Салернская врачебная школа

karim

Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя
Члены свои, причешись и зубы почисти.
Всё это Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья
Бойся. Источников гладь и трава - глазам утешенье;
Утром на горы свой взор обрати, а под вечер – на воды.

http://mcc.md/vasangela/Salern.htm

karim

С IX столетия Салерно, расположенный в глубине Пестанского залива (Кампания был долгое время римской колонией и находился на пересечении многих торговых путей Востока.
Уже в IX столетии в Салерно существовала корпорация врачей, не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Салернская врачебная школа являлась храни- тельницей античной медицины. Ее называли «civitas Hippocratica» (Гиппократовое общение).
Уже в IX–XI веках в Салерно были созданы труды практической ме- дицины, такие, как «Антидотарий» – включавший в себя 60 рецептов, и «Пассионарий» – практическое руководство по диагностике различных заболеваний.
В XII веке в Салерно был создан фундаментальный трактат «De aegritudinum curatione» («О лечении заболеваний» в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с головы до пят». Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение «De adventu medici ad aegrotum» (О приходе врача к больному» пользовавшееся широкой популярностью.
Лучшим списком произведений Салернской школы является Бре- славльский кодекс, составленный в середине XII века. XII век был вре- менем наивысшего расцвета Салерно. Император Фридрих II (1212 – 1250) дал Салернской школе, единственной в империи, исключитель- ное право присваивать звание врача и воспретил заниматься меди- цинской практикой без соответствующей лицензии этой школы. Обучение продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс. Салерно сделался знаменитым медицинским центром всей Европы.
В начале XIII века был составлен труд, написанный по обычаю того времени в стихах, – «Flos medicinae», буквально: «Цвет врачебного искусства». Самые различные вопросы, в том числе и взгляды на то, каким должен быть врач, назначение медицины, теория заражения и многое другое нашли здесь свое отражение.
Дидактическая поэзия – один из древнейших жанров античной литературы. Ее истоки восходят к Гесиоду (VIII–VII в. до н.э. автору поэмы «Труды и дни», в которой приводятся советы о сохранении здо- ровья. Медицинская дидактика не случайно обрела поэтическую форму. Это не только дань древней традиции. Благодаря поэзии, чисто ме- дицинские советы становятся доступнее и лучше запоминаются. «Ра- дуют душу стихи и, немногие, много вмещают» – сказал один из врачей XVI века.
Интересно отметить, что среди прославленных профессоров школы было немало женщин. Так, в XI веке преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О черной желчи») и «De natura seminis humani» («О природе человеческого семени»).
Среди ученых женщин, читавших около 1059 г. лекции в Салерно, была Тротула – «nobilis matrona». Из ее трудов до нас дошли следующие: «De passionibus mulierum» («О женских болезнях») и «De compositione medicamentorum» («О составлении лекарств»). Тротулу неоднократно цитируют многие авторы XI и XII веков. Сохранилось еще много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе.
Так, Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О моче», «О зародыше» и другие.
В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здо- ровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы.

karim

http://earving.nm.ru/spisok1.html
для безинетных
Отношения к Чистоте и мытью
В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот.
Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:
"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.
Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux. Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела. Купание считалось прелюдией для греха. <…> [Общественные ванны] подозревались, потому что они были слишком общественны; не было ничего лучше, чем вымыть свое тело в уединении у себя дома. " (p. 525)
В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны. И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность.
Другой вопрос, как часто люди купались.
Shahan говорит, " В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику " (p. 291-292).
Magdalena z Wroclawia из Slavic Interest Group сообщает " В моем городе был закон (в XIII-XVвека) в котором говорилось, что каждый гражданин должен посетить общественную баню один раз в неделю. Если кто-то не хотел следовать этому закону, он был заключен в ' башню ' или платил штраф " [цит.]. С другой стороны, другие авторы предполагают, что некоторые люди жили недели, месяцы и годы без мытья. Douglas Biow предполагает, что внимание к чистоте в Италии возросло в период Ренессанса, в ответ на вспышки чумы.
Частные ванны Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким.
Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей. В некоторых замках были специально встроенные ванны. В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.
Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи. Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.
Общественные бани
Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться. Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.
К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.
Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка. Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными. Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение.
Банщики нанимали специальных глашатаев. Которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета: "Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292 [Riolan, Curieuses Recherches, p. 219].
Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение. Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья. [C. de Beaurepaire, Noveaux Melanges historiques, Париж, 1904, p. 94]...
Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол. [Valerius Maxiumus, 'Faits et Dits memorables' fifteenth cneutry) Paris, BN, ms.fr., 289; fol 414]... "
— Vigarello, Georges, Concepts of Cleanliness, p. 21-22
Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».
Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки. Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон, что они оставляют раскрытую шею, грудь, руки и плечи. " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400 " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. " Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью, а женщины носят все их драгоценные камни; «Вы могли бы подумать, что они шли не в ванны, а на фешенебельную свадьбу» (Pognio, цитируемый Mack)
В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания.
Некоторые монастыри имели фонтаны для мытья рук (иногда называемые ' умывальник' вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн.
Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах и. Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики. Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей.
Добавки для Ванн
Травы
"Если ваш господин желает купаться и мыться, повесьте вокруг потолка цветы и сладкие зеленые травы. Наполните бассейн водой с горячими свежими травами, и вымойте его тело мягкой губкой, ополосните его изрядным количеством теплой розовой воды; после этого позвольте ему лечь спать; но смотрите, чтобы кровать была мягкой и хорошей."
Как мудрый человек учил своего сына Lambeth 853, fol. 186
Манускрипт Lambeth предлагает использовать для ванны алтей, просвирник, постенницу лекарственную, коричневый сладкий укроп, бузину, зверобой, горечавку, подорожник (plantain? ромашку, сельдерей (дикий сельдерей веронику ключевую, скабиозу, воловик, дикий лен, листья ракиты и зеленые овсяные зерна.
Hildegarde Bingen предлагает смеси трав, для освежения головы в сауне, и для полива камней сауны, для нанесения на тело и/или в питье в сауне, для купания в них:
"Влейте воду, в которой варились овсяные зерна, на горячие камни. Если делать это часто, это восстановит здоровье." (p. 12)
"Тот, кто страдает от каменной болезни, должен взять петрушку и добавлять третью часть камнеломки. Отварить это в вине, процедить через ткань и пить в сауне. Также он должен отварить петрушку с третьей частью камнеломки в воде и поливать этой водой горячие камни в той же самой сауне." (p. 42)
"Дикий салат ... гасит страсть в человеке. Мужчина, испытывающий постоянное необузданное желание в половых органах, должен отварить дикий салат в воде и поливать себя .той водой в сауне. Он должен также разместить теплый, отваренный салат вокруг своих половых органов, ещё находясь в сауне... Если матка женщины раздувается с желанием не поддающимся контролю, она должна принимать ванну с диким салатом. Сидя в сауне, она должна лить воду, в которой был отварен дикий салат, по горячим камням. Она должна разместить теплый, отваренный салат у своего чрева ..." (p. 49)
"Женщина, испытывающая сильные боли при месячных, должна взять пижму и столько же по весу пиретрума девичьего, и немного большее количество коровняка. Она должна отварить их в воде, взятой из свободно текущего плавного потока, умащенного солнцем и воздухом. Тогда она должна поместить камни в огонь и сделать сауну с вышеописанной водой и травами. Она должна положить теплые травы на скамью и сесть сверху. Если они остыли, их нужно нагреть в той же самой воде. Это необходимо проделывать на протяжении всего времени, пока она находится в сауне, и ее кожа и тело, также как ее матка, смягчится экстрактами этих трав, и поры её откроются." (p. 58)
В Banckes' herbal (1525) предлагалось использовать душицу (майоран/орегано) в ванне для улучшения состояния кожи при заболевании чесоткой.
William Langham's Garden of Health ( (1579) предлагает розмарин: ' Доведите до кипения много розмарина и купайтесь в нем. Он сделает Вас крепким, живым, радостным, наслаждающимся и молодым '.
Le Menagier de Paris (в переводе Tania Bayard говорит:
Сделайте воду для мытья рук за столом: вскипятите шалфей, затем процедите воду и охладите её, пока она не станет чуть теплой. Или используйте ромашку, майоран или розмарин вскипятив их с кожурой апельсина. Лавровые листья тоже хороши.
Масла
Масла, добавленные в ванну или применяющиеся после купания, упомянуты (часто с нехваткой конкретности) во многих текстах, включая Trotula.
Умащение Маслом до и после ванны было стандартной практикой в Римские времена, и не неблагоразумно думать, что практика не сохранилась в Средневековье.
Предписание Francis Bacon's для ванны:
"Сначала, перед купанием, натрите и намажьте тело маслами, бальзамами, и мазями, которые при воздействии ванны увлажняют и впитываются в кожу, но не каких спиртовых вод. Сидите 2 часа в Ванне, завернутые в ткани". (Цитата Classen, Howes и Synnott)
Мыло
Не понятно, когда мыло вошло в широкое использование.
Согласно Британской энциклопедии
"Мыло было известно в течение по крайней мере 2,300 лет. Согласно Плинию Старшему Phoenicians готовил его из козлиного жира и пепла в 600 веке до РХ и иногда использовал его для бартера с Галлией.
Греческий врач Гален упоминает мыло как лекарство и как средство очистки тела. В Европе, производство мыла в Средневековье сосредоточилось сначала в Марселе, позже в Генуе, затем в Венеции".
Мыло в тот период производилось из смеси жиров и пепла, хотя часто вместо животных жиров использовалось оливковое масло. Мыло - одно из тех изделий, что производилось в гильдиях, чей рецепт не афишировался.
Пахнущие мыла для лица и рук, приготовленные смешиванием мыла с ароматными эссенциями, появляются в 16-ом веке.
Испанский Manual de Mugeres 16-го века (перевод Karen Larsdatter) предлагает некоторые рецепты мыла:
Мыло для лица.
Две унции белого мыла, ошпарить в кипящей воде и процедить через ткань; кварту мастики, с половиной кварты смолы полыни, кварту sodium tetraborate и одну унцию белого сахара. Размелите все и пропустите через решето, смешайте их с мылом и поместите в формочки. Добавьте в каждый кусочек каплю ros de bota.
Мыло для рук.
Одна унция семян тыквы, одна унция очищенных семян дыни и унция семян редьки. Смешайте все вместе с двумя унциями кипрского мыла и делайте из этого пюре с медом. Придайте форму шаров.
Мыло для рук.
Возьмите фунт перетертого Valencian мыла и положите его, закрепив толстой тканью. Поместите его в горшок с кипящей водой и варите, пока оно не станет синим. И в то время как мыло варится, возьмите небольшую чашку мыла, небольшую чашку меда, столько же желчи коровы, пол чашки сока лилии, и небольшую чашку уксуса. Поместите все это в горшок и поварите вместе, пока смесь не загустела. А если Вы хотите сделать из смеси небольшие шары, позволять ей вариться пока она не затвердела.
Специальная вода
В то время как люди редко наполняли их ванны минеральной или святой водой, купание или мытьё в воде из минеральных или горячих источников, или из святых источников все же практиковалось; питьевая вода из минеральных источников тоже была известна. Минеральная промышленность ни в коем случае не была столь же активна, как это было в 18-ых и начале 19-ых столетиях, но места типа Bath в Англии получали свою долю туристов. Публикации 16-ого столетия в Англии предлагают путеводители по множеству минеральных водных курортов.
Средневековая уборная Однако не так солнечно обстояли дела с туалетами. Даже самый большой замок не имел привычных нам туалетных удобств. Обычно отхожее место или уборная была встроена в стену замка, нависая над землей или находилась ниже уровня воды. Некоторые уборные имели деревянные сиденья, но большинство было просто вырезано из камня. Это было весьма неудобно, особенно зимой! Мало этого, только некоторые туалетные комнаты отделялись дверью, большая же их часть оставались открытыми. В качестве туалетной бумаги использовалась солома. В некоторые спускные желоба были помещены железные брусья, чтобы препятствовать входу через них солдатам нападавших армий.
И уже в те времена пользовались популярностью комнатные горшки.
Список использованных источников:
1)Жак ле Гофф "Цивилизация средневекового Запада".
2)"Bathing and washing during Medieval time". Статья в сети.
3)"Bathing during the Middle Ages". Статья в сети.
4)"Bedrooms, Bathing and Indoor Plumbing". Статья в сети.
5)"A Short History of Bathing before 1601". Статья в сети.
6)"Manual de mugeres en el qual se contienen muchas y diversas reзeutas muy buenas". Перевод.

karim



karim

04.2007 10:51 : сортиры есть во всех средневековых замках
06.04.2007 10:51 : в орденских замках они вообще на речке делались
06.04.2007 10:51 : то есть такая отдельная башня над проточной водой и стена арочная до нее
06.04.2007 10:51 Машенька: сцылгу?
06.04.2007 10:52 : Ну у меня к примеру книжка есть- Замки Немецкого Ордена в северо-восточной Пруссии
06.04.2007 10:52 : соответтсвенно в сортирах частенько была проточная вода

12457806

Интересные у них там групповушки в ванных. А миниатюру "Срущий рыцарь" хоть на аватар бери!

a100265



Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику " (p. 291-292).

не пойму каким образом рецепт мыла доказывает повсеместную ежедневно-многоразовое принятте ваны. тем более что мыло это не европейской изобритение.
текст малорепрезентотивный с точки зрения заявленой темы.
и потом правила, а ты привела именно правила, не означают повсеместного использавания ван. правило этикета есть напоминание. если бы все было так как ты себе представляешь, что все по нескольку раз в день парились и еблись в ваной, то правил бы и не было. угога

sergei1207

Молодой человек- у вас в профиле четко написано, что историю вы знаете только после вылаза из подполья коммуняк. не надо с умным видом пиздеть про то, что не знаете.

a100265

в сад

a100265



Возьмите фунт перетертого Valencian мыла и положите его, закрепив толстой тканью. Поместите его в горшок с кипящей водой и варите, пока оно не станет синим. И в то время как мыло варится,
как все просто.
ага все горожане и крестьяне тока и делали что варили мыло каждый день и мылись, мылись, мылись
ладно...
 
С XIII в. начинается расцвет мыловарения во Франции и Англии. Отношение к этому ремеслу было самое серьезное. В 1399 г. в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией которого считалось: мытье в бане с мылом. В этой стране долгое время под страхом смерти члену гильдии мыловаров запрещалось ночевать под одной крышей с мастерами других ремесел - дабы не выдать тайну.
дадада эта фраза доказывает что швец и жнец имели мыло и мылись им по тир часа ежедневно. а аглицкий король сдуру засекретил то чем все ужо пользавались сто лет. нуну.
тут

karim

совсем теплый?
не можешь подтвердить свою тз ссылками на научную литературу (а не на децкие книшки) - пшел нах

minher

распечатать и повесить над кроваткой каждого физика, математика и химика.
завоняли гз, сцуко, дышать нечем

a100265

слила

a100265



совсем теплый?
для совсем горячих павторяю: большинство текстов средневековых по медицине и гигиене спизж*но из византийских и восточниых источников. мыло вообще пришло в европу только с крестоносцами. угажай откудова? проавильно из крестовых походов, из арабского мира.
ботай тему дальше

karim

очень, очень авторитетное мнение

a100265



очень, очень авторитетное мнение
 
Щас зацитирую Фернана Броделя
Braudel) Фернан (р. 24.8. 1902, Люмевиль, департамент Мёз французский историк. Руководитель французского Центра исторических исследований (с 1948 проф. Коллеж де Франс (с 1949 заведующий (с 1956) 6-й секцией ("Экономические и социальные науки") в Практической школе высших знаний (Ecole pratique des hautes études). Б. - редактор журнала "Annales, Economies, Sociétés, Civilisations", пользующегося значительным влиянием среди западноевропейских историков. Основные труды по социально-экономической истории Западной Европы 16-18 вв. Особенно подробно в них характеризуются развитие торговли и денежное обращение, много внимания уделяется также влиянию геогр. среды на социальные процессы.
Влияние Броделя на мировую историографию сложно переоценить. С его именем связывают не только изменения во французской историографии (затронувшие непосредственно и школу Анналов но и серьезные изменения парадигмы современной исторической науки во всем мире. Ф.Бродель
материалы о Ф.Броделе
Фернан Бродель "СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ:возможное и невозможное"
 
Чистоплотность во все времена и у всех людей оставляла же- лать лучшего. Очень рано привилегированные станут отмечать вызывающую отвращение неопрятность бедноты. Так, в 1776 г. один англичанин удивлялся «невероятной нечистоплотности» бедняков французских, испанских и итальянских: она-де «делает их менее здоровыми и более безобразными, чем бедные в Ан- глии» 185. Добавим к этому, что повсюду, или почти повсюду, крестьянин прикрывался нищетой, которую он выставлял напо- каз, защищаясь таким образом от сеньера или агента налогово- го ведомства.
 
Но если говорить только о Европе, были ли столь чистыми сами-то привилегированные? Практически только во второй половине XVIII в. установил- ся обычай (для мужчин) носить вместо простых коротких шта- нов на подкладке «кальсоны, которые каждый день меняют и которые поддерживают чистоту». И мы уже отмечали: очень мало было бань, да и те в крупных городах. В том, что касается мытья в бане и чистоплотности, Запад в XV-XVII вв. познал фантастических масштабов регресс.
 
Бани, давнее наследие Ри- ма, были правилом по всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бас- сейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку.А что каса- ется зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки-обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ван- на, которую за ним возили по полям сражений. После разгро- ма под Грансоном (1476 г.) ее обнаружили в герцогском ла- гере 1^.
 
Начиная с XVI в. общественные бани становятся все более редки, почти что исчезают, по причине, как говорили, распро- странения заразы и страшного сифилиса. И несомненно, также по причине деятельности проповедников, католиков или кальви- нистов, яростно обличавших бани как рассадник бесстыдства и угрозу морали. Тем не менее у частных лиц ванные комнаты со- хранятся довольно долго.
 
Но мало-помалу мытье в бане сде- лается врачебным средством, но не привычкой к поддержанию чистоплотности. При дворе Людовика XIV к бане станут прибе- гать лишь в порядке исключения, в случае заболевания ^. К то- му же в XVII в, общественные бани, которые сохранились, в ко- нечном счете перешли в руки цирюльников-хирургов.
 
И только в Восточной Европе (в том числе и в России, а в общем - в славянском мире - Елдак) практика пользования общественными ба- нями со средневековым простодушием останется в силе вплоть до последних деревушек. На Западе же они зачастую станови- лись публичными домами для богатых клиентов.
 
С 1760 1. мода ввела в обиход купания в Сене, устраивавшие- ся на борту специально построенных судов. «Китайские бани», сооруженные возле острова Сен-Луи, впоследствии долго были модными.Однако репутация таких заведений оставалась со- мнительной, и чистоплотность отнюдь не сделала решающих успехов 1^. По словам Ретиф де Ла Бретонна (1788 г. в Париже почти никто не купался, «а те, которые это делают, ограничи- ваются разом или двумя за лето, т. е. за год» 190. В Лондоне в 1800 г. не было ни единого банного заведения. И даже намного позднее леди Мэри Монтегю, весьма высокопоставленная и очень красивая английская дама, рассказывала, что она как-то ответила лицу, обратившему внимание на сомнительную чисто- ту ее рук: «И это Вы называете грязью? А что бы Вы сказали, увидев мои ноги! » 191.
 
В таких условиях почти не приходится удивляться скромным масштабам производства мыла, а ведь оно восходит ко време- нам римской Галлии. Его редкость сама составляла проблему; она, возможно, была одной из причин высокой детской смерт- ности 192.

sergei1207

вы печатаете байки, ровно такого же уровня достоверности, как то, что в СССР по улицам ходят пьяные медведи с balalaijka и в папахе, все по ночам боятся приезда чорного воронка и за всеми следит KGB.
То есть это не что иное, как тупые агитки, позволяющие простому советскому рабочему с окраин, который раз в неделю моется в бане ощутить себя культурнее и круче всяких королей рыцарей и вообще всех разом на "загнивающем западе".
С другой стороны в европе была несомненная проблема с гигиеной, наставшая по причине гораздо более обширного освоения земель, нежели к примеру на територии России, и как следствие большей вырубки лесов. грубо говоря- нечем было баню топить и греть воду для ванн.
Но проблема эта коснулась далеко не всех это раз, так как европа она обширна, от швеции до испании, от англии до польши, и два- пришлась она не на средневековье, а на ренессанс и новое время.
И еще- то, что раньше уровень гигены был не такой высокий как сейчас- это факт. но когда обсирают европу, почему-то по умолчанию считают, что "у нас" было лучше. опять же- это как средняя температура по палате- не везде, не всегда и не факт что так.
к примеру можно почитать записки дяди Гиляя относительно москвы конца 19-начала 20 в.
тоже местами не благоухающий цветочник.

a100265



вы печатаете байки, ровно такого же уровня
ну да да Ф.Бродель - основатель ментального подхода, только байки и песал, ага

sergei1207

проблема эта коснулась далеко не всех это раз, так как европа она обширна, от швеции до
от англии до польши, и два- пришлась она не на средневековье, а на ренессанс и новое
Вот, и статья этого французишки мои слова подтверждает- регресс начался века с 16го, собственно с началом эпохи просвещения =0)

sergei1207

повторяю- он четко пишет что это не про средневековье.
и кстати- вы думаете что с гигиеной в россии обстояло как-то лучше?
Может в каждой деревне был водопровод и канализация?
а может изба которая топиться по-черному чище, чем дом с камином?

a100265



татья этого французишки мои слова подтверждает- регресс начался века с 16го, собственно с началом эпохи просвещения =0)

неважно.
я выступил против бредового утверждения некоторой форумской женщины, что европа (моя любимая европа, а я люблю европу, особено исландию) - образец чистоты, а текст шалера про блох в прическах и про таракано-блохоловок у знатных дам - пиздешь и навет на великую европейскую культуру, что в россии в банях никто не мылся, и все ходили чумазыми всю жызнь не в пример чистюлям европейцам. вот и все, ничего более.

a100265

я знаю что такое ренессанс и новой время и раннее и позднее срденвековье
не надо ликбеза

karim

пусть тебе ! за клевету поставят

Satellite

Но мало-помалу мытье в бане сде- лается врачебным средством, но не привычкой к поддержанию чистоплотности. При дворе Людовика XIV к бане станут прибе- гать лишь в порядке исключения, в случае заболевания
Вау:
О вхождении банном
Учитель магистр глаголет: что в баню не входим студеных и зимних; предстоит паритися, кои не работают, и егда всласть брашно приемлют и с преизлишеством вино или пиво пиют, и от чего рождается волгость промеж кожи и тела, тем людям пристоит паритися в сухом пару; а иным людям, кои вельми работают и ездят во дни жаркие, а пот на теле пролиется, те да парятся в мыльне с водою да пот смывают.
Мастер глаголет: аще в мыльню идти хощешь или рожки ставить, тогда луна да будет во ущербе, а добро есть поити в балию.
Пристоит всякому человеку ноги парити водою теплою, в которой парена есть романова трава, понеже то очам и мозгу и главе лечба есть. Главу же парим на тще сердце или долго после стола, и то твори чрез пятнадцать дней, а 20 дней не перепусти, а в мыльню не ходи борзо после стола или егда человек пиян, но ждем, докуды износится, или три или четыре часы после стола. А в мыльне да не Пием, понеже от того великая болесть печени бывает, такоже и не скоро после мыльни ядим или Пием, дондеже тело обхолодится; а паримся в среднем пару, а не в жарком, понеже жаркий пар не попустит отворитися потнице из тела, а пот станет промеж кожи и тела. А недобре паримся знойно долго, понеже от того бессилье бывает, и естественную теплость сильно вытянет, и наводит человеком неохотство, кое же и к питию и ко спанью, а после исхождения мыльного н скоро студись, понеже от того бывает великая пакость мозгу, и главе, и костям, и спине, и от того родится судорога и грыжа. Трезвое же парение любивость наводит телу, а то ристоит вельможам и целомудренным людям – любивым же ристоит паритися, егда брашно в полы изноет, и от того они тукость приемлют часто, еже парение болесть наводит.
Аще кого утроба держит, или глава болит, или очи, или зубы, или язвы сеченве, или грыжа, или отток, или кто объелся, те да не входят в мыльню, и аще запаоведь преступают, в великий недуг впадают.
А прежде вхождения банного человек да идет на столчак и потом мало да походит. Никто да пиет вина, или пива, или иного студеного пития в мыльне, а после мыльни да не ядим никако же перцу, и луку, и чесноку, или иные, кои естеством суть горячи. И то с прилежанием внимай, понеже от того родится болесть, кая именуется канинус апетитус, сиречь ненаясыть. Кто хощет гораздо потети в мыльне, тот прежде мыльни да не пиет. Мыленном парении различна есть врачба, якоже учители глаголют, понеже парение нутрь мягчит, и потницы отворяются, и собирательная вредительная мокрость, и утробное течение завяжет, и утомление холодит, и сладость в брашне наводит, а иногда баня болесть наводит, понеже сила телесная от того малеет, да мнится человеку, что сердце у него разгорелося, и рыгание творит, и вредитебьная мокрость от того рождается, и смерть наводит – аще небрежением в баню пойдет, яко выше писано есть.
Лечебник от многих мудрецов о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому предстоящих

karim

для тех кто не в теме - я писала что рыцари срущие в доспехах - это пиздеж
за что елдак начал крыть меня матом

a100265



пусть тебе ! за клевету поставят
лучше плюнь в лицо "лжецу"-Броделю
а еще лучше апровергни его
ты так и непоняла что источник относящийся к духсотолетнему периоду не характерезует всю бытовую культуру европы в целом всех времен?
видно мышек тебе резать пристало а не диспуты устраивать

karim

зачем мне борделя опровергать?
он не противоречит ни с одним моим постом

a100265



меня матом
я не матерился, а вот ты меня точно пару раз матюкнула

sergei1207

вы слишком сильно обобщаете. ваше обобщение, в таком виде- чисто бред. вам именно на это намекают.
перед каждым утверждением надо ставить- не везде, не всегда и не факт, что именно так.
и в европе были любители мытья, и в россии грязнули. обобщать средневековье с длинноволосых королей итд до нового времения и всего последующего до 19 века, и на этой основе клеймить всю культуру разом- верх идиотизма.
Европа- не образец чистоты, но понятие о гигиене там имели, и при возможности к гигиене прибегали.
соседи европы, да и вообще другие современные ей государства- тоже вовсе не образец чистоты, и везде можно найти примеры бытовых условий, кажущихся ужасными современному человеку. делать такие сравнения, вот они все в говне а мы в бане- некорректно. тон с которым пишуться подобные статейки, позволяет усомниться в адекватности авторов.

aldo63

Он не крыл тебя матом ты с йобуром на него наезжаешь, как обычно впрочем.

karim

далее, зобавное

a100265



я писала что рыцари срущие в доспехах - это пиздеж
не надо водить в заблуждение людей. ты написала что сранье в доспехи - это фигня, потому весь остальной текст - фигня, в том числе и про 16-18 века, и значит дала понять что европа во все времена была чистоплотной и т.д. я подверг самнению этот тезис которые есть домысел.
правильно, не надо всю историю европы мерить парой источников 13-14 веков.
 
кстати и не надо преувеличивать читоплотность европы в средневековье так как именно якобы мегачистоплотное средневековье больше всех от чумы и постардало.

a100265



перед каждым утверждением надо ставить- не везде, не всегда и не факт, что именно так.
и в европе были любители мытья, и в россии грязнули. обобщать средневековье с длинноволосых королей итд до нового времения и всего последующего до 19 века, и на этой основе клеймить всю культуру разом- верх идиотизма.
забавно
я тоже самое ерсуб пытаюсь доказать

karim

ы написала что сранбе в доспехи - это фигня, потому весь остальной текст - фигня

опять напиздел

aldo63

слив защитан, короче.
вы слишком сильно обобщаете
Нифига. Перечитай выделенное жирным в его постах, подумай.
Европа- не образец чистоты, но понятие о гигиене там имели, и при возможности к гигиене прибегали.
соседи европы, да и вообще другие современные ей государства- тоже вовсе не образец чистоты, и везде можно найти примеры бытовых условий, кажущихся ужасными современному человеку.
Были люди, которые мылись, были - которые нет. И в Европе, и не в Европе. Потясающе важная новость!

a100265



опять напиздел

йа дочитала до срущих в доспехи рыцарей и дальше ниасилила этот бред
если бы ты хоть раз обратил внимание на устройство доспехов, ты бы увидел, что жопа в них всегда открыта миру и новым половым контактам
а ваще боян, уже обсуждалось в форуме и вроде как там расписали что в европе всегда больше мылись чем на руси

твои слова?
ну и хто песдит.
Юбур, ну и кто обощает?

karim

у тебя очень искаженное восприятие реальности, судя по всему

sergei1207

ту, исходную статью можно просто раздергать на примеры тупого пропагандисткого бреда.
пример со сраньем в доспехи- лишь один из них.
то, как там свалено средневековье и все остальное в одну кучу- еще один из показателей "научности" и степени достоверности статьи.

a100265



ну вот материшся же, а на меня напраслину возводишь

karim

мое пожелание остаецо в силе!

a100265

и как сваленость в кучу доказует что "в европе всегда больше и чаще мылись чем на Руси"? (c) ерсуб.

sergei1207

дада. я сразу засчитал слив всем ебаным комми и их поклонникам.
\\ Нифига. Перечитай выделенное жирным в его постах, подумай.
если у вас все представление о всей европейской культуре от падения рима до 20 века составлено на основе выделенного жирным в постах форумного флудера- я вас поздравляю. только старайтесь не блистать вашими "знаниями" в кругу образованых людей пожалуйста.
\\ Были люди, которые мылись, были - которые нет. И в Европе, и не в Европе. Потясающе важная
\\ новость!
судя по некоторым статьям- для кого-то и эта информация будет ошеломляющей новостью.

78685

Однажды некий паладин
В доспех нагадил, словно свин
Чем обратил немедля в бегство
Орду свирепых сарацин!

a100265



может изба которая топиться по-черному чище, чем дом с камином?
сравнил жопу с пальце, избу крепостного с каменым домом джентри
очень репрезинтаттивно

sergei1207

с тем что "Европа"- это не одно государство и не в один момент времени. "русь"- тоже не четко фиксированное место и тоже не в один момент времени.
Можно взять орденский замок в остпруссии с баней и отдельным данцкером, или монастырь Клюни 12-13 веков и сравнить сколько там мылись по сравнению с трущобами москвы начала 20 века. бред выйдет полный, но можно написать мощную пропагандистскую статью о чистоплотных монахах или благородных рыцарях Немецкого Ордена по сравнению с "русскими свиньями". но ничем кроме тупой пропаганды такая статья не будет.

a100265



если у вас все представление о всей европейской культуре от падения рима до 20 века составлено на основе выделенного жирным в постах форумного флудера- я вас поздравляю. только старайтесь не блистать вашими "знаниями" в кругу образованых людей пожалуйста.
1.ты совсем... того или прикидывашся толька?
я это битый час доказываю одной форумской женщине (не нужно по одному -двум документам всю историю всей европы описывать)
2. джойну спасибо за поддержку
 

78685

с тем что "Европа"- это не одно государство и не в один момент времени. "русь"- тоже не четко фиксированное место и тоже не в один момент времени.
Можно взять орденский замок в остпруссии с баней и отдельным данцкером, или монастырь Клюни 12-13 веков и сравнить сколько там мылись по сравнению с трущобами москвы начала 20 века. бред выйдет полный, но можно написать мощную пропагандистскую статью о чистоплотных монахах или благородных рыцарях Немецкого Ордена по сравнению с "русскими свиньями". но ничем кроме тупой пропаганды такая статья не будет.
+1
все гадили, стопудово

sergei1207

\\ сравнил жопу с пальце, избу крепостного с каменым домом джентри
репрезинтаттивно
Вы разве сами не видите, что формат исходной статьи позволяет это делать?

karim

кретин, там не 1-2 а уже восемь документов упомянуты только в этом треде

Kraft1

А о чем вообще спор?

sergei1207

была какая-то говностатейка и рассуждения на тему, типа в европе жыли- сплошь говно и никто не мылся, тогда как на руси все разом ходили в баню и благоухали. да здравствует чистая русь и позор немытой европе итд.

aldo63

дада. я сразу засчитал слив всем ебаным комми и их поклонникам.
Ты вернулся в форум слюной побрызгать? Это какого рода удовольствие?
если у вас все представление о всей европейской культуре от падения рима до 20 века составлено на основе выделенного жирным в постах форумного флудера- я вас поздравляю. только старайтесь не блистать вашими "знаниями" в кругу образованых людей пожалуйста.
\\ Были люди, которые мылись, были - которые нет. И в Европе, и не в Европе. Потясающе важная
\\ новость!
судя по некоторым статьям- для кого-то и эта информация будет ошеломляющей новостью.
В первых постах йерсуб пыталась показать, что в европе был культ чистоты. Ей и тебе ссылкой на работу известного историка показали, что это не так.
В ответ вы начали обзываться, переходить на личности, пытаться выкрутиться словами "где-то мылись, где-то нет, я не я и лошадь не моя и т.п." Ты это понять в состоянии?

karim

тред шаллера во флудде

karim

В первых постах йерсуб пыталась показать, что в европе был культ чистоты
пиздеж

a100265

 

йа дочитала до срущих в доспехи рыцарей и дальше ниасилила этот бред
если бы ты хоть раз обратил внимание на устройство доспехов, ты бы увидел, что жопа в них всегда открыта миру и новым половым контактам
а ваще боян, уже обсуждалось в форуме и вроде как там расписали что в европе всегда больше мылись чем на руси
 

karim

попей водички

Kraft1

Берестяные грамоты очередные, что ли?

sergei1207

кстати, современные люди, тем более жители городов считая, сколько раз кто мылся, как-то забывают о совершенно другой экологии в другие времена. до эпохи технической революции воздух был несколько иной, и соответственно к каждодневному полному омовению причин было существенно меньше.
да даже экология в рамках одного и того же времени может быть очень разной- крестьянин, живущий в курной избе и носящий одежду из грубого льна шерсти и зимой и летом сам по себе нуждается в мытье побольше современника, носящего шелковое белье(имеющее определенные гигиенические свойства живущего в помещении с камином или даже калориферной системой отопления(это где помещения отапливает горячий воздух, а не открытый огонь).
но в рамках подобных статей такие милые факты всегда остаются вне поля зрения.

a100265



была какая-то говностатейка и рассуждения на тему, типа в европе жыли- сплошь говно и никто не мылся, тогда как на руси все разом ходили в баню и благоухали. да здравствует чистая русь и позор немытой европе итд.
если так и не понял то обсуждаится вовсе не статья
про статью уже с первых постов в шалеровском треде забыли.

a100265



попей водички

a100265



Берестяные грамоты очередные, что ли?
нет, казахские навозныи кучи... эээ города то есть

karim

в этом треде как раз обсуждается шаллеровская статья, есличо

sergei1207

\\ В первых постах йерсуб пыталась показать, что в европе был культ чистоты. Ей и тебе ссылкой на
\\ работу известного историка показали, что это не так.
ер суб показала что в средневековой европе были развитые представления о гигиене. что опровергает ряд жареных фактов, изложенных в исходной говностатье.
ссылка на работу известного историка вообще не про средневековье, а про другое время. но вы похоже не видите разницы, чем наглядно демонстрируете уровень своих знаний и возможно интеллекта.

mesapotam

очень, очень авторитетное мнение
Не отрицая общеполезный характер дискуссии и приятную для авторов возможность потешить своё самолюбие, хотелось бы отметить её конечную бессмысленность: какая разница - как, чем и когда мылись люди в средневековой Европе и России, если они с одинаковой периодичностью дохли - если не от болезней, то от войн и голода.

a100265



ер суб показала что в средневековой европе были развитые представления о гигиене. что опровергает ряд жареных фактов, изложенных в исходной говностатье.
еще раз. обсуждалась не статья. а спровоцированный ею тезис ерсуб о чистой во все времена европе и грязной руси. этот тезис есть в первом флудерском треде. я его уже приводил несколько раз.
а ты избегаешь этого неприятненького фактеца
а статья и правда местами дурацкая потому ее все и пропустили. и если бы не тезис ерсуб то и срача бы небыло.

a100265



там не 1-2 а уже восемь документов

а ты знаеш сколько вобще документов от средневековья осталось? нет? вот и узнай

karim

ну покажи хоть один, который бы был на твоей стороне

a100265

читай броделя. слепая штоле?

karim

кстати, источнеги - научные статьи, каждая из которых опирается на кучу документов
так что хрен ты меня запутаешь

a100265

ты так ничо и непоняла
страно было бы если бы твои тексты были не на источниках основаны - это уже галюны бы называлось

karim

сказочный!

aldo63

Многие историки вообще отвергают понятие средневековье, так что твоя нападка идет лесом.

aldo63

Подскажи плиз, где они в сети. По названиям ни одна статья не нашлась.

karim

мне гугл дал первой же ссылкой

aldo63

Думал что в локальной сети.

karim

отвечая на твой стертый пост - за тем что это копия текста по ссылке для безинетных

sergei1207

ага, историки типа фомэнко вообще подвергают много что сомнению. только мало-мальски образованные люди подвергают сомнению адекватность таких историков.

aldo63

Тойнби отвергает, например.

Satellite

Ты вот это видел?
это смотря какой науке.

А Бродель для ебура вообще "французишка". Типично для сноба, упивающегося тем, что он "мало-мальски образованный человек", отвергать взгляды не согласных с ним ученых. Так что и Тойнби его вряд ли проймет.

Lenn

http://www.contrtv.ru/print/1610/
читай тут про "чистых Европейцев"

karim

хватит потчивать безпочвенным квасом

selena12

и при этом автор бочку катил на христианство - дескать, из-за него все грязнулями были. какая религия была в то время на Руси, скромно умалчивалось.

a100265



и при этом автор бочку катил на христианство - дескать, из-за него все грязнулями были.
бродель пишет что действия клирикалов это вовсе не "дескать", хотя он пишет о чуть более поздней эпохе.
что касается руси, то читал В.В. Долгова про менталитет древней руси. там говорилось что священики на руси как раз проповедовали среди горожан что например детей лучше вместе с собой не ложить спать, что при них не стоит ругатся, нельзя их в жарко натопленую баню вместе с взрослыми водить. и т.д.
хотя всякое бывало. были и на руси священики подобные тем которых высмеивала европейская литература возрождения.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: