Худайбийское перемирие как стратегия мусульманского миротворчества

zulya67

Ислам больше, чем какая-либо из известных человечеству религий, стремится к установлению мира», а Худайбийское мирное соглашение является образцом стратегического подхода к вопросам миротворчества и исламского призыва. Эта мысль известного мусульманского ученого, шейха Ахмада аш-Шарабаси, профессора Университета аль-Азхар должна подвигнуть нас к более глубокому изучению исламской позиции в отношении мирного строительства.
Коран о мире с немусульманами
Дежурные заявления мусульманских деятелей о том, что Ислам – это религия мира, признаться, уже мало кого убеждают в этом. Сознание современного человека не довольствуется постоянным повторением одних и тех же заклинаний о миролюбивом характере мусульманской религии в то время, когда пропаганда всех мировых СМИ утверждает обратное.
Оттого мусульмане должны доносить до сознания людей суть Ислама не общими фразами, а конкретными примерами из его истории и неопровержимыми доказательствами из исламских первоисточников – Корана и Сунны. И самое главное – через четко прорисованный механизм установления мусульманами мира на практике, основанный на принципах и предписаниях своей религии.
Вопреки распространившимся пропагандистским заявлениям о воинственности Ислама и фанатичной непримиримости мусульман с немусульманами, Аллах дозволил и даже предписал в определенных случаях стремиться к заключению мирных договоров с неверующими. Причем зачастую даже на условиях, ущемляющих права самих мусульман.
Коранический аят «…мир лучше» (Коран, 4:128 как нельзя лучше иллюстрирует общую позицию Ислама относительно характера и методов построения человеческих отношений. Хотя этот аят применен Аллахом в контексте описания семейной политики, он является основным принципом, которым должны руководствоваться мусульмане во всех сферах жизни.
Не говоря уже о необходимости примирять между собой мусульман, чему посвящено немало аятов и хадисов, даже в отношениях с неприятелем и воюющим противником Аллах предписал верующим при малейшей появившейся возможности стремиться к примирению.
Так в суре «Добыча» сразу же за аятом, в котором Аллах призывает мусульман приготовить против врага «сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага», Он дает мусульманам предписание «…если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру» (Коран, 8:60-61).
Имамы и факихи о мире с немусульманами
Ибн Касир (да будет Аллах милостив к нему) в своем тафсире относительно приведенного выше аята сказал, что мусульманам дозволяется заключить с неприятелем перемирие, «как сделал это Пророк в день Худайбийи».
Об этом же говорит в своей книге «Ахкаму-ль-Куран» толкователь Корана имам аль-Джусас (да будет Аллах милостив к нему). Имам ан-Навави (да будет Аллах милостив к нему) в комментариях к «Сахиху» Муслима указал, что среди ученых существует единогласное мнение (иджма) относительно дозволенности перемирия с неверующими, если в этом есть польза.
Имам ибн аль-Мунзир (да будет Аллах милостив к нему) в «аль-Аусат» сказал: «Если имам видит пользу в заключении перемирия с врагами, то он может сам первым предложить заключить перемирие, поскольку Пророк сам предложил заключить Худайбийское перемирие».
Как мы видим из слов величайших ученых и имамов нашей уммы, все они не только говорят о дозволенности Аллахом заключения мира с врагом, но и приводят в качестве примера Худайбийское мирное соглашение. Оно, действительно, является для всех нас образцом мусульманской политики миротворчества, стратегии нейтрализации враждебных факторов и дальнейшего продвижения исламского призыва.
Значение Худайбийского перемирия
Развитие событий с распространением Ислама на Аравийском полуострове при жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) свидетельствовало о том, что после битв при Бадре, Ухуде и Хандаке (у рва) моральный дух врагов мусульман неуклонно снижался. Неверующие уже больше не могли надеяться на то, что им удастся покончить с исламским призывом и уничтожить мусульман с помощью военной силы.
Казалось бы, этот коренной перелом в развитии военно-политического противостояния мединской общины мусульман и мекканских язычников должен был подтолкнуть Пророка (мир ему и благословение) нанести решающий удар по неверующим и покончить с ними раз и навсегда. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершенно неожиданно для всех по собственной инициативе идет на заключение мира с курайшитами, причем на таких условиях, что даже его ближайшие сподвижники отказывались его принять.
Его двоюродный брат и зять, будущий четвертый праведный халиф Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) не мог найти в себе силы подчиниться решению Пророка (мир ему и благословение). Один из величайших героев, праведников, аскетов и самых справедливых правителей Ислама, будущий второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) настолько не мог унять свое возмущение данным перемирием, что после решения Пророка (мир ему и благословение) пошел за ответом к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах).
Все эти удивительные события связаны с уникальным военно-политическим договором, заключенным по воле Аллаха Пророка Мухаммадом (мир ему и благословение) с неверующими курайшитами. Этот договор, известный как Худайбийское перемирие, несмотря на непонимание сподвижников, был назван Аллахом Всевышним победой мусульман над неверующими: «Поистине, Мы даровали тебе явную победу …» (Коран, 48:1).
Первый шаг к миру
Заключению этого перемирия предшествовало намерение Пророка (мир ему и благословение) во главе полутора тысяч своих сподвижников совершить умру в Мекку, все еще занятой язычниками. Узнав об этом, курайшиты созвали совет, на котором было решено не допускать мусульман к Каабе, чего бы это ни стоило.
Халид бин аль-Валид, бывший на тот момент еще неверующим, с двумя сотнями всадников перекрыл главный путь, ведущий в Мекку, в результате чего мусульмане и язычники оказались друг против друга. Однако, несмотря на численное превосходство, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) демонстрирует свое стремление к миру и, приняв решение избежать столкновения, сворачивает на горную дорогу.
Второй шаг к миру
Во время этого перехода по горным ущельям, когда Халид со своей конницей пытался опередить мусульман, верблюдица Посланника Аллаха (мир ему и благословение) по имени аль-Касва, опустившаяся на колени, ни в какую не хотела подниматься, несмотря на все приказы погонщиков. На это Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аль-Касва не заупрямилась, ибо это не в ее характере, но ее задержал Тот же, Кто задержал и слона!», - подразумевая слона йеменского правителя Абрахи, которому Аллах не позволил разрушить Каабу.
А потом сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, чего бы они ни потребовали от меня, я дам им это, если только они не потребуют нарушения запретов Аллаха!», - имея в виду, что он согласится на все приемлемые для него условия курайшитов для того, чтобы избежать вооруженного столкновения на территории святилища Мекки.
Третий шаг к миру
Когда до Посланника Аллаха (мир ему и благословение) довели, что курайшиты будут сражаться с ним, чтобы помешать ему достичь Каабы, он сказал: «Поистине, мы пришли (сюда) не для того, чтобы сражаться с кем-либо, а для того, чтобы совершить умру».
После этого Пророк (мир ему и благословение посланный Аллахом бороться до последнего с язычеством и многобожием, сам выступает с инициативой заключения мира с неверными: «Война истощила курайшитов и нанесла им ущерб, и если они захотят, я заключу с ними перемирие, (во время которого) они не должны будут вмешиваться в мои дела с (другими) людьми...»
Четвертый шаг к миру
Даже после этого шага Мухаммада (мир ему и благословение) безрассудные молодые курайшиты, рвавшиеся в бой и видевшие, что их предводители склоняются к миру, задумали помешать этому, решив проникнуть ночью в лагерь мусульман и сделать что-нибудь такое, что привело бы к войне. На это отважились семьдесят или восемьдесят человек из лагеря курайшитов. Однако охране мусульман удалось задержать всех их.
И в этом случае стремившийся миру Посланник Аллаха (мир ему и благословение) демонстрирует свои добрые намерения и отпускает всех вероломных язычников, не причинив им никакого вреда. Аллах Всевышний ниспослал по данному поводу аят, в котором говорится: «Он – Тот, Кто убрал их руки от вас и ваши руки от них в долине Мекки после того, как Он позволил вам одержать над ними верх» (Коран, 48: 24).
Пятый шаг к миру
После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) решил направить к курайшитам своего посланца, который подтвердил бы им, какую позицию он занимает и какова цель его похода. Он отправил к ним Усмана (да будет доволен им Аллах сказав: «Передай им, что мы пришли не для того, чтобы сражаться, а только для того, чтобы совершить умру, и призови их к Исламу».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел ему повстречаться в Мекке с верующими мужчинами и женщинами, порадовать их вестью о близкой победе и сообщить им о том, что Всемогущий и Великий Аллах приведет Свою религию в Мекке к победе, и тогда никому из верующих больше не придется скрываться.
Шестой шаг к миру
После этого, несмотря на временное обострение ситуации, вызванное слухами об убийстве курайшитами Усмана (да будет доволен им Аллах) и готовностью мусульман сразиться с язычниками, поэтапное продвижение к миру продолжилось.
Язычники, понимавшие, что положение становится критическим, поспешили направить к мусульманам для заключения перемирия Сухайля бин Амра, строго наказав ему следующее: «Перемирие можно заключать лишь при том условии, что в этом году Мухаммад уедет от нас, чтобы арабы никогда не говорили, что он вошел в Мекку благодаря своей силе!»
Когда Сухайль бин Амр прибыл к мусульманам, Посланник Аллаха (мир ему и благословение подтверждая свое твердое намерение добиться мирного разрешения противостояния, сказал: «Теперь ваше дело облегчилось (имея в виду созревшее намерение неверующих заключить перемирие ибо если курайшиты направили сюда этого человека, значит, они хотят мира».
Седьмой шаг к миру
После проведения переговоров с Сухайлем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) согласился с тем, что мирный договор подписывается на условиях, некоторые из которых казались на первый взгляд поражением мусульман и непозволительными уступками с их стороны курайшитам:
1. В этом году Мухаммад возвращается обратно и не входит в Мекку, а на следующий год мусульмане могут войти в Мекку и оставаться в городе в течение трех дней, имея при себе только мечи в ножнах, а курайшиты не станут никоим образом препятствовать им.
2. Военные действия между сторонами прекращаются на десять лет, в течение которых людям гарантируется безопасность, и они не будут нападать друг на друга.
3. Любой из тех, кто пожелает заключить союз с Мухаммадом, может сделать это, и любой, кто пожелает заключить союз с курайшитами, может сделать это. А то племя, которое присоединится к любой из сторон, будет считаться ее составной частью, и любое враждебное действие против этих племен будет рассматриваться как враждебное действие против соответствующей стороны.
4. Того из курайшитов, кто придет к Мухаммаду без разрешения своего покровителя, иначе говоря, сбежит от них, он вернет им, а того из находящихся вместе с Мухаммадом, кто придет к курайшитам, сбежав от него, ему возвращать не будут.
Восьмой шаг к миру
При завершении оформления перемирия Посланник Аллаха (мир ему и благословение) по требованию язычника Сухайля даже согласился заменить в тексте договора слова «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного» на другую формулу, известную курайшитам: «С именем Твоим, о Аллах».
Кроме того, он по требованию того же язычника Сухайля согласился заменить слова «Мухаммад, Посланник Аллаха …» на слова «Мухаммад бин Абдуллах», поскольку неверующие курайшиты даже при подписании договора отказывались признавать его Пророком.
Эти шаги Посланника Аллаха (мир ему и благословение а также условия договора, наверное, были самым непостижимым поворотом для его сподвижников. Как они продолжают удивлять и последующие поколения мусульман.
Возмущению сподвижников Пророка (мир ему и благословение) не было предела. Али (да будет доволен им Аллах) даже после приказа Мухаммада (мир ему и благословение) отказался стереть в тексте договора уже написанные слова «Посланник Аллаха». В результате Пророку (мир ему и благословение) пришлось стереть их собственноручно.
И без того вспыльчивый Умар (да будет доволен им Аллах а тут еще посчитавший, что мусульмане оказались униженными условиями договора, пришел к Пророку (мир ему и благословение) и заявил на пределе возмущения: «Так почему же мы должны унижаться в том, что касается нашей религии, и возвращаться, тогда как Аллах еще не рассудил нас с ними?! (то есть, возвращаться, не сразившись)».
Его возмущение было настолько велико, что он не удовлетворился ответом Пророка (мир ему и благословение отправился за ответом к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах не удовлетворился и его ответом. Он смог взять себя в руки только после того, как Сам Всевышний подтвердил, что данный договор является стратегической победой мусульман, ниспослав аят: «Поистине, Мы даровали тебе явную победу…» (Коран, 48:1).
Девятый шаг к миру
Следующим подтверждением решительности Пророка (мир ему и благословение) добиться утверждения мира с язычниками послужила немедленная выдача им неверующим сына Сухайля Абу Джандаля, который принял Ислам в Мекке, подвергался за это пыткам, был помещен в заточение и вот, наконец, присоединился к мусульманам.
Видя решимость Сухайля забрать своего сына от мусульман под угрозой разрыва только что заключенного мирного договора, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) согласился выдать неверующим новообретенного брата по вере.
А на просьбу Абу Джандаля не отдавать его вновь в руки язычников, из которых он только что вырвался, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «О, Абу Джандаль, терпи и надейся на награду Аллаха, и Аллах приведет тебя и тех слабых, которые находятся вместе с тобой, к облегчению и укажет вам выход. Поистине, мы заключили с этими людьми перемирие и дали им слово, как и они дали нам его, и мы не нарушим своего слова!»
Десятый шаг к миру
Наконец, когда мирный договор был заключен, и все требования неверующих были удовлетворены, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) приказал своим сподвижникам встать и заколоть свой жертвенный скот, что означало, что мусульмане возвращаются в Медину, не совершив умры.
Однако никто из сподвижников не сдвинулся с места, несмотря на то, что Пророк (мир ему и благословение) трижды повторил свой приказ, до тех пор, пока он сам не взялся за закалывание верблюда и за бритье головы. Таким образом, он дал окончательно понять своим все еще сомневающимся сподвижникам, что намерение заключить и поддерживать мир с язычниками было твердым и бесповоротным.
Выигрыш мусульман
Шейх Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури в своем жизнеописании Пророка (мир ему и благословение) называет Худайбийское перемирие великой победой мусульман и подробно разбирает его итоги:
1. Раньше курайшиты совершенно не признавали мусульман, стремились только к их поголовному истреблению и не могли дождаться того дня, когда они станут свидетелями их конца. Они прилагали все силы, чтобы воспрепятствовать доведению до людей исламского призыва, поскольку в Аравии курайшиты издавна являлись признанными религиозными лидерами и пользовались самым большим влиянием в мирских делах.
Таким образом, уже сам факт того, что курайшиты пошли на это перемирие, означал признание ими силы мусульман и свидетельствовал о том, что больше они не в состоянии оказывать им серьезного сопротивления.
2. Первый пункт позволил мусульманам открыть дорогу к Запретной мечети, которая в течение нескольких лет была для них недоступной, что также стало неудачей курайшитов, а единственным утешением для них могло служить лишь то, что они воспрепятствовали доступу к ней мусульман в этом году.
3. Если говорить о втором пункте соглашения перемирия, то он являлся еще одной значимой составной частью этой явной победы мусульман. Все войны, которые сопровождали укрепление мусульман в Аравии, начинали не мусульмане, а курайшиты, на что указывают и слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: «… и они первыми начали войну»(Коран, 9:13).
Договор о прекращении военных действий сроком на десять лет позволил положить предел вызывающему поведению курайшитов, став указанием на неудачу, слабость и поражение тех, кто развязывал войны.
4. Смысл третьего пункта заключенного перемирия указывал на то, что курайшиты забыли о своем религиозном и политическом лидерстве, и к этому времени думали только о собственной безопасности. И даже если бы Ислам приняло все остальное население Аравии, это не взволновало бы их, и они не попытались бы оказать на этот процесс никакого влияния.
Для мусульман цель всех войн, которые они вели со своими врагами, заключалась не в захвате имущества, не в уничтожении людей, не в принуждении к принятию Ислама, а в том, чтобы обеспечить полную свободу на пути исламского призыва и предоставлению людям возможности свободно выбрать – принять Ислам или отказаться. Аллах Всевышний сказал об этом так: «И скажи: «Истина – от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует» (Коран, 18:29).
Теперь же по заключению мира со своим самым главным противником и по нейтрализации всех препятствий с его стороны, достижению того, к чему стремились мусульмане, не могла помешать никакая сила. И мусульмане, действительно, достигли своей цели в полном смысле этого слова, поскольку получили желаемое с помощью мирного договора, что им, возможно, не дала бы и явная победа в войнах.
5. Таким образом, три пункта перемирия были явно на руку мусульманам, и только четвертый давал преимущества курайшитам, однако и они были ничтожными и никак мусульманам не вредили. Известно, что пока мусульманин оставался мусульманином, он никуда не бежал от Ислама из Медины, а поступал подобным образом лишь тот, кто явно или тайно становился вероотступником.
С другой стороны, то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не стал настаивать на возвращении мусульман, сбежавших к курайшитам, свидетельствует лишь о том, что он был полностью уверен в прочности своего положения и в своих силах и поэтому не побоялся согласиться на это условие.
Результаты перемирия
Итак, перемирие в Худайбийе положило начало новому периоду развития Ислама. Курайшиты являлись самыми сильными и упорными врагами новой религии, и в результате их согласия на прекращение военных действий и переход к мирному сосуществованию со сцены сошла наиболее могущественная из противостоявших Исламу сил.
С началом этого нового этапа после заключения перемирия с курайшитами перед мусульманами открылись большие возможности по распространению исламского призыва. На этом этапе мусульмане удвоили свои усилия в этом направлении, что позволило им уделять больше внимания призыву ключевых фигур, лидеров племен, вступить в переписку с окрестными царями и правителями.
В результате в начале седьмого года хиджры, после заключения Худайбийского перемирия Ислам приняли одни из самых влиятельнейших курайшитов – Амр бин аль-Ас, Халид бин аль-Валид и Усман бин Тальха (да будет доволен Аллах ими всеми). Когда они пришли к Пророку (мир ему и благословение он сказал: «Поистине, Мекка отдала нам самое дорогое, что у нее есть».
Имам аз-Зухри (да будет Аллах милостив к нему комментируя результаты данного перемирия, сказал, что это была самая большая победа, достигнутая за все время в Исламе. Когда установилось перемирие, прекратилась война, люди стали доверять друг другу, встречались друг с другом, вели разговоры, спорили.
Каждый, кто начинал разговоры об Исламе, непременно принимал его, когда начинал что-либо понимать. В эти два года Ислам приняли столько людей, сколько было мусульман до этого или даже больше того.
Ибн Хишам (да будет Аллах милостив к нему в свою очередь, комментируя вышеприведенное мнение, сказал: «Слова аз-Зухри подтверждают то обстоятельство, что Посланник Аллаха выступил в Худайбийю во главе тысячи четырехсот человек, по словам Джабира ибн Абдуллаха. А уже в год завоевания Мекки, через два года после этого, - во главе десятитысячного войска».
Таким образом, политика миротворчества Посланника Аллаха (мир ему и благословение) обернулась не только воцарением мира и спокойствия между ключевыми политическими силами Аравии – мусульманами и курайшитами, но и невероятной стратегической победой новой общины.
Данная победа заключалась не только в том, что мусульмане за двухлетний мирный период добились огромных успехов в деле призыва, когда численность уверовавших только в одной мусульманской армии уже достигала десяти тысяч воинов. Но и в том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) на практике доказал истинность слов Всевышнего Аллаха о том, что и для Ислама, и для человеческих взаимоотношений «…мир лучше» (Коран, 4:128).
Салих Ибрахим

zulya67

эти две публикации об Исламе к теме, которую хочу начать завтра. Тема "Сосуществование мусульман с немусульманами в немусульманских странах. Согласно Корану и исламским богословам"

ultrapain

ты интересуешься Исламом и Кораном?

zulya67

я интересуюсь путями и перспективами сосуществования, меня интересует - есть ли в Исламе иные пути, кроме как расширение Уммы за счет приверженцев других религий. Летом у меня была книга об американских мусульманах - там у них эти проблемы серьезно обсуждаются, причем со ссылками на богословов, как уживаться в немусульманском государстве, чем можно поступиться и т.д. Я удивился, почему раз если такая традиция есть, у нас она не развита (традиция обсуждения этой проблемы). Поэтому хочу завтра ее обсудить.

Teatral

стрелка забита

zulya67

Интересуюсь именно как представитель другой, своей религии - Православия, а не как скажем, агностик. То есть хотел бы именно понять возможности сосуществования - есть ли они? Или же любое появление Ислама означает экспансию и требует противодействия?

noseal

вот еще интересная статья по обсуждаемой теме:
ПРОЛОГ
“И если не защита Господа одних людей другими, то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминаемо имя Творца[1]”.[2]

БРАТСКИЕ УЗЫ. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РОДСТВО
Нет разумных причин и поводов для того, чтобы люди жили в состоянии вражды, размежевания и разобщенности, постоянно противореча друг другу, игнорируя и не познавая, не признавая друг друга. Следуя правильной логике и здоровым чувствам, далеким от всяких форм эгоизма, мы увидим немалое количество мотивов к сближению людей, множество причин, ведущих к образованию интегрированного общества, с сохранением самобытности всех его участников, где бразды правления отданы не антагонистическим, не шовинистским настроениям, не озлобленности и постоянному поиску врага, а – любви и взаимоуважению. Воспитывая именно такие качества в своих гражданах, любое общество может вести себя к безопасности, спокойствию и к неподдельным идеалам цивилизованности.
Всевышний Творец всего сущего, в заключительном Писании – Священном Коране, обращает пристальное внимание и возвращает рода человеческие и многочисленные национальности, культуры к двум прародителям, Адаму и Еве, указывая людям о “месте встречи”, где переплетаются, укрепляются, и могут стать прочными их братские узы: “О люди! Мы [говорит Господь, указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас (людей) племенами и народами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. Это – Божественный замысел. И ваша “разность и непохожесть” для того], чтобы вы знакомились друг с другом [изучали иностранные для вас языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми].[3] Воистину, самыми великодушными и благородными среди вас [о люди] являются те, кто наиболее набожен[4] [пред Всевышним, Господом миров]. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся”.[5]
И именно то, когда люди идут друг другу навстречу, знакомятся друг с другом, а не пропитываются взаимными противоречиями, антипатией; именно шаг навстречу – основа межчеловеческих отношений. Да, порой, появляются преграды, препятствующие движению именно в этом направлении. “Давка” и “толкотня” в борьбе за “место под солнцем”, положение, должности, корочки, титулы иль материальный достаток часто умерщвляют в людях взаимоуважение, взаимопонимание, ощущение того, что рядом с тобою такой же че-ло-век, лучшее творение Творца, которое, волею Его, вознесено над всем и вся.
Да, люди могут по-разному понимать, что есть истина. По-разному трактовать, что есть добро иль благо, а это приводит к спорам, а порой, и к столкновениям, стычкам меж ними, войнам. А ведь Пророк Мухаммад, как и многие тысячи посланников Божьих до него, говорил: “Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями”.[6]
Один из мусульманских ученых образно и мудро отметил: “Если ты сажаешь в тюрьмы тех, чьи мысли отличаются от твоих, значит в твоей голове вместо разума возведена стена [с колючей проволокой]. Если ты несогласных с тобою лишаешь жизни через повешение, значит в твоей голове за место разума – виселица. Но если же ты обмениваешься мнениями со своим собеседником, в чем-то убеждаешь его, а в чем-то и соглашаешься с ним, тогда в голове твоей разум, выполняющий функции именно разума”.[7]
Несмотря на многие негативные события, предстающие пред нами в повседневной жизни, в мире, важно не забывать о том, что все люди имеют одну природу сотворенности[8] исходя из чего должны строить жизнь на Земле сообща, именно сообща, симметрично, гармонично и согласованно друг с другом. Каждый из нас, независимо от национальности, гражданства, вероисповедания иль мировоззрения, вносит свою лепту в продолжение бытия, строительство жизни и изменение её.
Строя жизнь и изменяя ее в лучшую строну нужно помнить, что (1) любой человек возвышен и выделен пред Господом миров: “Воистину, Мы вознесли (оказали почет, уважение) детей [праотца человечества] Адама! [Мы предоставили людям особое, главенствующее положение в этом мироздании]”;[9] а также – (2) каждый из людей невероятно близок к Творцу: “Мы, и нет сомнений в этом, сотворили людей (род человеческий) и знаем [даже] то, что шепчут людям их души. И Мы ближе к ним (к каждому из людей чем их шейная артерия. [Мы, говорит Всевышний, ближе к ним, чем они сами к себе]”.[10]
В то же время, не стоит преувеличивать свою значимость иль принижать достоинство других. О пагубности и греховности этого часто упоминается в Коране и хадисах. Например: “Все вы – дети Адама [и Евы]. Адам же сотворен был из земли. Пусть же прекратят люди бравировать своими предками [пусть не возносятся над другими, перечисляя достижения иль подвиги своих родов, племен иль народов], а иначе станут они пред Всевышним [потеряв человеческое лицо, по результату своей гордыни и кичливости за чужие успехи и поступки] даже ниже по значению, чем [к примеру] навозный жук”.[11]
Важно не то, какого цвета твоя кожа, какое у тебя гражданство иль национальность, из какого рода иль тейпа ты происходишь, а важно кто ты сам есть, суть, каковы лично твои нравственные и иные успехи, достижения.
Великий имам ‘Али ибн Абу Талиб (двоюродный брат Пророка) еще более четырнадцати веков назад говорил:

Люди, как скульптурные изваяния (монументы, манекены) равны (много сходств);
Отец их Адам, а мать – Ева.
Матери людей (подобны) сосудам-хранилищам (младенцев
А для определения знатности происхождения – отцы.
И если есть заслуги у родителей, то дети гордятся (этим
Хотя, они ведь (дети) – (еще) лишь глина и вода.[12]
Истинные честь и достоинство (заслуги) – у ученых[13] людей,
Они – указатели правильного пути для тех, кто просит их об этом.
Ценность человека в искусных умениях его,[14]
А невежды (кстати) враждебны к носителям знаний.
Посвети себя науке (знаниям, познаниям и ни на что не променяй это!
(Пойми люди (массы, толпы) – мертвы, а обладатели знаний (ученые) – живы.[15]

Кстати, вернемся к братству, общечеловеческому родству. Важно уметь отличать сектантское понимание братства от религиозного. Первое: “братья мои – это те, кто думает так же, как и я, а остальные – враги и недруги”. Носителям такого взгляда на жизнь крайне сложно контактировать с другими, теми, кто не похож на них, живет по иным принципам, мыслит иными категориями, кто не разделяет их взгляды и ценности.
Религиозное же понимание братства таково: “все мы люди, вольны в выборе взглядов и поступков. Появления на свет каждого из нас пожелал Творец. Живя в мирской обители, мы проходим чрез Богом определенные для нас испытания, в том числе и посредством друг друга, через наше отношение друг к другу[16].[17] Всем нам возвращаться к Господу миров и каждому отвечать за свои поступки”.
“И в тот День будут воскрешены люди для созерцания своих [мирских] дел и поступков [каждый из людей, когда-либо живших на планете Земля, увидит итоговый результат его веры, слов, дел и поступков]. И кто совершил хоть на вес пылинки добра, [без сомнений] увидит это. А кто совершил хоть на вес пылинки зла, [непременно и без сомнений] также увидит это”.[18]
КОРАНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖ НОСИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ИДЕАЛОВ
“Не оскорбляйте тех [богов, божеств, идолов], к которым взывают люди, помимо Аллаха [Господа миров, Единого и Вечного]. [Если же вы проявите бестактность и невежество, оскорбляя святыни других религий и учений], то [приверженцы этих вероисповеданий или философий] начнут оскорблять Господа, с чувством вражды и неприязни, не понимая, что делают. [Вы не учитываете иль забываете о том, что] Мы[19] ведь приукрасили для каждого из народов [или цивилизаций, которые когда-либо были или будут] их дела [предоставив свободу выбора (не заставляя и не принуждая заложив в природе человека привыкание как к плохому, так и хорошему, как к верному, так и ошибочному. Интеллект, психология и природа человека гибки, восприимчивы]. В последующем все [все представители рода человеческого, независимо от времени пребывания на Земле, независимо от нации, веры, философии или убеждений] будут возвращены к Господу своему [воскреснув после Конца Света для ответа на Божьем Суде] и объявит Он им о тех делах, что они совершали”.[20]
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Кто уверовал во Всевышнего и [истинность, необратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) или молчит!”[21]
Интересно, но лишь сейчас, в эпоху глобальной интеграции и пика межличностных, социальных взаимодействий, такая наука как риторика подошла к некоему подобию тех слов, что проговорил Пророк Мухаммад еще четырнадцать столетий назад. Итак, риторика возводит на пьедестал высокой мысли следующий постулат: “с речью можно обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно. В идеале, каждый человек, который вызывает у вас раздражение, не может быть объектом вашей речи.
Скрыть блок бессознательного невозможно. О чем бы мы ни говорили с другим человеком, хотим мы того или нет, мы одновременно сообщаем ему, как к нему относимся.
Вторая причина, по которой не следует обращаться с речью к людям, к которым мы плохо относимся, носит собственно нравственный характер – по возможности не надо приносить людям зла. Его и без того много и оно в любом случае обернется ответным злом. Во внутренней мотивации обязательно должна быть установка на добрые чувства, которые вы можете донести до людей, вас окружающих.
К собеседнику нужно обращаться как к наместнику Бога на Земле с причитающейся ему мерой любви и уважения”.[22]
Кстати, упомянутое является одним из качеств, через строгую приверженность которым, проповеди пророков и посланников Божьих очень скоро распространялись по Земле и проникали в глубины сознаний и сердец людей.
ЭПИЛОГ
Да, люди разные (национальностями, языками, культурами, воспитанием, эмоциями и характерами, физическими и материальными возможностями но у этих миллиардов человеческих особей очень даже много общего.
Осознание того, что именно нас единит (образно, мы – жемчужины, в определенной упорядоченности нанизанные на единую нить жизни помогает нам более продуктивно жить, созидать, и меньше тратить сил на такие, сжигающие все и вся отрицательные эмоции, как озлобленность, навязываемая задавленность иль необоснованное превосходство.
Одним из важных объединяющих факторов является сознательная или подсознательная вера в Бога, Которого мы можем по-разному называть, понимать, но, – и нет сомнений в этом, – все мы, пройдя мирскую обитель, а также загробный мир, вернемся к Нему, Творцу нашему и Создателю. Господь, свят Он и велик, рассудит.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] В оригинале – “исмул-ла”, то есть не “имя Творца”, а “имя Аллаха”.
Однажды я был свидетелем пасхальной речи египетского, коптского патриарха и отметил для себя простую вещь: если у нас в России говорят “Бог, Господь”, они (арабы-христиане, копты) говорят именно “Аллах”.)
Но, к сожалению, очень многие, особенно на территории бывшего Советского Союза не могут до сих пор выйти из ложного атеистического восприятия того, что, якобы, в разных религиях поклоняются разным богам: христиане поклоняются Богу, а мусульмане – Аллаху. Возможно, с годами мы поумнеем. Не зря же первониспосланным откровением Священного Корана являются слова “читай, во имя Господа твоего!”, то есть на протяжении всей своей жизни, о человек, развивай свой интеллект, просвещайся, особенно посредством чтения. Именно читая, человек начинает выходить за границы кем-то навязанных или же самостоятельно приобретенных клише, шаблонов и стереотипов. Жизнь из монотонной и черно-белой превращается в многогранную, полноцветную и намного более интересную.
[2] См.: Священный Коран, 22:40.
[3] Ученые из центра исследований мозга Калифорнийского университета установили: у людей с высшим образованием, которые всю жизнь занимались умственным трудом, гораздо более длинные дендриты. Это ветвистые отростки нервных клеток, которые принимают информацию и занимаются ее обработкой. “Растить” дендриты можно, взявшись за что-нибудь необычное и новое. Например, выучить иностранный язык, познакомиться с культурой других народов. Изучение других языков и культур очень даже полезно для большего раскрытия интеллектуального потенциала человеческого мозга. Кстати, используем мы его лишь на пять-десять процентов, то есть крайне ограничены своим личным бытием и мало когда у нас возникает желание убрать шоры с глаз.
Шоры – 1. Боковые щитки на уздечке возле глаз, не позволяющие лошади смотреть по сторонам. 2. То, что мешает кому-либо правильно понимать и оценивать окружающее; ограниченность.
Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000, с. 1503.
[4] Что есть набожность? Выполняя обязательное и сторонясь явно запретного, человек вступает на территорию набожности, но определить ее, взвесить или померить крайне сложно, а точнее, невозможно.
“Набожность вот здесь”, – сказал Пророк Мухаммад, трижды указав на грудь.
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.], т. 8, ч. 16, с. 121, хадис № (2564) 32.
[5] См.: Священный Коран, 49:13.
[6] Хадис от Анаса и Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996, т. 12, с. 102, хадисы № 6064 и 6065.
Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10, ч. 19, с. 238, 239, хадисы № 110-117.
[7] Слова Мустафы Садыка ар-Рафи‘и. См.: Аль-Худойби Х. Ду‘атун ля кудо [Призывающие, а не судьи]. Каир: Ат-тавзи‘ ва ан-нашр, [б. г.], с. 8.
[8] “О люди, бойтесь Господа вашего [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного], Который сотворил вас из одной души (из одной квинтэссенции) и сотворил из нее ей пару [то есть творение ваше началось, по воле Всевышнего, с сотворения Адама и Евы, которые и стали началом всего рода человеческого]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] большое количество мужчин и женщин. Бойтесь Всевышнего Аллаха, о Котором вы друг друга спрашиваете, и бойтесь [нарушать] родственные связи. Воистину Господь в полной мере осведомлен о вас [о ваших намерениях, словах, делах, поступках]” (см.: Св. Коран, 4:1).
[9] См.: Священный Коран, 17:70.
[10] См.: Священный Коран, 50:16.
[11] Хадис от Хузейфы; св. х. аль-Барраза. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 396, хадис № 6368, “хасан”.
[12] “Лишь глина и вода”, то есть сами собой еще ничего не представляют.
Нужно учесть, что имам ‘Али происходил из очень уважаемого арабского рода, а дети его – это внуки Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Но при всем при этом, он подчеркивает, что заслуги рода или родителей не дают право ребенку возноситься пред другими. Ребенок сам должен вырасти и стать человеком, которого будет за что уважать и почитать.
[13] У тех, кто всесторонне (в первую очередь в вопросах морали и нравственности) грамотен, эрудирован, познает себя, знакомится с другими людьми, изучая их языки и культуры. Те, кто постигает окружающий нас мир через любые области наук, познает и того, Кто сотворил все это в неописуемой гармонии и с непостижимым совершенством.
[14] В умении его что-то хорошо и профессионально выполнять, будь-то глубокие познания в какой-либо области науки или искусное владение ремеслом, например.
[15] См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб. С. 7.
[16] “Любить человека дорогого можно любовью человеческой, но только недруга можно любить любовью Божеской” Толстой Л.Н.
[17] “[Всевышний, конечно же, может напрямую наказывать притеснителя иль помогать притесненному, может проявлять Свою Божественную справедливость без малейшего промедления, но происходит все в этой жизни не так, как каждый из людей желал бы, а – по Божественному замыслу и] одни из вас испытуемы через других. [В значительной степени именно отношения меж людьми в самых разных (будь-то мирные иль военные) ситуациях показывают суть человека, скверна она иль благородна. И это (слова наши, адресованные друг другу, реплики, формы поведения меж собою, реакции, оценка друг друга) явится наглядным примером для осознания справедливости Божественного вердикта, который вынесут каждому из нас в Судный День]” (см., Св. Коран, 47:4).
[18] См.: Священный Коран, 99:6-8.
[19] Местоимение “Мы” указывает на величие Творца, а не на множественность.
[20] См.: Священный Коран, 6:108. Также см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 7, с. 322-328.
[21] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. (773-852 по хиджре). Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996, т. 13, с. 101, хадисы № 6475, 6476.
[22] Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. Москва: Дело, 2002, с. 11-15.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: