униальное исследовние российского феномена: пьют, все что горит

algurov

Интересная статья о алкогольных суррогатах с кратким экскурсом в историю России.
Многим будет интересно узнать, что народ изощрался издавна, а не только во времена сухого закона.

Всемирно популярные бренды алкоголя - водка, виски, коньяк, ром и т.п. - созданы особенностями климата, быта и опыта разных народов. Но лишь российский гений изобрел уникальный путь и заменил все эти напитки универсальным - пить все, что горит. Ученые России и Британии провели уникальное исследование этого феномена, результатами которого поделились с "Неделей".
В шаговой доступности
Обычно алкогольные пристрастия народов ученые анализируют на основе данных статистики - торговой и медицинской. Но врачи из Московской медицинской академии им. Сеченова и Лондонской школы гигиены и тропической медицины пошли другим путем. Они работают исключительно среди самих потребителей алкоголя и их родственников. Или сами успешно изображают "потребителей".
В прошлом году в 17 городах России в аптеках, магазинах и киосках приобретали различные спиртосодержащие жидкости нетипичные покупатели - прилично одетые, с нормальным цветом лица и культурной речью.
- Эх, докатились! Уже и интеллигенция на "фунфурики" перешла, - вздохнула пожилая провизорша, отпуская такому посетителю три пузырька "Настойки боярышника".
Знала бы тетушка, что она участвует в масштабном исследовании по доступности непитьевых суррогатов алкоголя, может, и не дала бы три пузырька, а строго ограничилась одним. Но участники исследования во всех 17 городах - от Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга, Воронежа до небольшого городка Мураши Кировской области - без труда смогли приобрести 271 образец непитьевого алкоголя. Определить, что они используются в качестве выпивки, помогло предыдущее исследование той же научной группы, проведенное в городе Ижевске в 2005 году. Именно тогда и было установлено, что эти "напитки" употребляют 7% мужчин трудоспособного возраста, а также создан перечень наиболее популярных "брендов".
Закон строг, но...
В 2006 году не проходило дня без сообщений об отравлениях народа суррогатами алкоголя. Специалисты, однако, уверены, что отравлений было даже меньше, чем обычно, а истерику в СМИ нагнетали противники ужесточения политики на рынке алкоголя - введения единой системы контроля за движением спирта (ЕГАИС) и другими мерами. Травились тогда антисептиками с хлором, а не техническими спиртами, которые по составу примесей даже чище, чем "питьевой". Но в целом количество отравлений алкоголем в тот период продолжало падать - предпринятые меры затруднили продажу и приобретение некоторых суррогатов, которые использовались прежде. Но определились и новые тренды.
- Сейчас лидерами среди суррогатных напитков являются медицинские настойки, - комментирует результаты исследования преподаватель ММА им. Сеченова, руководитель группы ученых Артем Гиль. - Их нам удалось без всяких проблем купить в 135 аптеках.
Помимо этого, без труда купили ученые и другие спиртосодержащие жидкости, входящие в "ассортиментный перечень" - одеколоны, лосьоны, ароматические жидкости для ванн и антисептики.
Огласите весь список
Пьют подобные "коктейли" из-за дешевизны. Акцизы на них не распространяются, поэтому этот алкоголь оказывается значительно дешевле самой дешевой водки.
Ученые ориентировались на так называемую унитарную стоимость 10 мл чистого спирта. В 2006 году она составляла 3,5 руб. (расчет сделан исходя из цены самой дешевой бутылки водки - 70 руб.). Выяснилось: несмотря на рост цен на легальный алкоголь за прошедшие два года и ряд ограничительных мер, цена на непитьевой алкоголь не только не выросла, но в ряде случаев и снизилась. В 45 закупленных образцах 10 мл стоили всего 1,4 руб., в 66 - от 1,5 до 2,4 руб., а в 17 - от 2,5 до 3,4 руб. Так что свои деньги потребители суррогатов тратят куда более эффективно, чем покупатели водки.
Выигрывает подобный ассортимент и по показателю "убойная ". В настойке боярышника или перца жгучего, как правило, содержится около 60% спирта, а бывают настойки, одеколоны и антисептики и большей крепости. Если перевести это в универсальный измеритель - водку, получится, что пять стограммовых пузырьков настойки или два флакона "Тройного" по содержанию чистого спирта равны бутылке водки объемом 0,75 л. Но более крепкий алкоголь всегда опаснее: чем круче градус, тем он токсичней.
Запретить нельзя разрешить
Рецептов решения этой чисто российской (точнее, эсэнговской) проблемы предложено немало: от выпуска специальной "народной водки" - качественной, но дешевой, до полного запрета отпуска из аптек любой спиртосодержащей продукции без рецепта.
Негативные последствия простых решений нетрудно спрогнозировать. Море дешевой водки выгодно будет лишь производителям, но никак не здоровью населения, так как большинство людей спивается именно "пищевым" алкоголем. Отказ бабушкам в выдаче пузырька любимых капель приведет к волнениям - вспомните, что творилось, когда возникли слухи о запрете безрецептурного отпуска корвалола. К тому же продавать одеколоны по рецепту все равно не получится.
Есть ли другие решения? По приказу Рос-здравнадзора медицинские спиртовые настойки и капли теперь можно реализовать во флаконах объемом не более 25 мл. Но, во-первых, покупателей "фунфуриков" это не останавливает, во-вторых, приказ нарушается. Участники исследования купили настойки и в 100-, и в 50-граммовых флаконах.
Видимо, решение все же лежит в экономической плоскости - повышении цен на непитьевую спиртосодержащую продукцию. Скажем, в Великобритании цена спирта в составе любого парфюмерного изделия примерно в 16 раз выше, чем в составе водки. Противники этой меры утверждают, что немедленно вырастет производство "домашнего" алкоголя, то есть самогона. Ну так, значит, надо ужесточать контроль и за ним.
Ради кого шумим?
Да что вы такое пишете, скажут наши солидные читатели. Приличные люди никакие суррогаты пить не будут. А алкаши да бомжи все равно любую гадость выпьют, за всеми не уследишь.
Но, во-первых, это тоже наши сограждане. А во-вторых, ошибаетесь, дорогие господа. Один пример: во время значительных спортивных событий вокруг стадионов запрещают продажу крепкого алкоголя ради безопасности самих же болельщиков. Так вот, в мае этого года, после выхода любимой команды "Зенит" в финал кубка УЕФА, футбольные фанаты на радостях брали штурмом аптеки Санкт-Петербурга и скупили в них всю спиртовую настойку овса, боярышника и перца жгучего.
А как известно, среди футбольных болельщиков много молодежи и вполне "приличных" граждан
Немного смерти в аптечном стекле
Исследования, проведенные в Российском НИИ здоровья известным токсикологом, доктором медицинских наук Владимиром Нужным, показали, что высокая алкогольная смертность россиян связана не с качеством, а с количеством выпитого. В сущности, поддельный алкоголь, как и самогон, ничем особенно от фабричного не отличается. Более или менее понятен механизм действия антисептиков, стеклоочистителей, денатурата - яд, он и есть яд.
Но аптечный алкоголь - это совсем другое. В нем помимо качественного спирта содержатся различные части растений, которые используются как лекарственные средства. И как любые лекарства, они рассчитаны на дозы, измеряемые каплями. Токсические же их эффекты при превышении доз практически не изучены. В инструкции по применению настоек и капель в разделе "Побочные эффекты" чаще всего пишут: "Нет данных". Однако в описании абсолютного большинства самих лекарственных растений есть упоминания и о побочных эффектах, и о противопоказаниях, и даже об опасности отравления. Так, боярышник и ландыш могут вызвать проблемы с сердечно-сосудистой системой, овес - неврологические расстройства, пустырник - потерю сознания, лимонник и элеутерококк - перевозбуждение, аритмию и т.п.
Тот же Владимир Нужный ставил вопрос о возможной опасности для здоровья различных бальзамов, ликеров, настоек, пуншей, водок, изготовленных с использованием трав, почек, ягод, корешков и т.п. Но концентрация этих добавок там значительно меньше, чем в аптечных экстрактах. В аптеках рассказывают страшные истории об алкоголиках, которые умирали буквально на пороге, выпив пузырек настойки боярышника или корвалола. Но продавать опасные "напитки", несмотря на это, продолжают.
"Суррогады" бессмертны?
Российский феномен употребления экзотических напитков - изобретение не нашего времени. Спиртовые лаки употреблялись в качестве суррогатного алкоголя уже в середине ХIХ века. Тогда же алкоголики пили "мураш" (муравьиный спирт).
В связи с отсутствием акцизов на парфюмерную спиртосодержащую продукцию в конце ХIХ века в аптеках широко продавался "народный одеколон" - 30-градусная водка с небольшими ароматическими добавками. Причем можно было купить как "флакон", так и "полфлакона", и даже "четверть флакона".
Во время Первой мировой войны был введен "сухой закон". В аптеках резко возрос спрос на спиртовые капли - калгановые, анисовые, ландышевые и проч. За 1915 год 150 аптек Петрограда продали 80 тыс. ведер спирта, что было равно примерно 300 тыс. ведер водки, дневной доход аптеки вырос с 10-15 руб. до 115.
"Матросский коньяк "Две косточки" (денатурат) - по аналогии с "тремя звездочками" - упоминается в романе Вячеслава Шишкова "Угрюм-река".
В либретто оперы Шостаковича по повести Гоголя "Нос" герой употребляет в качестве алкоголя лосьон после бритья.
Во время Великой Отечественной войны был изобретен напиток из тормозной жидкости самолетов. Из-за наличия в нем глицерина имел сладковатый вкус, за что и был назван "ликер Шасси".
Целая энциклопедия суррогатного алкоголя содержится в повести Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки": одеколон "Свежесть", духи "Ландыш серебристый", политура, жидкость от потливости ног, денатурат и разнообразные "коктейли" из них.
http://inauka.ru/health/article87799?subhtml

rkagan

Во время Великой Отечественной войны был изобретен напиток из тормозной жидкости самолетов.
через стоп-кран сливали?

algurov

который голубого цвета. lol
про ликер шасси даже в каком то советском фильме смотрел

popov-xxx25

про ликер шасси даже в каком то советском фильме смотрел
"Хроника пикирующего бамбардировщика". Оттуда это и взяли. И вкус там сладковатый был не из-за глицерина, а из-за того, что сироп добавляли.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: