Копирайт на математическую теорему [маразм копирайта крепчает]

marina355


 
Кажется, что знать, как решать какую-то задачу по математике, и рассказывать об этом другим есть неотъемлемое право каждого человека. Сегодняшние законы устроены иначе. Три примера:
1) Весной 2008 года была проведена репетиция Единого Государственного Экзамена по математике, который впервые будет проведен для всех школьников Москвы в 2008 году. Задания занимают 6 страниц, на каждой указан копирайт "Федеральная Служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации" и рядом с ним слова "Копирование не допускается".
2) В книжечке регионального III тура Всероссийской олимпиады школьников по математике содержится следующий абзац:
"Материалы олипиады депонированы в НП "Партнерство по управлению смежными и авторскими правами" (НП "ПАСП"). Любое использование материалов и любой их части (включая публикацию в сети Интернет) может осуществляться только с письменного разрешения авторов и составителей олипмпиады (или получения лицензии НП "ПАСП") и только при наличии ссылки на авторов и составителей. (e-mail: yahoo.com)."
3) Тексты задач 43ей международной олимпиады по математике для школьников, прошедшей в Лондоне, организаторы побоялись выкладывать в интернет из-за возможных проблем с правами (не вполне ясно, кто имеет право дать разрешение на публикацию на каком языке). Это вызвало отрицательную реакцию. В результате опубликованы условия, в которых ИЗМЕНЕНЫ тексты задач, но задачи по сути оставлены те же.
"To avoid possible copyright problems, I have changed the wording, but not the substance, of the problems." ( ссылка )
Изменения такого рода (фрагмент задачи номер 1):
Было роздана участникам:"Let T be the set of points (x, y) in the plane where x and y are non-negative integers and x + y < n."
Опубликовано в интернет:"S is the set of all (h, k) with h, k non-negative integers such that h + k < n."
Неленивые организаторы даже решения переписали в новых обозначениях (см. ссылку выше что потребовало некоторого труда вдумчивого человека (задачи сложные, а переформулировки нетривиальные).
Мне все это кажется абсурдом.
Если у кого-то из читателей есть влияние на авторов законов об авторском праве, попробуйте объяснить им, пожалуйста, что распространять копирайт на математические факты для общества невыгодно - суммарная прибыль тех, кто зарабатывает на запрете распространять математические теоремы существенно меньше суммарного убытка всех остальных людей. Нематематику можно пояснить тезис следующими аргументами:
1. Один из разумных методов подготовки к экзамену или олимпиаде - изучение задач предыдущих лет, поэтому вешать "копирование запрещено" на условия и решения контрпродуктивно (с точки зрения интересов общества, заинтересованного, чтобы школьники знали математику хорошо).
2. Математический факт (в отличие от литературного произведения) может прийти в голову другому человеку с точно таким же содержанием, как и первоначальному автору. По этой причине у большей части математических теорем и методов авторство установить затруднительно. Теорема Пифагора была независимо открыта в Греции, в Европе, в Китае, индейцами майя, и многими математически одаренными детьми, двух из которых я знаю. Но как ее сформулировать иначе, чем "сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы" ?
3. Истина существует, и целью науки является ее поиск (формулировка А.А.Зализняка). Если принимать, что распространение науки и увеличение багажа знаний для общество есть благо, ясно, что запрещение или затруднение в распространении математических теорем приносит огромный вред, увеличивая "коэффициент трения" в двигателе науки.
4. В США картина другая. Есть система Jstor, в которой около 2 миллионов полнотекстовых статей по 47 дисциплинам из 1109 научных и учебных журналов (список). Эти статьи бесплатно доступны из любой библиотеки или университета, а научным сотрудникам - и с домашних компьютеров. Как это оформлено юридически, не знаю, но в Jstor включаются (с некоторой задержкой после публикации) и журналы, на которых напечатан знак копирайта (например, The American Mathematical Monthly).
  

demiurg

Если у кого-то из читателей есть влияние на авторов законов об авторском праве, попробуйте объяснить им, пожалуйста, что распространять копирайт на математические факты для общества невыгодно
Святая наивность...

MammonoK

вербицкого на них нет.

MammonoK

а нет - есть
авторское право на научные исследования
Вот тут
http://community.livejournal.com/ru_math/628776.html
граждане возмущаются насчет того, что олимпиадные
задачи и экзаменационные нельзя копировать
и воспроизводить по законодательству.
Нельзя, да. В говнорашке ничего нельзя. Благодарите гнойного
ублюдка путина и его мерзких чиновников-жополизов.
В комментах ушибленный на всю голову гнидовыродок
[info]olj рассказывает, что кроме ментов
никто не защитит его дегенератские "идеи" от плагиата,
значит, без авторского права на научные исследования
мразюка немедленно разорится.
Вот говноедина-то. На идеи копирайта нет, ни в одном
законодательстве.
Привет

cavid

А почему обращение к законодателям, а не к авторам? Разве не авторы решают делиться с обществом или нет? :)

seregaohota

Было роздана участникам:
Опубликовано в интернет:
(теорема Пифагора)
alpha^2 + T^2 = k^2
Автор искренне благодарит Алфавит за любезно предоставленные буквы и арабов за цифры.

Lukinland

Насколько я понимаю что слова "копирование и использование запрещено" являются защитой не от преподавателей математики, обучающих решать задачи, а от толпы любителей составлять различного рода задачники. Мое личное мнение, что грамотно поставленная задача и описаннное ее решение является собственностью автора, и если человек хочет порешать задачи Всероссийской олимпиады, где каждая задача является уникальной, то пусть купит книжку с этими задачами изданную авторами, а не кем-то не имеющим к авторам никакого отношения! Мб еще с учебников снять авторское право?
я так и не понял как автор перепрыгнул от задач к формулировкам теорем? Это здесь при чем?
З.Ы. в концовке "В США картина другая", а примеры не только из российской, но и из английской практики, т.е. весь мир должен равняться на США? :smirk:

a7137928

если человек хочет порешать задачи Всероссийской олимпиады
То эти задачи должны быть в открытом доступе в интернете. Если кто-то хочет подзаработать бабла на публикации этих задач - пожалуйста, пусть печатает. С книжки читать удобнее, чем с экрана. Но это не значит, что надо отменять возможность получить эти задачи быстро и бесплатно по интернету.

a7137928

З.Ы. в концовке "В США картина другая", а примеры не только из российской, но и из английской практики, т.е. весь мир должен равняться на США?
В некотором смысле, да.
У них есть очень много сайтов университетов, на которых выложены различные учебные материалы. Ну типа там лекции по какому-то читаемому курсу. Насколько я понимаю, это делается при официальной моддержке руководства университетов. То есть, это не личная инициатива какого-то профессора, что надо лекции в инет пульнуть, а общая программа, разработанная и оплаченная. Цель этой программы - сделать знания общедоступными.
Мне кажется, на это действительно все должны равняться. Наши преподаватели тоже что-то выкладывают, но это единичные случаи.

seregaohota

Выложено практически всё. Ведущие вузы забили на копирайт, об этом Капица не устаёт повторять, видный борец с копирайтом.
Если нет лекций и материалов к курсу в электронном виде - курс лекций читать не дадут
У нас пока добровольное желание препода. Я иногда давал материалы + приём работ через майл/инет и с резальтами на перле для студентов что переделать раскидывалось и светофорчик зачёт-незачёт, а иногда забивал, из-за времени или ещё чего. Не заставляют ведь, не платят нихрена, и нагрузка нашу не сравнить с западной. Всё на энтузазизме держится можно сказать. А всех хороших дел в жизни не переделаешь. Свои дети ближе к телу.

Belladonna1

В США картина другая. Есть система Jstor, в которой около 2 миллионов полнотекстовых статей по 47 дисциплинам из 1109 научных и учебных журналов (список). Эти статьи бесплатно доступны из любой библиотеки или университета, а научным сотрудникам - и с домашних компьютеров.
в США есть концепция Fair use, когда защищенный авторским правом материал можно использовать без лицензии, например в лекциях. (http://en.wikipedia.org/wiki/Fair_use). в других странах такие исключения тоже есть.
журналы эти не бесплатны! научные журналы выпускаются коммерческими издательствами, университеты платят за доступ к журналам немалые деньги:
For example, a resolution by Stanford University's senate singled out Elsevier as an example of a publisher of journals which might be "disproportionately expensive compared to their educational and research value" and which librarians should consider dropping, and encouraged its faculty "not to contribute articles or editorial or review efforts to publishers and journals that engage in exploitive or exorbitant pricing".
http://en.wikipedia.org/wiki/Elsevier#Criticism
Elsevier - издательство выпускающее, в частности, Cell

demiurg

Разве не авторы решают делиться с обществом или нет?
Авторы решают, но в описанном случае с международной олимпиадой, как я понял, все было сделано вообще "на всякий случай", а вдруго авторы решили не делиться.
Это один из главных косяков нынешней копирайтной системы. Как только ты что-то создал, ты обладаешь копирайтом на это, и для этого даже никак не должен это регистрировать. Поэтому если твоим продуктом хотят воспользоваться, то не могут даже узнать, у кого в данный момент на него находится копирайт. Так в США.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: