Кто производит Сапсаны

sverum

Птица-тройка
"Сапсанов" стало больше, а станет – еще больше
Со времени первого рейса "Сапсана" между Москвой и Санкт-Петербургом прошло уже больше четырех месяцев, но споры о новом поезде не утихают ни в СМИ, ни в блогах, ни на улицах. Самые отчаянные спорщики пытаются закидать "Сапсан" камнями, другие боятся к нему подходить, а третьи катаются на "Сапсанах" с ветерком и посмеиваются над тихоходами. В РЖД свои поезда хвалить не стесняются и обещают запустить новые "Сапсаны".
Первая волна малоскандальных, полускандальных и просто скандальных публикаций о "Сапсане" пришлась на конец января и начало февраля 2010 года. Причиной внимания СМИ стали трещины, которые якобы образовались в колесных парах "Сапсанов". Глубина трещин была не такой уж большой – всего шесть миллиметров, но журналисты все равно волновались: не могут ли стать трещины причиной потенциальных аварий.
РЖД, похоже, щербинки на колесах тоже сильно взволновали. Во всяком случае, компания перевела информацию о колесных парах "Сапсана" в разряд коммерческой тайны, запретив сотрудникам Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ) комментировать ситуацию с "Сапсаном" прессе.
К весне о колесах поезда СМИ стали постепенно забывать, но тут неожиданно "проснулись" в самой госкомпании. Заместитель начальника центра технического аудита РЖД Владимир Асриянц в конце апреля рассказал, что причиной трещин стали российские морозы. Чтобы избежать повторения ситуации следующей зимой, решено было изменить профиль колеса и заменить все колесные пары и бандажи (стальные кольца, надеваемые на колеса).
Еще более определенно высказался руководитель дирекции скоростного сообщения РЖД Дмитрий Пегов. "Колесо – деталь, которая по законам физики должна изнашиваться в процессе работы, вопрос – быстрее или медленнее (…). Был изменен профиль бандажа, и сейчас износ вошел в те рамки, которые были оговорены изначально. То есть проблема с повестки дня снята".
Плохие рельсы
Как только РЖД отчиталось о решении всех сложностей с колесами, тут же возникли другие – на этот раз с рельсами. 29 апреля Приволжская транспортная прокуратура выпустила пресс-релиз, в котором объявила, что один из участков железной дороги из Москвы в Нижний Новгород является небезопасным для "Сапсанов". Именно в Нижний Новгород РЖД планирует запустить "Сапсаны" летом 2010 года.
Какие именно нарушения обнаружили в прокуратуре, неизвестно – в пресс-релизе конкретные недостатки оказались спрятаны за обтекаемые формулировки. Тем не менее, в РЖД уже поспешили заверить, что все с железнодорожными путями к лету будет в порядке. При этом в госмонополии подчеркивают, что все выявленные прокуратурой нарушения являются мелкими и на их устранения не потребуются дополнительные средства. Так что, если не случится ничего экстраординарного, первые поезда в Нижний летом все же поедут.
Пока же в РЖД увеличивают количество рейсов "Сапсанов" между Москвой и Санкт-Петербургом. Если сначала в каждом направлении совершалось по три рейса, то весной 2010 года – уже пять. При этом в середине апреля в РЖД закончили обкатывать последний – восьмой – поезд из контракта с Siemens.
Заполняемость рейсов, если верить порталу РЖД-партнер, составляет более 90 процентов, то есть спрос на поездки в "Сапсанах" есть: даже несмотря на то, что четырехчасовое путешествие стоит подчас больше, чем билет на самолет. Сказывается как нелюбовь россиян к авиаперелетам, так и удобное время поездки. Кроме того, "Сапсаны" прибывают прямо в центр Москвы и Санкт-Петербурга, а из аэропорта в столицы необходимо ездить по пробкам.
Блогеры, пишущие о "Сапсане", делятся на два типа: тех, кто уже ездил на поезде, и тех, кто не ездил и не собирается. Первые, как правило, отмечают, что в "Сапсане" все как у людей (читай – как в Европе а вторые негодуют: на неудобства, слишком высокую скорость и так далее. Впрочем, главное отличие между двумя группами в другом: первые считают, что заплатить почти сто долларов за поездку из Москвы в Питер – это в порядке вещей, а другие недоумевают, почему бы не прокатиться ночью в плацкарте рублей за 600.
Однако увеличение количества рейсов "Сапсанов" обернулось для РЖД не только ростом выручки, но и очередными сложностями. Дело в том, что на пути следования "Сапсанов" пришлось отменить несколько электричек, которые были удобны для жителей сел и маленьких городов. Кроме того, им теперь приходится стоять в пробках, возникающих у железнодорожных переездов, так как для "Сапсанов" дорогу перекрывают на полчаса.
Есть и другие неудобства – от закрытия наземных переходов до задержек электричек. Кроме того, сам поезд стал обрастать мифами – по мнению россиян, живущих рядом с железной дорогой, вихри воздуха из-под мчащегося поезда способны засосать под колеса детей и стариков или подвыпивших взрослых. Так это или не так, пока точно неизвестно – под колесами поездов россияне гибли и раньше без всяких "Сапсанов".
Часть из нововведений железнодорожникам пришлось в спешном порядке отменить. Так, в Тверской области заявили, что к 26 апреля восстановили все остановки пригородных поездов. Это лишний раз доказывает, что причиной неудобств стал не столько "Сапсан", сколько сами железнодорожники, не подумавшие о жителях городов, расположенных по линии Москва – Санкт-Петербург.
Так что отменять "Сапсаны" из-за недовольных россиян, объявивших поездам партизанскую войну, никто не собирается. То, что за высокоскоростными поездами будущее, понятно даже по недавнему прошлому: в Европе и Японии со скоростью в 200, а то и 250 километров в час можно путешествовать уже не один год, причем поезда соперничают по эффективности с самолетами (особенно на сравнительно небольших расстояниях).
Это понимают и "на самом верху". Например, премьер-министр Владимир Путин уже покатался на "Сапсане" и стал рекламировать его в масштабах всей страны. Так, Владимир Путин в начале апреля предложил соединить высокоскоростной дорогой сибирские города – Красноярск и Новосибирск, а также Красноярск и Омск.
Если инициатива премьера будет поддержана, а РЖД снова выберет Siemens в качестве основного поставщика, немецким техникам придется крепко подумать над тем, как уберечь колеса поездов от сибирских холодов. А то пойдут щербинки, трещины – и так по накатанной "Сапсаном" колее.

mmm3mmm

Прокатился на Сапсане на той неделе.
Не понял, честно говоря, в чем его преимущество перед невским экспрессом, к примеру? По времени едет столько же (4,5 часа но зато не кормят в эконом-классе. Телевизоры установлены не очень удобно (редко и наверху вагона) поэтому чтобы посмотреть фильм приходится задирать голову. А так едет тихо, плавно.

kolobok1

Я правильно понимаю, что вариант организации производства "Сапсанов", которые не являются бог весть чем в техническом отношении (и посложнее технику делали! в России в принципе не рассматривался?

sverum

Я правильно понимаю, что вариант организации производства "Сапсанов", которые не являются бог весть чем в техническом отношении (и посложнее технику делали! в России в принципе не рассматривался?
Был свой проект скоростного поезда:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%...
От него отказались в пользу "Сапсана" объясняя это недостатками отечественного проекта (а у немецкого их нет, ага). При этом первое время свистели про передачу технологий и производство в России. Потом про это как бы забыли.

Enery


в чем его преимущество перед невским экспрессом, к примеру?
Ну, во первых: загранкомандировки для железнодорожного начальства. Они же без продыху на Россию-мать вкалывают, без отпусков и выходных, надо же им когда то отдыхать от русских хамоватых пассажиров и рядовых железнодорожников. Вот и организуется им отдых за счёт компании.
Во вторых: откатинг как рулил, так и рулит, что бы не заявляли немецкие товарищи публично.
В третьих: из-за "голландской болезни" в России сейчас не выгодно производить даже танки и автоматы, даже на готовом оборудовании. Любое предприятие в России сегодня это прежде всего социальный проект, для местного рынка и трудоустройства местного населения. Себестоимость российских поездов дороже выходит, чем в Германии.
И наконец, четвёртое: в России уже не осталось работоспособных инженеров, рабочих и организаторов производства (менеджеров если хотите) способных реализовать столь масштабных и технологичных проект. Все ушли на пенсию, а новых из-за того, что статус специалиста ниже чем у уборщика не пришло.

mmm3mmm

На самом деле я вспомнил отличие. Билеты на Сапсаны вроде дешевле стоят, чем раньше были на Невском Экспрессе. Сапсан эконом - 3600 руб. Невский экспресс в прошлую мою поездку стоил что-то около 4800 руб.

sverum

 
 Во вторых: откатинг как рулил, так и рулит, что бы не заявляли немецкие товарищи публично.
 
Против этих немецких товарищей не раз велись расследования как раз по этому поводу.
 
 В третьих: из-за "голландской болезни" в России сейчас не выгодно производить даже танки и автоматы, даже на готовом оборудовании. Любое предприятие в России сегодня это прежде всего социальный проект, для местного рынка и трудоустройства местного населения. Себестоимость российских поездов дороже выходит, чем в Германии.
Ты сам-то в это веришь?
 И наконец, четвёртое: в России уже не осталось работоспособных инженеров, рабочих и организаторов производства (менеджеров если хотите) способных реализовать столь масштабных и технологичных проект. Все ушли на пенсию, а новых из-за того, что статус специалиста ниже чем у уборщика не пришло.
В том-то и дело, что могут и хотят делать, но деньги уходят в Германию.

Mapiar

// В третьих: из-за "голландской болезни" в России сейчас не выгодно производить даже танки и автоматы, даже на готовом оборудовании.
Вот оно что... А это излечимая болезнь или можно сразу, того... в морг? :)
// Любое предприятие в России сегодня это прежде всего социальный проект
Вспоминается недавняя дурацкая социальная реклама: "Малый [бизнес] - значит инновационный!" :)

Enery


Ты сам-то в это веришь?
Если понимать, что заработная плата не самое основное в затратах на производство, то это очевидно.
В Германии и оборудование новее, и организация лучше, и кредиты дешёвые, и производительность труда выше.

Ryfargler

что могут и хотят делать,
ты правда в это веришь? особенно учитывая что у нас сроду даже движки поездов подобного класса не делали, а сейчас тем более
проект наверняка был, если не десяток
но материальной базы воплотить нет никак...

sverum

проект наверняка был, если не десяток
но материальной базы воплотить нет никак...
Чукча не читатель? В wiki найдешь ссылку на ролик, там вполне похожий на поезд опытный экземпляр разгоняется до скорости 231 км/ч на обычной железной дороге. Делало ЦКБ «Рубин» и еще примерно 60 предприятий.

Ryfargler

там вполне похожий на поезд опытный экземпляр разгоняется до скорости 231 км/ч на обычной железной дороге. Делало ЦКБ «Рубин» и еще примерно 60 предприятий.
опытный экземпляр, не совсем тоже самое что сделать серийно и чтобы реально ездил
я в принципе не сомневаюсь что опытные образцы легковых машин выпускались с характеристиками сравнимыми с западными, а реализация в серии всегда проваливалась
в частности ЗИЛ-членовоз имел весьма передовые характеристики
на уровне опытного экземпляра они могли и производственную базу ВПК задествовать, и безусловно для серийного выпуска поезда базу бы эту никто не дал

sverum

и безусловно для серийного выпуска поезда базу бы эту никто не дал
То есть по-твоему есть поезда нужно закупать в Германии на том основании, что в России нет базы для серийного выпуска потому, что ее не разрешат использовать?
И почему ты так уверен, что на простаивающих мощностях ВПК никак не разрешили бы производить поезда? Раньше такое даже модно было, конверсия называлось.
я в принципе не сомневаюсь что опытные образцы легковых машин выпускались с характеристиками сравнимыми с западными, а реализация в серии всегда проваливалась
А серии самолетов, например, не проваливались.

Ryfargler

То есть по-твоему есть поезда нужно закупать в Германии на том основании, что в России нет базы для серийного выпуска потому, что ее не разрешат использовать?
ну сейчас базы уже и для ВПК нет практически (может и правильно, потому что делать пулеметы в каждом городе, тоже не совсем нормально)
далее, вообще очевидно что без серьезного рынка сбыта по всему миру, не имеет смысла мутить свои проекты такого рода
куда бы ты его впарил даже во времена СССР? а без серьезной серии, чтобы учесть все проблемы эксплуатации, нормальное изделие и не получится
в целом, советский проект закрыли небось из-за утраты базы под которую разработали (кто там детали делал - в СССР была традиция по 15 республикам размазать, во многих из них вернулись к обычиям драть овец и курить гашыш...)
сейчас новый делать на импортной базе не выйдет (просто не продадут кучу всего)
таким образом лучшее что можно было сделать с поездом - продать тому же сименсу или китаезе
еще одна проблема, тут обсуждали не раз, что вообще целесообразность перемещения по жд с дикой скоростью, это под вопросом
в Японии плотность населения немного другая

Ryfargler

А серии самолетов, например, не проваливались.
конкорд в виде ту например просрали (хотя он был лучше по иноземным оценкам)
рынок сбыта самолетов, больше чем поездов
и ломаются они чаще

lenmas

конкорд в виде ту например просрали (хотя он был лучше по иноземным оценкам)
Ты вообще в курсе о технических подробностях истории? :smirk:
Лучше помолчал бы, за умного сошел.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: