического материала в сочетании с едкой иронией автора, который не упускает случая поиздеваться над викингами, их нравами и обычаями, делает романы невероятно увлекательными, и оторваться от них невозможно — недаром вот уже пять десятков лет «Рыжий Орм» не выходит из списка наиболее читаемых книг во всем мире.
Надеемся, что и нашим читателям сага о смелом и остроумном викинге понравится.
=======================
Добыл и наслаждаюсь! всем советую!

Master_Mixa

А он там в конце не написал: так и осталась Шотландия (Скандинавия?) языческой?

sergei1207

это ты к чему? скандинавы крестились, когда это стало выгодно правителям, с сомнительными правами на правление(например Олаф, ублюдок Трюггве). Притом, что реакция многих скандинавов была очень отрицательной, того же Олафа отпиздили в итоге.... Но религия, где любая власть от бога, очень нравилась правителям, особенно по сравнению со взглядами, когда неудачливого вождя можно было запросто принести в жертву. Поэтому в итоге скандинавия и крестилась... хотя языческого духа в ней было изрядно, да и до сих пор хватает...

solovyov88

Не бойся, христианство тоже когда-нибудь кончится.

spiritmc

Но ему надо помочь.


Лезут?
Хорошо.
Сотрём
в порошок.

sergei1207

\\\Святосла
он-то был не скандинавом...
Понимаешь, суть такая, когда пришли попы и начали проповедовать, их слушали, и по рассказам выходило, что белый бог в принципе неплохой, почему бы и его не включить в пантеон? А многие крестились из-за выгоды- из-за рубашек или еще из-за чего. Кое-кто так вообще так не раз обновлял гардероб. В том отрывке как раз такие эпизоды и обстебаны.
А когда крестившийся конунг начинал зажимать гайки и обижать людей, когда попы начали громить капища тогда их и стали пиздить. И у нас и у "викингов".
Кстати, даже крещеные, очень своеобразно воспринимали спасение своей души- в ставкирхе пели хвалу иисусу, а ежели на море прижимало- молились Эгиру, сулили жертвы Одину на войне..
Например в той же саге об Олафе Трюггвассоне, один из мятежных ярлов(крещеный когда высадился в Норвегии после изгания, начал молится... Вот он возносит хвалу господу, все пасторально... А потом он делает жертву, и видит, что к жертве слетели два ворона, и на основании этого, он решает, что бог услышал молитвы... Внимание, вопрос, откудова у иисуса вороны, и иисусу ли молился ли наш "христианин"
Далее, еще боле клевые подробности в той же саге об самом оплоте белого бога в Урмании- конунге олафе... Приходит значится к олафу Один, и они ведут светскую беседу. Олаф мило общается с Одином, но жертвенное мясо с ним не вкушает...
То есть, для крешеного язычника-норвега, Асы не становились сказками и выдумками. Отношение к ним менялось на "а вы-то злодеи и некрещенные, нам все про вас попы рассказали"
Таких интересных фишек много есть в истории охристианивания северных народов, но люди более любят официально-сусальную версию- дескать зашли в воду, вышли новыми людьми, тут же благодати сошло полные штаны, стала страна патриархальной и боговдохновленной....
БРРР!

sergei1207

то, что продавали- факт.
Вроде как сам св. Ансгарий покатался на драккаре в качестве раба...
А что как ты думаешь брали в монастырях, кроме утвари? Торговля рабами на балтике и севере была супер =0)
А что как ты думаешь сделаюли бы в каком-нить северном районе типа Халогалланда с упырями, которые мло того, что чужие, так еще и на обычаи гонят? И так жизнь тяжелая, а тут эти отморозки еще богов разгневать собираются... Одно дело торговое место, типа Бирки, дургое дело глушь...

sergei1207

\\Интересное противопоставление - "темный" народ, любящий "сусальные" версии v.s.
\\продвинутые мыслители, понимающие как все было "на самом деле". Вот это и есть бред.
Купи книжку из разряда "история красиво и для всех" "Киевская Русь", почитай. там написано, как я сказал. И иллюстрации Дзыся, что у людей знающих тоже рекомнедациия еще та.
Сходи в ГИМ и послушай. что сообщает там лектор на тему враягов, владимира и христианства в соответствующих залах...
Опять будет по-моему...

sergei1207

Вот еще оттудова показательное
====================================
. Однако следует всем задуматься о том, что теперь мир поддерживать все труднее, и все это из-за того, что то там, то сям поднимается смута, которую вызывают христиане, эти злые и коварные люди.
— Когда я говорю о христианах, я знаю, что говорю, — добавил он. — Ибо вам всем известно, что пять лет я прослужил в Византии причем обоим императорам, — и Василию, и Константину. И там-то я насмотрелся, какими могут быть эти христиане в своей жестокости. Они отрезают друг другу носы, уши, причем из-за каких-то пустяков, а иногда оскопляют друг друга. А молодых женщин, даже красавиц, они часто держат взаперти в каменных домах и запрещают им общаться с мужчинами. Ту же, которая нарушит этот запрет, они замуровывают заживо в каменную стену и тем самым обрекают ее на медленную смерть. Иногда бывало, что они уставали от своего императора, или он не нравился им своими приказами. Тогда они хватали его и его сыновей и выжигали им глаза каленым железом, так что те делались слепыми. И все это творилось во имя их христианства, ибо они считали увечье меньшим злом по сравнению с убийством. Так что теперь вы сами можете понять, что это за люди. И если они могут так поступать друг с другом, так что же они сделают с нами, нехристианами, если они нас одолеют? Каждый должен вовремя задуматься об этом, пока опасность не возросла. Разве мы только что не стали свидетелями того, как христианский священник проник сюда, к камню, и совершил убийство прямо на глазах у женщин Веренда? Его привели сюда с собой из Гёинге, и наверное, со злым умыслом, но это их дело между собой, и Финведен не будет вмешиваться. Но все-таки было бы хорошо, чтобы на тинге приняли решение: пусть все христианские священники, приходящие в Гёинге, Веренд или Финведен, сразу же будут убиты, и не надо держать их рабами, а тем более беспрепятственно позволять им ходить повсюду с их уловками да речами. Ибо только так мы сумеем предотвратить многие бесчинства и поддерживать мир.
======================================

nina1972

Первая реакция на появление христианских миссионеров в Японии
"В 1549 г. Франциск Ксавье с двумя испанскими иезуитами высадился в Кагосима, где с разрешения правителя Сацума начал проповедывать. Тот факт, что чужестранцу, проповедовавшему чуждое учение, не только не мешали, но его даже поощряли все слои общества, включая буддийских монахов, с уважением слушавших то толкование католической веры, какое способны были дать португальцы, говорит о большой религиозной терпимости японцев" (1). "Христианство могло распространяться беспрепятственно" (2). "Японец вовсе не склонен к религиозному фанатизму, наоборот, как об этом свидетельствует его история, он безусловно терпимо относится к разнообразнейшим встречающимся в его стране религиям и многочисленным сектам" (3). "Свобода совести - насколько она не противоречит интересам светского правительства и не возмущает спокойствия государства, была всегда признаваема в Японии. От того чужеземные религии легко вводились и утверждались там, уменьшая число местных вероучений" (4). Сообщается, что японский сегун спросил у синтоистских жрецов: "Сколько у нас в Японии сект?" "Тридцать пять" - отвечали жрецы. "Ну, так небольшая беда если прибудет тридцать шестая. Лишь бы христиане повиновались законам страны" (5).
Источники:
1. Дж. Б. Сэнсом. Япония: Краткая история культуры. - СПб., 2002. - С. 433-434
2. Х. Вандерберг. Историческое развитие Японии // История Японии. - М., 2003. - С. 49
3. Там же
4. Кемфер. История Японии // Все о Японии. - М., 2001. - С. 218
5. Там же. - С. 218-219

2. Первые успехи и их причины
"И из японских, и из португальских источников совершенно ясно, что многие феодалы Кюсю давали особые льготы миссионерам потому, что видели уважение, которое оказывали миссионерам торговцы, и таким образом надеялись привлечь купеческие корабли в свои гавани" (1). "Среди первых принялм крещение феодалы прибрежных княжеств, заинтересованные в выгодной заморской торговле. Более всего они стремились заполучить огнестрельное оружие" (2). "Иезуиты недалеко бы ушли без стимула торговли, предложенного их соотечественниками" (3). "Иезуитский орден, организовавший первую японскую миссию, не щадил средств для ее процветания. Значительные суммы, какими располагали проповедники новой религии, тоже не остались без влияния на судьбу их проповеди. Вечно нуждавшиеся в деньгах даймиосы [даймё, князья] видя их богатство, чувствовали к ним невольное уважение и охотно вступали с ними в более тесные отношения" (4).
1. Дж. Б. Сэнсом. Япония: Краткая история культуры. - СПб., 2002. - С. 434
2. Л. Громковская. Послесловие // Сюсаку Эндо. Молчание. Самурай. - М., 1989. - С. 436
3. Дж. Б. Сэнсом. Япония: Краткая история культуры. - СПб., 2002. - С. 436
4. История Японии: Сборник исторических произведений. - М., 2003. - С. 98

3. Пик успехов распространения христианства
Х. Вандерберг (Историческое развитие Японии. - СПб., 1905). "Христианские общины обосабливались от прочего населения, по отношению к которому они обнаруживали пренебрежение и враждебность. Начались раздоры и смуты. Все увеличивающееся духовенство поддерживало связь со своими метрополиями на дальнем западе, и было естественно, что обращенные японцы, в представлении о могущественных христианских государствах Европы и в надежде на их помощь, чувствовали себя ободренными распространять новое учение добром и злом в своей стране" (1).
Т. Богданович (Очерки из прошлого и настоящего Японии. - СПб., 1905). "Эта религиозная нетерпимость проявлялась не только по отношению к местным языческим верованиям, но и во взаимных отношениях членов различных католических орденов. На новой почве между ними сейчас же разгорелась старая вражда, ещё более яростная тут, где дело шло о новообращенных душах. Взаимные обвинения, угрозы, жалобы Риму, отлучения от церкви - весь арсенал выработанных в старом отечестве приёмов борьбы пускался в ход здесь к соблазну прозелитов и к большой радости буддистских бонз.
Способы религиозной пропаганды тоже не всегда были безукоризненны. Прежде всего миссионеры старались обыкновенно приобрести влияние на местного даймиоса. Благодаря возможности не стесняться в денежных средствах им это по большей части легко удавалось. Если даймиос изъявлял согласие креститься, остальное делалось при его помощи самым упрощенным способом. Побуждаемый своим духовным отцом, а быть может, и принуждаемый им, даймиос издавал приказ, повелевающий всем его подданным принять новую веру, а буддистским и синтоистским монахам - оставить его владения. Нередко такие приказы подкреплялись еще и оружием. Миссионерам оставалось только пожинать обильную жатву. Вот несколько отрывков из отчетов иезуитских патеров, рисующих их успехи.
"В 1577 году лорд (даймиос) острова Амакузы издал указ, которым его подданным - все равно бонзам или дворянам (самураям ремесленникам или торговцам - предписывалось принять христианство или оставить его владения. Они почти все подчинились и приняли крещение, так что в короткое в его владениях образовалось более двадцати церквей. Бог творит чудеса, чтобы укрепить верных в их вере".
Но не всегда дело обходится так мирно. "Король Омуры (опять-таки даймиос, - миссионеры плохо разбирались в политическом строе страны сделавшийся христианином в 1562 г., объявил открытую войну дьяволам (т. е. бонзам). Он разослал несколько отрядов по своему королевству, чтобы разрушать храмы и уничтожать идолов, не обращая внимания на ярость бонз".
Даймиос области Бундо превратил в пепел один из самых великолепных буддийских храмов и разрушил триста монастырей, иезуитский патер замечает по этому поводу: "Пламенное усердие этого принца явно доказывает силу его христианской любви и верности" (2). Более подробно, что миссионер называл христианской любовью, раскрывает другая цитата из отчета о даймё Бундо: "травил бонз, как диких зверей, и их истребление сделал своей единственной радостью" (3).
"Вместе с христианством иезуиты привезли с собой в Японию дух инквизиции и преследования. С большим рвением начали они нападать на бонз, подстрекать обратившихся в христианство к поруганию богов, разрушению их изображений, сожжению и осквернению храмов. При этом иезуиты щедро рассыпали золото, присылаемое королями Португалии и Испании под именем "милостыни". Этим прельщались местные правители. На Киу-Сиу все даймё сделались христианами и принуждали своих подданных присоединяться к новой религии. Населению целых округов было приказано или принять христианство, или удалиться в изгнание. Бонзы изгонялись или убивались. Были вымышлены чудеса, чтобы действовать на легковерные умы. Всё это удостоверено не только японскими писателями, но и самими иезуитами" (4).
1. История Японии: Сборник исторических произведений. - М., 2003. - С. 49-50
2. Там же. - С. 99-100
3. Дж. Б. Сэнсом. Япония: Краткая история культуры. - СПб., 2002. - С. 444
4. Все о Японии. - М., 2001. - С. 289

4. Реакция японских властей
"Христиане должны были показаться вредной сектой" (19). "Япония, - говорит Буке, - не знавшая до того религиозной нетерпимости, была научена этому иезуитами". Роковой пример обратился против тех, кто первый его подал… Правительство страны объявило беспощадную войну католичеству" (2). "Продуманная, изобретательная в средствах кампания по искоренению христианства длилось столетие… Борьба была полностью завершена к концу 17 века" (3). "Причина [неуспеха христианской проповеди в современной Японии] заключается главным образом в том, что очень уж плохая память осталась в Японии о первоначальном иезуитском христианстве" (4).
1. История Японии: Сборник исторических произведений. - М., 2003. - С. 101
2. Все о Японии. - М., 2001. - С. 289
3. Л. Громковская. Послесловие // Сюсаку Эндо. Молчание. Самурай. - М., 1989. - С. 437
4. Все о Японии. - М., 2001. - С. 291

nina1972

http://www.kemet.ru/gossip/articles/000707.htm
"Другая библиотека, находившаяся в Сераписе, была уничтожена христианским епископом Феофилом за 250 лет до вторжения арабов в Египет. В течении нескольких месяцев александрийские бани топились сотнями тысяч манускриптов, из которых многие восходили к жуткой, баснословной древности, и собирались многими поколениями жрецов со всех концов цивилизованного мира."
Джавахарлал Неру во "Взгляде на всемирную историю" упоминает о том, что "Феодосий отрицательно относился к древнегреческим языческим книгам, в которых рассматривались древнегреческая мифология и философия. Он был слишком набожным христианином. Говорят, он употреблял эти книги в качестве топлива в своих банях" (Неру "Взгляд на всемирную историю" 3 тома М., 1981. -С. 209-210).

Согласно святому Антонину, епископу, автору «Исторического свода» (компилятивный обзор всемирной истории один из первых римских пап Григорий I «сжег сочинения Ливия за то, что он постоянно вращается в кругу римских святынь и суеверий». Действительно, «История» Тита Ливия дошла до нас с основательными лакунами. О том же Григории I, средневековый богослов Иероним Саллесбирийский сообщает (Поликрат, 2.26, 8.19): «Этот святый ученый, который медом своей проповеди насытил всю церковь, не только науку прогнал со двора, но, как сообщают древние авторы, предал огню достойные чтения книги, хранившиеся в храме Аполлона на Палатинском холме» (Палатинская библиотека – одна из крупнейших в Римской империи). «Рассказывают, что блаженный Григорий сжег языческую библиотеку, чтобы возвысить значение Священного писания, возвеличить его авторитет и сделать более тщательным его изучение» - обоснование, во всяком случае, честное. Хронист Иоанн Диакон в «Жизнеописании» того же Григория (очень почитаемого христианского святого) упоминает (кн. 3): «Всех без исключения епископов Григорий отвращал от чтения языческих книг». Петр Альцион в сочинении «Об изгнании» (кн. 1) пишет: «греческие священники пользовались столь огромным влиянием у византийских императоров, что те сожгли по их милости многочисленные поэмы древних греков, и в первую очередь те, где содержались описания любви, постыдных забав и беспутства любовников; таким образом они уничтожили также басни Менандра, Дифила, Аполлодора, Филемона, Алексия и стихотворения Сапфо, Эринны, Анакреонта, Мимнерма, Биона, Алкмана, Алкея, а их место заняли поэмы нашего Назианзина». Григорий Назианзин (329-389) – один из отцов церкви - сочинял стихи во славу святых таинств, специально, чтобы верующие могли читать их вместо Гомера и других языческих поэтов.
Речь, конечно, идет о борьбе с эротикой, но на редкость бескультурной – большинство перечисленных авторов относятся к классикам античной литературы.
Не претендую на всезнайство. Английский философ Толанд (18 век) утверждает: «Не однажды так называемые христианские отцы приказывали уничтожить все книги язычников».

Труд Порфирия "Против христиан" в 15 книгах, судя по отзывам церковников и по сохранившимся отрывкам, представлял собой выдающееся произведение. Пожалуй среди аргументов Порфирия не найдется ни одного, который бы не использовался критиками евангелий, вплоть до настоящего времени. Кроме этого, Порфирий подверг детальному анализу весь Ветхий Завет. Судя по сохранившимся у Иеронима скудным цитатам и намекам, Порфирий установил и доказал, что книга "Даниил" написана при Антиохе Епифане (около 165 года а поэтому ее пророчества относятся к истекшим уже событиям"
"Следует отметить, что Порфирий, по-видимому не прибегал к приему опорочивания личности отдельных христиан или христианской организации в целом. Его аргументация была достаточно убедительной и без такого рода доводов. Неудивительно, что отцы церкви наделяли Порфирия самыми оскорбительными эпитетами"
Указ 448 года.
"Императоры Феодосий и Валентиан Августы - префекту претория Гормизду. Предписываем всё, что Порфирий или кто-либо другой, гонимый своим безумием, написал против благочестивой веры христианской, где бы оно ни было обнаружено, предать огню. Ибо мы хотим, чтобы всякие произведения, вызывающие гнев Божий и оскорбляющие душу, не достигали даже до слуха людей".

Из «Кодекса Феодосия».
CTh. XVI. 5. 34. 1[31]
4 марта 398
Повелеваем, чтобы книги, содержащие веру и предмет всех их [еретиков] преступлений, немедленно были отысканы … и под надзором судьи немедленно преданы огню. Возможно, кто-либо будет обвинен в утайке любой из этих книг под любым предлогом … то он … будет казнен.
К 448 году, относится сожжение языческих книг, враждебных христианству.
Вехов С. Библиотеки в древнем мире. – Варшава, 1899. – С. 21
Лозинский С. Г. История папства. М., Политиздат, 1986. - С. 28-29
http://islam.boom.ru/true/13.html

http://maher.narod.ru/islam_iii_4_2.html
"когда христианство стало официальной религией, христианский император Теодос (Tedose) (а вовсе не халиф Омар повелел уничтожить все храмы, статуи и книги язычников".

nina1972

Горят костры, костры горят,
Христа распятого наследство.
Иезуиты говорят,
Что цель оправдывает средства

Когда христианство стало государственной религией Римской империи, христиане тут же проявили нетерпимость к другим учениям. К 430 г. до н. э.ересь уже каралась смертью, хотя этот закон не очень строго соблюдался. В 1144 году папа Люций II высказался о необходимости достойного наказания за ересь.. Спустя 4 года папа Люций III создал первую инквизицию и приказал епископам производить расследования по поводу отклонения от официального учения церкви.
Папская булла от 25 марта 1199 года:
"Светские законы наказывают предателей конфискацией собственности и смертью, из милосердия они щадят их детей. Тем более мы должны отлучать от церкви и конфисковывать собственность тех, кто является предателями веры Иисуса Христа, ибо куда более великий грех - нанесение оскорбления божественному величию, чем величию суверена".Инквизиция как таковая возникла около 1200 года и уже в 1204 году выступила против альбигойцев в Провансе. Процедура расследования ересибыла следующей:
1. Обвиняемый виновен, покуда не доказал свою невиновность (только вот там, где речь идёт о делах веры, доказать невиновность практически невозможно).
2. Подозрение, сплетни, оговор - достаточное основание для обвинения.
3. Любое преступление, независимо от его характера, соединялось с ересью. Так, убийцы инквизитора Питера Мартира в 1252 году были осуждены не за убийство, а за ересь, как противники инквизиции.
4. Личность свидетелей не устанавливается. В 1254 году Иннокентий IV гарантировал анонимность свидетелей.
5. Судьи были инквизиторами.
6. Судьи должны были вынуждать обвиняемых к признанию.
7. Пытки использовались постоянно и могли быть применены к любому.
8. Против еретиков допускались показания осуждённых за лжесвидетельство, малолетних детей, отлучённых от церкви.
9. Никому не разрешалось давать показания в пользу обвиняемого.
10. Обвиняемому запрещался защитник, поскольку адвокат мог оказаться виновным в защите ереси.
11. Пытка по закону не могла быть повторена, но на самом деле она длилась до признания или до смерти обвиняемого.
12. Вынужденный признаться под пыткой должен был повторить своё признание добровольно.
13. Каждый обвиняемый должен был назвать или выдумать имена сообщников или тех, кого он подозревал в ереси.
14. Обычно ни одна апелляция не рассматривалась.
15. Собственность обвиняемого конфисковывалась.
Рвение инквизиторов было прямо пропорционально богатству конфискуемого имущества. Взятка была распространённым явлением - за деньги иногда можно было откупиться от пытки и смерти.
В 1452 году папа Николай V разрешил инквизиции преследовать черодейство, даже не связанное с ересью. На протяжении 15 и 16 веков папы подтверждали авторитет инквизиции в вопросах колдовства.
"По слову Господнему, ведьму следует предавать смерти, но не потому, что она убивала людей... ...а потому, что она заключила договор с дьяволами" - Джордж Гиффорд, протестантский проповедник. Таким образом, преступлением считалось не конкретное зло, причинённое людям, а данный теоретический договор.
Первые суды по обвинению в еретическом чародействе начались в Каркассоне в 1330-1335 гг., когда было обвинено 74 человека. С тех пор суды проводились регулярно. К 1350 г. инквизиция сожгла порядка 600 человек в Каркассоне и Тулузе. Что характерно, там, где применялись методы инквизиции, оказывались десятки тысяч ведьм (Германия, Франция там же, где пытки были запрещены, равно как запрещена была конфискация имущества, например в герцогстве Юлиерсберг, ситуация была прямо противоположна.
Ещё один забавный факт: когда в 1630-1631 году император запретил конфисковывать собственность ведьм, преследования резко пошли на убыль. Так, в Бамберге до 1629 года сжигалось в среднем по сто человек в год. В 1631 не сожгли ни одного. Это проливает некоторый свет на мотивы инквизиции.
"Если случается так, что что кого-либо обвиняют в том, что он является ведьмой, его ни в коем случае нельзя полностью оправдывать и освобождать, до тех пор, пока наговоры его обвинителей не станут ясными, как день, поскольку доказательства подобного преступления столь туманны, что ни одна ведьма из миллиона не могла бы быть обвинена или казнена, если бы судебное производство подчинялось всем нормам и правилам" - Жан Боден, 1580 г. Тот же Жан Боден в 1566 году радуется ошибке палача, сжёгшего обвинённую живьём, забыв удушить. В сей ошибке Боден видел предопределение Господа. Так же он настаивал на применении раскалённого железа "до тех пор, пока расползающаяся плоть не вывалится наружу".
В начале 17 века суды стали полностью самоокупаемыми - ведьма или её близкие платили жалованье и чаевые судьям, палачам, врачам, священникам, писарям, стражникам и так далее. Любая пытка оплачивалась самим заключённым, как и банкеты судей. В 1592 г. Корнелиус Лоос заявил, что "эти жестокие мясники лишают жизни невинных, с помощью новой алхимии производя золото и серебро из человеческой крови".
Типичный список стандартных вопросов:
1. Как давно ты стала ведьмой?
2. Почему ты стала ведьмой?
3. Как ты стала ведьмой и что при этом произошло?
4. Кто тот, кого ты выбрала своим инкубом? как его зовут?
5. Как зовут твоего хозяина из числа злых духов?
6. Какую клятву ты должна была ему принести?
И так далее. Отказ отвечать означал умышленное умолчание, требующее более жестоких пыток.
Некоторые рассуждения из отчётов судов, свидетелем которых был доктор Мэйфарт:
"Хорошей или плохой репутацией пользуется Анна? Если плохой, то она ведьма, если хорошей - без сомнения, ведьма, поскольку все ведьмы стараются, что бы о них отзывались хорошо. Судьи спрашивают, испугалась она ,или нет. Если "да", она - ведьма; если "нет" - она тем более ведьма, поскольку ведьмы всегда притворяются невиновными"
Таким образом любой ответ обвиняемого свидетельствовал о его виновности. Самые нелепые объяснения поступков считались самыми верными, так, например, в 1608 г. Гваццо дал следующее объяснение поступку девяностолетнего священника, перерезавшему себе горло, когда его приговорили к сожжению за колдовство:
"перед ним появился демон и так сильно искушал его, что он перерезал себе горло... ...и, хотя рана не была столь серьёзной, чтобы вызвать мгновенную смерть, демон, испытывавший отчаяние, ко всеобщему удивлению, вдруг схватил его душу и унёс в ад."
Пролжая тему "логики" демонологов. Факт, а затем объяснение:
1. Следы скота часто можно обнаружить на пойменных лугах; - Свидетели подтверждают под присягой, что видели мужчин и женщин, танцующих в хороводе, некоторых с раздвоенными копытами, как у буйволов или козлов (Реми, 1653)
2. Мужчине наскучила его жена и он отказывается спать с ней; - несомненно, он околодован при помощи лигатур. (Жакье, 1581)
3. Заключённый находится в усиленно охраняемой тюрьме и не может оттуда убежать; - Причина, по которой ни одна ведьма не может убежать из тюрьмы в том, что, получив власть над ними, дьявол стремится отправить их на смерть, и они не могли бы освободиться от него через покаяние и отречение. (Гриландус, 1536)
4. В горных районах часто встречаются нагромождения ледников; - Некоторые из тех, кто был осуждён, признавались, что во время ненастной погоды дьявол брал их в горы ,что бы разбивать лёд, и огромные кучи льда часто обнаруживались в горах, подтверждая их показания
5. Женщина не может выдержать пытки и признаётся в преступлении; - Дьявол прячется в волосах женщины, подвергаемой пытке и вдохновляет её продержаться как можно дольше. Но когда боли нет конца, она говорит: "Оставьте меня, ибо тот, кто меня обманывал, уже сказал мне довольно. теперь я готова говорить правду". И, как только она освобождается от дьявола, она рассказывает всю правду, начиная с того момента, когда она впервые отдалась дьяволу (Гваццо, 1626)
6. Эразм обнаружил в своём доме блох, столь многочисленных, что не мог ни спать, ни есть, ни писать; - Ведьма в местечке около Килхова призналась, что насылала целые мешкт блох, чтобы заразит чумой Фрейбург. Была сожжена.
Инквизитор Бартоломео Спина объясняет, почему вол, убитый ведьмой, позже находится в своём обычном состоянии:
"Ведьмы убивают и поедают на пиру волов, а затем, с помощью дьявола, снова натягивают кожу на его кости и оживляют его".
А теперь, собственно, факты.
В маленьком альпийском городке с населением в 4700 жителей в течение года были сожжены 49 женщин, причём поселяны заплатили за эту бойню 4000 флоринов. В итоге судья обратился с прошением к епископу, чтобы тот прекратил процессы, сказав, что если работа будет так же продолжаться, то очень немногие останутся в живых.
Когда Абриель, охотник на ведьм, не смог найти клеймо дьявола на некоей женщине, он сказал ,что с его точки зрения она выглядит, как ведьма. После сего заявления женщина была подвергнута пыткам до признания. Кстати, плата за изобличение ведьмы составляла тогда два форинта.
Сильнее всего преследователи ведьм свирепствовали в землях, управляемых князьями-епископами, например в Бамберге и Вюрцбурге.Так, в Бамберге за 1617 год было сожжено 102 ведьмы. Скорость судов была поразительной: например, в деле Анны Ханзен, 1629 год, читаем:
17 июня. Заключена по подозрению в колдовстве.
18 июня. Отказалась признаться, подвергнута бичеванию.
20 июня. Подвергнута пытке тисками для больших пальцев. Призналась.
28 июня. Зачитали ей её признание.
30 июня. Добровольно подтвердила признание, приговорена.
7 июля. Обезглавлена и сожжена.
Бамберг стал символом пыток. Обычно использовались таки приспособления, как:
1. Тиски для пальцев
2. Ножные тиски
3. Бичевание, или бичевание во время подвешивания на -
4. лестница, разновидность страппадо.
Кроме того постоянно использовались дополнительные пытки:
1. Колодки, оснащённые железными шипами (пытка продолжалась до 6 часов)
2. Страппадо, усовершенствованный вид пытки сдавливанием
3. Сильное трение шеи верёвкой, обёрнутой вокруг неё, пока кожа не протрётся до кости
4. Погружение в ванну с холодной водой
5. Сжигание волос под мышками и в паху, часто с применением горящей серы
6. Стояние на коленях на доске с остро заточенными колышками
7. Горячие ванны с добавлением извести (в 1630 г. 6 человек были убиты подобным образом)
Могло быть также предписано дополнительно наказание - после приговора, на пути к месту сожжения - отсечение правой руки, вырывание грудей у женщин раскалёнными щипцами.
Вообще же принципы использования пыток были строго регламентированы по всей Европе.
Первая стадия пыток была разработана для того, чтобы жертва призналась. Это была "подготовительная пытка". Начиналась с угроз и демонстрации камеры пыток. На этой стадии палачь объяснял назначение всех инструментов. Часто осмотр заканчивался привязыванием человека к лестнице или дыбе. Предварительной пытке уделялось настолько незначительное внимание, что она отсутствует во многих судебных отчётах и просто констатируется: заключённый признался без пытки.Мейфарт же заявляет: "заключённых кормят только пересоленной едой и всё их питье смешивается с селёдочным рассолом. И это не считается инквизиторами пыткой". даже когда заключённых раздавливали в тисках или растягивали на дыбе, это так же могло не считаться пыткой.
Однако признание вины не являлось единственной или даже первоначальной целью пытки. Настоящие истязания приберегались для "заключительной пытки", целью которой было обнаружить сообщников ведьмы. Подтверждением может служить история Клары Гейслер: "её ноги были раздроблены, а тело растянуто на большую длину, она жалобно завизжала и сказала, что всё ,что они требуют является истиной: она пила кровь детей, умертвила около 60 младенцев. Она назвала 20 других женщин и сказала, что жена бургомистра возглавляла банкеты на шабашах. Когда её сняли с дыбы, она отреклась от показаний, однако все те, кого она назвала, были арестованы и подвергнуты пытке. Клара так же была вновь подвергнута пытке, что бы подтвердить её прошлые показания. Судебный отчёт заканчивается словами: "Дьявол не позволил ей признаваться дальше и поэтому свернул ей шею".
Заключительная пытка состояла из двух частей: обычной пытки, за которой следовала вторая, "чрезвычайная" пытка. Для последней обычно использовалось "выворачивание" - более жестокая форма страппадо, когад к ногам заключённого, подвешенного за руки, связанные за его спиной, привязывали тяжёлый груз и резко дёргали за конец верёвки. С помощью "выворачивания" полностью выворачивались руки, ноги, локти и плечи.
И, разумеется, существовало множество дополнительных наказаний, так что изобретательности судей ничто не препятствовало. Так, судья Шультхайс разрезал женщине ногу и влил в рану горячее масло. В судебных отчётах Валенсии отмечена плата в 10 су палачу "за прокалывание языка Матье Годфруа 4 июля 1573". Испанский сапог, раскалённый железный стул, огромные колодки из кожи или металла, куда (когда в них были вставлены ноги, конечно) вливали кипяток или расплавленный свинец - список можно продолжать долго. Предпринимались так же попытки продлить агонию. Так, Жан Боден рекомендовал сожжение ведьм на медленном огне, используя сырое дерево.
Вкратце:
1. Предварительная пытка: раздевание, угрозы, ослепление ,порка, щипцы, растягивание на дыбе
2. Заключительная пытка: страппадо, выворачивание, с дополнением в виде порки, применения огня и щипцов.
3. дополнительные пытки за особые преступления: отрубание рук или ног, вырывание плоти раскалёнными щипцами
4. Особые пытки, используемые в отдельных тюрьмах: жестокость ограничена только воображением судьи.
5. Казнь: сожжение на огне. Иногда предварялось колесованием.
Типичный день пытки, Германия, 1629 г.
1. Палач связал ей руки, отрезал волосы и поместил на лестницу. Он натёр её голову спиртом и развёл огонь на голове с тем, чтобы сжечь волосы до корней.
2. Поместил ей кусочки серы под мышки и на спину и развёл здесь огонь.
3. Связал руки за спиной и подвесил к потолку, затем отправился обедать, оставив её висящей.
4. По возвращении разлил спирт по её спине и поджег.
5. Прикрепив тяжёлый груз, снова подвесил её к потолку. После этого поместил её на лестнице и положил на неё необтёсанную доску, полную острых булавок. Кстроив всё, резко подбросил её к потолку.
6. Сдавил пальцы в тисках и скрутил ей руки палкой; оставил висящей в таком положении примерно на час, пока она не упала в обморок несколько раз.
7. Зажал икры ног в тисках, чередуя пытки с допросом.
8. Порол её кнутом, сделанным из сыромятной кожи.
9. Поместил пальцы в тиски и оставил с 10 утра до часу дня, пока палач и чиновники отправились перекусить.
10. На следующий день начали всё сначала.
Впрочем, у Бамберга не было монополии на жестокость. Судья Франц Бюирман, в 1631 и 1636 гг. в небоших деревнях Рейнбах, Мескенхейм и Флерцхейм из 300 жителей сжёг живьём 150. Несколько типичных рассказов о тех, кто был казнён в Рейнбахе:
1. Кристина Бюффген, преуспевающая пожилая вдова, щедрая и уважаемая. Арестована на основе показаний двух заключённых. На судебной разбирательстве ей завязали глаза, подвергли экзорсизму, обрили, провели прокалывание, поместили на стул пыток и тисками сдавливали ноги до признания. После прекращения пытки она отреклась от признания. Умерлана четвёртый день пыток, отказавшись назвать сообщников. Судья конфисковал её собственность.
2. Фрау Пеллер, жена советника юстиции, отвергла ухаживания судьи. Была арестована утром без уведомления местных органов правосудия и к двум часам пополудни подвергнута экзорсизму, обрита и обыскана. Во время обыска была изнасилована палачом. Затем подвергли пытке. Назвала столько имён "сообщников", что допрос поспешно прекратили. Была немедленно приговорена и сожжена живьём в соломе - обычный способ казни в тех краях.
3. бургомистр Рейнбаха, Лиртшен. После применения тисков не признался. Привязали к металлическому стулу, под которым горел огонь.После двадцатичетырёхчасовой пытки по-прежнему отказывался признаться. Спустя два дня сожжён живьём.
Добавлю только ,что казнён был так же мэр Рейнбаха, причём судья конфисковал даже суммы, завещанные бедным.
Письмо канцлера архиепископа Вюрцбурга:
"Горе и несчастье всем нам! В городе их (ведьм) уже почти 400 обоих полов, высоко и низкого происхождения и даже из духовенства... ...мой господин, из более чем сорока студентов князь-епископа, которые должны были вскоре стать священниками 14 уже объявлены колдунами. Несколько дней назад был арестован декан, двое других бежали. Нотариус нашей кафедральной консистории вчера был арестован и подвергнут пытке. Одним словом, вовлечена, наверное, третья часть города. Самые богаты, самые привлекательные, наиболее известные из духовенства уже казнены. Неделю назад была сожжена девушка девятнадцати лет, о которой говорили, что она была самой прекрасной во всём городе и считалась девушкой исключительной порядочности и чистоты. Итак, за отречение от Господа и посещение шабаша сожжены многие, против кого никто не мог сказать дурного слова. Напоследок скажу о 300 детях, трёх и четырёх лет, которые говорят, что имели связь с дьяволом. Я видел семилеток, отправляющихся на смерть... ...Существуют ещё личности более высокого положения, которыми вы восхищаетесь, и едва ли поверите в правдивость происходящего с ними. Но суду виднее.
Происходит множество поразительных и ужасных вещей. Без сомнения, что в месте, называемом Фро-Ренгберг, дьявол служил чёрную мессу вместе с 8000 своих приспешников... ...мы надеемся также, что книга, в которой они (приспешники) все записаны, будет найдена, ибо все прилежно ищут её."
Вот такова была реальность охоты на ведьм того времени в Германии, в течение которой погибло порядка 100 000 человек. Кстати, именно в Германии был сконструирован прообраз крематория, использовавшегося в концлагерях фашистской Германии: палач в Нейссе сконструировал печь, в которой только за 1651 год зажарил 42 женщины и девушки.. За девять лет он сжёг более 1000 человек, включая малышей от 2 до 4 лет.
Причём казнили как католики, атк и протестанты. Например, в Саксонии, в Кведлинбурге, городе с населением 12 000 человек в один день (!) 1589 года было сожжено 133 ведьмы - одно из самых больших зафиксированных сожжений. Но всё-таки наиболее жестокие процессы происходили в католических княжествах. В окрестностях Трира 2 деревни были стёрты с лица земли, в двух других осталосьв живых лишь две женщины. В Страсбурге за 20 лет сожгли 5000 лет.
Высшей точки преследование ведьм достигло во время Тридцатилетней войны.Так, за один 1629 г. в городке Мильтенбург с населением в 3000 жителей было сожжено более двухсот человек.
Говоря о инквизиции, нельзя не упомянуть детей-обвинителей. Наиболее показательна история о т.н. "салемских сучках", на основании показаний которых было арестовано как минимум 150 человек.
1692 год для Новой Англии выдался беспокойным - высокие налоги, жестокая зима, нападения пиратов, оспа... все эти несчастья казались тогда происками дьявола.
История началась с группы незамужних девушек, собиравшихся послушать индейские сказки, которые рассказывала рабыня преподобного Самуэла Перриса.Самые младшие из них - 9-летняя дочь Перриса Элизабет и её 11-летняя кузина Абигейлбыли настолько возбуждены этими вечеринками, что начали страдать припадками непроизвольных рыданий и судорог. Даже после того, как Элизабет отправили жить к Стефену Сьюэллу, у неё продолжались припадки. Истерия легко возбудимых девочек дополнялась искусной изобретательностью более взрослых девушек. роберт Калеф, бостонский купец, отметил, что сначала девушки действали дома, принимая странные позыс шутовскими жестами, бормоча нелепости, лишённые всякого смысла.
Анне Патнем было 12 лет, Элизабет Хаббард - 17, Мери Уолкот - 16, Мери Уоррен - 20, Мерси Льюис - 19, Сьюзен Шелдон и Элизабет Бут - по 18.
Эти девушки стали лидерами. Кроме них обвинять людей стали и другие молодые люди.
Точные мотивы их действий неясны, но, возможно, девушки ухватились за идею околдовывания, чтобы избежать наказания за эксцентричное поведение...
Врач и местные пасторы диагностировали околдовывание. На вопрос "кто вас мучит?" девушки были вынуждены называть имена. Первыми жертвами стали слабые и увечные.рабыня-нагритянка, Сара Осборн, калека, Марта Кори, имеющая незаконнорожденного сына, Сара Гуд курившая опиум...
Увидев последствия первых своих шагов девушки ещё более стали бояться говорить правду. Со временем их техника поведения лишь улучшалась. Судьи Корвин и Готторн твёрдо верили в чародейство. Судья Готтрон, когда Сара Гуд отказалась признаться, потребовал, чтобы все дети посмотрели на неё и сказали, была ли она их мучителем. И все они посмотрели и сказали ,что она была одной из тех, кто их мучил. Демонстрируя мучения, девушки кричали ,как от боли, жаловались на щипки, укусы и паралич. Девушки так же предсказывали припадки других детей, так, на допросе Абигейл закричала: "он подходит к Мэри Уолкот!", после чего у той немедленно случился припадок. Свидетельские показания девушек настолько похожи, что, стерев имена, их можно отнести к любой из них.
НЕобычно в этой истории то, что, по крайней мере в начале истории те ,кто признался в колдовстве сразу не были казнены. Салемские жертвы были повешены не потому, что были ведьмами, а потому что отрицали это. Отмены смертного приговора добились 55 человек из 150.
Девушки же никогда, даже во время казней, не чувствовали угрызений совести. Они точно знали , что делают (исключение, возможно, составляют 2 "сучки", попытавшиеся выйти из игры, но быстро в неё вернувшиеся и они обрекали людей на смерть просто так, безо всякого повода. Так, одна из девушек в 1692 заявила ,что некая женщина её околдовала. Когда та "сказала ,что девчонка врёт", девушка призналась ,что сказала это ради развлечения: "должны же мы как-нибудь развлекаться".
(Энциклопедия колдовства и демонологии. Роббинс)
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: