Глазычев про Басманный

79lu

Цивилизационный криз
Вячеслав Глазычев
Опять катастрофа. И их будет еще много. Неизбежно.
Совершенно несущественно, какая именно внешняя причина обрушения купола Бауманского рынка будет названа по результатам экспертизы. Сущностная причина в другом. Как раз в 1970-е годы прошлого века наша архитектура принялась взапуски осваивать новые конструкции: тонкостенные оболочки, вантовые (висячие) конструкции - все это было новым и уже потому весьма соблазнительным. К тому же это замечательно совпадало с желанием властей обзавестись "современным" обликом общественных сооружений - после индустриального аскетизма в строительстве хрущевского времени, когда, скажем, на изогнутую в плане стену какого-то вестибюля надо было получить специальное разрешение Госгражданстроя.
Технику расчетов удалось освоить достаточно быстро, однако ничто не могло изменить навык мышления строителей, которые из прежнего опыта знали, что, как бы ни вывести кирпичные стены или своды, если кирпич и раствор были хоть сколько-нибудь близки к стандарту, то "стоять будет". Тем более будет, что в расчеты - на всякий случай - всегда закладывали умножение несущей способности конструкций на три. Новые конструкции не вписывались в эту нехитрую мыслительную схему. Их старались избегать. Когда, служа в проектном институте "Гипросвязь", я по неопытности начертал весьма симпатичный "козырек" над входом в очередной почтамт, главный инженер жирно перечеркнул его красным карандашом и растолковал: это некому сделать.
Когда же - за счет приступа авангардизма у начальства - избежать такого было никак нельзя, начиналась каторга, и немало тех, кому было положено вести авторский надзор, сваливались с инфарктом.
Контроль за процессом монтажа следовало осуществлять пооперационно - по каждой операции. По такой схеме идет укладка парашюта в десантных частях: растянули на брезентовом "столе" - проверили, сложили - проверили, завязали узелок шпагата - проверили и т.д., все семнадцать шагов, если не изменяет память.
Так было записано в технических инструкциях, но согласовать следование им с привычкой было невозможно. Не совсем так: если речь шла о спецобъектах, вроде блоков электростанций, или туннелей метро, или туннелей для укрытия подводных лодок, пооперационный контроль осуществлялся неукоснительно - под бдительным оком военпредов и представителей "конторы". Но это было в том, параллельном мире, который в нашей стране никак не пересекался с миром обыденности, которому принадлежали и новые общественные сооружения. Те интересовали гэбистов только с точки зрения защищенности путей следования начальств.
Добавим к этому еще три обстоятельства.
Первое. Со строек второй пятилетки ради ускорения и удешевления строительного процесса у нас почти безраздельно воцарилась сварка - вместо заклепок или болтовых соединений металлических конструкций, которым на Западе сохранили верность. Почти мистическая экономия металла в стране, которая к брежневским временам вроде бы выплавляла стали более всех в мире, выдвинула на первое место тяжелый железобетон. Все здесь зависит от качества сварного шва и от его последующей "зачеканки" качественным, водонепроницаемым раствором. Когда мы видим на улице блочные или панельные дома, замалеванные поверх швов широкими полосами герметика, это означает одно: швы едва забросали раствором, всасывающим воду как губка.
Второе. На 1970-е - 1980-е годы пришелся пик кампании за экономию металла: премии получались за каждый "срезанный" килограмм арматуры. Экономили и электроды. В ходе строительства нового корпуса "Правды" (зачарованное место, право) доэкономились до того, что семиэтажный корпус обрушился целиком. К счастью, ночью. Дело замяли.
Третье. Строительный процесс в советской стране сам был отстроен от праздничных дат, так что как раз финальные стадии монтажа и отделки всегда исполнялись наспех - обычно в расчете на то, что потом доделают. Иногда доделывали, чаще - нет. Мне довелось видеть альбом недоделок и строительного брака по московскому Метромосту, который, к счастью, уже в наше время практически построили заново. В этом альбоме было 400 позиций!
Теперь главное. Даже устарелое здание, подобное Бауманскому рынку, - это все же довольно сложная машина. Компрессоры холодильных установок, моторы установок вентиляционных дают вибрации. Вибрации дает все более напряженный трафик. Крупные стройки по соседству (в данном случае по соседству вели туннель третьего кольца) меняют карту движения грунтовых вод. Старые трубы текут и подмывают фундаменты. Иными словами, за таким зданием нужен глаз да глаз. Это совсем не простое дело. Кое-что различит и опытный глаз, в других случаях надо высверливать бетон до металла и выяснять его сохранность, сверлить фундаменты и расшивать швы…
Известно, однако, что можно измучиться, проходя техосмотр автомобиля, а можно купить талон за сотню долларов. Но ведь точно так же можно действительно осуществить серьезный осмотр сооружения, а можно и собрать все необходимые подписи, подтверждающие, что такой осмотр был произведен. В случае с проверкой технического состояния сооружений такое происходит сплошь и рядом.
Стоит ли говорить о том, что с проверкой качества исполнения в новейшем строительстве дело обстоит, скажем мягко, не лучше, о чем время от времени случаются публикации и даже своего рода налеты комиссий на какой-нибудь "Дон-строй". Новость такая - на три дня. О результатах, как правило, ничего не известно.
Ergo: культура, в которой нравы все еще по преимуществу просты и незатейливы, строя все более сложные сооружения, существенно увеличивает риски. Поскольку же такая культура не откажется от претензий на "современность", альтернатива элементарна: или отдавать весь процесс, включая дальнейшую эксплуатацию сооружений, варягам (не из дешевых или "вкалькулировать" возрастающие риски в представление о норме бытия.

RapGroupSNK

Тем более будет, что в расчеты - на всякий случай - всегда закладывали умножение несущей способности конструкций на три.

Насколько я помню, запас прочность в строительстве доходит до 11 кратного.
Не так давно наблюдал следующий разговор между одной рассчетной конторой и одной строительной фирмой, которая делала козырек.
- я вам точно говорю, этого хватит - мы все просчитали.
- не.. мы лучше двутавры въебем, нам спокойней будет.
Насчет контроля качества работ - хз, это нужно у строителей спрашивать.

79lu

дяденька типа архитектор, про строителей много должен знать

sergei1207

ага, это типа совки во всем виноваты, они проектировать умели, а строить не умели.
почему обрушился Аквапарк, стоянка Рамстора и дры это однако ни разу не обьясняет.

a_bbb

если ты когда нибудь сталкивался с конструкторами ты бы так не говорил.
про запас прочности все правильно написано. думаю, Глазычеву можно доверять в вопросе распи...ства на стройплощадках, авторский надзор и сейчас такое дело, за которое не знаешь с какой стороны вые..ут подрядчики.

sergei1207

\\ если ты когда нибудь сталкивался с конструкторами ты бы так не говорил
Да ну?
\\ и сейчас такое дело, за которое не знаешь с какой стороны вые..ут подрядчики.
ебнувший аквапарк строили отнюдь не совки. почему он тогда упал?

79lu

ебнувший аквапарк строили отнюдь не совки. почему он тогда упал?
чем это современные граждане от совков отличаются? срочно исправились?
в комунисты подался? надоело нациком быть?

lenmas

При совке были по крайней мере стандарты и их соблюдали. Сейчас на эти стандарты начхали.

sergei1207

\\ чем это современные граждане
строили турки. которые якобы умеют и могут.
лично повидал, как они умеют и могут.
Вовсе не удивляюсь, когда у них в самой туртции от малейшего сейсмотолчка ебанулось дохуйа домов разом.
То что строили совки по проекту Нодарки простояло 30 лет. то что строили турки по тому же проекту не простояло и 10. выводы делайте сами.
А статья явно заказная, чтобы стрелки перевести и, как это в обычае у всех шелудивых шавок, куснуть мертвого льва.

sn0wsky

в 1970-е годы прошлого века
отлично =)

zuzaka

> и их соблюдали
неправда

lenmas

Правда, потому что конторы были государственные и делали все как следует.

zulya67

и кто лев в данной ситуации?

sergei1207

\\ и кто лев в данной ситуации
СССР и его госинституты.

StallioN

<<
ага, это типа совки во всем виноваты, они проектировать умели, а строить не умели.
почему обрушился Аквапарк, стоянка Рамстора и дры это однако ни разу не обьясняет.
>>
Вот значит и не в совках дело.
Подчас превозносимая (и гипертрофированная оттого) исконная
околорусская "смекалка" часто, к сожалению, оказывает медвежью услугу.
И каждый строитель понимает, что у него своя голова на плечах,
и, естественно, никому кроме него (академикам-архитекторам-профессорам
"там наверху, в Москве, в институтах" в том числе) неизвестно доподлинно,
что и как нужно делать здесь на месте.
Это вопрос элементарной культуры труда.
Приведу пример. Есть (давно уже) такой бытовой клей, "Момент" называется.
Многие взрослые дяденьки с высшим техническим образованием (и прекрасные
специалисты в своих областях, между прочим) искренне полагают, что
клей это архиплохой, ибо "не клеит". Когда их спрашивают, как работают
с клеем, удивляются, "что, мол, тут необычного - намазал погуще да прижал".
А при указании на инструкцию, где говорится, что нужно нанести
клей на обе склеиваемые детали, выждать 20 минут и сильно
сжать, дяденьки гомерически смеются, понимая, что в инструкции
их нагло обманывают - клей, как известно, за 20 минут успеет высохнуть.

sergei1207

Вот значит и не в совках дело.
Подчас превозносимая (и гипертрофированная оттого) исконная
околорусская "смекалка" часто, к сожалению, оказывает медвежью услугу.
И каждый строитель понимает, что у него своя голова на плечах,
и, естественно, никому кроме него (академикам-архитекторам-профессорам
"там наверху, в Москве, в институтах" в том числе) неизвестно доподлинно,
что и как нужно делать здесь на месте.
Это вопрос элементарной культуры труда.

Вопрос- ты на стройке был? в качестве кого?
\\ Приведу пример. Есть (давно уже) такой бытовой клей, "Момент" называется.
\\ Многие взрослые дяденьки с высшим техническим образованием (и прекрасные
в своих областях, между прочим) искренне полагают, что
Все мои знакомые, которые с руками не из жепы, независимо от образования отлично знают, как надо клеить, моментом, ЭДП, столярными клеями...

a_bbb

// И каждый строитель понимает, что у него своя голова на плечах,
и, естественно, никому кроме него (академикам-архитекторам-профессорам
"там наверху, в Москве, в институтах" в том числе) неизвестно доподлинно,
что и как нужно делать здесь на месте. //
это ты загнул. существует авторский надзор архитектора и конструктора за процессом соблюдения правил и технологий на стройке. и , поверь, архитекторы и конструкторы лучше гастарбайтеров (смотри соседний тред) понимают в строительстве, т.к. изучают всю технологию не только в теории в кабинетах, но и на практике, следя за процессом. вопрос в том, что они зачастую люди подневольные, а когда идут на принцип становятся очень не удобными, потому как не принимает комиссия дом (например а очень надо, т.к. в нем уже люди живут...

sergei1207

ага, моя знакомая фройлян-архитектор может к примеру замешать раствор и захуйачить кирпичную кладку солидно круче наблюдаемых мною турок.

viktor-69

Что, фройляйн - каменьщик высокой квалификации? Это я не к тому, что турки хорошо кладут, а к тому, что не женское это дело все же. Кисть крупная нужна.

sergei1207

нет, но имеет практические навыки. такое образование.

arturkaas

соглашусь с написанным
главная проблема современной Москвы(в плане строительства) - полное наплевательство на снипы и госты
большинство объектов сдаются за откаты, качество никому не нужно - все гонятся за дешевизной, поэтому и ебашат на стройках таджики, турки, хохлы(эти даже если получают больше, работают так же как таджики)
я еще могу понять, когда в отделке халтурят, но когда начинается распиздяйство в капитальном строительстве - это уже беспредел
если так дальше пойдет, новые многоэтажки даже взрывать не придется - они сами разваляться
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: