ТЕРАКТОВ В ИНГУШЕТИИ И БЕСЛАНЕ МОЖНО БЫЛО НЕ ДОПУСТИТЬ

sever576

Молчание силовиков после терактов стало традиционным. Анализ ошибок, которые привели к трагическим последствиям, принято делать внутриведомственно. Однако не все люди в погонах предпочитают молчать. Первый заместитель командующего войсками Северокавказского округа Внутренних войск генерал-лейтенант Евгений Абрашин прислал в "Известия" статью, где предельно четко объясняет, почему последние теракты на юге России стали возможны. Пожалуй, впервые в современной истории действующий генерал открыто признает: условия для безнаказанных действий террористов мы создаем сами.
В этой статье мне хочется всего лишь ответить на несколько интересующих всех вопросов: "Каким образом боевикам удалось беспрепятственно перемещаться по территории всем известных субъектов юга России? Была ли возможность не допустить чудовищных терактов и что нужно было для этого сделать?" Лично я уверен, что возможности по срыву многих терактов, особенно совершенных организованными бандформированиями, были.
Нападение боевиков на Ингушетию 21-22 июня
Информация о готовящейся акции боевиков была. МВД Ингушетии несло службу по усиленному варианту. Но усиление заключалось в организации дежурства руководящего состава в своих кабинетах и переводе незначительной части рядовых сотрудников на казарменное положение. Посты ДПС несли службу только на основных маршрутах движения транспорта и в обычном режиме. Несмотря на постоянную угрозу нападения, посты не были оборудованы в инженерном отношении и не обеспечивали безопасных условий для милиционеров. По этой причине в ночь с 21 на 22 июня посты ДПС без особых усилий были захвачены боевиками, а сотрудники ГИБДД первыми понесли большие потери. Дополнительные посты на дорогах, наряды милиции в населенных пунктах не выставлялись. Не проводились мероприятия по вскрытию местонахождения бандгруппы. В период усиления не привлекались к несению службы части Минобороны (МО): они находились в пунктах дислокации, а частей внутренних войск (ВВ) в Ингушетии в это время не было. Созданный в 2000 году в Назрани полк ВВ в 2002 году был расформирован.
Появление крупных бандформирований на территории Ингушетии отмечалось каждое лето в 2001, 2002 и 2003 годах. Происходили боестолкновения с федеральными силами. Считалось, что боевики в те годы прорывались в Ингушетию из Грузии. Хотя это не совсем правильная оценка. Возможно, какая-то часть их и прибывала из Грузии, как правило, это наемники. В основном же составе крупное формирование боевиков постоянно находилось в лесных массивах юго-западной части Чечни и на юге Ингушетии.
Несмотря на постоянные активные действия боевиков, Ингушетия не входила в зону вооруженного конфликта, а поэтому дополнительные силы на ее территорию не вводились. Административная граница с Чечней всегда оставалась прозрачной. Ее прикрытие осуществлялось силами МВД Ингушетии и эпизодически войсками из состава Объединенной группировки с территории Чечни. Возможности для свободного перемещения боевиков по территории Ингушетии были всегда. Преследуемые федеральными силами с территории Чечни они часто уходили в Ингушетию и там отсиживались. Сил и средств для их поиска и задержания на всех этапах контртеррористической операции в Ингушетии не хватало. МВД Ингушетии содействия федеральным силам в этом, как правило, не оказывало.
После выступления боевиков 21-22 июня поиск их велся крайне неактивно. Свелся он к оперативным мероприятиям в населенных пунктах, в которых боевиков в это время не могло быть. Крупномасштабная войсковая операция по уничтожению бандформирования в лесных массивах, куда скрылись боевики, из-за отсутствия сил и средств даже не планировалась. Поэтому можно говорить, что принятые меры носили половинчатый характер.
Несмотря на то, что после известных событий в Назрани был сформирован полк ВВ МВД России, сил, достаточных для подавления активности незаконных вооруженных формирований на территории Ингушетии, по-прежнему не хватает. Это в свою очередь предопределило возможность проведения боевиками еще более чудовищной по своим последствиям акции в Беслане 1 сентября. Как выяснилось, к этому теракту причастно то же самое бандитское формирование.
Захват школы в Беслане 1сентября
Со всей ответственностью заявляю, что возможности по недопущению именно теракта в Беслане у нас были. Для этого прежде всего необходимо было всем силовым структурам выполнить распоряжения своих руководителей и реально до 5 сентября включительно службу нести по усиленному варианту. К сожалению, в Северной Осетии допущены те же ошибки. Переход на усиленный вариант несения службы свелся к организации круглосуточного дежурства руководящего состава в своих кабинетах и усилению охраны административных зданий. Посты ДПС также службу несли только на основных маршрутах. Дополнительных постов на въездных дорогах в город не выставлялось. Не было и дополнительных нарядов милиции в населенных пунктах.
Необходимо было организовать проверки транспортных средств и людей в труднодоступной местности, осуществлять контроль за дорожной обстановкой с использованием вертолетов, провести массовую зачистку развалин в пригородах Владикавказа и Беслана. Для несения службы на период усиления необходимо было привлечь и воинские части, чего не было сделано. Причины те же: для Минобороны это несвойственная задача, а воинских частей ВВ во Владикавказе в это время не было. (Дислоцирующиеся в городе два батальона оперативного назначения и разведывательный батальон со всей боевой техникой выполняют боевые задачи в Чечне и Ингушетии).
Информация о готовящейся акции боевиков постоянно циркулировала в силовых структурах. К потоку информации привыкли. Порой трудно было отличить, где она правдивая, а где ложная. Можно возразить, что 100-процентной гарантии по недопущению терактов быть не может. Да. Но это когда мы говорим о действиях террористов-одиночек. Допустить нападение значительной по численности бандгруппы, ее свободное передвижение на транспорте по дорогам с большим количеством оружия является непростительной ошибкой.
Работа над ошибками
Приграничные с Чечней районы необходимо было изначально включить в зону вооруженного конфликта и на их территории разместить постоянно действующие оперативные группы войск, входящие в состав объединенной группировки. Исключением могла быть Северная Осетия, где, учитывая территориальные и национальные особенности, оперативная группа войск должна быть отдельной и свои задачи решать самостоятельно. Такие предложения возникали неоднократно, но, к сожалению, не нашли поддержки у руководителей из центра. Террористические акты с 2002 года стали основной формой действий боевиков. Несмотря на это, именно в 2002 году родилась идея о завершении контртеррористической операции. Эта идея была реализована в необоснованном и преждевременном сокращении численности объединенной группировки на Северном Кавказе. В настоящее время объем задач войск, находящихся в Чечне, превосходит их физические возможности. Большая часть задач связана с обеспечением собственной безопасности. Активные действия по ликвидации оставшихся и вновь создаваемых бандгрупп проводятся эпизодически и должной эффективности не приносят. Поэтому в настоящее время получилось обратное, боевики после совершения терактов скрываются от преследований в Чечне.
В августе 2004 года во всех субъектах ЮФО созданы постоянно действующие группы оперативного управления силами и средствами, выделяемыми для борьбы с терроризмом (ГРОУ). Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в системе МВД всегда существовал четкий план действий при чрезвычайных обстоятельствах (ЧО включая и борьбу с терроризмом. В соответствии с ним во время ЧО в распоряжение руководителя органа внутренних дел субъекта федерации поступали в том числе воинские части ВВ. К большому сожалению, в Северной Осетии и Ингушетии воинских частей ВВ не было. Большая часть вины за это лежит на руководителях МВД, которые, имея достоверную информацию о готовящихся акциях боевиков, не потребовали возвращения в пункты дислокации из Чечни отправленных туда подразделений, а при невозможности возвращения не добились замены их на другие воинские части.
Созданные ГРОУ сами по себе без войск ничего не значат. Мое мнение: в субъектах федерации ЮФО, в которых сохраняется угроза повторения терактов вооруженными группировками боевиков, необходимо срочно создать войсковые оперативные группы. А на территории Осетии и Ингушетии целесообразно создать единую войсковую оперативную группу, для управления которой необходимо ввести должность Военного коменданта района конфликта.
Справка "Известий"
Генерал-лейтенант Абрашин Евгений Егорович, 1-й заместитель командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России. Многократно находился в командировках в Чеченской Республике: командовал группировкой внутренних войск, с 1 января по 1 сентября исполнял обязанности Военного коменданта Чеченской Республики.
Евгений АБРАШИН, генерал-лейтенант
http://izvestia.ru/comment/article433838

LFly

Как сказал один чел из лабы: опять ввели месячник безопасности, попроверяют и успокоются. Это к тому, что у нас только так работают над ошибками - это про временное усиление охраны на всех факультетах, сейчас, вот, уже как обычно, надоело охранникам нас проверять!

Zoya08

Как сказали умные дяди ( наконец-то официально открыто признали )
Силовые стуктуры заняты крышеванием коммерческих фирм, а свои профессиональные обязянности выполняют, только в авральном режиме, так как в последнем они кровно не заинтересованы.
Вообще как-то это неправильно, что милицию и ФСБ держится только на "честном слове" которое у многих давно прогнило . Многие идут в милицию, ФСБ для того чтоб потом хорошо предложить свои связи.
Если ты приходишь к менту с заявлением - он тебе говорит, да ладно те... забей, и скорее всего тебе придется забить на это так как а) тебе куча проблема. б) ему дохрена бумаг писать, проще сидеть и плевать в потолок в) от того, что ты просрешь кучу времени никаких бонусов тебе не будет

LFly

Но есть и нормальные менты и следователи - сам встречался!

NHGKU2

но они, увы, редкость......

LFly

Дать телефончик?
Про редкость не знаю - малая выборка у меня!

4952958

Да ты что? Правда встречал? Я уже 8 лет провожу опрос знакомых. Задаю один вопрос: Тебе или кому-то из твоих знакомых милиция реально помогла? Пока только один случай косвенной помощи милиции зафиксировал. И десятки случаев произвола!

sever576

интересные у тебя знакомые (или какой то нигилизм в тебе говорит)
многим милиция помогала, в том числе и в этом форуме
З.Ы. Просто ты судишь о всей структуре на основе впечатлений от ППС-ов

Dr_Jones

нет ну я вот тоже у зеков если буду спрашивать, так все 100 % случаев произвола.

sever576

сходу два:
1. Соколу помогли вернуть пертый телефон и КПК
2. Таки в прошлом году накрыли шайку хачиков, тыривших телефоны в ГЗ.

zuzaka

А хрен ли, если их накрыли, мне не вернули телефон?

tania_12

а то он у них долго лежал
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: