Современное православие в России

Kumar_y

08.2005, (Виктор Милитарев) apn.ru
Почему наша Церковь пока не стала духовным лидером русского народа?
Прошло уже более 15 лет с тех пор, как закончились коммунистические гонения на церковь. Все эти годы идет активное храмовое строительство. Успешно работают православные книжные издательства, газеты и журналы. На праздники храмы полны верующих. Миллионы людей реально воцерковились. На порядок большее число людей называют себя православными. Это заметно даже в повседневной жизни. Недавно пошел на пруд купаться, почти все мужчины, женщины и дети с крестиками. Не считая азербайджанцев, разумеется. Опять же, берешь такси — над передней панелью иконки. Чаще всего деисусный триптих. Разумеется, если водитель — русский или грузин. Пасхальную и рождественскую службу транслируют по ТВ.
Однако, несмотря на все эти зримые знаки православного возрождения, голоса православных людей в стране практически не слышно. Да, Святейший время от времени делает официальные заявления по телевизору. Но их почти никто особо внимательно не слушает. Весьма активная пастырская, миссионерская и политическая деятельность покойного владыки Иоанна (Снычева) осталась почти не замеченной за пределами круга его непосредственных сторонников. Из партий православной направленности так ничего и не вышло. На социальную доктрину русской православной церкви почти никто в миру не обратил внимания. Разрабатываемая сейчас церковная доктрина прав человека пока привлекла внимание только профессиональных "правозащитников", не лишивших себя удовольствия в очередной раз облить грязью православие и церковь.
Практически на сегодняшний день политические взгляды православных христиан регулярно высказываются на десятке не всегда дружных между собой Интернет-изданий, имеющих совокупную аудиторию, дай Бог, в десяток тысяч посетителей. Попробуем проанализировать причины такого положения дел. На мой взгляд, причиной сложившейся ситуации является нерешенность и нерешаемость нескольких важнейших для жизни церкви проблем.
Попробую их перечислить. Наверное, важнейшая из этих проблем — это неурегулированность отношений между воцерковленными и невоцерковленными православными. На сегодняшний день у нас в стране сложились как бы два во многом непересекающихся православия. Три-четыре миллиона человек более-менее регулярно посещают храмы, соблюдают посты, исповедуются и причащаются. Они, как правило, неплохо знакомы с догматами, канонами и обрядами православного вероучения. Среди этих людей немало окончивших высшие учебные заведения. Строго говоря, с точки зрения православных канонов, ими и исчерпывается сегодняшний русский церковный народ.
Однако у нас в стране проживает еще этак 50 миллионов человек, считающих себя православными. Эти люди крестят своих детей, венчают свои браки и отпевают своих покойников в церкви. Они приходят на Пасху к храмам "посмотреть на Крестный ход", потом идут домой есть куличи, пасху и яйца, запивая их водкой. В храмы приходят, в основном, в случае житейских невзгод для совершения ритуала, известного у них как "поставить свечку". Если сильно заболеют, просят окропить их святой водой. Желательно крещенской. На этом их православие, в основном, и исчерпывается.
Это "народное православие" весьма устойчиво и самовоспроизводится десятилетиями. Отношение таких "народно-православных" к церкви чем-то сходно с отношением японцев к буддизму. Буддизм в Японии — религия меньшинства. Но при этом остальные японцы, исповедующие синто и придерживающиеся конфуцианской этики, регулярно прибегают к услугам буддистских бонз. Так, например, для совершения обряда над покойниками японцы обращаются к буддистским монахам. Ритуал же заключения брака предпочитают совершать в храмах синто. При этом особо не прислушиваются к учению жрецов синто, и просто в упор не слушают буддистских монахов. В жизни же руководствуются исключительно конфуцианской этикой в ее японском варианте.
У наших "полуправославных" тоже есть свой аналог конфуцианской этики. Эта система убеждений хорошо известна всем нам. Нужно быть порядочным и честным человеком. Хотя требования порядочности, в принципе, более важно, чем требование честности. Нельзя делать подлостей.
И нужно и естественно любить свою семью, своих друзей и свою Родину. Бывают ситуации, когда их нужно защищать. Иногда защита семьи, друзей или Родины требует жертв. В некоторых ситуациях жертв радикальных, вплоть до пожертвования собственной жизни. На такое способен не каждый, но тот, кто отдал свою жизнь ради близких людей или ради Отечества, тот — герой. О таких людях нужно помнить.
Каждый человек должен работать. Конечно, было бы хорошо, чтобы работа была одновременно творческой, интересной и легкой, и при этом отнимала бы совсем немного времени. Однако счастье на Земле встречается не так уж часто. Поэтому работать надо даже тогда, когда работа не очень интересна, не очень легка и отнимает не так уж мало времени. Потому что работаем мы, в конечном счете, все же не для самоудовлетворения, и даже не для того, чтобы прокормить самого себя. А работаем мы для того, чтобы прокормить родных и близких нам людей. А это — дело хорошее само по себе, и ради него и потерпеть не жалко.
Буквально за последнюю четверть века этот комплекс взглядов обогатился представлением о том, что быть образованным — хорошо. А уж давать образование своим детям — и подлинно достойное и благородное занятие.
К традиционным христианским представлениям о сексе это сознание достаточно равнодушно. В принципе, идеалом представляется моногамная многодетная семья, где родители живут в браке всю жизнь. Однако на практике проявляется чрезвычайная терпимость к разводам и достаточная — к супружеским изменам. Контрацепция считается допустимой, а добрачные связи — абсолютно нормальными. Мастурбации стыдятся, но повсеместно практикуют.
Далеко это народное сознание и от традиционно христианских представлений о покаянии и грехе, в том числе, грехе первородном. Ему достаточно чуждо представление о том, что мир лежит во зле. Иисус Христос воспринимается не столько как Спаситель, сколько как Бог.
Посты не соблюдаются. Молятся редко, чаще всего в сложных ситуациях и, как правило, своими словами. Церковные молитвы знают редко. Часто не знают даже "Отче наш", "Богородице" и Символа Веры. К воцерковленным православным относятся терпимо. Называют их "набожными". Считают естественной "набожность" старух и, в меньшей мере, стариков. Удивляются набожности молодых людей
Разумеется, с догматически православной точки зрения, массовая народная вера есть типичный образчик практического пелагианства. Более того, не совсем ясно, можно ли считать лиц, ее исповедующих, членами Церкви.
С исторической точки зрения, народная вера имеет много аналогов. Можно усмотреть ее сходство и с нашим дохристианским язычеством, и с персидским маздеизмом, и с римским митраизмом. С другой стороны, народная вера во многом напоминает немецкое мещанское лютеранство XIX века. Однако более всего она сходна со своими предшественницами — народными верами византийцев и наших предков из Киевской Руси.
У нашей церковной иерархии нет на сегодняшний день определенности в отношении народной веры. Наших иерархов можно понять. Считать адептов народной веры оглашенными, странно — они крещены. Считать их отступниками, вроде, нет оснований. Признать их полноценными верными — трудно. Как осуществлять в их адрес миссионерство — не совсем понятно, так как эти люди уверены в том, что учиться им нет ни нужды, ни времени. В результате церковные власти мудро воспроизводят политику своих византийских и древнерусских предшественников — не предпринимают ничего.
И их можно понять. Ведь политика активного миссионерства может оказаться успешной. А это — не всегда хороший результат. Это беда, что, будучи весьма сомнительными православными, представители народной веры во многом, как человеческий тип, превосходят значительную часть воцерковленных православных.
Если уж говорить совсем откровенно, беда даже не в этом. Беда в том, что многие из воцерковленных православных на сегодняшний день являются безобидными, но злобными сумасшедшими. Или, если выражаться мягче, глубокими невротиками и/или психопатами, имеющими серьезные трудности с социальной адаптацией. И это — вторая важнейшая проблема нашей сегодняшней церковной жизни.
По выражению церковного публициста Андрея Рогозянского, современным православным часто свойственны "желание отдать себя в полное ведение духовника или аскетической системы, паническая неуверенность и боязнь личной ответственности". Зачастую, причина их церковности "жизненные неудачи, … природная замкнутость, погруженность в себя, … пассивность, нежелание заниматься мирскими делами".
Я согласен с этим психологическим портретом, но считаю его слишком щадящим. Попробую дать описание современного "православненького" или "православнутого" человека.
Я бы определил этот психотип, как психотип существа ищущего благословений, избегающего суждений, аполитичного, аутичного, склонного к разрыву отношений при малейших разногласиях, эмоционально-черствого, малоконтактного, лицемерно-жалостливого, внутренне злобного, стремящегося сделать свою веру своей единственной профессией. Плюс ко всему этому — обязательно отсутствие чувства юмора и наличие отвращения к табакокурению.
Под исканием благословений я имею в виду добровольное принятие католической идеи диктатуры совести, то есть нежелание предпринимать каких бы то ни было действий (в том числе повседневно повторяющихся) без прямого приказания священника. Эта еретическая гнусь называется на слэнге православнутых "пастырское благословение" или "батюшкиное благословение".
Под избеганием суждений я понимаю принципиальный отказ от моральных оценок чего бы-то и кого бы-то ни было, под мерзко лицемерным нежеланием "судить, да не судимы будете". Впрочем, из этой атараксии есть исключение. Лиц, критикующих "батюшку", судить можно. Понятно как. Впрочем, лучше не судить, а тихо разорвать отношения с последующим бойкотом. Иногда подобные разногласия могут стать даже причиной развода.
Под желанием сделать веру профессией я имею в виду специфическое сочетание лени и нежелания трудиться, дилетантизма и неуклюжести с высокомерным гнушением миром и мирской жизнью, приводящем к убеждению о порочности всех или почти всех мирских профессий. Все это часто сочетается с так называемой "брянчаниновщиной", то есть с лживой верой в то, что мораль, наука и искусство, и, вообще, человеческая культура являются по своей внутренней сущности глубоко порочными. Естественным результатом подобного симптомокомплекса является желание работать исключительно при храме — чтецом, певцом, продавцом в церковной лавке, сторожем или уборщицей.
Это сознание очень трудно искоренимо. Церковные власти хорошо понимают его порочность. Но они не видят реалистических методов искоренения этой напасти. Дело в том, что ересь православнутых разделяется не только мирянами. Среди них не так уж мало священнослужителей и монашествующих.
Последствия деятельности этих оборотней в рясах чудовищны. До сих пор не могу забыть страшную историю более чем 20-летней давности. Молодая женщина обратилась к духовнику с жалобой на мужа, который, исходя из неправильно понятого церковного учения, сильно ее тиранил, и призналась в том, что естественное раздражение на мужа склоняет ее к влюбленности в одного из знакомых мужчин. Эта женщина, серьезно относясь к своему браку, спросила у священника совета, как бороться с влюбленностью. Священник посоветовал ей при каждом пробуждении чувства влюбленности творить Иисусову молитву. Однажды при наплыве сильных чувств помянутая дама молилась столь интенсивно, что упала в обморок. Когда она рассказала об этом духовнику, тот дал ей еще лучший совет: "Молиться надо было не до обморока, а до смерти". Эта история кончилась ужасно. В результате мудрой пастырской деятельности брак распался, а женщина сошла с ума. Муж, по совету того же пастыря, принял монашество и священный сан. Через несколько лет он отказался как от сана, так и от обета. В момент этой истории молодым супругам было немногим за 20. А "добрый пастырь" до сих пор благоденствует, и очень почитаем в соответствующих кругах.
Конечно, нельзя сказать, что церковные власти смотрят на все эти гнусности сквозь пальцы. На одном из последних архиерейских соборов даже было принято специальное постановление, осуждающее практику так называемого "младостарчества". Но болезнь чрезвычайно запущена. Как ее лечить — не очень понятно. При попытке применять к волкам в овечьей шкуре архиерейские прещения весьма высока вероятность раскола в донатистско-новацианском стиле. Наверное, можно было бы на него пойти, но я при этом хорошо понимаю мотивы нашей иерархии, заставляющие ее бездействовать. Итак, третья базовая проблема сегодняшней церковной жизни — это скрытый раскол между нормальными традиционными православными и еретиками-фундаменталистами. При этом, по моим оценкам, нормальные православные составляют хорошо, если четверть, среди сегодняшних практикующих и воцерковленных православных.
По моим оценкам, нормального православного довольно легко узнать по отсутствию постной рожи, наличию мирской профессии, интересу к политике и наличию политических убеждений. Как правило, умеренно-националистического толка. То, что такие люди есть и их не так уж мало — удивительно, и может быть объяснено только чудом.
Ситуация усугубляется тем, что по причинам, которые здесь не место обсуждать, наша церковь в ХХ веке оказалась, по сути, лишенной богословского и пастырского осмысления наиболее серьезных проблем и ситуаций мирской жизни. У нас по-настоящему нет сегодня церковных концепций семьи, дружбы, профессии, политики и социальной справедливости.
Только в последние годы началась серьезная работа над этими темами. И здесь невозможно переоценить как богословского, так и организационного вклада митрополита Кирилла, который на сегодняшний день вместе с нашим Патриархом остается наиболее трезвомыслящим архипастырем и вероучителем.
Я, разумеется, не знаю, как решать описанные здесь проблемы. Но решать их нужно нам всем. Полагаю, что здесь есть два перспективных направления деятельности. Одно из них — это то, что называется политическим православием. Другое можно назвать православным освоением мирской сферы. Думаю, нам надо двигаться в сторону сочетания догматического, канонического и обрядового консерватизма с практическим, политическим и социальным модернизмом. Если Господь нам поможет, может быть, мы и придем к новому каппадокийскому синтезу церковности и культуры. Но это уже совсем другая история.

basildol

Опять же, берешь такси — над передней панелью иконки. Чаще всего деисусный триптих.
Гыыы, да это же чистой воды языческий амулет
Дома икон нет, а в машине - пожалуйста. Это при том, что водила никогда не молится на них и крестное знамение не знает какой рукой делать. Думает, Николай Чудотворец его спасет от камаза в лоб

RamilyaG

хоть и малое почитание лучше, чем ничего

Kumar_y

Попадает священник на тот свет. Ему указывают в направлении ада. Он глядит последний раз на "райские врата" и видит знакомого человека, с помпой принимаемого в рай.
-О, так я его знаю. Это же водитель автобуса из моего района.
-Правильно. Когда ты читал свои проповеди - все спали, а когда он водил свой автобус - все молились.

Kashtanova

а к чему был вообще запощен этот отчет о качестве прихожан?
сборник "актуальные вопросы современного христианства в свете решений ХХ съезда российского монашества" ?

MammonoK

да, всякие иконки и амулеты чистое язычество имхо.
хотя по сути наше православие и есть микс из славянского язычества и христианства.

Kumar_y

Для своих. Чтобы те кто в теме и интересуется могли об этом поговорить.

Kumar_y

Для тэбя Дыкий Хрушка конэшна, цэнно всё наслэдие бэлой расы, паэтому ты склонэн счытать язычэство да-астаточна сыльным штоб повлыять на хрыстианство! Но на самом дэлэ, скажу я тэбэ, нэ надо путат снысходытэлное отношэние к крэстьянскому укладу жызни и собствэнна вэру. Прымэр: чэловэк имээт языческое чувство тяготэния к амулэтам, Цэрков хитро использует этот чувство и даёт ему иконку, на которой - лик Христов. А ты гаварыш!

selena12

имхо для начала автору надо определиться с целью церковной жизни: это спасение души человека или создание в стране некоей духовной политической силы (сам не знаю, что это такое). Даже если второе и удастся, то будет ли оно способствовать первому? Неочевидно. Да и вообще автор увлекается отделением "козлищ от агнцев" - этот, дескать, нормальный православный, а этот обрядоверец. Кто спасен, не нам судить.

Kumar_y

Поясняю. (для тех кто не в теме). В Русской Церкви есть такое мнение, что она ответственна за весь Русский народ (и не только за него). Поэтому, как минимум, Русская Церковь должна быть очень влиятельной силой в стране и популярной в народе, с тем чтобы этот народ не только бил себя в грудь: я православный и высказывал уважение Патриарху, а всячески воцерковлялся и христианизировался. Статья даёт ответ на вопрос почему этого не происходит и что же вообще происходит.

Kumar_y

Да, и речь не в делении на спасённых-неспасённых, это вопрос отдельный. А в обычных впечатлениях здравомыслящих людей, которые понимают, что в их любимой Церкви таких как они не так много.

selena12

Знаешь такое словосочетание - "столпы Православия"? Вот вся сила, брат, в них, а не во влиятельности Церкви. Поэтому монашеский путь ("исполнись Духа Святого, и тысячи вокруг тебя спасутся") считается наивысшим.
Если бы существовал некий Алгоритм Спасения Населения, эффективно работающий при достаточном внедрении Православия в жизнь общества, то, конечно, светская власть была бы Церкви необходима. Считаешь, он существует?

Kumar_y

Это не монашеский путь, батенька - это стратегия личного поведения каждого христианина. А вот когда речь идёт о хритстианстве и христианах как социальной силе, тогда и нужны подобные размышления. Речь не о том, чтобы спасать пачками население, а чтобы заниматься нормальным миссионерством, как и положено, и указать путь в Церковь как можно большему числу людей. А вот касательно интенции Ваших размышлений, штука, кажется, в том что прежде чем "стяжать дух свят" надо хотя бы стать нормальным человеком.

s1670031

И ЧЁ
У НАС И ТАК ПРОБЛЕМ ДО ЧЁРТИКОВ
А ТЫ ТУТ ЕЩЁ КАКУЮ-ТО НАПИСАЛ
ТОЛКОМ ЧЕГО ХОЧЕШЬ-ТО НАПИШИ?

selena12

Если объяснишь, что такое "нормальное миссионерство", буду очень признателен. А вообще открою тебе маленький секрет - понятия "христианин" и "нормальный" несовместимы (если под нормальным понимать усредненное - большинство людей не будет спасено, к сожалению).

ignore

религиоведы на форум локал

RamilyaG

ну это вы уважаемый загнули - откуда Вам то знать - сколько людей спасется? Хотя бы ссылками подкрепите. Если источник есть. А если это только Ваше мнение, то грешно ставить себя на место Судии, который Сам решает - кто спасется

selena12

Ссылки? Новый Завет почитай разок, найдешь.

selena12

ЙонБроверу: какое еще нарушение морально-этических? Подразумевалось, что христианин выделяется среди людей, а не что он ненормален клинически.

rada3

Это "каждому воздасться по вере его"?

selena12

примеры (хотя сто раз зарекался оперировать цитатами из Библии):
Нагорная проповедь (от Матфея, 7 гл):
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и
пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и
немногие находят их.
там же, 22 гл.
14 ибо много званых, а мало избранных.
Вообще Нагорную проповедь почитайте.

selena12

представь себе

selena12

и еще раз ЙонБроверу: почитай начало треда. Там по поводу нормальности христиан много чего автор напридумывал. Причем если пользоваться его оценками, всех наших монахов надо было бы считать психически больными автоматически.

ignore

а как ты относишься к словам:" смертию смерть поправ?"

selena12

с надеждой, но не с уверенностью. в этом, на мой взгляд, одно из основных отличий Православия от, скажем, протестантизма - в тех конфессиях человек может считать себя спасенным сразу же, как принял Христа. Мы же можем верить и уповать на спасение.

rada3

Библию читал. Махаон, мне кажется, и не говорил о том, что спасутся все (это уж ересью пахнет). А о том большинство или не большинство спасётся из приведённого вами не следует. Следует то, что немногие выбирают и могут идти путём праведника, но доброта и милость Господа не имеют границ и, возможно, что и те, кто грешил, в конце концов раскаются и придут к Богу. Вы путаете следование путём праведника и Спасение

Kumar_y

Распространённое заблуждение.
Здесь требуется такое размышление: если специально надо было пояснять об узких вратах, говорить острые фразы насчёт родственников и пр. и пр., стоит предположить, что эти люди (которые слушали) и были как раз нормальными, обычными, среднестатистическими, страстными. Апостолы, как их рисуют Евангелия (а не Деяния) - типичный пример, вчитайтесь в их психологические портреты. В том-то и величие Евангелий, что они для обычных простых людей написаны. И практика церковная преимущественно расчитана на среднестатистического человека (т.е. предполагает, что к ней человек таким попадает, а дальше у ж с ним работает просто потому что их больше. Какими люди становятся внутри Церкви - другой вопрос. В том числе и потому что на изменения уходят десятилетия и столетия. А речь о материале, который мы получили за последние 15 лет. Преимущественно, это душевно больные и покалеченные люди. Вот на их болезненое самоощущение ещё ложатся распространённые мнения о том, что быть в Церкви - это быть не таким как все с очень странным толкованием этих слов. Получается вообще полный привет. А за инаковостью должен быть нормальный такой житейский бэкграунд, чтобы человеку из нормальных хотя бы не приходилось себя калечить дабы достичь аналогичных духовных опытов.
Всеообщее спасение это не ересь, а частное богословское мнение, разделяемое Оригеном и Максимом Исповедником.

selena12

да не путаю я, я вообще о другом пытаюсь сказать. В исходной статье проводились идеи того, что для более эффективного приобщения к Церкви людей нужно обеспечить ей политический вес и влияние. Опираясь при этом на описанный в статье тип "нормальных православных". Я же пытаюсь показать, что этот тип вообще химера, плод фантазии автора (любой человек грешник, но в любом есть образ Господень). Грубо говоря, судить Господь будет не по партийным спискам, а индивидуально. А мы судить вообще не имеем права (т.е. даже полагать кого-то заведомо спасенным).

RamilyaG

прямую ссылку плиз!
Новый Завет читал не раз.

rada3

Согласен. Но в последнем посте Махаон об этом и написал. Видимо, просто недопоняли друг друга...

rada3

Он же объяснил, что имел ввиду. Мы говорим об одном и том же только немного недопоняли друг друга

RamilyaG

но это не значит, что спасется меньшая часть. Мало - понятие относительное. А через узкие врата и много народу пройти может. Попозже приведу другие цитаты.
Зарекался оперировать цитатами из Библии? Почему? Если утверждаешь что-то о Вере, то в примеры надо приводить цитаты. Иначе это самоуверенность и гордыня

RamilyaG

да я не дошел до того поста, сорри

selena12

Если человек болен, его надо лечить. А я о другом. О том, что церковная практика ничего не даст без 1) благодати, 2) стремления человека к Богу. И то, и другое не является среднестатистическим, это таинства.

selena12

Во-во, именно поэтому и зарекался. Всегда можно привести другие цитаты. И что мы будем делать с набором противоречащих друг другу цитат? Если ты когда-нибудь общался с представителями, например, МЦХ, поймешь меня.

rada3

Общался с иеговистами, впечатление незабываемое, всё равно, что с телевизором спорить

selena12

Кстати, посмею рекомендовать к прочтению книгу о. Максима Козлова (настоятеля храма св. Татьяны) "400 вопросов о вере, церкви и христианской жизни" (в названии мог и наврать). Многое из обсуждаемого там затрагивается.

rada3

Спасибо. Друг, вроде бы, её недавно приобрёл, собираюсь почитать

Kumar_y

В статье давался ответ на вопрос: почему Церковь не стала духовным лидером русского народа. Следовательно этот вопрос кто-то уже поставил, раз он сразу с заголовка рассматривается как сам собой разумеющийся. Поставлен он очень многими Православными, которые предполагали, что в виду особой роли Церкви в русской истории и формировании русской культуры, Церковь должна доминировать в российской общественной жизни, как минимум, быть серьёзным авторитетом, влияющим на общественное мнение и среднестатистические практики (формировать и обновлять христианизированную культуру). Этого не произошло. Статья пытается дать ответ - почему. О массовом спасении тут речи не идёт. Речь о роли Церкви в обществе и проблемах Церкви. Почему так кого-то заботит роль Церкви в обществе? Потому что если так было в Византии, Средневековой России, и так есть в современной Польше, то почему не может быть у нас? Затем - христианство чуждо эскапизму, и не бегает от проблем мира, а участвует в них. Старая тема - если христианин делает что-то и делает это хорошо - это проповедь, а если делает плохо - контрпроповедь.

selena12

Есть мнение, что наивысшие моменты существования Церкви приходились на времена гонений (будь то в языческом Риме, Советской России и т.д.). И наоборот, благополучие приводило к застою.
Если говорить о религиозных странах, вспомнил очень красивый пример, из фильма "Крестный отец-3": дон беседует то ли с кардиналом, то ли с папой, и тот берет из фонтана камушек и говорит: "Смотри, он весь мокрый"; затем ударяет его о бортик и разбивает. "Смотри, он совсем сухой внутри. Вот так и люди - христианство вокруг них, но в их сердце оно не проникает".
Я глубоко убежден, что Вера не должна быть "бытовой"; она должна быть откровением, потрясением, переживанием.
Вспомни притчу о четырех видах почвы. Ты предлагаешь всего лишь увеличить количество зерен, а изменишь ли ты этим почву?.

Seka

В статье давался ответ на вопрос: почему Церковь не стала духовным лидером русского народа.
В статье такого ответа не было, а всего лишь дан достаточно адекватный обзор.
А ответ достаточно прост - церковь не стала духовным лидером, потому что духовный уровень русского народа, выше ее (РПЦ) уровня. Отсюда следует и то положение дел, о котором говорится в статьи - для большинства русских церковь - лишь обрядовая традиция, "воцерквленные" - в основном недалекие, а для тех немногих с "непостной рожей" - церковь лишь добротное хобби.
Религиозность - фундаментальное человеческое качество, и религия есть у всех, но то, что дает современная церковь людей не удовлетворяет. И правильно, бога в этой церкви осталось совсем мало.

rada3

Насчёт "недалёких" воцерковлённых: у меня 4 приятеля воцерковлённых, все учатся в МГУ в аспирантуре, у всех красные дипломы, работают, у каждого - семья. Где то, что они недалёкие и в чём?

selena12

Слишком много говоришь за других. Тебе что, открытым текстом хоть кто-то из верующих сказал, что для него это хобби?

fatality

Слишком много говоришь за других
+1
зы. мой друг, православный верующий, умнейший человек, по совместительству астрофизик (сейчас в США)

Seka

Насчет верующих астрофизиков с красным дипломом и хобби.
Мухи отдельно, котлеты отдельно. Есть зерно - вера в бога, когда человек осознает в себе эту веру он называет себя верующим и душою не кривит. Остальное (догматы, символы веры и пр) - ботва, которая наполняет религию красками и жизнью и варьируется в зависимости от культурных особенностей и степени заблуждений конкретной церкви.
Для истинных христиан (мусульман, ..) – эти атрибуты наполнены живым смыслом и содержанием, но для краснодипломных астрофизиков они представляет скорее академический интерес, т.е. являются системой знаний, а не религией, при том, что человек в самом деле искренне верующий.
Что касается церкви в России. Жизнь из русского православия, как народной религии, ушла еще в начале XX века, когда она уступила место другой религии – коммунизму – более современной и адекватно отвечающей запросам времени. Замечу, что по духу и сути русско-советский коммунизм – это религия, т.е. вера в бога, хоть так его никогда не называли. Попытки вдохнуть жизнь в русское православие и сделать его народной религией сегодня - абсолютно безнадежны. В настоящее время некоторый его подъем обусловлен поисками русских на поле «социальной организации», чему был причиной закат СССР и навязывание форм этой «социальной организации» со стороны. Именно неприятием и отвержением чужого объясняется уважение к РПЦ. Будет что-то свежее свое, будет и не нужно православие.

Kumar_y

Батенька, да Вы нифермал!
Ещё раз (уже который) пытаюсь объяснить: при всём том, что всё Вами сказанное в целом верно, есть такой моментик. Вот предположим есть группка христиан, изо всех сил верующих и т.д. Вот если они всех прочих при этом в гробу видят - это эскапизм, это плохо, потому что радостью делиться надо. А если они полученные в Церкви дары выгружают в обычные мирские сферы - экономику, образование, политику, семейную жизнь, то эти сферы потихоньку преображаются, жизнь становится более христианской (по некоторым критериям более человечной. Ясен пень, что можно спастись и выросши в обществе, культивирующем сексуальную распущенность и мировоззренческий пессимизм. Но разве плохо если человек растёт в обществе, где существует представление о моногамии, чести достоинстве, свободе личности и том, что женщина тоже человек?
Многие моменты в жизни Церкви - плод подобной мирской работы: каппадокийский синтез, александрийская богословская школа, 8-9-й золотые века монашества в Византии. Пардон, бурное развитие монашества в его наиболее радикальном варианте (крестьянском, а не интеллигентском как в 8-9 веках то есть в Пустынях Египта, Палестины и Сирии было связано с хорошей работой военной машины Империи. Плод христианства - сама Византия как блистательная держава, и в целом европейская культура и Цивилизация. Если выделять по степени важности - то подобное ковыряние вроде и второстепенно, но это хороший признак того, что в Церкви всё нормально. Если христиане плодоносят и за пределами Храма, то значит в Церкви всё более-менее устроено, если нет - как сейчас, значит хреновато.
Да и то второстепенность под вопросом. Адаму как известно было поручено весь мир возделывать, управлять и обоживать. С нас этих обетов никто не снимал.

Kumar_y

То что русский народ в сердцевине своей привержен тёмной хтонической стихии и готов разделять такие системы как коммунизьм, близкий к вавилонским архаическим верованиям - известно. То, что было уничтожено христианство как народная вера, которое потихоньку народец облагораживало - не факт что хорошо. Что будет сейчас - не знамо. Как минимум христианство восстанавливается как интеллигентская вера - это тоже хорошо, близко к элитам. Вопрос в том по какому пути соц. развития попрёт народ - через ещё одну окончательную фазу модернизации или сразу будем в постмодерн просвещаться, из феодализма как монголы. Если первое - развитие может получить народная версия православия, те самые не совсем нормальные, "православные протестанты", фундаменталисты они же. Если второе - посмотрим, по идее это было бы интереснее и ближе Церкви.

Master_Mixa

Ты конечно прав, православных и православия сейчас куда больше, чем в совковые времена. Но в большинстве случае воцерковление очень поверхностное - носить крестик это еще не значит быть христианином. Реально воцерковлено (регулярно посещают церковь и ведут соотв. образ жизни) 1-2% населения страны. Политическая деятельность священнослужителям запрещена, мирянам хоть и не возбраняется но и явно не поощряется. В общем правильно - по библейским принципам невозможно устроить царство Божие на земле.

befree

ммм...
всегда склонялся и склоняюсь к точке зрения - что если веришь,то верь тихо для себя.
а остальное - это уже погоня за деньгами.
если б с религией было также как в СССР щас - был бы рад.

life4hack

Тихо верить это удел убогих
Верить надо так чтобы весь мир Гремел

rada3

Что значит верить тихо?
И что значит - погоня за деньгами?

Master_Mixa

если веришь,то верь тихо для себя
Несоглашусь. Можно провести аналогии: неверишь, неверь тихо, для себя; любишь родину, люби тихо никак это не проявляй, любишь играть в футбол, делай это тихо, чтоб никто не замечал.
А любовь к деньгам, она везде бывает.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: